Kaznacheeva Svetlana Nikolaevna, Bystrova Natalia Vasilyevna, Grigoryan Nune Martini and others THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF A UNIVERSITY IN THE CONDITIONS ...
pedagogical sciences
УДК 378
DOI: 10.26140/knz4-2019-0802-0010
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
© 2019
Казначеева Светлана Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента Быстрова Наталья Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами» Григорян Нуне Мартини, магистрант Мурыгина Ксения Дмитриевна, магистрант Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: [email protected])
Аннотация. Актуальной потребностью практики высшей школы в современных условиях является организация самостоятельной работы студентов, отвечающая требованиям ФГОС, поскольку современный образовательный процесс проектируется и реализуется в условиях компетентностного подхода, который предполагает готовность студента к самостоятельной деятельности и способности нарабатывать опыт действий в различных условиях. Приоритетным направлением в образовании становится развитие личности, способной к профессиональной реализации в стремительно изменяющихся социально-экономических условиях. Это выявило необходимость исследования путей, форм и средств индивидуализации содержания образования и образовательного процесса, адекватных социокультурному развитию общества, его национально-региональным традициям, опыту профессиональной подготовки. В статье раскрываются вопросы самостоятельной работы студентов в условиях высшего учебного заведения. Авторы считают, что эффективное формирование общекультурных и профессиональных компетенций студентов в вузе - это результат рациональной организации самостоятельной работы обучающихся, которое определяется как совокупность процессов, реализуемых структурными подразделениями Университета и научно-педагогическими работниками (НПР), нацеленных на отбор и систематизацию учебной информации, ее передачу и контроль усвоения обучаемыми в условиях контактной и внеаудиторной самостоятельной работы. Проанализировав различные точки зрения ученых, авторы подчеркивают, что самостоятельная деятельность представляет собой, с одной стороны, учебное задание, то есть то, что должен выполнить студент, объект его деятельности, с другой - форму проявления соответствующей деятельности: памяти, мышления, творческого воображения при выполнении студентом учебного задания; в конечном счете, это приводит студента либо к получению нового, ранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний.
Ключевые слова: самостоятельная работа, признаки самостоятельной работы, факторы мотивации к самостоятельной работе, студент, преподаватель, профессиональная деятельность, мотивация, образовательные технологии, практическая деятельность.
THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF A UNIVERSITY IN THE CONDITIONS OF MODERNIZATION OF THE EDUCATION SYSTEM
© 2019
Kaznacheeva Svetlana Nikolaevna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of Innovative Technology Management Bystrova Natalia Vasilyevna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Grigoryan Nune Martini, master student Murygina Ksenia Dmitrievna, master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street, 9, e-mail: [email protected])
Abstract. The organization of independent work of students, which meets the requirements of the Federal State Educational Standards, is an urgent need for the practice of higher education in modern conditions, because the modern educational process is designed and implemented in terms of the competence approach. Personality development, which is capable of professional realization in rapidly changing socio-economic conditions, becomes a priority in education. This revealed the need to study the ways, forms and means of individualization of the content of education and the educational process, adequate to the socio-cultural development of society, its national and regional traditions, and experience of vocational training. The article reveals the issues of independent work of students in a higher educational institution. The authors believe that the effective formation of general cultural and professional competencies of students at a higher educational institution is the result of a rational organization of students' independent work, which is defined as a set of processes implemented by the University's structural units and scientific and pedagogical workers (CPD) aimed at selecting and systematizing educational information. transfer and control of learning by students in terms of contact and extracurricular independent work. After analyzing various points of scientists' view, the authors emphasize that independent activity is, on the one hand, a learning task (what a student has to perform, the object of his or her activity), on the other - the form of manifestation of the corresponding activity (memory, thinking, creative imagination performance by the student of the educational task). As a result, this leads the student to get a new, previously unknown knowledge or to deepen and expand the already acquired knowledge.
Keywords: independent work, signs of independent work, factors of motivation for independent work, student, teacher, professional activity, motivation, educational technologies, practical activity.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Реформа российского высшего образования, непосредственным результатом которой явилась реализация модели многоуровневой подготовки, коренным образом изменила требования к выпускнику по уровню и содержанию формируемых в процессе обучения компетенций [1-5]. Сегодня наиболее востребованной в обществе стала
творческая, мобильная личность, имеющая созидательную осознанную позицию и гибкую адаптацию ко всем изменениям. Это выявило необходимость исследования путей, форм и средств индивидуализации содержания образования и образовательного процесса, адекватных социокультурному развитию общества, его национально-региональным традициям, опыту профессиональной подготовки [6].
