Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / INDEPENDENT WORK OF STUDENTS / EDUCATIONAL PROCESS / PROFESSIONAL TRAINING / PROJECT TECHNOLOGY / GAME TECHNOLOGY / CASE TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Илюшина Елена Сергеевна, Гришина Виктория Алексеевна

Самостоятельная работа студентов представляет собой качественно новый уровень взаимодействия субъектов образовательного процесса с доминированием обучения, а не преподавания. По мнению авторов, самостоятельная работа должна развивать индивидуальные способности студентов и способствовать самообучению, самообразованию, саморазвитию и самосовершенствованию. Эффективность и результативность организации самостоятельной работы напрямую зависит от внедрения в учебный процесс современных образовательных технологий, активизирующих интеллектуальный и инновационный потенциал обучающихся. В статье были охарактеризованы понятия «самостоятельная работа», «образовательные технологии», рассмотрены последние исследования в данной области. Авторы проанализировали ключевые компоненты и составляющие самостоятельной работы студентов, которые отражают её сущность, выделили основные принципы организации самостоятельной деятельности студентов. Авторы статьи акцентируют внимание на образовательных технологиях, применение которых наиболее эффективно и результативно для успешной организации самостоятельной работы обучающихся: технология проблемного обучения, проектная технология, игровая технология и кейс-технология.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Илюшина Елена Сергеевна, Гришина Виктория Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL TECHNOLOGIES AS A MEANS OF DEVELOPING THE INDEPENDENCE OF STUDENTS

Independent work of students represents a qualitatively new level of interaction of subjects of the educational process with the dominance of learning, not teaching. According to the authors, independent work should develop students ' individual abilities and promote self-study, self-education, self-development and self-improvement. The effectiveness and efficiency of the organization of independent work directly depends on the introduction of modern educational technologies into the educational process, which activate the intellectual and innovative potential of students. The article describes the concepts of "independent work", "educational technologies", and considers the latest research in this field. The authors analyzed the key components and components of students 'independent work, which reflect its essence, and identified the main principles of organizing students' independent activities. The authors of the article focus on educational technologies that are most effective and effective for the successful organization of independent work of students: project technology, game technology and case technology.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ»

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Илюшина Елена Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Гришина Виктория Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

СТУДЕНТОВ

Аннотация. Самостоятельная работа студентов представляет собой качественно новый уровень взаимодействия субъектов образовательного процесса с доминированием обучения, а не преподавания. По мнению авторов, самостоятельная работа должна развивать индивидуальные способности студентов и способствовать самообучению, самообразованию, саморазвитию и самосовершенствованию. Эффективность и результативность организации самостоятельной работы напрямую зависит от внедрения в учебный процесс современных образовательных технологий, активизирующих интеллектуальный и инновационный потенциал обучающихся. В статье были охарактеризованы понятия «самостоятельная работа», «образовательные технологии», рассмотрены последние исследования в данной области. Авторы проанализировали ключевые компоненты и составляющие самостоятельной работы студентов, которые отражают её сущность, выделили основные принципы организации самостоятельной деятельности студентов. Авторы статьи акцентируют внимание на образовательных технологиях, применение которых наиболее эффективно и результативно для успешной организации самостоятельной работы обучающихся: технология проблемного обучения, проектная технология, игровая технология и кейс-технология.

Ключевые слова: образовательная технология, самостоятельная работа студентов, образовательный процесс, профессиональное обучение, проектная технология, игровая технология, кейс-технология.

Annotation. Independent work of students represents a qualitatively new level of interaction of subjects of the educational process with the dominance of learning, not teaching. According to the authors, independent work should develop students ' individual abilities and promote self-study, self-education, self-development and self-improvement. The effectiveness and efficiency of the organization of independent work directly depends on the introduction of modern educational technologies into the educational process, which activate the intellectual and innovative potential of students. The article describes the concepts of "independent work", "educational technologies", and considers the latest research in this field. The authors analyzed the key components and components of students 'independent work, which reflect its essence, and identified the main principles of organizing students' independent activities. The authors of the article focus on educational technologies that are most effective and effective for the successful organization of independent work of students: project technology, game technology and case technology.

Keywords: educational technology, independent work of students, educational process, professional training, project technology, game technology, case technology.

Введение. В современных условиях образовательный процесс профессиональной образовательной организации направлен на выполнение социального заказа - формирование самостоятельной, активной, инициативной, творческой личности, личности, готовой к сотрудничеству, к самостоятельной организации пространства деятельности. Следовательно, система профессионального образования должна стать гибкой и открытой, способной к принятию новых технологий образовательного процесса. Введение ФГОС нового поколения, переход к организации образовательного процесса, основанного на компетенциях, потребовали значительных изменений в структуре, содержании и технологии подготовки обучающихся в учреждениях высшего профессионального образования. В соответствии с требованиями к условиям реализации программ подготовки специалистов профессиональное образовательное учреждение должно предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализ производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся. Необходимо сделать процесс обучения более эффективным за счет использования современных образовательных технологий, способствующих более эффективному восприятию учебного материала. Благодаря образовательным технологиям раскрываются неограниченные возможности для повышения качества знаний обучающихся, обеспечивающее интеллектуальное развитие каждого студента; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности обучающихся.

