Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. co m/ 2017, Том 5, номер 6 (ноябрь - декабрь) https://mir-nauki. com/vol5-6. html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/52PDMN617.pdf Статья опубликована 18.01.2018 Ссылка для цитирования этой статьи:
Голубева О.В., Хижная А.В., Бушуева А. А. Студенческие объединения: место и роль во внеучебной деятельности вуза // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 6 https://mir-nauki.com/PDF/52PDMN617.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 378.184
Голубева Ольга Владиславовна
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», Россия, Нижний Новгород1
Доцент кафедры «Технологий сервиса и технологического образования»
Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=714224
Хижная Анна Владимировна
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», Россия, Нижний Новгород Доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами»
Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=737385
Бушуева Анастасия Алексеевна
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», Россия, Нижний Новгород
Студент
E-mail: [email protected]
Студенческие объединения: место и роль во внеучебной деятельности вуза
Аннотация. Статья посвящена вопросам функционирования и развития студенческих объединений, их роли в воспитательной деятельности вуза. Актуализированы вопросы развития личности студента, его профессионального самоопределения и становления в процессе активного включения в деятельность студенческих объединений. Авторами анализируются научные исследования по изучению процесса функционирования студенческих сообществ в вузах, раскрываются понятия «студенческое объединение», «студенческое самоуправление» и «внеучебная деятельность», а также сущность, смысл, и задачи вузовских студенческих объединений. Через определение задач, разрешающихся во время внеучебной работы со студентами, устанавливаются виды и функции студенческих объединений. В работе описывается практический опыт работы со студентами в рамках деятельности студенческих молодежных объединений Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина, определяется место и роль студенческих объединений во внеуччебной деятельности вуза. Кроме этого, авторами анализируется опыт, приводятся некоторые результаты реализации «Программы развития деятельности студенческих объединений Мининского университета». Отмечается необходимость широкого привлечения студентов в деятельность студенческих объединений вуза. Авторы приходят к выводу об эффективности
1 603950, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1
мероприятий, проведенных с привлечением студенческих объединений и их роли в создании условий для развития личности студента, а также необходимости дальнейшего совершенствования воспитательной работы вуза.
Ключевые слова: студенческое объединение; виды студенческих объединений; студенческое самоуправление; внеучебная деятельность; программа развития
Концепция модернизации российского образования обозначает новое качество образования как ориентацию образования не только на усвоение обучающимся суммы знаний, но и на развитие его личности, получение опыта самостоятельной деятельности и формирование ключевых компетенций. В современном мире формирование личности является одним из важнейших аспектов воспитательной деятельности. Еще в школе каждого из нас научили различать понятия «индивид» и «личность». Личность от индивида отличается наличием сознания, воли и социально-значимых качеств. Чтобы получить такие качества, каждый человек проходит долгий путь социального воспитания. «Социализирующее значение для молодежи имеют как материальные, так и духовные процессы, формирующие социальное пространство и время, в котором, обретая определенные социальные характеристики, она интегрирует в общество» [2]. Все начинается еще в детском саду, когда дети попадают в «социум» - детскую группу, затем продолжается в школе, институте и так далее. Если во время обучения в школе или в детском саду на развитие личности влияет непосредственно учитель или воспитатель, то кто же отвечает за эту важную задачу в вузе?
В высших учебных заведениях значительную роль в формировании будущего специалиста и социально-зрелой личности играет система воспитательной работы со студентами, которая осуществляется воспитательными отделами или отделами по внеучебной работе со студентами. Целью воспитательной деятельности в образовательном учреждении является создание условий для гражданского самоопределения и самореализации, для максимального удовлетворения потребностей студентов в интеллектуальном, культурном, нравственном и физическом развитии.
Отделы по внеучебной работе со студентами решают множество задач:
• создание благоприятной среды в вузе, как в учебной, так и во внеучебной деятельности;
• разрешение конфликтов, как внутри учебной группы, так и за ее пределами;
• развитие творческого потенциала студентов;
• информирование студентов о мероприятиях различной направленности;
• защита прав и свобод студентов и др.
