Научная статья на тему 'Личностные факторы, обусловливающие развитие профессионального выгорания у спортсменов разного пола'

Личностные факторы, обусловливающие развитие профессионального выгорания у спортсменов разного пола Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
517
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / РЕДУКЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ / REDUCTION OF PROFESSIONAL DUTIES / МИКРОВРЕМЕННЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ ПСИХИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ / МАКРОВРЕМЕННЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ ПСИХИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ / MICROTIME AND MACROTIME REGULATORS OF PHYSICAL LOADING / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ИСТОЩЕНИЕ / EMOTIONAL EMACIATION / ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ / DEPERSONALIZATION / VOCATIONAL FADING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гринь Е.И.

Влияние личностных особенностей на развитие профессионального выгорания является одним из актуальных направлений исследований в спортивной психологии. Результаты исследования позволили сделать заключение о гендерной специфике профессионального выгорания у спортсменов. Наблюдаются достоверные различия между мужчинами и женщинами по таким показателям профессионального выгорания, как эмоциональное/ физическое истощение и обесценивание достижений. Более высокая выраженность данных показателей профессионального выгорания у мужчин, возможно, связана с доминированием представлений об успехе как об атрибуте мужественности в нашем обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL FACTORS BRINGING ABOUT THE DEVELOPMENT OF VOCATIONAL FADING IN ATHLETES OF DIFFERENT SEXES

The problem of how personal features influence on the development of vocational fading is one of the actual research directions in sport psychology. The results of the research made it possible to come to the conclusion about the gender specification of vocational fading in athletes. One can watch authentic differencies between men and women touching upon such indices as emotional/physical emaciation and depreciation of achievements. The author supposed that higher evidence of the given indices of vocational fading, showed by men, is connected with the domination of success notions as an attribute of manliness in our society.

Текст научной работы на тему «Личностные факторы, обусловливающие развитие профессионального выгорания у спортсменов разного пола»

ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СПОРТСМЕНОВ РАЗНОГО ПОЛА

Преподаватель Е. И. Гринь

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар

влияние личностных особенностей на развитие профессионального выгорания является одним из актуальных направлений исследований в спортивной психологии. Результаты исследования позволили сделать заключение о гендерной специфике профессионального выгорания у спортсменов. Наблюдаются достоверные различия между мужчинами и женщинами по таким показателям профессионального выгорания, как эмоциональное/ физическое истощение и обесценивание достижений. Более высокая выраженность данных показателей профессионального выгорания у мужчин, возможно, связана с доминированием представлений об успехе как об атрибуте мужественности в нашем обществе.

Ключевые слова: профессиональное выгорание, микровременные регуляторы психической нагрузки, мак-ровременные регуляторы психической нагрузки, эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция профессиональных обязанностей.

введение. Под профессиональным выгоранием в современной психологии понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в «помогающих» профессиях (В . Е. Орел, 2001; 2007; Т. И Ронгинская, 2002; М . М . Скугаревская, 2007; Т . В . Форманюк, 1994) . Оно состоит из 3-х компонентов: эмоционального истощения, деперсонализации и редукции профессиональных достижений (С . Maslach, S . Jackson, 1984) . Эмоциональное истощение проявляется в эмоциональной опустошенности, равнодушии и усталости, источником которых является собственная работа . Деперсонализация характеризуется циничным отношением к труду и субъектам своего труда . В крайних случаях у человека не вызывают эмоционального отклика ни положительные, ни отрицательные аспекты профессиональной деятельности Клиенты (пациенты) воспринимаются им как неодушевленные предметы, все проблемы, с которыми они обращаются, с точки зрения профессионала являются благом для них, иногда даже бывает неприятно само их присутствие Редукция профессиональных обязанностей рассматривается как утрата эффективности собственной деятельности, появление чувства некомпетентности, снижение уверенности в

