Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА КАЧЕСТВА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ'

ДИАГНОСТИКА КАЧЕСТВА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
352
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС / КАЧЕСТВО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / СТУДЕНТ / EDUCATIONAL WORK / SOCIOLOGICAL SURVEY / QUALITY OF EDUCATIONAL WORK / STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пирогова Анна Алексеевна, Филатова Елена Владимировна, Зиновьева Светлана Анатольевна

В работе рассматривается вопрос эффективности социологического опроса студентов в рамках оценки качества воспитательной работы в вузе. Приводится пример проведения данного исследования среди студентов Мининского университета. На основе приведенного примера показано, как социологический опрос способствует выявлению пробелов в организации воспитательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пирогова Анна Алексеевна, Филатова Елена Владимировна, Зиновьева Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS OF QUALITY OF EDUCATIONAL WORK IN THE UNIVERSITY

The paper considers the effectiveness of a sociological survey of students in assessing the quality of educational work in higher education. An example of conducting this study among students of Minin University is given. Based on the given example, it is shown how a sociological survey helps to identify gaps in the organization of the educational process.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА КАЧЕСТВА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ»

сокращения набора международных студентов и отмены программ обучения за границей. Поступления, не связанные с обучением, также останутся низкими: все крупные мероприятия и конференции будут отложены.

В свою очередь, позитивный сценарий подразумевает ослабление пандемии и постепенное снятие санитарных ограничений. Конечно, даже при благоприятном развитии событий в краткосрочной перспективе нельзя ждать возвращения к прежней норме: доходы от обучения, скорее всего, упадут, учитывая, в частности, возмещение средств за программы обучения за границей и вероятное снижение мотивации к обучению у студентов [2].

Сейчас понятно одно - расходы на обучение будут меняться в зависимости от экономической и эпидемиологической обстановки, и вузам, и отделам обучения и развития необходимо сформировать гибкую стратегию для своих образовательных программ. Эпидемиологический и экономический кризис вызвал резкий переход в дистанционные форматы обучения и взаимодействия между участниками образовательного процесса. Болезненность данного перехода обусловлена барьерами, с которыми сталкиваются агенты дистанционного обучения. Среди таких барьеров можно выделить недоверие к дистанционному формату, слабые технические и цифровые компетенции, несовершенная IT-инфраструктура, дефицит времени для обучения, трудности в организации практической работы в дистанционном формате, недостаток коммуникации между участниками дистанционного образовательного процесса.

Несмотря на многоаспектность и многочисленность барьеров, препятствующих безболезненному внедрению дистанционного обучения, существуют ряд способов и решений, отвечающих перечисленным вызовам. В данном вопросе важно изначально учитывать возможные трудности и барьеры, чтобы заранее выработать, в том числе применяя опыт других, необходимые решения.

Новый формат жизнедеятельности, вызванный пандемией, также спровоцировал потребность в развитии новых навыков как среди широких слоев населения, так и внутри компаний. Последние инициировали курсы повышения квалификации и переподготовки для своих сотрудников по совершенно новым направлениям [6; 7]. Среди новых направлений обучения, на которые обратили внимание во время пандемии, можно отметить: дистанционное управление командами и сотрудниками; навыки работы с цифровыми инструментами; лидерство во время кризиса; физическое и психическое благополучие и устойчивость; принятие решений во время кризиса; гибкая работа.

Литература:

1. Обучение в новой нормальности: вызовы и ответы». Аналитический отчёт. - М.: АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка», 2020. - С. 71: ил., табл.

2. McKinsey - "Coronavirus: How should US higher education plan for an uncertain future?", 2020 http://sber.me/?p=g65FB

3. Национальный исследовательский Томский государственный университет - «Уроки "Стресс-теста". Вузы в условиях пандемии», 2020

4. НИУ Высшая школа экономики - «Шторм первых недель: как высшее образование шагнуло в реальность пандемии», 2020

5. ТАСС - «Работодатели назвали навыки, помогающие сохранить конкурентоспособность на рынке», 2020

6. Kuz'mina E.V., P'yankova N.G., Tret'yakova N.V., Botsoeva A.V. Using data analysis methodology to foster professional competencies in business informaticians // European Journal of Contemporary Education. 2020. Т. 9. № 1. С. 54-66.

