Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА К ИНСТИТУТУ КУРАТОРСТВА'

ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА К ИНСТИТУТУ КУРАТОРСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
410
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРАТОР СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЫ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / АНКЕТНЫЙ ОПРОС / ИССЛЕДОВАНИЕ МНЕНИЙ СТУДЕНТОВ / КОММУНИКАТИВНАЯ СРЕДА КУРАТОРА / ТИПОЛОГИИ КАЧЕСТВЕННЫХ ДАННЫХ / ФУНКЦИИ КУРАТОРА СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ КУРАТОРА СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЫ / САМОУПРАВЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ / CURATOR OF THE STUDENT GROUP / EDUCATIONAL WORK / QUESTIONNAIRE SURVEY / RESEARCH OF STUDENTS' OPINIONS / COMMUNICATION ENVIRONMENT OF THE CURATOR / TYPOLOGIES OF QUALITATIVE DATA / FUNCTIONS OF THE CURATOR OF THE STUDENT GROUP / THE EFFECTIVENESS OF THE WORK OF THE CURATOR OF THE STUDENT GROUP / STUDENT SELF-GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартышенко Наталья Степановна

Современные условия требуют разработки новых методических подходов к воспитательной работе в вузе. Институт кураторства является ключевой структурой учебно-воспитательной работы в вузах. Современный куратор должен больше внимания уделять мотивации студенческой молодежи к раскрытию личного потенциала путем раннего вовлечения в творческую и профессиональную деятельность. Целью настоящего исследования является изучение отношения студентов вузов г. Владивостока к институту кураторства. Студент будет воспринимать институт кураторства, если будет понимать пользу для него от деятельности куратора. Представленные результаты исследования основываются на онлайн-опросах студентов вузов г. Владивостока. В опросе приняли участие более 300 студентов различных курсов. На основании данных анкетных опросов были определены оценки отношения студентов к институту кураторства вообще и оценки ожиданий полезности функций куратора в студенческой среде. Произведен анализ мнений студентов о проблемных зонах в организации кураторской работы. Произведена оценка распределения предпочтений к типу куратора студентами различных курсов. Исследована коммуникативная среда куратор-студент. Особенностью исследования является использование методологии анализа плохо структурированных данных, порождаемых в результате ответов респондентов на открытые вопросы анкеты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE ATTITUDE OF UNIVERSITY STUDENTS TO THE INSTITUTION OF CURATORSHIP

Modern conditions require the development of new methodological approaches to educational work at the university. The institution of curatorship is a key structure of educational work in universities. The modern curator should pay more attention to the motivation of students to unlock their personal potential through early involvement in creative and professional activities. The purpose of this study is to study the attitude of university students in the city of Vladivostok to the institute of supervision. The student will perceive the institution of curatorship if he understands the benefits for the activities of the curator. The presented results of the study are based on online surveys of university students in Vladivostok. The survey involved more than 300 students of various courses. Based on the data from questionnaires, assessments were made of the attitude of students to the institution of curatorship in general and estimates of the expectations of the usefulness of curator functions in the student community. The analysis of students' opinions about problem areas in the organization of curatorial work is carried out. The distribution of preferences of the type of curator by students of various courses is estimated. The communicative environment of the curator-student is investigated. A feature of the study is the use of a methodology for the analysis of poorly structured data generated as a result of respondents' answers to open questions in the questionnaire.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА К ИНСТИТУТУ КУРАТОРСТВА»

УДК 378.1

DOI: 10.26140/anip-2020-0903-0037

ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА К ИНСТИТУТУ КУРАТОРСТВА

© 2020

AuthorID: 378770

SPIN: 5885-5485

ORCID: 0000-0001-6144-3559

Мартышенко Наталья Степановна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Международного маркетинга и торговли» Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя, 41 e-mail: [email protected])

Аннотация. Современные условия требуют разработки новых методических подходов к воспитательной работе в вузе. Институт кураторства является ключевой структурой учебно-воспитательной работы в вузах. Современный куратор должен больше внимания уделять мотивации студенческой молодежи к раскрытию личного потенциала путем раннего вовлечения в творческую и профессиональную деятельность. Целью настоящего исследования является изучение отношения студентов вузов г. Владивостока к институту кураторства. Студент будет воспринимать институт кураторства, если будет понимать пользу для него от деятельности куратора. Представленные результаты исследования основываются на онлайн-опросах студентов вузов г. Владивостока. В опросе приняли участие более 300 студентов различных курсов. На основании данных анкетных опросов были определены оценки отношения студентов к институту кураторства вообще и оценки ожиданий полезности функций куратора в студенческой среде. Произведен анализ мнений студентов о проблемных зонах в организации кураторской работы. Произведена оценка распределения предпочтений к типу куратора студентами различных курсов. Исследована коммуникативная среда куратор-студент. Особенностью исследования является использование методологии анализа плохо структурированных данных, порождаемых в результате ответов респондентов на открытые вопросы анкеты.