своих профессиональных возможностях и отсутствие дальнейших перспектив профессиональной деятельности (В . Е. Орел, 1999, 2007; М . М . Скуга-ревская, 2002; С Maslach, S Jackson, 1984) . Данная модель отражает специфику той профессиональной деятельности, в рамках которой был впервые обнаружен синдром эмоционального выгорания. Впоследствии дополнительные исследования способствовали расширению сфер деятельности, в рамках которых мог обнаружиться данный феномен В настоящее время эмоциональное выгорание рассматривается как «профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в процессе ее» (Н . Е. Водопьянова, Е . С . Старченкова, 2005; В . Е . Орел, 1990; C . Maslach, W. B . Schaufeli, M . P . Leiter, 2001) . На наш взгляд, данная концепция наиболее полно раскрывает структуру данного феномена и содержание его основных компонентов Соответственно, круг факторов, способствующих развитию данного синдрома, значительно расширился

В настоящее время традиционно выделяются 2 группы факторов, способствующих развитию эмоционального выгорания: индивидуальные (социально-демографические характеристики и личностные особенности) и организационные (условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности)

Спортивная деятельность - это вид профессиональной деятельности человека, ориентированный на высокий уровень достижений и демонстрацию их в стрессовых условиях В современной спортивной психологии одним из перспективных направлений исследования выгорания является изучение факторов, способствующих его развитию . Сохранение высокой тренировочной и соревновательной результативности спортсменов зависит от конструктивного сочетания физических и психических нагрузок, которое определяется влиянием макровременных и микровременных регуляторов психической нагрузки . Данные факторы являются источником напряженности в спортивной деятельности, отсутствие внимания к ним не только повышает психические нагрузки, но и может быть источником выгорания

К микровременным регуляторам психической нагрузки относятся: ранг соревнований, количество и состав участников, уровень подготовленности к ним спортсменов, их психическое состояние во время выступления

Макровременные факторы включают в себя индивидуально-психологические особенности спортсмена, его соревновательный опыт, уровень его зрелости и обучен-ности, степень утомления . Они разделяются на внутренние и внешние . К внутренним факторам относятся устойчивые сочетания индивидуально-психологических свойств спортсменов, определяющие способ их реагирования на те или иные ситуации . Внешние факторы, в свою очередь, делятся на факторы, связанные с процессом подготовки спортсменов (планирование и организация соревновательной и тренировочной деятельности) и не связанные (бытовые проблемы, финансовые трудности, сложности сочетания учебы со спортивной деятельностью и др )

Роль внешних макровременных факторов психической нагрузки в развитии выгорания изучена недостаточно, хотя их важность очевидна . Такие жизненные события, как взаимоотношения с социальным окружением, финансовые проблемы, трудности совмещения учебной и соревновательной деятельности, могут стать источником снижения адаптации спортсмена и эффективности его деятельности

Микровременные регуляторы психической нагрузки могут способствовать накоплению напряжения, которое в конечном итоге становится хроническим . Даже небольшие ежедневные неприятности в условиях соревновательной деятельности могут приводить к снижению уровня адаптации спортсменов, к перетренированности и, возможно, к выгоранию (Г. Б . Горская, 1995) .

Профессиональное выгорание в спортивной деятельности является «молодой», но очень актуальной темой исследований В настоящее время можно говорить о недостаточности эмпирических исследований, касающихся внешних и внутренних факторов его развития, что требует дополнительного изучения (Р . С . Уэйнберг, Д . Гоулд, 1998; J . Gallimore & Dr . S . Burke, 2001; T . D . Raedeke & A . L . Smith, 2001) .

Спорт рассматривается как деятельность в разной мере приемлемая для мужчин и женщин Соответственно, взаимосвязь личностных особенностей и профессионального выгорания у спортсменов разного пола может иметь разную специфику

Цель исследования - изучение взаимосвязи профессионального выгорания и индивидуальных личностных особенностей у спортсменов разного пола .

Изучение личностных особенностей спортсменов, позволяющее предотвратить развитие профессионального выгорания, является одним из важнейших компонентов психологического сопровождения спортивной деятельности, так как оно способствует предотвращению психических перегрузок у спортсменов и формированию у них конструктивных стратегий преодоления стресса .

