Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ'

МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1450
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ / ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уракова Екатерина Андреевна, Грашина Полина Алексеевна, Сидоров Андрей Николаевич

В данной статье авторами рассматривается такое явление в образовании, как методическая деятельность. Выделяется теоретический аспект деятельности, а также обуславливается связь между различными принципами определения сущности. В контексте темы авторы рассматривают методическую деятельность как способ гармонизации процессов формирования знаний, умений, навыков и компетенций. Методическая деятельность рассматривается с разных сторон - как способ развития педагога, учащегося, педагогического коллектива, а также влияния на улучшение системы профессионального образования. В ходе статьи авторы рассмотрели некоторые особенности методической работы педагога профессионального обучения, а также выявили инновационный характер направления и организации методической работы, как главенствующей деятельности педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Уракова Екатерина Андреевна, Грашина Полина Алексеевна, Сидоров Андрей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL ACTIVITY OF TEACHER OF VOCATIONAL TRAINING

In this article, the authors consider such a phenomenon in education as methodological activity. The theoretical aspect of the activity is highlighted, as well as the connection between the various principles of defining the essence is determined. In the context of the topic, the authors consider methodological activity as a way to harmonize the processes of forming knowledge, skills, skills and competencies. Methodological activity is viewed from different angles - as a way of developing a teacher, student, teaching staff, as well as influencing the improvement of the vocational education system. In the course of the article, the authors examined some of the features of the methodological work of a teacher of vocational training, and also identified the innovative nature of the direction and organization of methodical work, as the dominant activity of the teacher.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»

Педагогические проекты могут быть классифицированы в зависимости от конкретных показателей, например, область реализации, сложность процесса проектирования, объем работ, охват участников и т.д.

Педагогическое проектирование отличается направленностью на учет человеческих приоритетов и саморазвития педагогических систем.

Процесс педагогического проектирования в деятельности преподавателя всегда имеет инновационную направленность. Он предполагает определенные изменения и нововведения в образовательной системе, которые диктуются внешними условиями и факторами. Инновационная деятельность может быть представлена в качестве модульных, системных или локальных нововведений.

Литература:

1. Зиновьева С.А. Опыт реализации проектной деятельности в Мининском Университете // Проблемы совершенствования профессиональных компетенций профессорско-преподавательского состава педагогических вузов: новые кадры - новой высшей школе. Сборник статей международной научно-практической конференции. Евразийская ассоциация педагогических вузов, МПГУ, Казахский национальный педагогический университет имени Абая. 2020. - С. 164-165.

2. Маркова С.М. Проектирование педагогических технологий профессионального обучения // Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических задач. Сборник статей по материалам V Всероссийской научно-практической конференции. Мининский университет. - 2020. - С. 38-40.

3. Маркова С.М. Проектирование педагогических систем и их реализация в условиях региональной системы профессионального образования (на примере Мининского Университета) // Монография. Изд.: Общество с ограниченной ответвенностью «ФЛИНТА» (Москва). - 2017. - 168 с.

4. Маркова С.М., Котенко Е.Ф., Уракова Е.А. Проектирование процесса управления учебным заведением интегративного типа // Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических задач. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Мининский университет. - 2019. - С. 37-39.

5. Тимкин С.Л. Этапы и система поддержки и проектирования инновационной модели развития педагогической системы вуза в условиях информатизации образования // Открытое дистанционное образование. - № 3(31). - 2008. - С. 15-20.

Педагогика

УДК 377

преподаватель Уракова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Грашина Полина Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Сидоров Андрей Николаевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В данной статье авторами рассматривается такое явление в образовании, как методическая деятельность. Выделяется теоретический аспект деятельности, а также обуславливается связь между различными принципами определения сущности. В контексте темы авторы рассматривают методическую деятельность как способ гармонизации процессов формирования знаний, умений, навыков и компетенций. Методическая деятельность рассматривается с разных сторон - как способ развития педагога, учащегося, педагогического коллектива, а также влияния на улучшение системы профессионального образования. В ходе статьи авторы рассмотрели некоторые особенности методической работы педагога профессионального обучения, а также выявили инновационный характер направления и организации методической работы, как главенствующей деятельности педагога.

