УДК 796.015 ББК 75.14 Ш 87
И.В. Штайн
Директор детско-юношеской спортивной школы «Юный дзюдоист», г. Ижевск; E-mail: snkhazova@gmail.com
ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К МНОГОЛЕТНИМ ЗАНЯТИЯМ СПОРТОМ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ПРОБЛЕМА
(Рецензирована)
Аннотация. Охарактеризовано текущее состояние практики подготовки спортивного резерва страны. Отмечены проблемы, существующие в системе комплектования контингента занимающихся в ДЮСШ, СДЮШОР. Определено социально-педагогическое значение оптимизации процесса приобщения детей к многолетним занятиям спортом. Выделены существующие в данном контексте проблемы, и отмечен ресурс семейного воспитания в их решении. Сформулированы актуальные направления теоретических и эмпирических исследований, осуществление которых будет способствовать решению выявленных проблем.
Ключевые слова: многолетние занятия спортом, спортивная мотивация, воспитательный потенциал семьи.
I.V. Stein
Director of Children's and Youth Sports School "Young Judoist", Izhevsk; E-mail: snkhazova@gmail.com
ATTRACTING CHILDREN TO MANY-YEAR SPORT ACTIVITIES AS SOCIAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM
Abstract. The current state of preparation of a sports reserve of the country is characterized. The problems existing in the system of completing the contingent engaged in sports schools are noted. The social and pedagogical value of optimization of process of attracting children to long-term sports activities is defined. The problems existing in this context are allocated, and the resource of family education in their solution is noted. The relevant directions of theoretical and empirical researches, implementation of which will promote the solution of the revealed problems, are formulated.
Keywords: many-year sports activities, sports motivation, educational potential of family.
Включение детей и подростков в многолетние занятия спортом позволяет решить две комплексных социально-педагогических проблемы. Первая - обеспечение непрерывной «пополняемости» профессионального спорта перспективными атлетами (воспроизводство спортивных кадров), способными к достижению
высоких результатов, то есть оптимизация деятельности системы подготовки спортивного резерва. Данная проблема признается сегодня одной из важнейших в контексте повышения конкурентоспособности российского спорта. При этом важное место среди психологических факторов эффективности
подготовки спортивного резерва занимает мотивация детей и подростков к занятиям спортом, среди социальных - влияние родителей, друзей, СМИ и т.д. на становление данной мотивации [1, 2, 3 и др.].
Вторая проблема - создание системы «занятости» детей и подростков в социально-одобряемой деятельности, организация их досуга с пользой для развития личности, здоровья, социализации. Решение данной проблемы осуществляется в рамках более общей проблемы модернизации системы дополнительного образования детей. Заметим, что в Концепции развития дополнительного образования детей в качестве результатов реализации спортивного направления отраженных в ней видов деятельности отмечаются не только личностные и общесоциальные эффекты, но и вклад в подготовку спортивного резерва страны [4].
Фундаментом стабильного прогрессивного развития профессионального спорта является массовое спортивное движение. В основе его совершенствования лежит эффективная работа по приобщению детей и подростков к многолетним занятиям спортом, поскольку высокие спортивные достижения - результат длительных упорных тренировок.
Организация работы по подготовке спортивного резерва предусматривает обеспечение регулярных занятий спортом детей и подростков в целях их дальнейшего спортивного совершенствования, отбора перспективных спортсменов для пополнения сборных национальных команд по видам спорта. Институционально подготовка осуществляется в детско-юношеских спортивных школах, школах высшего спортивного мастерства, школах и училищах олимпийского резерва. Сегодня на всех этапах подготовки спортсменов отмечаются проблемы и недостатки, касающиеся как количественных, так и качественных параметров, тренировочных, управленческих и иных аспектов.
