Научная статья на тему 'Студенческое самоуправление как фактор профессионального становления будущего педагога профессионального обучения'

Студенческое самоуправление как фактор профессионального становления будущего педагога профессионального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / STUDENT SELF-GOVERNMENT / СТУДЕНЧЕСКОЕ ОБЩЕЖИТИЕ / STUDENT DORMITORY / ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СТУДЕНЧЕСКОГО СОВЕТА ОБЩЕЖИТИЯ / CHAIRMAN OF THE STUDENT COUNCIL OF THE HOSTEL / ПЕДАГОГ / TEACHER / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прохорова Мария Петровна, Пирогова Анна Алексеевна, Екимова Ксения Владимировна

В статье рассматривается деятельность председателя студенческого совета общежития в формировании профессионально значимых знаний, умений и навыков будущего педагога профессионального обучения. В настоящее время в высших образовательных организациях актуален вопрос развития личности студентов, его профессионального самоопределения и становления в процессе активного включения в различные виды студенческого самоуправления, в том числе и студенческого совета общежития. Студенческое самоуправление в современных условиях это не просто система социализации и карьерного роста для наиболее активных студентов, это насущная необходимость во взаимодействии различных субъектов, принимающих участие в управлении структурных подразделений вуза. В связи с этим нами были проанализированы основные полномочия и обязанности председателя студенческого совета общежития, которые способствуют формированию компетенций, присущих педагогу профессионального обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT SELF-GOVERNMENT AS A FACTOR OF PROFESSIONAL FORMATION OF THE FUTURE TEACHER OF PROFESSIONAL TRAINING

The article considers the role of the Chairman of the student Council of the hostel in the formation of professionally significant knowledge, skills and abilities of the future teacher of vocational training. Currently, the issue of the development of students ' personality, their professional self-determination and formation in the process of active inclusion in various types of student self-government, including the student Council of the hostel is relevant in higher educational organizations. In this regard, we have analyzed the basic powers and duties of the Chairman of the student Council of the hostel, which contribute to the formation of competencies inherent to the teacher of vocational training.

Текст научной работы на тему «Студенческое самоуправление как фактор профессионального становления будущего педагога профессионального обучения»

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент Прохорова Мария Петровна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); студент Пирогова Анна Алексеевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); студент Екимова Ксения Владимировна Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)

СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается деятельность председателя студенческого совета общежития в формировании профессионально значимых знаний, умений и навыков будущего педагога профессионального обучения. В настоящее время в высших образовательных организациях актуален вопрос развития личности студентов, его профессионального самоопределения и становления в процессе активного включения в различные виды студенческого самоуправления, в том числе и студенческого совета общежития. Студенческое самоуправление в современных условиях - это не просто система социализации и карьерного роста для наиболее активных студентов, это насущная необходимость во взаимодействии различных субъектов, принимающих участие в управлении структурных подразделений вуза.

В связи с этим нами были проанализированы основные полномочия и обязанности председателя студенческого совета общежития, которые способствуют формированию компетенций, присущих педагогу профессионального обучения.

Ключевые слова: студенческое самоуправление, студенческое общежитие, председатель студенческого совета общежития, педагог, компетенции.

Annotation. The article considers the role of the Chairman of the student Council of the hostel in the formation of professionally significant knowledge, skills and abilities of the future teacher of vocational training. Currently, the issue of the development of students ' personality, their professional self-determination and formation in the process of active inclusion in various types of student self-government, including the student Council of the hostel is relevant in higher educational organizations. In this regard, we have analyzed the basic powers and duties of the Chairman of the student Council of the hostel, which contribute to the formation of competencies inherent to the teacher of vocational training.

Keywords: student self-government, student dormitory, Chairman of the student Council of the hostel, teacher, competence.

Введение. Студенческое самоуправление является одним из направлений государственной молодежной политики, направлением воспитательной работы в образовательном учреждении и самостоятельной инициативной деятельностью студентов. Высокая значимость студенческого самоуправления связана с:

- затрудненностью прямого контакта администрации со студентами;

- различием в культурном и социальном опыте между представителями администрации образовательной организации и студентами;

- невозможностью полного учета интересов и потребностей каждого студента;

- преимуществом учебной и научно-исследовательской деятельности субъектов учебно-воспитательного процесса над культурно-досуговой деятельностью;

- необходимостью сглаживания противоречий и установления гармоничных отношений между представителями различных поколений.