7. Боцоева А.В., Гучетль С.К., Кульбит Ю.С. О ресурсах цифровизации высшего образования в контексте перехода на инновационный уровень // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-2. С. 59-62.

Педагогика

УДК 378

магистрант Пирогова Анна Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Филатова Елена Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Зиновьева Светлана Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ДИАГНОСТИКА КАЧЕСТВА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ

Аннотация. В работе рассматривается вопрос эффективности социологического опроса студентов в рамках оценки качества воспитательной работы в вузе. Приводится пример проведения данного исследования среди студентов Мининского университета. На основе приведенного примера показано, как социологический опрос способствует выявлению пробелов в организации воспитательного процесса.

Ключевые слова: воспитательная работа, социологический опрос, качество воспитательной работы, студент.

Annоtation. The paper considers the effectiveness of a sociological survey of students in assessing the quality of educational work in higher education. An example of conducting this study among students of Minin University is given. Based on the given example, it is shown how a sociological survey helps to identify gaps in the organization of the educational process.

Keywords: educational work, sociological survey, quality of educational work, student.

Введение. Социально-политическая и экономическая сферы общества на современном этапе отличаются тем, что в их рамках постоянно проходят активные инновационные процессы, определяющие необходимость реформирования системы образования. Данная необходимость вызывается такими общественными реалиями как формирование нового социального статуса студенчества на основе рыночной экономической политики и демократических преобразований; разрушение сложившихся духовно-нравственных ориентиров; усиление информационных потоков, технологий, влияющих на сознание и поведение современного человека [3].

Состояние и перспективы развития воспитательной работы вузов, анализ научно-педагогической литературы позволяют говорить о том, что в системе высшего образования постоянно требуется пересмотр традиционных подходов в использовании технологий воспитательного взаимодействия педагогов и студентов [2]. Это осуществляется при помощи проведения оценки воспитательного процесса в вузах, которая включает выявление позиции субъектов образовательного процесса в отношении качества построения воспитательной работы. Это позволяет оценить воспитательный процесс в вузе по таким критериям как наличие самой системы воспитательной работы, условий для воспитательной работы со студентами, уровень организации воспитательной работы [6]. На основе полученных результатов оценки и анализа воспитательного процесса предоставляется возможность пересмотра системы организации воспитательной работы и внесения соответствующих корректировок в план воспитательной работы вуза. Поэтому на сегодняшний день актуальными в оценке воспитательной работы вуза являются социологические исследования в студенческой среде, а именно социологические опросы студентов [5].

Изложение основного материала статьи. Исследуя вопрос оценки качества воспитательной работы со студентами, нужно понимать, на основе чего строится воспитательный процесс в вузе. Система воспитательной работы в вузе по формированию современного специалиста строится на специфике конкретного вуза, состоящих в перечне направленностей профессиональной подготовки студентов, экономических, исторических, национальных особенностях региона и традиций самого вуза [4]. Воспитательный процесс осуществляется в каждом из основных структурных подразделений вуза (институты, кафедры, учебные группы). Он заключается в активизации деятельности студентов, преподавателей, иных работников как субъектов процесса воспитания в соответствии с требованиями современного общества и государства [1].

Рассмотрим, как строится воспитательный процесс на факультете управления и социально-технических сервисов (ФУиСТС) Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина (Мининского университета).

Цель воспитательной деятельности ФУиСТС - создание оптимальной социокультурной среды на факультете, способствующей формированию профессиональных и общекультурных компетенций студентов, направленной на социализацию и самореализацию студенческой молодежи, проявляющихся в социально-личностной зрелости студента.

На ФУиСТС НГПУ им. К. Минина сформирована система управления воспитательной работой. Ответственность за организацию и результаты воспитательной деятельности на факультете несет декан. Непосредственное планирование, координирование, проведение воспитательной работы возлагаются на заместителя декана по воспитательной работе. Также система управления воспитательной деятельностью на факультете охватывает: институт кураторов академических групп, органы студенческого самоуправления, студенческие отряды, библиотеки, кафедры социально-гуманитарного и профессионального цикла.

