АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
УДК 377.5 ББК 74.560
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-СТАДИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕНЕДЖМЕНТ» СТУДЕНТАМ
СПО
Анжела Владиславовна Бабаян доктор педагогических наук, профессор профессор кафедры креативно-инновационного управления и
права
Пятигорский государственный университет
Пятигорск, Россия baanwl@mail.ru
В статье рассматривается проблема применения кейс-стади в процессе преподавания дисциплины «Менеджмент» студентам среднего профессионального образования. Обобщен опыт использования кейс-стади при преподавании дисциплины «Менеджмент» студентам СПО в ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет». Раскрыта сущность данного метода обучения, описаны этапы работы над кейсом, варианты представления результатов, раскрыт образовательный потенциал применения кейс-стади. Утверждается, что метод кейс-стади направлен на развитие мышления, формирование у студентов интереса к учебе, позитивной мотивации, стимулирование самостоятельного приобретения знаний и опыта профессиональной деятельности, формирование навыков самообразования.
Ключевые слова: кейс-стади, менеджмент, студент, среднее профессиональное образование, изучение, преподавание.
THE USE OF THE CASE METHOD IN THE PROCESS OF THE DISCIPLINE "MANAGEMENT" TEACHING TO THE SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION STUDENTS
Anzhela Vladislavovna Babayan Doctor of Pedagogic Sciences Professor of the Department of Creative and Innovative
Management and Law Pyatigorsk State University Pyatigorsk, Russia baanwl@mail.ru
The article deals with the problem of the case method using in the process of the discipline "Management" teaching to the secondary vocational education students. The experience of case method using in teaching the discipline "Management" to the vocational education students of Pyatigorsk State University is summarized. The essence of this method is revealed, the stages of work on the case method and the variants of results are described, and the educational potential of the case method application is exposed. The case method is argued to be focused on the development of thinking; develops students' interest in learning, positive motivation, encouraging self-learning and professional activity, formation of self-education skills.
Keywords: case method, management, student, secondary vocational education, study, teaching.
Уже с середины Х!Х в. российские педагоги понимали, что многосторонний процесс деятельности профессиональных образовательных организаций состоит из ряда факторов, способствующих подготовке квалифицированных специалистов, среди которых важная роль принадлежит самостоятельной работе студентов, и от того, как она организована, зависит
глубина и прочность знаний будущего специалиста, его умение самостоятельно решать сложные вопросы, успешность будущей профессиональной деятельность [Бабаян, 2008, с. 135]. Начало XXI в. в педагогике отмечено процессами существенного обновления содержания и методик обучения, значительным ростом доли творческого труда в составе профессионально-педагогической деятельности, увеличением числа педагогов, стремящихся технологизировать образовательный процесс [Бабаян, 2009, с. 92]. По мнению А. П. Горбунова, современному преподавателю следует организовывать процесс обучения исходя из того, что во главу угла результативности процесса обучения, включающего также получение научно-исследовательских результатов и воспитание личности, должно быть поставлено не просто освоение знаний студентами, а формирование у студентов мышления, оперирующего знаниями и способного самостоятельно вырабатывать знания и использовать их в практике деятельности [Горбунов, 2007, с. 130].
А. П. Горбунов, Е. В. Тимашова, И. Ф. Головченко управление качеством образовательного процесса связывают с внедрением современных методик обучения и форм организации учебного процесса, к которым авторы относят: свободную диалоговую форму проведения лекций; современные формы наглядности с применением визуальных технических средств; дискуссионные формы проведения семинарских занятий и обсуждения курсовых работ; различные виды тестового контроля; деловые игры; интеллектуальные задания для решения управленческих проблем (типа «кейс-стади») и др. [Горбунов, 2005, с. 32].
Образовательные организации высшего образования и среднего профессионального образования в настоящее время особое внимание уделяют улучшению качества подготовки выпускников, созданию условий для их высокого уровня профессиональной подготовки. Осуществляя поиск эффективных форм и методов обучения, многие профессиональные образовательные организации, реализующие ФГОС СПО, успешно решают
поставленные задачи. Компетентностный подход в образовательном процессе предполагает широкое использование активных и интерактивных форм проведения занятий. Формирование предусмотренных ФГОС СПО у студентов компетенций требует от преподавателя применения инновационных технологий обучения, развивающих навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества и др. В профессиональных образовательных организациях зачастую недооценивают, воспринимают негативно использование тех или иных современных методов обучения. К таким методам обучения, в частности, относится метод кейс-стади, направленный на формирование у студентов интереса к учебе, позитивной мотивации, стимулирование самостоятельного приобретения знаний и опыта профессиональной деятельности.
