Научная статья на тему 'Воспитательная функция российских азбук и букварей 1899-1930-х годов'

Воспитательная функция российских азбук и букварей 1899-1930-х годов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
935
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
букварь/азбука / воспитательная функция / текст / визуальный ряд / аппарат организации усвоения / аппарат ориентировки / primer / educational function / text / visual range / the unit of organization learning / the device orientation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ширяева Евгения Алексеевна

статья посвящена механизмам реализации воспитательной функции в букварях/азбуках 1899-1930 гг., рассматривается, какую роль играют в этом основные структурные элементы данных пособий. Автор статьи предлагает модель теоретического анализа реализации воспитательной функции в российских азбуках и букварях. Проведен сравнительный анализ реализации воспитательной функции в букварях и азбуках дореволюционного и советского периодов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

this article is devoted to mechanisms of realization of the educational function of the primers using basic structural elements of allowances in the period 1899-1930. The Author compiled the model the theoretical analysis of the implementation of the educational function of Russian primers. A comparative analysis of the implementation of the educational function of the primers and alphabets pre-revolutionary and soviet periods

Текст научной работы на тему «Воспитательная функция российских азбук и букварей 1899-1930-х годов»

Ширяева Евгения. Алексеевна

Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого факультет истории и права (5 курс) Научный руководитель: Е. Ю. Ромашина, д. пед. наук, профессор

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ РОССИЙСКИХ АЗБУК И БУКВАРЕЙ 1899-1930-Х ГОДОВ

Аннотация: статья посвящена механизмам реализации воспитательной функции в букварях/азбуках 1899-1930 гг., рассматривается, какую роль играют в этом основные структурные элементы данных пособий. Автор статьи предлагает модель теоретического анализа реализации воспитательной функции в российских азбуках и букварях. Проведен сравнительный анализ реализации воспитательной функции в букварях и азбуках дореволюционного и советского периодов.

Ключевые слова: букварь/азбука, воспитательная функция, текст, визуальный ряд, аппарат организации усвоения, аппарат ориентировки

Abstract: this article is devoted to mechanisms of realization of the educational function of the primers using basic structural elements of allowances in the period 1899-1930. The Author compiled the model the theoretical analysis of the implementation of the educational function of Russian primers. A comparative analysis of the implementation of the educational function of the primers and alphabets pre-revolutionary and soviet periods.

Keywords: primer, educational function, text, visual range, the unit of organization learning, the device orientation

Важнейшее средство образования и воспитания - учебная книга. В том числе и прежде всего - книга для первоначального обучения грамоте. Обучение грамоте - один важнейших этапов в общем развитии личности, от того, по какой азбуке, по какому букварю ребенок начнет свое знакомство с миром, во многом зависит дальнейшее образование.

Букварь - это не только средство образования и обучения подрастающего поколения, но и документ материальной культуры научного и исторического значения. В специфичной, только ему присущей сжатой форме он отражает жизнь страны на определенном этапе. Изучая букварь, можно понять основные идейно-политические позиции, нравственное состояние его современников, положение различных слоев населения, повседневную жизнь и быт народа, его этнографические особенности, логику развития национального языка и литературы. Таким образом, букварь является важным источником культурных, научных и исторических сведений о человеке, обществе, государстве.

Букварь, как и любой школьный учебник, выполняет воспитательную функцию. Он позволяет ребенку познакомиться с окружающим миром, с

нравственными ценностями и нормами поведения, принятыми в социуме, научиться взаимодействовать с другими людьми, познать самого себя. Букварь прививает бережное отношение к семье, к окружающим людям, уважение к труду, побуждает к сопереживанию, учит уважать иную точку зрения.

История школьных учебников для начального обучения - важный инструмент в исследовании эволюции педагогических идеалов, теории и практики обучения. Теоретические аспекты структуры и функций школьного учебника рассмотрены в работах В. Г. Бейлинсона, Д. Д. Зуева [6, с.69-82; 13, с.105-107], В. В. Краевского [16, с.13-37], Е. Ю. Ромашиной [21, с.11], Э. Г. Гельфмана, М. А. Холодной [10, с.22], И. П. Товпинец [22, с.34-44] и др. Проблеме воспитательных функций образования и их репрезентации в учебной литературе посвящены труды В. В. Краевского «Определение функций учебника как методологическая проблема дидактики» [18], П. Казанцева «Принципы оценки книги для классного чтения в начальной школе» [16, с.14-16]. История азбук и букварей прослежена в работах Л. Н. Аверьяновой [1], Н. Б. Баранниковой [5, с.109-115], Н. М. Бетеньковой [8, с.21-26], И. Л. Волковой [9], Ю. А. Горбунова [12, с.30-43], Е. А. Ефимовой [14, с.121-185]; Г. В. Карпюк [17, 194-239], Д. В. Фомина [23, с.201-228] и др. Сегодня учебник для начального обучения грамоте рассматривают с разных позиций, «освещая в историческом контексте его содержательную, структурно - логическую, методическую, педагогическую феноменальность», - отмечают В. Г. Безрогов и Т. С. Маркарова, авторы статьи «Школьный учебник: сокровищница, транслятор, провозвестник?» [6, с.5-10].