Участие в различных формах студенческого самоуправления способствует профессиональному становлению обучающихся вуза. В полной мере это касается и будущих педагогов профессионального обучения. В рамках данной работы проанализировано влияние участия студентов в студенческом самоуправлении на его профессиональное становление. Анализ проведен на примере описания функций председателя студенческого совета общежития. Гипотезой проведенной работы выступало предположение, что выполнение функций председателя студенческого совета общежития способствует формированию профессионально значимых знаний, умений и навыков будущего педагога профессионального обучения. Большинство председателей студенческого совета общежития и не задумывается, что их деятельность - это большой опыт не только педагогической, но и управленческой деятельности, возможность для личностного роста, обретения дополнительных компетенций.

Формулировка цели статьи. Целью данной работы выступает описание деятельности председателя студенческого совета общежития в контексте её значимости для профессионального становления будущего педагога профессионального обучения.

Задачи работы:

- раскрыть содержание функций, выполняемых председателем студенческого совета общежития;

- сформулировать компетенции образовательного стандарта, которые развивает работа к качестве председателя студенческого общежития;

- описать трудовые функции профессионального стандарта, подготовка к которым осуществляется при выполнении данных функций;

- сделать выводы о влиянии участия в студенческом самоуправлении на профессиональное становление будущего педагога профессионального обучения.

Изложение основного материала статьи. Процесс профессионального обучения - это лишь одна из составляющих полноценной социальной интеграции личности. Образовательная организация обеспечивает студентам условия и возможности для развития профессионально-значимых и личностных качеств, требуемых для будущей профессиональной деятельности [8]. Важное значение при этом имеют не только условия для образовательной деятельности, но и социально-бытовая сторона жизни обучающихся вуза.

Последняя трактуется достаточно широко: это и возможность расширения профессиональных знаний, получения дополнительных практических умений, возможность для культурного проведения досуга и развития творческого потенциала личности, а в случае сложного социального положения - получение помощи и поддержки [6]. Значительная часть воспитательного процесса в вузе организуется, нормируется и организуется администрацией вуза, но студенческое самоуправление играет огромную роль в социальной интеграции студентов.

Должность председателя студенческого совета общежития подразумевает широкие полномочия и обязанности, которые обеспечивают студенту получение первого весомого опыта руководства большим числом людей, коллективом. Вместе с этим он приобретает навыки коммуникации и управления, умение работать в коллективе и с отдельным человеком, дополнительные знания в области прав человека, в частности - студента [7].

Работа в должности председателя студенческого совета общежития способствует формированию компетенций, указанных в образовательном стандарте 44.03.04 Педагог профессионального обучения, и трудовых функций, содержащихся в профессиональном стандарте педагога профессионального обучения [11].

Председатель студенческого совета общежития является связующим звеном между студентами и администрацией общежития в целях представления интересов студентов. В его полномочия входит выдвижение предложений по улучшению жилищных условий проживания студентов, по содержанию документов, касающихся проживания студентов в студенческом общежитии, представление интересов студентов в иных объединениях, контроль за соблюдением правил внутреннего распорядка, контроль за деятельностью старост этажей и другие [9]. Деятельность по данным направлениям способствует приобретению таких компетенций как способность использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности (ОК-7), способность обосновывать профессионально-педагогические действия (ОПК-7), готовность моделировать стратегию и технологию общения для решения конкретных профессионально-педагогических задач (ОПК-8), готовность анализировать информацию для решения проблем, возникающих в профессионально-педагогической деятельности (ОПК-9) [1].

Кроме того, взаимодействие с администрацией, основанное на представлении интересов студентов, подразумевает знание нормативно-правовой базы в данной области, а также умение на ее основе аргументировать свою позицию [12]. Данное положение соотносится с трудовыми действиями, изложенными в профессиональном стандарте педагога профессионального обучения: консультирование студентов по соблюдению их прав и предоставлению установленных им государственных гарантий; представление интересов группы и отдельных студентов; индивидуальное и групповое консультирование и организация мероприятий, обеспечивающих педагогическую поддержку личностного и профессионального самоопределения студентов. К тому же стоит отметить необходимые умения, формируемые у педагога профессионального обучения: оказание помощи каждому студенту в наиболее полном удовлетворении его потребностей в интеллектуальном, культурном, нравственном развитии, профессиональном самоопределении, в выборе образовательной траектории, в планировании самостоятельной работы; внесение обоснованных предложений по улучшению учебной, воспитательной, культурно-бытовых условий жизни студентов [2].

