Научная статья на тему 'Личностные регуляторы эмоционального выгорания у спортсменов разной квалификации и пола'

Личностные регуляторы эмоционального выгорания у спортсменов разной квалификации и пола Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1111
370
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гринь Елена Игоревна

В статье рассматриваются материачы исследования, направленные на изучение различий в проявлении эмоционального выгорания у спортсменов разного пола и квалификации. Основными личностными регуляторами синдрома выгорания у спортсменов я&чяются личностная тревожность, мотивация достижения успеха, самооценка и локус контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личностные регуляторы эмоционального выгорания у спортсменов разной квалификации и пола»

Е.И. ГРИНЬ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СПОРТСМЕНОВ РАЗНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ И ПОЛА

В статье рассматриваются материачы исследования, направленные на изучение различий в проявлении эмоционального выгорания у спортсменов разного пола и квалификации. Основными личностными регуляторами синдрома выгорания у спортсменов я&чяются личностная тревожность, мотивация достижения успеха, самооценка и локус контроля.

Введение. Особенности современного спорта высших достижений содержат предпосылки для развития эмоционального выгорания и возрастания значимости психологических факторов успешной деятельности спортсменов. В большинстве видов спорта существуют многоэтапные кубковые соревнования, которые продолжаются практически в течение всего года. Это, безусловно, приводит к росту психических нагрузок, вследствие этого, к проблеме эмоционального выгорания проявляют интерес не только спортивные психологи, но и высококлассные спортсмены, поэтому исследование причин, механизмов и последствий эмоционального выгорания поможет разработать стратегии его преодоления и предотвращения [4; 5; 7].

В литературе по спортивной психологии наиболее признанным является определение выгорания, предложенное Смитом. Он считает, что выгорание у спортсменов - сложная психофизиологическая реакция, обусловленная частыми, иногда чрезмерными, но, как правило, малоэффективными усилиями, направленными на то, чтобы удовлетворить чрезмерные тренировочные или соревновательные потребности. Выгорание включает психологический, эмоциональный, а иногда и физический уход от активности в ответ на чрезмерный стресс или неудовлетворенность. Последствия выгорания могут быть различны. По мнению Смита, реакция на стресс в спорте зависит от личности и мотивации. Один спортсмен может «выгореть» и уйти из спорта, тогда как другой может справиться с трудностями и остаться [4].

Основными симптомами эмоционального выгорания в спорте являются: отсутствие интереса и желания выступать, нарушение сна, физи-

ческое и психическое изнеможение, сниженный уровень самооценки, нарушение настроения, злоупотребление препаратами, переоценка ценностей, эмоциональная изоляция, повышенная тревожность, сниженный уровень физической активности, трудности в межличностных отношениях, ригидное поведение.

Психические последствия выгорания заключаются в появлении раздражительности, беспомощности, негативных установок, напряжения, недостатка мотивации, неуверенности в собственных силах.

Физические последствия выгорания могут проявляться в хронической усталости, нарушении сна, головных болях, повышенной подверженности болезням, потере веса, гастероэнтеро-логических проблемах, неустойчивых результатах исполнения действий [5; 7].

В настоящее время причины выгорания недостаточно изучены. Длительное время внимание психологов концентрировалось на ситуативных регуляторах эмоциональных состояний, например, таких как, волнение по поводу выступления на должном уровне, неуверенность в победе, сложности во взаимоотношениях с тренером и др.

Следует подчеркнуть, что эмоциональное выгорание - это реакция на длительные факторы, влияющие на спортсменов. Возрастание психических и физических нагрузок, которые испытывают спортсмены, показало значимость долговременных регуляторов состояний. К числу долговременных регуляторов состояний высококвалифицированных спортсменов можно отнести культурные, этнические, религиозные условия подготовки и повседневной жизни, особенности взаимоотношений в команде, социальный статус в

©Е.И. Гринь, 2008 1 63

команде, вовлеченность в межличностные конфликты [1].

Цель нашего исследования - изучение проявлений эмоционального выгорания у спортсменов разного пола, и его взаимосвязей с квалификацией и личностными свойствами спортсменов.

Материалы и методы исследования. Для исследования были отобраны 190 спортсменов, интенсивно занимающихся спортом, у которых вероятно развитие эмоционального выгорания. В выборку входили 113 респондентов мужского пола и 77 респондентов женского пола в возрасте от 14 до 29 лет, занимающихся боксом, борьбой, баскетболом, гимнастикой, плаванием, волейболом.