Несмотря на внимание к теме особенностей учебников различных периодов, проблема репрезентации в азбуках и букварях воспитательной функции исследована мало, что определило выбор нами данной проблемы. Задачи нашего исследования: выявить, какие воспитательные функции были представлены в российских азбуках и букварях 1899-1930-х годов; определить способы реализации этих функций через вербальные и визуальные компоненты учебных пособий; осуществить сравнительный анализ реализации воспитательной функции букварей и азбук дореволюционного и советского периодов.

Базу источников нашего исследования составили 43 пособия для первоначального обучения грамоте. Из них 22 изданы с 1899 по 1917(8) гг.; 21 -с 1917(8) по 1930 год. 1917-1918 годы являются пограничными: при анализе реальных изданий четкую временную грань провести оказалось сложно. Учебные издания готовились, публиковались и использовались в образовательной практике на протяжении длительного времени. В качестве «маркера» принадлежности конкретного издания к дореволюционному или советскому периоду мы рассматривали содержание и примененную при печати орфографию (с учётом орфографической реформы 23 декабря 1917 - 15 октября 1918 гг.). Большинство использованных нами источников находятся в фондах Научной педагогической библиотекой имени К. Д. Ушинского и размещены в электронной базе «Азбуки, буквари и книги для чтения» [2].

Историко-педагогический анализ выявляет сложную структуру букваря: в нем содержатся текстовые компоненты (алфавит, слоги, отдельные

слова и предложения, короткие тексты для первоначального чтения) и визуальный ряд.

На протяжении рассматриваемого периода буквари печатались часто, постоянно переиздавались, выходили большими тиражами и по низким ценам, публиковались государственными, частными и синодальной типографиями как в столице, так и в провинции. Различной была адресация азбук и букварей: она зависела как от социальной направленности (для крестьянских детей, для детей из обеспеченных слоев населения), так и от предполагаемой формы обучения (для школ и для домашнего использования); после 1917 года чаще появляются азбуки и буквари для взрослых (рабочих, крестьян).

Нижней границей хронологических рамок нашего исследования является 8 июля 1899 года, когда министр народного просвещения Н. П. Бого-лепов подписал циркуляр, адресованный попечителям учебных округов империи и знаменовавший начало целой эпохи реформирования отечественного образования. Верхняя граница - 14 августа 1930 года: тогда ЦИК и СНК СССР приняли постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении», что существенно изменило подход к организации школьного дела, в том числе к учебному книгоизданию [19]. Исследуемый период разбит нами на две части: с 1899 по 1917 год и с 1918 по 1930 год. Пограничным является временной отрезок 1917-1918 гг., так как в эти годы происходит цикл изменений в сфере образования [13, с.120, 74-380].

Мы использовали теоретический анализ педагогической, исторической, лингвистической и учебно-методической литературы; структурно-функциональный и культурологический анализ учебных книг для первоначального обучения грамоте; сравнительный анализ российских букварей и азбук периодов 1899-1917 и 1918-1930 годов; интерпретация полученных данных; обобщение; синтез выводов.

Воспитательная функция школьного учебника предполагает целостное и целенаправленное влияние на разные сферы человеческой личности: когнитивную, аффективную и операционально-деятельностную. Следовательно, это направлено на формирование у ребенка мировоззрения (т. е. системы знаний, представлений, взглядов на мир, социум и человека, ценностей, убеждений, идеалов) и способов социально одобряемого поведения и деятельности.

Воспитательные функции в букваре и азбуке выполняют различные структурные элементы: тексты, визуальный ряд, аппарат организации усвоения, аппарат ориентировки. Каждый из компонентов реализует воспитательную функцию с помощью своих специфических «инструментов». Текст и визуальный ряд могут дополнять, расширять, углублять друг друга и работать на решение одной, общей воспитательной задачи, но они могут составлять и два разных нарратива. В последнем случае вербальный и невербальный компоненты решают разные воспитательные задачи, либо же только один из них имеет воспитательную функцию.

