Научная статья на тему 'ЭЛЕКТРОННАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ'

ЭЛЕКТРОННАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / E-LEARNING ENVIRONMENT / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / DISTANCE LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Зиновьева Светлана Анатольевна, Захарова Наталья Анатольевна

В статье рассматривается сущность электронной образовательной системы, как средства повышения эффективности самостоятельной работы студентов. Определено, что с введением федеральных государственных стандартов нового поколения значительно возрастает роль самостоятельной работы студентов, поэтому для обеспечения и повышения качества образовательного процесса в системе профессионального образования необходимо наряду с традиционными средствами обучения использовать современные информационно-коммуникационные технологии. Рассмотрены этапы создания электронного учебно-методического комплекса по дисциплине или профессиональному модулю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Зиновьева Светлана Анатольевна, Захарова Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC LEARNING ENVIRONMENT AS A MEANS OF INCREASING THE EFFICIENCY OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS

The article examines the essence of the electronic educational system as a means of increasing the efficiency of students' independent work. It has been determined that with the introduction of new generation federal state standards, the role of students' independent work significantly increases, therefore, to ensure and improve the quality of the educational process in the vocational education system, it is necessary to use modern information and communication technologies along with traditional teaching aids. The stages of creating an electronic educational-methodical complex by discipline or professional module are considered.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТРОННАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ»

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Зиновьева Светлана Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Захарова Наталья Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ЭЛЕКТРОННАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье рассматривается сущность электронной образовательной системы, как средства повышения эффективности самостоятельной работы студентов. Определено, что с введением федеральных государственных стандартов нового поколения значительно возрастает роль самостоятельной работы студентов, поэтому для обеспечения и повышения качества образовательного процесса в системе профессионального образования необходимо наряду с традиционными средствами обучения использовать современные информационно-коммуникационные технологии. Рассмотрены этапы создания электронного учебно-методического комплекса по дисциплине или профессиональному модулю.

Ключевые слова: электронная обучающая среда, информационно-коммуникационные технологии, дистанционное обучение.

Annotation. The article examines the essence of the electronic educational system as a means of increasing the efficiency of students' independent work. It has been determined that with the introduction of new generation federal state standards, the role of students' independent work significantly increases, therefore, to ensure and improve the quality of the educational process in the vocational education system, it is necessary to use modern information and communication technologies along with traditional teaching aids. The stages of creating an electronic educational-methodical complex by discipline or professional module are considered.

Keywords: e-learning environment, information and communication technologies, distance learning.

Введение. В последнее время процесс информатизации овладел всеми сферами жизни нашего общества. Все чаще человек использует информационно-коммуникационные технологии. Интернет-сфера развивается очень быстро. И уже сейчас повседневная жизнь человека кажется невозможной без специальных технологий. Учебные учреждения тоже не остаются без внимания, где активно внедряются цифровые устройства. На сегодняшний день для студентов, а также педагогов интернет - это самый оптимальный источник получения и хранения информации.

Развитие электронной обучающей среды предназначено для поддержки различных видов учебно-познавательной деятельности студентов. С каждым годом требования к специалистам повышаются, поэтому важно, чтобы студенты самосовершенствовались. Важной характеристикой специалистов является самостоятельность в постоянном повышении своего уровня образованности и профессионализма, немало важно, чтобы они использовали информационные технологии.

В двадцать первом веке основная цель высшего образования заключается в формировании креативной личности студента, обладающего нестандартным типом мышления, готового к трудностям, а главное способного к саморазвитию и самообразованию. Эти критерии будут выполняться и за счет того, что в учебных заведениях будет сформирована собственная электронная обучающая среда.

Так как произошел переход на электронную обучающую среду, теперь у преподавателей новая миссия. Их задачей стало развивать у обучающегося способность выбирать, мыслить, анализировать, критически относиться к информации, сообща работать в команде. Наличие электронной обучающей среды обусловлено не только требованиями нормативно-правовых документов, но и требованиями вуза, общества и личности обучающегося. Это играет большую роль, и ее использование важно при подготовке специалистов.

Изложение основного материала статьи. С введением федеральных государственных стандартов нового поколения значительно возрастает роль самостоятельной работы студентов, поэтому для обеспечения и повышения качества образовательного процесса в системе профессионального образования необходимо наряду с традиционными средствами обучения использовать современные информационно-коммуникационные технологии. Программные средства учебного назначения, в том числе электронные учебно-методические комплексы позволяют принципиально по-новому организовать самостоятельную работу студентов. Студенты более охотно и с интересом работают с электронными учебными пособиями, благодаря их интерактивности и использованию разных видов подачи информации (текст, видео, аудио, анимация).

Электронный учебный комплекс отличается от традиционного учебно-методического комплекса процессом его разработки, и в то же время содержит все необходимые компоненты для учебной деятельности. Электронный учебно-методический комплекс должен активизировать познавательную деятельность студентов, ориентировать на освоение профессиональных компетенций, материалы ЭУМК должны быть актуальными и постоянно пополняться. Создание электронного учебно-методического комплекса по дисциплине или профессиональному модулю включает в себя следующие этапы:

1) определение назначения ЭУМК;

2) определение целевой аудитории ЭУМК;

3) подготовка обязательных и дополнительных элементов ЭУМК:

- Федеральный государственный образовательный стандарт;

- Учебный план по специальности;

- программа учебной дисциплины;

- программа профессионального модуля;

- оценочные материалы, в том числе и памятки студентам;

- учебник по дисциплине (при отсутствии - учебное пособие, полный курс лекций);

- практикум или практическое пособие;

- тестовые материалы;

- методические рекомендации;

4)разработка ЭУМК:

- проектирование (создание прототипа комплекса);

- разработка дизайна;

- программирование в инструментальной среде для получения конечного результата - ЭУМК;

5) тестирование и контроль качества;

6) ввод в эксплуатацию;

7) доработка и совершенствование ЭУМК.

