Научная статья на тему 'Адаптация опросника T. Raedeke, A. Smith для оценки психического выгорания у российских спортсменов'

Адаптация опросника T. Raedeke, A. Smith для оценки психического выгорания у российских спортсменов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1420
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХИЧЕСКОЕ ВЫГОРАНИЕ / BURNOUT / ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / PERSONAL CHARACTERISTICS / НАДЕЖНОСТЬ ТЕСТА / ВАЛИДНОСТЬ ТЕСТА / САМООЦЕНКА / SELF-ESTEEM / ТРЕВОЖНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / ИНТЕРНАЛЬНОСТЬ / PSYCHOMETRIC PROPERTIES / PERSONAL ANXIETY / LOCUS OF CONTROL / MOTIVATION OF ACHIEVEMENT OF SUCCESS AND AVOIDING OF FAILURES / LEVEL OF ASPIRATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Берилова Е.И.

Сегодня изучение проявлений психического выгорания в спортивной деятельности является весьма актуальным. Спортивная деятельность имеет свою специфику, вследствие чего источники и проявления психического выгорания у атлетов весьма отличаются от факторов его развития и симптоматики у специалистов других профессий. Совершенно очевидно, что без получения точных данных об особенностях проявления психического выгорания у спортсменов и факторах его развития становится невозможным его предотвращение и оказание помощи спортсменам в его преодолении. Это является одной из важнейших практических задач в рамках психологического сопровождения деятельности спортсменов. Вследствие отсутствия в отечественной психологии спорта надежных и валидных инструментов, позволяющих измерить проявления психического выгорания у спортсменов, было принято решение адаптировать англоязычный опросник эмоционального выгорания ABQ (Athlete Burnout Questionnaire). В статье описывается процедура адаптации зарубежного опросника эмоционального выгорания ABQ (Athlete Burnout Questionnaire), разработанного T. Raedeke, A. Smith, который широко используется в зарубежной психологии спорта и предназначен для измерения проявлений психического выгорания у спортсменов. Опросник был создан на основе теории психического выгорания C. Maslach и S. Jackson, которая, на наш взгляд, наиболее полно раскрывает природу и симптоматику феномена выгорания в спорте. Процедура адаптации опросника включала в себя перевод методики на русский язык, оценку содержания полученного текста, проверку надежности и валидности теста. Полученные результаты исследования позволяют сделать вывод о соответствии адаптированного нами опросника психометрическим требованиям. Таким образом, можно сделать заключение о возможности его применения для измерения проявлений психического выгорания в спортивной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adaptation of T. Raedeke, A. Smith questionnaire to assess the mental burnout of Russian athletes

The actuality of a problem of burnout of different qualification athletes is connected with its negative consequences: motivation decrease to trainings, efficiency of training and competitive activity, premature leaving sport. In the scientific literature, athletic burnout is defined as chronic physical and emotional exhaustion, a reduced sense of accomplishment as well as sport devaluation. The study purpose was evaluation of psychometric properties of the Russian version of ABQ (Athlete Burnout Questionnaire) by Maslach and Jackson. ABQ adaptation was conducted on one sample of adolescent athletes involved in individual sport disciplines. 182 athletes were investigation participants. ABQ-test measures 3 scales: reduction of feeling of achievement, an emotional/physical exhaustion, depreciation (devaluation) of achievements. To identify indicators of athletes burnout interrelationship with the personal characteristics of different qualification athletes their personality characteristics were investigated: personal anxiety, locus of control, motivation of achievement of success and avoiding of failures, self-esteem, level of aspiration. Thus, the development of burnout contribute to high personality anxiety, low motivation to succeed, unrealistic self-esteem and level of aspiration, a high discrepancy between self-esteem and level of aspiration. Athlete Burnout Questionnaire demonstrates good psychometric properties. Thus Russian sport psychologists received a new diagnostic instrument to precise athletes' burnout.

