Педагогика
УДК 378.14
кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Зиновьева Светлана Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Наянова Наталья Павловна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Аннотация. В данной статье рассматриваются принципы организации самостоятельной работы обучающихся. Определенно, что самостоятельная работа студентов подразумевает под собой: чёткое осознание цели своей деятельности, придание учебной задаче смысла, который важен лично для студента, чёткий самоконтроль, самоорганизация и рациональное распределение своего личного времени. Рассмотрены исследования ряда ученых занимавшихся исследованиями самостоятельной работы обучающихся. Определено, что самостоятельная работа обучающихся это необходимый элемент организации работы высшего учебного заведения. Основная цель организации самостоятельной работы - формирование самостоятельной личности студента, становление необходимых качеств для полного овладения компетенциями.
Ключевые слова: профессиональное образование, самостоятельная работа.
Annоtation. This article presents the principles of organization of independent work of students. It is clear that independent work of students implies: clear awareness, goals of their activities, giving the educational task a meaning that is important for the student personally, clear self-control, self-organization and rational use of one's personal time. Consideration of the research of a number of scientists engaged in research on the independent work of students. This is a mandatory element of higher education. The main goal of organizing independent work is to create an independent student personality, becoming the necessary quality for the complete mastery of competencies.
Keywords: professional education, independent work.
Введение. В наше время достаточно актуальным становится вопрос о мотивации и стимулировании мотивации студентов к самостоятельной работе. В федеральных государственных образовательных стандартах этой проблеме отводится отдельное место, в соответствии с ним самостоятельная работа занимает ведущее место в организации образовательного процесса. Таким образом, получение степени бакалавр подразумевает под собой не только получение квалификации по профилю подготовки, но также формирование некоторых качеств у студентов. К ним можно отнести, во-первых, способность к критическому восприятию и обработке информации, во-вторых, способность непосредственно к получению новой информации, а также, умение самостоятельно принимать грамотные и продуманные решения в нестабильно быстро меняющемся социуме, и, безусловно, готовность к постоянному профессиональному росту.
Изложение основного материала статьи. Рассмотрим, в чём состоит существенное отличие построения учебного процесса в Высшем учебном заведении от других учебных заведений. Если сравнивать построение образовательного процесса в учебных заведениях основного и среднего образования с высшим учебным заведением, то чётко заметна разница в организации учебного процесса. В школах, лицеях и средних профессиональных образовательных учреждениях основные методы направлены на передачу знаний и готовой, обработанной информации педагогами ученикам и студентам. В высшем учебном заведение же, напротив, все основные образовательные методы нацелены на стимулирование и мотивацию студентов к самостоятельной и исследовательской работе. Преподаватель здесь выступает не в роли транслятора учебного материала, а помощником, и неким «связующим звеном» между студентом и огромным объёмом информации, из которой нужно выбрать то, что, действительно, является ценным и подходящим. В этом выражается глобальная разница между организацией учебного процесса вуза и других образовательных организаций.
Поступая в высшее учебное заведение после окончания школы, для многих ребят становится неожиданным и непривычным построение образовательного процесса. За одиннадцать лет ребёнок привыкает к стандартному ритму учебной деятельности, выполняя по образцу даваемые учителями в школе задания, просматривая учебный материал и информацию только в том объёме, в котором ему предоставляют. В высшем учебном заведеним же, напротив, преподаватель даёт направление, в котором нужно двигаться в поиске информации, а поиском, сбором, обработкой и структурированием информации должен заниматься непосредственно сам студент. Это первые методы, которые дисциплинируют человека, прививают ему определённую самостоятельность и учат рационально распределять своё учебное время.
Рассмотрим понятие «самостоятельная работа» и его различные трактовки. Т.В. Майданова рассматривает термин «самостоятельная работа», как индивидуальную или коллективную деятельность студентов без непосредственного участия преподавателя, но под его контролем. Б.Г. Иоганзен трактует самостоятельную работу, как систему мер по выработке навыков и умений для рационального поиска практически полезной информации. С.И. Архангельский, в свою очередь, характеризует самостоятельную работу как приобретение знаний с помощью самостоятельного поиска информации и использование полученных знаний для решения практических, научных и учебных задач. Обобщая все эти определения можно определить, что самостоятельная работа - это целенаправленный процесс по поиску, обработке и систематизации полезной информации под контролем преподавателя, но без его непосредственного участия в самом процессе.
Самостоятельная работа студентов подразумевает под собой несколько действий: во-первых, чёткое осознание цели своей деятельности, придание учебной задаче смысла, который важен лично для студента, а, во-вторых, чёткий самоконтроль, самоорганизация и рациональное распределение своего личного времени и др.
