Научная статья на тему 'САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ОБУЧЕНИЮ У СТУДЕНТОВ ВУЗА'

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ОБУЧЕНИЮ У СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / СТУДЕНТ / ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK / INDIVIDUAL APPROACH / STUDENT / INCREASING MOTIVATION / CRITICAL THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Казначеева Светлана Николаевна, Юдакова Ольга Владимировна

Целью современного образования является разработка учебной программы, основанной на создании условий для созревания профессионально компетентной, активной, независимой личности специалиста, где организация самостоятельной работы студентов является основополагающим фактором. В статье рассматриваются основные этапы организации самостоятельной работы: подготовительный, основной и заключительный. Выделяется ряд требований, факторов организации самостоятельной работы, основными из которых являются: комплексный подход работы, сочетание всех уровней самостоятельной деятельности и осуществление контроля качества результатов. Рассмотрены три основных уровня процесса: творческий, тренировочный и реконструктивный. Организация самостоятельной работы студентов в вузе развивает интерес к материалу, способствует повышению мотивации, развивает ряд профессиональных качеств будущего специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Казначеева Светлана Николаевна, Юдакова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDEPENDENT WORK AS A MEANS OF DEVELOPING INTEREST IN TEACHING FROM UNIVERSITY STUDENTS

The aim of modern education is to develop a curriculum based on creating conditions for the maturation of a professionally competent, active, independent personality of a specialist, where the organization of students' independent work is a fundamental factor. The article discusses the main stages of the organization: preparatory, main and final. A number of requirements and factors of organization of independent work are singled out, the main of which are: an integrated approach to work, a combination of all levels of independent activity and the implementation of quality control of results. Three main levels of the process are considered: creative, training and reconstructive. The organization of independent work of students in the university develops interest in the material, helps to increase motivation, develops a number of professional qualities of the future specialist.

Текст научной работы на тему «САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ОБУЧЕНИЮ У СТУДЕНТОВ ВУЗА»

Высокая конкурентоспособность будущих педагогов строится на основе профориентированных программ. Современный рынок труда требует развитие softskills среди основных компетенций студентов. В процессе развития «гибких» технологий многие ученые выделяет самоакуализацию как ведущий фактор достижения вершин профессионализма, включающий категории воодушевленности, мотивированности «изнутри», сопричастности, которые в свою очередь также являются необходимыми в процессе развития softskills.

Выводы. Актуализация роли softskills предполагает установление степени их понимания и освоения обучающимися, а также определения основных направлений формирования как в учебном процессе, включая изменение структуры учебных планов, так и во внеучебной деятельности. Быть конкурентоспособным выпускником значит соответствовать актуальным профессиональным требованиям, быть востребованным для соискателей, соответствовать ценностям и мотивам работодателя. Требования современных работодателей не ограничиваются наличием большого количества теоретических знаний. Рынок труда требует универсальных педагогов с развитыми «гибкими» навыками, к которым относятся: критическое мышление, универсальность, ответственность, коммуникативность, управленческие способности и т.д.

Литература:

1. Бацунов С.Н, Дереча И.И., Кунгурова И.М., Слизкова Е.В. Современные детерминанты развития softskills // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2018. № 4. С. 198-207.

2. Беркович М.И., Кофанова Т.А. Тихонова С.С., Softskills (мягкие компетенции) бакалавра: оценка состояния и направления формирования // Вестник Воронежского государственного университета Серия: Экономика и управление. 2018. № 4. С. 63-68.

3. Быстрова Н.В., Коняева Е.А., Царапкина Ю.М., Цыплакова С.А. Инновационная деятельность при формировании профессионально-педагогической компетентности студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-4. С. 48-51.

4. Быстрова Н.В., Хижная А.В., Емелина А.В., Сундеева М.О. Основные принципы функционирования и развития воспитательной системы общеобразовательной организации // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 25-28.

5. Ветошкина Т.А., Полянок О.В. Роль «жестких» (hardskills) и «мягких» (softskills) компетенций в профессиональной деятельности //Агропродовольственная политика России. 2017. № 12(72). С. 58-62.

6. Волкова М.Э. Формирование soft-skills у студентов педагогических специальностей: теоретический анализ // Студенческая наука и XXI век. 2017. № 15. С. 224-226.

7. Ивонина А.И., Чуланова О.Л.,Давлетшина Ю. М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hardskills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников // Интернет-журнал Науковедение. 2017. Том 9 № 1. С. 90.

8. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Методика исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 1 (26). С. 2.

9. Перевощикова Е.Н. Рейтинг-план как механизм оценивания степени сформированности компетенций // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 2 (23). С. 9.

10. Сирьянто Т., Бондаренко В.А., Казначеева С.Н. Вопросы развития социальной компетентности педагога на основе медиаобразования (на примере Индонезии) // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 3 (24). С. 4.

11. Филатова О.Н., Крупа В.В., Быстрова Н.В. Сквозное профессиональное образование в стратегии развития цифровых технологий // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-2. С. 200-202.

12. Цыплакова С.А., Быстрова Н.В., Тюмина Н.С., Сергеева Д.С. Проектирование учебной деятельности студентов вуза // Школа будущего. 2018. № 1. С. 97-103.

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Казначеева Светлана Николаевна Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); преподаватель, кандидат педагогических наук Юдакова Ольга Владимировна Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Нижегородский автомеханический техникум» (г. Нижний Новгород)

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ОБУЧЕНИЮ У

СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация. Целью современного образования является разработка учебной программы, основанной на создании условий для созревания профессионально компетентной, активной, независимой личности специалиста, где организация самостоятельной работы студентов является основополагающим фактором. В статье рассматриваются основные этапы организации самостоятельной работы: подготовительный, основной и заключительный. Выделяется ряд требований, факторов организации самостоятельной работы, основными из которых являются: комплексный подход работы, сочетание всех уровней самостоятельной деятельности и осуществление контроля качества результатов. Рассмотрены три основных уровня процесса: творческий, тренировочный и реконструктивный. Организация самостоятельной работы студентов в вузе развивает интерес к материалу, способствует повышению мотивации, развивает ряд профессиональных качеств будущего специалиста.

Ключевые слова: организация самостоятельной работы, индивидуальный подход, студент, повышение мотивации, критическое мышление.

Annotation. The aim of modern education is to develop a curriculum based on creating conditions for the maturation of a professionally competent, active, independent personality of a specialist, where the organization of students' independent work is a fundamental factor. The article discusses the main stages of the organization: preparatory, main and final. A number of requirements and factors of organization of independent work are singled out, the main of which are: an integrated approach to work, a combination of all levels of independent activity and the implementation of quality control of results. Three main levels of the process are considered: creative, training and reconstructive. The organization of independent work of students in the university develops interest in the material, helps to increase motivation, develops a number of professional qualities of the future specialist.

Keywords: organization of independent work, individual approach, student, increasing motivation, critical thinking.

Введение. В настоящее время в связи с изменением требований рынка труда актуализируется вопрос подготовки высшими учебными заведениями высококвалифицированных специалистов, обладающих как высоким уровнем теоретических знаний, так и способностью к самоорганизации. Также необходимы ответственные люди с развитой коммуникацией и критическим мышлением. Именно поэтому вопрос об организации самостоятельной работы студентов в вузах набирает популярность [1]. Самостоятельная работа вырабатывает основное качество личности студента - профессионально-педагогическую направленность, без которой трудно установить психологическую готовность к дальнейшей профессиональной деятельности обучающегося. Отношение выпускника к потенциальной профессиональной деятельности зависит от направленности личности, возникновения у него внутреннего стремления к разделению уже существующих свойств и отношений, навыков и знаний, от формирования личностных качеств. Причиной необходимости организации самостоятельной деятельности обучающихся является потребность знакомства студентов со способами приобретения знаний, т.е. не традиционное запоминание знаний как данности или готового рецепта, а поиск и понимание материала с пропуском через призму критического мышления. Обучающиеся, принимая рекомендации и советы преподавателей, различных источников без интеграции с собственной активностью не могут гарантировать успеха в изучении дисциплин, поэтому необходима организация самостоятельной деятельности студентов, способствующая анализу собственной работы с учетом индивидуальных особенностей [2, 3].

Приоритетной задачей преподавателей вузов является развитие самостоятельности, мотивационной активности для самостоятельной работы студентов, где она не оказывается под внешним давлением, а является результатом их внутренней мотивации. Необходимо разработать такую систему обучения, в которой студенты будут заинтересованы в самостоятельном получении знаний, решении нестандартных задач, что позволит формировать такие качества личности, как независимость и ответственность.

Изложение основного материала статьи. За последние несколько лет проблема организации самостоятельной работы была рассмотрена рядом авторов в различных научных исследованиях, статьях, среди которых можно выделить: М.Г. Гарунову, И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистого, А.И. Зимнюю и других.

