ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КОНСТРУКТИВНЫХ РЕАКЦИЙ НА УСПЕХИ И НЕУДАЧИ
У ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ
Преподаватель кафедры психологии Ю. М. Босенко,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.
В статье представлены результаты развития у спортсменов высокой квалификации предпосылок к конструктивному реагированию на успехи и неудачи путём психологического тренинга. Установлено, что проведенный психологический тренинг оказал разнонаправленное влияние на формирование индивидуальных психологических ресурсов конструктивного реагирования на стрессовые ситуации у мужчин и женщин. Мужчины в результате тренинга стали предпочитать более конструктивные копинг-стратегии, снижающие необходимость прибегать к защитному поведению. Женщины сместили фокус совладания со стрессом с поиска социальной поддержки на планирование решения проблемы, стали осознавать, что использование неконструктивных механизмов является ресурсозатратным. Изменившиеся показатели копинг-стратегий, эмоционального выгорания, мотивации, тревожности и характер корреляционных взаимосвязей с показателями психологических защит после тренинга у спортсменов разного пола указывают на важность психологического сопровождения спортсменов как фактора повышения надежности их соревновательной и тренировочной деятельности.
Ключевые слова: механизмы психологической защиты, копинг-стратегии, эмоциональное выгорание, личностная и ситуативная тревожность, мотивация достижения успеха, мотивация избегания неудач, конструктивные реакции на стрессовые ситуации, психологический тренинг.
Одна из главных задач психологического сопровождения современного спортсмена должна состоять в том, чтобы развивать заинтересованность и потребность в самоизменении и раскрытии ресурсов соб-
ственной личности. Становление спортсмена как субъекта, заинтересованного в самоизменении, обусловливает в дальнейшем развитие его как профессионала, способного к построению своей деятельности [1]. Современный спорт связан с высокой конкуренцией, требует психических затрат, в связи с чем возрастает роль психологических факторов, необходимых для реализации личностного потенциала спортсменов. Необходимость подтверждать свою конкурентоспособность может привести к увеличению активности неконструктивных защитных форм поведения и возникновению психических травм, которые снижают психологическую безопасность тренировок. Совпадение во времени профессионального становления и личностного развития у спортсменов может стать причиной конфликта, связанного с искажением понимания сути успеха и его причин, снизить адаптационный потенциал личности [2, 3]. Успешность психологической адаптации личности определяется ее способностью реализо-вывать конструктивные стратегии поведения в трудных жизненных ситуациях. В настоящее время проблема адаптации рассматривается через призму тактик индивидуального реагирования на изменившиеся условия среды [6, 7]. В нашем исследовании в рамках этих тактик мы рассматривали такие адаптационные механизмы, как психологические защиты и копинг-стратегии.
Целью нашего исследования (проводившегося в рамках проекта № 10-06-38619 а/Ю, поддержанного грантом РГНФ) было развитие у спортсменов предпосылок к конструктивному реагированию на успехи и неудачи путём психологического тренинга. Тренин-говая программа была направлена на решение следующих задач: формирование принятия себя, осознание собственных психологических ресурсов, с одной стороны, и изменение стратегий поведения, с другой стороны.
Психологический тренинг был проведен при участии женской и мужской национальных сборных команд по тхэквондо (16 юношей и 16 девушек) с целью изучения возможного влияния психологического воздействия на процесс реализации личностного потенциала спортсменов.
При составлении программы тренинга мы руководствовались общими принципами их проведения, опираясь при этом на уже имеющиеся программы.
Программа психологического тренинга включала в себя пять частей, продолжительность всего тренинга составила 40 часов, 20 групповых занятий.
Часть первая: «Понимание себя. Самопознание». Знание себя - важный и нужный шаг к изменению неуверенного поведения. Игровая форма тренинговых занятий способствует пониманию причин определенного типа поведения и способствует изменению нежелательных поведенческих актов. Данная часть тренинга состоит из нескольких занятий, включающих следующие упражнения: 1) упражнения, позволяющие позитивно взглянуть на себя, свои способности и достижения; 2) упражнения на принятие своих личных качеств; 3) упражнения, направленные на взаимопонимание с другим человеком.
Часть вторая: «Спортивная успешность. Спорт в моей жизни» направлен на осознание того, как спортсмен относится к занятиям избранным видом спорта, как личность проецирует свои эмоции, свое отношение к происходящему в его спортивной карьере.
