Научная статья на тему 'Личностные и когнитивные факторы стрессоустойчивости спортсменов высокого класса'

Личностные и когнитивные факторы стрессоустойчивости спортсменов высокого класса Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2255
376
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / ПОЛ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / ТРЕВОЖНОСТЬ / САМООЦЕНКА / УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ / МОТИВАЦИЯ / ПСИХИЧЕСКОЕ ВЫГОРАНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / SPORT / SEX DIFFERENCES / COPING BEHAVIOUR / ANXIETY / SELF-ESTEEM / LEVEL OF CLAIMS / MOTIVATION / MENTAL BURNOUT / EMOTIONAL INTELLIGENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Босенко Юлия Михайловна, Берилова Елена Игоревна

В статье представлены результаты эмпирического исследования личностных и когнитивных факторов стрессоустойчивости спортсменов высокого класса. Проанализированы особенности выраженности у спортсменов таких личностных характеристик, как самооценка, уровень притязаний, а также дифференцированность и расхождение самооценки и уровня притязания, мотивация к успеху, мотивация избегания неудач, личностная тревожность, ситуативная тревожность, эмоциональный интеллект. Проведен анализ особенностей стратегий преодоления стресса в зависимости от пола спортсменов. Эмоциональный интеллект и личностные свойства спортсменов рассматриваются как ресурсы стрессоустойчивости, способствующие предотвращению развития у них симптомов психического выгорания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Босенко Юлия Михайловна, Берилова Елена Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personality and cognitive factors stress resistance of high-class athletes

Sport is a kind of professional activity of a person that substantially focuses on the high level of achievements being demonstrated under stressful conditions. The article presents the results of an empirical study of personality and cognitive factors stress tolerance-class athletes. We have analysed the features of severity in athletes personal characteristics such as self-esteem, level of claims, as well as the differentiation and divergence of self-esteem and level of claims, motivation to success, motivation failure avoidance, anxiety, situational anxiety, emotional intelligence. The analysis of the characteristics of strategies for coping with stress depending on the gender of the athletes has been done. Emotional intelligence and personal characteristics of the athletes have been considered by us as stress resistance resources towards preventing the development of symptoms of mental burnout.

Текст научной работы на тему «Личностные и когнитивные факторы стрессоустойчивости спортсменов высокого класса»

ПСИХОЛОГИЯ СОВЛАДЕЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

Примечание

1 Авторы выражают благодарность А.В. Лям-зину за организацию исследования со студентами медицинского ВУЗа.

Библиографический список

1. Емельянов В.В. Студенты об адаптации к вузовской жизни // СОЦИС. - 2001. - N° 9. - С. 77-82.

2. Крюкова Т.Л. Возрастные и культурные различия в стратегиях совладающего поведения // Психологический журнал. - 2005. - № 2. - С. 5-15.

3. Крюкова Т.Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы. - Кострома:

Авантитул, 2007. - 60 с.

4. Ломтатидзе О.В., Ершова И.А. Адаптация студентов в условиях ВУЗа // Обучение в течение всей жизни: «Life Long Learning: актуальные мировые практики в российском образовательном пространстве»: материалы Всерос. науч.-практ. конф., Вып. 7. - Екатеринбург: ООО «И1III» Макс - Инфо, 2014. - С. 111-121.

5. Холодная М.А., Берестнева О.Г., Муратова Е.А. Структура стратегий совладания в юношеском возрасте (к проблеме валидности опросника «Юношеская копинг-шкала») // Вопросы психологии. - 2007. - № 4. - С. 143-156.

УДК: 796.071:159.9

Босенко Юлия Михайловна

кандидат психологических наук

Берилова Елена Игоревна

кандидат психологических наук Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

[email protected], [email protected]

ЛИЧНОСТНЫЕ И КОГНИТИВНЫЕ ФАКТОРЫ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СПОРТСМЕНОВ ВЫСОКОГО КЛАССА

В статье представлены результаты эмпирического исследования личностных и когнитивных факторов стрессоустойчивости спортсменов высокого класса. Проанализированы особенности выраженности у спортсменов таких личностных характеристик, как самооценка, уровень притязаний, а также дифференцированность и расхождение самооценки и уровня притязания, мотивация к успеху, мотивация избегания неудач, личностная тревожность, ситуативная тревожность, эмоциональный интеллект. Проведен анализ особенностей стратегий преодоления стресса в зависимости от пола спортсменов.

Эмоциональный интеллект и личностные свойства спортсменов рассматриваются как ресурсы стрессоустойчивости, способствующие предотвращению развития у них симптомов психического выгорания.