Анализ профессиональной подготовки студентов среднего профессионального образования в ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет» убеждает нас в том, что повышению качества образовательного процесса может служить использование такого метода обучения, как кейс-стади. Студенты СПО, обучающиеся по специальностям 38.02.02 - «Страховое дело», 43.02.11 - «Гостиничный сервис», 38.02.03 -«Операционная деятельность в логистике» в ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет», изучают дисциплину «Менеджмент» на 2 курсе. Дисциплина «Менеджмент» является одной из базовых для перечисленных направлений подготовки. Изучение данной дисциплины нацелено на формирование у студентов знаний основных теорий, концепций и ключевых проблем современного менеджмента, выработку базовых умений и навыков в области осуществления управленческих действий, формирование системы взглядов и навыков в области менеджмента.
Дисциплина «Менеджмент» относится к общепрофессиональным дисциплинам профессионального учебного цикла ФГОС СПО по перечисленным специальностям и предусматривает, что в результате изучения дисциплины «Менеджмент» студенты должны уметь: планировать
и организовывать работу подразделения; формировать организационные структуры управления; знать приемы делового и управленческого общения; уметь принимать управленческие решения; знать теорию и историю развития менеджмента, особенности менеджмента в избранной профессиональной деятельности и др. Изучение дисциплины «Менеджмент» предполагает не только серьезную теоретическую подготовку студента СПО, но и формирование практических умений и навыков, в связи с тем, что «речь идет об интеллектуальных способах деятельности, связанных с умениями логически мыслить, обосновывать и делать выводы, анализировать и абстрагировать и т.п.» [Задорожный, Корзникова, 2008, с. 32].
Обучение менеджменту в силу специфики самого менеджмента как преимущественно практического вида деятельности существенно отличается от традиционных процессов передачи знаний в гуманитарных и естественных областях знаний. Это отличие касается целей, задач, методов обучения. Концептуальной основой изучения менеджмента зачастую признается практикующее научение, предполагающее формирование необходимых умений, навыков, компетенций в ходе приобретения опыта с последующим его осмыслением, теоретизацией и проверкой на практике.
Кейс-метод - техника обучения, использующая описание реальных ситуаций: социально-культурных, экономических, социальных, бизнес-ситуаций и др., содержащих проблему, противоречие. Обучающимся предлагается проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения, выбрать лучшее из них. Под кейсом (ситуацией) может пониматься единичное, самостоятельное письменное описание какого-то конкретного положения дел в организации, например, история создания, становления, развития, результаты работы. Студентам предлагается текст, объемом до 0,5 печ. листа, а также вопросы, над которыми важно поразмышлять и (или) ответить на них; часто используются видеофрагменты, материалы прессы, статистические данные. Кейс-стади часто называется также ситуационным обучением, поскольку содержит
описание деловой ситуации, которая была или есть реально в процессе профессиональной деятельности. Этот метод обучения близок к методу анализа конкретных ситуаций и методу разбора производственных ситуаций. А. Н. Щукин указывает: «Познакомившись с содержанием кейса, учащимся предлагается высказать свое мнение сначала в форме монологического высказывания, а затем принять участие в обсуждении, в ходе которого должно быть найдено оптимальное решение» (поставленной проблемы) [Щукин, 2008, с. 171]. Однако применение метода кейс-стади намного шире.
В научно-методической литературе можно встретить такое описание кейс-стади: студенту предлагаются материалы для самостоятельного изучения, объединенные в одну папку, называемую «кейс». Так формируется кейс как совокупность тем или проблемных вопросов для осмысления и набор учебных материалов. Студент демонстрирует и применяет знания и умения, чтобы найти ответы для решения заявленных в кейсе проблем [Галушко, Роптанова, 2015].
Е. Ф. Галушко, Л. Ф. Роптанова определяют следующие этапы работы над кейсом:
1. Первый этап (начальный). Преподаватель наполняет «кейс» содержанием, определяет характер предстоящего изучения учебного материала. По содержанию «кейс» может быть направлен, например, на усвоение дополнительного материала в рамках учебного курса, на обобщение усвоенного учебного материала курса.
2. Второй этап. Мотивация студента на самостоятельную умственную работу, что формирует познавательные универсальные учебные действия: умение воспринимать и оценивать информацию в вербальной, невербальной формах; умение вычленять основные идеи учебных материалов и характеризовать различные точки зрения; умение проводить диагностику и анализ проблемных вопросов, осуществляя поиск ответов, и генерировать альтернативные пути решения [Галушко Е. Ф., Роптанова Л. Ф., 2015, с. 450].
3. Третий (завершающий) этап. Предъявление проделанной работы над «кейсом». Этап характеризуется формированием коммуникативных универсальных учебных действий, что актуализирует следующие умения: а) лаконично формулировать ответы на поставленные проблемные вопросы; б) составлять план высказывания или презентации; в) умение логически строить высказывание с соблюдением норм выбранного языка; г) образно преподносить отобранную информацию; д) взаимодействовать интерактивно [Галушко Е. Ф., Роптанова Л. Ф., 2015, с. 450].
