Научная статья на тему 'РОЛЬ КУРАТОРА СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЫ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РОЛЬ КУРАТОРА СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЫ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1836
312
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРАТОР / СТУДЕНЧЕСКАЯ ГРУППА / ВУЗ / УЧЕБНАЯ РАБОТА / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / CURATOR / STUDENT GROUP / UNIVERSITY / ACADEMIC WORK / EDUCATIONAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Хижная Анна Владимировна, Меркульев Евгений Иванович

В статье рассматривается институт кураторства как одно из стратегически важных направлений воспитательной работы вуза, неоценимым инструментом для решения одной из важнейших задач высшей школы - становления гражданской позиции и нравственного самоопределения личности студентов. Авторами раскрывается понятие кураторства, определены его цели, задачи и основные принципы. Кураторство - это наиболее важная часть системы учебно-воспитательной работы, помогающая осознать студентам правильность выбора профессии, способствующая самоопределению будущих специалистов. Роль куратора, по мнению авторов, в организации работы вуза сводится к формированию эффективного взаимодействия куратора и студентов, развитию универсальных компетенций обучающихся и личностных качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF THE STUDENT GROUP CURATOR IN THE MODERN HIGHER EDUCATION SYSTEM

The article considers the institution of curatorialism as one of the strategically important areas of educational work of the university, an invaluable tool for solving one of the most important tasks of higher education - the formation of a civic position and moral self-determination of students. The authors disclose the concept of curatorship, determine its goals, objectives and basic principles. Supervision is the most important part of the system of educational work that helps students to realize the correct choice of profession, contributing to the self-determination of future specialists. According to the authors, the role of the curator in organizing the work of the university is reduced to the formation of effective interaction between the curator and students, the development of universal competencies of students and personal qualities.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ КУРАТОРА СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЫ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

собственной идентичности. При четко продуманной организации такие игры дают для социализации младшего школьника значительно больше, чем хороший рассказ или беседа.

Во время таких игр у учащихся формируются навыки диалогической речи, усваиваются средства вербального и невербального общения, развиваются умения согласовывать свои действия, мнения с потребностями товарищей, совершенствуются личностные качества, воспитывается ценностное отношение к себе и окружающему миру. При этом ребенок имеет возможность реализовать себя, как активного участника события или деятельности, примерить роли взрослых людей, проявить собственные способности, особенности мышления и воображения и т.п.

Глубокая заинтересованность ребенка определенной ситуацией побуждает его идентифицировать себя с действующими лицами и предложить свои варианты их поведения. Ученики самостоятельно принимают решения в предлагаемой ситуации, что способствует их интенсивному нравственному развитию, накоплению «банка жизненных ситуаций», который в случае необходимости может быть активизирован.

Среди современных методов и технологий, которые широко используются на уроке «Окружающий мир», важное значение для формирования социальной компетентности младших школьников имеет проектная деятельность. В частности, проекты являются интересными и важными для самих открывателей. Работа над проектом позволяет сформировать умение работать с разнообразными информационными источниками, проводить наблюдения и делать выводы, приобщиться к поисковой деятельности, повысить познавательную активность в усвоении знаний. В ходе реализации проекта, учащиеся учатся сотрудничать, открывают в себе способности лидеров, чувствуют себя членом команды, берут на себя ответственность. Таким образом, происходит социальное развитие младшего школьника.

Ученые отмечают, что вступая в межличностные отношения, младшие школьники часто остаются равнодушными к содержанию высказываний. В них отсутствует и чувственная основа, которая необходима для подлинного сопереживания другому человеку, понимание его проблем, стремление оказать помощь, высказать соболезнования. Именно поэтому следует обратить внимание на практические методы обучения.

Среди них эффективными могут стать те практические работы, которые предусматривают организацию опыта положительного поведения. Важно заметить стремление каждого ученика к положительным поступкам, проявление доброго отношения, противодействие злу, нанесению умышленного ущерба.

Выводы. Социальная структура в любом обществе достаточно сложна и является предметом внимания не только социологов, но и представителей такой науки, как социальное управление, а также политиков и государственных деятелей. В начальной школе воспитывается интерес к истории и к культуре народов России, формируются первоначальные основы мировоззрения. Начальная школа должна обеспечить готовность ученика к овладению систематическими курсами в средней школе - истории, географии, краеведению, обществоведению и другим.

