УДК: 796.01:159.9+796.332
ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ СИНДРОМА ВЫГОРАНИЯ У ДЕВУШЕК-ФУТБОЛИСТОК
Е.И. Берилова, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, д. 161, e-mail: [email protected].
В настоящее время спортивная деятельность характеризуется большими психическими и физическими нагрузками, жестким уровнем конкуренции. Психическое выгорание в спорте - это реакция на хронический стресс. В спортивной деятельности этот феномен проявляется в снижении мотивации достижения, физическом/эмоциональном истощении, обесценивании достижений у спортсменов. Пристальное внимание исследователей к психическому выгоранию у спортсменов связано с его негативным воздействием на тренировочную и соревновательную деятельность, а также на их здоровье. Развитие данного синдрома у атлетов может привести не только к спортивным травмам, но и к уходу из спорта.
В настоящее время внимание исследователей сместилось с исследования острого стресса в спортивной деятельности на изучение воздействия хронических стрессоров на спортсменов. Важную роль в преодолении психического выгорания у спортсменов играют их личностные свойства. Оптимальный уровень личностной тревожности, реалистичная самооценка, конструктивная мотивация, владение навыками самоконтроля и саморегуляции, предпочтение конструктивных копинг-страте-гий способствуют преодолению спортсменами психического выгорания.
Целью данного исследования было выявление взаимосвязи между психическим выгоранием, самооценкой, стратегиями преодоления стресса и эмоциональным интеллектом у девушек, занимающихся футболом. Эти личностные свойства мы рассматриваем в качестве регуляторов психического выгорания. В исследовании приняли участие 28 высококвалифицированных спортсменок.
Результаты исследования говорят о наличии у большинства из них признаков психического выгорания. Для большей части девушек-футболисток характерны нереалистичная самооценка, отсутствие предпочитаемых ко-пинг-стратегий, а также низкий уровень общего показателя эмоционального интеллекта. Анализ данных корреляционного исследования установил, что низкий уровень эмоционального интеллекта и нереалистичная самооценка способствуют развитию выгорания у девушек-футболисток. Результаты исследования указывают на значимость психологического сопровождения подготовки спортсменов, важной стороной которого выступает развитие компонентов психологической культуры атлетов.
Ключевые слова: синдром выгорания, эмпатия, психологическая культура личности, личностные особенности, соревновательная деятельность.
Для цитирования: Берилова Е.И. Личностные факторы преодоления синдрома выгорания у девушек-футболисток // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2018. - № 4. - С. 109-114.
For citation: Berilova E. Personal factors for beating female soccer players' burnout. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice.], 2018, no 4, pp. 109-114 (in Russian).
Актуальность. Психическое выгорание в профессиональной деятельности человека является результатом воздействия на работников хронических стрессоров. Данный синдром имеет свою специфику для различных видов деятельности. В спорте симптомы выгорания могут проявляться в отсутствии стремления достигать высоких результатов, в физическом изнеможении, эмоциональной усталости, обесценива-
нии для спортсменов достигнутых ими результатов [1, 5, 7]. В качестве основных внешних факторов, способствующих развитию данного феномена в спортивной деятельности, рассматриваются высокие физические и психические перегрузки, жесткая конкуренция, отсутствие времени на полное восстановление спортсменов. К основным внутренним ресурсам преодоления психического выгорания у спортсменов относятся их личностные особенности [6, 10, 11]. Ученые указывают на большую значимость в преодолении симптомов психического выгорания следующих личностных особенностей: умеренная личностная тревожность, ин-тернальный локус контроля, внутренняя мотивация, реалистичная самооценка, высокий уровень эмоционального интеллекта, владение навыками саморегуляции, самоконтроль, выбор конструктивных стратегий преодоления стресса [4, 8, 9, 12].
Своевременное установление личностных свойств спортсменов, которые являются ресурсами преодоления синдрома выгорания, поможет определить пути их развития в рамках психологического обеспечения их тренировочной и соревновательной деятельности. Кроме того, это поможет предотвратить развитие синдрома выгорания, будет способствовать самореализации спортсменов и большей продолжительности их профессиональной карьеры [5, 7, 11, 13].