Ключевые слова: профессиональное образование, методическая деятельность, формирование компетенций, инновации в образовании.

Annotation. In this article, the authors consider such a phenomenon in education as methodological activity. The theoretical aspect of the activity is highlighted, as well as the connection between the various principles of defining the essence is determined. In the context of the topic, the authors consider methodological activity as a way to harmonize the processes of forming knowledge, skills, skills and competencies. Methodological activity is viewed from different angles - as a way of developing a teacher, student, teaching staff, as well as influencing the improvement of the vocational education system. In the course of the article, the authors examined some of the features of the methodological work of a teacher of vocational training, and also identified the innovative nature of the direction and organization of methodical work, as the dominant activity of the teacher.

Keywords: professional education, methodological activities, the formation of competencies, innovations in education.

Введение. На современном этапе профессиональное отечественное образование претерпевает некоторые изменения на структурном уровне, связанные с организацией инновационной деятельности, как эффективной профессионально-педагогической работы, направленной на развитие качественной составляющей деятельности студентов в рамках образовательных организаций. Одной из важнейших видов деятельности педагога профессионального образования, наряду с научно-исследовательской, проектной, учебно-воспитательной, является методическая деятельность, направленная на изменение и управление процессами учебной деятельности.

Формулировка цели статьи - проанализировать теоретические аспекты и особенности методической деятельности педагога профессионального обучения, а так же рассмотреть методическую работу с точки зрения инновационного характера направления деятельности.

Изложение основного материала статьи. Рассматривая теоретические аспекты методической деятельности, важно выделить некоторые её характерные особенности в поле деятельности педагога профессионального обучения. Так, рассматривая сущность методической деятельности, выделяют несколько основных определений:

1. Представляет собой способ самообразования, повышения квалификации, работы с дидактическими средствами обучения. Иными словами, приравнивается к методической работе.

2. Является методом обучения конкретной предметной области.

3. Обозначает совокупность персональных умений, имеющих четкую специфику, отражающуюся в структуре и порядке работы в ходе профессионально-педагогической деятельности.

Главной целью методической деятельности выступает обслуживание практики обучения. Для достижения данной цели, педагог профессионального обучения, как исполнитель методической деятельности, выполняет ряд функций, таких как: аналитика, проектирование, планирование, разработка, конструирование, нормирование и т.п. При этом, в качестве объекта деятельности выступает процесс формирования компетенций; в качестве предмета выступает совокупность индивидуальных приемов и методик работы педагога профессионального обучения, способов ведения деятельности и совокупности процессов педагогической работы. Субъектом же выступает педагог, как единичный представитель, или же педагогический коллектив. Важно отметить, что характеристикой достижения цели методической деятельности является результат, который, в общих чертах представляет собой: учебный материал, различные алгоритмы, средства, методы, методики, приемы обучения, учебные программы и иные материал, используемые в ходе реального педагогического процесса как обучающимся, так и педагогом [4].

Для достижения и дальнейшей реализации поставленной цели стоит рассмотреть методическую деятельность, как одну из главнейших в поле педагогической деятельности, направленную на достижение конкретных результатов обучения посредством разработки учебно-методических средств, необходимых для оптимальной организации учебной деятельности обучающихся. Важно отметить, что в рамках данного исследования, авторами рассматривается в большей степени индивидуальная методическая деятельность педагога профессионального обучения. Выделяя понятие методической деятельности, многие исследователи предполагают некоторую связь данного вида профессиональной деятельности с процессами формирования и развития не только личности педагога, повышения его квалификации, но и обучающихся. В таком контексте, помимо стандартных функций, присущих методической деятельности (по организации процессов проектирования, конструирования, разработки), формируются новейшие инновационные функции. Так, рассматривая взаимосвязь компонентов, формируемых в ходе методической деятельности (целей обучения, его содержания, форм, методов, применяемых средств) с инновационным развитием, важно отметить влияние степени применения инновационных методик и технологий на результат учебной деятельности по конкретной дисциплине. Практика обучения доказывает, что формирование компетенций, знаний, умений и навыков в наиболее полной форме происходит при должно организованном, сконструированном процессе обучения, в ходе которого применяются не только качественные способы, но и устойчивые средства обучения, направленные на развитие и совершенствование личности обучающегося, способствующие наибольшей степени плавности выстраивания образовательного процесса. Важной характеристикой здесь выступает условие, определяемое как временное ограничение, прямо влияющее не только на содержание дисциплины, но и на степень эффективности её освоения студентом. Рассматривая данный процесс наиболее подробно, важно отметить, что помимо вышеперечисленных факторов, существенное влияние оказывает также методология, используемая педагогом профессионального обучения, методические приемы, разрабатываемые педагогом-новатором для собственной методической системы. Организуя методическую работу, педагог профессионального обучения рассматривает систему по обучению будущих специалистов с разных позиций - учебно-воспитательной, научно-исследовательской, организационно-деятельностной, содержательной, системной. Изучая каждый компонент и составляя по нему методические учебные материалы, педагог, внедряя инновационные методики в практику деятельности, совместно с чередованием укрепившихся, проверенных временем методик, создает новейшую, в рамках конкретной учебной дисциплины, образовательную траекторию обучающегося, т.к. прорабатывает конкретные аспекты работы с обучающимися. Несомненно, приведенные авторами суждения доказывают, что методическая деятельность педагога имеет особое место в системе гармонизации процессов формирования личности обучающегося, его знаний, умений, навыков, а также компетенций [1, 2].