Ключевые слова: спорт, пол, копинг-стратегии, тревожность, самооценка, уровень притязаний, мотивация, психическое выгорание, эмоциональный интеллект.

Современный спорт - это деятельность преимущественно в условиях ярко выраженного стресса, особенно на уровне соревнований крупного масштаба. Полной адаптации к соревновательной деятельности не происходит ни при длительных занятиях спортом, ни при частых выступлениях. Безусловно, круглогодичная вовлеченность спортсменов в тренировочную соревновательную деятельность может являться источником психических и физических перегрузок [3; 5].

Один из наиболее сильных сбивающих факторов, характерных для соревнований, - наличие стрессогенных ситуаций и необходимость осуществления деятельности в состоянии сильного эмоционального возбуждения [2]. Сильное негативное влияние эмоциогенных факторов соревнований связано с тем, что спортсмен заранее мысленно переживает различные ситуации, их неудачный или удачный исход, возможные последствия успеха или неудачи. L. Wacquant [6], изучавший понятия «успех» и «неудача» с точки зрения субъективного восприятия и переживаний спортсменов, пришел к выводам, что понятия «успех» и «неудача» являются весьма условными конструк-

циями, которые могут различаться в зависимости от конкретного вида спорта, времени и места проведения, классификации, возраста, вида спорта. Такие эмоциональные переживания часто ведут к гораздо большему расходу нервных ресурсов, чем реальные трудности соревнований [4].

Следовательно, в спорте очень значимой становится осведомленность о своем эмоциональном состоянии. К сожалению, в настоящее время у нас отсутствуют условия для формирования эмоциональной культуры личности, в том числе, для понимания своих собственных эмоций и умения ими управлять. Неопределенность соревновательных условий, отсутствие контроля над ситуацией, большая вероятность получения травмы могут выступать в качестве источников стресса для спортсменов. К личностным свойствам, которые влияют на способность противостоять негативным проявлениям у спортсменов, относят личностную и ситуативную тревожность, самооценку, уровень притязаний, мотивацию к успеху и избеганию неудач. К когнитивным структурам личности относится эмоциональный интеллект. Он является многофакторным феноменом, способствующим пониманию человеком собственного эмоциональ-

106

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

© Босенко Ю.М., Берилова Е.И., 2015

Личностные и когнитивные факторы стрессоустойчивости спортсменов высокого класса

ного состояния и состояния окружающих, включает умение управлять своими эмоциями и сопереживать окружающим его людям, а также общую осведомленность о мире эмоций и чувств. На наш взгляд, низкий уровень эмоционального интеллекта и специфическое сочетание личностных особенностей у спортсменов может быть источником стрессов и психических перегрузок.

Объект исследования - стрессоустойчивость спортсменов высокого класса. Предмет исследования - личностные и когнитивные факторы стрессоустойчивости спортсменов. Цель исследования: вывить личностные и когнитивные факторы стрессоустойчивости спортсменов высокого класса.

Задачи исследования: 1. Изучить особенности проявления психического выгорания у спортсменов; 2. Выявить своеобразие проявления личностных свойств (самооценка, уровень притязания, мотивация, тревожность) и эмоционального интеллекта у спортсменов высокой квалификации; 3. Определить особенности стратегий преодоления стресса спортсменов; 4. Установить специфику взаимосвязей личностных и когнитивных свойств спортсменов с показателями стратегий преодоления стресса и психического выгорания.

В процессе исследования применялись следующие методы: анализ научно-методической литературы, методы психодиагностики (опросник для установления копинг-стратегий (адаптация методики WCQ); методика диагностики мотивации достижения успеха и избегания неудач Т Элерса; методика диагностики самооценки Дембо-Рубин-штейн в модификации А.М. Прихожан; методика диагностики тревожности Спилбергера; методика диагностики эмоционального интеллекта Н. Холла; тест-опросник психического выгорания у спортсменов T.D. Raedeke, A.L. Smith в адаптации Е.И. Гринь) [1], математической статистики (t-критерий Стьюдента, коэффициент корреляции r-Пирсона). В исследовании приняли участие 223 спортсмена высокой квалификации в возрасте от 15 до 30 лет.

Рассмотрим результаты эмпирического исследования. Данные, полученные нами по результатам психодиагностического исследования, говорят

о наличии психического выгорания у большого количества спортсменов, что согласуется с результатами исследования.

На рисунке 1 представлены средние значения показателей психического выгорания в целом по выборке.