42
Karelian Scientific Journal. 2019. Т. 8. № 2(27)
педагогические науки
Казначеева Светлана Николаевна, Быстрова Наталья Васильевна, Григорян Нуне Мартини и другие СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ...
В новых федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования наблюдается тенденция к сокращению аудиторных часов и увеличению часов, отводимых на самостоятельную работу обучающихся. Количество дисциплин, устанавливаемых государством для обязательного изучения в базовой части основных образовательных программ сокращается с каждым новым вступившим в силу образовательным стандартом. Однако эти изменения не влияют на общую трудоемкость основной образовательной программы, поскольку это восполняется увеличением нагрузки по естественно-научным и профессиональным циклам. Увеличение объема часов на самостоятельную работу способствует не только совершенствованию практических умений обучающихся, но и максимально приближает академическое образование в вузах к их будущей профессиональной деятельности. Самостоятельное выполнение различного рода заданий программного материала, не освещенного во время аудиторных занятий, способствует активизации и развитию творческой деятельности студентов, повышает качество подготовки специалистов [7-12].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
Теоретические аспекты научной литература раскрывают некоторые условия, необходимые для организации самостоятельной работы студентов. Отечественные ученые (В.И. Андреева, М.Г. Гарунова, Б.П. Есипова, П.И. Пидкасистый и др.) в своих трудах давали определения понятия «самостоятельная работа» как в узком, так и в широком значении, определяли ее место в системе обучения, в том числе и в высших образовательных учреждениях, выделяли условия, которые способствовали активизации самостоятельной работы обучающихся, а также представляли сущностные признаки самостоятельной работы обучающихся (наличие задания; отсутствие непосредственного участия преподавателя при выполнении задания; частичное участие в организации и управлении познавательной деятельности обучающихся; наличие необходимого времени для выполнения задания).
Представляют интерес диссертационные исследования, связанные с проблемами изучения самостоятельной работы студентов вуза (Г.Н. Диниц, И.Г. Копотюк, Н.Г. Лукинова, Н.В. Муравьева и другие), условий развития самостоятельной работы студентов вуза (Н.Е. Пикина, Н.Е. Турбина), а также организации самостоятельной работы студентов с применением компьютерных технологий (А.А. Дробышевский).
С.В. Мампория рассматривает самостоятельную работу как средство личностно-профессионального развития, способствующее формированию положительной мотивации обучения, а также становлению профессионально важных личностных качеств и готовности к саморазвитию. С точки зрения А.А. Дробышевского, самостоятельная работа - это «целенаправленная, внутренне мотивированная, структурированная самим субъектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату познавательная деятельность в высокотехнологичной дидактической среде, осуществляемая на основе опосредованного, целенаправленного, постоянного управления со стороны преподавателя (обучающей программы)» [13, С. 9-10].
Мы под самостоятельной работой будем понимать особый вид обучения, в результате которого студент приобретает умение формулировать цель своего обучения, планировать свою деятельность, в результате чего будет создан собственный образовательный продукт, основанный на личном опыте.
Ученые-исследователи отмечают, что для получения полноценного образования необходимо, чтобы у обучающихся был интерес к осуществлению самостоятельной
работы, внутренние мотивы поддержки познавательной мотивации. Различают внешнюю, внутреннюю и процессуальную (познавательную) мотивацию. Первая зависит от результатов выполнения учебных работ, и является недостаточно эффективной. Важнее иметь внутреннюю (на основе способностей к учебе студентов, их талантов и склонностей) и процессуальную (осознание студентами полезности выполняемой работы) формы мотивации.
Важно отметить тот факт, что чем выше уровень самосознания, уверенности в собственных силах у студента, тем выше его мотивация, что позволяет использовать все возможности обучения, принимать ответственность за развитие компетенций для будущей профессиональной деятельности, получение прочных знаний. Поэтому, для эффективной организации и активизации самостоятельной работы так необходима правильная организация мотивации, которая зависит от таких факторов, как:
- включение в учебный процесс новых методов и приемов преподавания;
- повышение квалификации преподавателей, обучение их новым методикам преподавания;
- обмен и распространение между собой передового опыта преподавательской деятельности;
- распространение современных информационных технологий в процесс обучения;
- применение развивающих технологий обучения, ориентированных на формирование исследовательских и познавательных умений обучающихся и т.д.