Так как в основе всякого успеха лежит уверенность в себе, в своих силах, третью часть тренинга «Уверенность в себе» мы посвятили формированию представления об уверенности в себе и способах ее формирования. Занятия данной части тренинга включали в себя упражнения, направленные на совершенствование коммуникативных умений, навыков уверенного поведения, отказ от стереотипных паттернов и поиск альтернативных, более эффективных способов взаимодействия. Данный этап тренинга выступает как средство коррекции поведения, приобретения уверенности в себе, повышения самооценки и формирования эффективного общения. В игровой форме участникам предоставляется возможность научиться различать уверенное, пассивное, агрессивное и манипулятивное поведение, а также оценить собственный стиль поведения и наметить тенденцию к его изменению.
Также на данном этапе тренинга были использованы упражнения, направленные на выработку преодоления барьеров, мешающих проявлению уверенного поведения; упражнения, позволяющие повысить уверенность в проблемных сферах; упражнения, обучающие передаче окружающим позитивных сигналов посредством невербальных проявлений.
Часть четвертая: «Успех и поражение в спорте». Ситуации поражения характеризуются чувствами конфликтного характера, поэтому данная часть тренинга была направлена на изучение индивидуальной роли успехов и неудач в спорте, их стимулирующих воздей-
ствий. Анализировались способы реагирования в ситуациях победы и поражения с каждым участником тренинга. Выявлялись чувства и эмоции, сопровождающие ситуации подобного характера. Участниками тренинга осознавались собственные модели поведения в ситуации взаимодействия со своим страхом. Велось формирование конструктивных способов достижения целей спортсменами и планирование событий собственной жизни. Важной составляющей частью занятий было проектирование новых форм своего поведения, которые должны помочь достичь желаемого посредством введения техник кататимно-имагинативной психотерапии.
Часть пятая тренинга «Закрепление навыков конструктивного реагирования и профилактика стрессо-устойчивости» была посвящена формированию и закреплению ранее сформированных навыков регуляции эмоциональных состояний спортсменов. Вырабатывались приемы, способствующие снятию усталости перед сложной работой, велась профилактика нервно-психической напряженности. Посредством упражнений-визуализаций составлялся личный позитивный образ будущего спортсмена.
Основанием для оценки эффективности тренинга было сравнение показателей механизмов психологических защит, копинг-стратегий, мотивации к успеху и избеганию неудач, ситуативной и личностной тревожности, самооценки и уровня притязаний, эмоционального выгорания до и после тренинга по следующим методикам: тест-опросник «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчика, опросник способов совладания (адаптация методики WCQ), исследование изучения самооценки и уровня притязания по Дембо-Рубинштейну, методика исследования мотивации достижения успеха Т. Элерса, методика исследования мотивации избегания неудач Т. Элерса, диагностика тревожности (опросник Спил-бергера), опросник эмоционального выгорания (Athlete Burnout Questionnaire).
До тренинга в обеих группах спортсменов выявлена высокая степень напряженности механизмов психологической защиты. На наш взгляд, это отражает специфику спортивной деятельности, неотъемлемой стороной которой является систематическое переживание успехов и неудач, актуализирующее защитное поведение. В результате спортсмену удается поддержать должные отношения с самим собой, а отнюдь не с окружающими, чье мнение его поначалу так беспокоило. Происходит подмена одного субъективного состояния другим без должных на то оснований.
Все же нельзя полностью отрицать положительную роль психологической защиты в преодолении дискомфортного состояния неудачи. Достижение реального успеха едва ли возможно без достаточно высокого уровня самооценки и самоуважения, который обеспечивается психологической защитой личности. Поэтому, если включение защитных механизмов используется личностью как этап передышки и восстановления собственных ресурсов для перехода к конкретным содер-
жательным действиям, то присутствие этого этапа на пути к успеху является весьма целесообразным.
Однако закрепление защитных реакций на стресс может стать барьером личностного роста и успешности преодоления стресса.
До тренинга наиболее выражены следующие механизмы в профиле защитного поведения у юношей -спортсменов: «отрицание», «проекция», «интеллектуализация», «вытеснение», «регрессия».
У спортсменок были наиболее выражены следующие механизмы в профиле защитного поведения: «проекция», «отрицание», «интеллектуализация», «регрессия», «замещение».
