DOI 10.14526/01_2017_195 УДК 796(063)
ОСОБЕННОСТИ МОТИВОВ, ПОБУЖДАЮЩИХ ДЕТЕЙ К ЗАНЯТИЯМ ЦИКЛИЧЕСКИМИ ВИДАМИ СПОРТА
Е.А. Распопова — профессор, доктор педагогических наук, К.С. Лохматое — аспирант, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»
Педагогический институт физической культуры и спорта, 2-й Сельскохозяйственный проезд, дом 4, Москва, Россия, 129226
E-mail: [email protected]
Аннотация. Проблема мотивации и мотивов поведения в деятельности человека в настоящее время остается актуальной. Мнения спортивных психологов группируются вокруг точек зрения на мотив как на потребность, намерение, побуждение, удовлетворенность деятельностью, возможность достижения цели, а также свойства личности и состояния. В определении сущности и структуры понятия «мотивация» существует множество точек зрения, однако, несмотря на большое количество обращений к данной проблематике, проблема мотивации так и не решена. Материалы. Статья посвящена изучению мотивов, побуждающих детей 9-12 лет к занятиям циклическими видами спорта. Методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, анализ результатов анкетирования, статистическая обработка данных. В настоящем исследовании приняли участие 85 спортсменов, занимающихся циклическими видами спорта в спортивных школах города Москвы, из них 54 мальчика и 31 девочка. Результаты. В настоящей статье рассмотрены основные мотивы, побуждающие детей 9-12 лет к занятиям циклическими видами спорта (плаванием и триатлоном), а также различия личных мотивов к избранному виду спорта. В статье приведена статистика ответов детей на вопрос: «Ставишь ли ты спорт на первое место в своей жизни?», которая показывает различные приоритеты в спортивной деятельности детей 9-12 лет. Отражены мнения юных спортсменов, занимающихся циклическими видами спорта в спортивных школах города Москвы, относительно причин, побуждающих других людей заниматься спортом. Заключение. Основной причиной, побудившей детей к началу занятий спортом, является мотив улучшения здоровья (75%). Больше половины детей (65,5%) мечтают стать чемпионами и принимать участие в соревнованиях (51,2%). Необходимо отметить, что дети рассматривают занятия спортом не только как способ физического развития, но и как средство повышения уверенности в себе (40,5%) и средство эмоциональной разгрузки (36,9%).
Ключевые слова: спорт, мотивация, потребность, гендер, плавание, триатлон.
THE PECULIARITIES OF MOTIVES, WHICH STIMULATE CHILDREN TO GO IN FOR
CYCLIC KINDS OF SPORT
Evgenia A. Raspopova — professor, doctor of pedagogics, Konstantin S. Lokhmatov — postgraduate, Moscow Municipal Pedagogical University, Pedagogical Institute of Physical Culture and Sport, 2ndAgriculturalproezd, 4, Moscow, 129226, Russia
E-mail: [email protected]
Annotation. The problem of motivation and behavior motives in a person's activity nowadays is very urgent. The opinions of sports psychologists are grouped around the points of view, which consider a motive as the need, intention, impulse, satisfaction with the activity, opportunity to achieve the aim and also personality's traits and states. In the essence and structure determination of the notion "motivation" there are a lot of opinions, however, regardless of great number of works concerning this problem, the problem of motivation is still not solved. Materials. The article is about the motives study, which stimulate children (9-12 year old) to go in for cyclic kinds of sport. Research methods: scientific-methodical literature analysis and summarizing, the results of questionnaire analysis, statistical data handling. 85 sportsmen (54 boys and 31 girls), who go in for cyclic kinds of sport at sports schools of Moscow, took part in the research. Results. The article presents the main motives, which stimulate children (9-12 year old) to go in for cyclic kinds of sport (swimming and triathlon) and the differences of personal motives to a chosen kind of sport. The article also presents the statistics of the answers to the following question: "Does sport take the 1st place in your life?" which shows different priorities in sports activity of 9-12 year old children. The opinions of young sportsmen, who go in for cyclic kinds of sport in sports schools of Moscow, are presented, concerning the reasons, which stimulate other people go in for sports. Conclusion. The main reason, which stimulated children to start going in for sports, is the motive of health improvement (75%). More than half of children (65,5%) dream to become champions and take part in competitions (51,2%). It should be noted that children consider sport not only as the way of physical development, but also as the way to increase self-confidence (40,5%) and as the means of emotional relief (36,9%).
