Научная статья на тему 'ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗА КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ'

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗА КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКАЯ ГРУППА / ВУЗ / EDUCATIONAL ACTIVITIES / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / STUDENT GROUP / UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Хижная Анна Владимировна, Шапкин Михаил Сергеевич

В статье рассматривается воспитательная деятельность вуза как средство успешной адаптации студентов младших курсов. По мнению авторов, целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности студента. Воспитательная деятельность вуза по успешной адаптации студентов-первокурсников, по мнению авторов, способствует обеспечению успешной социализации студента в современном обществе, подготовке его к самостоятельной жизни, продуктивной трудовой и профессиональной деятельности, а также в содействии саморазвития, самовоспитания, самообразования, совершенствования, к принятию ответственных решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Хижная Анна Владимировна, Шапкин Михаил Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL ACTIVITIES OF THE UNIVERSITY AS A MEANS OF SUCCESSFUL ADAPTATION OF FIRST-STUDENT STUDENTS

The article discusses the educational activities of the university as a means of successful adaptation of junior students. According to the authors, the purpose of education is the formation of a diversified, morally mature, creative personality of the student. The educational activity of the university in the successful adaptation of first-year students helps to ensure the successful socialization of the student in modern society, preparing him for an independent life, productive labor and professional activity, as well as in promoting self-development, self-education, self-education, improvement, and making responsible decisions.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗА КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ»

3. Быстрова Н.В., Цыплакова С.А., Бушуева А.А., Максимова К.А. Наставничество как процесс формирования личности будущего специалиста // В сборнике: Структурные преобразования экономики территорий: в поиске социального и экономического равновесия сборник научных статей 2-й Всероссийской научно-практической конференции. Юго-Западный государственный университет. 2019. С. 37-43.

4. Быстрова Н.В., Цыплакова С.А., Чумакова Л.А. Волонтерское движение как фактор развития социальной активности молодежи // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 73-76.

5. Голубева О.В., Хижная А.В., Бушуева А.А. Студенческие объединения: место и роль во внеучебной деятельности вуза // Мир науки. 2017. Т. 5. № 6. С. 13.

6. Козлова Е.А., Толстенева А.А., Груздева М.Л., Хижная А.В. Проектирование и реализация работы студенческих объединений в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4. С. 63.

7. Круподерова Е.П., Брыксина О.Ф. Организация внеаудиторной деятельности будущих бакалавров в рамках основной профессиональной образовательной программы // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 2 (23). С. 5

8. Мухина Т.Г., Сорокоумова С.Н., Егорова П.А., Яркова Д.Д. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера обучающейся молодежи в условиях интегративного комплекса «школа - вуз» // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 4 (29). С. 14.

9. Прохорова М.П., Быстрова Н.В., Уханов А.Ф., Седых Д.В. Инновационная деятельность преподавателя в системе профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51-7. С. 140-146.

10. Хижная А.В., Семенова К.А., Хрулева О.С. Профессиональное воспитание студентов вуза // В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития сборник статей по материалам V Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2018. С. 98-100.

11. Хижная А.В., Сульдина В.В. Воспитательная деятельность в высших учебных заведениях // В сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблемсборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2018. С. 82-86.

12. Цыплакова С.А., Быстрова Н.В., Тюмина Н.С., Сергеева Д.С. Проектирование учебной деятельности студентов вуза // Школа будущего. 2018. № 1. С. 97-103.

13. Цыплакова С.А., Быстрова Н.В., Тюмина Н.С., Сергеева Д.С. Проектирование учебной деятельности студентов вуза // Школа будущего. 2018. № 1. С. 97-103.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Хижная Анна Владимировна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); магистрант Шапкин Михаил Сергеевич

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗА КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ

СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ

Аннотация. В статье рассматривается воспитательная деятельность вуза как средство успешной адаптации студентов младших курсов. По мнению авторов, целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности студента. Воспитательная деятельность вуза по успешной адаптации студентов-первокурсников, по мнению авторов, способствует обеспечению успешной социализации студента в современном обществе, подготовке его к самостоятельной жизни, продуктивной трудовой и профессиональной деятельности, а также в содействии саморазвития, самовоспитания, самообразования, совершенствования, к принятию ответственных решений.

Ключевые слова: воспитательная деятельность, внеучебная деятельность, студенческая группа, вуз.