Ключевые слова: куратор студенческой группы, воспитательная работа, анкетный опрос, исследование мнений студентов, коммуникативная среда куратора, типологии качественных данных, функции куратора студенческой группы, эффективность работы куратора студенческой группы, самоуправление студентов.

STUDY OF THE ATTITUDE OF UNIVERSITY STUDENTS TO THE INSTITUTION OF CURATORSHIP

© 2020

Martyshenko Natalya Stepanovna, candidate of economic sciences, professor of «International Marketing and Trade» Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogol Street, 41, e-mail: [email protected])

Abstract. Modern conditions require the development of new methodological approaches to educational work at the university. The institution of curatorship is a key structure of educational work in universities. The modern curator should pay more attention to the motivation of students to unlock their personal potential through early involvement in creative and professional activities. The purpose of this study is to study the attitude of university students in the city of Vladivostok to the institute of supervision. The student will perceive the institution of curatorship if he understands the benefits for the activities of the curator. The presented results of the study are based on online surveys of university students in Vladivostok. The survey involved more than 300 students of various courses. Based on the data from questionnaires, assessments were made of the attitude of students to the institution of curatorship in general and estimates of the expectations of the usefulness of curator functions in the student community. The analysis of students' opinions about problem areas in the organization of curatorial work is carried out. The distribution of preferences of the type of curator by students of various courses is estimated. The communicative environment of the curator-student is investigated. A feature of the study is the use of a methodology for the analysis of poorly structured data generated as a result of respondents' answers to open questions in the questionnaire.

Keywords: curator of the student group, educational work, questionnaire survey, research of students' opinions, communication environment of the curator, typologies of qualitative data, functions of the curator of the student group, the effectiveness of the work of the curator of the student group, student self-government.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Становление современной молодежи происходило в условиях распространения идей общества потребления [1]. У современной молодежи часто наблюдается завышенные и необоснованные требования к обществу. Характерным явлением становится распространение инфантилизма в молодежной среде [2]. Неоправданные ожидания часто приводят к разочарованию, пассивности, социальной ограниченности духовных интересов, правовому нигилизму. Социально-экономическое дифференциация общества приводит и к социально-культурному расслоению. Современные условия требуют разработки новых методических подходов к воспитательной работе в вузе.

В настоящее время технологии воспитания, ориентированные к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, находятся в стадии формирования [3]. Поэтому в современных условиях требуется переосмысление деятельности кураторов в университете и разработка механизмов оценки эффективности института кураторства в новых условиях.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Институт кураторства является ключевой структурой учебно-воспитательной работы в вузах. Наиболее важна его роль для студентов-первокурсников. Кураторство помогает адаптироваться студентам в новых условиях жизни и включиться в процесс обучения в вузе. Проблемы психологической адаптации студентов в вузе рассматриваются в работах [4-6]. Функции и задачи кураторства в новых условиях рассматриваются в работах [7-9]. Существенные перемены в социальной, экономической и политической жизни страны требуют обновления воспитательной системы вуза. Воспитательная миссия института кураторства и специфика воспитательной деятельности в университете раскрывается в работах [10-13]. Значимость психолого-педагогических аспектов в деятельности куратора подчеркивается в работах [14-16]. Роль куратора в повышении качества обучения обсуждается в публикациях [17, 18]. В работе [19] рассматриваются различные виды и методы кураторской работы со сту-

дентами старших курсов. Особое внимание в работе уделяется анализу профессионального самоопределения студентов. Роль деятельности кураторов в становлении личностно-профессионального развития студентов рассматривается также в работах [20-22]. В сфере воспитания личности внимание кураторов распространяется на социальное самочувствие и качество жизни студентов [23, 24]. Постановка проблемы деятельности института кураторства в вузе с ориентацией на качество жизни студентов предлагается в работах Е.А. Богачевой [25, 26]. Подход к систематизации кураторской деятельности в рамках структурных моделей рассматривается в работах [27, 28]. В частности, Е.Я. Бельская в модели организационно-методического сопровождения деятельности кураторов выделяет четыре компонента [28]:

- целевой компонент;

- содержательно-организационный компонент;

- деятельностный компонент;

- результативный компонент.