Keywords: sport, motivation, need, gender, swimming, triathlon.
Теория и методика физического воспитания и спорта рассматривает подготовку спортсменов как многолетний процесс, однако многие юные спортсмены прекращают занятия спортом или меняют специализацию на различных этапах подготовки. В основе данного явления лежат мотивы, побуждающие к занятиям избранным видом спорта.
Проблема мотивации и мотивов поведения в деятельности человека в настоящее время остается актуальной. Мнения спортивных психологов группируются вокруг точек зрения на мотив как на потребность, намерение, побуждение, удовлетворенность
деятельностью, возможность достижения цели, а также свойства личности и состояния [1, 3, 6]. Например, Е.П. Ильин [3] считает мотивом опредмеченную потребность, а А.Ц. Пуни [6] утверждает, что мотивами могут быть личностные побуждения, исходя из которых спортсмен принимает решение участвовать в соревновании или нет. Р.А.Пилоян
отмечает, что мотив - это особое состояние человека, заставляющее его действовать или бездействовать. По мнению С.К. Багадирова [1], в определении сущности и структуры понятия «мотивация» существует множество точек зрения, однако, несмотря на большое количество обращений к данной проблематике, проблема мотивации так и не решена.
Помимо общих особенностей мотивов и мотивации к спортивной деятельности, нельзя забывать о гендерных особенностях мотивов и мотивации к занятиям спортом. У спортсменов противоположных полов мотивы в спортивной деятельности довольно сильно различаются. Схожих моментов не так много, одним из главных из них является то, что спортсменов мужского и женского пола объединяет высокая значимость потребности в славе и личном престиже [2].
Мотивация - это психологическое явление, которое в настоящее время
определяется по-разному, его можно представить как совокупность факторов, определяющих поведение, или как побуждение к активности организма и ее направленность.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что изучение мотивов, являющихся причиной отсева спортсменов на разных этапах спортивной подготовки, является актуальным и в настоящее время требует постоянного изучения,
наблюдения и анализа по причинам информатизации общества, технического прогресса и появления новых видов спорта, которые, в свою очередь, достаточно активно популяризируются как за рубежом, так и в нашей стране.
Целью настоящего исследования является изучение мотивов к занятиям спортом. Одной из главных задач исследования является изучение личных мотивов спортсменов к занятиям избранным видом спорта, а также оценка места и роли спорта в жизни юных спортсменов.
Объект исследования - процесс занятий спортом детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - мотивы, побуждающие к занятиям триатлоном и плаванием мальчиков и девочек 9-12 лет.
Задачи исследования:
1. Определить особенности мотиваций к занятиям спортом детей на начальных этапах подготовки.
2. Определить мотивы, побуждающие к занятиям плаванием и триатлоном детей 9-12 лет.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что существуют различия, побуждающие к занятиям триатлоном и плаванием, различия в определении места спорта в жизни юных спортсменов, а также то, что учет особенностей мотиваций занятий спортом будет способствовать поддержанию интереса к систематическим занятиям спортом.
В исследовании приняли участие 85 спортсменов в возрасте от 9 до 12 лет, занимающихся триатлоном и плаванием в
спортивных школах города Москвы, из них 54 мальчика и 31 девочка. Для проведения опроса была разработана анкета.
Полученные в результате опроса данные были обработаны методами математической статистики с помощью компьютерной программы SPSS с построением линейных распределений.
В опросе приняли участия спортсмены, из них больше половины (98,8%) занимаются спортом более 3 лет, и только 1,2% находятся на начальном этапе спортивной подготовки.
