Ширяева Евгения. Алексеевна
Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого факультет истории и права (5 курс) Научный руководитель: Е. Ю. Ромашина, д. пед. наук, профессор
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ РОССИЙСКИХ АЗБУК И БУКВАРЕЙ 1899-1930-Х ГОДОВ
Аннотация: статья посвящена механизмам реализации воспитательной функции в букварях/азбуках 1899-1930 гг., рассматривается, какую роль играют в этом основные структурные элементы данных пособий. Автор статьи предлагает модель теоретического анализа реализации воспитательной функции в российских азбуках и букварях. Проведен сравнительный анализ реализации воспитательной функции в букварях и азбуках дореволюционного и советского периодов.
Ключевые слова: букварь/азбука, воспитательная функция, текст, визуальный ряд, аппарат организации усвоения, аппарат ориентировки
Abstract: this article is devoted to mechanisms of realization of the educational function of the primers using basic structural elements of allowances in the period 1899-1930. The Author compiled the model the theoretical analysis of the implementation of the educational function of Russian primers. A comparative analysis of the implementation of the educational function of the primers and alphabets pre-revolutionary and soviet periods.
Keywords: primer, educational function, text, visual range, the unit of organization learning, the device orientation
Важнейшее средство образования и воспитания - учебная книга. В том числе и прежде всего - книга для первоначального обучения грамоте. Обучение грамоте - один важнейших этапов в общем развитии личности, от того, по какой азбуке, по какому букварю ребенок начнет свое знакомство с миром, во многом зависит дальнейшее образование.
Букварь - это не только средство образования и обучения подрастающего поколения, но и документ материальной культуры научного и исторического значения. В специфичной, только ему присущей сжатой форме он отражает жизнь страны на определенном этапе. Изучая букварь, можно понять основные идейно-политические позиции, нравственное состояние его современников, положение различных слоев населения, повседневную жизнь и быт народа, его этнографические особенности, логику развития национального языка и литературы. Таким образом, букварь является важным источником культурных, научных и исторических сведений о человеке, обществе, государстве.
Букварь, как и любой школьный учебник, выполняет воспитательную функцию. Он позволяет ребенку познакомиться с окружающим миром, с
нравственными ценностями и нормами поведения, принятыми в социуме, научиться взаимодействовать с другими людьми, познать самого себя. Букварь прививает бережное отношение к семье, к окружающим людям, уважение к труду, побуждает к сопереживанию, учит уважать иную точку зрения.
История школьных учебников для начального обучения - важный инструмент в исследовании эволюции педагогических идеалов, теории и практики обучения. Теоретические аспекты структуры и функций школьного учебника рассмотрены в работах В. Г. Бейлинсона, Д. Д. Зуева [6, с.69-82; 13, с.105-107], В. В. Краевского [16, с.13-37], Е. Ю. Ромашиной [21, с.11], Э. Г. Гельфмана, М. А. Холодной [10, с.22], И. П. Товпинец [22, с.34-44] и др. Проблеме воспитательных функций образования и их репрезентации в учебной литературе посвящены труды В. В. Краевского «Определение функций учебника как методологическая проблема дидактики» [18], П. Казанцева «Принципы оценки книги для классного чтения в начальной школе» [16, с.14-16]. История азбук и букварей прослежена в работах Л. Н. Аверьяновой [1], Н. Б. Баранниковой [5, с.109-115], Н. М. Бетеньковой [8, с.21-26], И. Л. Волковой [9], Ю. А. Горбунова [12, с.30-43], Е. А. Ефимовой [14, с.121-185]; Г. В. Карпюк [17, 194-239], Д. В. Фомина [23, с.201-228] и др. Сегодня учебник для начального обучения грамоте рассматривают с разных позиций, «освещая в историческом контексте его содержательную, структурно - логическую, методическую, педагогическую феноменальность», - отмечают В. Г. Безрогов и Т. С. Маркарова, авторы статьи «Школьный учебник: сокровищница, транслятор, провозвестник?» [6, с.5-10].
Несмотря на внимание к теме особенностей учебников различных периодов, проблема репрезентации в азбуках и букварях воспитательной функции исследована мало, что определило выбор нами данной проблемы. Задачи нашего исследования: выявить, какие воспитательные функции были представлены в российских азбуках и букварях 1899-1930-х годов; определить способы реализации этих функций через вербальные и визуальные компоненты учебных пособий; осуществить сравнительный анализ реализации воспитательной функции букварей и азбук дореволюционного и советского периодов.