Эффективность многолетней подготовки спортсменов, высокие спортивные результаты во многом обусловлены качеством работы системы подготовки спортивного резерва, целесообразностью ее построения и адекватностью содержания реалиям времени (требования к количественным показателям контингента занимающихся на разных этапах подготовки, к морфофункциональным и психологическим характеристикам спортсменов и т.д.) [5]. Сегодня, как показывают результаты анализа спортивной теории и практики, актуализировались проблемы организационно-методического обеспечения набора юных спортсменов в группы начальной спортивной подготовки ДЮСШ, предотвращения «утечки» спортивных кадров при переходе на этап спортивной специализации и, далее, спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства. В частности, В.А. Запорожанов отмечает недостаточную преемственность на пути из детского и юношеского спорта к спорту высших достижений, поскольку отсев достигает 80-85%. Е.П. Ильин в данном контексте приводит цифру 80% - именно таков, по его данным, процент отсева юных спортсменов уже в первый год занятий. Аналогичные данные приводят и зарубежные исследователи: в 10 лет регулярно занимаются спортом 45% детей, а к 18 годам продолжают занятия только 26% (М. Юинг, В. Зеефельдт и др.).
То есть до сих пор нерешенными остаются вопросы комплектования контингента занимающихся на всех этапах спортивной подготовки.
Как отмечают ученые, важнейшим основанием приобщения детей и подростков к многолетним занятиям спортом является управление процессом формирования их спортивной мотивации. Так, В.Б. Шеста-ков считает важнейшим аспектом работы, направленной на снижение показателей прекращения занятий спортом среди дзюдоистов разного
возраста, изучение и дальнейший учет мотивации занятий спортом [6]. Воздействие на мотивационную сферу занимающихся и потенциальных атлетов, формирование у них заинтересованности в занятиях спортом является и важнейшим содержанием деятельности тренеров, существенно влияющим на эффективность привлечения детей в спортивные секции и предотвращения отсева занимающихся.
Однако в последние годы привлечение детей к многолетним занятиям спортом остается проблемным. На этом фоне отмечается недостаточная активность работников спортивных школ (и других заинтересованных лиц) в данном направлении. Так, по нашим исследованиям, проведенным в ДЮСШ г. Ижевска, подавляющее большинство детей начинают заниматься спортом (конкретным видом спорта и в конкретной организации) благодаря влиянию родителей и сверстников (68,7%), а непосредственно тренеры (в исключительных случаях - другие физ-культурно-спортивные работники) привлекают только 31,3% от общего контингента занимающихся. Такая же пассивность работников характерна и для ШВСМ, и для УОР.
В качестве основных факторов, обусловливающих отсев занимающихся, ученые называют влияние родителей, тренеров, изменение ценностных установок, приоритетов (в результате чего возникает конфликт интересов между серьезными занятиями спортом и свободным временем) и снижение мотивации к занятиям спортом. При этом, по данным нашего исследования, в первые годы тренировок снижение мотивации напрямую зависит от личности и поведения тренера. Мы выяснили, что на этом этапе структура мотивации детей к занятиям спортом является универсальной для всех видов спорта (хотя это требует дополнительных исследований), и именно от отношения занимающихся к тренеру существенно зависит, будут ли учащиеся
продолжать занятия спортом или нет. Нами обнаружена сильная положительная взаимосвязь между стремлением детей продолжать занятия спортом и их отношением к тренеру - тетрахорический коэффициент корреляции оказался равным 0,87 (Р<0,05). Аналогично и негативное отношение к тренеру во многом определяет уход ребенка из спортивной группы: из тех школьников, которые прекратили занятия спортом, 76,3% одной из причин назвали недовольство тренером. Кроме того, коэффициент корреляции, рассчитанный для таких показателей, как факт посещения учебно-тренировочных занятий и отношение к тренеру, равнялся 0,83 (Р<0,05), что свидетельствует о сильной положительной взаимосвязи между указанными признаками. Поскольку тренер для спортсмена является чрезвычайно значимой личностью не только на начальном, но и на последующих этапах спортивной подготовки, от него во многом зависит сохранение контингента занимающихся [3, 6, 7, 8, 9 и др.].