Осознание педагогом теоретических аспектов проблемы формирования социальной компетентности, ее показателей в младшем школьном возрасте, учет возрастных психолого-педагогических аспектов социального развития младшего школьника, а также подбор эффективных методов и форм обучения на уроках обеспечат высокую результативность учебно-воспитательной работы.

Литература:

1. Божедомова С.В. Курс лекций по дисциплине «Методика преподавания обществознания» для студентов - заочников для специальности 050709 «Преподавание в начальных классах»: Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Тольяттинский социально-педагогический колледж, 2010 г. - 59 с. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studfile.net/preview/7339321/

2. Методика преподавания обществознания в начальной школе. История, краеведение, экономика, право, ОБЖ: учеб. пособие для студ. пед. училищ и колледжей / Л.П. Борзова. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 222 с.

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Хижная Анна Владимировна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); студент Меркульев Евгений Иванович

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)

РОЛЬ КУРАТОРА СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЫ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается институт кураторства как одно из стратегически важных направлений воспитательной работы вуза, неоценимым инструментом для решения одной из важнейших задач высшей школы - становления гражданской позиции и нравственного самоопределения личности студентов. Авторами раскрывается понятие кураторства, определены его цели, задачи и основные принципы. Кураторство - это наиболее важная часть системы учебно-воспитательной работы, помогающая осознать студентам правильность выбора профессии, способствующая самоопределению будущих специалистов. Роль куратора, по мнению авторов, в организации работы вуза сводится к формированию эффективного взаимодействия куратора и студентов, развитию универсальных компетенций обучающихся и личностных качеств.

Ключевые слова: куратор, студенческая группа, вуз, учебная работа, воспитательная работа. Annotation. The article considers the institution of curatorialism as one of the strategically important areas of educational work of the university, an invaluable tool for solving one of the most important tasks of higher education - the formation of a civic position and moral self-determination of students. The authors disclose the concept of curatorship, determine its goals, objectives and basic principles. Supervision is the most important part of the system of educational work that helps students to realize the correct choice of profession, contributing to the self-

determination of future specialists. According to the authors, the role of the curator in organizing the work of the university is reduced to the formation of effective interaction between the curator and students, the development of universal competencies of students and personal qualities.

Keywords: curator, student group, university, academic work, educational work.

Введение. Российская система высшего образования в связи с ее модернизацией переживает в настоящее время достаточно сложный период. И в этот период, наряду с образовательной и научно-исследовательской деятельностью, в высших учебных заведениях большое значение придают воспитательной работе со студентами. Образование и воспитание неразрывно влияют на формирование личности студента. В современных условиях цель воспитания в вузе - повысить конкурентоспособность выпускников, дать им возможность соответствовать новому времени. Новые экономические и социальные условия требуют принципиально другого работника, а, следовательно, выпускника - гибкого, готового учиться, легко меняющего сферу деятельности. Это означает, что система высшего образования должна реагировать на глобальные экономические изменения.

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами педагогического бакалавриата при разработке образовательной программы должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников. В вузе должна быть сформирована социокультурная среда, созданы условия, необходимые для всестороннего развития личности. Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ [1]. Одной из форм реализации воспитательной работы в вузе является институт кураторства, содействующий погружению студентов в студенческую жизнь, в том числе включению в систему студенческого самоуправления факультета и вуза, а также созданию студенческого самоуправления внутри самой группы. Работа куратора студенческой группы носит целенаправленный систематический характер. Она должна быть «двуполярной», т.е. охватывать как учебную, так и воспитательную работу. Организация учебной работы куратора нацелена на приобретение студентами высоких теоретических знаний, организацию и контроль над учебной работой и успеваемостью студентов для возможной их корректировки [5].

Изложение основного материала статьи. За последние несколько лет проблема кураторства была рассмотрена рядом авторов в различных научных исследованиях, статьях, среди которых можно выделить: О.С. Кульбах, Е.Р. Зинкевич, Н.Н. Мальчукова, В.Л. Левицкий, А.В. Петровский, О.Н. Шапошникова, Л.Я. Жилина, Г.А. Титова, М.А. Горшкова, Е.Н. Кролевецкая и других [7; 10].

Теоретические аспекты научной литература раскрывают некоторые условия, необходимые для организации кураторской работы в вузе. Отечественные ученые В.Л. Левицкий и О.Н. Шапошникова видят главное назначение кураторства в формировании профессионально значимой культуры студентов.

