Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №5, Том 7 / 2019, No 5, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-5-2019.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/24PDMN519.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Ваганова О.И. Образовательные технологии в организации самостоятельной работы студентов // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №5, https://mir-nauki.com/PDF/24PDMN519.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
Vaganova O.I. (2019). Educational technologies in the organization of students' independent work. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 5(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/24PDMN519.pdf (in Russian)
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»
Нижний Новгород, Россия Доцент
Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected] ORCID: http://orcid.org/0000-0001-8347-484X РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=284243
Аннотация. Важнейшей задачей современной системы высшего образования является формирование специалиста, обладающего творческим потенциалом, способного к самообразованию и саморазвитию, инновационной деятельности. В связи с такими требованиями всё большую значимость приобретает самостоятельная деятельность студентов, которая реализуется в ходе применения образовательных технологий. В статье рассмотрены основные требования для реализации самостоятельной работы студентов, среди которых формирование мотивации к самообучению, развитие познавательных способностей, формирование умения самоорганизации в условиях жизнедеятельности. При рассмотрении современных образовательных технологий в организации самостоятельной работы студентов выделены четыре этапа её реализации: ознакомительно-ориентированный, исполнительский, поисковый и творческий этап. Представлены наиболее распространенные педагогические технологии, направленные на организацию самостоятельной работы студентов (технологии проектного обучения, проблемного, игровые технологии). Каждая из указанных технологий приносит свой результат в организации самостоятельной работы, поэтому, как отмечено в статье, необходим тщательный подбор технологий, целесообразный определенной ситуации. Более подробно рассмотрены компьютерные технологии и кейс-метод. Электронные технологии обеспечивают организацию обратной связи между педагогом и студентами посредством электронной почты, веб-сайта, создают условия для интерактивного диалога между пользователем и информационной системой. Кейс-метод способствует развитию понимания и способности мыслить креативно. Результатом реализации кейс-метода выступают полученные знаний и навыки профессиональной деятельности. При применении образовательных технологий, процесс обучения становится более продуктивным, студенты проявляют большую самостоятельность при планировании своей деятельности. Самостоятельная деятельность обучающихся формирует личность специалиста, обладающего
Страница 1 из 7
For citation:
УДК 378.1 ГРНТИ 14.35.07
Ваганова Ольга Игоревна
Образовательные технологии
24PDMN519
творческим потенциалом, способного к самообразованию и саморазвитию, инновационной деятельности.
Ключевые слова: образовательные технологии; кейс-метод; электронные технологии; самообразование; студент; инновационная деятельность; высшее учебное заведение
Введение
Важнейшей задачей современной системы высшего образования является формирование специалиста, обладающего творческим потенциалом, способного к самообразованию и саморазвитию, инновационной деятельности в условиях динамичного развития всех сфер общественной жизни. Современному конкурентоспособному специалисту необходимо владеть информационно-коммуникационными технологиями, уметь трансформировать полученные знания в инновационные технологии, развивать способности к самообучению, формировать критическое мышление и постоянно быть готовым к профессиональному росту. Реализации самостоятельной работы способствуют образовательные технологии, которые направлены на развитие познавательной самостоятельности, инициативы, формирование творческого мышления.
В условиях реализации самостоятельной работы студентам необходимо: усваивать образовательные программы в полном объеме, вырабатывать навыки эффективной научно-теоретической и профессиональной деятельности на международном уровне, формировать мотивацию к самообучению, развивать познавательные способности, формировать умения самоорганизации в условиях жизнедеятельности, формировать готовность к постоянному повышению профессионализма [1-3].
Наиболее распространенными педагогическими технологиями, применяемыми при организации самостоятельной работы со студентами, являются: информационные технологии, обеспечивающие применение мультимедиа; методы проблемного обучения, предполагающие стимулирование студентов к самостоятельному поиску информации, необходимой для решения выхода из ситуации; проектные методы; работа в коллективе с разделением полномочий и ответственности; кейс-метод, представляющий собой анализ конкретных ситуаций в профессиональной деятельности и поиск наилучших вариантов решений.