Исследования, проведенные нами относительно причин, по которым родители побуждают детей прекратить занятия спортом, позволили сделать вывод, что к таковым, в первую очередь, относятся необходимость получения профессионального образования (67,1% опрошенных) и полученная ребенком травма, вообще опасение за его здоровье (52,1%). «Пик» негативного влияния родителей в этом контексте приходится на возрастные группы 14-15 и 17-18-летних спортсменов - именно в это время решаются вопросы профессионального образования детей (после 9-го или 11-го классов общеобразовательной школы). Родители же либо в силу недостаточной информированности, либо под воздействием стереотипов относительно престижности тех или иных профессий желают, чтобы их дети в дальнейшем получили экономическое, юридическое и т.п. образование, не
рассматривая физическую культуру и спорт как сферу профессиональной деятельности. Заметим, что и эти вопросы могут быть в значительной степени урегулированы с помощью тренеров и других представителей учебных заведений спортивной направленности.
Проблемы выбора профессии и связанного с этим ухода из спорта актуальны и для самих спортсменов. Работы многочисленных психологов и социологов свидетельствуют о том, что сегодня все меньше молодых людей ориентируются на собственные склонности и способности в процессе профессионального самоопределения.
Таким образом, мы считаем, что проблему приобщения детей к многолетним занятиям спортом можно решить только совместными усилиями спортивных педагогов и родителей. Анализ научной литературы и результаты собственных диагностических исследований позволили сформулировать три основные проблемы подготовки спортивного резерва и ориентировочно наметить способы их решения, к реализации которых целесообразно привлекать родителей занимающихся.
Значительный отсев занимающихся на всех этапах спортивной подготовки определяет необходимость в следующем содержании деятельности физкультур-но-спортивных образовательных организаций:
- изучение причин прекращения спортсменами занятий, исследование мотивации, интересов и потребностей занимающихся; определение степени влияния родителей как фактора прекращения спортсменов занятий спортом;
- деятельность (при необходимости - индивидуализированная) по возможному нивелированию воздействий тех факторов, которые препятствуют продолжению детьми занятий спортом, активное сотрудничество с родителями спортсменов, направленное на изменение их
отношения к спортивной деятельности детей;
- обучение родителей мотивирующим воздействиям на детей.
2. Трудности с первичным набором детей в учебно-тренировочные группы требует усиления деятельности по популяризации физической культуры и спорта. В этом аспекте необходимо активизировать деятельность тренерско-преподаватель-ского состава физкультурно-спор-тивных организаций, связанной с разъяснительно-пропагандистской работой как среди детей, так и среди их родителей (в частности, в СОШ). Для этого следует осуществлять агитационную работу, пропаганду занятий физической культурой и спортом, рекламировать конкретные физкуль-турно-спортивные организации.
3. Характер ценностных, смыс-ложизненных установок и ориентиров подрастающего поколения, связанных в том числе с профессиональным самоопределением, обусловливает необходимость разъяснительной и воспитательной работы тренеров с учащимися СОШ, со спортсменами и их родителями относительно содержания и перспектив профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта, возможностей получения профессионального физкультур-но-спортивного образования и преимущества такого образования для построения собственно спортивной карьеры.
Можно видеть, что субъектами воздействия в случае решения каждой из трех задач являются дети (учащиеся СОШ и воспитанники ДЮСШ) и их родители. Таким образом, в контексте нашего исследования представляется важным, с одной стороны, переубеждать родителей относительно значимости и престижности занятий спортом, с другой - обучать родителей способам и методам мотивации детей к занятиям спортом.
Современные тенденции развития образования в России включают
ориентацию на укрепление взаимосвязей образовательных организаций с семьями воспитанников. Это касается как общего, так и дополнительного образования. Так, в Концепции развития дополнительного образования детей в качестве мер по оптимизации деятельности данного сектора образования как одна из первоочередных предлагается «создание условий для участия семьи и общественности в управлении развитием системы дополнительного образования детей». А в числе основных механизмов развития дополнительного образования детей определены «партнерство государства, бизнеса, институтов гражданского общества, семьи» и «опора на инициативы детей и семьи, использование ресурсов семейных сообществ, позитивного потенциала подростковых и молодежных субкультурных сообществ». В свою очередь, для реализации указанных мер и механизмов предполагается «проведение информационно-просветительской кампании для мотивации семей к вовлечению детей в занятия дополнительным образованием, повышению родительской компетенции в воспитании детей» [4].