Суть воспитательного процесса в вузе закладывается в определении слова «самоуправление». Толковый словарь С. И. Ожегова трактует термин «самоуправление» как внутреннее, своими собственными силами управление делами в организации, коллективе. Студенты, которые занимаются самовоспитанием, вот реалии современного мира. Одним из неотъемлемых компонентов воспитательного процесса в вузе является коллективная самоорганизация в студенческой среде, которая приобретает форму «студенческого объединения».
Основываясь на научных исследованиях И. А. Винтина, Б. П. Дементьева, Т. В. Лесиной, Н. В. Романовой, Н. А. Румянцевой, Н. М. Стасенко, А. Ф. Шарафеевой и др. [5] представляется возможным раскрыть процесс функционирования студенческих объединений в вузе, определить их место и роль в воспитательной деятельности вуза.
Студенческое объединение - это объединение студентов на добровольных началах, которое создается с целью совместного решения различных вопросов по улучшению качества студенческой жизни и деятельности [1]. Таким образом, студенческое объединение может стать платформой для развития современной молодежи [6]. Основной целью студенческих объединений является самореализация и самовоспитание студентов.
В зависимости от направления деятельности различают следующие виды студенческих объединений:
• научно-исследовательские (научные сообщества, коворкинг-центры);
• творческие (студенческий творческий центр, вокальная студия);
• спортивные (студенческие спортивные клубы и ассоциации);
• общественные (профком, совет студенческих инициатив);
• волонтерские (объединение волонтеров);
• информационные (студенческое телевидение, студенческая газета);
• профессиональные (студенческие отряды, студенческое кадровое агентство);
• патриотические (клуб памяти);
• межкультурные (клуб международного сотрудничества) и др.
Каждое направление деятельности студенческих объединений отвечает за ту или иную функцию становления личности студента вуза. Абсолютно каждый студент может стать членом того или иного студенческого объединения или нескольких студенческих объединений, которые ему близки по интересам. Студенческие объединения на данный момент быстро развиваются и пополняют свои ряды огромным количеством студентов. Это говорит о том, что студентам в рамках высшего образование интересно развитие в различных направлениях деятельности, не только в профессиональной, но и, к примеру, в творческой. Что, в свою очередь, способствует решению «одной из основных задач модернизации системы высшего профессионального образования - подготовку профессионально компетентного специалиста, способного адаптироваться в сложных социокультурных обстоятельствах» [4].
Студенческие объединения также можно разделить по уровням организации:
1. Академический (например, в рамках учебной группы создается профессиональное студенческое объединение «Правовед»).
2. Факультетский (например, актив факультета).
3. Университетский (любое студенческое объединение, в которое входят студенты с нескольких факультетов).
4. Межвузовский (существует множество студенческих объединений, в которые входят студенты из разных вузов; фактически данное объединение можно считать межвузовским, но на деле (документально) оно относится к одному из вузов; это могут быть, например, студенческие педагогические отряды).
В Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования определены компетенции, которыми должны обладать выпускники: общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные, - они призваны служить фундаментом, позволяющим выпускнику ориентироваться на рынке труда и быть подготовленным к продолжению образовательной деятельности [7, 8]. Под профессиональной компетентностью выпускника мы понимаем «обладание им теоретическими знаниями и практическими
Мир Науки
научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. com
умениями, и навыками, необходимыми для дальнейшей профессиональной деятельности, умение их применять на практике и постоянное стремление к саморазвитию» [3].
На базе ФБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина» (Мининского университета) в настоящее время функционируют студенческие подразделения следующих видов: студенческие объединения по интересам; студенческие объединения будущих профессионалов; студенческие проектные объединения по различным направлениям деятельности, предусмотренным в документах Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по делам молодежи; студенческое объединение академической группы и др.
Данные объединения взаимодействуют с такими структурными подразделениями вуза,
как:
• администрация вуза;
• отдел по внеучебной работе;
• профсоюзная организация студентов;
• студенческий творческий центр;
• студенческие СМИ;
• студенческие советы общежитий;
• отдел обеспечения порядка.
