ПСИХОЛОГИЯ СОВЛАДЕЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ
Примечание
1 Авторы выражают благодарность А.В. Лям-зину за организацию исследования со студентами медицинского ВУЗа.
Библиографический список
1. Емельянов В.В. Студенты об адаптации к вузовской жизни // СОЦИС. - 2001. - N° 9. - С. 77-82.
2. Крюкова Т.Л. Возрастные и культурные различия в стратегиях совладающего поведения // Психологический журнал. - 2005. - № 2. - С. 5-15.
3. Крюкова Т.Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы. - Кострома:
Авантитул, 2007. - 60 с.
4. Ломтатидзе О.В., Ершова И.А. Адаптация студентов в условиях ВУЗа // Обучение в течение всей жизни: «Life Long Learning: актуальные мировые практики в российском образовательном пространстве»: материалы Всерос. науч.-практ. конф., Вып. 7. - Екатеринбург: ООО «И1III» Макс - Инфо, 2014. - С. 111-121.
5. Холодная М.А., Берестнева О.Г., Муратова Е.А. Структура стратегий совладания в юношеском возрасте (к проблеме валидности опросника «Юношеская копинг-шкала») // Вопросы психологии. - 2007. - № 4. - С. 143-156.
УДК: 796.071:159.9
Босенко Юлия Михайловна
кандидат психологических наук
Берилова Елена Игоревна
кандидат психологических наук Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
[email protected], [email protected]
ЛИЧНОСТНЫЕ И КОГНИТИВНЫЕ ФАКТОРЫ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СПОРТСМЕНОВ ВЫСОКОГО КЛАССА
В статье представлены результаты эмпирического исследования личностных и когнитивных факторов стрессоустойчивости спортсменов высокого класса. Проанализированы особенности выраженности у спортсменов таких личностных характеристик, как самооценка, уровень притязаний, а также дифференцированность и расхождение самооценки и уровня притязания, мотивация к успеху, мотивация избегания неудач, личностная тревожность, ситуативная тревожность, эмоциональный интеллект. Проведен анализ особенностей стратегий преодоления стресса в зависимости от пола спортсменов.
Эмоциональный интеллект и личностные свойства спортсменов рассматриваются как ресурсы стрессоустойчивости, способствующие предотвращению развития у них симптомов психического выгорания.
Ключевые слова: спорт, пол, копинг-стратегии, тревожность, самооценка, уровень притязаний, мотивация, психическое выгорание, эмоциональный интеллект.
Современный спорт - это деятельность преимущественно в условиях ярко выраженного стресса, особенно на уровне соревнований крупного масштаба. Полной адаптации к соревновательной деятельности не происходит ни при длительных занятиях спортом, ни при частых выступлениях. Безусловно, круглогодичная вовлеченность спортсменов в тренировочную соревновательную деятельность может являться источником психических и физических перегрузок [3; 5].
Один из наиболее сильных сбивающих факторов, характерных для соревнований, - наличие стрессогенных ситуаций и необходимость осуществления деятельности в состоянии сильного эмоционального возбуждения [2]. Сильное негативное влияние эмоциогенных факторов соревнований связано с тем, что спортсмен заранее мысленно переживает различные ситуации, их неудачный или удачный исход, возможные последствия успеха или неудачи. L. Wacquant [6], изучавший понятия «успех» и «неудача» с точки зрения субъективного восприятия и переживаний спортсменов, пришел к выводам, что понятия «успех» и «неудача» являются весьма условными конструк-
циями, которые могут различаться в зависимости от конкретного вида спорта, времени и места проведения, классификации, возраста, вида спорта. Такие эмоциональные переживания часто ведут к гораздо большему расходу нервных ресурсов, чем реальные трудности соревнований [4].