Теоретический анализ литературы
Вопросы использования образовательных технологий освещены в работах таких авторов, как Г.К. Селевко, И.А. Зимней, А.В. Хуторского, В.А. Болотова, В.С. Леднева, М.В. Кларина и других. Данные авторы представляют широкий обзор современных педагогических технологий. В процессе организации самостоятельной работы студентов педагоги рекомендуют использование исследований данных авторов.
Определим понятие «педагогическая технология». По мнению М.В. Кларина это понятие можно трактовать как совокупность и очередность функционирования различных личностных, инструментальных и методологических средств для достижения намеченных педагогических целей.
В.М. Монахов определяет педагогическую технологию как тщательно продуманную совместную педагогическую деятельность, заключающуюся в проектировании, организации и проведении учебного процесса с условием комфортности студентов и педагогов.
Педагогические технологии позволяют максимально вовлечь студента в образовательный процесс и сделать их его активными субъектами [4; 5]. Метод проектных
https:// mir-nauki. com
технологий предполагает деление обучающихся на группы, выделение ролей. Каждый из студентов знает свои задачи и ответственен за их выполнение [6; 7]. При этом стоит отметить консультирующую роль педагога. Технологии проблемного обучения также не предусматривают предоставления студентам знаний в готовом виде [8]. Перед ними стоит задача, противоречие, которое необходимо разрешить самостоятельно, основываясь на приобретенных знаниях и имеющемся опыте, ориентируясь в большом количестве информации, отбирая только нужный, актуальный материал [9-11]. Игра также достаточно часто используется в подготовке студентов педагогического вуза и подразумевает большой объем самостоятельной работы [11]. Игра погружает студентов в условия, близкие к профессиональным, таким образом, они учатся решать вопросы, которые могут возникнуть в реальных рабочих условиях. В современном образовательном процессе неотъемлемыми технологиями стали электронные. Через компьютерные средства осуществляется большая доля самостоятельной работы. Организованное таким образом обучение формирует в обучающемся способность к результативной самостоятельной деятельности.
Использование педагогических технологий в организации самостоятельной работы студентов.
Целесообразно при рассмотрении современных образовательных технологий в организации самостоятельной работы студентов отметить четыре этапа её реализации.
Ознакомительно-ориентированный этап. Данный этап предполагает выбор форм аудиторных занятий в зависимости от особенностей преподаваемого образовательного модуля (это могут быть лекционные, семинарские, практические и др. занятия), позволяющие определиться с направленностью изучаемого материала, узнать основные понятия. На этом этапе педагог знакомит студентов с методическим обеспечением [12].
Исполнительский этап. На данном этапе студент занят выполнением различного вида самостоятельной работы репродуктивного характера. При решении типовых задач, он воспроизводит умения по ранее изученному алгоритму, накапливая опыт деятельности, и тем самым создает условия для выполнения самостоятельной деятельности повышенного уровня. Студент взаимодействует с методическими указаниями к самостоятельной работе по модулю.
Поисковый этап. Этот этап подразумевает поисковую деятельность студента, связанную с выполнением комплексных заданий. Так студент выбирает и совершенствует необходимые навыки и умения для решения заданной проблемы. Поисковая работа может осуществляться при выполнении работы с библиотечными ресурсами, выполнении заданий, подготовке докладов, презентаций или написании эссе. Формируется продуктивный уровень компетентности.
Творческий этап. На этом этапе осуществляется выполнение студентами творческих заданий, которые подразумевают работу в гибком коллективе. Студент, таким образом, развивает высокий уровень самостоятельности в принятии решений по использованию необходимого материала. Обучающийся находит новые идеи и способы решения проблемы. К видам самостоятельной деятельности относятся работа с книгой или журналом, выполнение творческих индивидуальных работ, выполнение проекта в команде, подготовка портфолио.
К результативным технологиям, обеспечивающим организацию самостоятельной работы в образовательном процессе, относят деловые и ролевые игры, индивидуальное обучение, междисциплинарное обучение, опережающая самостоятельная работа, технологии педагогического проектирования, технологии проблемного обучения, кейс-технологии,
Результаты
электронные технологии. Все перечисленные образовательные технологии применяются для активизации студенческой деятельности и являются активными методами обучения. Важным для преподавателя становится задача научиться управлять познавательной деятельностью и самостоятельной работой обучающихся, проводить контроль и оценку результатов обучения.