Важно чтобы студенты имели позитивное отношение к различным направлениям деятельности куратора. В настоящей работе исследуется восприятие института кураторства в студенческой среде.

Формирование целей статьи (постановка задания).

Целью настоящего исследования является изучение отношения студентов вузов г. Владивостока к институту кураторства.

Основными задачами исследования в рамках поставленной цели являются следующие:

- оценка отношения студентов к институту кураторства вообще;

- оценка ожиданий полезности функций куратора в студенческой среде;

- выявление мнения студентов о проблемных зонах в организации кураторской работы;

- исследование коммуникативной среды куратор-студент.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Представленные результаты исследования основываются на онлайн-опросах студентов вузов г Владивостока. В опросе приняли участие более 300 студентов различных курсов.

Формально студенты университета могут и не участвовать в мероприятиях, организуемых куратором. Студента не могут отчислить за то, что он игнорирует кураторские часы. Куратор вуза - это не надзиратель, призванный следить за каждым шагом студентов. Студент будет воспринимать институт кураторства, если будет понимать пользу от деятельности куратора.

Поэтому в качестве первого вопроса анкеты был вопрос о восприятии института кураторства студентами университета: «Как вы относитесь к институту кураторства вообще?». Студентам предлагалась выбрать один из пяти вариантов ответов. Варианты ответов были сформулированы на основании личных бесед со студентами и покрывают весь спектр мнений студентов. В процессе опроса не было выявлено студентов, которые не нашли бы для себя вариант ответа, соответствующего их мнению. В результате анализа было получено следующее распределение ответов:

- если куратор работает с душой, я за кураторство -61%;

- кураторство в вузе очень полезно - 24%;

- для меня няньки не нужны. Встречи с куратором не должны быть обязаловкой. Кому надо, пусть общается с куратором - 7%;

- институт кураторства совершенно устарел. Для меня нянька не нужна - 2%;

- кураторство нужно только первокурсникам, потому что они не знают университета и не знают к кому обратиться со своими проблемами - 6%.

Положительно воспринимают институт кураторства 85% студентов. Это очень много, учитывая еще то, что

далеко не все кураторы выполняют свои обязанности с полной отдачей. И в этом ни всегда можно винить только преподавателя. Одни преподаватели университета более способны осуществлять эту деятельность, другие - менее. Даже при наличии рекомендаций по организации кураторской работы этот процесс нельзя полностью формализовать. Кураторство - это в большой степени творческий процесс. Тем ни менее, куратор вуза должен ориентироваться на определенные направления деятельности, в рамках которых он может выстраивать свою работу. Автору наиболее созвучен процессный подход к организации деятельности куратора, который можно выразить в виде схемы (рис. 1).

Конечно, студент не может мыслить категориями целей воспитательной работы куратора. Однако, у студентов есть своя модель ожиданий полезности института кураторства. Ожидание полезности куратора по мнению студентов оценивалось с помощью вопроса: «Укажите какие функции куратора для вас были бы наиболее полезны». Этот вопрос представлен в открытой форме. То есть, студенты могли выражать свое мнение в текстовой форме. При этом количество вариантов ответов респондента не ограничивается. Для обработки качественной информации была использована специальная технология обработки качественных данных [30]. Технология позволяет автоматизировать выработку типологий текстовых ответов респондентов. В результате обработки данных ответов респондентов было выделено десять типологий ответов. Частота встречаемости типологий:

- информативная функция - 44%;

- помощь в трудных ситуациях - 22%;

- помощь в вопросах учебы - 21%;

- социально-психологическая поддержка - 14%;

- организационно-административная функция - 10%;

- никакие - 8%;

- затрудняюсь ответить - 5%;

- организация культурно-массовых мероприятий -

4%;

- наставничество - 4%;

- личные качества куратора - 2%.

