Научная статья на тему 'Особенности мотивации руководителей образовательными программами в вузе'

Особенности мотивации руководителей образовательными программами в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / EDUCATIONAL PROGRAM / РУКОВОДСТВО / LEADERSHIP / МОТИВ / MOTIVE / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ / PEDAGOGICAL WORKERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прохорова Мария Петровна, Лебедева Татьяна Евгеньевна, Фомина Дарья Михайловна

В статье представлено описание возможностей управления образовательными программами, раскрыты основные обязанности руководителей образовательными программами, обоснована разница в мотивах труда педагогических работников руководителей программ и преподавателей вуза. Представлены результаты исследования мотивов руководителей образовательных программ и педагогических работников, не задействованных в этом процессе, проведено ранжирование мотивационных факторов данного вида деятельности. Сделаны выводы о различиях, обусловленных разным функционалом, условиями работы и коммуникациями с коллегами. По результатам работы сделаны выводы о возможности использования результатов при разработке системы стимулирования руководителей программами и педагогических работников вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прохорова Мария Петровна, Лебедева Татьяна Евгеньевна, Фомина Дарья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF MOTIVATION OF MANAGERS OF EDUCATIONAL PROGRAMS IN THE UNIVERSITY

The article describes the possibilities of managing educational programs, reveals the main responsibilities of managers of educational programs, justifies the difference in the motives of the work of pedagogical workers program managers and university teachers. The results of research of motives of heads of educational programs and pedagogical workers not involved in this process are presented, ranking of motivational factors of this kind of activity is carried out. Conclusions are made about the differences due to different functional, working conditions and communications with colleagues. Based on the results of the work, conclusions were drawn on the possibility of using the results in the development of the incentive system for program managers and the teaching staff of the university.

Текст научной работы на тему «Особенности мотивации руководителей образовательными программами в вузе»

образовательного процесса в вузе довольно широки. Характеризуясь высоким уровнем эмоциональной вовлеченности участников, интереса к содержанию и совместной деятельности, образовательные события в профессиональной подготовке требуют также высокого уровня готовности к самостоятельной осмысленной деятельности обучающихся. Поэтому эта форму не целесообразно использовать в начале обучения и применять её часто.

Проектирование образовательного события как формы организации образовательного процесса должно предполагать целенаправленную предварительную подготовку обучающихся (подготовительный этап), участие в событии (событийный этап) и самооценку полученного результата (рефлексивный этап). Исходя из специфики направления подготовки, планируемых результатов обучения, степени вовлеченности обучающихся в деятельность для каждого из этапов образовательного события могут быть выбраны различные формы проведения.

Литература:

1. Волкова Н. В. Технология проектирования образовательных событий // Образование и наука. 2017. Т. 19, № 4. С. 184-200. 001: 10.17853/1994-5639-2017-4-184-200

2. Инновационная образовательная модель подростковой и старшей школы «Школа эффективного взросления»: учебное пособие под ред. Муха Н.В., Антропянской Л.Н., Шарабуровой Е.В. Изд-во ТУСУР, Томск, 2007.

3. Крылова Н.Б. Условия проявления событийности образования // Событийность в образовании и педагогической деятельности / под редакцией Н.Б. Крыловой и М.Ю. Жилиной. 2010. №1(43). С. 136-145.

4. Мелик-Гайказян И. В. «Событие-в-действительности» и «событие-в-реальности» // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 3 (7). С. 54-76.

5. Слободчиков В.И. Со-бытийная образовательная общность - источник развития и субъект образования // Событийность в образовании и педагогической деятельности / под редакцией Н.Б. Крыловой и М.Ю. Жилиной. 2010. №1(43). С. 5-14.

6. Событийность в образовательной и педагогической деятельности // Под редакцией Н.Б.Крыловой и М.Ю.Жилиной. Научный редактор серии Н.Б.Крылова. Выпуск 1 (43), 2010. 157 с.

7. Соловьев Г.Е. Событийный подход в воспитании школьников // Вестник Удмуртского университета. 2009. №2. С. 103-111

8. Фролова С.В., Илалтдинова Е.Ю. Концепция образовательного события в практико-ориентированной парадигме высшего образования // Вестник Мининского университета. 2017. №1.

