Научная статья на тему 'Проблемы подготовки военнослужащих к соревнованиям в процессе служебно-боевой деятельности'

Проблемы подготовки военнослужащих к соревнованиям в процессе служебно-боевой деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
381
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХИЧЕСКОЕ ВЫГОРАНИЕ / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ / СЛУЖЕБНО-БОЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СПОРТСМЕН

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузнецов Андрей Владимирович

Статья раскрывает специфику феномена психического выгорания и его отличие от таких форм дезадаптации спортсменов, как напряжение, перетренированность, депрессия, синдром хронической усталости. Рассмотрены группы симптомов психического выгорания в спортивной деятельности (физические, эмоциональные, поведенческие и когнитивные). Описаны альтернативные подходы к пониманию причин психического выгорания в спортивной деятельности военнослужащих. В статье на основе теоретического анализа и материалов включенного наблюдения показано, что имеется связь между психическим выгоранием и лич-ностными особенностями спортсменов, выделены проблемы подготовки спортсменов-воен-нослужащих к соревнованиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы подготовки военнослужащих к соревнованиям в процессе служебно-боевой деятельности»

_ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ_

УДК 159.96

КузнецовАндреи Владимирович

Преподаватель кафедры физической подготовки и спорта Новосибирского военного института внутренних войск им.генерала армии И. К. Яковлева МВД России, cuz.ndrei@yandex.ru, Новосибирск

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ К СОРЕВНОВАНИЯМ В ПРОЦЕССЕ СЛУЖЕБНО-БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация Статья раскрывает специфику феномена психического выгорания и его отличие от таких форм дезадаптации спортсменов, как напряжение, перетренированность, депрессия, синдром хронической усталости. Рассмотрены группы симптомов психического выгорания в спортивной деятельности (физические, эмоциональные, поведенческие и когнитивные). Описаны альтернативные подходы к пониманию причин психического выгорания в спортивной деятельности военнослужащих. В статье на основе теоретического анализа и материалов включенного наблюдения показано, что имеется связь между психическим выгоранием и личностными особенностями спортсменов, выделены проблемы подготовки спортсменов-военнослужащих к соревнованиям.

Ключевые слова: психическое выгорание, спортивная деятельность, военнослужащий, слу-жебно-боевая деятельность, спортсмен.

Kuznetsov Andrey Vladimirovich

Lecturer, Department of Physical Training and Sports of the Novosibirsk Military Institute of Internal Troops im.generala Army IK Yakovlev, the Russian Interior Ministry, cuz.ndrei@yandex.ru, Novosibirsk

PROBLEMS OF MILITARY TRAINING FOR A COMPETITION IN THE SERVICE AND COMBAT ACTIVITIES

Abstract. The article made formulation of the problem of research of military training for a competition in the service and combat activities. This article analyzes the phenomenon of mental burnout in sports activities, and further defined in the form of a three-component structure.

The article reveals the differences in the determination of mental burnout and such forms of maladjustment athletes as stress, overtraining, depression, chronic fatigue syndrome. This direction is also complemented by considering groups of symptoms of mental burnout in sports activities (physical, emotional, behavioral and cognitive). Attention is given to alternative approaches to address the causes of mental burnout in sports activities of military personnel. Also in this article substantiates the idea that there are data which reflect the positive relationship between mental burnout and personal characteristics of athletes. On this basis, summed up the results and draw appropriate conclusions.

Keywords: mental burnout, sports activities, soldier, combat activities, athlete.

Анализ служебно-боевой деятельности и психологических особенностей спортивной деятельности показывает, что оба вида деятельности имеют структурное сходство. В служебно-боевой деятельности выделяется учебно-боевая и боевая деятельность, имеющие разные цели, задачи, мотивацион-ную основу. В спортивной деятельности выделяется тренировочная и соревновательная деятельность. Общими целями учебно-боевой и тренировочной деятельности является подготовка военнослужащего спортсмена в первом случае к боевой, а во втором -

к соревновательной деятельности, причем в обеих в полной мере раскрываются знания, умения, навыки, полученные в предыдущем виде деятельности и востребованные в актуальном [1, с. 60; 6, с. 287].