Текст научной работы на тему «Адаптация опросника T. Raedeke, A. Smith для оценки психического выгорания у российских спортсменов»

УДК 796.01:159.9

АДАПТАЦИЯ ОПРОСНИКА T. RAEDEKE, A. SMITH

ДЛЯ ОЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ У РОССИЙСКИХ

СПОРТСМЕНОВ

Е. И. Берилова, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар.

Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.

Сегодня изучение проявлений психического выгорания в спортивной деятельности является весьма актуальным. Спортивная деятельность имеет свою специфику, вследствие чего источники и проявления психического выгорания у атлетов весьма отличаются от факторов его развития и симптоматики у специалистов других профессий. Совершенно очевидно, что без получения точных данных об особенностях проявления психического выгорания у спортсменов и факторах его развития становится невозможным его предотвращение и оказание помощи спортсменам в его преодолении. Это является одной из важнейших практических задач в рамках психологического сопровождения деятельности спортсменов. Вследствие отсутствия в отечественной психологии спорта надежных и валидных инструментов, позволяющих измерить проявления психического выгорания у спортсменов, было принято решение адаптировать англоязычный опросник эмоционального выгорания ABQ (Athlete Burnout Questionnaire).

В статье описывается процедура адаптации зарубежного опросника эмоционального выгорания ABQ (Athlete Burnout Questionnaire), разработанного T. Raedeke, A. Smith, который широко используется в зарубежной психологии спорта и предназначен для измерения проявлений психического выгорания у спортсменов. Опросник был создан на основе теории психического выгорания C. Maslach и S. Jackson, которая, на наш взгляд, наиболее полно раскрывает природу и симптоматику феномена выгорания в спорте.

Процедура адаптации опросника включала в себя перевод методики на русский язык, оценку содержания полученного текста, проверку надежности и валидности теста. Полученные результаты

исследования позволяют сделать вывод о соответствии адаптированного нами опросника психометрическим требованиям. Таким образом, можно сделать заключение о возможности его применения для измерения проявлений психического выгорания в спортивной деятельности.

Ключевые слова: психическое выгорание; личностные характеристики; надежность теста; валид-ность теста; самооценка; тревожность; мотивация; интернальность.

Для современного спорта высших достижений характерны высокие физические и психические перегрузки, находящиеся на уровне предельных возможностей человека. Спортсмены всегда нацелены на достижение максимально высоких результатов, им необходимо постоянно совершенствовать свои спортивные достижения. Кроме того, следует отметить, что наряду с длительными психическими и физическими нагрузками у спортсменов, как правило, нет времени для восстановления в течение всего соревновательного сезона. Постоянное воздействие вышеперечисленных особенностей спорта высших достижений на протяжении длительного периода времени способствует развитию хронического стресса, который приводит к появлению признаков психического выгорания у спортсменов [1, 3, 10].

Изначально феномен выгорания исследовался специалистами «помогающих» профессий. Затем, на основе сходства природы профессиональной деятельности, исследования были перенесены в сферу спорта. Однако следует проявлять осторожность при переносе проявлений феномена выгорания из «помогающих» профессий в сферу спортивной деятельности, так как у нее есть своя специфика [2, 4, 7].

Интерес к психическому выгоранию в спорте появился в конце 20 века. Это связано, прежде всего, с

его негативными последствиями для спортсменов. Феномен психического выгорания может приводить не только к утрате интереса атлетов к деятельности, которая ранее служила источником положительных эмоций, но и к снижению стремления спортсменов к достижению высоких результатов и, в целом, к утрате значимости полученных результатов. Это все может приводить к появлению травм и уходу спортсменов из спорта [5, 11].

Сегодня нет единой точки зрения как на определение феномена выгорания в спорте, так и на факторы его развития и симптоматику [12]. Одним из самых признанных является определение R. E. Smith. Под психическим выгоранием он рассматривает ответную реакцию на хронический стресс, которая состоит из компонентов: поведенческого, физического, и когнитивного. Самым ярким проявлением психического выгорания является эмоциональный, психологический, а часто и физический уход от деятельности, бывшей ранее источником удовольствия и положительных эмоций для спортсмена [9, 11].