Аппарат организации усвоения реализует воспитательную функцию с помощью целенаправленного формирования у ребенка моделей и способов социально одобряемого поведения и деятельности. Эту задачу решают помещенные в учебнике вопросы, задания, упражнения и т. п. Аппарат ориен-

тировки учит эффективной работе с книгой с помощью элементов ее художественного и графического оформления: шрифтов, орнаментов, разделителей, сигналов-символов, нумерации страниц и т.д.

Проанализировав корпус источников, мы выявили основные воспитательные функции и способы их реализации в российских азбуках и букварях 1989-1930-х годов:

1. Формирование мировоззрения. Мировоззренческую позицию ребенка буквари и азбуки формировали, сообщая ценностно-ориентированные знания о природе, социуме и человеке. Тексты и иллюстрации к ним показывали, как устроен мир, каковы причины тех или иных природных явлений и процессов, как и почему происходят изменения в жизни людей и т. д. Часто именно букварь оказывался первым (а иногда и единственным) источником научных сведений для детей, обучение которых ограничивалось начальной ступенью образования.

2. Система отношений, убеждений, взглядов формируется благодаря эмоционально-ценностному компоненту содержания азбук и букварей. Располагая в пособиях определённые тексты, задания, иллюстрации, авторы формировали у ребенка ценностное отношение к людям, некоторым событиям, труду, творчеству, познанию, природе, государству, к себе.

3. Социально одобряемое поведение. Задания в букварях помогали ребенку освоить способы деятельности (познавательной, творческой, игровой, трудовой), которые были востребованы в обществе.

Модель теоретического анализа реализации воспитательной функции в российских азбуках и букварях представлена в виде таблицы 1.

Проиллюстрируем логику нашего анализа на конкретном примере.

Осуществив сравнительный анализ реализации воспитательной функции в букварях и азбуках дореволюционного и советского периодов, мы увидели различия, связанные с идеологической направленностью воспитания. Азбуки и буквари дореволюционного периода формировали круг представлений и понятий, необходимых каждому христианину, помогали понимать канонические тексты и осваивать религиозные практики, пособия для первоначального обучения грамоте становились также учебниками религиозного воспитания. В большинстве пособий подчеркивалась идея единства церковной и светской власти.

Так, начальный раздел букваря М. Александровича начинается со слов «Россия», «Бог», «Иисус Христос», «Евангелие». Здесь же помещены тексты «Боже, Царя храни!», «Славься» и изображение Императора Николая и Императрицы Александры Федоровны. На страницах расположена церковная грамота с молитвами, заповедями, церковными цифрами и изображениями святых [3, с.30-31].

Таблица 1.

Текст Визуальный ряд

мировоззрение знания и представление о

(система знаний, представлений, взглядов на мир, социум, человека) природе, мироустройстве, географии культуре, истории, народах идеологии, государстве религии вере, познании, учении,творчестве социальных отношениях самопознании, рефлексии

система отношений, ценностей, убеждений, идеалов отношение к

природе, миру истории, народам, стране власти, ее представителям, идеологии Богу, церкви, религии труду, познанию, творчеству другим людям себе

Вопросы шрифты

способы социально одобряемого поведения и деятельности рамки

задания разделители

орнаменты

Упражнения сигналы-символы

нумерация страниц

Аппарат организации усвоения Аппарат ориентировки

2017

39

После 1917 года религиозный раздел полностью исчез со страниц азбук и букварей. Его место заняли тексты и иллюстрации, воспитывающие ребенка в рамках советской и коммунистической идеологии. Советские буквари «раздвигали» пространство, ребенок должен был думать о всей стране как о родине - державе, государстве рабочих и крестьян. Эта тема в советских букварях перекликалась с восторженным и благодарным отношением к вождям и армии - защитнице «своих» от «врагов».

В букваре для городских школ и ФЗС А. В. Байдина (1930) уже на первых страницах был расположен портрет В. И. Ленина, окружённого детьми. Здесь же помещен портрет И. В. Сталина и изображение демонстрации: люди держат в руках флаги «ВКП», а также лозунги «Мы за рабочих, мы за советы!», «В. И. Ленин - вождь рабочих», «По-новому», «Мы помогаем рабочим строить новую жизнь», «Мы не верим в бога» [4, с. 72-73].

«Городской букварь для взрослых» Е. Я. Голанта содержал рассказ «За что мы боремся», раскрывающий задачи коммунистического государства: «мы боремся за то, чтобы не было богачей, держащих в рабстве сотни тысяч людей. Мы, коммунисты, мы ведем борьбу за дружную семью народов, единственного хозяина на земле. Мы боремся за великую технику, за культуру, за мир, за настоящую свободу» [11, с.58-59].