Боевая и учебно-боевая деятельность проходят в условиях, которые требуют от человека высокой степени мобилизации всех личностных ресурсов человека, в том числе и внутриличностных как их структурных составляющих. Служебно-боевая деятельность - это экстремальный вид деятельности, она предъявляет крайне высо-

кие требования к физическим, интеллектуальным и волевым способностям субъекта, к его работоспособности и выносливости [2, с. 144-150]. Точно так же и спортивная деятельность характеризуется экстремальностью, и ее требования к спортсмену так же чрезвычайно высоки. Специфика спортивной деятельности определяется высокими физическими и психическими перегрузками на уровне предельных возможностей человеческого организма, ориентацией на достижение максимально высоких результатов, необходимостью постоянного совершенствования спортивных достижений, ограниченностью времени для восстановления в течение соревновательного сезона. И, на наш взгляд, основной проблемой подготовки военнослужащих к соревнованиям в процессе служебно-боевой деятельности является сочетание экстремальности двух видов деятельности, приводящее к серьезному психическому выгоранию спортсмена. Спортсмен, не успев сформировать внутриличностные ресурсы, позволяющие преодолеть стресс, подвергается мощному дистрессу, в условиях которого развитие внутриличностных ресурсов крайне затруднительно. Именно психическому выгоранию наиболее подвержены военнослужащие спортсмены, соответственно, анализ данного феномена в рамках спортивной деятельности является важным для дальнейшего понимания способов, форм и методов развития внутриличностных ресурсов военнослужащих спортсменов.

Впервые интерес к психическому выгоранию у спортсменов возник в начале 80-х годов XX века, исследования носили теоретический характер (D.A. Feigely, R.E. Smith, L.K. Fender). В настоящее время не существует единой точки зрения на определение термина «выгорание» в спортивной деятельности (J. Coakley, P. Cohn, D. Gould, J. Silva, 1990). В дальнейшем психическое выгорание в спортивной деятельности было определено в виде трехкомпонентной конструкции: эмоционального (физического истощения), уменьшения чувства достижения и обесценивания достижений. Данная модель была разработана спортивным психологом Т. Raedeke на основе концепции психического выгорания С. Maslach и S. Jackson, только вместо деперсонали-

зации (появление у специалистов отрицательных чувств по отношению к субъектам своего труда) автором был введен компонент «обесценивание спортивных достижений» [10, с. 396-417].

В настоящее время существует некоторая путаница при определении психического выгорания и таких форм дезадаптации спортсменов, как напряжение, перетренированность, депрессия, синдром хронической усталости. Для внесения некоторой ясности в разграничение данных понятий необходимо рассмотреть их содержание. Основное отличие между напряжением и психическим выгоранием состоит в том, что психическое выгорание - это не просто общая реакция напряжения, а расстройство адаптации, к которому человек не способен приспособиться без посторонней помощи или без изменения факторов окружающей среды.

Таким образом, под психическим выгоранием подразумевается долгосрочное последствие напряжения. Другое важное отличие между данными явлениями состоит в том, что психическое выгорание представляет собой многомерный синдром, включающий эмоциональное (физическое истощение), уменьшение чувства достижения и обесценивание достижений. Некоторые исследователи считают, что между психическим выгоранием и депрессией имеется определенное сходство, другие даже утверждают, что оно является одной из форм депрессии [9, с. 209-221].

В противовес данным высказываниям утверждалось, что депрессия контекстно свободна и затрагивает все сферы жизни, тогда как психическое выгорание, по крайней мере, первоначально, связано именно с работой (А. Ваккег, W. Schaufeli, Н. РгеМепЪе^ег). Исследование психического выгорания спортсменов-единоборцев подтвердило его отличие от депрессии. Существует некоторая вероятность того, что психическое выгорание может «перейти» в депрессию, но не наоборот, это два отличных, хотя и связанных, явления. Заслуживает внимания определение специфики психического выгорания и хронической усталости. Иногда их трудно отличить друг от друга, так как они очень похожи по своим признакам. Основным отличием является то, что синдром хронической усталости характеризует-

ся, прежде всего, физическими симптомами, а психическое выгорание - психологическими. Психическое выгорание развивается в течение продолжительного времени, а синдром хронической усталости часто имеет острое начало с признаками, очень похожими на инфекционное заболевание (температура, боль в мышцах, головные боли, ангина и др.). Источники синдрома хронической усталости часто бывает трудно определить, в то время как основной причиной психического выгорания является профессиональная деятельность. Другим отличием данных состояний является наличие отрицательных тенденций в поведении и взаимоотношениях с окружающими у «выгоревших» сотрудников, для синдрома хронической усталости это не характерно [3, с. 209-217].