Конечно, помимо воздействия на процессы развития обучающегося, формирования его личности, профессионализма, педагог профессионального обучения, в ходе методической деятельности занимается работой с различными средствами обучения, тем самым активизируя процессы самообразования и повышения квалификации в рамках конкретной предметной области (в зависимости от типа методической работы, направленности, дисциплины) [5]. Педагог профессионального обучения, как главный субъект в поле данной деятельности, организуя методическую работу, формирует собственную траекторию индивидуально-профессионального развития. В ходе организации работы важными качествами педагога, влияющими на исход результатов методической работы, являются такие характеристики, как активность, инициативность, целеполагание, лидерство, субъектность. Рассматривая данные характеристики, наиболее важно выделить субъектность педагога, направленную на обеспечение персонального профессионального развития, а именно - персонификацию. Персонификация педагога профессионального обучения происходит в несколько этапов, по результатам которых происходит определение траектории профессионального развития, с учетом поддержки от других педагогов, построения плана сопровождения, а также презентация собственных продуктов методической деятельности всему педагогическому коллективу. Важно отметить, что методическая деятельность педагога здесь становится прямым условием повышения квалификации педагога профессионального обучения за счет подготовки к различной деятельности со включением в реализацию научных, прикладных и инновационных проектов [3]. Ярким примером может послужить формирование авторского курса по программам подготовки обучающихся, со включением методов обобщения и представления опыта других педагогов; написание научных работ, имеющих актуальную значимость для современной науки; участие в реализации инновационных проектов, направленных на развитие системы

профессионального обучения. Таким образом, развивая собственные качества, педагог профессионального обучения, в ходе методической деятельности новаторского характера, создает конечный инновационный продукт, являющийся условным показателем развития всей образовательной системы за счет внедрения инноваций в процесс обучения. Важно отметить, что здесь авторами проводится четкая взаимосвязь между методической деятельностью педагога, как способом повышения собственной квалификации, воздействия на процессы гармоничного развития обучающихся, а также влияния на систему обучения, в ходе которого происходит некоторое развитие общей системы профессионального обучения. Формируя инновационные процессы в рамках методической деятельности, педагог профессионального обучения, как субъект, влияет сразу на несколько объектов, тем самым осуществляя:

- формирование профессиональных знаний, умений, навыков, компетенций;

- гармонизацию процессов обучения за счет осуществления методической работы;

- развитие профессионального образования путем внедрения новых продуктов в деятельность.