Annotation. The article discusses the educational activities of the university as a means of successful adaptation of junior students. According to the authors, the purpose of education is the formation of a diversified, morally mature, creative personality of the student. The educational activity of the university in the successful adaptation of first-year students helps to ensure the successful socialization of the student in modern society, preparing him for an independent life, productive labor and professional activity, as well as in promoting self-development, self-education, self-education, improvement, and making responsible decisions.

Keywords: educational activities, extracurricular activities, student group, university.

Введение. В настоящее время значительно возрастает актуальность и значимость воспитательной работы в вузе в условиях интеграции в общемировое образовательное пространство. В Законе РФ «Об образовании» указано, что воспитание, наряду с обучением, является одним из компонентов образования и, следовательно, должно присутствовать, прежде всего, в учебном процессе. Воспитание - это системный процесс управления развитием личности через создание благоприятной воспитательной среды, ее наполнение разнообразными формами и методами, позволяющими максимально реализовать уникальные способности каждой личности. Будущий специалист должен обладать не только высокими профессиональными качествами, но и высоким уровнем личностного развития, занимать активную гражданскую позицию.

Успех формирования будущего специалиста зависит от качества и сроков процесса адаптации студента на младших курсах обучения, а также от уровня овладения знаниями и навыками, необходимые для успешного функционирования в студенческой среде. Проблема адаптации студентов-первокурсников представляет собой одну из важных общетеоретических проблем и до настоящего времени является традиционным предметом дискуссий, так как известно, что адаптация молодежи к студенческой жизни -сложный и многогранный процесс, требующий вовлечения социальных и биологических резервов еще не до

конца сформировавшегося организма. Вчерашние школьники, едва переступив порог университета, оказываются в новых условиях. Это новая система обучения, новая методика преподавания, новая система взаимоотношений в группе и с преподавателями, новые жилищно-бытовые условия. Именно на первом курсе происходит вступление в новый, еще не сформировавшийся коллектив, формируются новые навыки и умения рационально организовывать свою учебную деятельность, свой быт и досуг, формируются навыки самостоятельной работы, выстраивается система ценностей и приоритетов, воспитываются профессионально значимые качества личности.

Процесс адаптации сопровождается рядом трудностей, среди которых и новая система обучения в университете, и недостаточная школьная подготовка, и отсутствие навыков выполнения самостоятельной работы [2, 3] и неумение конспектировать, неумение оптимально распределять время для учебы и отдыха, это и страх выступлений перед аудиторией, и неуверенность в себе. Кроме того процесс адаптации сопровождается переживаниями, связанными с уходом их школьного коллектива, тоской по дому и родителям, ведь многие первокурсники впервые надолго покидают родной дом, впервые сталкиваются с необходимостью обустраивать свой быт и решать насущные проблемы.

Изложение основного материала статьи. В педагогической литературе постоянно обсуждаются вопросы воспитательной деятельности в системе образования, комплексного подхода к воспитанию, воспитательные аспекты обучения различным дисциплинам, пути воспитания и т.п. Этим проблемам посвящены работы Г.И. Школьника, С.А. Репина, Л.Ю. Чернышевой, И.С. Марьенко, В.О. Кутьева, Г.Н. Филонова и др.

Изучение роли внеучебной деятельности в развитии личности, самореализация молодежи, проблемы внеучебной работы представлены в трудах Р. Оуэна, И.В. Дубровиной, И.С. Когана, Л.С. Выготского, СЛ. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, Ю.К. Бабанского, Т.А. Ильиной.

Различные аспекты проблемы адаптации студентов в вузе исследовали В.Н. Грибов, О.Н. Казакова, Т.И. Каткова, Г.П. Кузина, С.А. Рунова, Ю.В. Стафеева и др.

Как отмечают З.Н. Калинина, Е.В. Декина, у студентов-первокурсников на первый план выходят трудности овладения принципиально новыми способами учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности. Возникают переживания по поводу общения со сверстниками и преподавателями, колебания настроения, снижение познавательных мотивов учебной деятельности и желания учиться, снижение или утрата удовлетворенности сделанным выбором, неудовлетворенность во взаимоотношениях в группе и др. Часто студенты сталкиваются с тем, что недостаточно подготовлены к самостоятельной учебно-профессиональной деятельности, не умеют осуществлять самоконтроль деятельности и поведения [8].