Психическое выгорание в спорте активно исследуется на основе трехкомпонентной модели. Она включает в себя следующие составляющие: уменьшение чувства достижения, которое проявляется в снижении стремления атлета достигать высоких результатов в своей деятельности; обесценивание спортивных достижений, заключающееся в снижении значимости достигнутых результатов для спортсмена; эмоциональное / физическое истощение, которое проявляется в эмоциональной и физической усталости у спортсменов, когда уже нет ни желания, ни сил заниматься спортивной деятельностью.

Таким образом, мы видим, что для атлета, у которого появились признаки психического выгорания, снижается значимость собственной деятельности, а также появляется состояние физической и психологической усталости. Это может проявляться сначала в уклонении от занятий физической активностью, а затем и в уходе из спорта атлета, который мог бы достигнуть высоких результатов [6, 9].

Эта концепция была предложена спортивным психологом T. Raedeke. В ее основу легла теория психического выгорания C. Maslach и S. Jackson. Только компонент «деперсонализация», проявляющийся в развитии у работников отрицательных эмоций по отношению к субъектам своей деятельности, был заменен на компонент «обесценивание спортивных достижений». Мы считаем, что эта модель наиболее содержательно раскрывает симптоматику психического выгорания в спорте и представляет собой надежный инструмент для его изучения и измерения [12]

С целью исследования распространенности феномена психического выгорания в спорте возникла необходимость в создании надежного инструмента его измерения. Это связано с тем, что следует с осторожностью переносить проявления психического выгорания из сферы «помогающих» профессий в область спорта.

Источники и симптоматика проявлений выгора-

ния у спортсменов и других специалистов различны и требуют дальнейшего изучения. В связи с этим возникла необходимость адаптации зарубежного опросника эмоционального выгорания ABQ (Athlete Burnout Questionnaire), разработанного T. Raedeke, A. Smith, на российской выборке [12].

Опросник «Athlete Burnout Questionnaire» предназначен для измерения трех симптомов психического выгорания у спортсменов: обесценивания достижений, уменьшения чувства достижения, эмоционального / физического истощения.

В процедуру адаптации опросника «Athlete Burnout Questionnaire» были включены следующие этапы: подготовлен предварительный вариант перевода оригинальной методики на русский язык, осуществлена экспертная оценка содержания опросника, проведено психодиагностическое исследование, проверена на надежность русскоязычная версия опросника по параметру внутренней согласованности, для чего был установлен а-коэффициент Кронбаха по отдельным шкалам методики и вычислены средние значения каждого из этих параметров.

Сведения о валидности опросника «Athlete Burnout Questionnaire» были получены по результатам исследования, установившего достоверные взаимосвязи между показателями опросника и личностными характеристиками спортсменов, которые, согласно литературным данным, обусловливают устойчивость к психическим нагрузкам [4].

На первом этапе адаптации англоязычной версии опросника «Athlete Burnout Questionnaire» был осуществлен перевод текста методики на русский язык. Затем была проведена экспертная оценка содержания текста опросника. Адекватность перевода англоязычного опросника и его содержания оценивалась квалифицированными экспертами Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. Заведующая кафедрой иностранных языков, кандидат филологических наук, профессор Л. Г. Ярмо-линец проверила адекватность перевода опросника. Экспертная оценка содержания текста была проведена доктором психологических наук, профессором кафедры психологии Г. Б. Горской.

Для проведения адаптации опросника психического выгорания «Athlete Burnout Questionnaire» исследованы 182 спортсмена, у которых был риск развития симптомов психического выгорания. Выборка состояла из 111 спортсменов мужского пола и 71 спортсменки женского пола, в возрасте от 14 до 29 лет, занимавшихся различными видами спорта.

