Научная статья на тему 'Идеальный образ куратора глазами белорусских студентов - будущих специалистов в области физической культуры и спорта'

Идеальный образ куратора глазами белорусских студентов - будущих специалистов в области физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
289
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CURATOR / ACADEMIC GROUP / STUDENT-ATHLETE / MISSION AND VISION OF THE UNIVERSITY / STUDENT'S PERSONAL SPACE / КУРАТОР / АКАДЕМИЧЕСКАЯ ГРУППА / СТУДЕНТ-СПОРТСМЕН / МИССИЯ И ВИДЕНИЕ УНИВЕРСИТЕТА / ЛИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО СТУДЕНТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цымбалюк Елена Анатольевна

Цель статьи представить результаты социологического опроса студентов Белорусского государственного университета физической культуры по поводу их ожиданий касательно профессиональных и личностных качеств потенциального куратора. Актуальность исследования обусловлена рядом факторов. С одной стороны, проводимой в Беларуси работой по нормативному закреплению функций института кураторства в высшей школе, с другой стороны необходимостью тщательного подбора куратора академической группы именно в спортивном вузе, где обучаются как студенты действующие спортсмены, так и студенты, не имеющие серьезных спортивных амбиций. В этой связи важно получить от студентов информацию об их собственных взглядах на суть и перспективы кураторства. Результаты опроса показали, что основополагающим критерием оценки куратора студенты спортивного вуза считают достойные личностные качества последнего. Кроме того, их привлекает куратор с энергичным характером, приятной интонацией голоса, ораторскими способностями и высоким уровнем преподавания своей дисциплины. Менее значимы для респондентов визуальные характеристики физические и половозрастные данные куратора, его стиль одежды и внешняя привлекательность. Респонденты ждут от куратора активного поиска новых форм взаимодействия, в том числе и в виртуальном поле. Ведущую роль куратора они видят перманентно изменяющейся в зависимости от степени зрелости академической группы. Если на младших курсах речь идет о помощи в адаптации студентов к новой социальной среде, о сплочении коллектива, посильном решении бытовых проблем и психологической поддержке в сессионный период, то для групп, стоящих на выпускных позициях, в большей мере актуально содействие куратора в профессиональном самоопределение, в прохождении производственной практики, в поиске первого места работы. Перспективы дальнейших научных исследований могут быть связаны с изучением наличия либо отсутствия зависимости между позицией студентов относительно кураторства и их спортивной специальностью, уровнем спортивного мастерства, гендерной принадлежностью. ;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IDEAL IMAGE OF THE CURATOR THROUGH THE EYES OF BELARUSIAN STUDENTS - FUTURE SPECIALISTS IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

The purpose of the article is to present the results of a sociological survey of students of the Belarusian State University of Physical Education about their expectations regarding the professional ;and personal qualities of a potential curator. The relevance of the study is due to a number of factors. On the one hand, the work carried out in Belarus to standardize the functions of the curator’s institute in higher education, on the other hand, the need to carefully select the curator of the academic group in a sports university, where students are trained as active athletes and students who do not have serious sports ambitions . In this regard, it is important to obtain information from students about their own views on the essence and prospects of curatorial work. The results of the survey showed that students of a sports university consider the worthy personal qualities of the latter to be the fundamental criterion for evaluating a curator. In addition, they are attracted to the curator with an energetic character, pleasant voice intonation, oratorical abilities and a high level of teaching of his discipline. Visual characteristics are less significant for respondents the curator's physical and gender-age data, his style of dress, and visual appeal. Respondents are waiting for the curator to actively search for new forms of interaction, including in the virtual field. They see the leading role of the curator permanently changing depending on the degree of maturity of the academic group. If at junior courses it is about helping to adapt students to a new social environment, rallying the team, resolving everyday problems and psychological support during the sessional period, then for groups in graduation positions, it is more important to assist the curator in professional self-determination, in practical training, in search of the first place of work. Prospects for further research may be related to the study of the presence or absence of dependence between the position of students regarding curatorial and their sports specialty, level of sportsmanship, gender.