По мнению Е.Г. Глазуновой основными факторами, влияющими на результативность самостоятельной деятельности обучающихся, являются:
1. Определение самостоятельное работы в системе дистанционного обучения.
2. Определение необходимого содержания учебного материала для организации самостоятельной работы.
3. Формирование заданий для самостоятельного решения с целью формирования навыков критического мышления.
4. Использование компьютерных технологий для выполнения самостоятельной работы.
5. Формирование четких критериев для оценки самостоятельной работы и проведение рефлексии.
Инновационные методы организации самостоятельной работы предполагают активное использование дистанционных образовательных технологий.
Современная система образования обладает широким объемом знаний, который невозможно охватить одному человеку, поэтому быстрым и удобным способом выступают информационные технологии для доступа к ресурсам Интернета, различным базам данных. Информационные технологии наделены возможностью для интенсификации педагогического процесса и внедрения инновационных методов и форм обучения, нацеленных на развитие личностно-психологических качества обучающихся.
Л.А. Бондарь утверждает, что современный процесс обучения направлен на развитие у обучающихся способностей к моделированию познавательной деятельности, к творческому развитию и самореализации. Данный процесс возможен при организации самостоятельной работы студентов на основе использования информационно-образовательной среды вуза. Существует ряд ключевых возможностей электронных технологий:
1. Электронные технологии создают иную образовательную среду, активизирующую самостоятельность студентов.
2. Учебные материалы для усвоения знания доступны в любое удобное для студентов время.
3. Электронные технологии значительно сокращают количество аудиторных занятий и увеличивают самостоятельную деятельность студентов.
4. Электронные технологии обеспечивают организацию обратной связи между педагогом и студентами посредством электронной почты, веб-сайта.
5. Применение мультимедиа создает условия для интерактивного диалога между пользователем и информационной системой.
Использование информационных компьютерных технологий расширяет кругозор студента, повышает уровень его профессиональной подготовки, обеспечивает творческий потенциал специалиста, дает возможность использовать новые методики в процессе обучения.
https:// mir-nauki. com
Кейс-метод, как способ организации самостоятельной работы студентов, заключается в формировании умений по освоению знаний, а также творческое усвоение профессиональных навыков, знаний, развитие мыслительных способностей.
Кейс-метод является одной из основных технологий самостоятельной работы студентов, применяемых при проведении практик и семинаров. Использование данной технологии позволяет обучающимся применять полученные знания при решении практических заданий, способствует развитию самостоятельного мышления. Развивается понимание и способность мыслить креативно. Результатом реализации кейс-технологии выступают полученные знаний и навыки профессиональной деятельности.
Студентам предлагается жизненная ситуация, описание которой реализует определенную совокупность знаний, которая усваивается при разрешении проблемной ситуации. Проблема не имеет правильного решения, обучение рассматривается как необходимое условие выживания.
Технологии проектного обучения являются одними из самых востребованных при организации самостоятельной работы. Разработка проекта включает в себя несколько этапов, в процессе которых студенты учатся самостоятельно и результативно взаимодействовать друг с другом, поскольку от него зависит общий результат. Проект заставляет обучающихся максимально включаться в деятельность и брать на себя ответственность за ту роль, которая был определена на начальных этапах выполнения проектов. Студенты собирают информацию, отбирают актуальный материал, выстраивают взаимодействие (часто с использованием электронных технологий). На завершающих этапах студенты готовят презентацию своего проекта, выделяют главные идеи и представляют их аудитории.
Игровые технологии также способствуют развитию самостоятельности студентов. В игре распределяются роли. Игровые действия выступают в качестве средства реализации этих ролей. Студенты педагогического вуза берут на себя роли реальных преподавателей для погружения в профессиональную деятельность и лучшему ориентированию в профессии, поскольку в процессе игры используются те же действия и функции, что и в реальной работе.
Технологии проблемного обучения заключаются в том, что преподаватель дает противоречие, задачу, и осуществляет консультационную роль в этом процессе. Он не дает готовых знаний и тем самым активирует деятельность студентов.
Роль педагога состоит в направлении беседы при помощи проблемных вопросов, в мотивации студентов уклониться от традиционного мышления, во включении всех обучающихся группы в процесс анализа поставленной задачи. Так, у студентов формируются навыки самостоятельной мыслительной деятельности, способность перерабатывать информацию, эффективно действовать в условиях недостатка информации.