Формируемая познавательная самостоятельность позволит выпускнику быстро адаптироваться к меняющемуся содержанию трудовой деятельности, даст возможность в самые короткие сроки освоить новые знания, квалификации и навыки. Ключевой задачей образовательной организации становится не просто передача учебной информации обучающимся, а формирование у студентов навыков самостоятельного овладения способами и методами обучения.

Изложение основного материала статьи. Проблемами поиска методов и средств развития самостоятельности студентов для формирования высокого творческого потенциала у обучающихся занимались многие исследователи: Ю.К. Бабанский, Т.В. Рихтер, А.А. Болотский, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина, В.С. Ильин, Л.С. Коновалец, М.А. Данилов, Т.И. Зубкова, Е.Г. Глазунова, М.И. Махмутов, А.Г. Кирюшкина, М.Н. Скаткин, Е.Я. Голант и другие.

И.П. Подласый считал, что самостоятельная работа должна быть разнообразной и динамичной. Педагог должен ставить студентов в такие условия, при которых они сами будут осуществлять поставленные цели. Самостоятельная работа должна проводится так, чтобы учащиеся хотели сами укреплять, формировать и развивать навыки и полученный опыт [4].

По мнению В.С. Ильина, самостоятельная деятельность студентов представляет собой преодоление обучающимися противоречий между возрастающими образовательными и профессиональными потребностями и возможностями, которыми они обладают на этот момент [2].

Исследователь Т.И. Зубкова считает, что самостоятельность является естественным стремлением любого человека к познанию. Т.И. Зубкова отмечает, что самостоятельная деятельность выражает интегральное личностное образование и интенсивность обучения [3].

А.А. Болотский выделяет следующие компоненты самостоятельной деятельности студентов:

- оперирование способами и навыками познавательной деятельности;

- положительная мотивация студентов к самообучению, самообразованию и саморазвитию;

- готовность и стремление студентов к самостоятельной работе без помощи преподавателя и иных субъектов образовательного процесса, потребность в самостоятельном поиске и обработке необходимой информации;

- сформированность навыков самостоятельного получения знаний посредством их переработки;

- способность к самоанализу, самоконтролю, самоорганизации, самосовершенствованию и самооценке в рамках собственной образовательной деятельности [1].

Т.И. Шамова классифицирует компоненты самостоятельной работы студентов по трём аспектам: мотивационный, содержательно-операционный, волевой.

Мотивационный аспект, согласно точке зрения исследователя, определяет устойчивый интерес к познавательной самостоятельной деятельности, стремление к интеллектуальной деятельности. Овладев системой навыков самостоятельной работы будущий специалист должен проявлять познавательный интерес, любознательность и пытливость, иметь потребность в углублении и расширении полученных знаний, а также в их актуализации и обновлении.

Под содержательно-операционным аспектом подразумевается владение студентами фундаментом опорных методов, способов, приёмов и знаний познавательной самостоятельной деятельности.

Волевой аспект предполагает наличие у студентов волевых личностных качеств: настойчивость, постоянство, целеустремлённость, выдержка, решительность. Совокупность личностных волевых качеств обеспечивают действенность самостоятельной деятельности студентов [5].

Е.Г. Глазунова отмечает, что при применении образовательных технологий в рамках реализации самостоятельной деятельности студентов, ключевыми факторами результативности и эффективности образовательного процесса выступают следующие:

- формирование чётких и целесообразных целей самостоятельной деятельности, формулирование планируемых результатов работы;

- формирование системы чётких критериев оценки самостоятельной деятельности, проведение самоанализа и рефлексии;

- разработка учебного материала, который подразумевает высокую долю самостоятельной работы обучающихся;

- применение в рамках учебного процесса возможностей материально-технической базы, современных информационных компьютерных технологий [2].

В высших профессиональных образовательных учреждениях самостоятельная работа студентов проводится по каждой дисциплине учебного процесса, в различных формах и вида. Данная работа помогает студентам углублять полученные знания на учебных занятиях, а также играет важную роль в становлении современного специалиста, так как общества с каждым годом предъявляет все больше требований к выпускникам вузов. Если обучающиеся, выполняет индивидуальную работу в соответствии со всеми правилами и инструкциями, то они показывают свою логичность, осмысленность, самостоятельность и активность.

Педагог определяет сроки выполнения самостоятельной работы, а также ее содержание. Зная определенные сроки выполнения работы, обучающийся сам выбирает режим, в котором будет выполнять поставленные педагогом задачи. Работая в определенном режиме, от обучающегося требуется организационная самостоятельность. Самостоятельная работа позволяет студентам закреплять знания, полученные на учебных занятиях, а также приобретать и формировать новые умения и навыки.