9. Эльконин Б.Д. Проба как конструкт образовательной системы //Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление: Материалы 9-ой научно-практической конференции / Красноярский Государственный Университет. Красноярск, 2003. С. 5 - 22.

10. Яковлева Н.О. Теоретико-методологические основы педагогического проектирования: Монография. - М.: Информационно-издательский центр АТиСО, 2002. - 239 с.

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент Прохорова Мария Петровна

Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

кандидат педагогических наук, доцент Лебедева Татьяна Евгеньевна

Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

студент Фомина Дарья Михайловна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПРОГРАММАМИ В

ВУЗЕ

Аннотация. В статье представлено описание возможностей управления образовательными программами, раскрыты основные обязанности руководителей образовательными программами, обоснована разница в мотивах труда педагогических работников - руководителей программ и преподавателей вуза. Представлены результаты исследования мотивов руководителей образовательных программ и педагогических работников, не задействованных в этом процессе, проведено ранжирование мотивационных факторов данного вида деятельности. Сделаны выводы о различиях, обусловленных разным функционалом, условиями работы и коммуникациями с коллегами. По результатам работы сделаны выводы о возможности использования результатов при разработке системы стимулирования руководителей программами и педагогических работников вуза.

Ключевые слова: образовательная программа, руководство, мотив, педагогические работники.

Annotation. The article describes the possibilities of managing educational programs, reveals the main responsibilities of managers of educational programs, justifies the difference in the motives of the work of pedagogical workers - program managers and university teachers. The results of research of motives of heads of educational programs and pedagogical workers not involved in this process are presented, ranking of motivational factors of this kind of activity is carried out. Conclusions are made about the differences due to different functional, working conditions and communications with colleagues. Based on the results of the work, conclusions were drawn on the possibility of using the results in the development of the incentive system for program managers and the teaching staff of the university.

Keywords: educational program, leadership, motive, pedagogical workers.

Введение. Одной из тенденций развития образования в настоящее время стал поиск новых способов и инструментов организации профессионального образования в условиях рынка. Образовательные программы, разработанные под конкретные социальные запросы и потребности, стали основным фактором

конкурентоспособности образовательных учреждений на рынке образовательных услуг. В связи с этим все большую актуальность приобретают вопросы, связанные с разработкой эффективных механизмов управления жизненным циклом образовательной программы - её проектированием, оформлением, ресурсным обеспечением, реализацией, обеспечением качества.

Практика руководства образовательными программами, складывающаяся в российских вузах, позволяет констатировать, что к выполнению функций по руководству образовательными программами все больше привлекаются представители профессорско-преподавательского состава. Совмещение преподавательской и управленческой деятельности обуславливает актуальность поиска путей, способов и форм эффективного руководства образовательными программами. Научный и практический интерес вызывают вопросы, связанные с готовностью преподавателей к руководству образовательными программами, формирование нового типа руководителя в системе профессионального образования, изучением способов привлечения к данному виду деятельности, оценкой качества руководства образовательными программами и др.

Формулировка цели статьи. Целью исследования выступало проведение сравнения мотивационных профилей преподавателей и преподавателей-руководителей образовательных программ.

Задачи исследования:

- составить мотивационные профили преподавателей и руководителей образовательных программ в вузе, выявить основные мотивы для каждой группы исследуемых;

- сравнить ведущие мотивы исследуемых групп;

- сформулировать выводы об особенностях мотивации преподавателей-руководителей образовательными программами вуза.

Изложение основного материала статьи. В рамках складывающейся практики руководства образовательными программами в Мининском университете нам представлялось интересным и значимым выявить особенности мотивации преподавателей-руководителей образовательными программами и сравнить её с мотивацией преподавателей, занятых традиционной преподавательской деятельностью. Гипотезой проведенного нами исследования выступало предположение, что существуют различия в мотивационных профилях преподавателей и преподавателей-руководителей образовательными программами. Эта разница обусловлена, на наш взгляд, тем, что принятие функций по руководству образовательной программой предполагает у преподавателя более развитой потребности в интересной и общественно-полезной деятельности, в широком круге социальных и профессиональных контактов, а также во власти и уважении. Кроме того, предполагалось, что это исследование поможет ответить на ряд важных вопросов, касающихся методов и инструментов мотивации преподавателей при руководстве образовательными программами, а также критериев отбора претендентов на должность руководителей образовательных программ.

