МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ В СТРУКТУРЕ ПРОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ-СПОРТСМЕНОВ
Г. А. Кузьменко
Аннотация. В статье анализируются роль и место мотивационно-ценностного компонента в структуре проявления и развития интеллектуальных способностей подростков-спортсменов. Автор приходит к выводу, что соподчиненность и иерархичность мотивационной сферы подростка определяет его готовность к спортивной деятельности на уровне действий и операций. В структуре этапов деятельности представлены интеллектуальные мотивы вовлечения в интеллектуальную деятельность; целеполагания; проектирования действий; осуществления действий; анализа результатов действий и сравнения их с поставленной целью. Автор полагает, что соотнесение мотивов деятельности и действий выявляет смысловой диссонанс мотивационной готовности к осуществлению действий в целостной структуре спортивной деятельности.
Ключевые слова: спортивная деятельность подростка, интеллектуальные мотивы, смысловое поле деятельности, условия формирования мотивов.
76
Summary. The article analyzes the role of motivation and value component in teenage sportsmen intellectual abilities development structure. The author concludes that inter-subordination and hierarchy of a teenager's motivational sphere determines their readiness for sports activity on the level of actions and operations. The author specifies intellectual motives within the structure of activity stages: involvement into intellectual activity, setting goals, planning actions, implementing actions, analyzing results of actions and comparing them with the goal set. The author argues that comparing motives and actions reveals the discord in meaning of the motivational readiness for implementing actions in the whole structure of sports activity.
Keywords: sports activity of a teenager, intellectual motives, meaning of action, conditions of motives formation.
Эффективность спортивной деятельности подростка в ряду значимых факторов обусловлена влиянием мотивационно-ценностного компонента. Конкретный вид спортивной деятельности и деятельность в целом мо-
жет рассматриваться с двух сторон: с точки зрения степени достижения ее результатов и того, какой «ценой» достигнуты эти результаты. Оптимизация этих характеристик и составляет сущность эффективности. При этом
важно учесть влияние мотивационных факторов, которые наряду с психофизиологическими, социальными, дея-тельностными и личностными относятся к системным факторам развития интеллектуальных способностей [1].
Мотивация как особая сфера, в которой различаются мотивы и другие побуждения, изучалась и трактовалась целым рядом авторов. Среди них: Л. И. Анцыферова, А. Г. Асеев, Л. И. Бо-жович, И. А. Васильев, М. Ш. Магомед-Эминов, И. А. Джидарьян, А. К. Ковалев, Е. В. Маркова, В. Э. Мильман, В. Н. Мясищев, П. М. Якобсон. Довольно часто мотивация рассматривается как система побудительных компонентов деятельности, а В. С. Мерлин, В. Ф. Моргун, Х. Хекхаузен определяют ее как единую систему мотивов. В современной литературе термин «мотивация» используется как родовое понятие для обозначения всей совокупности психологических образований и процессов, побуждающих и направляющих поведение на жизненно важные условия и предметы, определяющих пристрастность, избирательность и конечную целенаправленность психического отражения и регулируемой им активности [2, с. 16]. Мотивация как психологическая категория занимает ведущее место в структуре личности и является основным понятием, объясняющим особенности активности поведения с целью самореализации личности в деятельности [3; 4].
Х. Хекхаузен рассматривает мотивацию как понятие, используемое, прежде всего, для объяснения последовательности поведенческих актов, направленных на определенную цель, которая в зависимости от наличных обстоятельств может достигаться весьма разными путями [4, с. 17]. Целена-
правленность поведения, характеризующая мотивацию к деятельности, проявляется в стилевой вариативности при апробации путей достижения цели интеллектуальной активности. Понятие «мотив» в данном случае включает такие дефиниции, как потребность, побуждение, влечение, склонность, стремление и т. д. Юный спортсмен направляет свое действие на достижение определенного, ценностно-значимого целевого состояния, определяющего эффективность взаимодействия индивида со средой, при этом достигаемое состояние желательнее исходного [там же]. Таким образом, в мотивационной активности проявляется динамика состояния.
Целью нашего исследования было проведение анализа влияния мотиваци-онно-ценностного компонента на процессуальные и результативные характеристики интеллектуально опосредованной спортивной деятельности подростка. В соответствии с целью исследования осуществлялось решение следующих задач: теоретико-методологический анализ исследований в области мотивации интеллектуальной активности в условиях спортивной и учебной II деятельности; выявление проблемных зон формирования интеллектуальных мотивов у подростка в условиях спортивной деятельности.