Анализ профилей защитного поведения спортсменов высокой квалификации не обнаружил достоверных
изменений полученных показателей до и после тренинга как у юношей, так и у девушек.
Это может говорить об их повышенной чувствительности к критике и замечаниям, требовательности к себе и к другим, о стремлении достичь высоких показателей в избранном виде деятельности.
В результате проведения тренинговой программы были обнаружены достоверные различия по большинству симптомов синдрома эмоционального выгорания и копинг-стратегий у юношей (таблица 1).
Снижение таких показателей симптомов синдрома эмоционального выгорания у юношей, как уменьшение чувства достижения и обесценивание достижений говорит об их успешном освоении представленной программы тренинга. У них появилось позитивное вос-
Таблица 1
Медианы показателей спортсменов высокой квалификации до и после тренинга (п=16)
Показатели До тренинга После тренинга Достоверность различий
Копинг-стратегии
Конфронтационный копинг 9 10 р<0,05
Дистанцирование 9 13 р<0,05
Самоконтроль 12 15 р<0,05
Поиск социальной поддержки 11 12 -
Принятие ответственности 7 10 р<0,05
Бегство - избегание 13 12 -
Планирование решения проблемы 11 13 -
Положительная переоценка 15 13 -
Эмоциональное выгорание
Уменьшение чувства достижения 13 11 р<0,05
Эмоциональное - физическое истощение 8 7 -
Обесценивание достижений 8 5 р<0,05
Таблица 2
Медианы показателей спортсменок высокой квалификации до и после тренинга (п=16)
Показатели До тренинга После тренинга Достоверность различий
Копинг-стратегии
Конфронтационный копинг 10 10 -
Дистанцирование 11 11 -
Самоконтроль 15 15 -
Поиск социальной поддержки 14 14 -
Принятие ответственности 9 10 -
Бегство - избегание 14 12 р<0,05
Планирование решения проблемы 15 16 р<0,05
Положительная переоценка 15 15 -
Мотивация
Мотивация к успеху 19 22 р<0,05
Мотивация к избеганию неудач 20 18 -
Эмоциональное выгорание
Уменьшение чувства достижения 14 11 -
Эмоциональное - физическое истощение 10 8 р<0,05
Обесценивание достижений 9 7 -
приятие себя как профессионала, изменилось отношение к своим достижениям.
До тренинга вне зависимости от пола спортсмены предпочитали использовать эмоционально-ориентированные стратегии совладания, связанные с сохранением самоконтроля в стрессовых ситуациях.
После тренинга у девушек (таблица 2), как и у юношей, изменились особенности разрешения стрессовой ситуации, стали выше показатели по такой проблемно-ориентированной стратегии, как кон-фронтирующее поведение, а также эмоционально-ориентированные стратегии: дистанцирование, самоконтроль и принятие на себя ответственности. После тренинга снизились показатели по стратегии «бегство - избегание», которая заключается в мысленном стремлении уходить от проблемы, и повысился показатель по копингу - планирование решения проблемы, который характеризуется действиями по изменению ситуации, ее разрешению.
У девушек-спортсменок после проведения тренинга изменились не только предпочитаемые копинг-стратегии, но и возросла мотивация к успеху, которая приблизилась к показателю мужчин. Снизились показатели по эмоциональному - физическому истощению.
Несмотря на то что сами показатели защит достоверно не изменились, мы провели корреляционный анализ взаимосвязи изучаемых показателей до и после тренинга в обеих выборках, чтобы проследить изменение характера преодоления ситуации в результате психологических воздействий.
Данные корреляционного анализа свидетельствуют о содержании реакций спортсменов на сложные, стрессовые ситуации.
В мужской выборке установлены множественные связи между защитными механизмами и копинг-стратегиями, следовательно, в реакцию преодоления стресса вовлечен широкий спектр ресурсов спортсменов (рис. 1). Так же установлены достоверные коэффициенты корреляции между психологическими защитами, эмоциональным выгоранием, личностной и ситуативной тревожностью, мотивацией к успеху и избеганию неудач.