Текст научной работы на тему «Идеальный образ куратора глазами белорусских студентов - будущих специалистов в области физической культуры и спорта»

УДК 378.12+378.6:796

ИДЕАЛЬНЫЙ ОБРАЗ КУРАТОРА ГЛАЗАМИ БЕЛОРУССКИХ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Цымбалюк Елена Анатольевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии и истории. Белорусский государственный университет физической культуры. Минск, Беларусь. E-mail: cymbaluk.lena@tut.by

THE IDEAL IMAGE OF THE CURATOR THROUGH THE EYES OF BELARUSIAN STUDENTS — FUTURE SPECIALISTS IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

Tsymbalyuk Elena Anatolyevna

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Philosophy and History. Belarusian State University of Physical Education. Minsk, Belarus. E-mail: cymbaluk.lena@tut.by

Следует цитировать / Citation:

Цымбалюк Е. А. Идеальный образ куратора глазами белорусских студентов — будущих специалистов в области физической культуры и спорта // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. — 2019. — № 5 (16). — С. 54-63. URL: http://journal.asu.ru/ index.php/zosh.

Tsymbalyuk E. A. The ideal image of the curator through the eyes of belarusian students — future specialists in the field of physical culture and sports. Health, Physical Culture and Sports. 2019, 5 (16), рр. 54-63 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh.

Поступило в редакцию / Submitted 08.09.2019

Принято к публикации / Accepted 22.10.2019

Аннотация. Цель статьи — представить результаты социологического опроса студентов Белорусского государственного университета физической культуры по поводу их ожиданий касательно профессиональных и личностных качеств потенциального куратора. Актуальность исследования обусловлена рядом факторов. С одной стороны, проводимой в Беларуси работой по нормативному закреплению функций института кураторства в высшей школе, с другой стороны, необходимостью тщательного подбора куратора академической группы именно в спортивном вузе, где обучаются как студенты — действующие спортсмены, так и студенты, не имеющие серьезных спортивных амбиций. В этой связи важно получить от студентов информацию об их собственных взглядах на суть и перспективы кураторства. Результаты опроса показали, что основополагающим критерием оценки куратора студенты спортивного вуза считают достойные личностные качества последнего. Кроме того, их привлекает куратор с энергичным характером, приятной интонацией голоса, ораторскими способностями и высоким уровнем преподавания своей дисциплины. Менее значимы для ре-

спондентов визуальные характеристики — физические и половозрастные данные куратора, стиль его одежды и внешняя привлекательность. Респонденты ждут от куратора активного поиска новых форм взаимодействия, в том числе и в виртуальном поле. Ведущую роль куратора они видят перманентно изменяющейся в зависимости от степени зрелости академической группы. Если на младших курсах речь идет о помощи в адаптации студентов к новой социальной среде, сплочении коллектива, посильном решении бытовых проблем и психологической поддержке в сессионный период, то для групп, стоящих на выпускных позициях, в большей мере актуально содействие куратора в профессиональном самоопределении, прохождении производственной практики, поиске первого места работы. Перспективы дальнейших научных исследований могут быть связаны с изучением наличия либо отсутствия зависимости между позицией студентов относительно кураторства и их спортивной специальностью, уровнем спортивного мастерства, гендерной принадлежностью.

Ключевые слова: куратор, академическая группа, студент-спортсмен, миссия и видение университета, институт кураторства, личное пространство студента.

Annotation. The purpose of the article is to present the results of a sociological survey of students of the Belarusian State University of Physical Education about their expectations regarding the professional and personal qualities of a potential curator. The relevance of the study is due to a number of factors. On the one hand, the work carried out in Belarus to standardize the functions of the curator's institute in higher education, on the other hand, the need to carefully select the curator of the academic group in a sports university, where students are trained as active athletes and students who do not have serious sports ambitions. In this regard, it is important to obtain information from students about their own views on the essence and prospects of curatorial work. The results of the survey showed that students of a sports university consider the worthy personal qualities of the latter to be the fundamental criterion for evaluating a curator. In addition, they are attracted to the curator with an energetic character, pleasant voice intonation, oratorical abilities and a high level of teaching of his discipline. Visual characteristics are less significant for respondents — the curator's physical and gender-age data, his style of dress, and visual appeal. Respondents are waiting for the curator to actively search for new forms of interaction, including in the virtual field. They see the leading role of the curator permanently changing depending on the degree of maturity of the academic group. If at junior courses it is about helping to adapt students to a new social environment, rallying the team, resolving everyday problems and psychological support during the sessional period, then for groups in graduation positions, it is more important to assist the curator in professional self-determination, in practical training, in search of the first place of work. Prospects for further research may be related to the study of the presence or absence of dependence between the position of students regarding curatorial and their sports specialty, level of sportsmanship, gender.