Таким образом, студенческие объединения Мининского университета взаимодействуют практически со всеми подразделениями, занимают определенное место в структуре вуза, а также играют ведущую роль во внеучебной деятельности. Они выполняют ряд важных функций, которые университет и воспитательный отдел вуза перекладывают на самих студентов. К таким функциям относится:
• создание условий, способствующих формированию и развитию у студентов личностных, деловых качеств, необходимых для успешного выступления на современном рынке труда;
решение волнующих студентов вопросов;
защита прав и интересов студентов;
информирование студентов о мероприятиях;
участие и организация мероприятий: творческих, спортивных, научно-исследовательских и других;
сотрудничество с другими университетами;
упорядочение деятельности старост;
организация отдыха и досуга студентов;
обеспечение соблюдения дисциплины в вузе и другие.
На сегодняшний день студенческие объединения Мининского университета осуществляют деятельность по десяти направлениям.
Наука и инновации: молодежный коворкинг-центр, научно-исследовательское СО «Изучение и охрана биологического разнообразия», НСО «Super omnia veritas», СО «Предприниматель новой формации» и др.
Профессиональные компетенции: ШСО Мининского Университета «Спутник», СПО «Фокус», Логопедический кружок «По ступенькам», СО «Техническое творчество в развитии личности и общества», СО «Сервис на службе интересов».
Культура и творчество: студенческий творческий центр, вокальная студия «Свирель», СО «Литературный абонемент», команда КВН «Выходной».
Студенческий спорт и ЗОЖ: студенческий спортивный клуб «Феникс».
Волонтерское и социальное проектирование: добровольческий корпус Мининского университета, СО «Развиваем, обучаем - педагогические инновации».
Историко-патриотическое воспитание: СО «Студ-эксперт», СО «Urbs aetema».
Межкультурный диалог: дискуссионный клуб «Колокол», СО «От культуры диалога к диалогу культур».
Студенческие информационные ресурсы: студенческие газеты «Студенческая правда» и «СПОРТФАКС», журнал «Филоня», медиалаборатория.
Международное сотрудничество: МСО «Мандарин».
Социальные стандарты и права студентов: Первичная профсоюзная организация студентов НГПУ им. К. Минина, студенческий совет, совет студенческих инициатив и др.
В рамках реализации программы развития деятельности студенческих объединений университетом организуются и проводятся различные мероприятия вузовского, городского и регионального уровней (таблица 1).
Таблица 1
Информация о мероприятиях, реализованных студенческими объединениями Мининского университета за 2016-2017 года
Направление/Мероприятие Краткое описание мероприятия
Наука и инновации
Всероссийская конференция «GENIUS LOCI: Образ Крыма в творчестве русских и зарубежных писателей» Конференция проводилась с целью привлечения молодых исследователей к осмыслению проблемы национальной идентичности, неразрывной связи Крыма с русской историей и культурой.
Региональная конференция «Научное творчество молодежи как ресурс развития современного общества» Конференция рассчитана на молодых ученых и проводится с целью определения научно-профессиональной позиции молодых исследователей, развития научно-исследовательской деятельности молодежи, обогащения инновационного потенциала профессиональной деятельности будущих педагогов.
Профессиональные компетенции
Городская школа вожатых Программа дополнительного образования для студентов педагогических специальностей. Программа предполагает освоение следующих дисциплин: этика вожатого, проектирование лагерной смены, игровые технологии, основы актёрского мастерства, оформительское искусство и креативность, основы возрастной и социальной психологии, основы аниматорского искусства, методика проведения верёвочного курса, нормативно-правовые основы деятельности вожатого и др.
Всероссийский фестиваль «Капитаны счастливого детства» Фестиваль, проводимый по итогам летней работы студенческих педагогических отрядов, с целью популяризации результатов летней работы вожатых, повышения уровня деятельности отрядов. Программа фестиваля предполагает три блока: образовательный (проведение обучающих тренингов и мастер-классов) проектный (организация конкурса методических разработок для детских оздоровительных лагерей и центров «Вожатый -детям») и творческий (отчётный концерт по итогам работы студенческих педагогических отрядов в летних детских лагерях и центрах).