Исследование проводилось в группах юных спортсменов 11-12, 12-13, 14-15 лет, занимающихся спортивными играми (хоккей, футбол), единоборствами (греко-римская борьба, каратэ), спортивным ориентированием, плаванием, лыжными гонками, спортивной гимнастикой. В исследовании принимали участие 160 респондентов. В ходе организации исследования были использованы: тесты мотивации достижения (А. Мехрабиан), мотива-
78
ции успеха и боязни неудачи (А. А. Реан), психосемантический подход к анализу мотивов деятельности и действий, анализ процессуальных и результативных характеристик видов спортивной деятельности (Е. Ю. Артемьев, В. Ф. Петренко и др.).
Результаты исследования можно обобщить следующим образом.
Многими учеными активность рассматривается как состояние готовности. Н. Л. Карпова [5] отмечает, что мо-тивационная включенность является ядром интрагенной активности, необходимым условием всякой продуктивной деятельности человека, его творческой активности; она имеет свой внутренний источник развития и не является лишь непосредственным результатом внешних воспитательных, психотерапевтических и иных воздействий. Мотивационная включенность есть пролонгированное психическое состояние, имеющее многофакторную и многокомпонентную структуру и соотносящееся с психологической установкой. Структура мотивационной включенности, по мнению автора, характеризуется степенью осознанности мотива, его силой и устойчивостью, эмоциональной напряженностью и воплощенно-стью в действия. На наш взгляд, мотива-ционная включенность характеризует такой уровень деятельностной активности юного спортсмена, который определяется ясным видением цели и мотивов деятельности в логике достижения результата, волевой саморегуляцией процесса достижения заданных процессуальных и результативных критериев спортивной деятельности.
Формирование и развитие мотивации к спортивной деятельности рассматривается нами как в результативном, так и в процессуальном аспек-
тах деятельности. Мотивация не может развиваться без положительного подкрепления: в результативном аспекте - это достижение промежуточного и конечного результата; в процессуальном аспекте - соответствие личных комплексных способностей степени сложности задачи, адекватность условиям деятельности.
Специфика современных требований к уровню осуществления социально значимой спортивной деятельности подростка предполагает повышение эффективности в таких ее интеллектуально опосредованных видах, как: игровая, коммуникативная, учебная, контролирующе-оценочная, учебно-тренировочная, рефлексивная, восстановительно-рекреационная, организационная, соревновательная. Мы выделяем данные значимые виды спортивной деятельности, поскольку содержание мотивации определяется ее специфическим характером. Степень интеллектуальной включенности в деятельность определяется силой мотивов, мотивационной регуляцией поведения личности подростка-спортсмена. По мнению Н. Л. Карповой [5], существует четыре уровня мотивационной включенности, которые характеризуются степенью осознанности мотива, силой и устойчивостью мотива, побуждениями к действиям по реализации мотива, эмоциональной составляющей мотива. При этом психологические механизмы формирования мотивацион-ной включенности заключаются в: соучастии среды; адекватности; формировании стремления к «идеальному Я»; воплощении цели в идеальном образе; присвоении воспитанником созданного им самим нового образа при поддержке группы; повышении смыслоо-бразующей функции мотива до уровня
смысла жизни, являющегося генератором интрагенной активности.
Прежде всего, необходимо выделить интеллектуальные мотивы, проявляющиеся в структуре этапов деятельности: мотив вовлечения в интеллектуальную деятельность; мотив целепола-гания; мотив проектирования действий; мотив осуществления действий; мотив анализа результатов действий и сравнения их с поставленными целями.
К мотивам, характеризующим направленность личности спортсмена на интеллектуальную активность, относятся процессуальные мотивы: информационного интереса; перспективы развития; достижения: инициации (побуждения деятельности), селекции (осуществление выбора цели); реализации (регуляции и контроля реализации принятого решения и соответствующих ему действий); постреализации (завершения выполнения действия и переход к другому действию); учебно-познавательные; отношения к спортивной деятельности; социальные мотивы учения; лидерства; социального поведения; аф-филиации и оказания помощи людям; участия личности в совместной деятельности; контролирующе-оценочной деятельности; рефлексивной деятельности; приобретения авторитета; доминирования; престижа; власти и др.
К мотивам результативного характера относятся: мотив решения интеллектуальной задачи, мотив достижения и др.