Keywords: curator, academic group, student-athlete, mission and vision of the university, curator institute, student's personal space.

Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество.

Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три.

Конфуций

Актуальность заявленной проблемы обусловлена определенным несоответствием. С одной стороны, в науке накоплен широкий пласт исследований каса-

тельно истории становления кураторства [13], обоснования теоретико-методологических основ кураторской деятельности [4-8] практических аспектов кураторства [9-11], инно-

вационных способов реализации кураторской практики [12-14] и т. п. С другой стороны, в Беларуси отсутствуют единые законодательные документы по регламентации кураторской деятельности, дающие понимание последней как целостной системы.

Подобная ситуация вполне закономерна, поскольку реальная кураторская практика не может быть абстрактной и должна опираться на ряд факторов частного порядка:

— миссию и видение конкретного вуза — его философию и практическое назначение [15, 16]. В нашем случае миссия Белорусского государственного университета физической культуры — единственного отраслевого учреждения высшего образования Беларуси, состоит в осуществлении подготовки кадров в области физической культуры, спорта и туризма, обеспечении современного уровня образования каждого обучающегося в соответствии с потребностями государства, запросами потребителей и гражданско-со-циальными нормами общества. Соответственно видение университета мыслится как постоянное совершенствование качества образования и научных исследований в области физической культуры, спорта и туризма, стремление улучшить качество жизни и здоровья нации и повысить международный престиж Беларуси [17];

— мнение студентов конкретного вуза относительно эффективности функционирования института кураторства и возможных перспектив его совершенствования. Применительно к студентам спортивного вуза будет весьма полезно: выяснить факторы внешнего и внутреннего плана, влияющие на их первоначальное отношение к куратору; определить границы личного пространства студента, степень его готовности к сближению с куратором и возможные сферы такого сближения; изучить типичные представления респондентов

о задачах и обязанностях куратора студенческой академической группы.

Цель данной статьи — представить результаты социологического опроса белорусских студентов — будущих специалистов в области физической культуры и спорта по заявленной проблеме. Предмет исследования — ожидания студентов спортивного вуза относительно ряда профессиональных, личностных и деловых качеств потенциального куратора. Объект исследования — социологическая информация, полученная от студентов дневного отделения Белорусского государственного университета физической культуры. Социологическое исследование проходило в феврале — марте 2019 г. Контингент обследуемых — студенты третьего курса дневной формы получения образования как наиболее типичные представители студенческого сообщества, обучающиеся по специальностям: 1-88 01 01 «Физическая культура (по направлениям)», 1-88 01 02 «Оздоровительная и адаптивная физическая культура (по направлениям)», 1-88 01 03 «Физическая реабилитация и эрготерапия (по направлениям)», 1-88 02 01 «Спортивно-педагогическая деятельность(по направлениям)», 1-8902 01 «Спортивно-туристская деятельность (по направлениям)». Средний возраст респондентов — 20 лет. Выборочная совокупность составила 300 человек (63 % от генеральной совокупности — всех студентов-третьекурсников университета), разновидность выборки — непропорциональная стратифицированная, отбор в рамках каждого подмножества — простой случайный.

Результаты социологического опроса показали следующее. Основополагающим критерием оценки куратора студенты считают его достойные личностные качества. Кроме того, их привлекает куратор с энергичным характером, приятной интонацией голоса, ораторскими способностями и высоким уровнем преподавания своей дисциплины. Менее значимы для респондентов визуальные характеристики — физические и половозрастные данные куратора, стиль его одежды и внешняя привлекательность (см. табл. 1).

