Научная статья на тему 'Роль куратора в воспитательном процессе высших учебных заведений (на примере Курского государственного медицинского университета)'

Роль куратора в воспитательном процессе высших учебных заведений (на примере Курского государственного медицинского университета) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
390
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРАТОР СТУДЕНЧЕСКИХ ГРУПП / КУРАТОРСТВО / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / КУРАТОРСКИЙ ЧАС / СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ ГРУППЫ / ФУНКЦИИ КУРАТОРА / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ / STUDENT GROUPS' CURATOR / CURATORSHIP / HIGHER EDUCATION INSTITUTION / EDUCATIONAL PROCESS / CURATORIAL HOUR / GROUP SOCIAL PASSPORT / CURATOR FUNCTIONS / PERSONALITY-ORIENTED APPROACH / CORPORATE CULTURE / FIRST-YEAR STUDENTS ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитриева Дарья Дмитриевна

Известно, что в настоящее время главная цель системы высшего образования в России заключается в формировании профессионально и социально компетентной личности специалиста, способного к самообразованию и самовоспитанию. Высококвалифицированный специалист должен обладать не только определёнными знаниями, умениями и навыками, но и высокими нравственными качествами. Данный факт обусловливает важность системы воспитания в высших учебных заведениях. В статье рассматривается роль куратора студенческих групп в воспитательном процессе вузов на примере Курского государственного медицинского университета. Автором представлены такие основные функции куратора как организационная, информативная, контролирующая, коммуникативная и творческая. Выделены условия эффективности воспитательной работы в студенческой группе, определены главные принципы деятельности куратора, а также её основные цели и задачи. В статье представлены примеры оформления социального паспорта группы и тематического плана воспитательной работы куратора. В результате исследования автор делает вывод, что кураторство является достаточно эффективной системой взаимодействия студентов и преподавателей. Куратор вносит значительный вклад в координирование учебно-воспитательного процесса в высших учебных заведениях. Материал исследования может быть положен в основу разработки методических рекомендаций для кураторов студенческих групп первого курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CURATOR`S ROLE IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS (ON THE EXAMPLE OF KURSK STATE MEDICAL UNIVERSITY)

It is known that at present the main purpose of the higher education system in Russia is to form a professionally and socially competent specialist personality capable of self-education. A highly qualified specialist must possess not only certain knowledge, skills and abilities, but also high moral qualities. This fact determines the importance of the upbringing system in higher educational institutions. The article examines the role of the student groups’ curator in the universities upbringing process on the example of Kursk State Medical University. The author presents such basic functions of the curator as organizational, informative, controlling, communicative and creative. The conditions for the upbringing work effectiveness in the student group are singled out, the main principles of the curator's activity are defined, as well as its main purposes and tasks. The article presents the examples of the group social passport and the thematic plan of the curator educational work. As a result of the research, the author concludes that curating is a sufficiently effective system of interaction between students and teachers. The curator makes a significant contribution to the coordination of the educational and upbringing processes in higher educational institutions. The research material can be the basis for developing the methodological recommendations for first-year student groups’ curators.

Текст научной работы на тему «Роль куратора в воспитательном процессе высших учебных заведений (на примере Курского государственного медицинского университета)»

педагогические науки

Дмитриева Дарья Дмитриевна РОЛЬ КУРАТОРА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ...

УДК 378.1

РОЛЬ КУРАТОРА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ КУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА)

© 2018

Дмитриева Дарья Дмитриевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры «Русский язык и культура речи» Курский государственный медицинский университет (305041,Россия, Курск, улица Карла Маркса, 3а, e-mail: [email protected])

Аннотация. Известно, что в настоящее время главная цель системы высшего образования в России заключается в формировании профессионально и социально компетентной личности специалиста, способного к самообразованию и самовоспитанию. Высококвалифицированный специалист должен обладать не только определёнными знаниями, умениями и навыками, но и высокими нравственными качествами. Данный факт обусловливает важность системы воспитания в высших учебных заведениях. В статье рассматривается роль куратора студенческих групп в воспитательном процессе вузов на примере Курского государственного медицинского университета. Автором представлены такие основные функции куратора как организационная, информативная, контролирующая, коммуникативная и творческая. Выделены условия эффективности воспитательной работы в студенческой группе, определены главные принципы деятельности куратора, а также её основные цели и задачи. В статье представлены примеры оформления социального паспорта группы и тематического плана воспитательной работы куратора. В результате исследования автор делает вывод, что кураторство является достаточно эффективной системой взаимодействия студентов и преподавателей. Куратор вносит значительный вклад в координирование учебно-воспитательного процесса в высших учебных заведениях. Материал исследования может быть положен в основу разработки методических рекомендаций для кураторов студенческих групп первого курса.

