Научная статья на тему 'Педагогический эксперимент по формированию технико-тактических действий при розыгрыше углового удара в футболе'

Педагогический эксперимент по формированию технико-тактических действий при розыгрыше углового удара в футболе Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
285
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРИМЕНТ / УГЛОВОЙ УДАР / ЗОНА ЗАВЕРШЕНИЯ УДАРА / ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ФАЗЫ ПОЛЕТА МЯЧА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Савченко Олег Григорьевич

В статье представлены материалы, касающиеся вопросов изучения завершающего удара по воротам после розыгрыша углового удара в футболе. Целью работы является экспериментальное обоснование технологии формирования тактических навыков розыгрыша углового удара у квалифицированных футболистов на основе математического моделирования. Применение квалифицированными футболистами сформированных действий розыгрыша углового удара способствуют получению спортсменами глубоких и прочных знаний, умений и навыков, связанных с своевременным и точным выбором места на футбольном поле для завершающего удара.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Савченко Олег Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical experiment on formation of technical and tactical actions in drawing corner kicks in football

The article presents the materials concerning the study of the final goal kick after the corner kicking in football. The aim of the study is the experimental substantiation of the technology of formation of the tactical skills of drawing the corner kick by the qualified players on the basis of mathematical modeling. The use by the qualified players of the formed actions of the corner kick assists in obtaining by the athletes of the deep and solid knowledge, skills and abilities associated with the timely and accurate selection of the place on the football field for the final blow.

Текст научной работы на тему «Педагогический эксперимент по формированию технико-тактических действий при розыгрыше углового удара в футболе»

6. Klimachev, V.A. (2003), Express control and individualization of technical training of young boxers with allowance for vestibular stability, dissertation, Moscow.

7. Pavlov, S.V. (2004), Complex control of the state of sports preparedness in the process of competitive activity of martial artists: on the example of taekwondo, dissertation, Tyumen.

8. Platonov, V.N. (2005), The system of training athletes in the Olympic sport. General theory and its practical applications, Soviet sport, Moscow.

9. Rybalskij, P.I. (2000), The structure and content of training microcycles of various orientations, depending on the characteristics of competitive exercises in powerlifting, dissertation, Moscow.

10. Ryazanov V.N. (2012), "Operational control in the training process of powerlifters", Physical culture and sport as a factor ofprofessional training of specialists. Collected materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference, October 20-21, 2012, Ed. by V.A. Serebryannikov, V.F. Liguta, V.V. Moroz, Far East Home Ministry Law Institute of Internal Affairs of Russia, Khabarovsk, pp. 129-136.

11. Talibov, A. H. (2005), Individualization of training load of weightlifters of high qualification on the basis of complex control, dissertation, St. Petersburg.

12. Kholodov, Zh.K. and Kuznetsov, V.S. (2016), Theory and methods of physical culture and sport, Academia, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 17.07.2018

УДК 786.332

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ РОЗЫГРЫШЕ УГЛОВОГО УДАРА В

ФУТБОЛЕ

Олег Григорьевич Савченко, кандидат педагогических наук, доцент, Самарский государственный экономический университет, Самара

Аннотация

В статье представлены материалы, касающиеся вопросов изучения завершающего удара по воротам после розыгрыша углового удара в футболе. Целью работы является экспериментальное обоснование технологии формирования тактических навыков розыгрыша углового удара у квалифицированных футболистов на основе математического моделирования. Применение квалифицированными футболистами сформированных действий розыгрыша углового удара способствуют получению спортсменами глубоких и прочных знаний, умений и навыков, связанных с своевременным и точным выбором места на футбольном поле для завершающего удара.

Ключевые слова: эксперимент, угловой удар, зона завершения удара, длительность фазы полета мяча.

PEDAGOGICAL EXPERIMENT ON FORMATION OF TECHNICAL AND TACTICAL ACTIONS IN DRAWING CORNER KICKS IN FOOTBALL

Oleg Grigorievich Savchenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Samara state University of Economics, Samara

Annotation

The article presents the materials concerning the study of the final goal kick after the corner kicking in football. The aim of the study is the experimental substantiation of the technology of formation of the tactical skills of drawing the corner kick by the qualified players on the basis of mathematical modeling. The use by the qualified players of the formed actions of the corner kick assists in obtaining by the athletes of the deep and solid knowledge, skills and abilities associated with the timely and accurate selection of the place on the football field for the final blow.

Keywords: experiment, angular blow, zone of completion of blow, duration of phase of flight of

ball.

Выполнение углового удара является одним из основных тактических средств игры. Способность команды вести активные атакующие действия определяется, прежде всего, умением игроков выполнять и одновременно точно подавать мячи от планирующих до

сильных подач. В современном футболе целенаправленное выполнение углового удара представляет значительную сложность. Особенно следует обратить внимание на то, что игрок, выполняющий угловой удар, далеко не всегда может с достаточной точностью осуществить первую передачу. В результате этого расстраиваются тактические замыслы и комбинации в нападении, и завершающий удар приходится выполнять против хорошо организованной обороны с далеких и неудобных для атаки зон футбольного поля.

В качестве основного метода исследований был избран педагогический эксперимент, причем в зависимости от решаемых задач использовались различные его виды.

• Естественный эксперимент

В процессе естественного эксперимента решалась задача определения длительности фазы полета мяча при выполнении углового удара в условиях соревнований. Данные измерения проводились при помощи специально сконструированного измерительного прибора. При проведении измерений фиксировались:

1) место выполнения углового удара (справа и слева);

2) зона завершения удара по воротам (квадраты футбольного поля);

3) длительность фазы полета мяча от момента подачи до момента касания мяча игроком атаки. Всего было произведено 211 измерений.

