Научная статья на тему 'Анализ подготовительных действий и приёмов нанесения ударов по воротам в соревновательной деятельности футболистов'

Анализ подготовительных действий и приёмов нанесения ударов по воротам в соревновательной деятельности футболистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ И ПРИЁМЫ / PREPARATORY ACTIONS AND TECHNIQUES / УДАРЫ ПО ВОРОТАМ / SHOTS / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COMPETITIVE ACTIVITY / ФУТБОЛ / FOOTBALL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Радионов Сергей Васильевич, Димитренко Елена Викторовна

В данной статье проводились исследования с помощью педагогических наблюдений за играми команд-участниц Чемпионата Мира 2010 года в ЮАР и Кубка Конфедераций 2017 в России. Результаты педагогических наблюдений за игровой деятельностью команд позволят определить тенденцию в применении различных подготовительных действий и приёмов предшествующих завершающим ударам по воротам в футболе. Данные педагогических наблюдений в двух различных турнирах сборных команд позволяют выявить различия и совпадения в реализации подготовительных действий и приёмов предшествующих завершающим ударам по воротам, которые распределились на группы: после ведения, после обводки, после отскока, после передачи (поперечной, короткой, средней, длинной), после стандартных положений (угловой, штрафной, вбрасывание из-за боковой линии). Рассматривалась возможность расширения спектра исследований завершающих ударов по воротам в футболе: анализ способов выполнения удара (внутренней стороной стопы, внутренней, средней и внешней стороной подъёма, носком), исполнение удара (в касание или после обработки мяча) в зависимости от прохождения ударного импульса (центральный и касательный удар). Определялась результативность завершающих ударов по воротам (удар в игрока, вратарь отбил или поймал мяч, удар мимо ворот, гол).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Радионов Сергей Васильевич, Димитренко Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF PREPARATORY ACTIONS AND TECHNIQUES OF SHOTSIN COMPETITIVE ACTIVITY OF FOOTBALL PLAYERS

In this article the study was conducted with the help of pedagogical observation of teams participating in the 2010 World Cup in South Africa and the 2017 FIFA Confederations Cup in the Russian Federation. The results of pedagogical observations of the game activity allow to determine the tendency in use of various preparatory actions and techniques preceding the final shots in football. The data of pedagogical observations of two different tournaments allow us to identify differences and coincidences in use of preparatory actions and techniques preceding the final shots. They can be divided into the following groups: after dribbling, afterdeflection, after pass (cross pass, short pass, square pass, long pass), after set play (corner, direct free kick, throw-in). The possibility of expanding the range of study of final shots in football was considered. It becomes possible after analyzing the passes (push pass, instep drive, toe-kick) and kicks (volley kick, kick after trap) depending on the passage of the kick pulse (central kick, side kick). In the article the effectiveness of the final shotswas determined (kick to the player, kick to the goalkeeper, shorts wide, goal).

Текст научной работы на тему «Анализ подготовительных действий и приёмов нанесения ударов по воротам в соревновательной деятельности футболистов»

Педагогика

УДК: 796.332+796.09

старший преподаватель Радионов Сергей Васильевич

Приднестровский государственный университет имени Т. Г. Шевченко (г. Тирасполь); старший преподаватель Димитренко Елена Викторовна

Приднестровский государственный университет имени Т. Г. Шевченко (г. Тирасполь)

АНАЛИЗ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ И ПРИЁМОВ НАНЕСЕНИЯ УДАРОВ ПО ВОРОТАМ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФУТБОЛИСТОВ

Аннотация. В данной статье проводились исследования с помощью педагогических наблюдений за играми команд-участниц Чемпионата Мира 2010 года в ЮАР и Кубка Конфедераций 2017 в России. Результаты педагогических наблюдений за игровой деятельностью команд позволят определить тенденцию в применении различных подготовительных действий и приёмов предшествующих завершающим ударам по воротам в футболе. Данные педагогических наблюдений в двух различных турнирах сборных команд позволяют выявить различия и совпадения в реализации подготовительных действий и приёмов предшествующих завершающим ударам по воротам, которые распределились на группы: после ведения, после обводки, после отскока, после передачи (поперечной, короткой, средней, длинной), после стандартных положений (угловой, штрафной, вбрасывание из-за боковой линии).