Мир Науки
Направление/Мероприятие Краткое описание мероприятия
Конкурс студенческих предпринимательских проектов «Бизнес-провокация» Мероприятие направлено на побуждение студентов к созданию собственного бизнеса через демонстрацию успешных стартапов и обеспечение потока бизнес-решений. Конкурс проводится с привлечением экспертов из числа преподавателей Мининского университета и коммерческих организаций Нижнего Новгорода.
Культура и творчество
Фестиваль студенческого творчества «Студенческая весна» В рамках вузовского этапа были организованы конкурсные показы факультетских творческих программ, которые оценивало жюри. Решением жюри лучшие художественные номера были рекомендованы для участия в программе гала-концерта. В рамках регионального этапа на базе университета были организованы показы творческих программ образовательных организаций среднего профессионального образования города Нижнего Новгорода. Победители регионального этапа приняли участие во всероссийском фестивале.
Спорт и здоровый образ жизни
Фитнес-фестиваль «Жить здорово - здорово!» Фитнес-фестиваль проводится с целью пропаганды активного и здорового образа жизни. На фестивале были презентованы современные программы и технологии в области фитнес-индустрии
Волонтерство и социальное проектирование
Городской конкурс социально значимых проектов Конкурс направлен на повышение компетенций студентов в социальном проектировании, реализацию социально значимых студенческих проектов в вузе и городе.
Областной молодежный форум «Проектируя будущее Мероприятие проводится с целью повышения качества студенческих проектов, допущенных к участию в конвейерах региональных и федеральных форумов («Шолга», «Территория смыслов», «Таврида» и др.). К участию в форуме приглашаются авторы лучших студенческих проектов - победители вузовских этапов. Участники областного форума проходят обучение по проектной деятельности под руководством ведущих региональных и федеральных экспертов.
Международное сотрудничество
Немецкая школа в России Проект реализуется в целях двустороннего молодежного сотрудничества и общественной дипломатии в соответствии с приоритетами внешней политики Российской Федерации, направлен не только на изучение современного русского языка, но и его основных тенденций развития; распространение русского языка как иностранного среди обучающихся иностранных вузов. Студенты Мининского университета выступают волонтерами и тьюторами для немецких студентов (представителей различных вузов Германии), организуют для них мероприятия культурной, творческой и спортивной направленности.
Социальные стандарты и права студентов
Студенческая служба повышения качества образования Проект направлен на вовлечение студентов в процессы повышения качества образования. Организована студенческая служба повышения качества образования, работающая по трем направлениям: обучение, мониторинг, проектирование. Для участников службы организовано обучение по вопросам повышения качества образования в России.
Федеральная система зональных школ лидеров органов студенческого самоуправления Организация федеральной сети зональных школ актива нацелена на обобщение и трансляцию лучших практик деятельности органов студенческого самоуправления. В общей сложности планируется проведение 4 зональных школ, ориентированных на организацию эффективного внутриокружного взаимодействия органов студенческого самоуправления, формирование устойчивой системы межрегиональной кооперации, развитие механизмов повышения академической мобильности студентов. Ключевой темой школ станет участие студенческих объединений в модернизации системы высшего образования.
Студенты, добившиеся значительных результатов по обозначенным направлениям, принимают участие в официальных федеральных и окружных мероприятиях Минобрнауки России и Росмолодежи. Что, в свою очередь, способствует созданию благоприятных условий
для развития студенческого самоуправления и эффективной работы студенческих объединений; развитию взаимодействия студенческих объединений и подразделений вуза; раскрытию и развитию потенциала студентов, расширению интеркультурных студенческих контактов, пропаганде здорового образа жизни в студенческой среде; формированию социально-значимых качеств обучающихся, росту влияния студенческих объединений на личностное развитие студентов, их профессиональное становление; расширению партнерских связей Мининского университета, укрепление его позиций в регионе, стране.