В проведенном исследовании приняли участие 190 спортсменов, интенсивно занимающихся спортом, у которых высока вероятность развития профессионального выгорания . В выборку входили 113 респондентов мужского пола и 77 респондентов женского пола в возрасте от 14 до 29 лет, занимающихся боксом, борьбой, баскетболом, гимнастикой, плаванием, волейболом

Методы Исследование проявлений профессионального выгорания проводилось с помощью адаптированного нами теста-опросника, разработанного К . Маслач и С . Джексоном . Он измеряет 3 шкалы: уменьшение чувства достижения, эмоциональное/физическое истощение, обесценивание (девальвация) достижений

Изучение личностных особенностей спортсменов про-

водилось с помощью следующих методик: Шкала личностной тревожности Ч . Д . Спилбергера, методики мотивации достижения успеха и избегания неудач Т . Элерса, Тест-опросник уровня субъективного контроля; методика Дембо-Рубинштейна в модификации А. М . Прихожана .

Для выявления взаимосвязи показателей профессионального выгорания с индивидуальными особенностями спортсменов были исследованы их личностные свойства: личностная тревожность, локус контроля, мотивация достижения успеха и избегания неудач, самооценка, уровень притязаний

Результаты . Результаты исследования говорят о наличии у большей части выборки (86 %) спортсменов проявлений профессионального выгорания высокой или средней степени выраженности (Е . И . Гринь, 2006) .

Согласно литературным данным, различия в развитии профессионального выгорания у представителей различных групп профессий зависят от пола работников, уровня их квалификации, стажа работы (Н . Е. Водопьянова, Е. С . Старченкова, 2005; В . Е . Орел, 1990; C. Maslach, W . B . Schaufeli, M . P . Leiter, 2001) . Однако сведения относительно зависимости профессионального выгорания от вышеперечисленных факторов носят противоречивый характер . Спорт имеет свою специфику, поэтому следующей задачей нашего исследования было изучение различий в проявлении профессионального выгорания у спортсменов разного пола, квалификации и вида спорта (Н . Е . Водопьянова, Е. С . Старченкова, 2005; В . Е. Орел, 1999; М . М . Ску-гаревская, 2002; С . Maslach, S . Jackson, 1984) .

Исследования, касающиеся изучения различий в развитии профессионального выгорания у специалистов разного пола, в настоящее время носят противоречивый характер, так как на его появление может оказывать влияние большое количество факторов . Так, например, совмещение профессиональных и семейных обязанностей у женщин или ожидание проявления «истинно мужских» качеств, таких как независимость, неуязвимость, эмоциональная сдержанность от мужчин, могут выступать в качестве основных причин развития профессионального выгорания, что, соответственно, может затруднять изучение гендер-ной специфики проявления данного феномена

В таблице 1 представлены средние значения показателей профессионального выгорания у спортсменов разного пола Достоверные различия между группами спортсменов обнаружены по интегральному показателю профессионального выгорания и показателю «уменьшение чувства достижения» На наш взгляд, это может быть обусловлено преобладанием у мужчин инструментальных ценностей Данные результаты не являются неожиданными, так как мужчины стремятся соответствовать гендерным стереотипам . Успех является признаком мужественности, поэтому для мужчин очень важным аспектом профессиональной карьеры является наличие значимых достижений . У женщин, возможно, существуют другие сферы деятельности, в которых у них есть возможность себя реализовать, что, соответственно, обусловливает более низкие значения профессионального выгорания

В соответствии с задачами исследования мы рассмотрим особенности взаимосвязей между показателями профессионального выгорания и личностными свойствами спортсменов В таблице 2 представлены коэффициенты корреляции между показателями профессионального выгорания и личностными свойствами у спортсменов по выборке в целом.