По мнению А.В. Середы, кураторство играет наиболее важную роль в формировании компетенций выпускников в спектре социальных взаимодействий. Деятельность кураторов способствует развитию следующих качеств: самоорганизации, взаимодействия и самоуправления.

А.В. Петровский, рассматривая студенческую группу, с которой работает куратор, говорил о важности слоев коллектива, где первый - это контакты между членами коллектива, основанные на эмоциональной приемлемости или неприемлемости, второй - опосредование данных отношений совместно деятельностью, а третий - это ядро, в котором развиваются отношения группы и принимаются единые цели групповой деятельности. В образовательном учреждении связующим слоем коллектива выступает куратор, задача которого, выступать в роли воспитателя, наставника, организатора и исполнителя педагогических дел на протяжении всего пути студента в университете [9].

О.С. Кульбах, Е.Р. Зинкевич видят цель кураторства в решение задач воспитания и личностного развития. Среди основных выделяют, такие как содействие личностному росту обучающихся; экологическое, интернациональное, гражданское, умственное, физическое воспитание; формирование гуманных отношений субъектов образовательного процесса. Деятельность куратора подчинена общим целям обучения, воспитания и развития личности студента и студенческой группы [4].

По результатам многих исследований функциональные обязанности куратора студенческой группы обширны и требуют от него высоких интеллектуальных, профессиональных и морально-волевых качеств. Наставническая работа куратора требует знаний педагогики и психологии. Для эффективного общения со студентами, для проведения профилактической работы куратору необходимо иметь представление о современных субкультурах, о политических и социальных проблемах общества, особенно молодежи.

В основе деятельности куратора лежат информативные, организационные, коммуникативные, контролирующие и творческие функции. Информативная функция направлена на доведения до студентов всей необходимой информации по организации учебы в высшем учебном заведении. Организационная функция связана с внеучебной работой, куратор корректирует свободное время вверенных ему студентов. Коммуникативная функция направлена на создание благоприятной психологической обстановки в группе. Контролирующая функция возлагает на куратора обязанности наставника. Ну, а творческая функция развивает способности самого куратора организовывать и совершенствовать воспитательный процесс, направленный на развитие и становление всей группы.

Одной из важнейших задач куратора является постоянный контроль успеваемости студентов, которая формируется под воздействием целого ряда факторов, таких как базовая подготовка, готовность и способность воспринимать новый материал, посещаемость и т.д. Немаловажную роль в этом процессе играет благоприятная психологическая обстановка в группе, которая формируется как из взаимодействия студентов внутри коллектива, так и из общения с преподавателями [3].

Попав в университет, первокурсник должен достаточно быстро влиться в студенческую жизнь, ознакомиться с правилами, правами и обязанностями, существующими в вузе, выстроить отношения в группе и с преподавателями. В данном случае роль куратора сводится к следующим задачам:

- создание оптимальных условий для адаптации первокурсника. Очень важно, чтобы вчерашний школьник чувствовал в вузе себя комфортно и уверенно;

- изучение склонностей, интересов, индивидуальных особенностей каждого студента. Работа куратора с первокурсниками начинается со знакомства с группой в целом, и каждым первокурсником отдельно. Будет

ли доверять студент свои переживания, проблемы и возникшие жизненные трудности куратору будет зависеть от того насколько правильно куратор выстроит свои взаимоотношения со студентами. Создание доверительных отношений в группе залог продуктивного взаимодействия студент-куратор;

- приобщение первокурсников к корпоративной жизни вуза, путём вовлечения их в студенческие профсоюзные, спортивные, научно-исследовательские, творческие и другие общественные организации;

- установление взаимосвязей между куратором и родителями первокурсников.

Большую роль во внеучебной воспитательной работе играет кураторский час. Он дает возможность расширить круг знаний студентов о событиях, которые происходят в городе, в стране и за рубежом, способствует формированию определенного отношения к окружающему миру и выработке системы материальных и духовных ценностей, формирует у студентов навыки публичных выступлений, умелого ведения диалога и высказывания, отстаивания своего мнения. Форма проведения его может быть разной. Это может быть и групповое собрание, и воспитательный час, и тематическая лекция, дискуссионная площадка, и совместные походы и экскурсии. Важно, чтобы организацией и проведением кураторского часа занимался не только куратор группы, но и все студенты группы. Этот час общения очень важен. Куратор должен быть грамотным и владеть вопросами внутриполитической жизни страны, знать нормативные документы, правила поведения в общественных местах и общежитии и вовремя доносить их до сведения первокурсников. Ведь зачастую, вступая во взрослую жизнь, оторвавшись от родителей, от школы, студенты первого курса не знают, как правильно себя вести, и какая ответственность ждет за невыполнение, несоблюдения правил. Студенты должны понимать, что только от них самих, от их отношения к своим обязанностям, к учебе, от их поступков зависит, насколько успешно сложится их жизнь в будущем.