Большинство студентов (44%) важнейшей функцией куратора считают информационную функцию. Эта группа ответов относительно легко выделяется и не пересекается с другими ответами. Типичными ответами, отнесенными к этой типологии, являются такие ответы: «информирование о мероприятиях вуза», «сообщение актуальной информации»,» оповещение студентов о ...». Однако, в вопросе информации необходимо придерживаться чувства меры. У куратора вполне достаточно задач и не нужно его перегружать работой, с которой вполне может справляться староста группы.

Следующие две типологии касаются ожидания помощи со стороны куратора. Рассчитывают на помощь куратора в вопросах учебы 21% студентов. Типичными ответами, отнесенными к этой типологии, являются такие ответы: «помощь в учебе», «помощь куратора в закрытии долгов», «помощь в общении с другими преподавателями». Рассчитывают на помощь куратора в прочих трудных ситуациях 22% студентов. Типичными ответами, отнесенными к этой типологии, являются такие ответы: «помощь в спорных ситуациях», «урегулирование различных ситуаций», «поддержка в трудных ситуациях». Эта типология выделяется не так очевидно, как предыдущие. Часто в ответах могла иметься ввиду также помощь в учебе. К этой типологии были отнесены ответы, в которых явно не указывалось на проблемы с учебой.

Студенты считают важной социально-психологическую поддержку со стороны куратора (14%). Типовые ответы: «умение помочь словом», «общение со студентами», «поддержание хорошей атмосферы в группе».

Необходимой функцией студенты считают организационно-административную функцию. Примеры ответов: «организация разных вузовских мероприятий»,

«решение организационных вопросов», «кураторские часы». Организация культурно-массовых мероприятий выделена в отдельную типологию: «походы в театр», «организация досуга» и прочие.

К типологии наставничество кроме прямого ответа «наставничество» отнесены ответы, касающееся творческой и профессиональной деятельности.

Кроме того, были выделены две особых типологии ответов: «затрудняюсь ответить» и «никакие». Среди студентов, ответивших «затрудняюсь ответить» преобладают студенты 1-го курса. Среди студентов, отвечавших «никакие» вообще нет студентов 1-го курса.

И наконец часть студентов (2%) при ответе на этот вопрос анкеты указали не функции куратора, а личные качества, например: «целеустремленность», «честность», «оптимизм» и прочие.

Интерес представляет то, что вызывает раздражение студентов в кураторской работе. Для выявления проблем в организации кураторской работы был предложен следующий вопрос: «Какие функции куратора, на ваш взгляд, вам не нужны или только мешают?». Это открытый вопрос. В результате его обработки было выделено девять типологий:

- нет таких - 42%;

- затрудняюсь ответить - 15%;

- излишний контроль - 16%;

- излишняя опека - 9%;

- излишнее количество встреч или кураторских часов - 5%;

- излишнее количество мероприятий - 5%;

- общение с родителями - 4%;

- личные качества куратора 4%;

- плохая работа куратора - 4%.

Большинство студентов не высказывают неудовлетворенности деятельностью кураторов. «Нет таких» ответили 42% студентов. Воздержались от представления конкретного ответа 15% (ответ - затрудняюсь ответить).

Примерно четверть студентов тяготит «излишний контроль» (16%) и «излишняя опека» (9%). Кураторы должны учитывать в своей работе, что некоторые контролирующие функции не всем студентам нравятся. Здесь важно придерживаться компромиссной позиции и использовать индивидуальный подход. Нельзя злоупотреблять карательными мерами. Общение с родителями определенная часть студентов считает вмешательством в личную жизнь и нарушение прав. В принципе, этому трудно возразить. Студенты все-таки вполне совершеннолетние люди и должны сами отвечать за свои поступки.

Неудовлетворенность работой своего куратора высказали 4% студентов, не нравится стиль общения со студентами куратора -тоже 4%.

Проблема коммуникаций одна из важнейших проблем кураторской работы. Большинство кураторов активно используют современные средства коммуникации со студентами. Сегодня нет необходимости по всякому поводу собирать всю группу. Использование средств коммуникации оценивалось с помощью вопроса: «Какие возможности у вас есть для связи с вашим куратором?». Это тоже открытый вопрос. Но ответы на этот вопрос легко поддаются типологии, поскольку количество инструментов коммуникации ограничено и в дальнейших исследованиях возможно будет вполне обойтись вопросом со списком. Частоты встречаемости различных видов коммуникации распределились следующим образом:

- телефонная связь - 42%;

- группа в WhatsApp - 32%;

- личная встреча в университете - 13%;

- имею затруднения в связи с куратором - 13%;

- социальные сети - 10%;

- через старосту - 8%;

- все доступные в современном мире - 6%;

- электронная почта - 5%;

- общение в мессенджерах - 3%._

В большинстве случаев студенты не испытывают затруднений связи с куратором. Однако, 13% студентов указали, что имеют трудности в установлении связи с куратором. Отдельные кураторы не желают переносить работу в личную жизнь и не очень приветствуют общение со студентами во внерабочее время. В принципе, это является их вполне законным правом.