Следовательно, в спорте очень значимой становится осведомленность о своем эмоциональном состоянии. К сожалению, в настоящее время у нас отсутствуют условия для формирования эмоциональной культуры личности, в том числе, для понимания своих собственных эмоций и умения ими управлять. Неопределенность соревновательных условий, отсутствие контроля над ситуацией, большая вероятность получения травмы могут выступать в качестве источников стресса для спортсменов. К личностным свойствам, которые влияют на способность противостоять негативным проявлениям у спортсменов, относят личностную и ситуативную тревожность, самооценку, уровень притязаний, мотивацию к успеху и избеганию неудач. К когнитивным структурам личности относится эмоциональный интеллект. Он является многофакторным феноменом, способствующим пониманию человеком собственного эмоциональ-
106
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21
© Босенко Ю.М., Берилова Е.И., 2015
Личностные и когнитивные факторы стрессоустойчивости спортсменов высокого класса
ного состояния и состояния окружающих, включает умение управлять своими эмоциями и сопереживать окружающим его людям, а также общую осведомленность о мире эмоций и чувств. На наш взгляд, низкий уровень эмоционального интеллекта и специфическое сочетание личностных особенностей у спортсменов может быть источником стрессов и психических перегрузок.
Объект исследования - стрессоустойчивость спортсменов высокого класса. Предмет исследования - личностные и когнитивные факторы стрессоустойчивости спортсменов. Цель исследования: вывить личностные и когнитивные факторы стрессоустойчивости спортсменов высокого класса.
Задачи исследования: 1. Изучить особенности проявления психического выгорания у спортсменов; 2. Выявить своеобразие проявления личностных свойств (самооценка, уровень притязания, мотивация, тревожность) и эмоционального интеллекта у спортсменов высокой квалификации; 3. Определить особенности стратегий преодоления стресса спортсменов; 4. Установить специфику взаимосвязей личностных и когнитивных свойств спортсменов с показателями стратегий преодоления стресса и психического выгорания.
В процессе исследования применялись следующие методы: анализ научно-методической литературы, методы психодиагностики (опросник для установления копинг-стратегий (адаптация методики WCQ); методика диагностики мотивации достижения успеха и избегания неудач Т Элерса; методика диагностики самооценки Дембо-Рубин-штейн в модификации А.М. Прихожан; методика диагностики тревожности Спилбергера; методика диагностики эмоционального интеллекта Н. Холла; тест-опросник психического выгорания у спортсменов T.D. Raedeke, A.L. Smith в адаптации Е.И. Гринь) [1], математической статистики (t-критерий Стьюдента, коэффициент корреляции r-Пирсона). В исследовании приняли участие 223 спортсмена высокой квалификации в возрасте от 15 до 30 лет.
Рассмотрим результаты эмпирического исследования. Данные, полученные нами по результатам психодиагностического исследования, говорят
о наличии психического выгорания у большого количества спортсменов, что согласуется с результатами исследования.
На рисунке 1 представлены средние значения показателей психического выгорания в целом по выборке.
Наиболее высокие значения у показателя «уменьшение чувства достижения», далее идут «эмоциональное/физическое истощение», «деперсонализация достижений». Значения интегрального показателя психического выгорания и других показателей психического выгорания находятся в основном в диапазоне средних значений, но наибольшая выраженность наблюдается у показателя «уменьшение чувства достижения».
Более детальную картину дает частота встречаемости значений психического выгорания различной степени у спортсменов. Несмотря на то, что у большего количества спортсменов наблюдаются средние значения психического выгорания, есть спортсмены с высокими значениями данных показателей. Анализ выраженности отдельных показателей психического выгорания в целом по выборке позволил сделать следующие выводы. У большей части спортсменов наблюдается психическое выгорание высокой и средней степени выраженности. Основным симптомом, указывающим на развитие психического выгорания у спортсменов, является эмоциональное/физическое истощение. Спортсмены, у которых наблюдается низкий уровень психического выгорания, составляют от 15 до 26,9% по отдельным компонентам выгорания и 19,1% по интегральному компоненту психического выгорания. Спортсмены, у которых отмечен высокий уровень выраженности отдельных компонентов психического выгорания, составляют от 12,2 до 13,4%. Это позволяет говорить о психическом выгорании как существенном регуляторе деятельности спортсменов.