Формирование общекультурных и профессиональных компетенций выпускников осуществляется как в ходе учебной деятельности, так и при проведении различного рода воспитательных мероприятий во внеучебное время. Вовлечение студентов в научно-исследовательскую, проектную, конструкторскую и творческую деятельность, связанную с их профессиональным становлением, является эффективным способом воспитания, позволяющим сформировать у будущего специалиста профессиональные качества, потребности и навыки самообразования.

На ФУиСТС воспитательная деятельность осуществляется посредством комплекса мероприятий, реализуемых по направлениям воспитательной работы. Приоритетными направлениями воспитательной деятельности факультета являются:

- формирование современного научного мировоззрения и системы базовых ценностей;

- духовно-нравственное воспитание;

- патриотическое воспитание;

- формирование здоровье-сберегающей среды и здорового образа жизни;

- формирование конкурентоспособных качеств;

- профессиональное воспитание.

Как ранее было раскрыто, деятельность на факультете реализуется через систему воспитательных мероприятий, организуемых с преподавателями и студентами. Большинство мероприятий организуется органами студенческого самоуправления факультета под руководством заместителя декана по воспитательной работе. Это определяется тем, что студенческие объединения выступают с инициативой создания условий, способствующих самореализации студентов в творческой и профессиональной сфере и решению вопросов в различных областях студенческой жизни.

Эффективным аспектом реализации воспитательной работы со студентами является организация на факультете научно-исследовательской деятельности студентов: студенческие научные кружки, проблемные группы, студенческие научно-технические объединения, участие студентов в выполнении исследований по грантам и программам, по заказам предприятий и организаций.

Процесс воспитательной работы на ФУиСТС основывается на комплексе следующих компонентов:

- на личностно-культурном компоненте, когда через учебно-воспитательный процесс осуществляется развитие личности студента посредством приобщения к культурным ценностям;

- на духовно-нравственном компоненте, заключающемся в развитии гражданско-патриотического воспитания молодого поколения;

- на экологическом компоненте, состоящем в формировании в сознании студентов необходимости защиты окружающей среды;

- на профессиональном, этическом и семейном компонентах, за счет приобщения к социальному бытию во всех его проявлениях и другие [4].

В рамках организации воспитательной работы на факультете проводятся социологические исследования студенчества как основного субъекта образовательного процесса. Ежегодно проводится самообследование на основе анонимного анкетирования студентов с целью изучения их мнения об организации воспитательной деятельности. Выявляются мнения студентов и преподавателей вуза о своем учебном заведении, качестве учебной и воспитательной работы, по вопросам образования, молодежной жизни, правовой культуры, культурной жизни, по совершенствованию воспитательной деятельности. С целью выявления качества реализуемой воспитательной работы на факультете проводится социологический опрос студентов.

Рассмотрим на примере, как социологический опрос студентов влияет на анализ воспитательной работы со студентами, а, соответственно, на качество воспитательного процесса в вузе. Авторами работы было проведен социологический опрос студентов, обучающихся как по педагогическим, так и непедагогическим направлениям подготовки ФУиСТС Мининского университета.

В опросе «Оценка внеучебной деятельности на ФУиСТС» участвовало 120 студентов в возрасте 17-22 лет. Большинство опрошенных (70,8%) убеждены, что на факультете должна осуществляться воспитательная работа; 6,7% ответили, что им не важно, есть она или нет; 22,5% - затруднились ответить на этот вопрос.

При ответе на вопрос: «В полной ли мере на факультете созданы условия для самореализации во внеучебной деятельности?» студенты разделились во мнении: 93,3% считают, что в полной мере, 6,7% - что недостаточно.

В числе самых активных участников воспитательного процесса студенты выделили самих студентов (100% опрошенных), преподавателей (61,7%) и органы студенческого самоуправления (55%).