Рисунок 1 - Основные направления совершенствования деятельности куратора студенческой группы [29]

Как показывает практика, большинство студентов не тяготит общение с куратором, а многим оно даже необходимо. Удовлетворенность возможностями общения с куратором оценивалась с помощью вопроса: «Как вы считаете достаточно ли куратор общается с вами?». Большинству студентов (67%) существующего общения с куратором вполне достаточно:

- для меня вполне достаточно - 67%;

- можно бы и больше общаться - 22%;

- общения недостаточно. Нужно больше встреч -12%.

Тем не менее, опрос подтверждает, что достаточно большое количество студентов хотели бы общаться с куратором чаще. Тяга к общению с куратором говорит о том, что кураторы имеют возможность оказывать влияние на студентов, направляя их в нужном направлении.

Наиболее обстоятельные встречи, связанные с обсуждением общих проблем группы, происходят во время кураторских часов. Мнение студентов о желательной частоте проведения кураторских часов оценивалось по вопросу: «С какой периодичностью, на ваш взгляд, необходимо проводить кураторский час?».

- один раз в месяц - 26%;

- достаточно общения в группе по WhatsApp - 21%;

- несколько раз в семестр - 18%;

- один раз в неделю - 11%;

- достаточно общения через старосту группы - 10%;

- один раз в семестр - 8%;

- несколько раз в неделю - 5%;

- общаться только во время учебных занятий, которые ведет - 2%.

Большинство студентов высказываются за проведение кураторского часа один раз в месяц (26%). Достаточно много респондентов считают, что все вопросы вообще можно решать дистанционно, общаясь в группе по WhatsApp. Такие ответы не случайны, поскольку большинство студентов основной функцией куратора считают информационную функцию. Но не все можно делать дистанционно. Для планирования многих мероприятий с группой необходимо общее обсуждение. Роль куратора найти, а затем убедить участвовать в таких мероприятиях, которые могут быть интересны большинству студентов группы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общение с куратором во время кураторского часа не исключает личного общения. Мнение студентов по этому поводу отражают ответы на вопрос: «Есть ли у вас возможность, при необходимости, общения с куратором в неформальной (внеучебной) обстановке?». На этот вопрос были получены следующие ответы:_

- нет необходимости - 54%;

- да - 25%;

- нет - 21%.

Из ответов следует, что достаточно много студентов не видят возможности при необходимости лично пообщаться с куратором. В большинстве случаев это связано не с тем, что куратор не может выделить время для личного общения со студентом, а с тем, что студент не уверен, что найдет общий язык с куратором или связано с низкой коммуникационной способностью личного общения современных студентов.

Личное общение с куратором возможно по вопросам, связанным с учебой и внеучебной жизнью. Как часто студенты обращаются с различными своими проблемами к куратору оценивалось с помощью двух вопросов анкеты:

- «Обращаетесь ли вы к куратору, если возникают вопросы и/или проблемы, связанные с внеучебной жизнью?»;

- «Обращаетесь ли вы к куратору, если возникают вопросы и/или проблемы, связанные с учебой?».

Структура ответов на эти два вопроса оценивается частотными рядами, представленными на диаграмме (рис. 2). Из диаграммы следует, что студенты чаще обращаются к куратору с учебными проблемами. Однако, и внеучебные проблемы обсуждаются в личном контакте достаточно часто. Эти цифры достаточно значимы с учетом того, что не все студенты постоянно сталкиваются с какими-либо проблемами, требующими внешнего вмешательства или совета. То есть, можно сделать вывод о том, что студенты чаще всего доверяют своему куратору.

тить, что отдельные мероприятия, к которым привлекаются студенты университета не всегда с радостью встречаются студентами. Например, дежурства по институту или похождение первого этапа учебной практики.