Для оценки взаимосвязи эмоционального выгорания с квалификацией респондентов, выборка была разделена на 2 группы, в первую вошли респонденты высокой квалификации - от KMC до МС (92 человека), во вторую респонденты массовых разрядов (98 человек).

Для выявления проявлений эмоционального выгорания был использован адаптированный нами тест-опросник, разработанный К. Маслач и С. Джексоном (ABQ) [2].

Для выявления взаимосвязи показателей эмоционального выгорания с индивидуальными особенностями спортсменов были исследованы их личностные свойства: личностная тревожность, локус контроля, мотивация достижения успеха и избегания неудач, самооценка, уровень притязаний и стратегии преодоления стресса.

Следовательно, в стрессовых ситуациях мужчины более склонны к обесцениванию своих достижений, чем женщины. Таким образом, женщины, вероятно, более объективно оценивают свои возможности и не склонны к пессимистич-

Изучение личностных особенностей спортсменов проводилось с помощью следующих методик: Шкала личностной тревожности Ч Д. СТил-бергера [3], методики мотивации достижения успеха и избегания неудач Т. Элерса [3], Тесгт-росник уровня субъективного контроля, мгкди-ка исследования самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации A.M. Прихожан [3]. Стратегии преодоления стресса исследовались с шмотью теста-опросника coping- стратегий (CFQ) [б].

Результаты и их обсуждение. В результате исследования эмоционального выгорания быго выделено 14,4% респондентов (27 человек) с высоким уровнем эмоционального выгорания, 14,4% респондентов (27 человек) с низким уровнем эмоционального выгорания, 71,б% (13б человек) со средним уровнем эмоционального выгорания. Таким образом, у большей части выборки — 8б% (1бЗ человек) имеются проявления эмоционального выгорания высокой или средней степени выраженности.

Анализ средних значений в целом по выборке показал наибольшую выраженность симптома «уменьшение чувства достижения», менее выражены симптомы «обесценивание достижений» и эмоциональное/физическое истощение.

В таблице 1 представлены средние значения показателей эмоционального выгорания у мужчин и женщин. Обнаружены достоверные различия в проявлении симптома «обесценивание достижений» (F G,G9 = 3.1), показатели которого выше у мужчин.

ному настроению в сложных ситуациях.

В таблице 2 представлены средние значения показателей эмоционального выгорания у групп респондентов высокой и низкой квалификации.

Таблица 1

Средние показатели для эмоционального выгорания у мужчин и женщин

Группы Показатели эмоционального вьггорания (в баллах)

Уменьшение чувства достижения Эмоциональное/ физическое истощение Обесценивание достижений Сумма

Мужчины 14,1 Ю,б 15,7 5 3

Женщины 13,8 9,45 9,95 33,2

Мах балл по шкале 25 25 25 75

Достоверность различий — — р<0,05 —

Таблица 2

Средние показатели для эмоционального выгорания у спортсменов высокой и низкой квалификации

Группы Показатели эмоционального выгорания (в баллах)

Уменьшение чувства достижения Эмоциональное/ физическое истощение Обесценивши е достижений Сумма

Респонденты высокой квалификации (М С,КМ С) 13,6 10 10,3 33,9

Респонденты низкой квалификации (массовые разряды I, II, III) 14,4 10,9 10,5 33,6

Мах балл по шкале 25 25 25 75

Достоверность различий — — — —

Достоверных различий в проявлении эмоционального выгорания между группами респондентов выявлено не было, что позволяет сделать заключение, о том, что на разных уровнях становления спортивного мастерства существуют факторы, вызывающие эмоциональное выгорание. Причины отсутствия различий требуют дополнительных исследований.

Анализ взаимосвязи индивидуальных личностных особенностей и показателей эмоционального выгорания проводился с помощью вычисления коэффициента Пирсона.

В таблице 3 представлены значения коэффициентов корреляции между показателями эмоционального выгорания и личностными свойствами в мужской выборке.

Прямые корреляционные достоверные взаимосвязи обнаружены между общим показателем выгорания и личностной тревожностью (г=0.29, р<0,05); показателем уменьшение чувства достижения и интернальностью в области неудач (г=0.23, р<0,01); уменьшением чувства достижения и показателем расхождения между самооцен-кэй и уровнем притязаний (г=0.35, р<0,01); показателем эмоциональное/физическое истощение и личностной тревожностью (г=0.26, р<0,01); показателем обесценивание достижений и личностной тревожностью (г=0.23, р<0,01).

