студентов ФУиСТС Мининского университета показано, как данное исследование позволяет выявить пробелы в организации воспитательной работы на факультете.
Литература:
1. Воскобойник А.Е., Колесников Ю.Ю. Системный подход как способ эффективной организации внеучебной деятельности в вузе // Актуальные вопросы международного сотрудничества в образовании. 2017. С. 141-144.
2. Екимова К.В., Пирогова А.А. Актуальные задачи организации воспитательной работы в вузе на современном этапе // Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития. Сборник статей по материалам VI Всероссийской научно-практической конференции. Мининский университет. 2019. С. 44-47.
3. Торгашев Р.Е. Тенденции управления воспитательной системой вуза // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. 2016. № 2 (4). С. 54-60.
4. Хижная А.В., Сульдина В.В. Воспитательная деятельность в высших учебных заведениях // Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2018. С. 82-86.
5. Цыплакова С.А., Быстрова Н.В. Модели оценки качества деятельности образовательных организаций // Наука и практика регионов. 2019 № 2 (15). С. 102-104.
6. Цыплакова С.А., Леонова В.Н. Пескова Н.В. Ведущие концепции оценки качества профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018 № 58-2. С. 284-287.
7. Кривоногова А.С., Цыплакова С.А. Методы исследования проблем профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2017. № 1 (18). С. 5.
8. Александрова Н.М., Маркова С.М. Проблемы развития профессионально-педагогического образования // Вестник Мининского университета. 2015. № 1 (9). С. 11.
Педагогика
УДК 378
магистрант Пирогова Анна Алексеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Филатова Елена Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Зиновьева Светлана Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. В работе рассматривается метод моделирования в воспитательной деятельности педагога профессионального обучения. Раскрывается, что метод моделирования в рамках данной деятельности педагога профессионального обучения способствует анализу, прогнозированию и возможности корректировки воспитательного процесса. В работе изучаются сущность метода моделирования, его преимущества, принципы и компоненты моделирования системы воспитательной деятельности, особенности использования данного метода в воспитательной работе педагога профессионального обучения.
Ключевые слова: метод моделирования, воспитательная работа, педагог профессионального обучения, моделирование воспитательной деятельности, качество воспитательной работы, студент.
An^tatton. The paper considers the method of modeling in the educational activity of a teacher of professional training. It is revealed that the method of modeling in the framework of this activity of a teacher of professional training contributes to the analysis, forecasting and possibility of adjusting the educational process. The paper studies the essence of the modeling method, its advantages, principles and components of modeling the system of educational activity, and the features of using this method in the educational work of a professional teacher.
Keywords: modeling method, educational work, teacher of professional training, modeling of educational activity, quality of educational work, student.
Введение. В Национальной доктрине образования Российской Федерации указывается на необходимость совершенствования образовательного процесса в РФ и повышение качества подготовки и квалификации кадров. Это связывается с постоянным развитием и изменением общественной жизни, что обуславливает пересмотр традиционных подходов в обучении и воспитании, методики подготовки специалистов [2].
В рамках подготовки специалистов образовательный процесс осуществляется в форме овладения специальностью, а не освоения азов профессиональной деятельности, так как целью обучения является практическая подготовка будущего специалиста к определенной профессии. Обучение и воспитание должны строиться таким образом, чтобы студент был полностью включен в свою будущую профессиональную деятельность. Благодаря включению в профессию студент развивается в личностной, образовательной, общественной и профессиональной сферах.
В рамках проектирования воспитательного процесса при учете особенностей подготовки кадров различных профессий в условиях модернизации педагогического образования возникает противоречие между потребностью в изменении методов воспитания будущих специалистов и недостаточной изученностью способов применения данных методов. Решению данного противоречия способствует использование проектирования воспитательной деятельности педагога профессионального обучения, которое включает
такой важный элемент как моделирование воспитательной деятельности. Метод моделирования в рамках воспитательной деятельности педагога профессионального обучения способствует анализу, прогнозированию и возможности корректировки воспитательного процесса [5].
Основной целью статьи является исследование метода моделирования в воспитательной деятельности педагога профессионального обучения.