Преподаватель должен учитывать факторы, вызывающие такую мотивацию, поддерживать ее и развивать. Рекомендуется подбирать задания для самостоятельной работы не ниже уровня развития умственных способностей студентов, постепенно повышать уровень сложности заданий и не давать много однообразных задач. Особенно ценны задания, требующие самостоятельного исследования и анализа литературы, задания проблемного и творческого характера, кейсы. Они развивают стремление к поиску различных способов решения не только учебных задач, но и жизненных ситуаций и проблем. Творческая и самостоятельная работа развивает духовную основу обучающихся, формируя подлинные ценности в целом в жизни, так и специальные компетенции в профессиональной деятельности [14-28].
По мнению ученых, создание условий для результативной самостоятельной работы студентов предполагает заинтересованность самого преподавателя в ее организации, тщательной подборке высококачественного учебно-методического материала для работы. Его содержание должно соответствовать потребностям обучающихся, иначе самостоятельная работа не принесет никаких положительных результатов, а лишь отнимет ресурсы, как у самого преподавателя, так и у студентов [29].
Как отмечает Т.И. Монастырская в одном из исследований, преподаватель должен иметь четкое представление о реальном объеме нагрузки на студента, чтобы избежать перегрузок и не повлиять отрицательно на качество подготовки к занятиям. При организации самостоятельной работы важно учитывать, что она занимает почти половину общего бюджета студенческого времени, поэтому формирование стратегии самообучения и самообразования у студентов - основа успешной познавательной и будущей профессиональной деятельности.
Формирование целей статьи (постановка задания). Рассмотрение сущности и содержания самостоятельной работы студентов в условиях высшего учебного заведения. Для этого необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность самостоятельной работы студентов в вузе;
- выявить отношение студентов к росту доли самостоятельной работы в соответствии с требованиями ФГОС и выявить предпочтительные формы самостоятельной работы для студентов;
- определить условия повышения эффективности и
Kaznacheeva Svetlana Nikolaevna, Bystrova Natalia Vasilyevna, Grigoryan Nune Martini and others pedagogical
THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF A UNIVERSITY IN THE CONDITIONS ... sciences
результативности самостоятельной работы.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
В контексте обозначенных задач полагаем важным остановиться на особенностях организации самостоятельной работы студентов вуза. Авторами было проведено исследование на выявление отношения студентов вуза к самостоятельной работе. В исследования приняли участие студенты очной формы обучения первого, второго и третьего курсов факультета управления и социально-технического сервиса (ФУСТС) Мининского университета, обучающиеся по направлениям «Менеджмент» и «Профессиональное обучение».
Выборку составили 67 студентов бакалавриата первого (28 человек), второго (20 человек) и третьего (19 человек) курса. Процедура исследования включала использование метода анкетного опроса. Анкета содержала 6 вопросов.
Результаты исследования показали, что положительное отношение к увеличению доли самостоятельной работы отмечают 61% студентов первого курса, 69% студентов второго курса, треть студентов третьего курса соотвественно.
Отрицательная динамика связана в первую очередь с тем, что многие студенты не умеют работать самостоятельно, на что указывают ответы респондентов первого (17%), второго (12%), и третьего (14%) курса.
Проанализировав ответы на вопрос, выявляющий причины неудовлетворенности организацией самостоятельной работы, мы получили следующий результат: по мнению более половины опрошенных студентов всех курсов, самостоятельная работа отнимает слишком много времени, а некоторые предлагаемые преподавателями формы самостоятельной работы им не знакомы. Третья часть, участвующих в опросе студентов указывает, что предлагаемые педагогами формы работы им не интересны, что, конечно, отражается на количестве времени и качестве выполнения самостоятельной работы. В этой связи представляет интерес оценка собственного усердия в выполнении заданий самостоятельной работы.
Так, половина студентов (47% первокурсников, 43% второкурсников, 52% третьекурсников) отмечают, что занимаются достаточно усердно. Лишь 1% студентов первого курса, 2% - второго (на третьем курсе таких студентов нет) отметили, что занимаются самостоятельной работой слабо. Основным и доминирующим мотивом выполнения самостоятельной работы у 72% студентов 1 курса является расширение знаний. Возможность повысить оценку по изучаемому предмету отметили 59%, интерес к выполняемому заданию 57%, возможность развития исследовательских умений указывают 36% респондентов. Сумма превышает 100%, поскольку один опрошенный мог дать несколько ответов одновременно. Среднее число ответов на одного опрошенного - 2,0.