Таблица 1

Ответы респондентов на вопрос «У каждой студенческой академической группы есть куратор. Что для Вас касательно куратора имеет принципиальное значение (определитесь по каждой позиции)?»

№ п/п Характеристики куратора Количество голосов,%

1.1 Человеческие качества 100

1.2 Инициативность 74

1.3 Интонация голоса и манера речи 65

1.4 Соответствие специальности куратора Вашей будущей специальности 65

1.5 Высокий уровень преподавания своего предмета 63

1.6 Физическая форма 25

1.7 Стиль одежды 21

1.8 Достигнутые спортивные результаты 16

1.9 Внешняя привлекательность 14

1.10 Возраст 14

1.11 Половая принадлежность 2

Для большинства опрошенных роль куратора на протяжении всех лет обучения в спортивном вузе, несомненно, является значимой (табл. 2).

Таблица 2

Ответы респондентов на вопрос «На каких этапах обучения необходима помощь куратора?»

№ п/п Варианты ответов Количество голосов,%

2.1 На протяжении всех лет обучения 84

2.2 На младших курсах 16

2.3 На старших курсах —

При этом в понимании типа кураторства демонстрируется широкий разброс позиций. Равное количество респондентов, приблизительно по четверти от числа опрошенных, считают, что единственная задача куратора должна состоять либо в своевременной передаче студентам необходимой информации при сохранении для академической группы полной самостоятельности, либо в осуществлении куратором родительских функций со всеобъемлющей опекой вузовской и частной жизни студентов, либо в установлении со студентами приятельских отношений на основе совместного времяпрепровождения без соблюдения статусных различий.

Ответы респондентов на вопрос

Немногим более 10% ждут от куратора проявления организаторских качеств — от выбора старосты группы, разрешения учебных и межличностных конфликтов до организации широкого спектра внеучебных мероприятий. Малая часть опрошенных в своих симпатиях склоняется к формализованной кураторской практике и наделяет последнюю сугубо контролирующими функциями. Еще меньший процент, напротив, ищет в кураторе внимательного слушателя, советчика и утешителя. Однозначно неинтересен опрошенным образ номинального куратора, не выполняющего какие-либо кураторские функции в принципе (табл. 3).

Таблица 3

«Какой тип куратора Вам близок?»

№ п/п Варианты ответов Количество голосов,%

3.1 Куратор — «информатор» 25

3.2 Куратор — «организатор» 13

3.3 Куратор — «психотерапевт» 4

3.4 Куратор — «родитель» 26

3.5 Куратор — «приятель» 24

3.6 Куратор — «беззаботный студент» —

3.7 Куратор — «администратор» 8

Соответственно обозначенным выше позициям респонденты расходятся и по вопросу о степени духовной близости с куратором, разделившись на две равные в рамках ста-

тистической погрешности группы — радеющих за доверительные отношения с куратором и ограничивающихся доброжелательными, но сугубо деловыми отношениями (табл. 4).

Таблица 4

Ответы респондентов на вопрос «На Ваш взгляд, необходимо ли установление доверительных отношений между куратором и студентами?»

№ п/п Варианты ответов Количество голосов, %

4.1 Да, куратор должен стать близким каждому студенту человеком 52

4.2 Нет, достаточно иметь с куратором доброжелательные, но сугубо деловые, формальные отношения 48

Причем респонденты прекрасно осознают тот факт, что для налаживания с куратором оптимальных отношений требуется искреннее желание и кропотливая работа с обеих сторон (табл. 5).

Таблица 5

Ответы респондентов на вопрос «На Ваш взгляд, для оптимального контакта студента с куратором чьи усилия прежде всего необходимы?»

№ п/п Варианты ответов Количество голосов, %

5.1 Прежде всего усилия со стороны студента —

5.2 Прежде всего усилия со стороны куратора 9

5.3 Обоюдное движение куратора и студента навстречу друг другу 91

Таблица 6

Ответы респондентов на вопрос «Какие формы и содержательные аспекты работы с куратором Вам в большей мере нравятся?»