Изложение основного материала статьи. Метод педагогического моделирования представляет собой метод научно-педагогического исследования объектов, явлений, процессов, систем, в основе которого лежит создание и изучение педагогических моделей с целью получения новых знаний, совершенствования данных объектов, явлений, процессов, систем и управления ими [1].
По словам к.п.н. Т.Ю. Основиной, сущность метода моделирования состоит в том, что он позволяет получить информацию о конкретном реальном явлении посредством переноса на него конкретных знаний, полученных при исследовании соответствующей модели [6].
Преимуществом метода моделирования в воспитательной работе педагога профессионального обучения является то, что данный метод позволяет сконцентрироваться на самом существенном, то есть на самых значимых элементах воспитательной системы, которые в наибольшей степени обуславливают повышение уровня ее качества и перспективы развития. Метод моделирования позволяет создать необходимые условия для высокого уровня развития личности будущего специалиста и творческого характера его подготовки [9].
Основными преимуществами метода моделирования в воспитательной деятельности педагога профессионального обучения являются:
- четкая постановка цели;
- переработка содержания информации, лежащей в основе модели, и ее конкретизация;
- достижение результатов, соответствующих цели;
- гарантированный минимальный уровень профессиональной воспитанности студентов;
- наличие обратной связи, рефлексия;
- эргономичность модели;
- мобильность [7].
Использование метода моделирования в воспитательном процессе будущих педагогов:
- способствует личностно-профессиональному становлению студента, основанному на освоении особенностей работы специалистов соответствующей профессии;
- систематизирует духовно-нравственные, трудовые, гражданские, физические, эстетические, экономические, экологические, правовые, социальные аспекты воспитания студентов в разрезе развития личности;
- позволяет увеличить уровень профессионально-педагогического знания, профессионально-педагогической деятельности педагога профессионального обучения;
- способствует более высокому освоению студентами содержания профессионального образования через непосредственную активность и включенность в будущую профессию через систему воспитательных мероприятий [8].
Наиболее эффективными способами моделирования в рамках воспитательной деятельности педагога профессионального обучения считаются деловые игры, ролевые игры, организационно-деятельностные игры, анализ проблемных ситуаций, учебно-производственные задачи.
Метод моделирования активно используется педагогом профессионального обучения при непосредственном выстраивании системы воспитательной работы со студентами. Под моделью воспитательной работы педагога профессионального обучения представляется система, основанная на активном взаимодействии педагога, студентов, родителей студентов, их совместной творческой деятельности. То есть данная модель соединяет в себе социальную среду студента, процесс профессионального воспитания студента, практическая и трудовая деятельность студентов в рамках будущей профессии [7].
Моделирование воспитательной деятельности педагога профессионального обучения строится на общих принципах педагогического моделирования: системности, конкретности, оптимальности, диалога, индивидуальности, научности, непрерывности.
Принцип системности основывается на том, что модель воспитательной работы педагога профессионального обучения отражает систему его воспитательной деятельности.
Принцип конкретности предполагает определение конкретных мероприятий, конкретных участников, конкретных сроков проведения данных мероприятий, основываясь на особенностях студенческого коллектива, имеющемся уровне развития и перспективах развития данного коллектива.
Принцип оптимальности включает определение лучшего варианта участия студентов в воспитательной деятельности, определение оптимального результата данной деятельности, создание оптимального варианта самой модели воспитательной деятельности с целью удобства пользования.
Принцип диалога предполагает, что построение оптимальной модели воспитательной работы педагога профессионального обучения возможно при диалоге мнений, мотивов, действий участников воспитательной деятельности.
Принцип научности подразумевает, что модель должна строиться, исходя из положений концепции развития образовательной организации, программы и плана воспитательной работы учреждения, современной научной педагогической литературы в области воспитательной работы со студентами.
Принцип непрерывности процесса моделирования раскрывает положение о том, что предусмотреть с точностью прогноз развития воспитательной системы невозможно, поэтому педагогу придется корректировать созданную модель воспитательной деятельности [3].
Модель воспитательной деятельности педагога профессионального обучения имеет вариативный характер, но любая модель должна содержать обязательные элементы: цель, задачи, содержание деятельности, направления деятельности, методы и средства работы, формы работы, результат, рефлексия. Другими словами, модель должна включать целевой, содержательный, организационно-управленческий, результативно-критериальный компоненты.