Для общей оценки деятельности куратора студентам был предложен вопрос: «В какой мере вас устраивает работа вашего куратора?». Большинство студентов устраивает работа куратора. Полностью не устраивает работа куратора 11% студентов. Этот процент можно признать вполне допустимым. Конкретное распределение ответов оценки деятельности куратора отражает частотный ряд по вариантам ответов:

- да, полностью устраивает - 45%;

- в целом устраивает, но можно больше уделять внимание нашей группе - 27%;

- не совсем устраивает - 17%;

- нет, не устраивает - 11%.

Интерес представляет то, что именно не устраивает студентов в работе куратора. Поэтому в анкете был представлен открытый вопрос: «Что бы вы хотели изменить в работе вашего куратора?». При обработке ответов на открытый вопрос было выделено десять типологий ответов. Частота встречаемости типологий:

- меня все устраивает в работе куратора - 61%;

- больше общения и внимания - 12%;

- большая активность - 7%;

- затрудняюсь ответить - 7%;

- оперативное информирование - 5%;

- неудовлетворенность работой куратора вообще -5%;

- доброжелательное отношение к студентам - 3%;

- помощь в решении проблем - 2%;

- меньше отвлекать студентов - 2%;

- чаще встречаться с группой - 2%.

Вполне ожидаемо, что большинство студентов ответило, что их устраивает работа куратора (61%). Полную неудовлетворенность работой куратора выразили 5% опрошенных студентов.

Таблица 1 - Классификация типов кураторов в вузе

Рисунок 2 - Структура обращения студентов к куратору по различным, важным для студента вопросам

(составлено автором)

В дополнение к двум предыдущим вопросам в анкете был задан открытый вопрос: «Можете ли вы указать конкретный случай, когда куратор помог лично Вам? Если да, кратко опишите этот случай». Не вдаваясь в обсуждение проблем, с которыми обращались студенты к своему куратору, отметим, что 60% указали, что не было таких случаев, а 40% указывали конкретные случаи, что достаточно убедительно подтверждает важность кураторской работы.

Работа куратора состоит не только в информировании и общении, но и в мероприятиях, организованных по инициативе куратора. Отношение студентов к таким мероприятиям оценивалось по результатам ответов на вопрос: «Считаете ли вы полезными и интересными для себя мероприятия, проводимые куратором?». В результате было получено следующее распределение ответов:

- чаще мероприятия мне интересны - 42%;

- чаще мероприятия мне не интересны - 34%;

- мне очень интересны мероприятия, проводимые куратором - 11%;

- бесполезная трата времени - 12%.

Большинство студентов (53%) отвечали, что им интересны или очень интересны мероприятия, организованные куратором. Ради справедливости необходимо заме-

[31]

№ Тип Выполняемые обязанности

1. Куратор-информатор Своевременная передача необходимой информации студентам. Не вникает в личную жизнь студентов и группы

2. Куратор-организатор Организует жизнь группы с помощью различных внеучебных мероприятий: походы в кино, театры, музеи, выставки и прочее. Участвует в разрешении межличностных конфликтов внутри группы

3. Куратор-психотерапевт Первоочередная задача - решение личных проблем студентов, побуждает к откровенности, старается помочь советом

4. Куратор-родитель Берет на себя ответственность решать семейные и личные дела студентов, но не с точки зрения психологической поддержки, а как родитель, требующий полного подчинения его решениям. Контролирует, нередко лишает инициативы

5. Куратор-приятель Заинтересован в том, чем живет академическая группа. Принимает участие во многих групповых мероприятиях, как правило, границы общения «преподаватель - студент» стираются

6. Куратор-администратор Ведет учет посещаемости, пропусков студентов, информирует об этом администрацию, передает студентам требования деканата

7. Куратор-пофигист наплевал на свое звание, обязанности и вообще на свою должность

8. Куратор- беззаботный студент Не считает необходимым выполнять какие-либо обязанности, он нечетко представляет круг своих задач. Он только формально считается куратором, нередко не представляя себе даже его студенческую группу и чем она живет.

Если учесть, что еще 7% респондентов уклонились от ответа (ответ «затрудняюсь ответить»), то в итоге конкретных пожеланий изменений в работе куратора получилось не так уж много.

Среди изменений, которые хотели бы видеть студенты в работе куратора наибольший вес имеет типология «больше общения и внимания». Далее по частоте встречаемости следует пожелание «большей активности» куратора.