Опросник психического выгорания «Athlete Burnout Questionnaire» представляет собой многофакторный диагностический инструмент, способный установить признаки психического выгорания у спортсменов [12]. Методика состоит из 15 утверждений, которые объединены в 3 шкалы, отражающие ответные реакции спортсменов на постоянные эмоциональные и физические перегрузки в течение длительного времени. В каждой

шкале содержится 5 утверждений, которые исследуемый может оценить с помощью следующих вариантов ответа: почти никогда, редко, иногда, часто, почти всегда. Методика позволяет выявить 3 показателя психического выгорания: уменьшение чувства достижения, эмоциональное / физическое истощение, обесценивание достижений.

В процедуру адаптации опросника также была включена проверка его русской версии на надежность по параметру внутренней согласованности. Для этого устанавливался а-коэффициент Кронбаха по отдельным шкалам опросника. Также внутренняя согласованность опросника оценивалась с помощью установления корреляционных взаимосвязей между количеством баллов за отдельные утверждения методики с итоговым баллом за показатель, к которому относится данное утверждение, для этого был вычислен коэффициент корреляции Пирсона. Кроме того, были определены критерии оценки значений каждого из показателей психического выгорания.

Значения а-коэффициента Кронбаха для отдельных шкал методики находятся в диапазоне 0,62-0,81, что соответствует основным требованиям, которые предъявляются к шкалам подобного типа, и говорит о достаточной внутренней согласованности шкал опросника психического выгорания. Далее мы оценили внутреннюю согласованность методики, при помощи вычисления коэффициента корреляции r-Пирсона между количеством баллов за отдельные утверждения опросника с суммарным баллом за показатель, к которому относится данное утверждение. При этом предварительно была проведена оценка распределения признаков, которое оказалось близким к нормальному.

В таблице 1 представлены результаты оценки внутренней согласованности опросника «Athlete Burnout Questionnaire».

Валидность адаптированного нами опросника психического выгорания «Athlete Burnout Questionnaire» была подтверждена соответствующими теоретическими представлениями об источниках психического выгорания [3, 6, 9, 11]. По данным нашего исследования, наиболее существенными регуляторами психического

выгорания у спортсменов являются следующие личностные свойства: самооценка, личностная тревожность, мотивация, самооценка, общая интернальность [4].

Высокий уровень личностной тревожности и большое расхождение между самооценкой и уровнем притязаний могут вызывать развитие психического выгорания, а высокая самооценка, преобладание мотивации достижения успеха, высокий уровень общей ин-тернальности и интернальность в области достижений будут препятствовать развитию его проявлений.

Валидность адаптированного нами опросника «Athlete Burnout Questionnaire» психического выгорания была подтверждена в исследовании И. И. Штефа-ненко. Ею было установлено, что разные компоненты психического выгорания обуславливаются различными личностными свойствами спортсменов [8]. Личностная тревожность влияет на компонент «уменьшение чувства достижения», эмоциональный интеллект - на «обесценивание достижений», он связан с компонентом эмоционального выгорания обратной связью, мотивация избегания неудач является регулятором «эмоционального / физического истощения».

Таким образом, психическому выгоранию более подвержены спортсмены с высоким уровнем личностной тревожности и мотивацией неудач, а высокий уровень развития эмоционального интеллекта препятствует его развитию.

Практическая значимость диагностического инструментария определяется не только его надежностью и валидностью, но и существованием критериев оценки полученных результатов. Авторы адаптированной нами методики не определяют ни норм, ни критериев оценки психического выгорания, поэтому мы определили следующие оценочные критерии.

Распределение полученных нами данных приближается к нормальному, поэтому весь диапазон значений нами был разделен на 3 группы. Значения данных, которые входят в интервал (Ccp±d), были определены как средние. Как низкие, мы определили те значения шкал, величины которых ниже указанного диапазона, как высокие, те, которые его превышают.