Следующей задачей исследования было изучение особенностей проявления личностных свойств (самооценка, уровень притязания, мотивация, тревожность) и эмоционального интеллекта у спортсменов высокой квалификации.
Нами выявлены достоверные различия между показателями юношей и девушек, занимающихся
Баллы
40
30
20
10
0
33,5
13,6 10,1 9,9
1 2 3 4
Показатели психического выгорания
Рис. 1. Средние значения показателей психического выгорания у спортсменов.
1 - уменьшение чувства достижения; 2 - эмоциональное/физическое истощение;
3 - обесценивание достижений; 4-интегральный показатель психического выгорания
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2
107
ПСИХОЛОГИЯ СОВЛАДЕЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ
Таблица 1
Средние показатели значений показателей самооценки, уровня притязаний, тревожности и мотивации у спортсменов высокой квалификации (баллы) (Хср±5)
Шкалы Спортсмены высокой квалификации
юноши девушки
Параметры самоотношения
Уровень притязаний 100,00±0,00 96,69±5,72
Самооценка 81,43±11,18 57,29±25,09
Расхождение уровня притязаний и самооценки 18,57±11,18 39,05±21,40
Дифференцированность уровня притязаний 0,00±0,00 8,14±12,77
Дифференцированность самооценки 15,59± 15,26 17,90±20,46
Тревожность
Личностная тревожность 34,55±6,10 33,43±6,04
Ситуативная тревожность 36,86±7,05 31,62±7,13
Мотивация
Мотивация к успеху 20,36±3,62 20,38±3,90
Мотивация избегания неудач 19,36±4,92 17,38±4,49
Примечание: жирным шрифтом выделены достоверные различия между показателями юношей и девушек высокой квалификации при p<0,05.
спортом, по параметрам самооценки, уровня притязания, расхождения уровня притязаний и самооценки, дифференцированности уровня притязаний, ситуативной тревожности (табл. 1).
Юноши имеют более завышенное, нереалистичное, некритическое отношение к собственным возможностям, чем девушки. Самооценка девушек адекватная. Самооценка юношей может указывать на личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими. В целом, как у юношей, так и девушек, занимающихся спортом, диагностируется умеренно дифференцированная самооценка при значительном уровне притязаний и самооценки, что говорит о неблагоприятном отношении к себе, является индикатором неблагополучия в личностном развитии.
Личностная и ситуативная тревожность как у девушек, так и у юношей, находится на умеренном уровне. Ситуативная тревожность выше у юношей, следовательно, они чаще девушек могут чувствовать напряжение и беспокойство. Возможно, это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию спортивной деятельности и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.
У юношей и девушек диагностируется высокий уровень мотивации к успеху и мотивации избегания неудач. Достоверных различий по показате-
лям мотивации между юношами и девушками не выявлено. По показателям видно, что независимо от пола спортсмены высокой квалификации более ориентированы на успех.
Рассмотрим результаты изучения эмоционального интеллекта. Значения показателей эмоционального интеллекта находятся в основном в диапазоне средних и низких значений, но наибольшая выраженность наблюдается у показателя эмпатии. Более детальную картину дает частота распределения высоких, средних и низких значений показателей эмоционального интеллекта у спортсменов. Высокие значения у спортсменов наблюдаются у спортсменов по показателям «самомотивация», «эмоциональная осведомленность», «эмпатия», «распознавание эмоций других людей», «управление своими эмоциями», интегральный показатель эмоционального интеллекта находится в диапазоне низких значений.
Таким образом, можно сделать заключение о недостаточном внимании спортсменов к собственному эмоциональному состоянию, что может быть источником психических перегрузок.
Данные относительно гендерных различий по отношению к эмоциональному интеллекту носят противоречивый характер. Предполагается, что должны быть различия в проявлении таких его компонентов, как эмпатия и управление своими эмоциями.