Защитное отрицание имеет обратную достоверную взаимосвязь с копинг-стратегией, поиском социальной поддержки и прямую - с конфронтационным копингом; вытеснение имеет обратную достоверную взаимосвязь с показателем эмоционального выгорания - обесценивание достижений; компенсация и регрессия напрямую взаимосвязаны с мотивацией к успеху, кроме того, регрессия имеет обратную связь с принятием ответственности; защитная интеллектуализация имеет прямую достоверную взаимосвязь с ситуативной и личностной тревожностью; реактивные образования напрямую взаимосвязаны с уменьшением чувства достижения и мотивацией избегания. Следовательно, важную роль в формировании адаптационных копинг-стратегий и мо-тивационных ресурсов у спортсменов играют защитные механизмы отрицания, компенсации и регрессии,
которые составляют комплекс облегчения преодоления стрессовой ситуации.
Батуриным Н. А. [2] было установлено, что снижение результативности деятельности спортсмена после успеха и ее увеличение после неудачи характерны для испытуемых с сочетанием относительно более высокой личностной толерантности к стрессу, высокого стремления к достижению и высокой активности.
Это можно объяснить именно активностью психологических защит. Величина стремления к достижению и уровень активности в большей степени определяют изменения результативности при неудаче, а уровень личностной толерантности к стрессу играет большую роль в опосредовании влияния успеха.
При рассмотрении полученных взаимосвязей в мужской выборке после проведения тренинга мы видим, что используемый комплекс реакций на стресс у спортсменов разрушился (рис. 2).
Корреляционный анализ обнаружил снижение количества достоверных корреляционных связей между психологическими защитами, копинг-стратегиями, эмоциональным выгоранием, личностной и ситуативной тревожностью, мотивацией к успеху и избеганию неудач.
Изменился не только характер взаимосвязи изучаемых показателей, но и количество используемых защитных механизмов: вместо активно функционирующих и детерминирующих стратегию поведения спортсменов шести защитных реакций после тренинга мы уже видим не только снижение их количества в два раза, но и изменение сути защитных стратегий.
Сохранилась прямая достоверная взаимосвязь защитного отрицания с конфронтационным копингом и добавилась обратная взаимосвязь с ситуативной тревожностью и прямая с эмоциональным - физическим истощением; проекция имеет отрицательную взаимосвязь с копингом дистанцирования; замещение напрямую взаимосвязано с ситуативной тревожностью и обратно - с эмоциональным - физическим истощением.
Полученные данные могут говорить о том, что защитное отрицание является у спортсменов эффективным средством, позволяющим превентивно отгородиться от таких травмирующих событий, как страх перед неудачей, когда спортсмен стремится не оказаться в ситуации, в которой он может потерпеть поражение, вследствие чего увеличивается вероятность импульсивных действий, риска, снижается контроль над ситуацией и, как следствие, растет эмоциональное и физическое истощение.
Корреляционные взаимосвязи с отрицанием - это препятственно-доминантные реакции спортсмена на неудачу, провоцируемые особенностью спортивной деятельности. Препятствия, вызывающие фрустрацию, всячески акцентируются, независимо от того, расцениваются они как благоприятные, неблагоприятные или незначительные, трудности фрустрирующей ситуации не замечаются или сводятся к ее полному отрицанию.
Спортсмену, отвергающему свои переживания, со-
У
Ч.
принятие ответственности
конфронтационный копинг
поиск социальной поддержки
обесценивание достижений
У
Л.
уменьшение чувства достижения
Примечание:
обратная связь,
. прямая связь.
Здесь и далее:
- тревожность,
- механизмы психологическои защиты - мотивация/1
а
копинг-стратегии
- эмоциональное выгорание.
Рис. 1. Достоверные корреляционные взаимосвязи между показателями эмоционального выгорания, личностной и ситуативной тревожностью, копинг-стратегиями, мотивацией к успеху и избеганию неудач и психологическими защитами в мужской сборной
России по тхэквондо до тренинга
\
дистанцирование
конфронтационный копинг
Примечание:
обратная связь,
ситуативная тревожность
"V
эмоциональное -физическое истощение
Г
прямая связь.
Рис. 2. Достоверные корреляционные взаимосвязи между показателями эмоционального выгорания, личностной и ситуативной тревожностью, копинг-стратегиями и психологическими защитами в мужской сборной России по тхэквондо после тренинга
Примечание:___обратная связь, _прямая связь.
Рис. 3. Достоверные корреляционные взаимосвязи между показателями эмоционального выгорания, личностной и ситуативной тревожностью, копинг-стратегиями, мотивацией к успеху и психологическими защитами в женской сборной России по тхэквондо
до тренинга
Примечание: _ _ _ обратная связь, прямая связь.