Таблица 1

Показатели коэффициента корреляции баллов по отдельным утверждениям с итоговым баллом по шкалам опросника психического выгорания «Athlete Burnout Questionnaire»

Показатели психического выгорания

Уменьшение чувства достижения № вопроса 1 5 7 13 14

r 0,62 0,58 0,69 0,61 0,65

Эмоциональное / физическое истощение № вопроса 2 4 8 10 13

r 0,66 0,73 0,82 0,76 0,79

Обесценивание достижений № вопроса 3 6 9 11 15

r 0,54 0,79 0,81 0,81 0,48

Примечание: все показатели статистически значимы при Р<0.01.

Критерии оценки показателей психического выгорания представлены в таблице 2. Приведенные критерии оценки мы рассматриваем как ориентировочные, т. к. объем выборки был небольшим.

Для исследования способности адаптированного нами опросника выгорания измерять проявления психического выгорания мы провели изучение его динамики вследствие влияния постоянных психических перегрузок, вызванных интенсивным участием спортсменов в соревнованиях.

В таблице 3 представлены результаты исследования психического выгорания у спортсменов, интенсивно занимающихся спортом, в период выступлений в соревнованиях. В исследовании приняли участие 15 спортсменов в возрасте 16-18 лет, занимающихся прыжками на акробатической дорожке и двойном ми-нитрампе, которые находились на этапе высшего спортивного мастерства.

Сбор психодиагностических данных проводился 3 раза в год, а именно, в сентябре, декабре и феврале 2006-2007гг.. на базе Специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва № 1 г. Краснодара.

Результаты, представленные в таблице 3, говорят о явной тенденции к возрастанию показателей психического выгорания.

Рассмотрим интенсивность соревновательной деятельности спортсменов в этот период. Они приняли

участие в одном международном соревновании, одном - всероссийском, в трех - краевых, трех - городских. Таким образом, можно сделать заключение о том, что соревновательная деятельность спортсменов в данный период является очень напряженной.

Результаты исследования подтверждают достаточно высокую чувствительность и психометрическую надежность адаптированного нами зарубежного опросника, что позволяет применить его для выявления психического выгорания у спортсменов.

Текст опросника эмоционального выгорания

(Athlete Burnout Questionnaire)

1. Я выполняю много заслуживающих внимания вещей в спорте.

2. Я чувствую себя настолько утомленным(ой) от тренировок, что с трудом нахожу силы выполнять другие дела.

3. Усилия, которые я трачу на спорт, было бы лучше потратить на выполнение других дел.

4. Я чувствую себя чрезмерно утомленным(ой) от участия в спорте.

5. Я не достигаю многого в спорте.

6. Я не так много забочусь о моих спортивных достижениях, как раньше.

7. Я не показываю достижений, которые соответствуют моим спортивным способностям.

8. Я чувствую истощение от спорта.

9. Я не вовлечен(а) в спорт как раньше.

Таблица 2

Критерии оценки показателей психического выгорания у спортсменов

Уровень выраженности показателей (в баллах) Показатели психического выго рания

уменьшение чувства достижения эмоциональное / физическое истощение обесценивание достижений интегральный показатель психического выгорания

Высокий 18-25 15-25 15-25 43-75

Средний 12-17 7-14 7-14 27-42

Низкий 0-11 0-6 0-6 0-26

.а .а

Дата измерения VO О сК о VO О (N Достоверност различий VO О сК о 28.02.07 г. Достоверност различий

1 О 1

уменьшение чувства достижения 14 15 - 14 16 P<0,05

Показатели психического выгорания (в баллах) эмоциональное/ физическое истощение 10 10 - 10 10 -

обесценивание достижений 9 10 - 9 9 -

интегральный показатель психического выгорания 31 35 P<0,05 31 35 P<0,05

Таблица 3

Медианы показателей психического выгорания у спортсменов (n=15)

10. Я чувствую физическую изношенность от спорта.

11. Я не так озабочен(а) успехами в спорте, как раньше.

12. Я истощен(а) умственными и физическими запросами спорта.

13. Мне кажется, что, несмотря на то что я делаю, я не выполняю того, что должен.