Ключевые слова: куратор студенческих групп, кураторство, высшее учебное заведение, воспитательный процесс, кураторский час, социальный паспорт группы, функции куратора, личностно-ориентированный подход, корпоративная культура, адаптация первокурсников.

THE CURATORS ROLE IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS (ON THE EXAMPLE OF KURSK STATE MEDICAL UNIVERSITY)

© 2018

Dmitrieva Darya Dmitrievna, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer of the department «Russian language and speech culture» Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, 3a, e-mail: [email protected])

Abstract. It is known that at present the main purpose of the higher education system in Russia is to form a professionally and socially competent specialist personality capable of self-education. A highly qualified specialist must possess not only certain knowledge, skills and abilities, but also high moral qualities. This fact determines the importance of the upbringing system in higher educational institutions. The article examines the role of the student groups' curator in the universities upbringing process on the example of Kursk State Medical University. The author presents such basic functions of the curator as organizational, informative, controlling, communicative and creative. The conditions for the upbringing work effectiveness in the student group are singled out, the main principles of the curator's activity are defined, as well as its main purposes and tasks. The article presents the examples of the group social passport and the thematic plan of the curator educational work. As a result of the research, the author concludes that curating is a sufficiently effective system of interaction between students and teachers. The curator makes a significant contribution to the coordination of the educational and upbringing processes in higher educational institutions. The research material can be the basis for developing the methodological recommendations for first-year student groups' curators.

Key words: student groups' curator, curatorship, higher education institution, educational process, curatorial hour, group social passport, curator functions, personality-oriented approach, corporate culture, first-year students adaptation.

Современная система высшего образования в России претерпевает значительные изменения. В настоящее время её главная цель заключается в формировании профессионально и социально компетентной личности специалиста, способного к самообразованию и самовоспитанию. Таким образом, для настоящего профессионала важны не только знания, умения и навыки, которыми он обладает, но и нравственные качества. Это особенно необходимо для будущего специалиста-медика. В данном вопросе большая роль отводится системе воспитания в высших учебных заведениях [1-4]. В соответствии со второй статьёй Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» образование представляет собой единый и целенаправленный процесс воспитания и обучения, а также совокупность получаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций. Итак, образование нацелено на духовно-нравственное, интеллектуальное, творческое, физическое и профессиональное развитие будущего специалиста. Воспитание определяется, в свою очередь, в данном законе как деятельность, которая направлена на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации, основанных на социокультурных и духовно-нравственных ценностях, а также правилах и нормах поведения, принятых в обществе [5].

По мнению многих педагогов и методистов в воспитательном процессе высших учебных заведений главная роль принадлежит куратору студенческих групп. Отметим, что кураторство представляет собой достаточно важную и эффективную систему взаимодействия преподавателей и студентов. Куратор помогает студентам первого курса осознать их новую социальную роль. Его деятельность включает в себя решение вопросов, касающихся учебного процесса в университете, внеучебной деятельности студентов и их индивидуальных проблем, межличностных отношений в группе, а также включение студентов в общественную и социально-значимую деятельность. Таким образом, преподаватель, который выполняет функции куратора, является посредником между студентами и сложной структурой жизнедеятельности университета [6-10].

Рассмотрим роль куратора и его функции в воспитательном процессе высших учебных заведений на примере Курского государственного медицинского университета. Выделим следующие основные функции куратора студенческих групп в вузе: организационная, информативная, контролирующая, коммуникативная и творческая. Рассмотрим подробно содержание данных функций. Итак, организационная функция заключается в структурировании куратором внеучебной жизни студенческой группы. Информативная функция предпола-

Dmitrieva Darya Dmitrievna pedagogical

THE CURATORS ROLE ... sciences

гает своевременное сообщение студентам необходимой информации, касающейся учебных и внеучебных мероприятий. Под контролирующей или административной функцией подразумевают контроль посещаемости и успеваемости студентов, с последующим анализом на кураторских часах. Выполняя коммуникативную функцию, куратор обеспечивает и поддерживает благоприятную психологическую атмосферу в курируемой студенческой группе, а также структурирует внутригрупповые отношения и принимает непосредственное участие в жизни студентов в качестве формального лидера. Под творческой функцией куратора понимают расширение его деятельности, связанное с индивидуальными потребностями и способностями [11-14].