Базу источников нашего исследования составили 43 пособия для первоначального обучения грамоте. Из них 22 изданы с 1899 по 1917(8) гг.; 21 -с 1917(8) по 1930 год. 1917-1918 годы являются пограничными: при анализе реальных изданий четкую временную грань провести оказалось сложно. Учебные издания готовились, публиковались и использовались в образовательной практике на протяжении длительного времени. В качестве «маркера» принадлежности конкретного издания к дореволюционному или советскому периоду мы рассматривали содержание и примененную при печати орфографию (с учётом орфографической реформы 23 декабря 1917 - 15 октября 1918 гг.). Большинство использованных нами источников находятся в фондах Научной педагогической библиотекой имени К. Д. Ушинского и размещены в электронной базе «Азбуки, буквари и книги для чтения» [2].
Историко-педагогический анализ выявляет сложную структуру букваря: в нем содержатся текстовые компоненты (алфавит, слоги, отдельные
слова и предложения, короткие тексты для первоначального чтения) и визуальный ряд.
На протяжении рассматриваемого периода буквари печатались часто, постоянно переиздавались, выходили большими тиражами и по низким ценам, публиковались государственными, частными и синодальной типографиями как в столице, так и в провинции. Различной была адресация азбук и букварей: она зависела как от социальной направленности (для крестьянских детей, для детей из обеспеченных слоев населения), так и от предполагаемой формы обучения (для школ и для домашнего использования); после 1917 года чаще появляются азбуки и буквари для взрослых (рабочих, крестьян).
Нижней границей хронологических рамок нашего исследования является 8 июля 1899 года, когда министр народного просвещения Н. П. Бого-лепов подписал циркуляр, адресованный попечителям учебных округов империи и знаменовавший начало целой эпохи реформирования отечественного образования. Верхняя граница - 14 августа 1930 года: тогда ЦИК и СНК СССР приняли постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении», что существенно изменило подход к организации школьного дела, в том числе к учебному книгоизданию [19]. Исследуемый период разбит нами на две части: с 1899 по 1917 год и с 1918 по 1930 год. Пограничным является временной отрезок 1917-1918 гг., так как в эти годы происходит цикл изменений в сфере образования [13, с.120, 74-380].
Мы использовали теоретический анализ педагогической, исторической, лингвистической и учебно-методической литературы; структурно-функциональный и культурологический анализ учебных книг для первоначального обучения грамоте; сравнительный анализ российских букварей и азбук периодов 1899-1917 и 1918-1930 годов; интерпретация полученных данных; обобщение; синтез выводов.
Воспитательная функция школьного учебника предполагает целостное и целенаправленное влияние на разные сферы человеческой личности: когнитивную, аффективную и операционально-деятельностную. Следовательно, это направлено на формирование у ребенка мировоззрения (т. е. системы знаний, представлений, взглядов на мир, социум и человека, ценностей, убеждений, идеалов) и способов социально одобряемого поведения и деятельности.
Воспитательные функции в букваре и азбуке выполняют различные структурные элементы: тексты, визуальный ряд, аппарат организации усвоения, аппарат ориентировки. Каждый из компонентов реализует воспитательную функцию с помощью своих специфических «инструментов». Текст и визуальный ряд могут дополнять, расширять, углублять друг друга и работать на решение одной, общей воспитательной задачи, но они могут составлять и два разных нарратива. В последнем случае вербальный и невербальный компоненты решают разные воспитательные задачи, либо же только один из них имеет воспитательную функцию.
Аппарат организации усвоения реализует воспитательную функцию с помощью целенаправленного формирования у ребенка моделей и способов социально одобряемого поведения и деятельности. Эту задачу решают помещенные в учебнике вопросы, задания, упражнения и т. п. Аппарат ориен-
тировки учит эффективной работе с книгой с помощью элементов ее художественного и графического оформления: шрифтов, орнаментов, разделителей, сигналов-символов, нумерации страниц и т.д.