Руководство образовательной программой вуза предполагает выполнение целого комплекса функций, связанных с обеспечением реализации образовательной программы, таких как управление целями и содержанием программы, управление персоналом программы и контингентом обучающихся, привлечение ресурсов и обеспечение качества подготовки по программе. Можно с полным правом утверждать, что реализация обязанностей по руководству образовательными программами требует наличия у руководителя особых прогностических, проектировочных, коммуникативных компетенций, обеспечивающих эффективную реализация образовательной программы. Широкий круг обязанностей, носящих дополнительный к основной преподавательской деятельности характер, обуславливает необходимость наличия мотивации к данному виду деятельности. Мотивация руководителя образовательной программы, на наш взгляд, должна характеризоваться устойчивыми потребностями в профессиональном развитии, активном взаимодействии, общественно-полезной деятельности.

Для исследования диагностики мотивационных профилей был использован вопросник Ш.Ричи и П. Мартина [8].

Среди мотивационных факторов, представленных в методике, можно выделить потребность в высоком заработке, материальном вознаграждении и материальных благах; потребность в комфортных физических условиях работы; потребность в структурировании работы, обратной связи и информации о собственной работе, снижении степени неопределенности, связанной с работой; потребность в признании заслуг и обратной связи (отзывах о своей работе): приобретение общественной значимости и других [8].

Исследование мотивации руководителей образовательными программами и педагогических работников было проведено на базе ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) в декабре 2017- феврале 2018 года.

На 6 факультетах (факультет гуманитарных наук (ФГН); факультет физической культуры и спорта (ФФКиС); факультет естественных, математических и компьютерных наук (ФЕМиКН); факультет управления и социально-технических сервисов (ФУиСТС); факультет психологии и педагогики (ФПИП); факультет дизайна, изящных искусств и медиа-технологий (ФДИИиМТ) Мининского университета реализуются 135 ОПОП.

В опросе приняло участие 210 человек, что составляет 84% от общего числа руководителей ОПОП (всего в руководстве задействовано 117) и 112 научно-педагогических работников - преподавателей Мининского университета.

Проведение опроса среди руководителей ОПОП и НПР позволило определить их основные факторы трудовой мотивации. На рисунке 1 представлены средние значения факторов трудовой мотивации по всем респондентам.

Рисунок 1. Средние значения факторов трудовой мотивации

По результатам исследования трудовых мотивов сложились три ведущие группы мотивов для каждой категории респондентов.

Для руководителей ОПОП и научно-педагогических работников (НПР) Мининского университета, три группы мотивов представлены следующим образом. Так первую группу составили мотивы, представленные на рисунке 2 а, б.

Рисунок 2 а. Первая группа мотивов руководителей ОПОП

Рисунок 2 б. Первая группа мотивов НПР

Вторую по значимости группу факторов мотивации составляют потребности, отраженные на рисунке 3.

Рисунок 3. Вторая группа мотивов руководства ОПОП и НПР

Наименее значимыми факторами мотивации для руководителей ОПОП явились: комфортные физические условия работы (26%); социальные контакты (24%); устойчивые длительные взаимоотношения (21%); потребность в интересной и полезной для общества благодарной работе (19%).

Тогда как для преподавателей наименее значимы - достижение и постановка для себя дерзких вызывающих задач (14%); социальные контакты (12%); влиятельность и установление контроля над другими (7%).

Результаты проведенного исследования говорят о том, что мотивы труда у руководителей ОПОП и преподавателей вуза отличны.

Далее среди респондентов проведены исследования мотивов в работе по методике Райгородского Д.Я. Как видно из полученных данных рисунка 4 распределение соотношений между компонентами мотивации за 2016 год и в 2017 году поменяло свои значения у руководителей ОПОП, тогда как у НПР значительных изменений не произошло.