Кроме того, в структуре деятельности на фоне актуализации каждого мотива необходимо учитывать их конфликтные соотношения: мотив доминирования и мотив контроля и оценки; мотив приобретения авторитета и мотив удовлетворенности учением (конфликт между направленностью на внеш-
нее проявление и на содержание); мотивация достижения и чувство вины. При этом иерархичность интеллектуальных мотивов позволяет более эффективно выстраивать деятельность за счет смысловой соподчиненности в логике достижения конечной цели. Иерархичность мотивов опосредована влиянием: силы того или иного мотива в данный момент; субъективно оцениваемой вероятности его удовлетворения; значимости вида деятельности как цели, способной удовлетворить соответствующий мотив; оценки человеком своих способностей, связанных с деятельностью; оценки человеком затрат для удовлетворения соответствующего мотива [6]. Подобная логика организации иерархии мотивов представлена в спортивной деятельности подростка.
Мы рассматриваем содержание мотивационной сферы с позиции эффективности организации деятельности подростка и оптимизации условий его самореализации. В связи с этим в структуре мотивационной сферы мы выделяем мотивы, содержательно раскрывающие специфику деятельности сообразно представленным выше видам - от игровой до соревновательной. В структуре каждого вида деятельности мотивы иерархизируются с учетом ее содержательной и целевой направленности.
В качестве примера в структуре контролирующе-оценочной деятельности можно выделить мотивы: целе-полагания; активизации процессов контроля и самоконтроля; на сличение промежуточного и конечного результата деятельности с субъективной и объективной моделью; на оценивание процесса и результата с определением параметров различия; на формирование корректировочной програм-
73
80
мы деятельности; на реализацию корректировочной программы деятельности; на волевую саморегуляцию эмоциональных проявлений личности; на волевую (само)регуляцию структуры и содержания двигательных действий и деятельности в целом в условиях по-меховлияний; на способность осуществлять (само)анализ и (само)оценку в условиях спортивной деятельности.
На уровне действий и операций в структуре контролирующе-оценочной деятельности просматриваются такие мотивы, как: мотив поиска интеллектуального смысла (само-) контроля и (само-) оценки спортивной деятельности; мотив на реализацию и адекватное восприятие результатов контроля и оценки видов спортивной деятельности; мотив на реализацию произвольного контроля в самоорганизации и самоосуществлении восстановительных мероприятий; мотив на соотношение учебных действий со схемой, обнаружение и исправление указанных ошибок; мотив адекватной начальной, текущей и итоговой (само-) оценки качества деятельности; мотив адекватной ретроспективной и прогностической (само-)оценки; мотив саморегуляции настроения, самочувствия, активности; мотив на наблюдение за большим количеством объектов одновременно; мотив на оценку пространственно-временных характеристик движений; мотив на мгновенный поиск выхода из трудной ситуации, основываясь только на специфических профессиональных чувствах без осознания путей и условий их возникновения.
Потребностно-мотивационные факторы оптимизации деятельности представлены в трудах многих исследователей. Изучая потребности как фактор эффективности учебной дея-
тельности, Ю. М. Орлов отмечает, что наиболее существенное влияние из них на учебную деятельность оказывают четыре потребности: в достижении, в познании, в аффилиации, в доминировании [7]. Т. А. Терехова дополняет данный перечень следующими позициями: удовлетворенностью учебной деятельностью, академическими успехами, отношением к учению, устойчивостью познавательных мотивов, темпом усвоения знаний, уровнем интеллекта, производительностью средств обучения [8]. Согласно представлениям И. Р. Алтуниной [6], в структуре мотивов социального поведения подростков в большей мере доминирует мотив аффилиации и мотив достижения успехов, причем отмечается «гипотетическая тенденция к дифференциации стремлений к достижению успехов и избежанию неудач по предметам (целям), а также возрастная специфичность самих предметов (целей) достижения успехов или избежания неудач». У мальчиков-подростков мотивы достижения успехов и власти, по мнению автора, занимают в иерархии более высокое положение, чем у девочек, тогда как у девочек в большей мере проявляются мотивы аффилиации и оказания помощи людям.