14. Я чувствую, что у меня успехи в спорте.

15. У меня к спорту отрицательные чувства.

Инструкция. Вашему вниманию предлагается

опросник, отражающий ваше отношение к спорту. По нему возможны 5 вариантов ответа: почти никогда, редко, иногда, часто, почти всегда. Подчеркиваем, что все ответы равноценны, правильных или неправильных ответов здесь быть не может. Пожалуйста, выберите один из них по каждому суждению, в нужной графе отметьте его.

Полученные ответы обрабатываются при помощи прямой и обратной шкалы.

Прямая шкала - значение балла соответствует значению цифры на бланке.

Балл 1 2 3 4 5

Номера вопросов: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 15

Обратная шкала - значение балла противоположно значению цифры на бланке.

Балл 5 4 3 2 1

Номера вопросов: 1, 13

Полученные баллы суммируются по 3 показателям опросника.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Уменьшение чувства достижения ^а) - 1, 5, 7, 13,

14.

2. Эмоциональное / физическое истощение (Е) - 2, 4, 8, 10, 12.

3. Обесценивание (девальвация) достижений (й) - 3, 6, 9, 11, 15.

Затем подсчитывается суммарный балл по всем шкалам опросника.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Барабанщикова В. В. Профессиональные деформации в спорте высших достижений / В. В. Барабанщикова, О. А. Климова // Национальный психологический журнал. - 2015. - № 2 (18). - С. 3-12.

2. Берилова Е. И. Личностные регуляторы профессионального выгорания у спортивных тренеров и судей / Е. И. Берилова, А. В. Мищенко, О. В. Дорошина // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2013. - № 2. - С. 24-29.

3. Горская Г. Б. Организационный стресс в спорте: источники, специфика проявлений, направления исследований / Г. Б. Горская // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2012. - № 4. - С. 74-76.

4. Гринь Е. И. Личностные факторы, обусловливающие развитие профессионального выгорания у спортсменов разного пола / Е. И. Гринь // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2009. - № 1. - С. 33-37.

5. Закирова Р. Х. Психологические особенности эмоционального выгорания спортсменов / Р. Х. Закирова, Г. Д. Бабушкин, М. П. Мухина // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпиз-ма. -2014. - № 1. - С. 53-59.

6. Ильин Е. П. Психология спорта / Е. П. Ильин - СПб.: Питер, 2008. - 352 с.

7. Полякова Т. А. Проявление синдрома эмоционального выгорания в деятельности тренера / Т. А. Полякова, Р. Н. Юдина // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. - 2014. - № 1. - С. 220-226.

8. Штефаненко И. И. Взаимосвязь эмоционального выгорания, индивидуально-психологических свойств личности и уровня развития группы у спортсменов-гандболистов / И. И. Штефаненко // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2012. - № 4. - С. 7782.

9. Уэйнберг Р. С. Основы психологии спорта и физической культуры / Р. С. Уэйнберг, Д. Гоулд. - Киев: Олимпийская литература. - 2001. - С. 277-279.

10. Яковлев Б. П. Психическая нагрузка: практические аспекты ее исследования в условиях спортивной деятельности / Б. П. Яковлев // Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 5. - С. 25-28, 39-41.

11. Keith A. Kaufman, Ph. D. Understanding Student-Athlete Burnout. National Collegiate Athletic Association, December 10, 2014.

12. Thomas D. Raedeke & Alan L. Smith (2001). Development and Preliminary Validation of an Athlete Burnout Measure. Journal of Sport & Exercise Psychology, 23, 281-306.

