Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ'

РАЗВИТИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / АКТИВНАЯ ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ / САМОУПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / УПРАВЛЕНИЕ / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / STUDENT SELF-GOVERNMENT / ACTIVE LIFE POSITION / SELF-GOVERNMENT ACTIVITY / PROFESSIONAL SELF-AWARENESS / STUDENT YOUTH / MANAGEMENT / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хижная Анна Владимировна, Быстрова Наталья Васильевна, Иванова Дарина Сергеевна

В статье раскрыты вопросы системы студенческого самоуправления, которые становятся приоритетными в воспитании и подготовке будущих специалистов. По мнению авторов, значимость студенческого самоуправления очень велика в системе профессионального образования. Доказательством этого служат многочисленные стратегические планы, разработанные на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а так же проекты развития данного направления в каждом муниципальном образовании. Задача вузов, по мнению авторов, создание и внедрение в общую систему инновационных методов развития студенческого самоуправления, связанных с подготовкой молодых востребованных специалистов, которые обладают определенным набором профессиональных компетенций и личностных качеств, для формирования у них лидерских, организаторских, коммуникативных и иных навыков, которые являются основополагающими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хижная Анна Владимировна, Быстрова Наталья Васильевна, Иванова Дарина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF STUDENT SELF-GOVERNMENT IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS STUDENT

The article reveals the issues of student self-government, which becomes a priority in the education and training of future specialists. According to the authors, the importance of student self-government is very high in the vocational education system. This is proved by numerous strategic plans developed at the federal, regional and municipal levels, as well as projects for the development of this area in each municipality. The task of universities, according to the authors, is the creation and implementation in the general system of innovative methods for the development of student self-government related to the training of young demanded specialists who have a certain set of professional competencies and personal qualities, for the formation of personal, organizational and other skills that are fundamental.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ»

5) социализированность (социальная грамотность).

Выводы. Резюмируя вышеизложенное, заключим, что на современном этапе наблюдается такая тенденция развития образования, как его технологизация. Данная тенденция заключается в обосновании технологического подхода в значении одной из ведущих концептуальных основ реализации образовательной деятельности.

Сущность технологического подхода в широком смысле заключается во внедрении в учебно-воспитательных процесс педагогических технологий для более эффективного достижения актуальных целей обучения, воспитания и развития личности.

Сегодня преимущественно речь идет о создании, изучении и внедрении в учебно-воспитательный процесс образовательных организаций инновационных педагогических технологий, число которых непрерывно растет с развитием педагогической науки и практики.

По нашему мнению, технологизация образования является естественным путем развития образования, ввиду учета актуальных социокультурных тенденций и условий. Введение в учебно-воспитательный процесс учреждений образования разного уровня инновационных педагогических технологий связано также со сменой образовательной парадигмы с традиционной (репродуктивной) на инновационную.

Литература:

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологи. - М.: Педагогика, 1989. - 210 с.

2. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта. - М.: Знание, 1989. - 80 с.

3. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. - М.: Прометей, 1992. - 528 с.

4. Монахов В.М., Бахусова Е.В., Власов, Д.А. Педагогические технологии как дидактический инструментарий модернизации образования. - М. - Тольятти: ВУиТ, 2004.

5. Назарова Т.С. Педагогическая технология: новый этап эволюции? / Т.С. Назарова // Педагогика. -1997. - № 3. - С. 20-27.

6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

7. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: учеб. пособ. [для студ. сред. пед. учеб. завед.]. - М.: Изд. центр "Академия", 1998. - 288 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Хижная Анна Владимировна

Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна

Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

магистрант Иванова Дарина Сергеевна

Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

РАЗВИТИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Аннотация. В статье раскрыты вопросы системы студенческого самоуправления, которые становятся приоритетными в воспитании и подготовке будущих специалистов. По мнению авторов, значимость студенческого самоуправления очень велика в системе профессионального образования. Доказательством этого служат многочисленные стратегические планы, разработанные на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а так же проекты развития данного направления в каждом муниципальном образовании. Задача вузов, по мнению авторов, создание и внедрение в общую систему инновационных методов развития студенческого самоуправления, связанных с подготовкой молодых востребованных специалистов, которые обладают определенным набором профессиональных компетенций и личностных качеств, для формирования у них лидерских, организаторских, коммуникативных и иных навыков, которые являются основополагающими.