В исследовании были изучены самооценка, эмоциональный интеллект и стратегии совладающего поведения спортсменов. Эти индивидуально-психологические особенности футболисток мы обозначили как внутренние ресурсы преодоления синдрома выгорания [1, 6, 11, 12]. Необходимо подчеркнуть значимость эмоционального интеллекта как фактора эффективного взаимодействия спортсменов в командных видах спорта. Общеизвестными являются такие групповые феномены, как «эмоциональное заражение», «состояние потока», «социальная фасилитация», которые воздействуют на психологическое состояние всех членов команды. Несомненно, что данные эмоциональные процессы, которые наблюдаются в командах, оказывают большое влияние на результативность соревно-
вательной деятельности спортсменов. Таким образом, развитие эмоционального интеллекта у спортсменов будет не только способствовать сплочению команды и формированию в ней благоприятного социально-психологического климата, но и предотвращению развития психического выгорания у спортсменов.
Цель исследования - установление уровня психического выгорания и изучение его взаимосвязи со стратегиями преодоления стресса, эмоциональным интеллектом и самооценкой у девушек, занимающихся футболом.
Методика и организация исследования. Исследование проведено с участием 28 спортсменок, занимающихся футболом и имеющих высокую квалификацию. Для диагностики синдрома выгорания использовался опросник эмоционального выгорания К. Маслач и С. Джексона, который мы ранее адаптировали. Опросник содержит 3 шкалы: обесценивание достижений, уменьшение чувства достижения, эмоциональное/ физическое истощение, общий показатель психического выгорания [2]. Анализ самооценки футболисток проводился с помощью методики Дембо-Рубинштейн в адаптации Прихожан. Для того чтобы установить уровень эмоционального интеллекта спортсменок, мы применили методику Холла. Изучение особенностей совладающего поведения спортсменок проводилось с помощью опросника Р. Лазаруса [3].
Результаты и их обсуждение. Копинг-стратегии, эмоциональный интеллект и самооценку девушек-футболисток мы рассматривали в качестве психических регуляторов выгорания. На первом этапе исследования мы измерили уровень психического выгорания, самооценку, эмоциональный интеллект и копинг-стра-тегии у девушек-футболисток.
Особенности изучения компонентов эмоционального интеллекта проиллюстрированы на рисунке 1. Все компоненты эмоционального интеллекта имеют средний уровень выраженности, что свидетельствует о наличии у большинства девушек признаков психического выгорания. Данные симптомы психического
28,18
0
12 3 4
Показатели психического выгорания
Рисунок 1. Средние значения шкал психического выгорания у спортсменок
Примечание: 1. Уменьшение чувства достижения; 2. Эмоциональное/физическое истощение. 3. Обесценивание достижений. 4. Интегральный показатель психического выгорания
10
Ш
12,71 ^
ШШ1
1
5
Копннг-стратегии
Рисунок 2. Средние значения стратегий совладающего поведения у спортсменок
Примечание: 1. Конфронтационный копинг. 2. Дистанцирование. 3. Самоконтроль. 4. Поиск социальной поддержки. 5. Принятие ответственности. 6. Бегство-избегание. 7. Планирование решения проблемы. 8. Положительная переоценка
Показатели самооценки
Рисунок 3. Особенности самооценки у девушек-футболисток
Примечание: 1. Уровень притязаний 2. Самооценка 3. Расхождение между самооценкой и притязанием
выгорания могут проявляться в снижении мотивации достижения, эмоциональном/физическом истощении, снижении значимости для спортсменов собственных достижений. Может быть, это обусловлено тем, что исследование проводилось в конце сезона соревнований, когда уже растет физическая и эмоциональная усталость у спортсменов.
Результаты исследования стратегий совладающего поведения футболисток проиллюстрированы на рисунке 2. Шкалы опросника копинг-стратегий разноразмерные, поэтому при интерпретации значений показателей, мы опирались на нормы, представленные авторами в данном источнике литературы [3]. Все стратегии преодоления стресса имеют средний уровень выраженности. Следует обратить внимание на то, что деструктивные копинг-стратегии не имеют высоких значений, что может говорить о том, что спортсменки редко применяют «жесткие» методы разрешения трудных ситуаций.
Следовательно, можно сделать вывод об отсутствии у девушек-футболисток предпочитаемых стратегий преодоления стресса. В сложных ситуациях для спортсменок характерен выбор как положительных (понимание своей ответственности, самоконтроль, положительная оценка сложившейся ситуации, об-
ращение за социальной поддержкой, поиск способов решения проблемы, эмоциональное отделение), так и неконструктивных способов разрешения трудностей (агрессивные действия, избегание решения проблемы). Это может говорить об отсутствии у спортсменок опыта в разрешении трудностей и, соответственно, несформированности стиля преодоления стрессовых ситуаций.