Следовательно, синдром хронической усталости и психическое выгорание являются понятиями связанными, но разными. Сложно определить границы между психическим выгоранием и перетренированностью, которые для многих исследователей являются условными. Основное различие между ними состоит в том, что источником перетренированности традиционно считается интенсивный тренировочный процесс, ведущий к переутомлению, а психического выгорания - социально-психологические факторы, например, давление тренера на спортсмена или отсутствие подконтрольности событий. Однако исследователи признают, что перетренированность может выступать в качестве одной из предпосылок развития психического выгорания.

Участие в спортивных состязаниях может быть источником напряжения для военнослужащих спортсменов, что, в свою очередь, может вызвать психологическое и физиологическое истощение. Это может привести к хронической усталости, травмам, трудностям в самоконтроле, психическому выгоранию, снижению удовольствия от занятий спортивной деятельностью. Специфические источники острого напряжения, идентифицированного для спортсменов, включают травмы, давление тренера или критику командира подразделения, конфликт с противниками и товарищами по команде. Исследователи утверждают, что восприятие и контроль напряжения сложны и следуют из непосредственной оценки спортсменами как

внешних факторов окружающей среды, так и своих личностных ресурсов [11, с. 36-50].

Симптомы психического выгорания в спортивной деятельности условно можно объединить в 4 группы:

1) физические: нарушение сна, хронические головные боли, гастроэнтерологические проблемы, физическое и психическое изнеможение, повышенная подверженность инфекционным заболеваниям, сниженный уровень физической активности, хроническая усталость;

2) эмоциональные: депрессия, беспомощность, гнев/агрессия, раздражительность, напряженность, сниженный фон настроения, повышенная тревожность;

3) поведенческие: отсутствие желания выступать, злоупотребление лекарственными и психоактивными препаратами, отсутствие интереса к спортивной деятельности, снижение результативности тренировочной и соревновательной деятельности, уход от физической активности, трудности в межличностных отношениях;

4) когнитивные: переоценка ценностей, негативные установки, оценка спортивной деятельности как предъявляющей чрезмерные требования к личности спортсмена (Р. Уэйнберг, Д. Гоулд, J. Gallimore, S. Burke).

Спектр признаков психического выгорания достаточно обширен. Учитывая индивидуальность его протекания у каждого спортсмена, очень важно уметь его обнаружить на ранних этапах развития, чтобы снизить негативные последствия. Это является наиболее сложным моментом, так как иногда «выгоревшим» спортсменам приписывается просто наличие недостатков характера или лень, часто тренеры даже не пытаются определить истинные причины снижения эффективности деятельности воспитанников.

Представления об источниках психического выгорания базируются на концепции профессионального стресса, но есть и своя специфика. На протяжении двух последних десятилетий исследователями были разработаны альтернативные подходы к рассмотрению причин психического выгорания в спортивной деятельности, которые были впоследствии оформлены в концепции, объясняющие природу его развития. К ним относятся: когнитивно-аффективная модель R. Smith (1986), модель включенности

в спорт G. Schmidt, G. Stein, модель закрепляемого негативного ответа на стресс J. Silva, модель одномерного развития идентичности и внешнего контроля J. Coakley.

Модели психического выгорания в спорте затрагивают отдельные стороны данного феномена, отражающие специфику деятельности. На наш взгляд, наиболее конструктивной является концепция R. Smith, согласно которой психическое выгорание является реакцией на хронический стресс. Соответственно факторы, вызывающие хронический стресс, являются основными источниками психического выгорания. Психические нагрузки являются результатом воздействия на человека ситуативных и долговременных факторов. К ситуативным регуляторам психических нагрузок относится ранг соревнования, состав участников, уровень подготовленности к нему спортсмена. К долговременным регуляторам психических нагрузок относятся факторы, длительное воздействие которых приводит к появлению психической напряженности и к изменению реакции человека на ситуативные воздействия. Долговременные регуляторы психического напряжения делятся на средовые и внутренние факторы. К первым относятся характеристики, связанные и не связанные со спецификой спортивной деятельности, ко вторым - личностные характеристики спортсменов (тревожность, самооценка, уровень притязаний, локус контроля, мотивация и др.). Внешние источники хронического стресса, связанные со спецификой спортивной деятельности, в свою очередь, делятся на организационно-методические факторы (характер планирования соревновательной деятельности, организация отбора на соревнования и в сборные команды, устойчивость спортсмена к монотонии и интенсивным тренировочным нагрузкам) и социально-психологические факторы (публичность соревнований, прочность позиции спортсмена в элитной команде, взаимоотношения в команде, особенности взаимоотношений спортсмена с тренером, руководителями спортивных федераций, представителями средств массовой информации). К внешним факторам психических нагрузок, не связанных со спортом, относятся жизненные стрессы на почве семейно-бытовых про-