Определение мотивации в работе

40 35 30 25 20 15 10

9W —1

Л Я1 || || ll lili lili lili 1 II

/

.....руководители ОПОП, 2016 Я руководители ОПОП, 2017 а НПР, 2016 И НПР, 2017

Рисунок 4. Компоненты мотивации в работе

Такие результаты обусловлены тем, что руководитель ОПОП, имеет право рекомендовать внешних экспертов для участия в разработке учебно-методического обеспечения ОПОП и ее реализации; координирует работу по обеспечению качества учебно-методического сопровождения ОПОП в части разработки, согласования и совершенствования учебного плана, рабочих программ учебных дисциплин, практик, материалов промежуточной и итоговой аттестации; организует взаимодействие с представителями работодателя с целью совершенствования подготовки выпускников; вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса и управления развитием ОПОП. По сути, руководитель ОПОП является не просто преподавателем, наделенным расширенным функционалом, а полноценным менеджером среднего звена на ряду с заведующим кафедрой.

Выводы. Результаты исследования позволяют сделать следующие основные выводы:

1. Ведущими факторами трудовой мотивации у руководителей основных профессиональных образовательных программ Мининского университета являются управленческие доминанты такие как: отношения с руководством, сотрудничество; потребность в признании заслуг и обратной связи; приобретение общественной значимости и др. Тогда как у научно-педагогических работников, не задействованных в руководстве ОПОП - высокий заработок, материальное вознаграждение и материальные блага; заинтересованность в изначально интересной и полезной для общества благодарной работе; заинтересованность в устойчивых длительных взаимоотношениях: в тесных взаимосвязях с небольшой группой людей.

2. Положительное влияние на мотивацию в работе руководителей ОПОП оказывает их включение в управление образовательным процессом.

Литература:

1. Баранова Н.В. Подготовка преподавателей вузов к управлению образовательными программами высшего образования: дис. ... канд. пед. наук. М., 2016. 192 с.

2. Барылкина Л.П. Образовательная программа - ключевой документ в управлении образовательной организацией // Глобальный научный потенциал. Тамбов, 2013. № 10 (31). С. 198-200

3. Громова Л. А. Новые возможности управления качеством образовательных программ / Л. А. Громова, С. Ю. Трапицын // Universum: Вестник Герценовского университета. СПб., 2011. № 9. С. 53-57.

4. Демидова Н.Н. Новый дизайн основных профессиональных образовательных программ в контексте конструирования инновационной научно-образовательной среды вуза // Вестник Мининского университета. 2016. №4.

5. Клемешев А.П. Управление образовательными программами как фактор модернизации университета / А.П.Клемешев, И.Ю.Кукса // Высшее образование в России. 2016. № 5 (201). С. 10-20

6. Песоцкий Ю.С., Баранова Н.В. Кто должен управлять образовательной программой вуза? (постановка проблемы) // Современные проблемы науки и образования. 2016. - № 5.;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25154 (дата обращения: 09.02.2018).

7. Прохорова М.П., Перова Т.В., Емелина Е.В., Ушилова К.В. Разработка содержания дополнительной подготовки руководителя образовательной программы вуза // Проблемы современного педагогического образования. Сер. Педагогика и психология. Сб. статей. Ялта. Изд-во РИО ГПА. 2017. Вып. 56. Ч.9. 356 с. С. 202-209.

8. Ричи Ш., Мартин П. Управление мотивацией. 12 факторов мотивации - М.: Юнити-Дана, 200 - 400 с.

9. Сергеева Е. В. Качество проектирования и реализации основных образовательных программ в вузе как объект оценки / Е. В. Сергеева, М. Ю. Чандра // Primo Aspectu. Волгоград, 2013. Т. 13. № 9 (112). С. 126-131.

10. Трапицын С. Ю. Управление качеством образовательных программ на основе процессного подхода / С. Ю. Трапицын, Г. Н. Трапицына // Новое в психолого-педагогических исследованиях. М., 2012. № 3. С. 132-140.

11. Факторович А. А. Перспективы развития системы управления качеством образовательного процесса в отечественных вузах // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия Педагогические науки. Волгоград, 2010. № 2. С. 52-63.

12. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 09.02.2018).

13. Фильченкова И.Ф. Совершенствование системы управления образовательными программами в вузе // Внедрение европейских стандартов и рекомендаций в системы гарантии качества образования: сб.материалов VIII Международного Форума Гильдии экспертов. М.: Гильдия экспертов в сфере профессионального образования, 2013. С. 255-258.