Мамаева В.А. выделяет, что самостоятельная работа имеет и технологическую сторону, которая включает в себя два компонента: целевой и содержательный. Целевой заключается в определения целей по каждой изучаемой дисциплине и определяется федеральным государственным образовательным стандартом. Основой для содержательного компонента самостоятельной работы являются ФГОС, показатели индивидуально-психическое состояния (его показателями могут быть мотивация, обучаемость, интеллект и другие особенности) и источники самообразования студента (ими могут являться личный опыт студента, самоанализ или литература).
П.И. Пидкасистый выделяет, что существует много факторов, которые оказывают влияние на степень самостоятельности. Определяющую роль играет форма обучения. Очевидно, что в сравнении с очной и очно-заочной формой обучения степень самостоятельности на дистанционной форме обучения кардинально отличается. Так же значительную роль играет методическое обеспечение образовательного процесса и методика обучения, и, бесспорно, решающую роль оказывают личностные качества педагога, стиль его преподавания, а также интеллектуальный уровень и степень подготовленности обучаемого студента.
Если обратиться к истории, то можно заметить, что первым к методу организации самостоятельной работы обратился Сократ, именно он разработал специальный метод обучения, который мог бы активизировать самостоятельность обучения - так называемые, эвристические беседы.
Рассматривая самостоятельную работу можно определить три основные задачи, которые преследуются в её реализации. Первая задача подразумевает развитие самостоятельности в познавательной деятельности, в том, чтобы научить студента самостоятельно овладевать информацией и знаниями, а также формировать собственное мировоззрение. В основе второй задача лежит необходимость научить студента применять полученные знания в теоретической и практической деятельности. И третья задача заключается в определении различных видов работ для практики, как средств развития самостоятельности студента.
В соответствие с ФГОС на самостоятельную работу обучающегося отводится шестьдесят процентов всего учебного времени. Анализируя этот факт можно сказать, что студент учится настолько, насколько он решает это сам и насколько преподаватель смог организовать его самостоятельную работу.
Эффективность организации самостоятельной работы зависит от нескольких факторов, условно их можно разделить на две группы: внешние и внутренние. К внешним факторам можно отнести степень руководства со стороны педагога или руководителя, а так же уровень сложности и содержание задач. К внутренним факторам же можно отнести уровень подготовленности обучающихся, степень интеллектуальной развитости, методы и способы организации своего образовательного процесса.
Анализируя результаты многих исследований можно выделить несколько факторов, влияющих на содержание самостоятельной работы студента. Во-первых, это грамотное распределение объёма совместной работы с преподавателем и работы без его участия, во-вторых, соответствующий контроль за выполнением и поощрение студента за творческий и индивидуальный подход к выполняемой работе, а так же методическое обеспечение самостоятельной работы.
Существует множество видов самостоятельной работы студентов. Л.Г. Светоносова в своей статье выделяет основные из них. К ним относятся: подготовка к экзаменам и зачётам; выполнение контрольных и курсовых работ; подготовка к аудиторным семинарским занятиям и выполнение соответствующих заданий; участие в работе различных факультативов; участие в научно-практических конференциях, мастер классах; написание выпускной квалификационной работы и подготовка к ГИА, а так же другие виды деятельности, которые организуются кафедрой, факультетом или ВУЗом.
Если рассматривать самостоятельную работу по организационному критерию, то можно выделить работу фронтальную, индивидуальную и групповую. Фронтальная работа заключается в коллективном обсуждении какого-то конкретного вопроса, кейса или задачи, в результате которого вырабатывается коллективное мнение на решение профессиональной задачи. При индивидуальной работе студент выполняет задания самостоятельно, взаимодействуя с преподавателем (например, написание статьи, эссе, курсовой работы и др.). Групповая форма организации также является немаловажной, её главная цель - усиление учебной мотивации студентов, работая в паре или в микро-группе.
Организация самостоятельной работы студентов Высших учебных заведений и контроль за соблюдением этой самостоятельности осуществляется очень многообразными способами. Так, например, во многих высших учебных заведениях создаётся электронная база, в которой собираются и анализируются достижения каждого студента в отдельности. Многие вузы организуют форумы, круглые столы для представления работ студентов, их обсуждения и анализа.
Выводы. Подводя итог, можно выделить, что самостоятельная работа обучающихся это необходимый элемент организации работы высшего учебного заведения. Основная цель организации самостоятельной работы - формирование самостоятельной личности студента, становление необходимых качеств для полного овладения компетенциями. Конечно, при организации самостоятельной работы немаловажно учитывать индивидуальные качества студента, его готовность к интеллектуальной работе, степень познавательной активности, которая в значительной мере зависит от уровня мотивации к процессу получения знаний и, в целом, к учёбе.