Ключевые слова: студенческое самоуправление, активная жизненная позиция, самоуправленческая деятельность, профессиональное самосознание, студенческая молодежь, управление, внеучебная деятельность.

Annotation. The article reveals the issues of student self-government, which becomes a priority in the education and training of future specialists. According to the authors, the importance of student self-government is very high in the vocational education system. This is proved by numerous strategic plans developed at the federal, regional and municipal levels, as well as projects for the development of this area in each municipality. The task of universities, according to the authors, is the creation and implementation in the general system of innovative methods for the development of student self-government related to the training of young demanded specialists who have a certain set of professional competencies and personal qualities, for the formation of personal, organizational and other skills that are fundamental.

Keywords: student self-government, active life position, self-government activity, professional self-awareness, student youth, management, extracurricular activities.

Введение. Молодежные движения во всем мире имеют длительную историю развития, они стали практическими средствами самореализации для многих молодых людей. Любое молодежное движение является средством, которое открывает каналы связи в пределах одного поколения, проявляя и представляя его интересы перед обществом в целом.

Существует множество определений понятия «молодежное движение». Представители отечественной науки предлагают рассматривать такие движения, во-первых, как одну из наиболее динамичных и меняющихся форм социальной активности молодежи и способов выражения ее социально-политических и общественных инициатив, во-вторых, как один из механизмов участия молодежи в общественных процессах

с помощью коллективных (как организованных, так и неструктурированных) форм проявления ее самодеятельности на основе общих интересов, и только в более узком смысле - как систему молодежных общественных объединений. Рассматривая молодежное движение в целом, нельзя не отметить, что основную его составляющую составляет студенческое движение. Студенческая молодежь всегда была в авангарде всех социальных преобразований и политических движений, а нередко становилась и их движущей силой.

Изложение основного материала статьи. Сегодня широкое распространение и развитие на территории СНГ получил такой тип формальных организаций студенческой молодежи, как органы студенческого самоуправления в учебных заведениях разного уровня аккредитации, которые постепенно превращаются из подструктур высших учебных заведений в самостоятельные организации. Студенческое самоуправление в высшем учебном заведении - неотъемлемая часть общественного самоуправления, обеспечивает защиту прав и интересов лиц, обучающихся в высшем учебном заведении, и их участие в управлении вуза [1]. Его можно также толковать, как самостоятельную общественную деятельность студентов по реализации функций управления высшим учебным заведением, которая определяется ректоратом (администрацией), деканатами и осуществляется студентами в соответствии с целью и задачами, которые стоят перед студенческими коллективами, функционирует с целью обеспечения выполнения студентами своих обязательств связей и защиты их прав и способствует гармоничному развитию личности студента, формированию у него навыков будущего организатора, руководителя.

Формирование личностной активности студентов является важным показателем эффективности процесса профессиональной подготовки, поскольку стимулирует творческое развитие, профессиональное направление, самостоятельность, стремление к саморазвитию и достижению результатов [6]. В то же время, указанная особенность студенческой молодежи не возможна без мотивации, стимулирования и поощрения их деятельности. Ученые определяют стимулирования деятельности человека как актуализацию его потребностей и удовлетворение от выполнения действий. При этом стимулы должны использоваться последовательно, периодически и оптимально [4]. Следует констатировать, что ученые отмечают достаточно низкую общественную активность студенческой молодежи, нежелание работать над собой, несамостоятельность при обучении (Б. Коротяев, В. Курило, С. Савченко и др.). Б. Коротяев отмечает, что главная задача высшего учебного заведения заключается не в преподавании научных знаний, контроле и оценке, а в инициации и культивировании самостоятельности студенчества, его самосовершенствования, творческого развития [3].