Вместе с тем, важно отметить, что методическая деятельность педагога профессионального образования имеет свои особенности, связанные со спецификой организации деятельности в профессиональной образовательной организации. К ряду таких особенностей можно отнести:

- интеграционный характер деятельности педагога профессионального обучения, связанный с объединением учебной и производственной части процесса обучения, направленной на освоение профессии;

- обеспечение тесной связи между теоретическим и практическим аспектом обучения с учетом предъявляемых требований;

- взаимосвязь с комплексом подготовки специалиста, включающего в себя, учебно-воспитательную, профессиональную, научно-исследовательскую, организационную, творческую, инновационную, а также другие виды деятельности, имеющие тесную связь с методической деятельностью;

- формирование единого образовательного пространства, в рамках которого происходит внутреннее взаимодействие между субъектами образовательной деятельности, приводящее к тому, что в ходе процесса обучения происходит развитие личности не только обучающегося, но и педагога;

- выделение самообразовательной деятельности педагога профессионального обучения, как основополагающей, направленной на освоение большого объема информации с формированием профессиональных качеств, развитием компетенций и насыщением образовательных программ.

Рассматривая методическую деятельность педагога профессионального обучения важно отметить о тесной связи данного явления с непрерывностью образовательного процесса. Выделяя различные схемы по организации методической деятельности, многие исследователи не рассматривают некоторую связь специфики данной деятельности с современными образовательными тенденциями, являющимися, по своей сути, инновационными процессами в образовании. Формируя модель инновационной методической работы педагога профессионального обучения важно понимать условия, диктуемые конкретными обстоятельствами, а также то, какую роль и функцию будет выполнять инновация и самое главное, в чем будет заключаться её сущность. Методическая деятельность педагога профессионального обучения заключается в формировании тесной связи между самой реализацией деятельности, объектом, предметом и субъектом, подходами и принципами организации деятельности, целями и задачами, формами и функциями организованной работы. Важно понимать, что изменение одного компонента приведет к воздействию на остальную цепочку процессов и механизмов работы. Такой подход обуславливает острую необходимость в рассмотрении возможных путей оптимизации процесса инновационного развития методической работы, посредством организованного воздействия на элементы системы.

Выводы. Таким образом, анализ теоретических аспектов и особенностей методической деятельности педагога профессионального обучения показал, что в общих чертах, методическая деятельность рассматривается авторами с разных позиций, однако, все эти позиции имеют, как общие черты, выражающиеся в тесной связи с реальным образовательным процессом, так и частные проявления, отражающие специфику работы педагога в разных условиях. Важно отметить, что, несмотря на подход к организации методической деятельности, результатом всегда будет общий продукт. Авторами важно подчеркнуть, что продукт методической деятельности педагога профессионального обучения не может представляться в качестве единичного объекта. Это связано с тем, что методическая деятельность охватывает широкий спектр выполняемых ролей, функций и имеет единое целеполагание, что подразумевает системность получаемого результата. Несомненно, важно осознавать некоторую специфичность и важность методической деятельности педагога профессионального обучения, т.к. она, наряду с другими видами деятельности, является ведущей и играет ключевую роль в функционировании механизмов процесса обучения.

Таким образом, методическая работа педагога профессионального обучения заключается в формировании профессиональных знаний, умений, навыков и компетенций, связанных с гармонизацией процессов обучения и развития профессионального образования, путем внедрения новых продуктов в деятельность. Стоит отметить, методическая работа имеет ряд инновационных характеристик, что выражается в тесной связи с инновационными процессами в характере направления деятельности педагога. Так, непрерывность образовательного процесса и её течение, связь с новейшими образовательными тенденциями имеет тесную связь с организацией методической деятельности, формируя инновационную методическую работу. Важным аспектом здесь выступает сущность методической работы, её цели и функции, которые должны носить инновационный характер, иначе, сущность инновационной работы педагога профессионального обучения будет утрачена. Организуя инновационные процессы в ходе методической деятельности, важно понимать, что какое-либо изменение одного компонента всей структуры не окажет существенного влияния на всю систему в целом. Именно поэтому важно организовывать методическую работу как совокупность инновационного воздействия на элементы системы.

Литература:

1. Маркова С.М., Горлова В.Г. Подготовка педагога профессионального обучения к проектной деятельности // Russian Journal of Education and Psychology. - 2015. - №4 (48). - С. 21-29.

2. Маркова С.М., Цыплакова С.А. Технологическая подготовка будущих педагогов профессионального обучения как социально-педагогическая проблема // АНИ: педагогика и психология. -2016. - №1 (14). - С. 79-81.