Учитывая названные положения Концепции, а также принимая во внимание обоснованную проблем-ность привлечения детей к многолетним занятиям спортом, носящую во многом мотивационный характер, с одной стороны, и, с другой стороны, тот факт, что влияние родителей (семейного воспитания) выявлено среди негативных либо потенциально позитивных, но недостаточно используемых факторов оптимизации
данного процесса, мы считаем актуальным организацию в спортивных школах целенаправленной работы по использованию воспитательного потенциала семьи для комплектования и стабилизации контингента занимающихся. При этом, на наш взгляд, ресурс родительского влияния может быть использован и в тех случаях, когда их мнение является для детей основным стимулом для занятий спортом, и в тех, когда занятия спортом мотивируются иными потребностями и интересами, поскольку семья может сыграть существенную роль в формировании, укреплении и поддержании соответствующих стимулов.
Таким образом, представляется важным проведение следующих исследований:
- во-первых, выявить ведущие мотивы занятий спортом, что требует в том числе анализа причин начала, продолжения и прекращения занятий спортом у детей и подростков;
- во-вторых, выявить отношение родителей к занятиям спортом, в том числе причины негативного отношения, а также степень участия родителей в физическом воспитании детей (поскольку вопросы формирования и поддержания у детей мотивации к занятиям спортом можно рассматривать как компонент физического воспитания в семье);
- в-третьих, определить, каким образом родители могут воздействовать на становление необходимой мотивационной сферы детей и что необходимо предпринять для полноценного использования воспитательного потенциала семьи в привлечении детей к многолетним занятиям спортом.
Примечания:
1. О повышении эффективности системы подготовки спортивного резерва в Российской Федерации: решение Коллегии Федерального агентства по физической культуре и спорту от 6 сентября 2005 г. № 5/1. URL: http://www.rossport.ru/
2. Мелихова Т.М. Проблема подготовки спортивного резерва. URL: http://lib. sportedu.ru/press/tpfk/
3. Озолин Э.С. Пути привлечения детей к тренировкам и сохранения их в спортивных секциях. URL: http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/2004n3/p32-36.htm
4. Концепция развития дополнительного образования детей: распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р г. Москва. URL: http://www.pravo.gov.ru, 08.09.2014.
5. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физической культуры. М., 2005.
6. Шестаков В.Б. Теория и методика детско-юношеского дзюдо. URL: https:// sport.wikireading.ru/5331
7. Психология физического воспитания и спорта / под ред. Т.Т. Джамчарова, А.Ц. Пуни. М., 1979. 143 с.
8. Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности. М.: Наука, 1984. 198 с.
9. Зацепина Е.А., Дёмкина Е.В. Детская преступность как объект исследования в социальной работе // Молодость. Наука. Перспектива: сб. науч. Тр. Студентов, магистрантов, аспирантов. Майкоп, 2017. С. 25-32.
References:
1. On increasing the effectiveness of the training of the sports reserve in the Russian Federation: the decision of the Board of the Federal Agency for Physical Culture and Sport of September 6, 2005. No. 5/1. URL: http://www.rossport.ru/
2. Melikhova T.M. The problem of training of a sports reserve. URL: http://lib. sportedu.ru/press/tpfk/
3. Ozolin E.S. Ways of involving children in training and keeping them in sports sections. URL: http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/2004n3/p32-36.htm
4. The concept of the development of additional education for children: the order of the Government of the Russian Federation of September 4, 2014. No. 1726-r Moscow. URL: http://www.pravo.gov.ru, 09/08/2014.
5. Matveev L.P. Theory and methodology of physical culture: a textbook for institutes of physical culture. M., 2005.
6. Shestakov V.B. Theory and methods of children's and youth judo. URL: https:// sport.wikireading.ru/5331
7. Psychology of physical education and sports / ed. by T.T. Dzhamcharov, A.Ts. Puni. M., 1979. 143 pp.
8. Piloyan R.A. Motivation of sports activities. M.: Nauka, 1984. 198 pp.
9. Zatsepina E.A., Demkina E.V. Juvenile delinquency an object of research in social work // Youth. Science. Prospect: coll. of proceedings of students, undergraduates and graduate students. Maikop, 2017. P. 25-32.