Проанализировав корпус источников, мы выявили основные воспитательные функции и способы их реализации в российских азбуках и букварях 1989-1930-х годов:
1. Формирование мировоззрения. Мировоззренческую позицию ребенка буквари и азбуки формировали, сообщая ценностно-ориентированные знания о природе, социуме и человеке. Тексты и иллюстрации к ним показывали, как устроен мир, каковы причины тех или иных природных явлений и процессов, как и почему происходят изменения в жизни людей и т. д. Часто именно букварь оказывался первым (а иногда и единственным) источником научных сведений для детей, обучение которых ограничивалось начальной ступенью образования.
2. Система отношений, убеждений, взглядов формируется благодаря эмоционально-ценностному компоненту содержания азбук и букварей. Располагая в пособиях определённые тексты, задания, иллюстрации, авторы формировали у ребенка ценностное отношение к людям, некоторым событиям, труду, творчеству, познанию, природе, государству, к себе.
3. Социально одобряемое поведение. Задания в букварях помогали ребенку освоить способы деятельности (познавательной, творческой, игровой, трудовой), которые были востребованы в обществе.
Модель теоретического анализа реализации воспитательной функции в российских азбуках и букварях представлена в виде таблицы 1.
Проиллюстрируем логику нашего анализа на конкретном примере.
Осуществив сравнительный анализ реализации воспитательной функции в букварях и азбуках дореволюционного и советского периодов, мы увидели различия, связанные с идеологической направленностью воспитания. Азбуки и буквари дореволюционного периода формировали круг представлений и понятий, необходимых каждому христианину, помогали понимать канонические тексты и осваивать религиозные практики, пособия для первоначального обучения грамоте становились также учебниками религиозного воспитания. В большинстве пособий подчеркивалась идея единства церковной и светской власти.
Так, начальный раздел букваря М. Александровича начинается со слов «Россия», «Бог», «Иисус Христос», «Евангелие». Здесь же помещены тексты «Боже, Царя храни!», «Славься» и изображение Императора Николая и Императрицы Александры Федоровны. На страницах расположена церковная грамота с молитвами, заповедями, церковными цифрами и изображениями святых [3, с.30-31].
Таблица 1.
Текст Визуальный ряд
мировоззрение знания и представление о
(система знаний, представлений, взглядов на мир, социум, человека) природе, мироустройстве, географии культуре, истории, народах идеологии, государстве религии вере, познании, учении,творчестве социальных отношениях самопознании, рефлексии
система отношений, ценностей, убеждений, идеалов отношение к
природе, миру истории, народам, стране власти, ее представителям, идеологии Богу, церкви, религии труду, познанию, творчеству другим людям себе
Вопросы шрифты
способы социально одобряемого поведения и деятельности рамки
задания разделители
орнаменты
Упражнения сигналы-символы
нумерация страниц
Аппарат организации усвоения Аппарат ориентировки
2017
39
После 1917 года религиозный раздел полностью исчез со страниц азбук и букварей. Его место заняли тексты и иллюстрации, воспитывающие ребенка в рамках советской и коммунистической идеологии. Советские буквари «раздвигали» пространство, ребенок должен был думать о всей стране как о родине - державе, государстве рабочих и крестьян. Эта тема в советских букварях перекликалась с восторженным и благодарным отношением к вождям и армии - защитнице «своих» от «врагов».
В букваре для городских школ и ФЗС А. В. Байдина (1930) уже на первых страницах был расположен портрет В. И. Ленина, окружённого детьми. Здесь же помещен портрет И. В. Сталина и изображение демонстрации: люди держат в руках флаги «ВКП», а также лозунги «Мы за рабочих, мы за советы!», «В. И. Ленин - вождь рабочих», «По-новому», «Мы помогаем рабочим строить новую жизнь», «Мы не верим в бога» [4, с. 72-73].
«Городской букварь для взрослых» Е. Я. Голанта содержал рассказ «За что мы боремся», раскрывающий задачи коммунистического государства: «мы боремся за то, чтобы не было богачей, держащих в рабстве сотни тысяч людей. Мы, коммунисты, мы ведем борьбу за дружную семью народов, единственного хозяина на земле. Мы боремся за великую технику, за культуру, за мир, за настоящую свободу» [11, с.58-59].
Таким образом, при помощи текстов и нетекстовых компонентов азбуки и буквари формировали мировоззренческую позицию ребенка, предлагали ему сумму знаний об идеологии, государстве и религии, стремились повлиять на его отношение к этим явлениям. Мы увидели четкую противопоставленность идеологического содержания пособий дореволюционного и советского периодов, что отражалось на регламентировании и моделировании процесса обучения.