Авторы констатируют, что для развития творческой активной личности студента необходима специальная организация учебно-воспитательного и внеучебного процесса, ориентированного на самостоятельную деятельность, инициативность, интерес. Формированию у студентов потребности к самостоятельной активной деятельности способствует коллективное творческое сотрудничество. Эта деятельность позволяет студентам уже в стенах образовательного учреждения пережить чувство удовлетворения результатами своего труда, участвуя в организации различных мероприятий [12].

По нашему мнению, привлечение студентов к участию в организации внеучебной жизни, в частности в органах студенческого самоуправления, служит практической школой получения самостоятельности, отработка управленческих навыков, развития творческого потенциала и умения достигать поставленных результатов. Расширение сферы личностной заинтересованности, воспитание гражданско-общественной активности, ориентированности на достижение результатов деятельности, становление собственного коммуникативного опыта формируют надежную базу для развития лидерской и управленческой компетентности студентов.

Исследуя вопрос определения роли органов студенческого самоуправления в управлении высшим учебным заведением, определим взаимосвязь между деятельностью студенческих объединений и организацией учебно-воспитанного процесса в вузе [10].

Воспитательная работа в ФГБОУ ВО «НГПУ им. Козьмы Минина» (Н. Новгород) (Мининский университет) представляет собой организованный, целенаправленный и систематический процесс, целью которого является формирование у студентов и выпускников университета профессиональных и нравственных качеств, соответствующих требованиям, предъявляемым к профессиональной деятельности специалиста. Основные задачи воспитания студентов:

1. Совершенствование воспитательной системы вуза, создание благоприятной воспитательной среды, помогающей студентам в раскрытии их внутреннего потенциала.

2. Обеспечение тесной взаимосвязи воспитательной, учебной и научной работы.

3. Развитие и становление студенческого самоуправления, вовлечение студентов в молодёжные организации, творческие объединения, кружки и клубы по интересам.

4. Развитие интеллектуальных способностей студентов, стимулирование познавательной активности будущих специалистов, приобщение их к научно-исследовательской работе, подготовка к профессиональной деятельности.

5. Формирование у студентов высоких гражданских и патриотических чувств, базирующихся на знании и соблюдения законов Российского государства.

6. Приобщение студентов к культурным, нравственным и духовным ценностям российского общества, формирование этических норм и эстетического вкуса.

7. Воспитание у студентов правовой культуры, чувства ответственности перед обществом и государством за принимаемые решения и совершаемые поступки.

8. Формирование у студентов стремления к здоровому образу жизни, сохранение и укрепление их здоровья средствами физкультуры и спорта.

Студенческое самоуправление и сотрудничество с молодёжными организациями направленно на привлечении студентов к решению наиболее значимых вопросов учебно-воспитательного процесса и участию их в общественно-политической жизни вуза и города, что оказывает огромное влияние на становление будущих специалистов как организаторов, руководителей производства, умеющих управлять не только собой, но и коллективом, способных самостоятельно действовать, нестандартно мыслить, принимать решения и осуществлять их.

Основными причинами, резко актуализирующими проблему создания и развития студенческого самоуправления в вузе, являются следующие:

- смена парадигмы воспитания молодежи, которая характеризуется такими понятиями, как стремление к личному и общему успеху, воля к победе, ответственность за результаты своей деятельности;

- обострение воспитательных проблем в вузах, ибо среди студентов возросла мировоззренческая индифферентность, пассивность и анархические настроения, нежелание принимать участие в общественной работе, организованных формах студенческой самодеятельности;

- изолированность студенческих сообществ различных форм обучения: очной и заочной, послевузовской (аспиранты, докторанты).

Студенческое самоуправление в вузе выполняет следующие функции: защитную (средство социально-правовой самозащиты); морально-этическую; развивающую, созидательную; корректирующую; интегрирующую [7].

В Мининском университете существует объединенный совет обучающихся (ОСО), включающий значительное количество студенческих объединений (СО). Целью объединенного совета является реализация самостоятельной, ответственной, коллективной деятельности студентов, направленной на разрешение социальных, профессиональных, творческих проблем и поиск форм для успешной самореализации и саморазвития личности обучающихся [5].