Теоретические аспекты научной литература раскрывают некоторые условия, необходимые для организации самостоятельной работы студентов. Отечественные ученые (В.И. Андреева, М.Г. Гарунова, Б.П. Есипова, П.И. Пидкасистый и др.) в своих трудах давали определения понятия «самостоятельная работа» как в узком, так и в широком значении, определяли ее место в системе обучения, в том числе и в высших образовательных учреждениях, выделяли условия, которые способствовали активизации самостоятельной работы обучающихся, а также представляли сущностные признаки самостоятельной работы обучающихся (наличие задания; отсутствие непосредственного участия преподавателя при выполнении задания; частичное участие в организации и управлении познавательной деятельности обучающихся; наличие необходимого времени для выполнения задания) [4].

Представляют интерес диссертационные исследования, связанные с проблемами изучения самостоятельной работы студентов вуза (Г.Н. Диниц, И.Г. Копотюк, Н.Г. Лукинова, Н.В. Муравьева и другие), условий развития самостоятельной работы студентов вуза (Н.Е. Пикина, Н.Е. Турбина), а также организации самостоятельной работы студентов с применением компьютерных технологий (А.А. Дробышевский) [5].

С.В. Мампория рассматривает самостоятельную работу как средство личностно-профессионального развития, способствующее формированию положительной мотивации обучения, а также становлению профессионально важных личностных качеств и готовности к саморазвитию.

С точки зрения А.А. Дробышевского, самостоятельная работа - это «целенаправленная, внутренне мотивированная, структурированная самим субъектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату познавательная деятельность в высокотехнологичной дидактической среде, осуществляемая на основе опосредованного, целенаправленного, постоянного управления со стороны преподавателя (обучающей программы)» [5].

Мы под самостоятельной работой будем понимать особый вид обучения, в результате которого студент приобретает умение формулировать цель своего обучения, планировать свою деятельность, в результате чего будет создан собственный образовательный продукт, основанный на личном опыте.

Ученые-исследователи отмечают, что для получения полноценного образования необходимо, чтобы у обучающихся был интерес к осуществлению самостоятельной работы, внутренние мотивы поддержки познавательной мотивации. Различают внешнюю, внутреннюю и процессуальную (познавательную) мотивацию. Первая зависит от результатов выполнения учебных работ, и является недостаточно эффективной. Важнее иметь внутреннюю (на основе способностей к учебе студентов, их талантов и склонностей) и процессуальную (осознание студентами полезности выполняемой работы) формы мотивации [11].

Важно отметить тот факт, что чем выше уровень самосознания, уверенности в собственных силах у студента, тем выше его мотивация, что позволяет использовать все возможности обучения, принимать ответственность за развитие компетенций для будущей профессиональной деятельности, получение прочных знаний. Поэтому, для эффективной организации и активизации самостоятельной работы так необходима правильная организация мотивации, которая зависит от таких факторов, как:

- включение в учебный процесс новых методов и приемов преподавания;

- повышение квалификации преподавателей, обучение их новым методикам преподавания;

- обмен и распространение между собой передового опыта преподавательской деятельности;

- распространение современных информационных технологий в процесс обучения;

- применение развивающих технологий обучения, ориентированных на формирование исследовательских и познавательных умений обучающихся и т.д. [6].

Преподаватель должен учитывать факторы, вызывающие такую мотивацию, поддерживать ее и развивать. Рекомендуется подбирать задания для самостоятельной работы не ниже уровня развития умственных способностей студентов, постепенно повышать уровень сложности заданий и не давать много однообразных задач. Особенно ценны задания, требующие самостоятельного исследования и анализа литературы, задания проблемного и творческого характера, кейсы. Они развивают стремление к поиску различных способов решения не только учебных задач, но и жизненных ситуаций и проблем. Творческая и самостоятельная работа развивает духовную основу обучающихся, формируя подлинные ценности в целом в жизни, так и специальные компетенции в профессиональной деятельности [10].

По мнению ученых, создание условий для результативной самостоятельной работы студентов предполагает заинтересованность самого преподавателя в ее организации, тщательной подборке высококачественного учебно-методического материала для работы. Его содержание должно соответствовать потребностям обучающихся, иначе самостоятельная работа не принесет никаких положительных результатов, а лишь отнимет ресурсы, как у самого преподавателя, так и у студентов [14].