Литература:
1. Быстрова Н.В., Уханов А.Ф. Управление воспитательной системой общеобразовательной организации // В сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Мининский университет. 2017. С. 177-180.
2. Быстрова Н.В., Хижная А.В., Емелина А.В., Сундеева М.О. Основные принципы функционирования и развития воспитательной системы общеобразовательной организации // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 25-28.
3. Маркова С.М. Проектирование учебных заведений интегративного типа // Вестник Мининского университета. 2013. № 2 (2). С. 16.
4. Маркова С.М. Ретроспективный анализ развития профессионального образования в России // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 3 (28). С. 3.
5. Филатова О.Н., Быстрова Н.В., Васильева Н.В., Дюжакова Д.А. Роль педагога профессионального обучения в реализации профессиональных стандартов // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-7. С. 222-228.
6. Цыплакова С.А., Быстрова Н.В., Пулькина Е.Е. Исследование проблем управления процессом профессиональной подготовки студентов в вузе // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 1 (35). С. 56-60.
7. Цыплакова С.А., Быстрова Н.В., Пулькина Е.Е. Социально-экономические и социокультурные факторы развития образовательной организации // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-3. С. 376-379.
Педагогика
УДК 378.14
кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);
кандидат педагогических наук, доцент Зиновьева Светлана Анатольевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Филатова Елена Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Аннотация. В данной статье рассматриваются принципы организации современного образовательного процесса. Определенно, что в качестве инновационных педагогических технологий обучения следует рассматривать те, которые затрагивают максимальное количество сторон развития личности и ее способностей. В статье рассматриваются задачи современного образовательного процесса, такие как обеспечение качественно нового уровня подготовки конкурентоспособных специалистов; выявление новых методик обучения; использование междисциплинарных связей в процессе педагогического обучения; развитие мотивации обучающихся к получению знаний и изучению дисциплин; разработка новых моделей обучения с активным участием студентов в практической деятельности.
Ключевые слова: профессиональное образование, педагогическая технология, принципы обучения.
Annоtation. This article discusses the principles of organization of the modern educational process. It is certain that those that affect the maximum number of aspects of personality development and its abilities should be considered as innovative pedagogical teaching technologies. The article discusses the tasks of the modern educational process, such as providing a qualitatively new level of training for competitive specialists; identification of new teaching methods; the use of interdisciplinary relations in the process of teacher training; development of students' motivation to gain knowledge and study disciplines; development of new learning models with the active participation of students in practical activities.
Keywords: professional education, pedagogical technology, principles of training.
Введение. Современному миру свойственно применение новых технологий и инновационных средств во всех сферах деятельности человека. Переход на новый уровень образовательной парадигмы способствует решению множества острых проблем и вопросов образования. Поэтому существует необходимость в более глубоком внедрении новых технологий в воспитательный и учебный процесс. Все большее внимание уделяется нетрадиционным формам преподавания, к которым относят семинары, масштабные творческие проекты, дискуссии, игры, экскурсии и так далее. Уход стандартных лекций на второй план обуславливается потерей заинтересованности обучающихся в данном формате получения знаний. Ведь именно тяга к знаниям является одним из главных стимулов получения образования.
Изложение основного материала статьи. В качестве инновационных педагогических технологий обучения следует рассматривать те, которые затрагивают максимальное количество сторон развития личности и ее способностей. Также, такие модели образовательного процесса в корне отличаются от предшествующих целью, характером взаимоотношения педагога и обучающихся, средствами и путями получения и применения знаний и т.п. Современная образовательная модель должна ставить перед собой цель более высокую и объемную в сравнении с предыдущей. Одними из наиболее актуальных аспектов развития личности и востребованного специалиста являются информационно-технологический, коммуникативный, деятельностный, личностный и т.д. Данный список довольно большой и многогранный, что ставит перед современной педагогической технологией обучения сложную задачу объединения всех этих концепций в единый образовательный процесс.
В первую очередь необходимо рассмотреть цель и задачи современного педагогического обучения. Целью образовательного процесса является воспитанная и обученная личность, многосторонне развитая, способная к общественной и профессиональной деятельности. Важными ее качествами должны быть творческая интуиция, способность прогнозировать, абстрактное мышление, логика и т.п., то есть хорошо развитые рациональные и иррациональные познавательные способности. Задачи современного образовательного процесса можно выделить следующие:
- обеспечение качественно нового уровня подготовки конкурентоспособных специалистов благодаря сочетанию традиционных и инновационных образовательных форм;