Рассматривалась возможность расширения спектра исследований завершающих ударов по воротам в футболе: анализ способов выполнения удара (внутренней стороной стопы, внутренней, средней и внешней стороной подъёма, носком), исполнение удара (в касание или после обработки мяча) в зависимости от прохождения ударного импульса (центральный и касательный удар).

Определялась результативность завершающих ударов по воротам (удар в игрока, вратарь отбил или поймал мяч, удар мимо ворот, гол).

Ключевые слова: подготовительные действия и приёмы, удары по воротам, соревновательная деятельность, футбол.

Annotation. In this article the study was conducted with the help of pedagogical observation of teams participating in the 2010 World Cup in South Africa and the 2017 FIFA Confederations Cup in the Russian Federation. The results of pedagogical observations of the game activity allow to determine the tendency in use of various preparatory actions and techniques preceding the final shots in football. The data of pedagogical observations of two different tournaments allow us to identify differences and coincidences in use of preparatory actions and techniques preceding the final shots. They can be divided into the following groups: after dribbling, afterdeflection, after pass (cross pass, short pass, square pass, long pass), after set play (corner, direct free kick, throw-in).

The possibility of expanding the range of study of final shots in football was considered. It becomes possible after analyzing the passes (push pass, instep drive, toe-kick) and kicks (volley kick, kick after trap) depending on the passage of the kick pulse (central kick, side kick).

In the article the effectiveness of the final shotswas determined (kick to the player, kick to the goalkeeper, shorts wide, goal).

Keywords: preparatory actions and techniques, shots, competitive activity, football.

Введение. На современном этапе развития футбола существует ряд проблем. Некоторые из этих проблем обусловлены недостаточной изученностью эффективности ударов по воротам в футболе, в частности тех подготовительных действий и приёмов, которые предшествуют непосредственно завершающей фазе ударов по воротам в футболе.

По данной теме проводился анализ и обобщение специальной литературы, педагогические наблюдения за соревновательной деятельностью футболистов в различных турнирах [2, 6, 7].

Рассматривая проблему повышения эффективности завершающих ударов в футболе. Мы провели анализ полученных данных в ходе педагогических наблюдений с подробным рассмотрением подготовительных действий и приемов нанесения завершающих ударов по воротам.

Проблема повышения эффективности ударов по воротам в футболе остаётся актуальной, в связи с тем, что результативность наших команд ещё находится на низком уровне [1, 5]. Тренеры команд различного уровня и научные работники в области спорта осуществляют поиск новых средств и методов повышения эффективности завершающих ударов по воротам [2, 3].

Выявление особенностей подготовительных действий и приёмов нанесения ударов по воротам в соревновательный период, может сыграть существенную роль в повышении эффективности атакующих действий футболистов. Внедрение полученных данных в учебно-тренировочный процесс футболистов, в сочетании с анализом соревновательной деятельности будет способствовать решению поставленных задач.

Методы и организация исследования. Исследование проводилось с помощью педагогических наблюдений за играми команд-участниц Кубка Конфедераций 2017 года в России, а так же Чемпионата Мира 2010 года в ЮАР.

Результаты исследования и их обсуждение. По результатам педагогических наблюдений за соревновательной деятельностью футболистов мы можем выявить тенденции в применении различных подготовительных действий и приёмов предшествующих ударам по воротам.

Осуществляя педагогические наблюдения за играми команд-участниц Кубка Конфедераций 2017 года в России и Чемпионата Мира 2010 года в ЮАР, мы рассматривали:

1. Подготовительные действия и приёмы футболистов, предшествующие ударам по воротам (после ведения, обводки, с отскока);

2. Вид передачи мяча, с которой осуществлялся удар по воротам (поперечной, короткой, средней, длинной);

3. С каких стандартных положений выполнялся удар по воротам (угловой, штрафной, вбрасывание из-за боковой линии);

В ходе нашего исследования мы так же рассматривали завершающие удары по воротам головой, так как считаем, что их необходимо также подвергать педагогическим наблюдениям по всему спектру структуры предложенной нами.

В ходе педагогических наблюдений за соревновательной деятельностью футболистов в рабочем протоколе фиксировались подготовительные действия и приёмы, предшествующие завершающим ударам по воротам согласно схеме, предложенной выше. В рабочий протокол заносились данные по таймам, а затем определялось их количество за игру в целом.