блем, оторванность от семьи, болезни близких людей, финансовые проблемы, межличностные конфликты, трудности сочетания спортивной деятельности и другого вида деятельности (И. П. Волков, Г. Б. Горская, В. Н. Дайняк, А. А. Качина, Р. Мартене,

A. Л. Меньшикова, Н .В. Стамбулова,

B. Шелленбергер, Т. К. Skanlan, C. L. Stain, К. Ravizza, R. Smith).

Значимость вышеперечисленных источников хронического стресса различается для спортсменов разного возраста и квалификации. Для высококлассных спортсменов значимыми источниками психических перегрузок являются такие факторы, как публичность соревнований, особенности отбора в команду, особенности контактов с судьями, представителями средств массовой информации, спортивными функционерами, руководителями спортивных федераций и клубов. Влияние присутствия зрителей на соревнованиях носит неоднозначный характер, оно может как мобилизовать деятельность спортсменов, так и привести к ее дезорганизации. Мобилизующий эффект присутствия зрителей проявляется только при условии прочного овладения спортсменами выполняемых действий, в противном случае присутствие посторонних на соревновании увеличивает вероятность появления ошибок (Р. Мартене).

На первый взгляд кажется, что с ростом квалификации спортсменов возрастает вероятность развития психического выгорания, но это не всегда подтверждается. Снижение вероятности развития психического выгорания в спорте высших достижений обусловлено формированием у спортсменов конструктивных стилей поведения и существованием естественного отбора. По данным Т. С. Тимаковой, у спортсменов с большим соревновательным стажем формируется рациональный стиль поведения, который снижает вероятность развития психического выгорании [7, с. 15-19].

В спорте высших достижений присутствует жесткий естественный отбор, вследствие которого в высококлассные профессионалы попадают только спортсмены психически устойчивые, в то время как одаренные спортсмены с низкой психической устойчивостью просто прекращают свою карьеру.

Существует небольшое количество данных относительно особенностей развития психического выгорания у спортсменов, занимающихся различными видами спорта. В своем исследовании R. Smith высказал предположение, что психическому выгоранию больше подвержены спортсмены, занимающиеся индивидуальными видами спорта, такими как настольный теннис, гимнастика, конькобежный спорт. Он связывает это с различным уровнем социальной поддержки в командных и индивидуальных видах спорта. В спорте значимой формой социальной поддержки является разделение ответственности. Отсутствие возможности разделения ответственности за неудачу у спортсменов, занимающихся индивидуальными видами спорта, способствует развитию психической напряженности и, как следствие, психического выгорания (R. Smith).

Исследования психического выгорания в спортивной деятельности первоначально носили постановочный характер, впоследствии некоторые из теоретических концепций получили эмпирическое подтверждение. Рассмотрим их более подробно. Наиболее углубленное изучение психического выгорания у спортсменов было предпринято D. Gould и его сотрудниками. Результаты данных исследований показали, что спортсмены, испытывающие психическое выгорание, значительно меньше выкладываются на тренировках, чаще уклоняются от физической активности, обладают внешней мотивацией, не склонны использовать конструктивные стратегии преодоления стресса. Они проявляли более высокую чувствительность к критике и ожиданиям родителей, нуждались в организации деятельности, характеризовались повышенным вниманием к собственным ошибкам [8, с. 322-340]. В исследовании психического выгорания у пловцов Т. Raedeke было выявлено, что большая вероятность его развития наблюдается у спортсменов, которые попали «в ловушку спорта», то есть обремененных определенными обязательствами (Т. Raedeke).

В отечественной спортивной психологии психическое выгорание практически не изучалось. Относительно его взаимосвязи с личностными особенностями существуют лишь косвенные подтверждения, полученные в процессе исследования стресса

в спорте. Чувствительность к стрессу в спорте может быть связана с самооценкой, уровнем притязаний, тревожностью, локусом контроля, мотивацией спортсмена. Самооценка обусловливает особенности восприятия угрозы и соответствующие изменения в состоянии тревоги. Спортсмены с невысокой самооценкой менее уверены в себе и испытывают большее состояние тревоги. Высокий уровень притязаний и ориентация только на достижение успеха может быть источником стресса, так как «заставляет» спортсмена всегда стремиться к достижению максимальных результатов. Развитию психических перегрузок способствуют высокая личностная тревожность и преобладание мотивации избегания неудач у спортсменов, так как они склонны оценивать соревновательную ситуацию как угрожающую и испытывают при этом состояние беспокойства, страха или тревоги [4, с. 13-15].