Рассмотренные нами функции куратора студенческих групп в вузе формируют круг его обязанностей. Однако стоит отметить, что творческая функция куратора обусловлена в большей степени его личной заинтересованностью участия в жизни студенческой группы. Кураторская работа должна быть целенаправленна, мотивированна и продуктивна. Отметим, что для наибольшей эффективности воспитательной работы в студенческой группе, необходимо соблюдать ряд условий.

Во-первых, план работы куратора должен быть согласован с содержанием и требованиями учебного процесса, а также его графиком.

Во-вторых, деятельность куратора должна включать такие направления работы, как содействие в профессиональном самоопределении и формирование корпоративной культуры; воспитание патриотизма, гражданственности; поддержка талантливой молодёжи и её социальных инициатив; помощь студентам, находящимся в трудных жизненных ситуациях; формирование здорового образа жизни.

В-третьих, куратор должен обеспечивать систематичность и последовательность в воспитании, а также использовать разнообразные формы и методы организации воспитательной работы в студенческой группе [15,16].

Необходимо отметить, что куратор студенческих групп КГМУ осуществляет организационную и воспитательную деятельность, руководствуясь Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Программой стратегического развития университета, Уставом университета, Концепцией воспитания в вузе, а также другими нормативными документами, регламентирующими учебный и воспитательный процесс в вузе [17,18].

Определим следующие основные принципы деятельности куратора: личностно-ориентированный подход к каждому студенту; взаимодействие со студенческим активом; включённость в дела и проблемы группы; развитие самоуправления. Главная цель работы куратора студенческих групп КГМУ заключается в том, чтобы способствовать адаптации студентов первого курса к обучению в университете, повышению качества учебного процесса, а также совершенствованию воспитательной работы в вузе [19].

В соответствии с данной целью определяются следующие основные задачи деятельности куратора студенческих групп первого курса:

- информационное сопровождение организации жизни и деятельности студентов, содействие социальной адаптации, оказание им помощи в усвоении и выполнении установленных норм и правил внутреннего распорядка в университете, их прав и обязанностей;

- духовно-нравственное и интеллектуальное развитие студентов, формирование у них навыков здорового образа жизни;

- формирование в студенческой среде основополагающих нравственных ценностей, идей и убеждений;

- создание благоприятного психологического климата в группе и организация культурного досуга студентов, вовлечение их в различные формы внеучебной де-6

ятельности;

- развитие традиций университета, формирование у студентов добросовестного отношения к учёбе, трудолюбия, а также конкурентоспособности в соответствующей сфере деятельности [20,21].

В начале учебного года состоится знакомство куратора с группами, составляются их социальные паспорта на основе сведений, полученных о каждом студенте в результате анкетирования. В результате личного общения со студентами курируемых групп и проведённого анкетирования преподаватель даёт их краткую характеристику. Образец социального паспорта студенческой группы представлен в таблице 1.

Таблица 1 - Социальный паспорт группы

СОЦ групп ИАЛЬНЫИ ПАСПОРТ 1 курса лечебного факультета ты .№1

l Общее число студентов

2 Женский пол Мужской пол

3 Бюджетное обучение

4 Наличие среднего специального образования

5 Куряне Иногородние: студенты, проживающие в общежитии студенты, проживающие на съёмной квартире

б Семейное положение: в браке нет

l Наличие детей: да нет

8 Включенность в Центр культуры и досуга: да (название секции, клуба) нет (причина)

9 Включенность в волонтёрство: да (название волонтёрского движения) нет (причина)

lO Включенность в спортивные секции КГМУ: да (название секции) нет (причина)

ll Трудная жизненная ситуация: инвалидность (группа) сиротство проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом малообеспеченная семья

l2 Включенность в деятельность студенческих общественных организаций: студенческое научное общество студенческий профком студенческий совет совет обучающихся по качеству образования совет общежитий другие клубы

С учётом данных социального паспорта группы, а также на основании плана воспитательной работы университета, факультета и соответствующей кафедры куратором составляется план работы на первый семестр текущего учебного года. Отметим, что он может включать в себя форматы индивидуальной и групповой работы. Индивидуальная работа предполагает контроль посещения занятий и успеваемости; помощь в адаптации, решении бытовых вопросов и т.д. Под групповой рабой подразумевают, проведение кураторских часов, организацию экскурсий, акций, концертов и других мероприятий [22].