Председатель студенческого совета общежития - это человек, который несет ответственность за реализацию студенческого самоуправления в общежитии, немаловажной составляющей которого является организация культурно-досуговой деятельности студентов. Данное направление деятельности ориентировано на проведение различного рода культурных мероприятий, направленных на выявление талантов студентов, реализации их творческой инициативы [5]. В данном случае со стороны председателя требуется организовать старост этажей для подготовки к мероприятиям, направить их деятельность на выработку предложений по тематике и процессу проведения мероприятий, на привлечение студентов к активному участию в них. Но это не означает, что культурно-досуговая деятельность реализуется посредством работы только со стороны старост этажей, председатель студенческого совета также активно участвует в подготовке мероприятий, привлечении к данной деятельности студентов. Такая практика работы развивает способность работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-5), готовность моделировать стратегию и технологию общения для решения конкретных профессионально-педагогических задач (ОПК-8), готовность к использованию современных воспитательных технологий формирования у обучающихся духовных, нравственный ценностей и гражданственности (ПК-6), готовность к планированию мероприятий по социальной профилактике обучаемых (ПК-7), готовность к поиску, созданию, распространению, применению новшеств и творчества в образовательном процессе для решения профессионально-педагогических задач (ПК-13) [1].

Культурно-досуговая деятельность предполагает наличие следующих функций: информационно-просветительскую, культурно-творческую и рекреативно-оздоровительную.

Информационно-просветительская функция направлена на духовное обогащение личности, приобретение системы знаний в соответствии с его потребностями, интересами, предпочтениями. Культурно-творческая функция связана с активной творческой деятельностью (трудовая, спортивно-игровая). Данная функция восполняет нехватку возможностей для реализации разносторонних творческих способностей студента. Рекреативно-оздоровительная функция предполагает разработку и реализацию различных игровых, развлекательных и оздоровительных досуговых программ, целью которых являются восстановление затраченных в процессе учебных занятий сил и снятие напряжения [3].

Деятельность по реализации данных направлений соотносится со следующими трудовыми действиями будущего педагога профессионального обучения: планирование деятельности группы с участием обучающихся, сотрудников образовательной организации, в том числе планирование досуговых и социально-значимых мероприятий; оказание организационно-педагогической поддержки общественной, творческой активности студентов. Также культурно-досуговая деятельность способствует формированию необходимых умений таких как планирование работы группы с участием студентов; организовывать совместно со студентами подготовку и проведение досуговых и социально-значимых мероприятий; устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения со студентами [2].

В полномочия председателя студенческого совета общежития входит привлечение студентов, проживающих в общежитиях, к выполнению общественно-полезных работ, как в общежитии, так и на

прилегающей территории. Данная деятельность направлена на трудовое воспитание студентов, развития у них чувства ответственности, вовлечение студентов в коллективную общественную деятельность [10]. Она способствует возможности взаимодействия одновременно с коллективом и каждым человеком в отдельности. В данном случае от председателя студенческого общежития требуется заинтересовать студентов в трудовой деятельности, организовать их, обеспечить всем необходимым для реализации трудового мероприятия. В процессе трудовой деятельности студентов, проживающих в общежитии, формируются не только организаторские навыки, но коммуникативные навыки, как студентов, так и самого председателя студенческого общежития. Он также приобретает способность работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-5), способность организовывать и осуществлять учебно-профессиональную и учебно-воспитательную деятельности в соответствии с требованиями профессиональных и федеральных государственных образовательных стандартов в ОО СПО (ПК-3), способность организовывать учебно-производственный (профессиональный) процесс через производительный труд [1].

Работа по организации общественно-полезной деятельности председателя студенческого совета общежития благоприятствует получению знаний по требованиям охраны труда при проведении массовых мероприятий; о мерах ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством. Вдобавок - появлению умений по обеспечение порядка и сознательной дисциплины, проведению инструктажа по охране труда, контролю санитарно-бытовых условий, выполнения правил пожарной безопасности, электробезопасности; анализу и устранению возможных рисков жизни и здоровья обучающихся [2].