Рис. 4. Достоверные корреляционные взаимосвязи между показателями эмоционального выгорания, личностной и ситуативной тревожностью, копинг-стратегиями, мотивацией к успеху и избеганию неудач и психологическими защитами в женской сборной
России по тхэквондо после тренинга
мнения и приписывающего их другим людям с целью перекладывания ответственности за то, что происходит внутри «Я», уже не придется активно отстраняться от проблемы. В то время как поиск и переадресация реакций спортсмена на социально приемлемый и доступный объект стимулирует рост ситуативной тревожности.
В женской выборке до проведения тренинга установлены многочисленные достоверные корреляционные взаимосвязи между психологическими защитами и копинг-стратегиями, также выявлены связи с эмоциональным выгоранием, личностной и ситуативной тревожностью, мотивацией к успеху (рис. 3).
Отрицание имеет множество обратных достоверных взаимосвязей с конфронтационным копингом, ко-пингом самоконтроля, поиском социальной поддержки, бегством - избеганием и обесцениванием достижений; регрессия и замещение напрямую взаимосвязаны со стратегией поиска социальной поддержки и ситуативной и личностной тревожностью; кроме того, поиск социальной поддержки так же имеет связь и с защитной компенсацией; интеллектуализация обратно взаимосвязана с такими стратегиями, как бегство - избегание, поиск социальной поддержки, конфронтацией и напрямую взаимосвязана со стратегией планирования решения проблем; реактивные образования связаны прямыми корреляциями с обесцениванием достижений и обратными с мотивацией к успеху.
Таким образом, до тренинга девушки проявляют комплекс неконструктивных способов реагирования на стресс, они ведут себя инфантильно, стремятся заручиться социальной поддержкой, избегая проблемных ситуаций, что способствует увеличению личностной и ситуативной тревожности, снижает мотивацию к успеху и ведет к обесцениванию своих спортивных результатов.
Корреляционный анализ показателей девушек после проведенного тренинга обнаружил изменение направленности достоверных корреляционных взаимосвязей между психологическими защитами, ко-пинг-стратегиями, эмоциональным выгоранием, личностной и ситуативной тревожностью в более конструктивную сторону реагирования на стресс (рис. 4).
Сохранились обратные достоверные взаимосвязи защитного отрицания с конфронтационным копингом, копингом поиска социальной поддержки и добавились также обратные взаимосвязи с уменьшением чувства достижения, личностной и ситуативной тревожностью и прямая связь с копингом планирования решения проблем; регрессия имеет прямую взаимосвязь со всеми показателями эмоционального выгорания; замещение снижает вероятность использования стратегии планирования проблемы и увеличивает возможность эмоционального - физического истощения; интеллектуализация снижает вероятность использования таких стратегий, как бегство - избегание, конфронтация, ситуативная тревожность, и увеличивает склонность при-бегания к стратегиям «планирование решения про-
блем» и «положительная переоценка»; реактивные образования могут способствовать обесцениванию достижений и снижать мотивацию к успеху.
Высокая значимость деятельности в спорте высших достижений является для спортсменок источником внутреннего напряжения и способствует формированию целого спектра защитных проявлений, о чем свидетельствуют положительные корреляционные связи между искомыми показателями как до так и после проведения тренинга. Психологический тренинг изменил способы взаимообуславливания психологических защит и тревожности, эмоционального выгорания, мотивации к успеху и копинг-стратегий. Так, если до тренинга девушки активнее прибегали к игнорированию потенциально тревожной информации, что приводило к снижению совладающего поведения, то после тренинга они в ситуации отрицания потенциально тревожной информации уже осознавали, какие действия необходимо будет совершить в дальнейшем, что снижало их уровень личностной и ситуативной тревожности и уменьшало чувство достижения. Еще одним интересным фактом стало взаимовлияние таких механизмов защиты, как регрессия и замещение, действие которых до тренинга приводило исследуемых спортсменок в состояние тревоги и способствовало активности поиска поддержки на стороне. После тренинга использование данных механизмов привело к смене стратегий со-владания на проблемно-ориентированную стратегию «планирование решения проблемы», также спортсменки стали осознавать, что использование данных механизмов может увеличить степень эмоционального выгорания по всем симптомам.