№ п/п Формы работы Количество голосов, средний балл

6.1 Беседы куратора с группой по вопросам будущего трудоустройства 8,1

6.2 Индивидуальные беседы с куратором на разнообразные темы 7,8

6.3 Совместное участие в массовых мероприятиях университета: спортивных соревнованиях, концертах, праздниках, выставках, торжественных собраниях, волонтерских мероприятиях и т. п. 7,7

6.4 Совместное участие в неофициальных мероприятиях — днях рождения студентов группы, экскурсиях, пикниках на природе и т. п. 7,5

6.5 Тематические беседы с группой по актуальным вопросам физической культуры и спорта 7,3

6.6 Совместное участие в научных мероприятиях — конференциях, коллоквиумах, методологических и научно-методических семинарах 6,7

6.7 Кураторский час с обсуждением насущных учебных вопросов 6,7

6.8 Тематические беседы с группой по вопросам охраны здоровья, медицины 6,5

6.9 Тематические беседы с группой на экономические темы 5,1

6.10 Тематические беседы с группой по вопросам искусства 5,1

6.11 Тематические беседы с группой на политические темы 5

Для студентов-спортсменов приемлемы как групповые, так и индивидуальные формы работы с куратором. На приоритетных позициях в содержательном плане находится коммуникативное взаимодействие по вопросам будущего трудоустройства и актуальным про-

блемам физической культуры и спорта. Вызывает заинтересованность и совместное участие с куратором в официальных и неофициальных мероприятиях массового и локального характера — спортивных, развлекательных, волонтерских. Не рождают особого энтузиазма

попытки куратора привлечь студентов к научной деятельности, обсудить в публичном пространстве вопросы медицинского, экономического, политического характера и значимые события из мира искусства. Очевидно, что студенты ожидают нового формата общения с куратором; классический кураторский час с обсуждением текущих учебных вопросов их явно не вдохновляет (см. табл. 6).

Больше половины респондентов отнеслись положительно к идее интернет-общения с куратором (табл. 7) и предложению определить в качестве помощника куратору успешного студента-старшекурсника (табл. 8).

Таблица 7

Ответы респондентов на вопрос «Интересно было бы Вам интернет-общение с куратором?»

№ п/п Варианты ответов Количество голосов,%

7.1 Да 52

7.2 Нет 48

Таблица 8 Ответы респондентов на вопрос «Как Вы относитесь к ситуации, когда в качестве помощника куратора выступает успешный студент-старшекурсник?»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ п/п Варианты ответов Количество голосов,%

8.1 Положительно 63

8.2 Отрицательно 37

Студентам-спортсменам импонирует стремление ряда кураторов интересоваться их здоровьем, которое является основополагающим фактором для карьерного роста в сфере физической культуры и спорта (табл. 9).

Таблица 9 Ответы респондентов на вопрос «Как Вы относитесь к стремлению ряда кураторов интересоваться состоянием здоровья студентов?»

№ п/п Варианты ответов Количество голосов,%

9.1 Положительно 91

9.2 Отрицательно 9

Одновременно более половины респондентов не готовы «впускать» кураторов в свою личную жизнь (табл. 10) и жизнь своей семьи (табл. 11), а также не склонны слушать советы по поводу изменения образа жизни (табл. 12).

Таблица 10 Ответы респондентов на вопрос «Как Вы относитесь к стремлению ряда кураторов интересоваться частной (личной) жизнью студента?»

№ п/п Варианты ответов Количество голосов,%

10.1 Положительно 41

10.2 Отрицательно 59

Таблица 11

Ответы респондентов на вопрос «Как Вы относитесь к стремлению ряда кураторов наладить общение с родителями студентов?»

№ п/п Варианты ответов Количество голосов,%

11.1 Положительно 45

11.2 Отрицательно 55

Таблица 12

Ответы респондентов на вопрос «Как Вы относитесь к стремлению ряда кураторов влиять на образ жизни студента — распорядок дня, культуру питания, организацию свободного времени, внешний облик студента?»