ADAPTATION OF T. RAEDEKE, A. SMITH QUESTIONNAIRE TO ASSESS THE MENTAL BURNOUT OF RUSSIAN ATHLETES

E. Berilova, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of Psychology Department Kuban State University Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo str., 161

The actuality of a problem of burnout of different qualification athletes is connected with its negative consequences: motivation decrease to trainings, efficiency of training and competitive activity, premature leaving sport. In the scientific literature, athletic burnout is defined as chronic physical and emotional exhaustion, a reduced sense of accomplishment as well as sport devaluation. The study purpose was evaluation of psychometric properties of the Russian version of ABQ (Athlete Burnout Questionnaire) by Maslach and Jackson. ABQ adaptation was conducted on one sample of adolescent athletes involved in individual sport disciplines. 182 athletes were investigation participants. ABQ-test measures 3 scales: reduction of feeling of achievement, an emotional/physical exhaustion, depreciation (devaluation) of achievements. To identify indicators of athletes burnout interrelationship with the personal characteristics of different qualification athletes their personality characteristics were investigated: personal anxiety, locus of control, motivation of achievement of success and avoiding of failures, self-esteem, level of aspiration. Thus, the development of burnout contribute to high personality anxiety, low motivation to succeed, unrealistic self-esteem and level of aspiration, a high discrepancy between self-esteem and level of aspiration. Athlete Burnout Questionnaire demonstrates good psychometric properties. Thus Russian sport psychologists received a new diagnostic instrument to precise athletes' burnout.

Keywords: burnout; psychometric properties; personal characteristics; personal anxiety; locus of control; motivation of achievement of success and avoiding of failures; self-esteem; level of aspiration.

References:

1. Barabanshchikova V. V., Klimova O. A. Professional deformations in sport of the highest achievements. Natsional'nyipsikhologicheskiizhurnal [National psychological magazine], 2015, vol. 2(18), pp. 3-12 (in Russian).

2. Berilova E. I., Mishchenko A. V., Doroshina O. V. Personalized regulators of the professional burnout in sport coaches and referees. Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka ipraktika [Physical Education, Sport -Science and Practice], 2013, no. 2, pp. 24-29 (in Russian).

3. Gorskaya, G. B. Organizational stress in sport: origins, manifestation specificity, investigation trends. Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport -Science and Practice], 2012, no 4, pp. 74-76 (in Russian).

4. Grin' E. I. Personal factors bringing about the development of vocational fading in athletes of different sexes. Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport -Science and Practice], 2009, no 3, pp. 33-37 (in Russian).

5. Zakirova R. H., Babushkin G. D., Mukhina M. P. Psychological features of burnout in athletes. Problemy sover-shenstvovaniia fizicheskoi kul'tury, sporta i olimpizma [Problems of improvement of physical culture, sport and Olympism], 2014, no. 1, pp. 53-59 (in Russian).

6. Ilin E. P. Psikhologiia sporta [Sports Psychology]. SPb., Piter, 2008, 352 p.

7. Polyakova T. A., Yudina R. N. Manifestation of a syndrome of burnout in activity of coaches. Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo uni-versiteta [Messenger of State Humanitarian Pedagogical University], 2014, vol 1 (Psychological and pedagogical sciences), pp. 220-226 (in Russian).

8. Shtephanenko I. Interrelation of emotional burning out, individual and psychological characteristics of a person and the level of development of the group of the handball players. Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka ipraktika [Physical Education, Sport -Science and Practice], 2012, no 4, pp. 77-82 (in Russian).

9. Ueynberg R. S., Gould D. Osnovy psikhologi sporta i fizicheskoi kul'tury [Bases psychologists of sport and physical culture], Kiev, The Olympic literature, 2001, pp. 277-279.

10. Yakovlev B. P. Mental loading: practical aspects of her research in the conditions of sports activity. Teoriia ipraktika fizicheskoi kul'tury [Theory and practice of physical culture], 2000, no 5, pp. 25-28, 39-41 (in Russian).

11. Keith A. Kaufman, Ph. D. Understanding Student-Athlete Burnout. National Collegiate Athletic Association, December 10, 2014.

12. Raedeke T. D. & Smith A. L. Development and Preliminary Validation of an Athlete Burnout Measure. Journal of Sport & Exercise Psychology, 2001, no 23, pp. 281-306.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.