Обратные корреляционные достоверные взаимосвязи обнаружены между общим показателем выгорания и общей интернальностью (г - -

0.24, р<0,01); уменьшением чувства достижения

и мотивацией достижения успеха; (і=0.27, р<0,01); уменьшением чувства достижения и самооценкой (г - - 0.41, р<0,01); уменьшением чувства достижения и общей интернальностью (г = - 0.27, р<0,01); между эмоциональным/физическим истощением и интернальностью в области достижений (г = - 0.21, р<0,01) и общей интернальностью (г = - 0.22, р<0,01). Таким образом, чем выше общая интернальность, интернальность в области достижений, мотивация достижения успеха, и самооценка, тем меньше вероятность возникновения эмоционального выгорания у спортсменов.

Напротив, высокий уровень личностной тревожности, интернальности в области неудач и расхождения между самооценкой и уровнем притязаний, способствуют возникновению симптомов эмоционального выгорания.

В таблице 4 представлены значения коэффициентов корреляции между показателями эмоционального выгорания и личностными свойствами в женской выборке.

Прямые корреляционные достоверные взаимосвязи обнаружены между следующими показателями эмоционального выгорания и личностной тревожностью: общим показателем выгорания (г = 0.28, р<0,05); показателем эмоциональное/физическое истощение (г - - 0.29, р<0,05); показателем уменьшение чувства достижения (г = 0.25, р<0,05).

Таблица 3

Коэффициенты корреляции между показателями эмоционального выпорания и личностными свойствами в мужской выборке

Личностные свойства /сор^-стратегии Показатели эмоционального выгорания

? Уменьшение чувства достижения Эмоциональное/ физическое истощение Обесценивание достижений

1. Личностная тревожность 0,29** 0,12 0,26** 0,23*

2. Мотивация достижения успеха -0,17 -0,27** -0,02 -0,11

3. Мотивация избегания неудач -0,06 -0,1 -0,15 0,11

4. Самооценка -0,18 -0,41** -0,04 -0,01

5. Уровень притязаний -0,0! -0,01 0,06 -0,06

бРасхождение между самооценкой и уровнем притязаний 0,17 0,35** -0,04 0,11

7. Общая интернальность -0,24* -0,27** -0,22* -0,06

8. Интернальность в области неудач 0,002 0,23* -0,09 -0,08

9. Интернальность в области достижений -0,12 -0,07 -0,21* 0,02

10. Фокусирование на эмоциях -0,01 -0,04 -0,07 -0,05

11. Фокусирование на проблеме -0,14 -0,11 -0,19 -0,01

12. Уход от решения проблем 0,16 0,16 0,02 0,17

* р < 0,05; ** р < 0,01.

Обратные корреляционные достоверные взаимосвязи обнаружены между показателем уменьшение чувства достижения выгорания и показателями общей интернальностью (г = - 0.29, р<0,05) и самооценкой (г=- 0.34, р<0,01). Таким образом, чем выше личностная тревожность и ниже самооценка, уровень притязаний и общая интерналь-ность, тем больше вероятность возникновения эмоционального выгорания.

Сравнительный анализ проявления эмоционального выгорания в мужской и женской выборках показал, что в мужской выборке наблюдается большее число корреляционных взаимосвязей между показателями эмоционального вы-

горания и личностными особенностями. В мужской выборке наблюдаются достоверные корреляционные взаимосвязи между всеми показателями эмоционального выгорания и личностными особенностями, а в женской - преимущественно между показателем уменьшение чувства достижения и личностными особенностями. В то же время высокая личностная тревожность и большое расхождение между самооценкой и уровнем притязаний способствуют развитию эмоционального выгорания, а высокая самооценка, мотивация достижения успеха и общая интернальность препятствуют появлению его симптомов у спортсменов обоего пола.

Таблица4

Коэффициенты корреляции между показателями эмоционального выгорания и личностными свойствами в женской выборке

Личностные свойства /сор^-стратегии Показатели эмоционального выгорания

I Уменьшение чувства достижения Эмоциональное/ физическое истощение Обесценивание достижений

1. Личностная тревожность 0,28* 0,25* 0,29* 0,04

2. Мотивация достижения успеха -0,16 -0,20 0,06 -0,195

3. Мотивация избегания неудач 0,17 0,16 0,19 0,02

4 Самооценка -0,22 -0,34** -0,11 0,007

5. Уровень притязаний -0,14 -0,30 -0,08 0,06

6. Расхождение между самооценкой и уровнем притязаний 0,14 0,15 0,12 0,04

7. Общая интернальность -0,196 -0,29* -0,06 -0,07

8. Интернальность в области неудач 0,03 0,004 0,12 -0,06

9. Интернальность в области достижений -0,22* -0,15 -0,15 -0,16

10. Фокусирование на эмоциях -0,02 -0,03 0,05 -0,12

11. Фокусирование на проблеме -0,03 -0,09 0,099 -0,06

12. Уход от решения проблем 0,04 -0,03 0,17 -0,06

* р< 0,05; ** р<0,01.