№ п/п Варианты ответов Количество голосов,%

12.1 Положительно 45

12.2 Отрицательно 55

Основное предназначение куратора в спортивном вузе видится анкетируемыми в адаптации и социализации первокурсников, оказании помощи в процессе прохождения производственной практики, профессиональном самоопределении и будущем трудоустройстве студентов. Далее, по мере убывания, опрошенные рассчитывают на содействие куратора по сплочению академической группы, организацию знакомства с выдающимися отечественными спорт-

сменами и тренерами с целью заимствования у них ценного профессионального и жизненного опыта, содействие в решении типичных учебных и жизненных ситуаций — от организации учебной и сессионной деятельности и налаживания психологического контакта

Около половины респондентов не волнует динамический аспект деятельности куратора. Для остальной части опрошенных предпочтителен куратор с позитивным взглядом на мир, отличающийся энергичностью, работоспособностью и активностью. В значительно меньшей мере в роли куратора студенты хотели бы видеть склонного к доминированию, порывистого человека, равно как и медлительную и невозмутимую личность. Однозначно не интересен респондентам легкоранимый, интро-вертивный и глубоко эмоционально переживающий любую ситуацию куратор (табл. 14).

с преподавателями до получения койко-мест в общежитии. В заметно меньшей степени студенты нуждаются в разъяснении им целей и задач университета, в обсуждении научных вопросов, в советах медицинского, финансового и личностного порядка (табл. 13).

Таблица 14 Ответы респондентов на вопрос «Куратор с преобладанием какого темперамента Вам в большей мере симпатичен?»

№ п/п Варианты ответов Количество го-лосов,%

14.1 Это для меня неважно 46

14.2 Сангвиник 40

14.3 Холерик 7

14.4 Флегматик 7

14.5 Меланхолик —

Таблица 13

Ответы респондентов на вопрос «Какой Вы видите основную миссию куратора академической студенческой группы в спортивном вузе?»

№ п/п Предполагаемая миссия куратора Количество голосов, средний балл

13.1 Адаптация первокурсника к обучению в вузе 8,7

13.2 Советы по поводу прохождения производственной практики 8,4

13.3 Помощь в профессиональном самоопределении студентов и будущем трудоустройстве 8

13.4 Сплочение студенческой группы, создание в группе комфортной психологической атмосферы 7,8

13.5 Знакомство группы с выдающимися отечественными спортсменами и тренерами с целью заимствования у них ценного профессионального и жизненного опыта 7,8

13.6 Разрешение возможных конфликтных ситуаций между студентами и преподавательским составом 7,7

13.7 Советы (возможно, помощь) в организации учебы 7,6

13.8 Советы по поводу сдачи сессии 7,5

13.9 Советы по поводу ликвидации задолженностей 7,4

13.10 Разрешение возможных конфликтных ситуаций в студенческой группе 7,3

13.11 Распределение койко-мест в общежитии либо помощь в поиске съемного жилья 7,1

13.12 Разъяснение студентам целей и задач, стоящих перед университетом 6,5

13.13 Приобщение студентов к научной деятельности 6,4

13.14 Советы по поводу поиска подработки 6

13.15 Советы по медицинским вопросам 6

13.16 Опека в первые годы трудовой деятельности в качестве молодого специалиста 6

13.17 Советы по поводу манеры поведения студента 5,7

13.18 Помощь в организации режима дня студентов 5,5

13.19 Помощь в организации тренировочного процесса 5,5

13.20 Советы по поводу внешнего облика студента 5,4

13.21 Советы в личной жизни 5

13.22 Организация свободного времени студентов 4,3

Результаты социологического исследования показали следующее. Белорусские студенты — будущие специалисты в сфере физической культуры и спорта неравнодушны к институту кураторства. В роли куратора они хотели бы видеть состоявшегося в профессиональном отношении человека с высокими морально-нравственными принципами и активной жизненной позицией, обладающего даром убеждения и ораторскими способностями.

Палитра формальных и неформальных обязанностей куратора, по мнению респондентов, должна быть весьма разнообразна — от выполнения информационных, родительских и приятельских функций до осуществления организационно-административных и психотерапевтических процедур. При этом к выполнению куратором данных функций желательно подходить дифференцированно, в зависимости от того, в какой мере каждый из студентов группы готов допустить куратора в свое личное пространство.