• Модельный эксперимент

Метод модельного эксперимента в наших исследованиях применялся для измерения времени перемещения футболистов на короткие отрезки.

Эксперимент проводился в условиях учебно-тренировочного процесса, когда испытуемым предлагалось выполнить перемещение из исходного положения до момента касания мяча. Эксперимент проводился следующим образом: испытуемый располагался на определенном расстоянии от предполагаемого места удара по воротам (предполагались следующие расстояния: 0,5м; 1м; 1,5м; 2м; 2,5м; 3м; 3,5м; 4м; 4,5м; 5м; 5,5м; 6м). По команде исследователя, которая сопровождалась зрительным и звуковым сигналами, игрок перемещался на заданное расстояние (указывался способ перемещения и расстояние до мяча) и производил удар по мячу. Предлагалось выполнить по три попытки на каждом заданном расстоянии. Результат определялся по наименьшему из трех попыток времени перемещения. Подбор испытуемых при проведении модельного эксперимента осуществлялся лотерейным способом (Ашмарин Б.А.,1978; Крутов В.И., Глушко И.М. и др., 1989).

В исследованиях приняли участие 240 спортсменов высокой квалификации.

• Формирующий эксперимент

Данный метод применялся для проверки выдвинутой гипотезы. В качестве экспериментальной базы были избраны спортивные отделения двух самарских вузов: Самарский государственный экономический университет и Самарский государственный технический университет.

Педагогический эксперимент продолжался десять месяцев. Он состоял из двух этапов: I этап - предварительно - поисковый (два месяца), II этап - собственно формирующий (восемь месяцев).

На первом этапе осуществлялась проверка исследовательских гипотез и методов исследования, оценивалась эффективность избранных средств педагогического воздействия.

Формирующий эксперимент по направленности был сравнительным, по логике доказательств - перекрестным, по условиям проведения - естественным. В связи с тем, что эксперимент проводился в течение всего учебного года, у его участников была возможность принимать участие во всех официальных соревнованиях, что позволило расширить рамки экспериментально воздействия. Для участия в эксперименте были отобраны 24 студента младших и средних курсов, в недавнем прошлом выпускники СДЮШОР, из которых методом случайной выборки (лотерейный способ) были сформированы две группы - «А» и «Б», по 12 человек в каждой. Оценка уровня спортивной подготовленности футболистов показала, что между группами существенных различий нет (а = 0,05, ^ набл кр). Не было

разницы в возрасте (18-20 лет) и спортивной квалификации (в каждой из групп - по 8 спортсменов 1 спортивного разряда и по 4 -второго).

Непосредственно формирующий эксперимент продолжался восемь месяцев и состоял из двух этапов: первый (сентябрь-декабрь 2006); второй (февраль-май 2007). На первом этапе, который был начат после завершения подготовительного периода, в качестве экспериментальной оказалась группа «А», а второй этап (экспериментальная группа «Б») совпал со второй половиной соревновательного периода в годичном цикле тренировки команды. Всего было проведено 240 учебно-тренировочных занятий, 120 из которых - по экспериментальной программе (по 60 занятий в каждой из экспериментальных групп). Занятия в обеих группах проводились одним и тем же преподавателем.

В ходе эксперимента обе группы поочередно (очередность определялась по жребию) подвергались влиянию специально организованного педагогического фактора-экс-периментальной программой. Предложенная программа, оформленная в виде блока по 60 учебно-тренировочных занятий, полностью укладывалась в содержание тактической подготовки команд и принципиально не меняла содержание и направленность учебно-тренировочного процесса (подробное описание экспериментальной программы представлено в главе 4.). Другие виды подготовки футболистов сохранили свои обычные пропорции в общем объеме учебно-тренировочной работы.

Основной формой организации учебно-тренировочных занятий был урок продолжительностью 120 минут, состоящий из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Дополнительной формой организации занятий служили соревнования, которые проводились в виде товарищеских встреч и официальных турниров.

Эффективность воздействия экспериментальной программы определялась по динамике показателей теоретической, специальной физической, технико-тактической подготовленности спортсменов и по эффективности атакующих действий при розыгрыше угловых ударов в условиях соревнований.

Таким образом, можно констатировать, что использование экспериментальной методики в группах «А» и «Б» позволило получить существенный достоверный прирост результативности розыгрыша углового удара в условиях соревновательной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Колеманова, И.В. Технология формирования навыков приема подач мяча у квалифицированных волейболисток на основе выбора рациональных тактических действий : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Колеманова Ирина Валерьевна. - Смоленск, 2003. - 24 с.

2. Савченко, О.Г. Формирование технико-тактических действий при розыгрыше углового удара у квалифицированных футболистов на основе математического моделирования : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Савченко Олег Григорьевич. - Малаховка, 2009. - 23 с.

3. Шиховцов, Ю.В. Оптимизация тактических действий волейболисток в защите на основе математического моделирования : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Шиховцов, Ю.В. -Санкт-Петербург, 1995. - 26 с.

REFERENCES

1. Kolemanova, I.V. (2003), Technology offormation of skills of reception of serves of a ball at the qualified volleyball players on the basis of the choice of rational tactical actions, dissertation, Smolensk.

2. Savchenko, O.G. (2009), The formation of technical and tactical actions in the corner kick in skilled players on the basis of mathematical modeling, dissertation, Malakhovka.

3. Shekhovtsov, Yu.V. (1995), Optimization of tactical actions of players in defiance on the basis of mathematical modeling, dissertation, St. Petersburg.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 03.07.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.