Согласно результатам исследования, проведенного в ДЮСШ г. Москвы, у девочек, занимающихся спортом, мотивы достижения успехов являются значимыми в структуре мотива-ционной сферы. Мотивы власти у девочек-подростков в сфере спорта проявляются более выражено в видах с непосредственным противоборством в условиях жесткого физического контакта на фоне совместно-взаимосвязанных и совместно-индивидуальных действий (4±1 место в рей-
тинге мотивов). Кроме того, существенный вес имеют мотивы саморазвития, познания, достижения, способности к самоуправлению и саморегуляции. Анализ структуры мотивационной сферы подростков-спортсменов 1213 лет позволяет выделить высокую степень взаимосвязи между: эффективностью контролирующе-оценочной деятельности и способностью (в том числе мотивом) к самоуправлению и саморегуляции (г=0,68); рефлексивными способностями в структуре контролирующе-оценочной деятельности и мотивом саморазвития (г=0,64); качеством учебной деятельности и мотивом познания (г=0,71); уровнем организации деятельности и мотивом достижения (г=0,56). В возрасте 15-16 лет высокая степень взаимосвязи наблюдается между эффективностью соревновательной деятельности и мотивами саморазвития (г=0,7); познания (г=0,69); достижения (г=0,8); способности к самоуправлению и саморегуляции (г=0,65). Динамика мотива-ционной сферы как идейной направленности личности юного спортсмена опосредована степенью ее реализации в конкретных видах деятельности, имеющих место в структуре соревновательной деятельности.
Интеллект и мотивация достижений, согласно представлениям Е. В. Во-робъевой, целесообразно рассматривать как взаимосвязанные элементы единой структуры, способствующей адаптации личности к жизненным условиям [9]. Поскольку развитие интеллектуальных способностей подростка-спортсмена осуществляется в процессе учебной деятельности, организованной в условиях практико-ориентированных учебных, учебно-тренировочных, контрольно-подгото-
вительных и собственно теоретических занятий, а их реализация - в условиях вариативной спортивной, в том числе, соревновательной деятельности, важно мотивировать интеллектуальную активность подростка, обусловленную различными видами потребностей, проявляющихся в процессуальных и результативных аспектах. Таким образом, происходит расширение смыслового поля деятельности. Анализ анкетного опроса подростков по констатации смыслов деятельности позволяет заключить, что чем более разветвленней и иерархизированней мотивационная составляющая деятельности, тем более качественным исполнением действий в ее структуре характеризуется данная деятельность.
Так, подросток 11-12 лет выделяет среди значимых мотивов деятельности в условиях спортивной игры: мотив игры (89 %); общения (61 %); творчества (48 %); участия в совместной деятельности (68 %); научиться новому (46 %); освоения и отработки техники действий в группе (37 %); развития физических качеств (85 %); определения личной успешности в рейтинге группы (42 %); повышения личностной значимости в условиях деятельности (65 %); достижения индивидуально и командно максимально возможного результата (93 %) и др. Мы выделяем направленность личности не только в системе деятельности, но и в системе ее составляющих: действий и операций, которые и определяют содержательную сторону мотивов.
В процессе целенаправленных занятий спортом наблюдается содержательное проникновение видов спортивной деятельности в смысловое поле мотивационной сферы подростка. Чем в большей мере просматрива-
81
82
ется связь видов деятельности (игровой, коммуникативной, учебной, кон-тролирующе-оценочной, тренировочной, рефлексивной, восстановительно-рекреационной, организационной, соревновательной) в структуре и содержании мотивов, тем осознаннее на уровне действий и операций мотивированная активность субъекта.
Рассматривая проблему мотивов, А. Н. Леонтьев подчеркивал: «...как субъективно преломляется для человека сознаваемое им в его деятельности, какой личностный смысл оно для него приобретает, - зависит от того, что побуждает данную деятельность, то есть зависит именно от ее мотива. <...> Эта смыслообразующая сила мотивов и делает проникновение в них столь важным для психологии» [10]. Мотивы деятельности имеют эмоциональную окраску и непосредственную взаимосвязь с эмоциями личности. По мнению И. А. Васильева, интеллектуальные эмоции принимают участие в определении структуры мышления, являясь его интимными регуляторами, они также указывают на личностную отнесенность когнитивных образований, опосредствуя переход от операционального смысла - к личностному [11]. Автором обнаружены эмоции с антиципирующей функцией, опережающие во времени когнитивные антиципации, такие как вербализованные намерения и гипотезы. Эмоции, связанные с опасностью (страх, стыд, вина, печаль), побуждают к последовательно-аналитическому способу переработки информации. Эмоции, связанные с преодолением барьеров и неприятных состояний (интерес, радость, надежда), побуждают к целостно-интуитивному способу переработки содержания информации. Автор отмечает, что при решении слож-
ных мыслительных проблем складываются динамические смысловые системы (ДСС) регуляции мыслительной деятельности, формирующиеся вместе со становлением мотива и являющиеся «функциональными органами» вышележащих личностных смысловых структур в конкретных проблемных ситуациях, развертываются как функциональные системы, в которых мотив является системообразующим фактором.