Такой подход позволяет получить подробное представление о всех подготовительных действиях и приёмах, предшествующих завершающим ударам по воротам в течении игры, и как меняется их динамика по таймам (таблицы 1, 2).

Таблица 1

Подготовительные действия и приёмы к завершающим ударам по воротам Чемпионата Мира 2010г. в ЮАР (Средний показатель количества действий по таймам и за игру)

Временной период Подготовительные действия к удару

После ведения мяча Обводки С отскока от игрока-соперника С передачи Стандартные положения

поперечной короткой средней длинной угловой штрафной Вбрасывание из-за боковой

1 тайм 2,7 0,6 1,5 1,5 1,1 0,5 0,6 - 1,4 -

2 тайм 2,4 0,7 0,9 1,4 2,1 0,7 0,2 - 1,9 -

За игру 5,1 1,3 2,4 2,9 3,2 1,2 0,8 - 3,3 -

Таблица 2

Подготовительные действия и приёмы к завершающим ударам по воротам Кубка Конфедераций 2017 г. в России (Средний показатель количества действий по таймам и за игру)

Подготовительные действия к удару

а и я н р С передачи Стандартные положения

а п о с- а-

д о чя ко аз

ир е с й о н н е м е р т м я я я е д е в е л с о С Обводки рг и н о а к о к с т о О поперечной короткой средней длинной угловой штрафной Вбрасывание из боковой

1 тайм 1,5 0,5 0,5 0,7 0,85 0,85 0,64 0,2 0,54 -

2 тайм 1,28 0,42 1,0 0,8 1,14 1,0 1,0 0,8 0,42 -

За 2,78 0,92 1,5 1,5 2,0 1,85 1,64 1,0 0,96 -

игру

Необходимо отметить, что наибольшее количество завершающих ударов по воротам выполняются после передач различной длины и направления. Обращает на себя внимание значительное количество таких ударов после ведения мяча. Возможно, в данной ситуации сказывается влияние специфики комплектования сборных команд по футболу, когда у игроков недостаточно времени для достижения групповых и командных взаимодействий в атаке. Игроки стремятся завершить атаку с помощью индивидуальных действий, выполняя завершающий удар по воротам после ведения мяча. Незначительное количество завершающих ударов по воротам с подачи углового удара или вбрасывания из-за боковой линии объясняется необходимостью совершенствования комбинаций с сданных стандартных ситуаций, что требует значительного количества времени на учебно-тренировочных занятиях. В сборных командах недостаточно времени для данной работы.

По результатам педагогических исследований за сборными командами на Кубке Конфедераций 2017 года и ЧМ 2010 года в ЮАР предлагаются дополнительные данные по анализу завершающих ударов ногой по воротам в футболе (таблица 3).

1. Способ выполнения удара (внутренней стороной стопы, внутренней, средней и внешней стороной подъёма, носком);

2. Ограничение по времени выполнения ударов (в касание или после обработки мяча);

3. В зависимости от прохождения ударного импульса относительно центра масс мяча (центральный и касательный удар);

4. Результативность завершающих ударов по воротам (удар в игрока, вратарь отбил или поймал мяч, удар мимо ворот, гол).

Анализ способов нанесения завершающим ударам по воротам (таблица 3) показывает, что наибольшее количество ударов по воротам выполняется средней частью подъема, значительная доля приходится и на удары внутренней частью подъема и практически не применяются удар носком.

Показатели результативности завершающим ударам по воротам (таблица 3) указывают на достаточно значительное количество ударов в игроков защищающейся команды, что значительно снижает показатель ударов в створ ворот.

Таблица 3

Структура и результативность завершающих ударов по воротам (Средний показатель количества

ударов по таймам и за игру)

Временной период Прохождение ударного импульса Способ выполнения удара Результативность ударов

Часть стопы Положение исполнения

центральный касательный «щекой» серединой внешней внутренней носком В касание После обработки В игрока Гол Отбил и поймал Мимо ворот

1 тайм 5,2 5,1 0,5 5,4 1,3 3,2 0,2 3,0 3,1 1,9 0,9 2,7 5,0

2 тайм 7,2 4,1 1,1 6,5 0,7 3,2 - 2,9 3,4 3,0 1,2 3,9 4,0

За игру 12,5 9,2 1,6 11,9 2,0 6,4 0,2 5,9 6,5 4,9 2,1 6,6 9,0

Внесение в таблицы раздела о прохождении ударного импульса объясняются несколькими обстоятельствами: во-первых, современные достижения телевизионной техники дают возможность даже в прямом эфире, благодаря многочисленным показам завершающих ударов по воротам с различных ракурсов, довольно чётко различить центральный (мяч летит без вращения) и касательный (мяч летит с вращением) удар. Биомеханический анализ подобных ударов позволяет говорить о значительной погрешности точности попадания мяча в цель, в зависимости от прохождения ударного импульса через центр масс мяча [6].