После сдачи первой сессии студенты, как правило, становятся более уверенными в себе, и куратор может уделить больше внимания привлечению студентов к общественной деятельности факультета или университета. В этот же период в студенческой группе формируются неформальные группировки со своими лидерами. Задача куратора определить влияние таких подгрупп на общий климат в студенческой группе. И либо поддержать их жизнеспособность, если они показывают положительный пример, либо постараться свести к минимуму их авторитет, если деятельность подгрупп негативна. На старших курсах в работе куратора происходят радикальные изменения. В этот период главной задачей куратора становится ориентирование студентов на профессиональное самоопределение, на организацию самостоятельной научно-практической или исследовательской работы, на получение дополнительных профессиональных знаний, обучение этике работы в коллективе.

Мы рассмотрим несколько эффективных мероприятий, которые будут способствовать успеху в кураторской работе:

1. Четкое информирование каждого студента о графике учебного процесса, порядке отчисления из университета. Это нужно делать не формально и не на одном кураторском часе и обязательно не в запугивающей форме, а ненавязчиво и спокойно. В течение первого семестра несколько раз затрагивать данную тематику. Нужна статистика по направлениям подготовки об эффективности выпуска (отношение окончивших ВУЗ к числу бюджетных мест в год набора), статистика причин отчисления (академическая неуспеваемость, академический отпуск, отчисления по собственному желанию и пр.). Эта информация должна предоставляться деканатами (дирекциями) и должна быть доступна в личном кабинете студента. Четкое объяснение своих функций в группе и области работы с группой (возможно это совместная работа с заведующими кафедрами).

2. Обязательная работа куратора с группой, организованные ими встречи со старшекурсниками, выявление и обсуждение проблем, возникающих во время изучения конкретных дисциплин и пути их решения.

3. Профориентационная работа с первокурсниками: приглашение ведущих специалистов отрасли для беседы о будущей специальности, о перспективах трудоустройства по специальности; встречи с ведущими преподавателями выпускающей кафедры; организация экскурсий на предприятия.

4. Обязательное участие вместе с группой в программах, организуемых активом студентов ВУЗа, посещение музеев и театров, спортивные и благотворительные мероприятия.

5. Обязательное посещение занятий группы по проблемным дисциплинам, постоянные встречи с преподавателями, ведущими занятия в группе, совместный поиск путей решения возникающих трудностей в обучении, контроль организации консультаций, контроль качества проведения консультаций (зачастую преподаватели превращают консультации в прием задолженностей и не помогают студентам решать возникшие проблемы).

6. Периодическое посещение общежитий для выяснения бытовых условий студентов в них проживающих.

На всем протяжении обучения студенческой группы, у ее куратора стоят различные задачи, а также происходит изменение его роли и функционала действий. Очень важно, чтобы куратор уважал студентов, был нацелен на помощь студентам в любых ситуациях, понимал возрастные особенности студентов и мотивировал их к достижению поставленных целей [5].

Выводы. Таким образом, роль куратора в воспитательном процессе очень важна и своевременное реагирование на проблемы в академической группе, помогает решить вопросы сохранности конкретного контингента обучающихся.

Куратор должен проводить активную работу со студентами, заинтересовывать их в будущей профессии и с определением профиля будущей деятельности. Это может помочь увеличить успеваемость в группе и получить более настроенных на учебу студентов, которые в будущем станут профессионалами в своей профессии.

Литература:

1. Быстрова Н.В., Казначеева С.Н., Уракова Е.А., Госельбах О.И. Особенности психологического благополучия обучающихся в образовательной среде // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 5 (39). С. 26-31.

2. Быстрова Н.В., Хижная А.В., Емелина А.В., Сундеева М.О. Основные принципы функционирования и развития воспитательной системы общеобразовательной организации // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 25-28.