Целевой компонент модели содержит формулирование цели, задач, фиксирование принципов, лежащих в основе достижения поставленной цели, определение требований к личности студента, уровня сформированности той или иной составляющей воспитания.
Содержательный компонент модели закрепляет содержание процесса воспитательной работы педагога профессионального обучения. Данный компонент отражает процесс работы от постановки цели, поставленной в рамках воспитательной работы со студентами, до достижения определенного результата данной работы.
Результативно-критериальный компонент модели подразумевает определение эффективности и продуктивности формирования важных социальных и профессиональных качеств специалиста в рамках воспитательной деятельности педагога профессионального обучения, отражает достигнутые результаты воспитания в соответствии с поставленной целью [4]. Данный компонент определяет критерии, уровень качества сформированности социальных и профессионально значимых умений и навыков будущего специалиста. Определение сформированности социальных и профессионально значимых качеств будущего специалиста осуществляется по следующим критериям:
— ценностное отношение к будущей профессии;
— готовность будущего специалиста осуществлять профессиональную деятельность;
— способность будущего специалиста к самообразованию, профессиональному самосовершенствованию, повышению квалификации [10].
Метод моделирования позволяет педагогу профессионального обучения при возможной совместной деятельности со студентами выстроить модель выпускника. Модель выпускника может состоять из таких важных аспектов как требования к уровню образования будущего специалиста, профессионально-важные качества будущего специалиста, его личностные качества, профессиональная воспитанность, профессиональное самосознание [11].
Выводы. Таким образом, метод моделирования представляет собой необходимый инструмент деятельности педагога профессионального обучения. Он позволяет упрощённо и точно смоделировать воспитательную работу. При соблюдении принципов и особенностей построения модели педагог профессионального обучения сможет выстроить модель, способствующую реализации качественной и эффективной воспитательной работы со студентами.
Литература:
1. Ваганова О.И. Технологии организации взаимодействия субъектов образовательного процесса в профессиональном образовании // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 1 (30). С. 56-58.
2. Екимова К.В., Пирогова А.А. Актуальные задачи организации воспитательной работы в вузе на современном этапе // Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития. Сборник статей по материалам VI Всероссийской научно-практической конференции. Мининский университет. 2019. С. 44-47.
3. Иляшенко Л.К., Лапшова А.В., Цыплакова С.А. Профессиональное самоопределение студентов в воспитательно-образовательном процессе вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-2. С. 206-209.
4. Лапшова А.В., Екимова К.В., Пирогова А.А. Ценностная основа развития профессионализма педагога // Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития. сборник статей по материалам V Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2018. С. 66-69.
5. Маркова С.М., Цыплакова С.А. Теоретические и практические проблемы проектной деятельности педагога профессионального обучения // Мининский университет. Нижний Новгород, 2019.
6. Наседкина А.В. Моделирование процесса формирования профессионально-педагогической культуры будущих педагогов-музыкантов на основе интегративного подхода // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 60-64.
7. Фоминых, М.В. Особенности применения технологии моделирования в профессионально-педагогическом образовании / М.В. Фоминых. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — Санкт-Петербург: Реноме, 2012. — С. 194-196. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2935/ (дата обращения: 09.11.2020).
8. Хижная А.В., Семенова К.А., Хрулева О.С. Профессиональное воспитание студентов вуза // Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития. сборник статей по материалам V Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2018. С. 98-100.
9. Хижная А.В., Сульдина В.В. Воспитательная деятельность в высших учебных заведениях // Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2018. С. 82-86.
10. Цыплакова С.А. Проблемы совершенствования профессиональных компетенций профессорско-преподавательского состава педагогических вузов: новые кадры - новой высшей школе. сборник статей международной научно-практической конференции. Евразийская ассоциация педагогических вузов, МПГУ, Казахский национальный педагогический университет имени Абая. 2020. С. 164-169.
11. Цыплакова С.А., Миронов А.Г. Профессионально-педагогическая подготовка студентов в вузе // Инновационные тенденции развития российской науки. Материалы XII Международной научно-практической конференции молодых ученых. 2019. С. 191-194.