При применении образовательных технологий процесс обучения становится более результативным, студенты проявляют большую самостоятельность при планировании своей деятельности. В ходе учебного процесса студенты овладевают системой знаний в самообразовании и профессиональной деятельности. Образовательный процесс нацелен на развитие активности личности и формировании познавательных интересов компетентного специалиста.
Самостоятельная деятельность обучающихся формирует личность специалиста, обладающего творческим потенциалом, способного к самообразованию и саморазвитию,
Выводы
инновационной деятельности в условиях динамичного развития всех сфер общественной жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1. Garnevska S.M. opportunities for forming communication technology images in training in technology and entrepreneurship (2018) Balkan Scientific Review 2018 No. 1 pp. 34-37.
2. Klinkov G.T. The specificity of manifestation of pedagogical communication as a special construct (2018) Scientific Vector of the Balkans 2018 No. 1 pp. 51-52.
3. Makhometa T.M., Tiahai I.M. The use of interactive learning in the process of preparing future math teachers (2018) Balkan Scientific Review 2018 No. 1 pp. 48-52.
4. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Методика исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №1. С. 2.
5. Pometun O.I., Gupan N.M. Studying history as an educational space of students' critical thinking development (2018) Humanitarian Balkan Research 2018. No. 1 pp. 60-63.
6. Седых Е.П. Система нормативного правового обеспечения проектного управления в образовании // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №1. С. 1.
7. Кутепов М.М., Иляшенко Л.К., Морозов Д.Л. Технологии организации учебного процесса с использованием онлайн-курса // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 230-232.
8. Vaganova O.I., Ilyashenko L.K. The main directions of implementation technologies of student-centered education in high school. Vestnik of Minin University. 2018. vol. 6, no. 3. p. 2 DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-2 (in Russian).
9. Алешугина Е.А., Кутепова Л.И., Белоусова Г.А. Технологии организации контактной самостоятельной работы в вузе // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 253-255.
10. Кутепова Л.И., Тростин В.Л., Леонтьева Г.А. Опыт внедрения в образовательный процесс технологий смешанного обучения // Проблемы современного педагогическго образования. 2018. № 60-3. С. 186-189.
11. Zhytukhina K. P. Realization of the pedagogical condition for improving the process of formation of responsible attitude to future profession in students of pedagogical universities (2017) Scientific Vector of the Balkans 2017 No. 1 pp. 26-30.
12. Прохорова М.П., Бушуева В.В., Ваганова О.И. Практико-ориентированные технологии формирования профессиональных компетенций студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-8. С. 193-199.
https:// mir-nauki. com
Vaganova Ol'ga Igorevna
Kozma Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university, Nizhny Novgorod, Russia
E-mail: [email protected]
Educational technologies in the organization of students' independent work
Abstract. The most important task of the modern system of higher education is the formation of a specialist with creative potential, capable of self-education and self-development, innovation. In connection with such requirements, the independent activity of students, which is implemented in the course of the application of educational technologies, is becoming increasingly important. The article describes the basic requirements for the implementation of independent work of students, including the formation of motivation for self-learning, the development of cognitive abilities, the formation of self-organization skills in life. When considering modern educational technologies in the organization of independent work of students identified four stages of its implementation: familiarization-oriented, performing, search and creative stage. The most widespread pedagogical technologies aimed at the organization of independent work of students (technologies of project training, problem, game technologies) are presented. Each of these technologies brings its result in the organization of independent work, therefore, as noted in the article, a careful selection of technologies appropriate to a particular situation is necessary. Computer technologies and case-method are considered in more detail. Electronic technologies provide the organization of feedback between the teacher and students via e-mail, website, create conditions for interactive dialogue between the user and the information system. Case-method contributes to the development of understanding and the ability to think creatively. The result of the implementation of the case-method are the knowledge and skills of professional activity. With the use of educational technologies, the learning process becomes more productive, students show greater independence in planning their activities. Independent activity of students forms the personality of a specialist with creative potential, capable of self-education and self-development, innovation.
Keywords: educational technologies; case-method; electronic technologies; self-education; student; innovative activity; higher education institution
24PDMN519