Таким образом, при помощи текстов и нетекстовых компонентов азбуки и буквари формировали мировоззренческую позицию ребенка, предлагали ему сумму знаний об идеологии, государстве и религии, стремились повлиять на его отношение к этим явлениям. Мы увидели четкую противопоставленность идеологического содержания пособий дореволюционного и советского периодов, что отражалось на регламентировании и моделировании процесса обучения.

Литература:

1. Аверьянова Л.Н. Азбуки, буквари и книги для чтения первой трети XX века в базе данных Научной педагогической библиотеки им. К.Д. Ушин-ского // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2012. - №4(7). -C.182-190.

2. Азбуки, буквари и книги для чтения: библиографическая база // Научная педагогическая библиотека им. К.Д.Ушинского. [Электронный ресурс]: URL: http://www.abc.gnpbu.ru/ (дата обращения: 20.06.2017)

3. Александрович М.С. Школка грамоты. Начатки родного языка, Христова учения и счета для крестьянских ребят. - М.: Тип. т-ва И.Д. Сытина, 1905. - 46 с.

4. Байдина А.В. Всем неграмотным ребятам. Букварь для городских школ и ФЗС. - М.: Работник просвещения,1930. - 80 с.

5. Баранникова Н.Б. Буквари В.П. Вахтерова на переломе педагогических эпох // Учебники детства: из истории школьной книги VII-XXI веков. -М.: РГГУ, 2013. - С. 109-115.

6. Безрогов В.Г., Маркарова Т.С., Школьный учебник: сокровищница, транслятор, провозвестник? // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2012. - №7(4). - С.5-10.

7. Бейлинсон В.Г. О функциональном подходе к оценке школьных учебников // Проблемы школьного учебника. - Вып. 5. - М.: Просвещение, 1977. - С. 69-82.

8. Бетенькова Н.М. Современная русская букваристика: шаг вперед, два шага назад // Начальная школа. - 2000. - № 11. - С.21-26.

9. Волкова И.Л. Анализ букварей: первичный количественный анализ букварей. - М.: Просвещение, 1973. - 32 с.

10. Гельфман Э.Г., Холодная М.А. Психодидактика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся. - СПб.: Питер, 2006. - 22 с.

11. Голант Е.Я. Будем учиться. Городской букварь для взрослых. - Л.: Долой неграмотность, 1927. - 79 с.

12. Горбунов, Ю. А. «Наглядная азбука» Ф. Павленкова // Книжное дело в России во второй половине XIX - начале XX в. - Л., 1986. - Вып. 2. - С. 30-43.

13. Декрет о введении нового правописания // Газета Временного Рабочего и Крестьянского Правительства. - 1917. - 23 декабря (5 января) декабря, № 40. - С.1.

14. Ефимова Е.А. Игрушки и игры в азбуках и букварях начала XX века // Начало учения детям: роль книги для начального обучения в истории образования и культуры. - М.: Канон-плюс, 2014. - С. 121-185.

15. Зуев Д.Д. Школьный учебник. - М.: Педагогика, 1983. - 239 с.

16. Казанцев П. Принципы оценки книги для классного чтения в начальной школе // Педагогические известия. - 1917. - № 2. - С. 14-16.

17. Карпюк Г.В. Букварь - источник сведений о жизни страны, народа и его культуры // Проблемы школьного учебника. - М., 1984. - Вып. 14. - С. 194-239.

18. Краевский В.В. Определение функций учебника как методологическая проблема дидактики // Проблемы школьного учебника. - Вып. 4. - М.: Просвещение, 1975. - С. 13-37.

19. О всеобщем обязательном начальном обучении. Постановление ЦИК и СНК СССР. [Электронный ресурс]: http://www.libussr.ru/doc шбг/шбг 3667.htm (дата обращения: 20.06.2017)

20. Положение о единой трудовой школе РСФСР. Утверждено ВЦИК 30 сентября 1918 г.// Декреты Советской власти. Т. 3. - М., 1964. - С. 174-380.

21. Ромашина Е.Ю. Школьный учебник в России XVIII - начала ХХ века: теоретический и историко-педагогический анализ. - Тула: Изд-во ТГПУ им Л.Н. Толстого, 2011. - 186 с.

22. Товпинец И.П. Концепция учебника и его структурирование // Проблемы школьного учебника. - Вып. 20. - М.: Просвещение, 1991. - С. 34-44.

23. Фомин Д.В. Азбуки первого послереволюционного десятилетия // Библиофилы России. Альманах. - М.: Любимая Россия, 2013. - Т. 10. - С.201-228.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.