Литература:
1. Аверьянова Л.Н. Азбуки, буквари и книги для чтения первой трети XX века в базе данных Научной педагогической библиотеки им. К.Д. Ушин-ского // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2012. - №4(7). -C.182-190.
2. Азбуки, буквари и книги для чтения: библиографическая база // Научная педагогическая библиотека им. К.Д.Ушинского. [Электронный ресурс]: URL: http://www.abc.gnpbu.ru/ (дата обращения: 20.06.2017)
3. Александрович М.С. Школка грамоты. Начатки родного языка, Христова учения и счета для крестьянских ребят. - М.: Тип. т-ва И.Д. Сытина, 1905. - 46 с.
4. Байдина А.В. Всем неграмотным ребятам. Букварь для городских школ и ФЗС. - М.: Работник просвещения,1930. - 80 с.
5. Баранникова Н.Б. Буквари В.П. Вахтерова на переломе педагогических эпох // Учебники детства: из истории школьной книги VII-XXI веков. -М.: РГГУ, 2013. - С. 109-115.
6. Безрогов В.Г., Маркарова Т.С., Школьный учебник: сокровищница, транслятор, провозвестник? // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2012. - №7(4). - С.5-10.
7. Бейлинсон В.Г. О функциональном подходе к оценке школьных учебников // Проблемы школьного учебника. - Вып. 5. - М.: Просвещение, 1977. - С. 69-82.
8. Бетенькова Н.М. Современная русская букваристика: шаг вперед, два шага назад // Начальная школа. - 2000. - № 11. - С.21-26.
9. Волкова И.Л. Анализ букварей: первичный количественный анализ букварей. - М.: Просвещение, 1973. - 32 с.
10. Гельфман Э.Г., Холодная М.А. Психодидактика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся. - СПб.: Питер, 2006. - 22 с.
11. Голант Е.Я. Будем учиться. Городской букварь для взрослых. - Л.: Долой неграмотность, 1927. - 79 с.
12. Горбунов, Ю. А. «Наглядная азбука» Ф. Павленкова // Книжное дело в России во второй половине XIX - начале XX в. - Л., 1986. - Вып. 2. - С. 30-43.
13. Декрет о введении нового правописания // Газета Временного Рабочего и Крестьянского Правительства. - 1917. - 23 декабря (5 января) декабря, № 40. - С.1.
14. Ефимова Е.А. Игрушки и игры в азбуках и букварях начала XX века // Начало учения детям: роль книги для начального обучения в истории образования и культуры. - М.: Канон-плюс, 2014. - С. 121-185.
15. Зуев Д.Д. Школьный учебник. - М.: Педагогика, 1983. - 239 с.
16. Казанцев П. Принципы оценки книги для классного чтения в начальной школе // Педагогические известия. - 1917. - № 2. - С. 14-16.
17. Карпюк Г.В. Букварь - источник сведений о жизни страны, народа и его культуры // Проблемы школьного учебника. - М., 1984. - Вып. 14. - С. 194-239.
18. Краевский В.В. Определение функций учебника как методологическая проблема дидактики // Проблемы школьного учебника. - Вып. 4. - М.: Просвещение, 1975. - С. 13-37.
19. О всеобщем обязательном начальном обучении. Постановление ЦИК и СНК СССР. [Электронный ресурс]: http://www.libussr.ru/doc шбг/шбг 3667.htm (дата обращения: 20.06.2017)
20. Положение о единой трудовой школе РСФСР. Утверждено ВЦИК 30 сентября 1918 г.// Декреты Советской власти. Т. 3. - М., 1964. - С. 174-380.
21. Ромашина Е.Ю. Школьный учебник в России XVIII - начала ХХ века: теоретический и историко-педагогический анализ. - Тула: Изд-во ТГПУ им Л.Н. Толстого, 2011. - 186 с.
22. Товпинец И.П. Концепция учебника и его структурирование // Проблемы школьного учебника. - Вып. 20. - М.: Просвещение, 1991. - С. 34-44.
23. Фомин Д.В. Азбуки первого послереволюционного десятилетия // Библиофилы России. Альманах. - М.: Любимая Россия, 2013. - Т. 10. - С.201-228.