Важным аспектом использования кейс-стади выступает характер предъявления работы по кейсу. Часто используются устные формы предъявления проделанной работы: доклад, участие в дискуссии. Целесообразным представляется создание студентами презентаций и их защита по окончанию работы над кейсом. Применение информационных технологий позволяет создать презентацию с использованием цвета, анимации, видеороликов, гиперссылки, что делает презентацию информативной, отражает результаты работы студента над «кейсом». Как отмечают Е. Ф. Галушко и Л. Ф. Роптанова, организующими моментами выступают критерии оценки презентаций: оценивается полнота и глубина «проработки» кейса, а также оценивается логичность изложения, образность представления, лаконичность формы и др. [Галушко Е. Ф., Роптанова Л. Ф., 2015, с. 451].
Таким образом, современное профессиональное образование ищет эффективные образовательные технологии. Все чаще преподаватели обращаются к такому методу обучения, как кейс-стади. Метод кейс-стади дает широкие возможности для формирования универсальных учебных действий у студента, формирования требуемых общекультурных и профессиональных компетенций. При обучении студентов СПО, в частности, в процессе преподавания дисциплины «Менеджмент» целесообразно использовать кейс-стади в качестве метода обучения, что будет обеспечивать освоение теоретических положений с помощью практического подхода,
способствовать развитию аналитического, критического, творческого мышления, развитию исследовательских умений, формированию позитивной активной мотивации у обучающихся на приобретение знаний и навыков, формированию навыков самообразования.
Библиографический список
1. Бабаян А. В. Из истории организации самостоятельной работы студентов вузов в дореволюционной России // Фундаментальные исследования. 2008. №9. С. 135-137.
2. Бабаян А. В. Разработка и внедрение педагогических технологий как актуальная проблема педагогической науки // Успехи современного естествознания. 2009. №5. С. 92-93.
3. Галушко Е. Ф. Технологии «кейс стади» в обучении филологическим наукам / Е. Ф. Галушко, Л. Ф. Роптанова // Электронное обучение в непрерывном образовании. 2015. №1-1. С. 448-453.
4. Горбунов А. П. Инновационное управление как средство достижения нового качества университета / А. П. Горбунов // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2007. №3-4. С. 129-131.
5. Горбунов А. П. Организационно-методические вопросы подготовки специалистов управления / А. П. Горбунов, Е. В. Тимашова, И. Ф. Головченко // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2005. №2. С. 28-32.
6. Задорожный В. Н. К вопросу о практической направленности преподавания / изучения учебных дисциплин по менеджменту / В. Н. Задорожный, Г. Г. Корзникова // Образование и наука. 2008. №6(54). С. 31-40.
7. Щукин А. Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранных языкам. М.: Филоматис, 2008. 188 с.
References
1. Babayan A. V.(2009) Development and implementation of pedagogical technologies as an actual problem of pedagogical science / / Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya, 2009. No. 5. Pp. 92-93. (In Russian)
2. Babayan A. V. (2008) From the history of the organization of independent work of University students in pre-revolutionary Russia / / Fundamental'nye issledovaniya, 2008. No. 9. Pp. 135-137. (In Russian)
3. Galushko E. F. (2015) Technology "case study" in teaching philological Sciences / E. F. Galushko, L. F. Roptanova / / Elektronnoe obuchenie v nepreryvnom obrazovanii, 2015. No. 1-1. Pp. 448-453. (In Russian)
4. Gorbunov A. P. (2007) Innovative management as a means of achieving a new quality of the University / A. P. Gorbunov / / Bulletin of Pyatigorsk State Linguistic University, 2007. No. 3-4. Pp. 129-131. (In Russian)
5. Gorbunov A. P. (2005) Organizational and methodological issues of training management specialists / A. P. Gorbunov, E. V. Timashova, I. F. Golovchenko / / Bulletin of Pyatigorsk State Linguistic University, 2005. No. 2. Pp. 28-32. (In Russian)
6. Shchukin A. N. (2008) Modern intensive methods and technologies of teaching foreign languages. Moscow: Filomatis, 2008, p. 188. (In Russian)
7. Zadorozhny V. N. (2008) To the question of practical orientation of teaching / studying of educational disciplines in management / V. N. Zadorozhny, G. G. Korznikova / / Obrazovanie i nauka. 2008. No. 6 (54). Pp. 31-40. (In Russian)
УДК 378.046.4 ББК 74.40
О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО
ОБУЧЕНИЯ В ДПО
Алёна Александровна Вишнякова кандидат социологических наук Иркутский филиал Московского государственного технического университета гражданской авиации
Иркутск, Россия metodist if@mail.ru
На примере вуза представлен практический опыт использования дистанционных образовательных технологий в сфере дополнительного профессионального образования (ДПО), выделены особенности