Студенческое самоуправление во главе с председателем студенческого совета общежития благоприятствует решению следующих задач:

1. формирование благоприятных условий для обучения и проживания студентов;

2. многосторонняя помощь и оказание поддержки обучающимся;

3. обеспечение реализации творческой активности студентов в различных сферах;

4. развитие у студентов лидерских качеств, социальной активности, самостоятельного мышления, ответственности за порученное дело [4].

Выводы. Таким образом, деятельность студентов, осуществляющих обязанности председателя студенческого общежития, играет весомую роль в их профессиональном становлении. Данная деятельность дает возможность студенту получить серьезную практику проведения педагогической, в частности воспитательной работы, практику управления коллективом и взаимодействия с ним. Благодаря работе в качестве председателя студенческого общежития студент приобретает дополнительные компетенции, которые находят отражение и в требованиях к его будущей профессиональной деятельности.

Литература:

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 октября 2015 г. № 1085 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень бакалавриата)» [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440304.pdf (дата обращения: 17.03.2018).

2. Приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2015 № 38993)

3. Бекузарова Н.В., Смоленцева А.В. Культурно-досуговая деятельность и ее организация студентами СФУ // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 5. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=22845 (дата обращения: 20.03.2018)

4. Бичева И.Б., Филатова О.М. Формирование педагога-лидера в образовательном процессе вуза // Вестник Мининского университета. 2017. № 3 (20). С. 5.

5. Бушуева А.А., Хижная А.В. Современные тенденции развития российских студенческих отрядов // Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. - 2016. С. 189-190

6. Вольнякова О.А., Фролкова А.К., Юркина Л.В., Куликов С.П. Воспитание, студенческое самоуправление и гуманитарная культура в технологическом вузе: Монография. - М.: Изд-во МИТХТ им. М.В. Ломоносова, 2012. - 220 с.

7. Голубева О.В., Хижная А.В., Бушуева А.А. Студенческие объединения: место и роль во внеучебной деятельности вуза // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 6; URL: https://mir-nauki.com/PDF/52PDMN617.pdf (дата обращения: 19.03.2018).

8. Илалтдинова Е.Ю., Фильченкова И.Ф., Фролова С.В. Особенности организации постдипломного сопровождения выпускников программы целевого обучения в контексте сопровождения жизненного цикла профессии педагога // Вестник Мининского университета. 2017. № 3 (20). С. 2.

9. Колдина М.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Управление самостоятельной работой студентов вуза // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 39-42

10. Макеева Е.А., Кондрашова К.Э., Литвинова М.А. Студенческое самоуправление как особая форма общественной деятельности студентов // Молодой учёный. № 10 (114). 2016. - 1239 с.

11. Сундеева М.О., Татаренко М.А., Хижная А.В. Возможности развития профориентационной деятельности в Мининском университете // Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития. -2015. С. 119

12. Шобонов Н.А. Государственно-общественное управление в условиях реализации Федерального закона «Об образовании в РФ» // Народное образование. - 2016. - № 9-10. - С. 43-51

Педагогика

УДК: 796.332+796.09

старший преподаватель Радионов Сергей Васильевич

Приднестровский государственный университет имени Т. Г. Шевченко (г. Тирасполь); старший преподаватель Димитренко Елена Викторовна

Приднестровский государственный университет имени Т. Г. Шевченко (г. Тирасполь)

АНАЛИЗ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ И ПРИЁМОВ НАНЕСЕНИЯ УДАРОВ ПО ВОРОТАМ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФУТБОЛИСТОВ

Аннотация. В данной статье проводились исследования с помощью педагогических наблюдений за играми команд-участниц Чемпионата Мира 2010 года в ЮАР и Кубка Конфедераций 2017 в России. Результаты педагогических наблюдений за игровой деятельностью команд позволят определить тенденцию в применении различных подготовительных действий и приёмов предшествующих завершающим ударам по воротам в футболе. Данные педагогических наблюдений в двух различных турнирах сборных команд позволяют выявить различия и совпадения в реализации подготовительных действий и приёмов предшествующих завершающим ударам по воротам, которые распределились на группы: после ведения, после обводки, после отскока, после передачи (поперечной, короткой, средней, длинной), после стандартных положений (угловой, штрафной, вбрасывание из-за боковой линии).