На наш взгляд, формирование мо-тивационного смыслового поля подростка-спортсмена осуществляется в условиях активности личности посредством актуализации: процесса проявления и развития познавательного интереса на фоне аналитической деятельности, когда интерес к действию переходит с самого действия на его содержание, определяемое задачами действия и включенных в него операций; волевой саморегуляции деятельности (при отсутствии понимания смысла заданного действия, подросток от конкретных мотивов переходит к общим, усиливающим значимость данной деятельности, но при этом активизируется волевая регуляция деятельности, поскольку мотив не определяет содержание действия, то есть, волевой контроль необходим при потере смысла действия); педагогического сопровождения деятельности подростка по повышению личностной значимости смыслов интеллектуальной активности; метода педагогического требования, при авторитете тренера обусловливающего волевую регуляцию конкретных действий и деятельности подростка-спортсмена.
Результаты педагогического эксперимента позволяют констатировать, что подростки, у которых преобладает эмоциональная составляющая содер-
жания мотивов в ущерб рациональной, отличаются синтетическим мышлением, при проявлении рациональной стороны содержания мотивов, юный спортсмен характеризуется аналитичностью мышления, более четкой формулировкой подцелей деятельности, осознанным, детализированным осуществлением действий и операций, структурированным соотношением мотива и действия. Так, содержание интеллектуальных мотивов подростков с преобладанием эмоциональной составляющей включает такие смысловые блоки, как: «быть лучшим в поиске и презентации информации о...», «решать проблему радостно», «запомнить - "сфотографировать" - технический прием», «свободно и легко решить задачу» и др. Интеллектуальные мотивы с рациональной интерпретацией содержания представлены в таких выражениях, как: «найти причину технической ошибки в структуре движения», «просчитать предстоящий результат соревнования», «принять эффективное тактическое решение», «выделить и запомнить особенности движения» и др.
На наш взгляд, при спонтанном развитии интереса к специфическим видам спортивной деятельности у спортсмена-подростка происходит опора на эмоциональный компонент. При создании условий деятельност-ной успешности подростка-спортсмена в эмоциональной, интеллектуальной и волевой активности, опосредующих интеллектуальную деятельность, картина предпочтений меняется. Юный спортсмен, успешно решивший интеллектуальную задачу или задачу эмоциональной, волевой регуляции деятельности, будет мотивирован на решение очеред-
ной, более сложной проблемы в условиях актуализации педагогической поддержки. Спортсмены-подростки в меньшей мере проявляют интерес к волевому и интеллектуальному аспекту деятельности поскольку, с одной стороны - тренером-преподавателем не освещена операционально-технологическая составляющая действий (комплекс требований, способы выполнения, аргументация каждого конкретного выбора и др.), с другой - не выделена логика развития смысловой цепи: каким образом конкретное действие превращается в итоговый результат. В связи с этим, тренерам-преподавателям необходимо соотносить характер и полноту предоставляемой информации с целью формирования волевой и когнитивной составляющей интеллектуальных мотивов в структуре деятельности юного спортсмена.
Становление и развитие интеллектуальных мотивов инициируется проявлением потребностей в понимании и познании, исследовании, в приобретении умений. Интеллектуальные мотивы учения, согласно представлениям Л. А. Ерофеевой, появляются в разных аспектах данного процесса: мотив приобретения информации, организации самостоятельного поиска, систематизации известного, усвоения оригинальной логики рассуждений, новой формы подачи материала, возможности теоретического предсказания, моделирования деятельности, исследования альтернативных вариантов развития изучаемого явления и др. [12]. По мнению А. Маслоу, «человек стремится к пониманию, систематизации и организации, анализу фактов и выявлению взаимосвязи между ними, к построению некой упорядоченной системы ценностей [13].
83
84
Процесс формирования интеллектуальных мотивов у подростка-спортсмена содержательно опосредован этапами. На первом этапе формируется блок осознаваемых интеллектуальных мотивов как общее смысловое поле деятельности. В ходе деятельностной реализации мотивов (2-й этап) происходит их дифференциация на осознаваемые и реально-действующие. Те юные спортсмены, у которых объем и содержание личностно значимых осознаваемых мотивов в меньшей мере расходится с реально-действующими (менее 23 % респондентов), отличаются более высокой организацией спортивной деятельности.