Выводы:

1. Результаты исследования говорят, что у большей части спортсменов - 86 % (163 человек) имеются проявления эмоционального выгорания высокой или средней степени выраженности. Анализ средних значений в целом по выборке показал наибольшую выраженность симптома «уменьшение чувства достижения». В меньшей степени проявляются симптомы «обесценивание достижений» и эмоциональное/физическое истощение.

2. При сравнении мужской и женской выборок в проявлении эмоционального выгорания обнаружено сходство в проявлении симптомов «уменьшение чувства достижения» и эмоцио-

нальное/физическое истощение и различие в проявлении симптома «обесценивание достижений». Достоверно более высокий показатель симптома «обесценивание достижений» в группе респондентов мужского пола говорит о том, что они более склонны к обесцениванию результатов своей деятельности, чем женщины.

3. Отсутствие достоверных различий в проявлении эмоционального выгорания между группами респондентов разной квалификации требует дополнительных исследований специфики источников эмоционального выгорания у спортсменов с разным соревновательным опытом.

4. Основными личностными регуляторами эмоционального выгорания являются личностная тревожность, мотивация достижения успеха, са-

мооценка и локус контроля.

5. Результаты исследования свидетельствуют о настоятельной необходимости психологического сопровождения подготовки спортсменов и создании психологической службы, которая бы его осуществляла.

Библиографический список

1. Горская Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов: Учеб. пособие/ под ред. А.Г. Барабанова.-Краснодар, 1995 г.-178 с.

2. Дидусь Е. И. Адаптация Опросника эмоционального выгорания у спортсменов: предварительные результаты // Тезизы докладов XXXI научной конференции студентов и молодых ученых вузов Южного федерального округа. -КГУФКСТ

- Краснодар, 2004. - С. 43-44.

3. Практикум по возрастной психологии:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учеб. пособие / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. РЫбалко. - СПБ.: Речь. 2002. - С. 377, 506, 508,527,

559.

4. Уэйнберг Р. С., Д. Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. - Киев: «Олимпийская литература». - 1998. - С. 53-78, 268-280.

5. Jeff Gallimore & Dr. Stephen Burke. Athletic burnout. Sport & Exercise Psychology. Australian Catholic University. School of Human Movement (NSW), Sydney, Australia, p. 54-65.

6. Kent C. Kowalski & Peter R.E. Crocker (2001). Development and Validation of the Coping Function Questionnaire for Adolescents in Spat:

Journal of Sport & Exercise Psychology, 2001,23, p. 136-155.

7. Thomas D. Raedeke & Alan L. Smith (2001). Development and Preliminary Validation of an Athlete Burnout Measure. Journal of Sport & Exercise Psychology, 2001,23, p. 281-306.

Б.А. КУРМАШЕВА

К ВОПРОСУ О ПУТЯХ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

Комплекс психосоциальных задач, на решение которых направлены поведенческие программы профилактических программ, служат профилактике любых форм девиантного поведения у всех без исключения здоровых детей. В ходе обучающих психосоциальным навыкам занятий устраняется или минимизируется действие факторов риска.

Поэтому профилактическая программа должна проводиться со всеми здоровыми детьми без исключения. Так же как для предупреждения инфекционных заболеваний делаются профилактические прививки, так и для предупреждения аддитивного поведения необходимо специальное обучение. Продолжая аналогию, его можно назвать психологической иммунизацией.

Эффективная психологическая иммунизация имеет ряд признаков:

1. Универсальность. Единство факторов рис-

ка всех видов девиантного поведения, частным случаем которого является поведение аддиктив-ное, означает, что при узконаправленном воздействии, предупреждающем лишь аддиктивное поведение, создаваемое массивом факторов риска, напряжение найдёт другой выход. Девиантное поведение примет вид не аддиктивного, а к примеру, суицидального. Психологическая иммунизация должна предупреждать девиантное поведение в целом.

2. Конструктивный характер. Психологическая иммунизация не преследует цели разрушения или изменения неблагоприятных установок, она изначально строит желательные. Конструктивная профилактическая программа служит предупреждением девиантного поведения, а не борется с ним и способствует формированию здоровой личности ребенка. Решаемые ею задачи: моральное развитие, построение ценностной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.