Особенности исследования самооценки футболисток проиллюстрированы на рисунке 3. Анализ выраженности показателей самооценки у девушек-футболисток позволил определить, что шкала «уровень притязаний» имеет очень высокий уровень выраженности, а шкала «самооценка» - средний уровень выраженности.
Кроме того, у большинства спортсменок имеется сильное расхождение между показателями самооценки и уровня притязаний. Средний уровень самооценки, очень высокий уровень притязаний и сильное расхождение между этими шкалами говорят о том, что у футболисток есть трудности при выборе целей и их реализации.
Далее у спортсменок был измерен эмоциональный интеллект. Особенности выраженности показателей эмоционального интеллекта проиллюстрированы на рисунке 4.
Показатели эмоционального интелекта
Рисунок 4. Особенности показателей эмоционального интеллекта у спортсменок
Примечание: 1. Эмоциональная осведомленность. 2. Управление своими эмоциями. 3. Самомотивация. 4. Эмпатия. 5. Управление эмоциями других людей. 6. Интегральный показатель эмоционального интеллекта
Анализ выраженности показателей эмоционального интеллекта у футболисток позволил определить, что компоненты «управление своими эмоциями» и «общий показатель эмоционального интеллекта» имеют низкий уровень развития. Остальные показатели эмоционального интеллекта имеют средний уровень развития. Это говорит о присутствии у большинства девушек-футболисток сложностей в управлении своими эмоциями, в выражении испытываемых ими эмоций, в понимании и распознавании чувств окружающих их людей.
На втором этапе исследования были проведено корреляционное исследование. Были исследованы взаимосвязи между симптомами выгорания, стратегиями совладающего поведения, самооценкой и эмоциональным интеллектом у футболисток.
В нашем исследовании симптомы выгорания имеют достоверные взаимосвязи с показателями самооценки и эмоционального интеллекта. Учитывались коэффициенты корреляции достоверно значимые при р<0,05. Высокий уровень эмоциональной осведомленности, развитие эмпатии и умение управлять своим эмоциональным состоянием, а также высокий эмоциональный интеллект помогают предотвратить появление синдрома выгорания у спортсменок.
Шкалы опросника психического выгорания: «уменьшение чувства достижения» (г = -0,54) и «интегральный показатель психического выгорания» (г = -0,39) отрицательно коррелируют с таким показателем самооценки, как «уровень притязаний». Шкалы опросника выгорания «обесценивание достижений» (г= 0,43) и «интегральный показатель психического выгорания» (г = 0,44) отрицательно коррелируют с показателем самооценки «расхождение между самооценкой и уровнем притязаний».
Корреляций между шкалами опросника психического выгорания и стратегиями преодоления стресса у спортсменок выявлено не было, что требует дополнительного исследования. Полученные нами данные могут говорить о том, что примененный нами опросник направлен на диагностику стратегий преодоления острого стресса. Психическое выгорание является ре-
зультатом воздействия на спортсменов хронического стресса. Таким образом, необходимо искать инструмент, позволяющий проводить диагностику других копинг-стратегий, направленных на преодоление воздействия хронических факторов в спортивной деятельности.
Шкалы методики диагностики эмоционального интеллекта: «управление своими эмоциями» (г = 0,54), «самомотивация» (г = 0,45) и «общий показатель эмоционального интеллекта» (г = 0,46) положительно коррелируют с копинг-стратегией «планирование решения проблемы». Шкала методики диагностики эмоционального интеллекта «эмоциональная осведомленность» (г = -0,48) отрицательно коррелирует с копинг-стратеги-ей «дистанцирование».
Анализ полученных нами данных говорит о том, что чем выше развит у спортсменок эмоциональный интеллект, тем больше вероятность предпочтения ими конструктивного способа разрешения трудностей, связанного с планированием решения трудной ситуации, и меньше вероятность «эмоционального отделения» от проблем.