Объединенный совет обучающихся организуют проведение Школы лидеров, во время работы которой студенты имеют возможность принять участие в учебно-познавательных мероприятиях, направленных на формирование социальной активности студенческой молодежи (круглые столы, семинары, конференции по вопросам развития студенческого самоуправления, особенностей управленческой деятельности университетского, регионального или национального масштабов), тренинговых занятиях и дебютных играх с целью обеспечения целенаправленного формирования у представителей студенческого актива необходимых для управленческой деятельности знаний и навыков. Выбор этих путей реализации образовательно-просветительской деятельности был обусловлен целесообразностью становления активной жизненной позиции, устойчивых жизненных ценностей и адекватной самооценки студентов в деятельности студенческого самоуправления, выступающие подсистемой в системе управления вузом.

Систематическое обучение студентов основам управленческой деятельности во время работы Школы лидеров сопровождается постепенной отработкой навыков планирования, организации, контроля во время деятельности органов студенческого самоуправления, предусматривающий привлечение студентов к участию в общественной деятельности студентов, организацию совместной деятельности с лидерами ОС и самостоятельное проведение мероприятий.

Практическое применение в управленческой деятельности органов студенческого самоуправления теоретических знаний студенческого актива, полученных во время учебно-тренировочной деятельности в пределах Школы лидеров, на наш взгляд, целесообразно сопровождать презентацией участниками студенческого самоуправления достигнутых результатов в едином информационно-коммуникативном поле, предусматривает обнародование результатов деятельности органов студенческого самоуправления (открытки, информационные сообщения, объявления, студенческие газеты и сайты, социальные сети. Эффективное внедрение таких форм деятельности студенческого самоуправления способствует повышению заинтересованности, формированию ценностного отношения к жизненным и карьерных успехов, стремлений к лидерству студенческой молодежи. В то же время внедрение рейтинга студентов по научной, учебной и общественной деятельности способствует развитию волевых качеств, устойчивой эмоциональной уравновешенности, уровня саморегуляции студентов.

Выводы. Студенческое самоуправление выступает важной подсистемой в системе управления высшим учебным заведением. Охватывая все сферы жизнедеятельности вуза (учебную, научную, воспитательную, спортивную, досуг) и функционируя на всех уровнях (академической группы, факультета, общежития, университета), деятельность студенческого самоуправления осуществляется в направлении основных стратегических задач образовательного учреждения.

Важнейшим показателем результативности функционирования системы студенческого самоуправления является уровень социальной активности студентов, которая составляет важную основу формирования всех качеств личности. Она проявляется не только через гражданственность, патриотизм и ответственность, но и через деловые, профессиональные качества, формирует внутреннюю потребность в постоянном нравственном совершенствовании. Постепенное делегирование управленческих полномочий студентам-руководителям студенческого самоуправления в организации различных видов социально-общественной деятельности способствует развитию умений строить межличностные отношения, организаторских умений, их результативности [6].

Литература:

1. Быстрова Н.В., Коняева Е.А., Царапкина Ю.М., Цыплакова С.А. Инновационная деятельность при формировании профессионально-педагогической компетентности студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-4. С. 48-51.

2. Быстрова Н.В., Хижная А.В., Емелина А.В., Сундеева М.О. Основные принципы функционирования и развития воспитательной системы общеобразовательной организации // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 25-28.

3. Быстрова Н.В., Цыплакова С.А., Шалина Е.Ю. Профессиональная подготовка высококвалифицированных кадров рабочих для российского рынка труда // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 2 (36). С. 7-13.

4. Волчок Т.И. Самоуправление как средство результативности подготовки будущего учителя в условиях обновления общества // Среднее профессиональное образование. 1999. № 10. С. 10-21.

5. Голубева О.В., Хижная А.В., Бушуева А.А. Студенческие объединения: место и роль во внеучебной деятельности вуза // Мир науки. 2017. Т. 5. № 6. С. 13.

6. Григорян Н.М., Быстрова Н.В. Личностное развитие педагога в системе профессионального образования // В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития сборник статей по материалам V Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2018. С. 35-38.

7. Козлова Е.А., Толстенева А.А., Груздева М.Л., Хижная А.В. Проектирование и реализация работы студенческих объединений в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4. С. 63.

8. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Методика исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 1 (26). С. 2.

9. Столярова, Э.О. Студенческое самоуправление как фактор сформированности социализации молодежи в условиях становления социального государства: автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04 / Э.О. Столярова. Усть-Каменогорск, 2010. 17 с.

10. Фоменко М.В., Хижная А.В. Социально-психологические аспекты формирования толерантной личности// В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2015. С. 128.

11. Хижная А.В., Семенова К.А., Хрулева О.С. Профессиональное воспитание студентов вуза // В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития сборник статей по материалам V Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2018. С. 98-100.

12. Цыплакова С.А., Быстрова Н.В., Пулькина Е.Е. Исследование проблем управления процессом профессиональной подготовки студентов в вузе // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 1 (35). С. 56-60.

13. Цыплакова С.А., Быстрова Н.В., Тюмина Н.С., Сергеева Д.С. Проектирование учебной деятельности студентов вуза // Школа будущего. 2018. № 1. С. 97-103.

Педагогика

УДК: 378.147.31

кандидат педагогических наук, доцент Хитрова Анна Викторовна

Евпаторийский институт социальных наук (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Евпатория)

ПОДГОТОВКА МАГИСТРОВ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ К УПРАВЛЕНИЮ

ПРОЕКТАМИ

Аннотация. В статье раскрыто содержание деятельности преподавателя высшей школы по подготовке магистров гуманитарных специальностей к управлению проектами. В частности, автором рассматривается специфика подготовки магистров направлений подготовки «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование», «Филология», «История» к полному циклу работы над проектами. Кроме этого, обозначены общие принципы работы по эффективному управлению проектами.

Ключевые слова: подготовка, преподаватель высшей школы, проект, управление, управление проектами, интерактивные методы обучения.

Annotation. The article reveals the content of the activities of the teacher of higher school for the preparation of masters of humanities for project management. In particular, the author considers the specifics of training masters in the areas of training «Pedagogical education», «Psychological and pedagogical education», «Philology», «History» to the full cycle of work on projects. In addition, the general principles of effective project management are outlined.

Keywords: training, high school teacher, project, management, project management, interactive teaching method.

Введение. Подготовка обучающихся уровня «магистр» к разным видам деятельности, будь то самостоятельная, практическая, проектная, выступает частью общей реализации программы магистратуры, в основе которой лежит разработанный в соответствии с требованиями ФГОС ВО / СУОС учебный план. Причем, проектная деятельность обучающихся становится важным компонентом профессиональной подготовки будущих специалистов, где способность и готовность работать над проектом определена универсальной компетенцией.

В этой связи, особый интерес представляет собой учебная дисциплина «Проектный менеджмент», в рамках которой у магистров формируются следующие универсальный компетенции: способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий (УК-1); способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла (УК-2); способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели (УК-3) [9].

Предмет «Проектный менеджмент» является дисциплиной обязательной части учебных планов ОПОП ВО направлений подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование, 44.04.01 Педагогическое образование, 46.04.01 История, 45.04.01 Филология. Место курса «Проектный менеджмент» в структуре ОПОП ВО подготовки магистров, определяется тем, что он является неотъемлемым компонентом профессиональной подготовки обучающихся, выступает основанием для последующего личностного и профессионального развития и совершенствования профессионала.

В результате освоения содержания данной дисциплины, магистры будут знать: теоретические основы осуществления критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода; методы представления и описания результатов проектной деятельности, а также критерии и параметры оценки результатов выполнения проекта; особенности поведения выделенных групп людей, участников социального взаимодействия; уметь: анализировать проблемные ситуации на основе системного подхода; подготовить план-график реализации проекта в целом и план контроля его выполнения; учитывать в своей социальной и профессиональной деятельности интересы, особенности поведения и мнения (включая критические) людей, с которыми работает/взаимодействует, в том числе посредством корректировки своих действий; владеть: основами критического анализа проблемных ситуаций, выработки стратегий действий; особенности поведения выделенных групп людей, участников социального взаимодействия; организацией и управлением командным взаимодействием в решении поставленных целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.