И.А. Винтин отмечает, что существующие модели социально-воспитательной работы в вузах России являются неинтегративными и несистемными. Воспитательная деятельность в большинстве своем носит мероприятийный характер. В условиях востребованности обществом личности, способной адаптироваться в интенсивно меняющейся социокультурной среде, эти модели не могут работать эффективно. И.А. Винтин видит решение проблемы в создании новой модели организации социально - воспитательной работы в вузе, направленной на социальную адаптацию студентов.

И.А. Сидоровой подчеркивается роль профессорско-преподавательского состава в воспитании студентов, сотрудничества преподавателей и студентов в сфере совместной учебной и воспитательной деятельности. Но на практике немногие преподаватели готовы к взаимодействию со студентами. И здесь особенно важен институт кураторства.

Факультет управления и социально-технических сервисов (ФУиСТС) Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина (Мининский университет) на протяжении всего своего существования уделял и уделяет значительное внимание внеучебной, и в том числе воспитательной деятельности. Руководство факультета организует работу так, чтобы наряду с получением студентами новых знаний, умений и навыков, годы обучения в университете способствовали гармоничному и всестороннему воспитанию и развитию личности [11].

Цель внеучебной деятельности факультета заключается в создании условий для подготовки конкурентоспособных специалистов, формирование социально активной гражданской позиции у будущих выпускников, обеспечение сохранения и приумножения нравственных, культурных и научных ценностей в современных условиях.

На основе поставленной цели на Факультете управления и социально-технических сервисов (ФУиСТС) реализуются следующие задачи:

- реализация модели социально-воспитательной деятельности университета;

- выявление интересов, склонностей и потребностей студентов в целях создания оптимальных условий для личностного, профессионального и творческого развития и саморазвития студентов, формирования среды удовлетворяющей потребности молодежи в социальной, культурной, спортивной и познавательной деятельности;

- формирование у студентов активной гражданской позиции, развитие у молодежи национального самосознания, чувства патриотизма, уважения к законности и правопорядку.

На Факультете управления и социально-технических сервисов (ФУиСТС) Мининского университета работает Совет Студенческих инициатив (ССИ) — факультетский орган студенческого самоуправления, созданный в целях предоставления условий для личного самовыражения, самосовершенствования студентов ФУиСТС, повышения уровня компетентности в сфере проектной деятельности по реализации молодёжных инициатив. Работа ССИ ФУиСТС осуществляется 7 секторами: спортивный сектор; профориентационный сектор; профсоюзный сектор; информационно-редакционный сектор; культурно-массовый сектор; научный сектор; сектора старост и кураторов.

Совет Студенческих инициатив (ССИ) решает следующие задачи:

- организует социально — значимую общественную деятельность студентов факультета;

- взаимодействует с администрацией вуза, сотрудничает с молодёжными и другими общественными объединениями университета и района;

- развивает корпоративную культуру студентов;

- адаптации студентов-первокурсников в вузе через кураторское сопровождение;

- обеспечивает защиту прав и интересов студентов;

- обеспечивают координацию деятельности подразделений ССИ.

Среди числа успешных проектов, реализованных ССИ ФУиСТС — Кубок Первокурсника, Школа КВН, Школа звукооператоров, Институт кураторов-студентов.

Успешная адаптация первокурсника к особенностям обучения в ВУЗе является залогом развития его личности и формирования его профессиональной идентичности. Поэтому проблема адаптации студентов на первом курсе является актуальной и находится в центре внимания Факультета управления и социально-технических сервисов. На первом курсе обучения планируются мероприятия, направленные на сплочение коллектива, выявление лидеров, организацию общественно-полезной работы, что позволяет обучающимся быстрее адаптироваться в коллективе, установить личные контакты и в конечном итоге обеспечивает наиболее успешное освоение учебных дисциплин. В течение всего процесса обучения студенты вовлекаются в общественную, спортивную, научно-исследовательскую работу.

На факультете существует педагогическое сопровождение студентов младших курсов включающее: оформление «Социальных паспортов» студенческих групп, проведение индивидуальных консультаций и собеседований по вопросам социальной защиты, материальной поддержки и медицинской помощи, «часов кураторов» по группам, организация дискуссионной площадки в рамках конференции «Проблемы молодежи глазами студентов» и пр.