В планировании воспитательной работы куратора также принимает участие актив группы. В процессе работы план может уточняться и дополняться. Следует отметить, что план работы со студентами составляется куратором на один семестр. Это связано с тем, что после первого семестра проводится повторное анкетирование первокурсников, в результате которого задачи воспитательной работы могут быть скорректированы.

Пример тематического плана куратора студенческих групп Курского государственного медицинского уни-

Karelian Scientific Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)

педагогические науки

Дмитриева Дарья Дмитриевна РОЛЬ КУРАТОРА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ...

верситета представлен в таблице 2.

Таблица 2 - Тематический план куратора 1 курса учебной группы №1 лечебного факультета КГМУ на осенний семестр

№ Наименование мероприятия Дата

1. Кураторский час. Встреча и знакомство с группами. Выбор актива групп. Анкетирование студентов с целью сбора общих сведений. Изучение интересов студентов. Информационно-разъяснительная беседа о местонахождении деканатов, кафедр, учебных аудиторий, общежитий, библиотеки и других структур университета, обеспечивающих учебно-воспитательный процесс. сентябрь

2. Контроль посещаемости и успеваемости студентов. сентябрь

3. Кураторский час. Анализ успеваемости и посещения занятий студентами. сентябрь

4. Знакомство с городом. Посещение музеев, кинотеатров, театров и т.д. сентябрь - декабрь

5. Участие в мероприятиях, организованных в КГМУ сентябрь-декабрь

6. Анкетирование с целью изучения личности каждого студента, уровня воспитанности и культуры. октябрь

7. Кураторский час «Правила поведения в университете и за его пределами» Круглый стол «История и традиции вуза» октябрь

8. Контроль посещаемости и успеваемости студентов. октябрь

9. Кураторский час. Анализ успеваемости и посещения занятий студентами. октябрь

10. Кураторский час. Диспут клуб «Здоровый образ жизни. Профилактика вредных привычек» ноябрь

11. Контроль посещаемости и успеваемости студентов. ноябрь

12. Кураторский час. Анализ успеваемости и посещения занятий студентами. ноябрь

13. Кураторский час. Деловая игра: «Каким должен быть настоящий врач»? декабрь

14. Кураторский час «Подготовка к сессии» Ознакомление с «Положением о курсовых, экзаменах и зачётах» декабрь

15. Контроль посещаемости и успеваемости студентов. декабрь

16. Кураторский час. Анализ успеваемости и посещения занятий студентами. декабрь

В конце каждого семестра куратор составляет отчёт о проделанной работе, включающий анализ и выводы. В нём должны быть отражены следующие данные:

- периодичность групповой и индивидуальной воспитательной работы;

- изменения, которые произошли у студентов за отчётный период, а именно психологический климат в группе, качество адаптации и динамика успеваемости;

- выполнение плана работы со студентами (количество кураторских часов, их тематика, цель и результаты; участие в мероприятиях, акциях; посещение общежитий; взаимодействие с деканатом и ведущими преподавателями);

- проведение открытых кураторских часов и отзывы коллег;

- информация о повышении профессиональной квалификации куратора, то есть его участие в инструктивно-методических семинарах, конференциях, прохождение курсов повышения квалификации;

- методическая копилка куратора (сценарии и планы проведения мероприятий, новые методические разработки) [23,24].

Подводя итоги, важно отметить, что кураторство является действительно достаточно эффективной системой

взаимодействия преподавателей и студентов. Куратор студенческих групп первого курса выполняет функцию связующего звена между университетом и студентами, что позволяет координировать учебно-воспитательный процесс. Таким образом, куратор играет важную роль в воспитательном процессе высших учебных заведений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Шайденко Н.А. Система воспитательной работы в учреждениях среднего и высшего профессионального образования / Н.А. Шайденко [и др.]. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ин-та, 2000. - 108с.

2. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы / М.В. Буланова-Топоркова [и др.].

- Ростов н/Д.: Феникс, 2002.

3. Силуянова И.В. Нравственная культура врача как основание врачебного профессионализма// Экономика здравоохранения. - 2000. - №1. - С. 5-8.