Прямые достоверные взаимосвязи были обнаружены

Таблица 1

Средние значения показателей профессионального выгорания у спортсменов разного пола (х ± 5)

Группы Показатели профессионального выгорания (в баллах)

уменьшение чувства достижения эмоциональное/ физическое истощение обесценивание достижений интегральный показатель

Мужчины 13,88+ 3,01 10,39+ 3,6 10,14+ 3,7 34,29+7,6

Женщины 13,11+ 3,6 9,77 +3,5 9,58+3,7 32,3+7,9

Достоверность различий Р<0,05 — — Р<0,05

Таблица 2

Коэффициенты корреляции между показателями профессионального выгорания и личностными свойствами у спортсменов (п=180)

Личностные свойства Показатели профессионального выгорания

уменьшение чувства достижения эмоциональное/ физическое истощение обесценивание достижений интегральный показатель

1. Личностная тревожность 0,05 0,10 0,13 0,14

2 . Мотивация достижения успеха 0,09 -0,05 -0,00 -0,06

3 . Мотивация избегания неудач 0,18* -0,04 0,02 0,06

4 . Самооценка -0,17* -0,08 -0,07 -0,14

5 . Уровень притязаний -0,04 0,03 -0,01 -0,00

6 . Расхождение между самооценкой и уровнем притязаний 0,15* 0,11 0,09 0,16

7 . Общая интер-нальность -0,08 0,03 0,03 -0,04

8 . Интерналь-ность в области неудач 0,11 0,12 0,08 0,14

9 . Интерналь-ность в области достижений -0,10 -0,02 -0,05 -0,07

Примечание: * Р < 0,05

между показателем «уменьшение чувства достижения» и мотивацией избегания неудач (г=0,18, р<0,05); расхождением между самооценкой и уровнем притязаний (г=0,15, р<0,05); обратная достоверная взаимосвязь была обнаружена между самооценкой и «уменьшением чувства достижения» (г=-0,17, р<0,05) . Таким образом, чем выше у спортсменов самооценка, ниже мотивация избегания неудач и меньшее расхождение между самооценкой и уровнем притязаний, тем ниже вероятность развития профессионального выгорания

Далее мы рассмотрим особенности взаимосвязей между личностными особенностями и профессиональным выгоранием у спортсменов разного пола . В таблице 3 представлены значения коэффициентов корреляции между показателями профессионального выгорания и личностными свойствами в мужской выборке .

Прямые корреляционные достоверные взаимосвязи обнаружены между личностной тревожностью и следующими показателями профессионального выгорания: «эмоциональным/физическим истощением» (г=0,25, р<0,01); «обесцениванием достижений» (г=0,22, р<0,05); интегральным показателем профессионального выгорания (г=0, 27, р<0,01); между показателем «уменьшение чувства достижения» и расхождением между самооценкой и уровнем притязаний (г=0,31, р<0,01).

Обратные корреляционные достоверные взаимосвязи обнаружены между показателем «уменьшение чувства достижения» и мотивацией достижения успеха (г=-0,29, р<0,01); самооценкой (г=-0,38, р<0,01); интернальностью в области достижений (г=-0,21, р<0,05); между показателем «эмоционального/физического истощения» и общей интернальностью (г=-0,23, р<0,05); интернальностью в области достижений (г=-0,25, р<0,01); между интегральным показателем профессионального выгорания и мотивацией достижения успеха (г=-0,20, р<0,05); самооценкой (г=-0,21, р<0,05); общей интернальностью (г=-0,20, р<0,05); интернальностью в области достижений (г=-0,21, р<0,05).

В таблице 4 представлены значения коэффициентов корреляции между показателями профессионального выгорания и личностными свойствами в женской выборке .

Прямые корреляционные достоверные взаимосвязи обнаружены между личностной тревожностью и следующими показателями профессионального выгорания: «уменьшением чувства достижения» (г=0,24, р<0,05); «эмоциональным/физическим истощением» (г=0,34, р<0,01); интегральным показателем профессионального выгорания (г=0,31, р<0,01) .