Организация психологической помощи для студентов-первокурсников включает индивидуальные собеседования, проведение «круглых столов» по проблемам студентов, индивидуальных и групповых консультаций, тренингов, организацию работы «телефона доверия», «комнаты релаксации», работу с «почтовым ящиком доверия», помощь в составлении портфолио, разработке индивидуального маршрута профессионального самообучения и саморазвития.

Для оказания помощи в решении проблем, возникающих в ходе межличностных отношений среди студентов, большое значение отводится университетскому центру социально-психологической помощи «Контакт», задачи которого заключаются в следующем: психологическое консультирование, социально-психологическая диагностика и коррекция психического состояния и личностных качеств (с использованием комплексных методик самодиагностики, психопрофилактики и психопросвещения). Используются следующие технологии психологического сопровождения: диагностика готовности к учебно-профессиональной деятельности, мотивов учения, ценностных ориентаций, социально-психологических установок; помощь в развитии учебных умений и регуляции своей жизнедеятельности; консультирование первокурсников, разочаровавшихся в выборе профессии; коррекция профессионального самоопределения; выявление направлений профессионального саморазвития и др. [7].

На этапе адаптации первокурсников свою эффективность показали организационно-деятельностная игра «Введение в профессию», организация проблемной группы «Познай себя», коммуникативного тренинга, дискуссии «Современный специалист: требования и перспективы развития», волонтерского проекта «Задай вопрос выпускнику», проведение деловых игр на сплочение студенческой группы, выполнение индивидуальных проектов «Моя индивидуальная траектория профессионально-личностного развития», «Моя индивидуальность и ее развитие в вузе» и т.д.

Поддержка творческой инициативы осуществляется при подготовки и проведении общеуниверситетских мероприятий («День Знаний», праздник «Посвящение в студенты», фестиваль команд КВН, конкурс «Живёт такой парень», посвящённый Дню защитника Отечества, учеба студенческого актива «Мы на своей земле -мы дома!» и др.).

Организация поддержки созидательной активности студентов направлена на вовлечение в работу студенческих волонтерских отрядов (трудовых, педагогических, экологических и др.), в реализацию социально значимых проектов «Украшай каждый день добрым делом», «Личное участие», «Неделя добра», «Радуга добрых дел» и др [11].

Особое внимание на факультете обращается на психолого-педагогическое сопровождение студентов, проживающих в общежитии. Реализация проекта «Дом, в котором мы живем» для студентов, проживающих в общежитии, включает проведение комплекса организационных мероприятий по заселению студентов первокурсников в общежития (подготовка документации, проведение родительского собрания, анкетирования, организация трудовых отрядов), проведение «круглого стола» со студентами по проблемам организации быта в общежитии, соблюдения правил проживания в общежитии, организацию работы с проживающими в общежитии. Организация и проведение праздников и конкурсов: «Лучшая комната в общежитии»; «Лучший этаж в общежитии»; «Хозяюшка» [10].

Процесс адаптации студентов-первокурсников происходит через вовлечение их в работу спортивных секций и клубов, занятий спортом, организация и проведение общеуниверситетской спартакиады по различным видам спорта («Займись спортом!», «Навстречу комплексу ГТО!» и др.), проведение спортивных соревнований «Школа выживания для первокурсников», игры с элементами ориентирования «Разведчики», общеуниверситетской «Недели здоровья», университетских «Зарядок со звездой»; организация просветительских акций по профилактике табакокурения, наркозависимости, ВИЧ и других социальных заболеваний.

Выводы. Мероприятия, проводимые в вузе по адаптации студентов, способствуют выстраиванию первокурсником индивидуальной образовательной траектории, которая предполагает: диагностику индивидуальных особенностей студента, ориентацию студента в возможностях образовательной среды, постановку целей и выбор индивидуальных путей личностно-профессионального роста, помощь в корректировке траектории индивидуального саморазвития.

Литература:

1. Анисимова А.Е., Закунова Е.Д. Закономерности и принципы воспитательного процесса // В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития Сборник статей по материалам VI Всероссийской научно-практической конференции . Мининский университет. 2019. С. 5-7.

2. Быстрова Н.В. Введение в профессионально-педагогическую специальность // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2018. № 1 (104). С. 46.

3. Быстрова Н.В., Казначеева С.Н., Уракова Е.А., Госельбах О.И. Особенности психологического благополучия обучающихся в образовательной среде // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 5 (39). С. 26-31.