Студенты спортивного вуза ждут от куратора активного поиска новых форм взаимодействия, в том числе и в виртуальном поле. Ведущую роль куратора они видят перманентно изменяющейся в зависимости от степени зрелости академической группы. Если на младших курсах речь идет о помощи в адаптации студентов к новой социальной среде, о сплочении коллектива, посильном решении бытовых проблем и психологической поддержке в сессионный период, то для групп, стоящих на выпускных позициях, в большей мере актуально содействие куратора в профессиональном самоопределении, прохождении производственной практики, поиске первого места работы.

В будущем было бы полезно изучить наличие либо отсутствие зависимости между позицией студентов спортивного вуза относительно кураторства и их спортивной специальностью, уровнем спортивного мастерства, гендерной принадлежностью.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Буянова Г. В. К вопросу об исторических предпосылках создания института кураторства в вузе // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 171-175.

2. Дегтярев А., Галиуллина С. Попечительство и благотворительность в сфере образования в Российской империи // Социальная политика и социальное партнерство. 2010. № 7. С. 84-89.

3. Мисюрев М. В. История возникновения и развития кураторства в России // Проблемы социализации личности в контексте непрерывного профессионального образования : материалы Междунар. науч.-прак. конф. Санкт-Петербург, 11 апреля 2014 г. СПб., 2014. С. 85-89.

4. Балакирева Н. А. Роль вузовского куратора в формировании социальной активности будущего специалиста // Вестник Московского государственного областного гуманитарного института. 2012. № 1. С. 5-7.

5. Крайнов А. Л. Куратор как агент социализации в высшем учебном заведении // Актуальные проблемы воспитания в образовательном процессе вуза : материалы Межвузов. науч.-прак. конф. / под общ. ред. О. М. Поповой. Саратов, 2017. С. 63-66.

6. Мандель Б. Р. Кураторство: поиски смысла и оправдания // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2013. № 4 (12). С. 29-36.

7. Стеценко Е. О. Кураторство как профессиональная функция преподавателя университета // Modern science: theoretical and practical look : материалы XXXI Междунар. науч.-прак. конф. Москва, 29 января 2018 г. Астрахань, 2018. C. 231-234.

8. Киреева О. Ф. Коммуникационный консалтинг как инструмент кураторской деятельности // Вестник Российского университета кооперации. 2015. № 1 (19). С. 128-130.

9. Лабзина Ю. Е., Трусова Е. А. Инструмент педагогической власти в деятельности куратора студенческой группы // Проблемы высшего образования. 2017. Т. 2. С. 130-133.

10. Маннанов М. М., Атнагулов, А. И. О различных формах кураторской работы // Научный альманах. 2016. № 9-1 (23). С. 292-294.

11. Акутина С. П., Щелина Т. Т. Современные модели кураторства в высшем образовании // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2016. № 1 (41). С. 173.

12. Богачева Е. А. Современный имидж куратора студенческой группы // Известия Саратовского ун-та. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 18. Вып. 3. С. 339-343.

13. Шаталова Е. А., Свиридов А. Н. Инновационный потенциал кураторства в социально-педагогическом пространстве вуза // Модернизация профессионально-педагогического образования: тенденции, стратегия, зарубежный опыт : материалы Междунар. науч.-прак. конф. Барнаул, 13-15 октября 2014 г. Барнаул, 2014. С. 220-222.

14. Щелина Т. Т. Социальное воспитание в системе уровневого психолого-педагогического образования: опыт моделирования // Педагогическое образование и наука. 2016. № 4. С. 30-34.

15. Mission & Vision — University of Illinois System. URL: https://www.uillinois.edu/about/mission (дата доступа: 11.04.2019).

16. Uniwersytet SMART / Gdanski politechnika. URL: https://pg.edu.pl (дата досутпа: 11.04.2019).

17. План работы Белорусского государственного университета физической культуры на 20182019 учебный год. Минск, 2018. 162 с.