С психологической стороны развитие ребенка характеризуется, прежде всего, изменением мотивов его деятельности. Исследование мотивацион-ной сферы личности подростка-спортсмена выявило следующий факт. Юные спортсмены в возрасте 12-13 лет имеют развернутое представление о модели социально-одобряемого поведения и характера деятельности, об ожиданиях тренера и других педагогов. Так, в процессе тестирования мотивации достижения, ответы на вопросы подавляющего большинства юных спортсменов (учащихся 7-х классов) соответствовали высокому уровню мотивации достижения и низкому уровню мотивации избегания неудачи (76 % выборки). Наше исследование подтверждает факт, выявленный А. Н. Леонтьевым, [10, с. 303], который выделил «знаемые» мотивы, но реально-психологически не действенные. «Указание на этот мотив, - по мнению автора, -является лишь выражением понимания и признания его объективного значения, но отнюдь не выражением его реальной побудительной силы».
Так, подростки, обладая достаточно развитыми рефлексивными способностями (в логике социального ожидания), понимают смысловую сущность мотивации достижения, ее значение для успешности спортивной деятельности, предвосхищая профессиональные устремления педагога и опасаясь вскрыть свои внутренние проблемы, отвечают сообразно субъективной модели успешности. Мотивация достижения проявляется у 79 % юных единоборцев 14-15 лет (при этом, результаты ответов в выборке располагаются достаточно плотно). Показатели мотивации избегания неудачи у данных спортсменов варьируют в пределах (низкий уровень избежания неудачи - у 76 % испытуемых, средний уровень - у 24 %). Однако, интервьюируя данный контингент по дополнительным вопросам, отражающим содержание мотивов, ориентированных на конкретные действия, выясняются истинные проблемы мо-тивационной сферы личности подростка. Соотнеся мотивы деятельности и мотивы действий подростков, мы наблюдаем смысловой диссонанс мотивационной готовности к осуществлению действий в целостной структуре деятельности. Мотивы действий не в полной мере отражают структуру деятельности, они в большей мере характеризуются как неосознаваемые. Конкретизация подростком мотива действия говорит о понимании образа действия, его интеллектуальной составляющей. Если же мотивы действий, развиваясь вербально, сопровождаются объяснением их социальной значимости, то они выходят на уровень реализуемых в системе отношений личности. Происходит дополнение операционального смысла
действия до его социального смысла: «Тактически обыграть соперника -утвердиться в чувстве доверия тренера», «Выбрать правильное направление движения - найти путь к победе команды» и др.
У спортсмена-подростка развита общая мотивация. Можно утверждать, что каждый юный спортсмен в целом мотивирован на успешную спортивную деятельность и достижение высоких спортивных результатов. Различия наблюдаются: по силе мотива, включающей волевую регуляцию деятельности и реализационный аспект; по устойчивости мотива (длительности его доминирующей направленности). Устойчивый мотив, конкретизи-руясь, дробясь, создает вокруг себя смысловое поле деятельности.
Но необходимо отметить, что у подростков недостаточно развита процессуальная составляющая мотивов. Более чем у 67 % подростков-спортсменов 12-13 лет процессуальный компонент деятельности характеризовался 2-3 несоподчиненными мотивами.
В ходе педагогического эксперимента юным спортсменам была предоставлена возможность озвучивать и записывать установки, определяющие характер деятельности перед тренировкой и после нее. Данный методический прием создал условия для констатации смысловых блоков предстоящей деятельности и ее результатов, конкретизации ее мотивов. Тренерами-преподавателями были заданы условия формулирования результативной установки на каждый день, например: «Установка в течение недели может сохраняться, но каждый день она должна дополняться, исключая уже освоенное и вбирая в себя новые аспекты, направ-
ленные на совершенствование конкретных действий». Например: «Понять, из чего состоит основа техники данного элемента»; «Освоить основу техники данного элемента»; «Научиться представлять основу техники идео-моторно»; «Выявить пространственные параметры движения»; «Соотнести основу техники данного элемента и ее детали» и далее.
Классифицируя мотивы интеллектуальной активности подростка в вариативных условиях спортивной деятельности, выделяется их множество в рамках как ожидаемых, так и избегаемых отношений «индивид - среда». Среди них встречаются такие, как: «забить технически сложный гол (принять тактически целесообразное решение), чтобы доказать тренеру правильность его выбора»; «не забыть индивидуальные особенности ведения поединка соперника, чтобы не потерпеть публичное поражение». В последнем случае целесообразна коррекция содержания мотива, устраняющая частицу «не» как вербального показателя тенденции избегания неудачи.