На открытый вопрос «Почему люди занимаются спортом?» спортсменам была дана возможность самостоятельно сформулировать свой ответ и написать основные причины и мотивы людей к занятиям спортом.
В методике «Мотивы занятий спортом» А. В. Шаболтаса [4] определены 10 мотивов-категорий, соответствующих определенным высказываниям
(суждениям), которые выявляют доминирующие цели занятий спортом:
• стремление, отражающее радость движения и физических усилий - мотив эмоционального удовольствия (ЭУ);
• стремление проявить себя, выражающееся в том, что занятия спортом и достигаемые при этом успехи рассматриваются и переживаются с точки зрения личного престижа, уважения знакомыми, зрителями - мотив социального самоутверждения (СС);
• стремление к физическому развитию, становлению характера - мотив физического самоутверждения (ФС);
• стремление к спортивным событиям ввиду их высокой эмоциональности, неформальности общения, социальной и эмоциональной раскованности -социально-эмоциональный мотив (СЭ);
• стремление к успеху своей команды, ради которого надо тренироваться, иметь хороший контакт с партнерами, тренером - социально-моральный мотив (СМ);
• стремление к достижению успеха, улучшению личных спортивных результатов - мотив достижения успеха в спорте (ДУ);
• стремление к изучению вопросов технической и тактической подготовки, научно обоснованных принципов тренировки - спортивно-познавательный мотив (СП);
• желание заниматься спортом для компенсации дефицита двигательной активности при умственной (сидячей) работе - рационально-волевой (рекреационный) мотив (РВ);
• стремление заниматься спортом для подготовки к требованиям избранной профессиональной деятельности - мотив подготовки к профессиональной деятельности (ПД);
• стремление к спортивному совершенствованию для успешного выступления на соревнованиях, для поддержания престижа коллектива, города, страны - гражданско-патриотический мотив (ГП).
Анализ полученных данных, позволяет сделать вывод, что люди
занимаются спортом в основном для эмоционального удовольствия и физического утверждения (64,7%), для компенсации дефицита двигательной активности (23,5%), для успешного выступления на соревнованиях (12,9%), для социальной и эмоциональной раскованности (25,9%).
В ответах детей чаще всего отмечались такие слова, как «здоровье», «развитие силы», «выносливость», «увеличение активности», «физическая форма», «красота», «воспитание силы воли» и «дисциплинированности». Можно отметить тот факт, что вместе со здоровьем дети заботятся о физическом состоянии своего организма, у них возникает потребность в воспитании физических качеств и развитии способностей.
Детям был дан список ответов на вопрос «Почему ты решил(а) заниматься спортом?», из которых они могли выбрать не более шести причин, побудивших их заниматься спортом.
Распределение ответов
представлено на гистограмме 1.
Почему ты решил(а) заниматься спортом?
(множественный ответ, в % от числа опрошенных детей)
Чтобы не болеть '
Хочу стать чемпионом (чемпионкой) Чтобы принимать участие в... Чтобы больше двигаться Чтобы быть увереннее в себе Чтобы получать яркие впечатления и. Чтобы ездить на сборы и спортивные. Потому что так сказали родители Чтобы быть вместе с друзьями Увидел (а)соревнования Место тренировок находится. Посоветовал преподаватель по. 2 Пригласил тренер ■ 2
75
10 20 30 40 50 60 70 80
0
Гистограмма 1 - Распределение (в %) ответов на вопрос «Почему ты решил(а) заниматься спортом?»
Как свидетельствуют данные гистограммы, основной причиной, побудившей детей к началу занятий спортом, является мотив "улучшение здоровья" (75%).
Можно предположить, что для детей, находящиеся на начальных этапах подготовки, основным мотивом, побуждающим к занятиям, является стремление улучшить состояние здоровья. Для детей и их родителей занятия спортом в детском возрасте воспринимаются как источник улучшения здоровья.