Для сравнения представим мотивы студентов второго и третьего курса соответственно: расширение знаний (52%, 30%), возможность повысить оценку по изучаемому предмету (52%, 78%), интерес к выполняемому заданию (63%, 59%), возможность развития исследовательских умений (37%, 20%) респондентов. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что мотивы студентов первого, второго и третьего курса близки, а возможность развития исследовательских умений в процессе выполнения самостоятельной работы является для них актуальным вопросом.
Исследование позволило определить наиболее распространенные формы самостоятельной работы, предлагаемые преподавателями в образовательном процессе. К ним (в порядке убывания) студенты отнесли информационный поиск, проект, мультимедийную презентацию, доклад, эссе, реферат, разноуровневые задания, глоссарий.
Важно отметить, что возможность повышения интереса и качества выполнения самостоятельных работ все 44
опрошенные студенты (половина первокурсников и третьекурсников и более половины второкурсников) связывают с разнообразием форм.
Анализ данных исследования показал, что все респонденты отмечают в качестве эффективного условия организации самостоятельной работы понимание ее значимости, что выделили 62% студентов первого курса, 68% студентов второго курса, 61% опрошенных студентов третьего курса.
Исследование выявило факторы, которые, по мнению студентов, могут повысить эффективность выполнения самостоятельной работы, а именно считает необходимым улучшать самоорганизацию и самоконтроль 43% студентов 1 курса, 63% студентов второго курса, 66% студентов третьего курса. По мнению респондентов нужны четкие критерии и показатели выполнения работы, на что указали 60% первокурсников, 49% второкурсников, 54% третьекурсников. Необходимость улучшения руководства самостоятельной работой преподавателем отмечают более третьей части студентов всех курсов. По мнению 48% первокурсников, 60% второкурсников и 45% третьекурсников необходимым условием организации самостоятельной работы должна быть возможность выбора формы ее выполнения. Около половины опрошенных студентов всех курсов выделяют групповую форму выполнения самостоятельной работы, как наиболее предпочтительную.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В работе мы рассмотрели сущность и содержание самостоятельной работы студентов вуза в условиях модернизации системы образования. Мы установили, что организация самостоятельной работы студентов является приоритетным направлением в деятельности высшего учебного заведения. Образовательный процесс в вузе потенциально обладает широкими возможностями для совершенствования у молодых людей навыков самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Её качество, безусловно, в значительной степени зависит от:
педагогических технологий, которые используют преподаватели вуза;
актуальности и формы предъявления содержания учебного материала;
системы контроля и оценки достижений обучающихся.
Мы акцентируем внимание на том, что в перспективе определенной части преподавателей вуза необходимо решать следующие задачи:
- разрушать барьеры, препятствующие взаимодействию и сотрудничеству со студентами;
- перестраиваться с традиционной репродуктивной организации занятий на инновационную, продуктивную, актуализирующую инициативу и самостоятельность студентов;
- овладевать интерактивными технологиями и поисковыми методами обучения, различными приёмами организации работы в микрогруппах;
- совершенствовать содержание лекций, практических занятий, заданий для самостоятельной работы, зачётов и экзаменов, придавая ему по возможности проблемный или эвристический характер;
- использовать потенциал балльно-рейтинговой системы для стимулирования именно творческой самостоятельной работы, разрабатывая и предъявляя студентам новые актуальные критерии оценки их достижений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Коняева Е.А., Цыплакова С.А., Баринова А.Н., Гриценко Н.Е. Исследование проблемы управления процессом профессиональной подготовки студентов в вузе //Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-6. С. 245-251.
2. Быстрова Н.В. Введение в профессионально-педагогическую специальность // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2018. № 1 (104). С. 46.
3. Ваганова О.И., Быстрова Н.В. Основы общей педагогики // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2015. № 7 (74). С. 62._
Karelian Scientific Journal. 2019. Т. 8. № 2(27)
педагогические науки
Казначеева Светлана Николаевна, Быстрова Наталья Васильевна, Григорян Нуне Мартини и другие СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ...
4. Григорян Н.М., Быстрова Н.В. Личностное развитие педагога в системе профессионального образования //В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития сборник статей по материалам V Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2018. С. 35-38.