Организационный элемент самостоятельной работы содержит внеаудиторную и аудиторную, персональную, фронтальную и групповую, а также домашнюю форму работу; разнообразные уровни и виды учебной деятельности. Содержательный элемент включает в себя теоретические, информационно-методические материалы по дисциплинам (графические, текстовые, аудиовизуальные), практические задания и упражнения, которые контролируют вопросы и задания, а также элемент оценки, включающий анализ результатов и самооценку самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа студентов может включать в себя: подготовку к занятиям в аудитории и выполнение поставленных заданий; самостоятельную работу по отдельным темам учебных дисциплин в соответствии с учебным планом; подготовку к практическим занятиям и выполнение поставленных ими задач; выполнение письменных курсовых и контрольных работ; подготовку ко всем видам контрольных испытаний, к итоговой государственной аттестации, в том числе выполнение выпускной квалификационной работы; работу в студенческих кружках, научных обществах, семинара; участие в факультативных занятиях, научно-методической, работе кафедр и факультетов университета, конференциях, семинарах, конгрессах и т.д. [12].

Организация самостоятельной работы студентов осуществляется на основе проведения трех основных этапов: подготовительного, основного и заключительного. Подготовительный этап включает в себя составление индивидуальной программы, определение целей и задач работы, подготовка оборудования и методического обеспечения. Основной этап подразумевает реализацию выработанной программы, применение наиболее эффективных методов и приемов поиска информации, самоорганизация процесса работы. На заключительном этапе происходит оценка проведенной работы, ее качество и эффективность, анализ результатов, формулирование выводов о направлениях оптимизации труда.

Организация самостоятельной работы студентов должна быть разработана и проведена с учетом определённых требований. Так, она должна содержать указания по срокам, объему и качеству осмысления материала с указанием научных и учебных публикаций, использованных для этих целей; включать примеры оформления самостоятельной письменной работы, вопросы по самоконтролю, проверочные тесты, контрольные задания. Также преподаватель должен учитывать индивидуальные способности студентов при подборе материала для осуществления самостоятельной работы обучающихся, т.е. преподаватель должен понимать уровень знаний студентов и разрабатывать программу соразмерную способностям студентов.

Организация самостоятельной работы в вузе осуществляется на основе следующих принципов: интерактивность обучения; развитие интеллектуального потенциала, обеспечение непрерывности и целостности учебного процесса. Принцип интерактивности заключается в обеспечении диалогового обучения, что дает возможность осуществлять коррекцию действий студентов, изменять направление учебного процесса, его методы и средства в зависимости от результатов деятельности студентов посредством обратной связи и контроля со стороны преподавателя. Принцип развития интеллектуальных способностей обучающихся включает в себя формирование и развитие теоретического, наглядно-образного, алгоритмического стилей мышлений, умений структурировать, обрабатывать, анализировать информацию и находить наиболее оптимальные решения вопросов. Принцип непрерывности и целостности дидактического цикла - это предоставление возможности решения всех заданий, выполнения всех звеньев учебного процесса в пределах модуля, темы, раздела [13].

Достоинством организации самостоятельной работы студентов является построение индивидуальной траектории обучения, личностная направленность. В зависимости от особенностей, способностей, знаний и потребностей студентов формируется траектория учебного процесса, т. е. в зависимости от уровня владения материалом, временного пространства студент выполняет внеаудиторную работу по индивидуальному плану.

Выводы. Самостоятельная работа занимает решающее место в процессе подготовки специалистов. Организация этого вида образовательной деятельности решает ряд педагогических проблем: отсутствие конкретных методов по формированию навыков самостоятельной работы, по определению количества времени у студентов и его грамотного использования, по определению путей наилучшего сочетания учебно-познавательной и научной работы студентов. Организация самостоятельной работы студентов обеспечивает успешное освоение материала учебной программы и решает ряд задач, среди которых выделяют: формирование способности к саморазвитию, самостоятельности мышления; эффективной профессиональной, теоретической, научной, практической, исследовательской деятельности; развитие знаний навыков, а также ориентации и установки на эффективное, качественное изучение учебной программы; приобретение дополнительных знаний по различным дисциплинам, расширение спектра навыков, получаемых на аудиторных и внеаудиторных занятиях и т.д.

Литература:

1. Быстрова Н.В. Введение в профессионально-педагогическую специальность // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2018. № 1 (104). С. 46.

2. Ваганова О.И., Быстрова Н.В. Основы общей педагогики // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2015. № 7 (74). С. 62.