Рассматривалась возможность расширения спектра исследований завершающих ударов по воротам в футболе: анализ способов выполнения удара (внутренней стороной стопы, внутренней, средней и внешней стороной подъёма, носком), исполнение удара (в касание или после обработки мяча) в зависимости от прохождения ударного импульса (центральный и касательный удар).

Определялась результативность завершающих ударов по воротам (удар в игрока, вратарь отбил или поймал мяч, удар мимо ворот, гол).

Ключевые слова: подготовительные действия и приёмы, удары по воротам, соревновательная деятельность, футбол.

Annotation. In this article the study was conducted with the help of pedagogical observation of teams participating in the 2010 World Cup in South Africa and the 2017 FIFA Confederations Cup in the Russian Federation. The results of pedagogical observations of the game activity allow to determine the tendency in use of various preparatory actions and techniques preceding the final shots in football. The data of pedagogical observations of two different tournaments allow us to identify differences and coincidences in use of preparatory actions and techniques preceding the final shots. They can be divided into the following groups: after dribbling, afterdeflection, after pass (cross pass, short pass, square pass, long pass), after set play (corner, direct free kick, throw-in).

The possibility of expanding the range of study of final shots in football was considered. It becomes possible after analyzing the passes (push pass, instep drive, toe-kick) and kicks (volley kick, kick after trap) depending on the passage of the kick pulse (central kick, side kick).

In the article the effectiveness of the final shotswas determined (kick to the player, kick to the goalkeeper, shorts wide, goal).

Keywords: preparatory actions and techniques, shots, competitive activity, football.

Введение. На современном этапе развития футбола существует ряд проблем. Некоторые из этих проблем обусловлены недостаточной изученностью эффективности ударов по воротам в футболе, в частности тех подготовительных действий и приёмов, которые предшествуют непосредственно завершающей фазе ударов по воротам в футболе.

По данной теме проводился анализ и обобщение специальной литературы, педагогические наблюдения за соревновательной деятельностью футболистов в различных турнирах [2, 6, 7].

Рассматривая проблему повышения эффективности завершающих ударов в футболе. Мы провели анализ полученных данных в ходе педагогических наблюдений с подробным рассмотрением подготовительных действий и приемов нанесения завершающих ударов по воротам.

Проблема повышения эффективности ударов по воротам в футболе остаётся актуальной, в связи с тем, что результативность наших команд ещё находится на низком уровне [1, 5]. Тренеры команд различного уровня и научные работники в области спорта осуществляют поиск новых средств и методов повышения эффективности завершающих ударов по воротам [2, 3].

Выявление особенностей подготовительных действий и приёмов нанесения ударов по воротам в соревновательный период, может сыграть существенную роль в повышении эффективности атакующих действий футболистов. Внедрение полученных данных в учебно-тренировочный процесс футболистов, в сочетании с анализом соревновательной деятельности будет способствовать решению поставленных задач.

Методы и организация исследования. Исследование проводилось с помощью педагогических наблюдений за играми команд-участниц Кубка Конфедераций 2017 года в России, а так же Чемпионата Мира 2010 года в ЮАР.

Результаты исследования и их обсуждение. По результатам педагогических наблюдений за соревновательной деятельностью футболистов мы можем выявить тенденции в применении различных подготовительных действий и приёмов предшествующих ударам по воротам.

Осуществляя педагогические наблюдения за играми команд-участниц Кубка Конфедераций 2017 года в России и Чемпионата Мира 2010 года в ЮАР, мы рассматривали:

1. Подготовительные действия и приёмы футболистов, предшествующие ударам по воротам (после ведения, обводки, с отскока);

2. Вид передачи мяча, с которой осуществлялся удар по воротам (поперечной, короткой, средней, длинной);

3. С каких стандартных положений выполнялся удар по воротам (угловой, штрафной, вбрасывание из-за боковой линии);

В ходе нашего исследования мы так же рассматривали завершающие удары по воротам головой, так как считаем, что их необходимо также подвергать педагогическим наблюдениям по всему спектру структуры предложенной нами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.