5. Прохорова М.П., Быстрова Н.В., Уханов А.Ф., Седых Д.В. Инновационная деятельность преподавателя в системе профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51-7. С. 140-146.
6. Казначеева С.Н., Перова Т.В. Проблемы формирования самостоятельной познавательной деятельности студентов-заочников // Вестник Мининского университета. 2017. № 1 (18). С. 3.
7. Толстенева А.А., Голубева О.В., Груздева М.Л., Богородская О.В., Перевощикова Е.Н., Смирнова Ж.В. Модернизация образовательного процесса: управление самостоятельной работой обучающихся в вузе // учебно-методическое пособие / Мининский университет. Нижний Новгород, 2016.
8. Саглам Ф.А. Способы мотивирования и оценка результативности самостоятельной работы студентов-психологов в вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1 (6). С. 66-68.
9. Морозова И.М. Методика реализации самостоятельной работы по изучению теоретического модуля «Профессиональная педагогика» //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4 (20). С. 209-215.
10. Третьякова Е.М. Пути повышения эффективности творческой самостоятельной работы студентов //Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4 (9). С. 111-113.
11. Цыплакова С.А., Быстрова Н.В., Тюмина Н.С., Сергеева Д.С. Проектирование учебной деятельности студентов вуза // Школа будущего. 2018. № 1. С. 97-103.
12. Brusakova I.A., Kaznacheeva S.N., Perova T.V. The development of cognitive activity of students through training in professional self-determination // В сборнике: 2016 IEEE 5th Forum Strategic Partnership of Universities and Enterprises of Hi-Tech Branches, Science. Education. Innovations 2016 5. 2016. С. 113-114.
13. Дробышевский А.А. Организация самостоятельной работы студентов с применением компьютерных технологий обучения: ав-тореф. дис... канд. пед. наук: 13.00.08. Саратов, 2013. 24 с.
14. Груздева М.Л., Козицын А.Л. Тестирование как форма организации самостоятельной работы студентов // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 7-1. С. 118-121.
15. Груздева М.Л., Тукенова Н.И. Силлабус как средство организации самостоятельной работы студентов //Вестник Мининского университета. 2016. № 1-1 (13). С. 19.
16. Железнякова Г.А. Особенности самостоятельной работы студентов при обучении иностранным языкам в неязыковом вузе // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 41-44.
17. Третьякова Е.М. Организация самостоятельной работы студентов с применением новых информационных технологий // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 329-333.
18. Поначугин А.В., Лапыгин Ю.Н. Виртуальная образовательная среда как средство организации самостоятельной работы студентов вуза // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 4 (25). С. 7.
19. Тельтевская Н.В. Педагогические условия повышения эффективности самостоятельной работы студентов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 262-265.
20. Ваганова О.И., Гладкова М.Н., Трутанова А.В. Электронное обучение как средство организации самостоятельной работы студентов //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 100-102.
21. Прохорова М.П., Перова Т.В., Веникова М.Ю., Попова А.С. Средства электронной образовательной среды moodle для организации самостоятельной работы обучающихся в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-9. С. 209-217.
22. Колодезникова С.И., Тарасов А.Е. Организация самостоятельной работы студентов в контексте реализации компетентностного подхода //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 122-124.
23. Круподерова Е.П., Брыксина О.Ф. Организация внеаудиторной деятельности будущих бакалавров в рамках основной профессиональной образовательной программы // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 2 (23). С. 5
24. Цыплакова С.А., Быстрова Н.В., Сундеева М.О. Метод проектов в системе профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-2. С. 366-369.
25. Стельмах Я.Г., Кочетова Т.Н. Вектор организации самостоятельной работы студентов технического вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 246-249.
26. ШкуноваА.А., ПрохороваМ.П. Силлабус: методическая основа организации самостоятельной работы студентов //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 6-1. С. 163-167.
27. Шкунова А.А. Менеджмент: технология организации самостоятельной работы студентов: учебное пособие / Мининский университет. Нижний Новгород, 2016.
28. Смирнова О.Ю. Организация самостоятельной работы обучающихся в условиях информатизации //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 199-202.
29. Челнокова Е.А., Казначеева С.Н. Условия эффективности са-
мостоятельной работы студентов //Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 55-7. С. 192-198.
Статья поступила в редакцию 06.05.2019 Статья принята к публикации 27.05.2019