Также студентам предлагалось ответить на вопрос о личных мотивах участия во внеучебной деятельности. Респонденты отметили, что их в большинстве своем привлекает возможность самореализации (69,2% опрошенных), развития личностных качеств (54,2%), получения дополнительных выплат, материального поощрения (50,8%). В меньшей степени студенты ожидают от участия во внеучебной деятельности факультета приобретения новых знакомств (40,8% респондентов), приобретения опыта работы в команде (27,5%), достижений, которые бы привлекли работодателей (30%); им не интересна сама масштабность проводимых мероприятий (27, 5%).

Так как воспитательная работа посредством организации внеучебной деятельности позволяет сформировать социально необходимые качества будущего специалиста. Мы решили выяснить мнение респондентов о том, какие качества помогают в процессе участия во внеучебной деятельности и какие качества формируются посредством участия в данной деятельности. Студентам предлагалось выбрать 5 качеств из 11. По мнению опрошенных, участию во внеучебной деятельности в большинстве способствуют такие качества личности как креативность (68,3%), инициативность (55,8%), способность к лидерству (54,2%), способность к саморазвитию (51,7%) и целеустремленность (49,2%). А само участие во внеучебной деятельности факультета позволяют сформировать преимущественно такие качества как стремление к саморазвитию (72,5%), креативность (65%), ответственность (62,5%), инициативность (55,8%), целеустремленность (55%).

Мы выяснили, какие социально-необходимые качества современного специалиста формируются посредством реализации в образовательном процессе внеучебной деятельности студентов. В свою очередь мы решили узнать, какими качествами должен непосредственно обладать современный специалист, по мнению студентов. Им предлагалось отметить 3 из 8 качеств, которые они считают наиболее значимыми, или предложить свой вариант ответа. Респонденты выделили такие 3 значимых качества как постоянный профессиональный рост (70% опрошенных), постоянное повышение правовой культуры (65%), стремление преодолевать препятствия (55%).

Реализация внеучебной деятельности осуществляется в нескольких направлениях. Мы решили выяснить, какие направления, по мнению студентов, являются приоритетными. Им предлагалось выбрать 5 наиболее значимых варианта из предложенных. Респонденты считают, что это мероприятия в области профессиональной деятельности (68,3%), правовое просвещение (60%), научно-исследовательская деятельность (58,3%), духовно-нравственное воспитание (51,7%) и физическое воспитание (50%).

Чтобы сопоставить мнение студентов о приоритетных направлениях внеучебной деятельности на факультете с реальной ситуацией, им было предложено выделить 3 направления из этого же списка, которым, по их мнению, придается меньшее значение. Были получены следующие результаты: правовое просвещение (65% респондентов), экономическое воспитание (55%), семейное воспитание (51,7%). Рассматривая полученные данные, мы приходим к выводу, что правовое просвещение на факультете реализуется на недостаточно высоком уровне. Следовательно, это отражает недостаточно высокий уровень правовой культуры студентов факультета.

Также студентам было предложено выделить 3 наиболее значимых направления внеучебной деятельности, которые способствуют повышению уровня профессиональной компетентности. Были получены следующие результаты: мероприятия в области профессиональной деятельности (58,3%), мероприятия по правовому воспитанию (50,8%) и мероприятия в рамках научно-исследовательской деятельности (45,6%).

Выводы. Исследование показало, что внеучебная деятельность на факультете управления и социально-технических сервисов способствует формированию личности будущего специалиста. Она является востребованной среди студентов, так как включает мероприятия различной направленности, помогает сформировать социально и профессионально необходимые качества личности. В результате исследования выяснилось, что востребованными среди студентов являются такие направления внеучебной деятельности как мероприятия в области профессиональной деятельности, правовое просвещение, научно-исследовательская деятельность. Результаты социологического опроса показали, что в настоящее время актуальным направлением внеучебной деятельности среди студентов является формирование и развитие правовой культуры и правовых знаний, в том числе в области профессиональной деятельности. То есть в последующем построение воспитательного процесса на факультете нужно ориентировать в том числе в сторону развития правового просвещения студентов.