Совокупность факторов, влияющих на точность ударов по воротам, сводится в финальной стадии выполнения ударов по мячу, к прохождению ударного импульса через центр мяча, что является определяющим звеном в точности движения мяча в ворота.

Видится перспективным для обучения и совершенствования точности ударов по мячу использование в учебно-тренировочном процессе «прозрачного» мяча с видимым центром (рисунок 1). Применение данного вида мяча будет обеспечивать зрительный контроль за прохождением ударного импульса через точку приложения ударного звена на поверхности мяча и центром мяча. Возможность зрительного контроля за прохождением ударного импульса со стороны тренера и спортсмена создает дополнительные условия для коррекции ударного движения. Принципиально важно для обеспечения точности удара является прохождение ударного импульса через три точки на траектории движения мяча: первая точка приложения ударного импульса на поверхности мяча, вторая - видимый центр мяча, третья - заданная цель удара.

Рисунок 1. Прозрачный мяч с видимым центром

Обучение и совершенствование технике удара по мячу с помощью «прозрачного» мяча с видимым центром внутри его, предполагает научить точному попаданию в центр мяча. При этом решаются следующие задачи:

1. Фиксированный зрительный контроль на точке внутри мяча более эффективный, чем на всей поверхности обычного мяча.

2. Появляется возможность отслеживать траекторию движения мяча, в зависимости от прохождения ударного импульса через точку приложения ударного действия на поверхности мяча и центр мяча.

3. Наличие двух точек прицеливания, видимые центр мяча и точка приложения обеспечивают действие обратной связи, футболист и тренер получают возможность оценить эффективность удара по мячу.

Выводы. Анализ данных полученных в ходе педагогических наблюдений за сборными командами на Кубке Конфедерации 2017 года в России и Чемпионата Мира 2010 года в ЮАР позволяют выявить наиболее часто применяемые подготовительные действия и приёмы предшествующие завершающим ударам по воротам в футболе.

Данные полученные в ходе педагогических наблюдений по предложенной схеме, а так же данные педагогических наблюдений за соревновательной деятельностью команд различных чемпионатов и команд разного уровня, дают возможность выявить тенденции в подготовительных действиях и приёмах завершающих ударов по воротам. Полученные результаты позволяют получить необходимую информацию для целенаправленной организации учебно-тренировочного процесса по совершенствованию ударов по воротам. Акцентируя внимание футболистов на значимости и эффективности отдельных компонентов подготовительных действий и приёмов предшествующих завершающим ударом по воротам, мы повышаем мотивацию и заинтересованность футболистов к эффективному осуществлению ударов по воротам.

Литература:

1. Адоян Г.А., Адоян Г.Г. Итоги прошедшего века, или эволюция результативности футбола. - М.: Компания «Спутник+», 2001. - 54 с.

2. Лясковский К.П. Техников ударов. М., ФиС., 1977

3. Подготовка футболистов. Сборник. Под редакцией В.И. Козловского. М., ФИС., 1977

4. Радионов С.В. Дифференцированный подход к анализу завершающих ударов по воротам в соревновательной деятельности футболистов (Статья). «Современные проблемы физического воспитания, спорта и здоровья человека». Сборник научных работ. Выпуск 1. Каменец-Подольск, «Аксиома», 2010, с. 154-158

5. Учебник для институтов физической культуры. М., «Физкультура, образование, наука», 1999

6. Уткин В.Л. Биомеханика физических упражнений. М., Просвещение, 1989

7. Чанади А. Футбол. Техника. М., ФиС., 1978

Педагогика

УДК 725.742

кандидат педагогических наук Ратуева Ольга Николаевна

Сибирский Федеральный Университет (г. Красноярск); старший преподаватель Здолбицкая Марина Юрьевна Сибирский Федеральный Университет (г. Красноярск); тренер Здолбицкий Александр Васильевич

Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва «Энергия» (г. Красноярск)

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗАНЯТИЯМ ИЗБРАННЫМ ВИДОМ СПОРТА У УЧАЩИХСЯ СПОРТИВНЫХ КЛАССОВ

Аннотация. В статье рассматриваются факторы, позволяющие сформировать мотивационно-ценностное отношение к занятиям избранным видом спорта у учащихся спортивных классов. По результатам проведенного эксперимента делается вывод о том, что положительная мотивация улучшает качество подготовки спортсменов без ущерба академической успеваемости.