Одним из перспективных направлений исследования психического выгорания в спортивной деятельности является изучение внутренних и внешних факторов, способствующих его развитию. Существуют данные, в которых были отражены положительные взаимосвязи между психическим выгоранием и следующими личностными особенностями спортсменов:

- амотивацией (S. Cresswell, R. Eklund, Т. Raedeke, A. Smith, 2001),

- ролевым конфликтом (О. Kjormo, Н. Halvary),

- тревожностью (R. Vealeyet al.).

Отрицательные достоверные взаимосвязи

были обнаружены между психическим выгоранием и удовольствием от выполняемой деятельности, взятыми на себя обязательствами, интернальным локусом контроля (Т. Raedeke, A. Smith), уверенностью в себе (О. Kjormo, Н. Halvary).

Достоверные положительные связи были обнаружены между психическим выгоранием и такими внешними факторами, как напряжение (Т. Raedeke, A. Smith), отрицательные взаимосвязи - с социальной поддержкой (Т. Raedeke, A. Smith). Таким образом, можно ожидать, что психическому выгоранию наиболее подвержены высокотревожные военнослужащие спортсмены с экстернальным локусом контроля, амотивацией, испытывающие ролевой конфликт

и напряжение, не уверенные в своих силах, не испытывающие удовольствия от спортивной деятельности. Эти данные подтверждаются материалами пилотажного исследования и включенного наблюдения, осуществляемого в течение двух лет за спортсменами военнослужащими, занимающимися спортивными единоборствами [5; 6].

В качестве основных внешних причин развития психического выгорания в спортивной деятельности можно выделить интенсивные физические нагрузки, неблагоприятные условия тренировочного процесса, сложности во взаимоотношениях с командирами подразделений [5, с. 279].

Таким образом, можно говорить о трех-компонентной структуре психического выгорания у спортсменов военнослужащих: эмоциональное (физическое истощение), усиленное совмещением занятий спортом с военной деятельностью; уменьшение чувства достижения и обесценивание достижений, более выраженные в связи с двойным давлением экстремальными факторами.

Актуальность исследования проблемы психического выгорания в спортивной деятельности военнослужащих обусловлена его выраженными негативными последствиями, поскольку спортсмены военнослужащие находятся одновременно под влиянием экстремальных характеристик и военной, и спортивной деятельности. К ним относятся снижение интереса к спорту, эффективности тренировочной и соревновательной деятельности, подверженность болезням, появление травм, уход из спорта.

Библиографический список

1. Ануфриева Д. Ю. Ведущие тенденции развития профессионального педагогического обра-

зования // Сибирский педагогический журнал. -2013. - № 4. - С. 60-64.

2. БольшуноваН. Я., Кононова Т. А. Специфика военного характера// Сибирский психологический журнал. - 2014. - № 3.- С. 144-150.

3. Гуща Р. А. Повышение качества профессиональной подготовки военнослужащих в контексте соматического воспитания личности // European Social Science Journal. - 2014. - №7-3. -С. 209-217.

4. Калинин Е. А. Влияние мотивации и тревожности на особенности предсоревновательных состояний гимнастов // Теория и практика физической культуры. - 1974. - № 2. - С. 13-15.

5. Кузнецов А. В. Модель личностного профиля военнослужащего-спортсмена // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - №1(44). -С. 279-281.

6. Кузнецов А. В. Специфика внутриличност-ных ресурсов военнослужащих // Развитие человека в современном мире: материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Новосибирск, 15-17 апреля 2014 г.) . - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2014. - Т.2. - С. 144-150.

7. Тимакова Т. С. Личностно-психологиче-ские особенности лыжников разного типа состояния // Теория и практика физической культуры -1993. - № 2. - С. 15-19.

8. Gould D., Udry E., Tuffey S., Loehr J. Burnout in competitive junior tennis players: I. A quantitative psychological assessment II The Sport Psychologist. - 1996. - 10. - P. 322-340.

9. Iacovides A., Fountoulakis K. N., Kapri-nis St., Kaprinis G. The relationship between job stress, burnout and clinical depression II Journal of Affective Disorder. 2003. - V. 75. - P. 209-221.

10. Raedeke T. D. Is athlete burnout more than just stress? A sport commitment perspective II Journal of Sport & Exercise Psychology. 1997. V. 19. P. 396-417.

11. Smith R. E. Toward a cognitive-affective model of athletic burnout. // Journal of Sport Psychology. - 1986. - V. 8. - P. 36-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.