3. Быстрова Н.В., Цыплакова С.А., Бушуева А.А., Максимова К.А. Наставничество как процесс формирования личности будущего специалиста // В сборнике: Структурные преобразования экономики территорий: в поиске социального и экономического равновесия сборник научных статей 2-й Всероссийской научно-практической конференции. Юго-Западный государственный университет. 2019. С. 37-43.

4. Быстрова Н.В., Цыплакова С.А., Чумакова Л.А. Волонтерское движение как фактор развития социальной активности молодежи // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 73-76.

5. Голубева О.В., Хижная А.В., Бушуева А.А. Студенческие объединения: место и роль во внеучебной деятельности вуза // Мир науки. 2017. Т. 5. № 6. С. 13.

6. Козлова Е.А., Толстенева А.А., Груздева М.Л., Хижная А.В. Проектирование и реализация работы студенческих объединений в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4. С. 63.

7. Круподерова Е.П., Брыксина О.Ф. Организация внеаудиторной деятельности будущих бакалавров в рамках основной профессиональной образовательной программы // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 2 (23). С. 5

8. Мухина Т.Г., Сорокоумова С.Н., Егорова П.А., Яркова Д.Д. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера обучающейся молодежи в условиях интегративного комплекса «школа - вуз» // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 4 (29). С. 14.

9. Прохорова М.П., Быстрова Н.В., Уханов А.Ф., Седых Д.В. Инновационная деятельность преподавателя в системе профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51-7. С. 140-146.

10. Хижная А.В., Семенова К.А., Хрулева О.С. Профессиональное воспитание студентов вуза // В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития сборник статей по материалам V Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2018. С. 98-100.

11. Хижная А.В., Сульдина В.В. Воспитательная деятельность в высших учебных заведениях // В сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблемсборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2018. С. 82-86.

12. Цыплакова С.А., Быстрова Н.В., Тюмина Н.С., Сергеева Д.С. Проектирование учебной деятельности студентов вуза // Школа будущего. 2018. № 1. С. 97-103.

13. Цыплакова С.А., Быстрова Н.В., Тюмина Н.С., Сергеева Д.С. Проектирование учебной деятельности студентов вуза // Школа будущего. 2018. № 1. С. 97-103.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Хижная Анна Владимировна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); магистрант Шапкин Михаил Сергеевич

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗА КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ

СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ

Аннотация. В статье рассматривается воспитательная деятельность вуза как средство успешной адаптации студентов младших курсов. По мнению авторов, целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности студента. Воспитательная деятельность вуза по успешной адаптации студентов-первокурсников, по мнению авторов, способствует обеспечению успешной социализации студента в современном обществе, подготовке его к самостоятельной жизни, продуктивной трудовой и профессиональной деятельности, а также в содействии саморазвития, самовоспитания, самообразования, совершенствования, к принятию ответственных решений.

Ключевые слова: воспитательная деятельность, внеучебная деятельность, студенческая группа, вуз.

Annotation. The article discusses the educational activities of the university as a means of successful adaptation of junior students. According to the authors, the purpose of education is the formation of a diversified, morally mature, creative personality of the student. The educational activity of the university in the successful adaptation of first-year students helps to ensure the successful socialization of the student in modern society, preparing him for an independent life, productive labor and professional activity, as well as in promoting self-development, self-education, self-education, improvement, and making responsible decisions.

Keywords: educational activities, extracurricular activities, student group, university.

Введение. В настоящее время значительно возрастает актуальность и значимость воспитательной работы в вузе в условиях интеграции в общемировое образовательное пространство. В Законе РФ «Об образовании» указано, что воспитание, наряду с обучением, является одним из компонентов образования и, следовательно, должно присутствовать, прежде всего, в учебном процессе. Воспитание - это системный процесс управления развитием личности через создание благоприятной воспитательной среды, ее наполнение разнообразными формами и методами, позволяющими максимально реализовать уникальные способности каждой личности. Будущий специалист должен обладать не только высокими профессиональными качествами, но и высоким уровнем личностного развития, занимать активную гражданскую позицию.

Успех формирования будущего специалиста зависит от качества и сроков процесса адаптации студента на младших курсах обучения, а также от уровня овладения знаниями и навыками, необходимые для успешного функционирования в студенческой среде. Проблема адаптации студентов-первокурсников представляет собой одну из важных общетеоретических проблем и до настоящего времени является традиционным предметом дискуссий, так как известно, что адаптация молодежи к студенческой жизни -сложный и многогранный процесс, требующий вовлечения социальных и биологических резервов еще не до

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.