В целом характер корреляционных связей показателей психологических защит и копинг-стратегий и различных личностных свойств у спортсменов разного пола до и после тренинга указывает на то, что женщины в большей степени, чем мужчины, чувствительны к стрессовым ситуациям и в меньшей степени готовы к их конструктивному разрешению. В ситуациях высокой психической напряженности повышается вероятность обращения женщин к более примитивным формам поведения, к утрате самостоятельности, к повышению потребности в социальной поддержке, к снижению самоконтроля, к большей чувствительности к эмоциональному выгоранию.
Спортсменов отличает от спортсменок предпочтение более конструктивных копинг-стратегий, снижающих необходимость прибегать к защитному поведению. Результаты, полученные после проведенного тренинга у женщин, свидетельствуют о необходимости продолжения работы, направленной на укрепление психологической устойчивости.
В то же время значительное число изменившихся корреляционных связей с показателями психологических защит после тренинга указывает на то, что спортсмены более чувствительны к проведенному тренингу, чем спортсменки.
Таким образом, установленные нами взаимосвя-
зи свидетельствуют о том, что защитные механизмы и копинг-стратегии могут рассматриваться как факторы, предопределяющие характер реакции спортсменов высокого класса на стрессовые ситуации.
Полученные нами данные являются основой для совершенствования психологических механизмов преодоления спортсменами стрессовых ситуаций. Результаты нашего исследования являются значимыми для оптимизации психических нагрузок, которые испытывают спортсмены высокого класса, что может быть существенным фактором повышения надежности их соревновательной деятельности.
Данный психологический тренинг может быть использован в тренировочном процессе спортсменов высокой квалификации. Каждое занятие тренинга должно включать упражнение на рефлексию прошлого дня. Необходимо уделить особое внимание развитию навыков взаимодействия с социальным окружением с целью повышения личной компетенции и приобретения способов адекватного самовыражения в общении у спортсменов. Данная тренинговая программа оказала положительное влияние на формирование индивидуальных психологических ресурсов конструктивного реагирования на успехи и неудачи, что говорит о необходимости проведения систематической работы со спортсменами по профилактике дисгармоничного состояния.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Алексеев, А. В. Себя преодолеть! / А. В. Алексеев - 3-е изд. , перераб. , доп. - М. : Физкультура и спорт, 1985. - 192 с.
2. Батурин, Н. А. Успех, неудача и результативность деятельности / Н. А. Батурин // Психологический журнал. - 1987. - Т. 8. -№ 3. - С. 87-93.
3. Вяткин, Б. А. Управление психическим стрессом на спортивных соревнованиях / Б. А. Вяткин . - М. : Физкультура и спорт, 1981. -112 с.
4. Горская, Г. Б. Конструктивность реагирования высококвалифицированных тхэквондистов на стрессовые ситуации: психологические предпосылки / Г. Б. Горская, Ю. М. Босен-ко, А. С. Распопова // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2010. -№ 4. - С. 41-48.
5. Горская, Г. Б. Структура и индивидуально типологические предпосылки защитного поведения высококвалифицированных тхэквондистов / Г. Б. Горская, Ю. М. Босенко // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2010. -№ 3. - С. 49-53.
6. Либина, А. В. Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации / А. В. Либина. - М. : Эксмо, 2008. -400 с.
7. Михайлов, Л. А. Психологическая защита в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие / Л. А. Михайлов, Т. В. Малико-ва, О. В. Шатрова, А. Л. Михайлов, В. П. Соломин. - СПб. : Питер, 2009. - 256 с.
PSYCHOLOGICAL TRAINING AS THE WAY OF FORMING CONSTRUCTIVE REACTIONS TO SUCCESS AND FAILURES IN TOP-LEVEL ATHLETES
Y. Bosenko, Teacher,
Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar. Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo str., 161.
The paper presents the results of the development in top-level athletes preconditions to the constructive reaction to success and failures by means of psychological training. It was revealed that the psychological training being made influenced differently on the formation of individual psychological resources of constructive reactions to stress situations both in men and women.
Results received showed changing indices of coping strategies, emotional burning out, motivation, anxiety.
All this together with the character of correlating interconnections with indices of psychological defenses after training in sportsmen of different sexes testify to the importance of psychological observation of sportsmen as the reliable factor of their competitive and training activity Key words: mechanisms of psychological defense, coping-strategies, emotional burning out, personal and situational anxiety