Обратные корреляционные достоверные взаимосвязи обнаружены между показателем «уменьшение чувства достижения» и самооценкой (г=-0,33, р<0,01); уровнем притязаний (г=-0,28, р<0,05); общей интернальностью (г=-0,28, р<0,05); между интегральным показателем профессионального выгорания и интернальностью в области достижений (г=-0, 28, р<0,05) .

В мужской выборке наблюдается большее число корреляционных взаимосвязей между показателями профессионального выгорания и личностными особенностями спортсменов. В мужской выборке есть корреляционные взаимосвязи между всеми показателями профессионального выгорания и личностными особенностями, а в женской

Таблица 3

Коэффициенты корреляции между показателями профессионального выгорания и личностными свойствами в мужской выборке

Личностные свойства Показатели профессионального выгорания

уменьшение чувства достижения эмоциональное/ физическое истощение обесценивание достижений интегральный показатель

1. Личностная тревожность 0,10 0,25** 0,22* 0,27**

2 . Мотивация достижения успеха -0,29** -0,03 -0,14 -0,20*

3 . Мотивация избегания неудач 0,10 -0,16 0,07 -0,00

4 . Самооценка -0,38** -0,02 -0,10 -0,21*

5 . Уровень притязаний -0,12 -0,11 0,03 -0,09

6 . Расхождение между самооценкой и уровнем притязаний 0,31** -0,03 0,14 -0,18

7 . Общая интернальность -0,14 -0,23* -0,07 -0,20*

8 . Интернальность в области неудач 0,10 -0,08 0,01 0,00

9 . Интернальность в области достижений -0,21* -0,25** -0,02 -0,21*

Примечание: * Р < 0,05; **Р < 0,01.

Таблица 4

Коэффициенты корреляции между показателями профессионального выгорания и личностными свойствами в женской выборке

Личностные свойства Показатели профессионального выгорания

Уменьшение чувства достижения Эмоциональное/ физическое истощение Обесценивание достижений Интегральный показатель

1. Личностная тревожность 0,24* 0,34** 0,07 0,31**

2 . Мотивация достижения успеха -0,21 0,07 -0,19 -0,17

3 . Мотивация избегания неудач 0,14 0,15 0,00 0,14

4 . Самооценка -0,33** -0,14 0,00 -0,22

5 . Уровень притязаний -0,28* -0,09 0,06 -0,14

6 . Расхождение между самооценкой и уровнем притязаний 0,13 -0,07 0,01 0,10

7 . Общая интернальность -0,28* -0,10 -0,07 -0,21

8 . Интернальность в области неудач 0,00 0,09 -0,08 0,00

9 . Интернальность в области достижений -0,18 -0,22 0,17 -0,28*

Примечание: * Р < 0,05; ** Р < 0,01.

- преимущественно между показателем «уменьшение чувства достижения» .

Выводы. Следовательно, наиболее существенными регуляторами профессионального выгорания у спортсменов мужского и женского пола являются личностная тревожность, мотивация, самооценка, общая интернальность . Высокая личностная тревожность и большое расхождение между самооценкой и уровнем притязаний способствуют развитию профессионального выгорания, а высокая самооценка, мотивация достижения успеха, общая интернальность и интернальность в области достижений препятствуют появлению его проявлений

Проявления профессионального выгорания имеют свою гендерную специфику. Так, в мужской выборке наблюдается большее количество достоверных взаимосвязей между показателями профессионального выгорания и личностными особенностями, чем в женской . У мужчин более высокая выраженность таких проявлений профессионального выгорания, как эмоциональное/физическое истощение и обесценивание достижений . Гендер-ная специфика проявлений профессионального выгорания, возможно, связана с большей значимостью успеха для мужчин, чем у женщин, так как он является одним из атрибутов мужественности

ЛИТЕРАТУРА

1. Водопьянова Н. Е . , Старченкова Е . С . Синдром выгорания: диагностика и профилактика . - СПб . : Питер, 2005 . - 336 с .