Таким образом, студенческие объединения играют важную роль в создании условий для приобщения студентов к гуманистическим ценностям, развития и проявления у них профессионально-значимых качеств и профессиональных компетенций, реализации студенческих созидательных инициатив. Они способствуют удовлетворение потребностей студентов в созидательной совместной деятельности, позитивной самореализации, общении; дают возможность получить первичный профессиональный опыт и выбрать траекторию дальнейшего профессионального пути и карьеры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бушуева А. А., Цветкова К. Д. Управление студенческим объединением // Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. 2017. С. 3-5.
2. Волкова Е. Н., Вереитинова Т. В., Волкова И. В., Михалюк О. С. К определению понятия позитивной социализации молодежи // Вестник Мининского университета. - 2016. - № 2. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/ arti cl e/vi ew/210/211.
3. Дульчаева И. Л. Развитие творческого компонента специальных компетенций будущих педагогов профессионального обучения // Вестник Мининского университета. - 2017. - № 3. URL: http://dx.doi.org/10.26795/2307-1281-2017-3-6.
4. Лапшова А. В. Профессиональная подготовка бакалавров в условиях модернизации вуза // Вестник Мининского университета. - 2013. - № 2. URL: http://vestnik. mininuniver.ru/jour/article/view/397/373.
5. Румянцева Н. А., Баринова А. Н., Гриценко Н. Е. Студенческие объединения в высших учебных заведениях // Исследование различных направлений развития психологии и педагогики. Сборник статей международной научно-практической конференции: в 3 частях. - Уфа: ООО Аэтерна, 2017. С. 195-197.
6. Хижная А. В., Бушуева А. А. Современные тенденции развития российских студенческих отрядов // Сборник статей по материалам Всероссийской заочной научно-практической конференции «Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем» (15 мая 2016). - Н. Новгород: Мининский университет, 2016. С. 188-191.
7. Хижная А. В., Сундеева М. О., Емелина А. В. Организация профориентационной работы в системе «ШКОЛА-ВУЗ» // Сборник статей по материалам II Всероссийской заочной научно-практической конференции «Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем» (18 мая 2017). -Н. Новгород: Мининский университет, 2017. С. 194-196.
8. Хижная А. В., Сундеева М. О., Татаренко М. А. Возможности развития профориентационной деятельности в Мининском университете // Сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции «Социально-технические сервисы: проблемы и пути развития» (30 ноября 2015): - Н. Новгород: Мининский университет, 2015. С. 118-120.
Мир Науки
Golubeva Olga Vladislavovna
Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university, Russia, Nizhniy Novgorod
E-mail: [email protected]
Chaikina Janna Vladimirovna
Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university, Russia, Nizhniy Novgorod
E-mail: [email protected]
Bushueva Anastasia Alekseevna
Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university, Russia, Nizhniy Novgorod
E-mail: [email protected]
Studentassociations: the place and role in extracurricular activities of the university
Abstract. The article is devoted to the issues of functioning and development of student associations, their role in the educational activity of the university. The issues of the personality development of the student, his professional self-determination and formation in the process of active inclusion in the activity of student associations are actualized. The authors analyze scientific research on the process of functioning of student communities in universities, the concepts of "student association", "student self-government" and "extra-curricular activities", as well as the essence, meaning, and tasks of university student associations. Through the definition of tasks that are resolved during extracurricular work with students, the types and functions of student associations are established. The paper describes the practical experience of working with students in the framework of the student youth associations of the Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, determine the place and role of student associations in the extra-curricular activities of the university. In addition, the authors analyze the experience, give some results of the implementation of the "Program for the development of student associations of the Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University". It is noted the need for broad involvement of students in the activities of student associations of the university. The authors come to the conclusion about the effectiveness of the events conducted with the involvement of student associations and their role in creating conditions for the development of the personality of the student, as well as the need for further improvement of the educational work of the university.
Keywords: student association; types of student associations; student self-government; extracurricular activities; development program