Таким образом, социологический опрос студентов является эффективным методом оценки качества организации воспитательной работы в вузе, а соответственно, во всех его структурных подразделениях. Администрации вуза предоставляется возможность скорректировать программу и план воспитательной работы, основываясь на мнении студенчества. На примере проведения социологического опроса среди

студентов ФУиСТС Мининского университета показано, как данное исследование позволяет выявить пробелы в организации воспитательной работы на факультете.

Литература:

1. Воскобойник А.Е., Колесников Ю.Ю. Системный подход как способ эффективной организации внеучебной деятельности в вузе // Актуальные вопросы международного сотрудничества в образовании. 2017. С. 141-144.

2. Екимова К.В., Пирогова А.А. Актуальные задачи организации воспитательной работы в вузе на современном этапе // Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития. Сборник статей по материалам VI Всероссийской научно-практической конференции. Мининский университет. 2019. С. 44-47.

3. Торгашев Р.Е. Тенденции управления воспитательной системой вуза // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. 2016. № 2 (4). С. 54-60.

4. Хижная А.В., Сульдина В.В. Воспитательная деятельность в высших учебных заведениях // Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2018. С. 82-86.

5. Цыплакова С.А., Быстрова Н.В. Модели оценки качества деятельности образовательных организаций // Наука и практика регионов. 2019 № 2 (15). С. 102-104.

6. Цыплакова С.А., Леонова В.Н. Пескова Н.В. Ведущие концепции оценки качества профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018 № 58-2. С. 284-287.

7. Кривоногова А.С., Цыплакова С.А. Методы исследования проблем профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2017. № 1 (18). С. 5.

8. Александрова Н.М., Маркова С.М. Проблемы развития профессионально-педагогического образования // Вестник Мининского университета. 2015. № 1 (9). С. 11.

Педагогика

УДК 378

магистрант Пирогова Анна Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Филатова Елена Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Зиновьева Светлана Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В работе рассматривается метод моделирования в воспитательной деятельности педагога профессионального обучения. Раскрывается, что метод моделирования в рамках данной деятельности педагога профессионального обучения способствует анализу, прогнозированию и возможности корректировки воспитательного процесса. В работе изучаются сущность метода моделирования, его преимущества, принципы и компоненты моделирования системы воспитательной деятельности, особенности использования данного метода в воспитательной работе педагога профессионального обучения.

Ключевые слова: метод моделирования, воспитательная работа, педагог профессионального обучения, моделирование воспитательной деятельности, качество воспитательной работы, студент.

An^tatton. The paper considers the method of modeling in the educational activity of a teacher of professional training. It is revealed that the method of modeling in the framework of this activity of a teacher of professional training contributes to the analysis, forecasting and possibility of adjusting the educational process. The paper studies the essence of the modeling method, its advantages, principles and components of modeling the system of educational activity, and the features of using this method in the educational work of a professional teacher.

Keywords: modeling method, educational work, teacher of professional training, modeling of educational activity, quality of educational work, student.

Введение. В Национальной доктрине образования Российской Федерации указывается на необходимость совершенствования образовательного процесса в РФ и повышение качества подготовки и квалификации кадров. Это связывается с постоянным развитием и изменением общественной жизни, что обуславливает пересмотр традиционных подходов в обучении и воспитании, методики подготовки специалистов [2].

В рамках подготовки специалистов образовательный процесс осуществляется в форме овладения специальностью, а не освоения азов профессиональной деятельности, так как целью обучения является практическая подготовка будущего специалиста к определенной профессии. Обучение и воспитание должны строиться таким образом, чтобы студент был полностью включен в свою будущую профессиональную деятельность. Благодаря включению в профессию студент развивается в личностной, образовательной, общественной и профессиональной сферах.

В рамках проектирования воспитательного процесса при учете особенностей подготовки кадров различных профессий в условиях модернизации педагогического образования возникает противоречие между потребностью в изменении методов воспитания будущих специалистов и недостаточной изученностью способов применения данных методов. Решению данного противоречия способствует использование проектирования воспитательной деятельности педагога профессионального обучения, которое включает

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.