2 . Горская Г . Б . Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов: учебное пособие . - Краснодар, 1995 . - 184 с .

3 . Гринь Е . И . Феномен эмоционального выгорания в спортивной деятельности // Материалы международной научной конференции психологов физической культуры и спорта «Ру-диковские чтения» (11-14 июня 2006 г . ) . - М . , 2006.- С . 101-103.

4 . Орел В . Е . Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал . - № 1. - 2001. -С . 14-21.

5 . Орёл В . Е . Синдром психического выгорания личности в современной психологии: состояние, проблемы, перспективы // Сборник научных статей / под ред . В . В . Лукьянова, С . А . Подсадного . - Курск: Курск . гос . университет, 2007 . - С . 120-123 .

6 . Ронгинская Т . И . Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал . - 2002 . - № 3 . - С . 85-95

7 . Скугаревская М . М . Синдром эмоционального выгорания: предпосылки развития у работников сферы психического здоровья // Сборник научных статей / под ред В В Лукьянова, С . А . Подсадного . - Курск: Курск. гос . университет, 2007 . - С . 143-146 .

8 . Уэйнберг Р . С . , Гоулд Д . Основы психологии спорта и физической культуры - Киев: Олимпийская литература,1998 . - С . 53-78, 268-280

Прикладная психология

9 . Форманюк Т . В . Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии . - № 6 . - 1994 . - С . 57-64 .

10 . Gallimore Jeff & Dr . Burke Stephen (2001) Athletic burnout . Sport & Exercise Psychology . Australian Catholic University . School of Human Movement (NSW) . Sydney, Australia .

11. Maslach, C . , Schaufeli, W . B . , Leiter, M. P . (2001) . Job burnout . Annual review of Psychology, 52, 397-422 .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 . Raedeke Thomas D . & Smith Alan L . (2001) . Development and Preliminary Validation of an Athlete Burnout Measure . Journal of Sport & Exercise Psychology, 2001, 23, 281-306 .

PERSONAL FACTORS BRINGING ABOUT THE DEVELOPMENT OF VOCATIONAL FADING IN ATHLETES OF DIFFERENT SEXES

E. Grin, Teacher,

Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar.

The problem of how personal features influence on the development of vocational fading is one of the actual research directions in sport psychology. The results of the research made it possible to come to the conclusion about the gender specification of vocational fading in athletes . One can watch authentic differencies between men and women touching upon such indices as emotional/physical emaciation and depreciation of achievements . The author supposed that higher

evidence of the given indices of vocational fading, showed by men, is connected with the domination of success notions as an attribute of manliness in our society .

Key words: vocational fading, microtime and macrotime regulators of physical loading, emotional emaciation, depersonalization, reduction of professional duties .

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ У СПОРТСМЕНОВ РАЗНОГО ПОЛА

Преподаватель Ю. М. Босенко

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар

Психологическая защита играет важную роль в осуществлении саморегуляции психических состояний индивида, что особенно актуально и важно для спортсменов. в рамках нашего исследования были изучены комплексы механизмов психологической защиты спортсменов разного пола, выявлены личностные особенности спортсменов, благодаря которым снижается вероятность прибегания в стрессовых ситуациях к не конструктивным формам поведения. Установили гендерные различия в развитии навыков самоорганизации и управления своей внешней и внутренней активностью.

Ключевые слова: субъектные свойства личности, локус

контроля, экстерналы, интерналы, осознанная саморегуляция поведения, механизмы психологической защиты, конструктивное преодоление неудач.

Столкновение спортсмена с миром спортивного совершенствования, частые удачи и поражения могут вызывать субъективно болезненные кризисы развития . В динамике данных кризисов у атлетов происходят радикальные изменения в представлениях и установках, изменение желаний, привычек и ролей - и все это на фоне эмоциональной неустойчивости, ведущей к появлению психогенных реакций Переход от субъективного переживания неудачи к переживанию успеха рассматривается личностью как желанный и может быть достигнут, как минимум, двумя способами: реальными преобразованиями и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.