Ключевые слова: мотивация, спортивный класс, благоприятные условия, качество подготовки.

Annotation. The article deals with the factors that allow to form motivation to the selected sport activities among students of sports classes. According to the results of the experiment, it is concluded that positive motivation has improved the quality of athletes' training without loss of academic achievement.

Keywords: motivation, sports class, favorable conditions, quality of training.

Введение. Мотивация играет очень важную роль в жизни любого человека. От наличия мотивации зависит его успех в разных сферах жизни, насколько активным и упорным в достижении цели будет человек. Формирование мотивационно-ценностного отношения к избранному виду спорта начинается именно с создания мотивации.

Экспериментальной деятельностью было создание спортивных классов на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Лицей №2», спортивные занятия проходили в специализированной детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва «Энергия».

Формулировка цели статьи. Нами была поставлена цель выявить факторы, позволяющие сформировать мотивационно-ценностное отношение к занятиям избранным видом спорта у учащихся спортивных классов. Предполагается, что положительная мотивация улучшит качество подготовки спортсменов без ущерба академической успеваемости.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- создание благоприятных условий для разностороннего развития личности и более полного удовлетворения образовательных запросов и потребностей обучающихся;

- укрепление здоровья обучающихся, повышение их работоспособности;

- развитие морально-волевых качеств личности, творческих способностей;

- создание условий для достижения воспитанниками спортивных успехов в соответствии с индивидуальными способностями подростков;

- использование современных образовательных технологий и методик.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изложение основного материала статьи. В 2014 году был организован спортивный класс из состава обучающихся спортивной школы 2002 года рождения, с которым работа ведется по настоящее время. В течении четырех лет (2014 - 2017) в рамках исследовательской работы отслеживалась эффективность и качество подготовки спортсменов.

Основная задача организации спортивных классов состоит в оптимизации сопряжения расписания в общеобразовательной и спортивной школе. Кроме того, создаются условия для качественного освоения учебной программы и тренировочного процесса. На каждом этапе спортивной подготовки обязательно учитываются возрастные, физиологические, психологические особенности обучающихся.

В своей практической профессиональной деятельности в спортивном классе тренер-педагог применял современные образовательные технологии и методики, такие как:

- здоровье сберегающие;

- информационно-образовательные;

- дифференцированного и индивидуализированного обучения на основе личностно-ориентированного подхода;

- технологию проблемного обучения;

- игровую образовательную технологию.

Здоровье сберегающая технология включает в себя учет возрастных особенностей воспитанников, развитие и сохранение интереса к занятиям, формирование благоприятного психологического фона на занятиях при помощи психологических приемов. Контроль за состоянием здоровья обучающихся осуществлялся через систематические медицинские осмотры в центре спортивной медицины, что позволило отслеживать состояние их здоровья, функциональные возможности, а также вносить коррективы в тренировочный процесс [4].

Информационные образовательные технологии: при анализе и мониторинге спортивной подготовленности обучающихся в Excel и Microsoft Word использовались диаграммы, по которым можно с легкостью оценить уровень роста или снижения подготовленности обучающегося. Воспитанники могли ознакомиться с результатами своей спортивной деятельности, увидев слабые и сильные стороны в их подготовке. Это активизировало познавательную и мыслительную деятельность обучающихся [1].

Использование в работе информационно-компьютерных технологий является одним из ключевых моментов, т.к. мыслительная деятельность обучающихся на тренировках с использованием компьютера способствует более быстрому усвоению теоретического материала, приобретению и закреплению двигательных навыков. Введение средств мультимедиа в тренировочный процесс юных пловцов повысило его эффективность и сократило сроки обучения [1]. Элементы, выполняемые обучающимися, фиксировались на видеокамеру. После выполнения определенного элемента совместно со спортсменом просматривалось выполненное движение на мониторе, обсуждались допущенные ошибки и способы их исправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.