Наиболее высокие значения у показателя «уменьшение чувства достижения», далее идут «эмоциональное/физическое истощение», «деперсонализация достижений». Значения интегрального показателя психического выгорания и других показателей психического выгорания находятся в основном в диапазоне средних значений, но наибольшая выраженность наблюдается у показателя «уменьшение чувства достижения».

Более детальную картину дает частота встречаемости значений психического выгорания различной степени у спортсменов. Несмотря на то, что у большего количества спортсменов наблюдаются средние значения психического выгорания, есть спортсмены с высокими значениями данных показателей. Анализ выраженности отдельных показателей психического выгорания в целом по выборке позволил сделать следующие выводы. У большей части спортсменов наблюдается психическое выгорание высокой и средней степени выраженности. Основным симптомом, указывающим на развитие психического выгорания у спортсменов, является эмоциональное/физическое истощение. Спортсмены, у которых наблюдается низкий уровень психического выгорания, составляют от 15 до 26,9% по отдельным компонентам выгорания и 19,1% по интегральному компоненту психического выгорания. Спортсмены, у которых отмечен высокий уровень выраженности отдельных компонентов психического выгорания, составляют от 12,2 до 13,4%. Это позволяет говорить о психическом выгорании как существенном регуляторе деятельности спортсменов.

Следующей задачей исследования было изучение особенностей проявления личностных свойств (самооценка, уровень притязания, мотивация, тревожность) и эмоционального интеллекта у спортсменов высокой квалификации.

Нами выявлены достоверные различия между показателями юношей и девушек, занимающихся

Баллы

40

30

20

10

0

33,5

13,6 10,1 9,9

1 2 3 4

Показатели психического выгорания

Рис. 1. Средние значения показателей психического выгорания у спортсменов.

1 - уменьшение чувства достижения; 2 - эмоциональное/физическое истощение;

3 - обесценивание достижений; 4-интегральный показатель психического выгорания

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2

107

ПСИХОЛОГИЯ СОВЛАДЕЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

Таблица 1

Средние показатели значений показателей самооценки, уровня притязаний, тревожности и мотивации у спортсменов высокой квалификации (баллы) (Хср±5)

Шкалы Спортсмены высокой квалификации

юноши девушки

Параметры самоотношения

Уровень притязаний 100,00±0,00 96,69±5,72

Самооценка 81,43±11,18 57,29±25,09

Расхождение уровня притязаний и самооценки 18,57±11,18 39,05±21,40

Дифференцированность уровня притязаний 0,00±0,00 8,14±12,77

Дифференцированность самооценки 15,59± 15,26 17,90±20,46

Тревожность

Личностная тревожность 34,55±6,10 33,43±6,04

Ситуативная тревожность 36,86±7,05 31,62±7,13

Мотивация

Мотивация к успеху 20,36±3,62 20,38±3,90

Мотивация избегания неудач 19,36±4,92 17,38±4,49

Примечание: жирным шрифтом выделены достоверные различия между показателями юношей и девушек высокой квалификации при p<0,05.

спортом, по параметрам самооценки, уровня притязания, расхождения уровня притязаний и самооценки, дифференцированности уровня притязаний, ситуативной тревожности (табл. 1).

Юноши имеют более завышенное, нереалистичное, некритическое отношение к собственным возможностям, чем девушки. Самооценка девушек адекватная. Самооценка юношей может указывать на личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими. В целом, как у юношей, так и девушек, занимающихся спортом, диагностируется умеренно дифференцированная самооценка при значительном уровне притязаний и самооценки, что говорит о неблагоприятном отношении к себе, является индикатором неблагополучия в личностном развитии.

Личностная и ситуативная тревожность как у девушек, так и у юношей, находится на умеренном уровне. Ситуативная тревожность выше у юношей, следовательно, они чаще девушек могут чувствовать напряжение и беспокойство. Возможно, это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию спортивной деятельности и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.

У юношей и девушек диагностируется высокий уровень мотивации к успеху и мотивации избегания неудач. Достоверных различий по показате-

лям мотивации между юношами и девушками не выявлено. По показателям видно, что независимо от пола спортсмены высокой квалификации более ориентированы на успех.

Рассмотрим результаты изучения эмоционального интеллекта. Значения показателей эмоционального интеллекта находятся в основном в диапазоне средних и низких значений, но наибольшая выраженность наблюдается у показателя эмпатии. Более детальную картину дает частота распределения высоких, средних и низких значений показателей эмоционального интеллекта у спортсменов. Высокие значения у спортсменов наблюдаются у спортсменов по показателям «самомотивация», «эмоциональная осведомленность», «эмпатия», «распознавание эмоций других людей», «управление своими эмоциями», интегральный показатель эмоционального интеллекта находится в диапазоне низких значений.