14. Ajeenkya D., Patil Y., Dr. Gagandeep Nagra and Dr. Gopal R. A Study on Total Quality Management in Higher Education // International Journal of Management. 2014. Vol. 5(5). P. 1-6.

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент Прохорова Мария Петровна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород);

студент Пирогова Анна Алексеевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород);

студент Екимова Ксения Владимировна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)

СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается деятельность председателя студенческого совета общежития в формировании профессионально значимых знаний, умений и навыков будущего педагога профессионального обучения. В настоящее время в высших образовательных организациях актуален вопрос развития личности студентов, его профессионального самоопределения и становления в процессе активного включения в различные виды студенческого самоуправления, в том числе и студенческого совета общежития. Студенческое самоуправление в современных условиях - это не просто система социализации и карьерного роста для наиболее активных студентов, это насущная необходимость во взаимодействии различных субъектов, принимающих участие в управлении структурных подразделений вуза.

В связи с этим нами были проанализированы основные полномочия и обязанности председателя студенческого совета общежития, которые способствуют формированию компетенций, присущих педагогу профессионального обучения.

Ключевые слова: студенческое самоуправление, студенческое общежитие, председатель студенческого совета общежития, педагог, компетенции.

Annotation. The article considers the role of the Chairman of the student Council of the hostel in the formation of professionally significant knowledge, skills and abilities of the future teacher of vocational training. Currently, the issue of the development of students ' personality, their professional self-determination and formation in the process of active inclusion in various types of student self-government, including the student Council of the hostel is relevant in higher educational organizations. In this regard, we have analyzed the basic powers and duties of the Chairman of the student Council of the hostel, which contribute to the formation of competencies inherent to the teacher of vocational training.

Keywords: student self-government, student dormitory, Chairman of the student Council of the hostel, teacher, competence.

Введение. Студенческое самоуправление является одним из направлений государственной молодежной политики, направлением воспитательной работы в образовательном учреждении и самостоятельной инициативной деятельностью студентов. Высокая значимость студенческого самоуправления связана с:

- затрудненностью прямого контакта администрации со студентами;

- различием в культурном и социальном опыте между представителями администрации образовательной организации и студентами;

- невозможностью полного учета интересов и потребностей каждого студента;

- преимуществом учебной и научно-исследовательской деятельности субъектов учебно-воспитательного процесса над культурно-досуговой деятельностью;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- необходимостью сглаживания противоречий и установления гармоничных отношений между представителями различных поколений.

Участие в различных формах студенческого самоуправления способствует профессиональному становлению обучающихся вуза. В полной мере это касается и будущих педагогов профессионального обучения. В рамках данной работы проанализировано влияние участия студентов в студенческом самоуправлении на его профессиональное становление. Анализ проведен на примере описания функций председателя студенческого совета общежития. Гипотезой проведенной работы выступало предположение, что выполнение функций председателя студенческого совета общежития способствует формированию профессионально значимых знаний, умений и навыков будущего педагога профессионального обучения. Большинство председателей студенческого совета общежития и не задумывается, что их деятельность - это большой опыт не только педагогической, но и управленческой деятельности, возможность для личностного роста, обретения дополнительных компетенций.

Формулировка цели статьи. Целью данной работы выступает описание деятельности председателя студенческого совета общежития в контексте её значимости для профессионального становления будущего педагога профессионального обучения.

Задачи работы:

- раскрыть содержание функций, выполняемых председателем студенческого совета общежития;

- сформулировать компетенции образовательного стандарта, которые развивает работа к качестве председателя студенческого общежития;

- описать трудовые функции профессионального стандарта, подготовка к которым осуществляется при выполнении данных функций;

- сделать выводы о влиянии участия в студенческом самоуправлении на профессиональное становление будущего педагога профессионального обучения.

Изложение основного материала статьи. Процесс профессионального обучения - это лишь одна из составляющих полноценной социальной интеграции личности. Образовательная организация обеспечивает студентам условия и возможности для развития профессионально-значимых и личностных качеств, требуемых для будущей профессиональной деятельности [8]. Важное значение при этом имеют не только условия для образовательной деятельности, но и социально-бытовая сторона жизни обучающихся вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.