Каждого юного спортсмена отличает собственная иерархия мотивов как относительно устойчивых оценочных диспозиций, имеющая индивидуальную обусловленность опытом, предпочтениями, факторами личностной и социальной успешности. По данным работы Н. Л. Ильиной, на этапе начальной спортивной специализации у гребцов доминируют мотивы достижения успеха и мотивы развития физических качеств, а у волейболистов - потребность в движении, мотивы самоутверждения и интерес к виду спорта [14]. На этапе углубленной тренировки: у гребцов к числу ведущих относятся мотивы самоутвержде-
85
86
ния, мотивы приобретения умений и навыков, материального поощрения; у волейболистов - интерес к виду спорта, мотивы самоутверждения и соревновательные мотивы. Результаты наших исследований подтверждают тот факт, что данные предпочтения во многом связаны с направленностью, содержанием установок, масштабом личности, стилем деятельности тренера, информационным пространством вида спорта и др. Ретроспектива мотивационной сферы подростка в большей мере обусловлена стилем и направленностью профессиональной деятельности тренера-преподавателя. У подростков-спортсменов выявлена закономерная связь (г=0,64) мотивации достижений и мотивации избегания неудачи в зависимости от стиля поведения и деятельности тренера, озвучиваемых им установок, иногда в виде опасений, которые переживает детский тренер. Анализ вербального поведения тренеров ДЮСШ по лыжному спорту, хоккею, футболу, единоборствам и др. видам спорта, позволяет отметить отрицательные тенденции в поведении тренеров, когда вербализуется мотивация избегания неудачи: «Если вы не., то» и др. В данной ситуации над подростком начинают довлеть такие переживания, как: осознание ограниченности попыток, страх быть вытесненным из состава, не отобраться на соревнование, груз ответственности за качество деятельности отвлекает от непосредственного процесса деятельности. Тогда как в условиях абсолютной веры в успешность юного спортсмена, оценивании не личности, а ее действий и деятельности, вербализованной мотивации достижения, оптимистичной педагогической
позиции тренера закрепляется мотивация достижения в интеллектуально обусловленной спортивной деятельности. Кроме того, при проявлении мотиваций достижения как доминанты направленности деятельности, подросткам, отличающимся высоким уровнем проявления коллективной и личной ответственности, необходимо создавать педагогические условия, способствующие смягчению чувства вины при неудаче.
Поведение подростка-спортсмена в конкретных условиях спортивной деятельности обусловлено не любым мотивом, а самым сильным в иерархии на данный момент времени, «который при данных условиях ближе всех связан с перспективой достижения соответствующего целевого состояния или, наоборот, достижение которого поставлено под сомнение», а также активизируется соподчиненными или конфликтными мотивами [4]. При этом важна интеллектуальная составляющая вербализованного мотива в волевом, когнитивном, эмоциональном аспектах.
Реализация мотива интеллектуальной деятельности осуществляется поэтапно: на первом этапе происходит перестройка «от общего к частному» как конкретизация мотива к факту начала действия. Способность юного спортсмена разложить общий мотив на частные, этапные составляющие, содержательно отражающие характер действий, побуждает к проявлению аналитических способностей. При этом саморегуляция деятельности осуществляется в отдельных поведенческих актах. Так, в процессе тестирования юных спортсменов на универсальном психодиагностическом комплексе, требующем интеллектуальной вклю-
ченности в деятельность (УПДК-МК, тест на комбинаторику мышления «Игра 5» и тест на переключение внимания «красно-черная таблица» в трех вариантах), был проведен анализ вербализованных мотивов подростков аналитического (АС) и синтетического (СС) стиля мышления. У юных спортсменов, использующих аналитический стиль, происходит анализ вероятных исходов действий, предвосхищение отдельных фаз протекания действия и достижения конечного результата. В тесте «Игра 5», который протекает достаточно быстро, подростки АС пытались вербализовывать необходимые действия, что уменьшало скорость выполнения задания, поскольку темп речи значительно медленнее темпа вероятных действий при небольшом количестве выборов. Тогда как, подростки СС выполнили данный тест быстро, без речевой активности. Выполняя тест «Переключение внимания», который длился в среднем от трех до 5 минут, использование стратегии вербализации, актуализации мотива на удержание темпа и качества деятельности, позволил юным подросткам синтетического стиля выполнить задание более успешно. Таким образом, мотивационные акценты, выставляемые юным спортсменом в процессе монотонной деятельности, позволяют осуществлять ее на более высоком уровне эффективности. У юных спортсменов синтетического типа мышления отсутствует нужда в осмысленной детализации мотива и предварительной вербализации как характера деятельности, так и мотива. Но данное желание личности подростка синтетического типа мышления, основанное на потребности экономичности деятельности,
не всегда целесообразно. Обучение данных подростков аналитическому стилю восприятия более эффективно при таких ситуациях, когда в условиях деятельности присутствует достаточное количество выборов.