Таким образом, можно сделать заключение о недостаточном внимании спортсменов к собственному эмоциональному состоянию, что может быть источником психических перегрузок.

Данные относительно гендерных различий по отношению к эмоциональному интеллекту носят противоречивый характер. Предполагается, что должны быть различия в проявлении таких его компонентов, как эмпатия и управление своими эмоциями.

Таблица 2

Средние значения показателей эмоционального интеллекта у спортсменов разного пола (ХСР±5)

Показатели эмоционального интеллекта Спортсмены высокой квалификации

юноши девушки

Эмоциональная осведомленность 7,30± 5,3 8,84± 4,8

Управление своими эмоциями 5,48± 6,4 1,89± 5,4

Самомотивация 8,69± 5,2 7,87± 5,3

Эмпатия 5,47± 6,6 8,7± 6,2

Распознавание эмоций других людей 5,55± 6,9 7,91± 4,9

Интегральный показатель эмоционального интеллекта 32,5± 20,03 35,22± 16,3

108

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

Личностные и когнитивные факторы стрессоустойчивости спортсменов высокого класса

В таблице 2 представлены средние значения показателей эмоционального интеллекта у спортсменов высокой квалификации разного пола.

Как мы и предполагали, наблюдаются достоверные различия между спортсменами мужского и женского пола по показателям «эмпатия», «управление своими эмоциями» и «распознавание эмоций других людей».

Очевидно, что юноши лучше управляют своими эмоциями и более целенаправленно подходят к своим обязательствам по отношению к спорту, чем девушки, которые, в свои очередь, стремятся больше к эмоциональному отреагированию эмоций, чем к управлению ими. Показатель эмпатии более высокую выраженность имеет у девушек, возможно, это связано с приписыванием им таких качеств, как сочувствие и сопереживание, у юношей проявление таких чувств считается признаком слабости. Это способствует стремлению юношей как можно лучше контролировать свое эмоциональное состояние и стараться не проявлять свои чувства. Вероятно, это больше связано с гендерными стереотипами, чем с половыми различиями спортсменов.

Таким образом, наша гипотеза была частично подтверждена. Девушки более склонны к сопереживанию и распознаванию эмоций окружающих, чем юноши, которые, в свою очередь, больше сосредоточены, чем девушки, на «управлении своими эмоциями».

Эмоциональный интеллект в настоящее время является неизученным феноменом, но уже вполне очевидно, что он является не только одним из регуляторов эмоционального состояния человека, но и существенной предпосылкой профилактики психического выгорания и предпочтения определенных стратегий преодоления стресса.

Перейдем к анализу стратегий преодоления стресса у спортсменов высокой квалификации разного пола. Результаты изучения копинг-стратегии у юношей и девушек высокой квалификации представлены в таблице 3.

Выявлено, что у юношей и девушек высокой квалификации «конфронтационный копинг», «дис-

танцирование», «поиск социальной поддержки», «принятие ответственности», «бегство - избегание», «планирование решения проблемы», «положительная переоценка» выражены на среднем уровне, «самоконтроль» выражен на низком уровне в обеих группах исследуемых спортсменов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Спортсменки высокой квалификации по сравнению со спортсменами достоверно чаще используют копинг-стратегии «поиск социальной поддержки», «бегство - избегание», «принятие ответственности». Это показывает, что спортсменки стремятся получить взаимопомощь от других членов коллектива, они понимают, что их вклад в решение проблемы имеет значение при возможности уклониться от конкретных действий, направленных на разрешение ситуации.

Следующим этапом исследования личностных и когнитивных факторы стрессоустойчивости спортсменов высокого класса было проведение корреляционного анализа.

Анализ полученных результатов показал, что у юношей высокой квалификации стратегии преодоления стресса взаимосвязаны с самооценкой и эмоциональным выгоранием. Прибегание к стратегии совладания по типу «планирование решения проблемы» приводит к более высокой оценке себя спортсменом и снижает расхождение между его самооценкой и уровнем притязаний. Положительная переоценка проблемы способствует снижению эмоционального выгорания, в частности, эмоционального и физического истощения.

У девушек высокой квалификации в отличие от юношей имеется только положительные корреляционные взаимосвязи копинг-стратегиями и параметрами самоотношения и эмоциональным выгоранием.