4. Уколова Е.М., Кудрявая Н.В. Образ человека в сознании врача // Психология и педагогика в высшем медицинском образовании. - М.: Изд-во МГМСУ, 2007.

- Вып. 3.

5. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»//»Российская газета», N 303, 31.12.2012

6. Божонов 3. С. Система кураторства - как основа воспитательной работы студентов в вузе // Наука, новые технологии и инновации. - 2013. - № 1. - С. 293-296.

7. Шмакова Е. Б. Роль куратора в учебной и воспитательной деятельности вуза // Проблемы современной науки и образования. - 2015. - № 11 (41). - С. 179-182.

8. Дмитриева Е.Ю., Полуянова Л.А. Особенности деятельности куратора академической группы педагогического вуза в условиях модернизации образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 70-72.

9. Александрова Е.А., Суменков И.А. Сопровождение куратором гражданско-патриотического воспитания студентов в вузе // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 235-238.

10. Остапенко И.А. Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов факультета среднего профессионального образования в системе вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 120-123.

11. Винниченко Н.Л. Педагогические аспекты воспитательной деятельности куратора: учеб.-метод. пособие.

- Томск: Изд-во ТПУ, 2007. - 64с.

12. 3аписная книжка куратора студенческой группы: методические рекомендации по организации воспитательной деятельности куратора / О.В. Гришаев, М.В. Щербакова. - Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2009. - 134 с.

13. Бейлина Н.С. Куратор студенческой группы как субъект воспитательной деятельности вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 33-36.

14. Перевозчикова Н.Г., Смирнова Ж.В., Трутанова А.В. Роль тьютора в управлении самостоятельной работой обучающихся // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 182-184.

15. Кагерманьян В.С., Боденко Л.И. Концептуальные основы формирования системы воспитания социально активной личности студентов // Организация воспитательной деятельности в вузах: всерос. конкурс моделей и проектов. - М., 2002. - С. 13-56.

16. Бейлина Н. С. Воспитательная деятельность куратора студенческой группы по формированию общекультурных и профессиональных компетенций // Вестник Самарского гос. тех. ун-та. Серия: Психолого-педагогические науки. - 2015. - № 2 (26). - С. 10-18.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Программа стратегического развития КГМУ на 2013- 2017 гг. / Сост. П.В. Калуцкий, А.И. Конопля, О.И. Охотников и др.; под ред. В.А. Лазаренко. - Курск: КГМУ, 2013. - 106 с.

Dmitrieva Darya Dmitrievna THE CURATORS ROLE ...

pedagogical sciences

18. Лазаренко В.А. Нормативно-правовые и организационные основы работы куратора студенческой группы: методические рекомендации / В.А. Лазаренко, А.И. Конопля, Н.С. Степашов. - Курск: Изд-во КГМУ, 2012. - 132 с.

19. Шепелева В.И. Принципы организации внеклассной работы. - М.: Высшая школа,1991 - 117с.

20. Дмитриева Д.Д. Роль воспитательной работы в формировании конкурентоспособности будущего выпускника вуза // Иннов: электронный научный журнал, 2018. №6 (39). URL: http://www.innov.ru/science/econo-my/шl-vospitatelnoy-raboty-v-foImiшv/

21. Дмитриева Д.Д. Моделирование воспитательного процесса в системе высшего профессионального образования // Современный преподаватель - доверенное лицо государства: Сб. научн. трудов участников междун. конф. молодых ученых светских и духовных учеб. заведений в рамках Международного лагеря молодежного актива «Славянское содружество - 201б».-Курск: ООО «МедТестИнфо», 2016. - С. 222-227.

22. Артюхина А.И. Профессионально-личностное развитие студентов в образовательной среде медицинского вуза. - Волгоград: Изд-во ВГМУ, 2006. - 122 с.

23. Павельева Т.Ю. Развитие умения участия в интернет-дискуссии средствами учебного интернет-блога // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2010. - №10. - С. 41-45.

24. Сидоров П.И., Путин М.Е., Коноплева И.А. Деловое общение: Учеб. для вузов/Под ред. проф. П. И. Сидорова. 2изд. - М.:ИНФРА-М, 2013. - 384с.

Статья поступила в редакцию 17.07.2018

Статья принята к публикации 27.08.2018

8

Karelian Scientific Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.