Таблица 2
Средние значения показателей эмоционального интеллекта у спортсменов разного пола (ХСР±5)
Показатели эмоционального интеллекта Спортсмены высокой квалификации
юноши девушки
Эмоциональная осведомленность 7,30± 5,3 8,84± 4,8
Управление своими эмоциями 5,48± 6,4 1,89± 5,4
Самомотивация 8,69± 5,2 7,87± 5,3
Эмпатия 5,47± 6,6 8,7± 6,2
Распознавание эмоций других людей 5,55± 6,9 7,91± 4,9
Интегральный показатель эмоционального интеллекта 32,5± 20,03 35,22± 16,3
108
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21
Личностные и когнитивные факторы стрессоустойчивости спортсменов высокого класса
В таблице 2 представлены средние значения показателей эмоционального интеллекта у спортсменов высокой квалификации разного пола.
Как мы и предполагали, наблюдаются достоверные различия между спортсменами мужского и женского пола по показателям «эмпатия», «управление своими эмоциями» и «распознавание эмоций других людей».
Очевидно, что юноши лучше управляют своими эмоциями и более целенаправленно подходят к своим обязательствам по отношению к спорту, чем девушки, которые, в свои очередь, стремятся больше к эмоциональному отреагированию эмоций, чем к управлению ими. Показатель эмпатии более высокую выраженность имеет у девушек, возможно, это связано с приписыванием им таких качеств, как сочувствие и сопереживание, у юношей проявление таких чувств считается признаком слабости. Это способствует стремлению юношей как можно лучше контролировать свое эмоциональное состояние и стараться не проявлять свои чувства. Вероятно, это больше связано с гендерными стереотипами, чем с половыми различиями спортсменов.
Таким образом, наша гипотеза была частично подтверждена. Девушки более склонны к сопереживанию и распознаванию эмоций окружающих, чем юноши, которые, в свою очередь, больше сосредоточены, чем девушки, на «управлении своими эмоциями».
Эмоциональный интеллект в настоящее время является неизученным феноменом, но уже вполне очевидно, что он является не только одним из регуляторов эмоционального состояния человека, но и существенной предпосылкой профилактики психического выгорания и предпочтения определенных стратегий преодоления стресса.
Перейдем к анализу стратегий преодоления стресса у спортсменов высокой квалификации разного пола. Результаты изучения копинг-стратегии у юношей и девушек высокой квалификации представлены в таблице 3.
Выявлено, что у юношей и девушек высокой квалификации «конфронтационный копинг», «дис-
танцирование», «поиск социальной поддержки», «принятие ответственности», «бегство - избегание», «планирование решения проблемы», «положительная переоценка» выражены на среднем уровне, «самоконтроль» выражен на низком уровне в обеих группах исследуемых спортсменов.
Спортсменки высокой квалификации по сравнению со спортсменами достоверно чаще используют копинг-стратегии «поиск социальной поддержки», «бегство - избегание», «принятие ответственности». Это показывает, что спортсменки стремятся получить взаимопомощь от других членов коллектива, они понимают, что их вклад в решение проблемы имеет значение при возможности уклониться от конкретных действий, направленных на разрешение ситуации.
Следующим этапом исследования личностных и когнитивных факторы стрессоустойчивости спортсменов высокого класса было проведение корреляционного анализа.
Анализ полученных результатов показал, что у юношей высокой квалификации стратегии преодоления стресса взаимосвязаны с самооценкой и эмоциональным выгоранием. Прибегание к стратегии совладания по типу «планирование решения проблемы» приводит к более высокой оценке себя спортсменом и снижает расхождение между его самооценкой и уровнем притязаний. Положительная переоценка проблемы способствует снижению эмоционального выгорания, в частности, эмоционального и физического истощения.
У девушек высокой квалификации в отличие от юношей имеется только положительные корреляционные взаимосвязи копинг-стратегиями и параметрами самоотношения и эмоциональным выгоранием.
У девушек высокой квалификации прибега-ние к конфронтационному копингу имеет прямую связь с дифференцированностью, неустойчивостью, недостаточной сформированностью самооценки и уровня притязания. Копинг-стратегии « самоконтроль» и «планирование решения проблемы» усиливают эмоциональное и физическое истощение. Следовательно, девушкам не хватает ресурсов стрессоустойчивости.