3. Григорян Н.М., Быстрова Н.В. Личностное развитие педагога в системе профессионального образования // В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития сборник статей по материалам V Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2018. С. 35-38.

4. Груздева М.Л., Козицын А.Л. Тестирование как форма организации самостоятельной работы студентов // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 7-1. С. 118-121.

5. Дробышевский А.А. Организация самостоятельной работы студентов с применением компьютерных технологий обучения: автореф. дис... канд. пед. наук: 13.00.08. Саратов, 2013. 24 с.

6. Казначеева С.Н., Быстрова Н.В., Григорян Н.М., Мурыгина К.Д. Сущность и содержание самостоятельной работы студентов в условиях высшего учебного заведения // Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 42-45.

7. Казначеева С.Н., Быстрова Н.В., Шалина Е.Ю., Госельбах О.И. Организация самостоятельной работы студентов как фактор формирования профессионально значимых компетенций // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 3 (37). С. 37-41.

8. Казначеева С.Н., Перова Т.В. Проблемы формирования самостоятельной познавательной деятельности студентов-заочников // Вестник Мининского университета. 2017. № 1 (18). С. 3.

9. Круподерова Е.П., Брыксина О.Ф. Организация внеаудиторной деятельности будущих бакалавров в рамках основной профессиональной образовательной программы // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 2 (23). С. 5

10. Поначугин А.В., Лапыгин Ю.Н. Виртуальная образовательная среда как средство организации самостоятельной работы студентов вуза // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 4 (25). С. 7.

11. Прохорова М.П., Быстрова Н.В., Уханов А.Ф., Седых Д.В. Инновационная деятельность преподавателя в системе профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51-7. С. 140-146.

12. Прохорова М.П., Перова Т.В., Веникова М.Ю., Попова А.С. Средства электронной образовательной среды moodle для организации самостоятельной работы обучающихся в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-9. С. 209-217.

13. Цыплакова С.А., Быстрова Н.В., Сундеева М.О. Метод проектов в системе профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-2. С. 366-369.

14. Цыплакова С.А., Быстрова Н.В., Тюмина Н.С., Сергеева Д.С. Проектирование учебной деятельности студентов вуза // Школа будущего. 2018. № 1. С. 97-103.

15. Челнокова Е.А., Казначеева С.Н. Условия эффективности самостоятельной работы студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 55-7. С. 192-198.

Педагогика

УДК: 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Ваганова Ольга Игоревна

Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

кандидат педагогических наук, доцент Лапшова Анна Владимировна

Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

кандидат педагогических наук, доцент Макеева Анастасия Владимировна

Нижегородский государственный инженерно-экономический университет (г. Нижний Новгород)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В

ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема психолого-педагогической помощи в развитии личности студентов в системе высшего образования. Выделены основные направления деятельности профессорско-преподавательского состава во внеучебное и учебное время по развитию личности будущих специалистов. Разработана и обоснована универсальная психолого-педагогическая модель личности выпускника вуза, реализующая стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.

Ключевые слова: учебно-воспитательный процесс, система высшего образования, психолого-педагогическая помощь, морально-психологический климат, психолого-педагогическая диагностика, профессионально значимые качества специалиста.

Annоtation. The article considers the urgent problem of psychological and pedagogical assistance in the development of students' personality in the system of higher education. The main areas of activity of the faculty in extracurricular and academic time on the development of the personality of future specialists are highlighted. A universal psychological and pedagogical personality model of a university graduate has been developed and justified, which implements a strategy for the development of education in the Russian Federation for the period until 2025.

Keywords: educational process, higher education system, psychological and pedagogical assistance, moral and psychological climate, psychological and pedagogical diagnostics, professionally significant qualities of a specialist.

Введение. Воспитательный процесс в системе высшего образования обеспечивает создание воспитывающей среды, которая реализует условия для всестороннего развития личности студента. Период обучения в вузе - период студенчества - это возможность активного формирования и развития личности будущего специалиста, осознания себя как сформировавшуюся личность и как профессионально компетентного специалиста.

Обучение и воспитание в вузе обеспечивает прогрессивную молодёжь в этом возрасте наиболее важными направлениями: развитие интеллектуальных, творческих и духовных качеств.

Грамотно выстроенный воспитательный процесс в вузе реализует важнейшие цели воспитания студентов: гуманизация образования, навыки самовоспитания, социокультурное становление личности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.