У девушек высокой квалификации прибега-ние к конфронтационному копингу имеет прямую связь с дифференцированностью, неустойчивостью, недостаточной сформированностью самооценки и уровня притязания. Копинг-стратегии « самоконтроль» и «планирование решения проблемы» усиливают эмоциональное и физическое истощение. Следовательно, девушкам не хватает ресурсов стрессоустойчивости.

Средние значения показателей копинг-стратегий спортсменов высокой квалификации (баллы) (Хср±5)

Таблица 3

Копинг-стратегии Спортсмены высокой квалификации

юноши девушки

Конфронтационный копинг 10,05±2,61 8,95±2,96

Дистанцирование 9,27±2,81 9,52±2,64

Самоконтроль 12,05±2,59 12,90±2,64

Поиск социальной поддержки 9,68±3,23 11,67±2,56

Принятие ответственности 6,50±1,90 7,86±2,17

Бегство - избегание 9,86±1,81 12,43±3,71

Планирование решения проблемы 11,95±3,09 12,38±3,15

Положительная переоценка 11,41±2,04 13,29±2,95

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2

109

ПСИХОЛОГИЯ СОВЛАДЕЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

Развитие эмоционального интеллекта способствует предпочтению спортсменами таких конструктивных стратегий преодоления стресса, как принятие ответственности, планирование решения проблемы и социальной поддержки. Чем выше показатели самомотивации и управления своими эмоциями, тем ниже вероятность применения спортсменами стратегии бегства. При высоких значениях таких показателей психического выгорания, как «обесценивание достижений» и интегральный показатель психического выгорания, спортсмены предпочитают выбирать стратегию бегства. Таким образом, при развитии психического выгорания спортсмены отдают предпочтение неконструктивным копинг-стратегиям.

Полученные данные говорят о взаимосвязи эмоционального интеллекта с социальной поддержкой, также отмечается взаимосвязь показателей эмоционального интеллекта с активными стратегиями преодоления стресса, такими как «поиск социальной поддержки» «принятие на себя ответственности», «планирование решения проблемы». Выявлена положительная взаимосвязь между показателями психического выгорания и стратегией «бегство». Таким образом, развитие эмоционального интеллекта препятствует развитию психического выгорания, а чем выше значения психического выгорания, тем выше у спортсменов вероятность ухода от решения проблем.

Результаты исследования позволяют сделать следующее заключение. У юношей высокой квалификации выше по сравнению с девушками уровень притязаний, самооценка, ситуативная тревожность, тогда как у девушек выше расхождение уровня притязаний и самооценки, дифференцированность уровня притязаний. В группах спортсменов высокой квалификации имеются достоверные различия между показателями юношей и девушек. Активность копинг-стратегий девушек-спортсме-нок достоверно выше, чем у юношей. Спортсмены мужского пола переносят акцент с проблемы на личностное развитие. Спортсмены склонны проявлять эмоционально-ориентированные стратегии совладания. Установлено, что в качестве

личностных регуляторов стратегий преодоления у юношей выступает самооценка и расхождение самооценки и уровня притязания, а у девушек -уровень притязаний, дифференцированность самооценки. В качестве личностных регуляторов стратегий преодоления у юношей выступает самооценка и расхождение самооценки и уровня притязания. Повышение уровня эмоциональной культуры спортсменов, то есть овладение ими навыками правильной оценки своего эмоционального состояния и конструктивными стратегиями преодоления стресса является одним из важных компонентов подготовки спортсменов, на наш взгляд, способствующим предотвращению профессионального выгорания.

Библиографический список

1. Берилова Е.И., Босенко Ю.М. Стратегии преодоления стресса. - Краснодар, 2012. - 248 с.

2. Берилова Е.И., Мищенко А.В., Дорошина О.В. Личностные регуляторы профессионального выгорания у спортивных тренеров и судей // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2013. -№ 2. - С. 24-29.

3. Горская Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов. - Краснодар, 2008. - 209 с.

4. Распопова А.С. Формирование конструктивного проявления перфекционизма в спорте посредством психологического тренинга // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2012. - № 2. -С. 165-169.

5. Штефаненко И.И. Особенности индивидуально-личностных свойств и проявления эмоционального выгорания успешных спортсменов - гандболистов // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2013. -Т. 19. - № 2. - С. 89-92.

6. Wacquant L. The Pugilistic Point of View: How Boxers Think and Feel About Their Trade // Theory and Society. - 1995. - 24 (4). - Р. 489-535.

110

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.