Однако больше половины детей (65,5%) мечтают стать чемпионами и принимать участие в соревнованиях (51,2%). Это свидетельствует о том, что дети занимаются спортом, чтобы развиваться не только физически, ради большой двигательной активности (47,6%), но и психологически, повышая уверенность в себе (40,5%) и эмоционально разгружаясь (36,9%).
Из данных, представленных на гистограмме 1, видно, что незначительное количество детей пришли в избранный вид спорта по приглашению или совету тренеров или педагогов по физической культуре, что свидетельствует о недостаточно активной популяризации спорта в образовательных учреждениях.
Что касается самоопределения ребенком места спорта в жизни, то более половины детей отводят спорту первое место (63,5%), а 36,5% детей на первое место поставили другие варианты.
Согласно полученным результатам, 68,5% детей, занимающихся плаванием, поставили спорт на первое место, в то время как из числа детей, занимающихся триатлоном, поставили спорт на первое место 54,8%, что на 13,7% меньше. 36,5% детей считают, что на первое место в жизни следует поставить такие ценности, как учеба, семья, и т.п.
На основании настоящего исследования можно сделать вывод, что в
спортивной психологии среди
разнообразия причин, детерминирующих активность человека, особое место занимают потребности и мотивы поведения и деятельности. Они выступают не только в роли факторов, побуждающих и определяющих поведение и деятельность спортсменов, но и в роли резервных возможностей, которые позволяют усиливать или ослаблять деятельность, повышать или снижать работоспособность, тормозить или стимулировать
энергетический потенциал
соревнующегося спортсмена или спортивной команды в целом. Поэтому анализ мотивов и процесса формирования мотивации у детей к избранному виду спорта является неотъемлемой частью разработки методики психологической подготовки спортсменов.
Данная возрастная категория характеризуется способностью легко изменять отношение к занятиям под влиянием различных эмоций, как положительных, так и отрицательных.
В этом возрасте слабо развита настойчивость, и при появлении любых трудностей активность ребят снижается. В этом возрасте характерна внушаемость и необдуманное подражание. Учитывая, что учащиеся младших классов совершают волевые действия, в основном, по указанию тренера, эту особенность следует использовать в работе с юными спортсменами для формирования мотивации к занятию избранным видом спорта. Большое значение для проявления воли имеет самооценка, которая формируется в процессе занятий.
Поэтому переоценка либо недооценка своих возможностей отрицательно сказывается на проявлении волевых качеств (смелости, решительности и др.) и может отрицательно повлиять на потребность ребенка в занятиях спортом [1].
Подростковый возраст
благоприятен для воспитания смелости, решительности, инициативности, а такие качества, как выдержка, самообладание, дисциплинированность имеют низкий уровень развития. Необходимым условием воспитания волевых качеств подростков является постоянная требовательность в сочетании с одобрением, убеждением, разъяснением значения в жизни воли, теоретическими знаниями в этой области. При сильном эмоциональном возбуждении у подростка проявляется несдержанность, резкость, грубость. Из-за недостатка знаний процесс самовоспитания подростков нуждается во внешнем управлении [1].
Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что у спорта, в силу психологических особенностей детей, есть хорошие инструменты, такие как тренировки, соревнования, спортивные сборы и многое другое для формирования устойчивой мотивации детей к занятиям циклическими видами спорта на различных этапах подготовки.
Литература
1.Афтимичук, О.Е. Значимость ритма в системе профессиональной педагогической и спортивной подготовки / О.Е. Афтимичук, З.М. Кузнецова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - Том 10 №2. - С. 28-38. Режим доступа: http://journal-science.org/ru/article/157.html. DOI: 10.14526/01_1111_04.
2.Багадирова, С. К. Материалы к курсу «Спортивная психология» : учебное пособие / С. К. Багадирова. - Майкоп : Магарин О. Г., 2014. - 243 с.