Кураторская деятельность это все-таки общение не в полной мере официальное. Поэтому не исключено и недопонимание, и конфликтные ситуации. Для оценки значимости конфликтных ситуаций был предложен вопрос: «Возникали ли у вас конфликтные ситуации с куратором?». Только 4% студентов ответили, что у них возникали конфликтные ситуации с куратором, что можно вполне признать нормой в отношениях.

В научных публикациях сложилась классификация типов кураторов (табл. 1). В реальной жизни куратор сочетает в себе различные типы. Преобладание того или иного типа ведет к понижению качества его работы. Предпочтения типов куратора (ожидания) оценивалось по результатам ответов на вопрос: «Я хотел бы, чтобы мой куратор был больше похож на ...». Свое предпочтение студент должен был высказать, выбрав одну из восьми альтернатив. Распределение предпочтений типа куратора студентами различных курсов представлено в табл. 2.

Из таблицы 2 следует, что большего всего студенты видят куратора в роли информатора. На втором по значимости месте стоит куратор-приятель. В тоже время они не хотели бы видеть своим куратором «куратора-родителя» и «куратора-беззаботного студента».

Таблица 2 - Предпочтения типов куратора группы студентами различных курсов (составлено автором)

Студенческая период запоминается на всю жизнь. Куратор может помочь сделать студенческую жизнь более яркой и интересной. Более яркую жизнь обеспечивает полноценное участие в социальной и культурной жизни университета.

В своей работе куратор должен опираться на актив группы. Актив группы является основой системы студенческого самоуправления.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Проведенное исследование подтвердило заинтересованность студентов в развитии института кураторства. Изменения, происходящие в обществе и высшей школе, ставят новые задачи перед институтом кураторства. Современный куратор должен больше внимания уделять мотивации студенческой молодежи в раскрытии личного потенциала путем раннего вовлечения в творческую и профессиональную деятельность. Куратор должен стать важнейшим звеном в процессе создания оптимальных условий для саморазвития личности студента. В своей деятельности куратор должен шире использовать проектный подход и развивать навыки командной работы.

Возрастает роль куратора, как наставника. Новое звучание приобретает проблема развития самоуправления студентов. Более активно необходимо использовать механизм соревнования студенческих групп и творческих коллективов. Необходимо создать конкурентную среду.

В современных условиях в воспитательной работе студентов необходимо руководствоваться принципом культуросообразности - опираться в воспитании студентов на общечеловеческие ценности, соответствующим нормам культур и специфическим особенностям регионов.

Новые условия требуют от кураторов гораздо больше времени и трудозатрат. Поэтому назрела необходимость совершенствования системы стимулирования деятельности кураторов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Зубарева С.С. Культурная идентичность современной молодежи в контексте общества потребления // Гуманитарий Юга России.

2018. Т. 7. № 4. С. 127-140.

2. Ардельянова Я.А., Саидов Б.Ш. Факторы и условия инфанти-лизации современной молодежи // Теория и практика общественного развития. 2018. № 4 (122). С. 32-36.

3. Ковров В.В. Проектная деятельность как инновационный ресурс в обеспечении качества профессиональной подготовки студентов в вузе // Проблемы современного педагогического образования.

2019. № 62-2. С. 119-121.

4. Начева Л.В., Акименко Г.В., Додонов М.В. Социально-психологический аспект работы кураторов со студенческой группой //Modern Science. 2020. № 1-3. С. 163-168.

5. Андриенко О.А., Безенкова Т.А., Олейник Е.В. Воспитательная деятельность куратора в период адаптации студентов-первокурсников вуза//Перспективы науки и образования. 2019. № 2 (38). С. 95-107.

6. Петухова Е.А. Проблемы адаптации студентов первого курса и значение роли куратора в их решении // Известия Алтайского государственного университета. 2014. № 2-1 (82). С. 55-57.

7. Белых Т.В. Функции и задачи куратора студенческой академической группы // Педагогика и психология: теория и практика. 2019. № 2 (14). С. 20-26.

8. Бельская Е.Я. Формы организации, сопровождения и поддержки деятельности куратора академической группы // Научно-педагогическое обозрение. 2018. № 3 (21). С. 94-100.

9. Никитина В.В., Куцая А.Ю., Салун С.Н. О проблеме кураторства в современном вузе // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 2. С. 36.