Наиболее эффективными для развития самостоятельности студентов являются следующие образовательные технологии: технология проблемного обучения, проектная технология, игровая технология, кейс-технология и др. Эти образовательные технологии дают возможность для максимального широкого вовлечения обучающихся в активную самостоятельную деятельность.

Важной технологией в подготовке компетентного специалиста является технология проблемного обучения. Под этой технологией понимается такая организация учебного занятия, которая предполагает создание различных проблемных ситуаций под руководством преподавателя и активную самостоятельную деятельность обучающихся, которая будет направлена на их разрешение. В ходе такой технологии у обучающихся формируются новые знания, умения и навыки, способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, креативность, а также другие личностно-значимые качества. Технология также подразумевает развитие у обучающихся способности к самообучению и самообразованию, что является неотъемлемым навыком современного компетентного специалиста. Проблемное обучение является современном уровнем развития дидактики и передовой педагогической практики.

Технология проектного обучения подразумевает самостоятельное решение какой-либо задачи, разрешения противоречия на основе имеющегося у студентов опыта и знаний. Обучающихся тщательно отбирают необходимый актуальный учебный материал и самостоятельно справляются с разрешением выделенной проблемы. Педагог не даёт готовых знаний и посредством этого активизирует самостоятельную деятельность обучающихся [2].

В рамках проектного метода студенты делятся на группы и играют определённые роли. Каждый студент ответствен за собственную роль и свои действия в её рамках. Кроме того, можно отметить, что педагог при применении проектного метода выполняет консультирующую функцию. Разработка проекта проходит

поэтапно, и в его процессе обучающиеся учатся работать в команде, принимать ответственность за самостоятельно проделанную работу. Таким образом, проектный метод является методом, который ориентирован на развитие критического мышления, познавательных и творческих процессов, активизацию мышления обучающихся, навыков ориентации в информационном пространстве и самостоятельного получения знаний и использования их на практике.

Игровая технология также часто применяется для организации самостоятельной деятельности студентов. Данная технология погружает обучающихся в условия, которые являются достаточно близкими к реальной трудовой деятельности. В форме игры происходит формирование профессиональных компетенций, осваиваются навыки самостоятельной трудовой деятельности.

Кейс-технология предполагает решение студентами конкретной практической ситуации и также как игра приближает их к будущей профессиональной деятельности. Ключевая цель применения кейс-технологии -формирование и развитие у студентов устойчивого навыка самостоятельного решения практических задач. Кейс-технология формирует умения по освоению знаний, а также творческое усвоение профессиональных навыков, знаний, развитие мыслительных способностей. Результатом реализации кейс-технологии выступают полученные знаний и навыки профессиональной деятельности и способность мыслить креативно [6].

Выводы. Таким образом, использование образовательных технологий обогатило традиционные формы учебной деятельности, а также повысило эффективность самостоятельной деятельности студентов. Следует отметить следующее:

- современное обучение в вузе невозможно считать качественным без применения современных образовательных технологий в преподавании;

- применение всех современных образовательных методов и приемов стимулирует преподавателя осваивать новые средства в обучении;

- образовательные технологии открывают многогранные возможности для получения студентами качественных знаний для формирования компетенций, которые позволят ему стать высококвалифицированным специалистом;

- современные образовательные технологии призваны повышать интерес студентов к приобретению знаний, развивать умение сотрудничать и взаимодействовать, бороться с неуверенностью во время публичных выступлений, формировать конкурентоспособную личность [8].

Литература:

1. Алегушина Е.А., Быстрова Н.В., Лапшова А.В. Технология проблемного обучения при формировании компетенций студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-2. С. 16-19.

2. Быстрова Н.В., Казначеева С.Н., Юдакова О.В. Самостоятельная работа как средство развития интереса к обучению у студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-3. С. 40-43.

3. Быстрова Н.В., Коняева Е.А., Цыплакова С.А. Теоретические основы использования педагогических технологий при обучении студентов в системе среднего профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-2. С. 78-80.

4. Быстрова Н.В., Цыплакова С.А., Пулькина Е.Е. Современные педагогические технологии как основа проектирования образовательного процесса // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-2. С. 79-81.

5. Казначеева С.Н., Быстрова Н.В., Григорян Н.М., Мурыгина К.Д. Сущность и содержание самостоятельной работы студентов в условиях высшего учебного заведения // Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 42-45.

6. Казначеева С.Н., Быстрова Н.В., Шалина Е.Ю., Госельбах О.И. Организация самостоятельной работы студентов как фактор формирования профессионально значимых компетенций // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 3 (37). С. 37-41.

7. Цыплакова С.А., Быстрова Н.В., Коротеева О.Д., Чумакова Л.А. Проектирование технологии профессиональной подготовки рабочих и специалистов // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 3 (37). С. 116-121.

8. Цыплакова С.А., Быстрова Н.В., Тюмина Н.С., Сергеева Д.С. Проектирование учебной деятельности студентов вуза // Школа будущего. 2018. № 1. С. 97-103.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.