REFERENCES

1. Bujanova G. V. K voprosu ob istoricheskih predposylkah sozdanija instituta kuratorstva v vuze // Baltijskij gumanitarnyj zhurnal. 2018. T. 7. № 3 (24). S. 171-175 (in Russian).

2. Dektjarev A., Galiullina S. Popechitel'stvo i blagotvoritel'nost' v sfere obrazovanija v Rossijskoj imperii // Social'naja politika i social'noe partnerstvo. 2010. № 7. S. 84-89 (in Russian).

3. Misjurev M. V. Istorija vozniknovenija i razvitija kuratorstva v Rossii // Problemy socializacii lichnosti v kontekste nepreryvnogo professional'nogo obrazovanija: material. Mezhdunar. nauch.-prak. konf., Sankt-Peterburg, 11 aprelja 2014 g. SPb., 2014. S. 85-89 (in Russian).

4. Balakireva N. A. Rol' vuzovskogo kuratora v formirovanii social'noj aktivnosti budushhego specialista // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo gumanitarnogo instituta. 2012. № 1. S. 5-7 (in Russian).

5. Krajnov A. L. Kuratora kak agent socializacii v vysshem uchebnom zavedenii // Aktual'nye problemy vospitanija v obrazovatel'nom processe vuza: sb. statej Mezhvuzov. nauch.-prak. konf., Saratov, 1 fevralja — 1 marta 2017 g.; pod obshh. red. O. M. Popovoj. Saratov, 2017. S. 63-66 (in Russian).

6. Mandel' B. R. Kuratorstvo: poiski smysla i opravdanija // Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2013. № 4 (12). S. 29-36 (in Russian).

7. Stecenko E. O. Kuratorstvo kak professional'naja funkcija prepodavatelja universiteta // Modern science: theoretical and practical look: sb. trudov XXXI Mezhdunar. nauch.-prak. konf. Moskva, 29 janvarja 2018 g. Astrahan, 2018. S. 231-234 (in Russian).

8. Kireeva O. F. Kommunikacionnyj konsalting kak instrument kuratorskoj dejatel'nosti // Vestnik Rossijskogo universiteta kooperacii. 2015. № 1 (19). S. 128-130 (in Russian).

9. Labzina Ju. E., Trusova E. A. Instrument pedagogicheskoj vlasti v dejatel'nosti kuratora studencheskoj gruppy // Problemy vysshego obrazovanija. T. 2. 2017. S. 130-133 (in Russian).

10. Mannanov M. M., Atnagulov A. I. O razlichnyh formah kuratorskoj raboty // Nauchnyj al'manah. 2016. № 9-1 (23). S. 292-294 (in Russian).

11. Akutina S. P., Shhelina T. T. Sovremennye modeli kuratorstva v vysshem obrazovanii // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. 2016. № 1 (41). S. 173 (in Russian).

12. Bogacheva E. A. Sovremennyj imidzh kuratora studencheskoj gruppy // Izv. Saratovskogo un-ta. Ser. Filosofija. Psihologija. Pedagogika. 2018. T. 18. Vyp. 3. S. 339-343 (in Russian).

13. Shatalova E. A., Sviridov A. N. Innovacionnyj potencial kuratorstva v social'no-pedagogicheskom prostranstve vuza // Modernizacija professional'no-pedagogicheskogo obrazovanija: tendencii, strategija,

zarubezhnyj opyt: material. Mezhdunar. nauch.-prak. konf., Barnaul, 13-15 oktjabrja 2014 g. Barnaul, 2014. S. 220-222 (in Russian).

14. Shhelina T. T. Social'noe vospitanie v sisteme urovnevogo psihologo-pedagogicheskogo obrazovanija: opyt modelirovanija // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2016. № 4. S. 30-34 (in Russian).

15. Mission & Vision — University of Illinois System (in English). URL: https://www.uillinois.edu/ about/mission (data dostupa: 11.04.2019).

16. Uniwersytet SMART / Gdanski politechnika (in English). URL: https://pg.edu.pl. (data dostupa: 11.04.2019).

17. Plan raboty Belorusskogo gosudarstvennogo universiteta fizicheskoj kul'tury na 2018-2019 uchebnyj god. Minsk, 2018.162 s. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.