10. Пастухова Е.В., Бакеева Л.В., Гончар Л.И. Специфика воспитательной деятельности кураторов в вузе // Современное образование: содержание, технологии, качество. 2019. Т. 1. С. 572-574.

11. Кондрашева Е.В. Роль куратора и проблемы воспитания в высшей школе//Проблемы высшего образования. 2018. № 1. С. 264-266.

12. Бейлина Н.С. Куратор студенческой группы как субъект воспитательной деятельности вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 33-36.

13. Тукова Е.А., Мазеина А.А. Особенности организации воспитательной работы с помощью кураторов на примере УРГУПС // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. С. 484.

14. Карагодская Ю.С., Устинова Н.П. Искусство быть куратором //Гуманитарные и социальные науки. 2018. № 6. С. 339-345.

15. Барлиани А.Г., Нефедова Г.А., Карнетова И.В. Психолого-педагогические аспекты деятельности куратора // Актуальные вопросы образования. 2017. № 1-2. С. 144-147.

16. Мамчиц Н.А. Роли кураторов и актуальные проблемы в кураторских группах //Глобальный научный потенциал. 2019. № 4 (97). С. 119-121.

17. Бегун В.И. Новые подходы в работе куратора учебной группы //Морской сборник. 2019. Т. 2062. № 1. С. 65-71.

18. Калита О.Н. Роль куратора студенческой группы в учебном процессе вуза // Проблемы высшего образования. 2019. № 1. С. 399402.

19. Ночвина Б.А. Проблемы и задачи, стоящие перед куратором академических групп студентов старших курсов // Бюллетень науки и практики. 2018. Т. 4. № 11. С. 511-515.

20. Миронов И.П., Белозерова Т.А. Роль куратора академической группы в профессиональном самоопределении выпускников политехнического университета на рынке труда // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Строительство и архитектура. 2018. Т. 9. № 1. С. 114-121.

21. Бейлина Н.С. Воспитательная деятельность куратора студенческой группы по формированию общекультурных и профессиональных компетенций // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015. № 2 (26). С. 10-18.

22. Середа А.В., Титова Г.Ю. Кураторская деятельность как средство развития профессиональной компетентности студентов педвуза //Научно-педагогическое обозрение. 2016. № 2 (12). С. 84-91.

23. Мартышенко С.Н. Анализ факторов, влияющих на социальное самочувствие студенческой молодежи в Приморском крае // Социодинамика. 2018. № 11. С. 59-71.

24. Мартышенко Н.С. Оценка перспектив решения проблемы ка-

Типы кураторов 1-ый курс 2-ой курс 3-4-ый курс

Куратор-администратор 0% 8% 5%

Куратор-беззаботный студент 3% 3% 5%

Куратор-информатор 37% 48% 44%

Куратор-организатор 18% 14% 9%

Куратор-пофигист 3% 2% 3%

Куратор-приятель 29% 17% 20%

Куратор-психотерапевт 8% 6% 12%

Куратор-родитель 3% 3% 3%

чества жизни Приморского края в студенческой среде // Alma mater (Вестник высшей школы). 2014. № 12. С. 39-44.

25. Богачева Е.А. Основные сферы жизнедеятельности студентов и их влияние на качество жизни // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5. № 4. С. 367-371.

26. Александрова Е.А., Богачева Е.А. Обеспечение куратором оптимизации качества жизни студентов вузов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2. № 4. С. 397-405.

27. Мирошина Т.А. Педагогическая модель деятельности куратора по формированию гражданской позиции студентов вуза //Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2019. № 4 (44). С. 166-180.

28. Бельская Е.Я. Модель организационно-методического сопровождения и поддержки деятельности кураторов академических групп в современном техническом университете // Научно-педагогическое обозрение. 2019. № 2 (24). С. 83-89.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29. Зайнуллина Л.Н. Основные направления воспитательной деятельности куратора студенческой группы // Инженерный вестник Дона. 2013. № 1 (24). С. 33.

30. Мартышенко С.Н., Мартышенко Н.С. Современные методы обработки маркетинговой информации. Владивосток: Издательство ВГУЭС, 2014. — 148 с.

31. Миронов И.П., Царапина Т.П., Жарова Т.Ю. Новые перспективы и возможности в работе куратора академической группы: учеб.-метод. Пособие — Пермь : Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2015. —170 с.

Статья поступила в редакцию 11.03.2020 Статья принята к публикации 27.08.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.