Таким образом, чем лучше спортсменки осведомлены о чувствах, которые они испытывают, могут сопереживать другим людям и оказывать воздействие на эмоции других людей, тем меньше риск возникновения у них синдрома выгорания. Очень высокий уровень притязаний и значительное расхождение между самооценкой и уровнем притязаний тоже могут быть факторами развития синдрома выгораний у футболисток.
Выводы. Анализ полученных нами в исследовании да нных говорит о наличии у большинства девушек-футболисток признаков психического выгорания. У большинства футболисток был выявлен низкий уровень эмоционального интеллекта. Он может проявляться в трудности распознавания своих эмоций и чувств окружающих их людей, в управлении ими, низкой эмпатии. Данные исследования говорят об отсутствии предпочитаемой стратегии преодоления стресса у девушек-футболисток, что, возможно, говорит о не-сформированности у них стиля разрешения трудных
ситуаций или отсутствии опыта по их преодолению. У всех спортсменок установлена средняя самооценка, очень высокий уровень притязаний и значительное расхождение между данными показателями. В профессиональной деятельности это может приводить к завышенной оценке футболистками своих возможностей, а также появлению сложностей в выборе и достижении значимых целей.
Результаты корреляционного исследования позволяют сделать заключение о значимости эмоционального интеллекта и самооценки как регуляторов психического выгорания у спортсменок. Таким образом, к основным личностным факторам преодоления синдрома выгорания относятся реалистичная самооценка, высокий уровень притязаний и отсутствие значительного расхождения между ними, а также высокий эмоциональный интеллект. Развитие эмоционального интеллекта и формирование реалистичной самооценки и уровня притязаний, на наш взгляд, являются значимыми компонентами психологической подготовки спортсменов, препятствующими появлению симптомов психического выгорания у спортсменов.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Барабанщикова В.В. Профессиональные деформации в спорте высших достижений / В.В. Барабанщикова, О.А. Климова // Национальный психологический журнал. - 2015. - № 2(18). - С. 3-12.
2. Берилова Е.И. Адаптация опросника T. Raedeke, A. Smith для оценки психического выгорания у российских спортсменов // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2016. - № 4. - С. 79-85.
3. Берилова Е.И. Стратегии преодоления стресса / Е.И. Берилова, Ю.М. Босенко. - Краснодар, 2012. - 248 с.
4. Берилова Е.И. Личностные регуляторы профессионального выгорания у спортивных тренеров и судей / Е.И. Берилова, А.В. Мищенко, О.В. Дорошина // Фи-
зическая культура, спорт - наука и практика. - 2013. -№ 2. - С. 24-29.
5. Горская Г.Б. Организационный стресс в спорте: источники, специфика проявлений, направления исследований // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2012. - № 4. - С. 74-76.
6. Закирова Р.Х. Психологические особенности эмоционального выгорания спортсменов / Р.Х. Закирова, Г.Д. Бабушкин, М.П. Мухина // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма. -2014. - № 1. - С. 53-59.
7. Ильин Е.П. Психология спорта. - СПб.: Питер, 2008. -352 с.
8. Полякова Т.А. Проявление синдрома эмоционального выгорания в деятельности тренера / Т.А. Полякова, Р.Н. Юдина // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. -2014. - № 1. - С. 220-226.
9. Штефаненко И.И. Взаимосвязь эмоционального выгорания, индивидуально-психологических свойств личности и уровня развития группы у спортсменов-гандболистов // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2012. - С. 77-82.
10. Уэйнберг Р.С. Основы психологи спорта и физической культуры / Р.С. Уэйнберг, Д. Гоулд. - Киев: «Олимпийская литература», 2001. - С. 277-279. - М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2004. - 576 с. -(«Gaudeamus»).
11. Яковлев Б.П. Психическая нагрузка: практические аспекты ее исследования в условиях спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 5. - С. 25-28, 39-41.
12. Keith A. Kaufman, Ph.D. Understanding Student-Athlete Burnout. National Collegiate Athletic Association, December 10, 2014.
13. Thomas D. Raedeke& Alan L. Smith (2001). Development and Preliminary Validation of an Athlete Burnout Measure. Journal of Sport & Exercise Psychology, 23, 281-306.
PERSONAL FACTORS FOR BEATING FEMALE SOCCER PLAYERS' BURNOUT
E. Berilova, Candidate of Psychological Sciences, Аssociate Professor of the Psychology Department, Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar. Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo str., 161, e-mail: [email protected].