Средние значения показателей копинг-стратегий спортсменов высокой квалификации (баллы) (Хср±5)
Таблица 3
Копинг-стратегии Спортсмены высокой квалификации
юноши девушки
Конфронтационный копинг 10,05±2,61 8,95±2,96
Дистанцирование 9,27±2,81 9,52±2,64
Самоконтроль 12,05±2,59 12,90±2,64
Поиск социальной поддержки 9,68±3,23 11,67±2,56
Принятие ответственности 6,50±1,90 7,86±2,17
Бегство - избегание 9,86±1,81 12,43±3,71
Планирование решения проблемы 11,95±3,09 12,38±3,15
Положительная переоценка 11,41±2,04 13,29±2,95
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2
109
ПСИХОЛОГИЯ СОВЛАДЕЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ
Развитие эмоционального интеллекта способствует предпочтению спортсменами таких конструктивных стратегий преодоления стресса, как принятие ответственности, планирование решения проблемы и социальной поддержки. Чем выше показатели самомотивации и управления своими эмоциями, тем ниже вероятность применения спортсменами стратегии бегства. При высоких значениях таких показателей психического выгорания, как «обесценивание достижений» и интегральный показатель психического выгорания, спортсмены предпочитают выбирать стратегию бегства. Таким образом, при развитии психического выгорания спортсмены отдают предпочтение неконструктивным копинг-стратегиям.
Полученные данные говорят о взаимосвязи эмоционального интеллекта с социальной поддержкой, также отмечается взаимосвязь показателей эмоционального интеллекта с активными стратегиями преодоления стресса, такими как «поиск социальной поддержки» «принятие на себя ответственности», «планирование решения проблемы». Выявлена положительная взаимосвязь между показателями психического выгорания и стратегией «бегство». Таким образом, развитие эмоционального интеллекта препятствует развитию психического выгорания, а чем выше значения психического выгорания, тем выше у спортсменов вероятность ухода от решения проблем.
Результаты исследования позволяют сделать следующее заключение. У юношей высокой квалификации выше по сравнению с девушками уровень притязаний, самооценка, ситуативная тревожность, тогда как у девушек выше расхождение уровня притязаний и самооценки, дифференцированность уровня притязаний. В группах спортсменов высокой квалификации имеются достоверные различия между показателями юношей и девушек. Активность копинг-стратегий девушек-спортсме-нок достоверно выше, чем у юношей. Спортсмены мужского пола переносят акцент с проблемы на личностное развитие. Спортсмены склонны проявлять эмоционально-ориентированные стратегии совладания. Установлено, что в качестве
личностных регуляторов стратегий преодоления у юношей выступает самооценка и расхождение самооценки и уровня притязания, а у девушек -уровень притязаний, дифференцированность самооценки. В качестве личностных регуляторов стратегий преодоления у юношей выступает самооценка и расхождение самооценки и уровня притязания. Повышение уровня эмоциональной культуры спортсменов, то есть овладение ими навыками правильной оценки своего эмоционального состояния и конструктивными стратегиями преодоления стресса является одним из важных компонентов подготовки спортсменов, на наш взгляд, способствующим предотвращению профессионального выгорания.
Библиографический список
1. Берилова Е.И., Босенко Ю.М. Стратегии преодоления стресса. - Краснодар, 2012. - 248 с.
2. Берилова Е.И., Мищенко А.В., Дорошина О.В. Личностные регуляторы профессионального выгорания у спортивных тренеров и судей // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2013. -№ 2. - С. 24-29.
3. Горская Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов. - Краснодар, 2008. - 209 с.
4. Распопова А.С. Формирование конструктивного проявления перфекционизма в спорте посредством психологического тренинга // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2012. - № 2. -С. 165-169.
5. Штефаненко И.И. Особенности индивидуально-личностных свойств и проявления эмоционального выгорания успешных спортсменов - гандболистов // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2013. -Т. 19. - № 2. - С. 89-92.
6. Wacquant L. The Pugilistic Point of View: How Boxers Think and Feel About Their Trade // Theory and Society. - 1995. - 24 (4). - Р. 489-535.
110
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21