3. Прохорова М.П., Седых Е.П. Методическое обеспечение инновационнопроектной деятельности будущих педагогов профессионального обучения // Наука и школа. - 2017. - №3. - С. 77-83.

4. Хижная А.В., Цыплакова С.А., Пасечник А.С. Содержание и модель методической деятельности педагога колледжа // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №63-3. - С. 225-229.

5. Цыплакова С.А., Мурыгин Н.С., Тимофеева Ю.С., Уракова Е.А. Значение самостоятельной работы в профессиональном образовании // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №60-3. -С. 379-382.

Педагогика

УДК 371.32

преподаватель Уракова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Лапшова Анна Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Краева Ирина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАЕТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ К ЗАНЯТИЯМ

Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема выявления особенностей подготовки преподавателей к учебным занятиям. Подготовка педагога профессиональной школы к занятиям состоит из нескольких этапов, которые включают в себя как непосредственную разработку содержания учебной дисциплины, так и проверку соответствия аудиторий для проведения учебных занятий.

Ключевые слова: преподаватель высшей школы, занятие, подготовка рабочих и специалистов, образовательный процесс.

An^tatton. The article deals with the actual problem of identifying the features of training teachers for training sessions. The preparation of a teacher of a professional school for classes consists of several stages, which include both the direct development of the content of the academic discipline and the verification of the conformity of the audiences for conducting training sessions.

Keywords: high school teacher, occupation, training of workers and specialists, educational process.

Введение. В связи с интеграцией и цифровизацией современной науки и общества должна проводиться качественная подготовка будущих рабочих и специалистов, которые могли бы эффективно осуществлять рабочий процесс в изменяющихся условиях. Подготовку подобных специалистов могут обеспечить компетентные преподаватели.

Для реализации эффективного учебно-воспитательного процесса обучающихся у педагогов должна присутствовать четко организованная подготовка. Систему подготовки педагогических кадров можно начать с базовой подготовки к занятиям и изучением рабочей программы дисциплины. После этого целесообразно создание тематических планов учебных занятий разных видов по всем имеющимся в распоряжении дисциплинам. Тематические планы должны соответствовать выделенным на изучение конкретных дисциплин часам. Далее следует непосредственно подготовка к учебным занятиям, поиск дополнительной литературы, составление иллюстративно-демонстрационных материалов и т.д.

Формулировка цели статьи - выявление особенностей подготовки преподавателей к учебным занятиям.

Изложение основного материала статьи. Для более эффективной организации образовательного процесса преподавателям следует на постоянной основе развивать и совершенствовать свои профессионально-педагогические знания, умения и навыки [2]. Для достижения этой цели можно знакомиться с содержанием смежных дисциплин, углублять специальные знания по предмету, изучать современную литературу (учебные пособия, учебники, выпуски научных журналов и пр.), участвовать в научно-исследовательской деятельности, принимать участие в конференциях, научных выставках и др.

Тематический план в обязательном порядке должен включать в себя следующие сведения: 1) темы дисциплины, расположенные в последовательности их изучения; 2) количество часов, требующееся для изучения каждой темы. Каждая представленная в тематическом плане тема должна иметь дидактическую обоснованность и целесообразность. Раскрытие содержания тем должно происходить с использованием теоретической информации, практических фактов, каких-либо научных исследований, производственных примеров и пр. Такой подход к раскрытию тем обеспечит высокую степень заинтересованности обучающихся к изучению учебной дисциплины.

Четко оформленный тематический план способствует оптимальному распределению нагрузки между учебными занятиями, укрепляет межпредметные связи, упрощает организацию учебной деятельности обучающихся.

Тематический план обеспечивает наиболее эффективную работу с ним, если он составлен на один или два семестра одного учебного года. При этом форма, в которой может быть составлен тематический план, зависит от желания преподавателя, особенностей учебной дисциплины, ее содержания, темы занятий и т.д.

По своему содержанию тематический план должен состоять из следующих элементов: порядковый номер учебного занятия; тема для изучения; ключевые вопросы, которые должны быть освещены во время проведения занятия; количество выделенных часов; цель занятия; тип занятия; методы учебной работы, которые обеспечат достижение поставленной цели; учебно-методическое обеспечение; технические средства обучения; задания для самостоятельной деятельности обучающихся; список литературных источников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.