3.Дамадаева, А. С. Гендерные аспекты спортивной мотивации / А. С. Дамадаева // Ученые записки университета Лесгафта. - 2010. - № 12. URL: http ://cyberleninka. ru/article/n/gendernye -aspekty-sportivnoy-motivatsii (дата обращения: 02.11.2016).
4.Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2009. - 512 с.
5.Ильинский, С. В. Особенности мотивации спортсменов в различных видах спорта / С. В. Ильинский // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. - 2013. - № 1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-motivatsii-sportsmenov-v-razlichnyh-vidah-sporta (дата обращения: 20.11.2016).
6.Лопатина, А. Б. План проведения учебно-тренировочных сборов и адаптационные процессы / А. Б. Лопатина // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2013. - Том 8 № 2. - С. 103105. Режим доступа: http://journal-science.org/ru/article/350. html.
7.Лубышева, Л. И. Современный спорт: проблемы и решения / Л. И. Лубышева // Человек. Спорт. Медицина. - 2014. - № 1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-sport-problemy-i-resheniya (дата обращения: 20.11.2016).
8.Пуни, А. Ц. Формирование и актуализация мотивов участия в соревнованиях / А. Ц. Пуни // Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / сост. и общ.ред. И. П. Волкова. -СПб. : Питер, 2002. - С. 219-231.
References
1. Aftimichuk O.E., Kuznetsova Z.M. The importance of rhythm in the system of professional pedagogical and sport training. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2015, vol. 10, no.2, pp. 28-38. Available at: http://journal-science.org/ru/article/157.html. DOI: 10.14526/01_1111_04.
2. Bagadirova S. K. Materialy k kursu "Sportivnaya psihologiya" [Materials to the course "Sports psychology"]. Maykop, Magarin O. G., 2014, 243 p.
3. Damadaeva A. S. Gender aspects of sports motivation. Uchenye zapiski universiteta Lesgafta [Scientific notes of P. F. Lesgaft University], 2010, vol. 12. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/gendernye-aspekty-sportivnoy-motivatsii (last accessed date: 02.11.2016) (in Russian).
4.Ilin E. P. Motivaciya i motivy [Motivation and motives]. Saint Petersburg, Piter, 2009, 512 p.
5. Ilinskiy S. V. Peculiarities of motivation of sportsmen in different kinds of sport. Vestnik Samarskoj gumanitarnoj akademii. Seriya: Psihologiya [Samara Humanitarian Academy Bulletin. Series: Psychology], 2013, vol. 1. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-motivatsii-sportsmenov-v-razlichnyh-vidah-sporta (last accessed date: 20.11.2016). (in Russian).
6. Lopatina A. B. Plan of educational-training camps organization and adaptive processes. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sport], 2013, vol.8, no. 2, pp. 103105. Available at: http://journal-science.org/ru/article/350. html.
7. Lubysheva L. I. Modern sport: problems and solutions. Chelovek, sport, medicina [A man. Sport. Medicine], 2014, vol. 1. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-sport-
problemy-i-resheniya (last accessed date: 20.11.2016). (in Russian)
8. Puni A. T. The motives of taking part in competitions formation and actualization. Sportivnaya
Подано: 18.01.2017 г. Принято: 21.01.2017г.
psihologiya v trudah otechestvennyh specialistov [Sports psychology in the works of native specialists]. Saint Petersburg, Piter, 2002, pp. 219-231. (in Russian).
Распопова Евгения Андреевна — профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики спортивных дисциплин Педагогического института физической культуры и спорта, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», 2-й Сельскохозяйственный проезд, дом 4, Москва, Россия, 129226, E-mail: raspopova48@mail. ru
Лохматое Константин Сергеевич — аспирант кафедры теории и методики спортивных дисциплин Педагогического института физической культуры и спорта, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», 2-й Сельскохозяйственный проезд, дом 4, Москва, Россия, 129226, E-mail: [email protected]
Для цитирования: Распопова Е.А., Лохматов К.С. Особенности мотивов, побуждающих детей к занятиям циклическими видами спорта // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т.12. - №1. - С. 153-159. DOI 10.14526/01 2017 195