Таким образом, результаты проведенного исследования мотивационно-ценностного компонента в структуре проявления и развития интеллектуальных способностей подростков-спортсменов позволяют сделать следующие выводы:
- мотивационная включенность характеризует такой уровень деятель-ностной активности юного спортсмена, который определяется ясным видением цели и мотивов деятельности в логике достижения результата, волевой саморегуляцией процесса достижения заданных процессуальных и результативных критериев спортивной деятельности;
- вербализованные, структурно-организованные мотивы деятельности и действий, характеризующие смысловое поле деятельности, определяют процессуальную и результативную стороны интеллектуальной активности подростка в условиях вариативной спортивной деятельности;
- содержание интеллектуальных мотивов определено структурой ключевых моментов деятельности: вовлечения в интеллектуальную деятельность; целеполагания; проектирования действий; осуществления действий; анализа результатов действий и сравнения их с целью;
- выделение соподчиненных мотивов в игровой, коммуникативной, учебной, рефлексивной, тренировочной, контролирующе-оценочной, организационной, рекреационно-восстано-вительной, соревновательной деятель-
87
ностью позволяет сформировать мотивы деятельности и действий;
- соотнесение мотивов деятельности и действий выявляет смысловой диссонанс мотивационной готовности к осуществлению действий в целостной структуре спортивной деятельности;
- мотивации достижения и избегания неудачи, проявляющиеся в интеллектуально опосредованной деятельности подростка-спортсмена, обусловлены стилем поведения тренера, озвучиваемыми им установками и характером оценки активности юного спортсмена;
- формирование смыслового поля деятельности и ее смыслообразующих мотивов является значимым аспектом развития интеллектуальных способностей спортсмена-подростка.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Орлова Л. В. Системные факторы развития умственных способностей личности: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. 19.00.01. -Новосибирск, 2005.
2. Вилюнас В. К. Психологические механиз-88 мы развития мотивации: Дисс. ... д-ра
психол. наук. - М., 1990. - 376 с.
3. Чудновский В. Э. Психологические аспекты смысла жизни // Психолого-педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни / Ред. В. Э. Чудновский, А. А. Бодалев, Л. Н. Карпова. - М.: ПИ РАО, 1997. -С. 111-126.
4. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность / Пер. с нем. - Т. 1. -М.: Педагогика, 1986.
5. Карпова Н. Л. Мотивационная включенность в деятельность: структура, механизмы, условия формирования: Автореф.
дисс. . д-ра психол. наук: 19.00.01. - М.: РАО. Психологический институт, 1998.
6. Алтунина И. Р. Структура и развитие мотивов и мотивации социального поведения: Автореф. дисс. ... д-ра психол. наук: 19.00.01. -М., 2006.
7. Орлов Ю. М. Потребностно-мотивацион-ные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза: Дисс. . д-ра психол. наук: 19.00.07. -М., 1984.
8. Терехова Т. А. Мотивационная детерминация познавательной деятельности личности: Дисс. ... д-ра психол. наук: 19.00.01. -Новосибирск, 2000.
9. Воробъева Е.В., Дружинин В.Н. Выявление рассогласования между общими познавательными способностями и мотивацией достижения // Психологический межвузовский вестник. - Вып. 2. -Теоретические и прикладные вопросы экспериментально-психологических исследований / Под ред. В. Н. Дружинина,
B. В. Спасенникова. -М.: ИП РАН, 1997. -
C. 120-127.
10. ЛеонтьевА.Н. Проблемы развития психики. - М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1959. -302 с.
11. Васильев И. А. Мотивационно-эмоцио-нальная регуляция мыслительной деятельности: Дисс. ... д-ра психол. наук: 19.00.01. Москва, 1998. -321 с.
12. Ерофеева Л. А. Творческие задания как средство воспитания интеллектуальных мотивов учения: На примере иностранного языка: Автореф. дисс. . канд. пед. наук: 13.00.01. - Ур. гос. пед. ун-т, 2004. -22 с.
13. МаслоуА. Мотивация и личность. 3-е изд. -СПб., 2003. -352 с.
14. Ильина Н. Л. Динамика мотивации на протяжении спортивной карьеры: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.13. -СПб., 1998. -321 с. ■