4. Быстрова Н.В., Хижная А.В., Емелина А.В., Сундеева М.О. Основные принципы функционирования и развития воспитательной системы общеобразовательной организации // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 25-28.

5. Ваганова О.И., Хижная А.В., Костылева Е.А., Костылев Д.С. Портфолио как инструмент оценки достижений студентов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 4-4. С. 815-817.

6. Голубева О.В., Хижная А.В., Бушуева А.А. Студенческие объединения: место и роль во внеучебной деятельности вуза // Мир науки. 2017. Т. 5. № 6. С. 13.

7. Маркова С.М., Котенко Е.Ф. Мининский университет как центр региональной системы профессионального образования // Школа будущего. 2018. № 6. С. 78-84.

8. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Профессиональное воспитание учащихся профессиональной школы // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 3 (24). С. 3.

9. Мухина Т.Г., Мухина Д.Д., Ермолаева О.Д. Психологические особенности адаптации городских и сельских студентов к условиям обучения в вузе // Нижегородский психологический альманах. 2019. Т.1. № 1. С. 55-63.

10. Мухина Т.Г., Сорокоумова С.Н., Егорова П.А., Яркова Д.Д. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера обучающейся молодежи в условиях интегративного комплекса «школа - вуз» // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 4 (29). С. 14.

11. Хижная А.В., Сульдина В.В. Воспитательная деятельность в высших учебных заведениях // В сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблемсборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2018. С. 82-86.

Педагогика

УДК 378

магистр, доцент Ван Ся

Хэйхэский университет (Хэйхэ)

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ И МЕТОДИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕДРЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ1

Аннотация. В статье детерминируется внедрение зарубежных высококачественных образовательных ресурсов в статусе эффективного средства развития китайско-зарубежного кооперативного образования, а также реализации моделей интернационализации высшего образования в Китае. Автор уделяет особое внимание принципам внедрения зарубежных высококачественных образовательных ресурсов и методико-технологическим аспектам их реализации.

Ключевые слова: зарубежные высококачественные образовательные ресурсы; интернационализация; интернационализация высшего образования; принципы внедрения зарубежных высококачественных образовательных ресурсов.

Annotation. The article determines the introduction of foreign high-quality educational resources in the status of an effective means of developing Sino-foreign cooperative education, as well as implementing models of the internationalization of higher education in China. The author pays special attention to the principles of introducing foreign high-quality educational resources and the methodological and technological aspects of their implementation.

Keywords: high-quality foreign educational resources; internationalization; internationalization of higher education; principles of introducing foreign high-quality educational resources.

Введение. На фоне экономической глобализации и либерализации торговли услугами, быстро развивается интернационализация высшего образования, международное сотрудничество в области образования. Связанные с данными процессами вопросы стали важными темами исследований в области образования, особенно в международном сотрудничестве в области образования, а внедрение зарубежных высококачественных образовательных ресурсов не только может расширить исследовательскую сферу образования и преподавания, но и способствовать развитию международных обменов в сфере образования на основе содействия развитию образования в Китае, тем самым внося важный вклад в сбалансированное развитие международного образования.

Зарубежные высококачественные образовательные ресурсы являются относительным понятием, а научный дискурс исследований в данной сфере позволяет констатировать, что данные ресурсы должны быть "передовым уровнем образования в мире, поддержать передовые университетские культурные и системные ресурсы, а также материальные ресурсы и ресурсы преподавателей". Мы придерживаемся мнения, что зарубежные высококачественные образовательные ресурсы должны быть интегративным целым, в состав которого входят все субъекты образования и соответствующая образовательная среда.

Методы исследования. Для определения сущности зарубежных высококачественных образовательных ресурсов и разработки принципов их реализации в процессе интернационализации высшего образования в Китае были использованы метод понятийно-терминологического анализа и историографический метод, которые позволили установить следующее.

Механизмы интернационализации образования в Китае трансформируются в соответствии с современными потребностями образовательной теории и практики, в частности в следующих направлениях:

1 Статья является поэтапным результатом исследования (Исследование по обмену высококачественных образовательных и учебных ресурсов в высших учебных заведениях пров. Хэйлунцзян и на Дальнем Востоке России) кабинета по планированию просвещения и науки пров. Хэйлунцзян. Номер проекта GBE1317022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.