Sports activity is characterized by great mental and physical loads and a high competition level today. Athletes' burnout is a reaction to chronic stress. This phenomenon in sports activity is manifested in the reduction of the athletes' achievement motivation, physical/emotional exhaustion, devaluation of achievements. The great attention of researchers to athletes' mental burnout is associated with its negative impact on the training and competitive activities of athletes, as well as their health. The development of this syndrome can lead not only to sports injuries, but to the departure of the athlete from the sports.
The important role in the beating burnout of athletes plays their personal characteristics. The optimal level of personal anxiety, realistic self-esteem, constructive motivation, self-control and self-regulation skills, preference to constructive coping strategies by athletes contribute to the beating of psychological burnout.
The purpose of the study was to establish the relationship between psychological burnout, self - esteem, coping-strategies and emotional intelligence of female soccer players. These personal characteristics are considered by us as the regulators of burnout. The study involved 28 highly qualified female soccer players. The results of the study indicate the presence of burnout symptoms among most of the athletes. The female soccer players have unrealistic self-esteem, low emotional intelligence and no preference for coping strategies. As a result of the correlation study, it was found that the low level of emotional intelligence and unrealistic self-esteem contributed to the development of burnout among the female soccer players. The results of the study indicate the importance of psychological support for the preparation of athletes, the important side of which is the development of the components of psychological culture of athletes.
Keywords: burnout, personal resource, empathy, psychological culture, sports.
References:
1. Barabanshchikova V.V., Klimova O.A. Professional deformations in sport of the highest achievements. Natsional'nyipsikhologicheskiizhurnal [National psychological magazine], 2015, vol. 2(18), pp. 3-12. (in Russian).
2. Berilova E.I. Adaptation of T. Raedeke, A. Smith Questionnaire to assess the mental burnout of russian athletes. Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport -Science and Practice], 2016, no. 4, pp. 79-85. (in Russian).
3. Berilova E.I., Bosenko Ju.M. Strategiipreodolenija stressa [Strategies for coping with stress]. Krasnodar, 2012, 248 p. (in Russian).
4. Berilova E.I., Mishchenko A.V., Doroshina O.V. Personalized regulators of the professional burnout in sport coaches and referees. Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka ipraktika [Physical Education, Sport -Science and Practice], 2013, no. 2, pp. 24-29. (in Russian).
5. Gorskaya G.B. Organizational stress in sport: origins, manifestation specificity, investigation trends. Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport -Science and Practice], 2012, no 4, pp. 74-76. (in Russian).
6. Zakirova R.H., Babushkin G.D., Mukhina M.P. Psychological features of burnout in athletes. Problemy sovershenst-vovaniia fizicheskoi kul'tury, sporta iolimpizma [Problems of improvement of physical culture, sport and Olymp-ism], 2014, no. 1, pp. 53-59. (in Russian).
7. Ilin E.P. Psikhologiia sporta [Sports Psychology]. SPb.: Piter, 2008, 352 p.
8. Polyakova T.A., Yudina R.N. Manifestation of a syndrome of burnout in activity of coaches. Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo uni-versiteta [Messenger of State Humanitarian Pedagogical University], 2014, no 1 (Psychological and pedagogical sciences), pp. 220-226. (in Russian).
9. Shtephanenko I. Interrelation of emotional burning out, individual and psychological characteristics of a person and the level of development of the group of the handball players. Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka ipraktika [Physical Education, Sport -Science and Practice], 2012, no 4, pp. 77-82. (in Russian).
10. Ueynberg R.S., Gould D. Osnovy psikhologi sporta i fizicheskoi kul'tury [Bases psychologists of sport and physical culture], Kiev, The Olympic literature, 2001, pp. 277-279. (in Russian).
11. Yakovlev B.P. Mental loading: practical aspects of her research in the conditions of sports activity. Teoriia ipraktika fizicheskoi kul'tury [Theory and practice of physical culture], 2000, no 5, pp. 25-28, 39-41. (in Russian).
12. Keith A. Kaufman, Ph. D. Understanding Student-Athlete Burnout. National Collegiate Athletic Association, December 10, 2014.
13. Raedeke T.D. & Smith A.L. Development and Preliminary Validation of an Athlete Burnout Measure. Journal of Sport & Exercise Psychology, 2001, no 23, pp. 281-306.
Поступила / Received 15.10.2018 Принята в печать / Accepted 07.12.2018