На сегодняшний день одной из самой распространенной и общедоступной считается электронная обучающая среда Moodle. Огромное преимущество этой среды состоит в том, что она направленна на деятельностное обучение, и что особенно важно, все участники учебного процесса взаимодействуют. Электронная обучающая среда открывает новые возможности для самостоятельной работы. Сейчас в Российских вузах повышается самостоятельная индивидуальная работа студентов, что соответствует европейским стандартам. Moodle обеспечивает преподавателям и студентам неограниченный доступ к образовательным ресурсам.

Электронная обучающая среда позволяет эффективно организовать индивидуальную работу студента, а также объединить различные формы и стратегии по учебной дисциплине, направленные на развитие целенаправленной самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. Она включает в себя различные виды индивидуальной работы, создаются условия для самоуправления образовательной деятельностью, выстраивания для каждого студента индивидуального маршрута обучения.

Главным показателем, что у студентов повысилась эффективность индивидуальной работы будет не только хорошая оценка, но и свободное оперирование понятиями, оригинальность суждений, умение связывать любой конкретный факт с научно-теоретическими основами.

Самостоятельная работа студентов является одним из видов учебной деятельности, стимулирующий развитие активного познания, способствующей выработке индивидуального стиля деятельности развитию саморегулятивных механизмов, заключающихся в системной активности студента.Таким образом, верно организованная самостоятельная работа способствует развитиюучебной деятельности, а также личностному росту студентов.

ФГОС предполагает увеличение часов, отведённых на самостоятельную работу студентов. В связи с этим встаёт вопрос об эффективной организации использования данного времени. Кроме того, современные темпы развития науки и техники, а также рост объёмов информации обуславливают не просто передачу будущему выпускнику статичного набора знаний, а подготовку специалиста, способного к непрерывному самообразованию, самостоятельному поиску и обработке, адаптации информации, обобщению материала, формированию выводов, принятию решений, осмыслению принятия ответственности (информационная компетентность).

Кроме «обязательных» факторов, самостоятельная работа студентов может обеспечить выполнение следующих функций: выполнение задач, решение которых невозможно в рамках учебного заведения (ввиду отсутствия необходимого оборудования, времени); восстановление пропущенного материала; контроль усвоения материала; изучение дополнительного материала; компенсация нехватки часов.

На сегодняшний день естественным является использование информационных ресурсов, в том числе и для образовательного процесса. Самостоятельная работа студентов - важная составляющая процесса обучения, способствующая формированию у студентов навыков самостоятельного творческого процесса, решения профессиональных задач с привлечением современных средств, совершенствования знаний, планированию своего времени, приобретению опыта. Несложно согласиться, что на самостоятельное изучение материала тратиться времени и сил в разы больше, чем при обучении знающим человеком. И в этом ракурсе самостоятельная работа скорее минус, чем плюс.

В общем случае, для эффективности самостоятельной работы необходимо обеспечить:

- планирование аудиторной и самостоятельной работы;

- грамотное методическое обеспечение;

- наличие необходимого для работы учебно-методического обеспечения.

Последний критерий как раз и обеспечивается информационной средой. Однако ввиду того, что развитие информационных, коммуникационных технологий кроме обеспечения доступа к информации привело к распространению неточной, неправильной, ложной информации (фейки), образовалась проблема: поиск информации в интернете.

Поэтапное планирование выполнения работ со стороны преподавателя поможет студентам избежать разработки ошибочных направлений и ускорит процесс выполнения верных решений.

Соответственно необходимо обеспечить:

- эффективный непрерывный контроль и оценку результатов проделанной к настоящему времени работы (консультации - важная форма учебной работы, являющаяся необходимой предпосылкой эффективности самостоятельной работы студентов);

- использование преподавателем мотивации контроля результатов самостоятельной работы студентов (накопительные системы, рейтинги, и др.).

В ходе работы с поиском информации и выполнением основных этапов студентами, можно определить «звёздочек», заинтересованных, и выйти с ними на проект, предложив им - проект, или заинтересовав определёнными перспективами или возможностями. Естественно, если все студенты делают одну работу - то всю работу сделает один студент. Соответственно необходимо обеспечить вариативность, хоть как-то увеличивающую долю самостоятельности каждого студента. Неплохо, если варианты создаются автоматически на основе какой-либо информационной системы. Ещё одна проблема информационной составляющей - при интернет-поиске студенты всё равно (не смотря на настойчивое предупреждение) не

оценивают временную актуальность найденного материала. Для коррекции - консультации, периодичность, этапы выполнения.

Электронная информационно-образовательная система позволяет отображать необходимый образовательный материал в различных форматах, определять уровень усвоения учебного плана, сохранять итоги контроля студентов, а также изменять и дополнять учебный материал в любое время. Вместе с тем, возможности данных систем сохраняют традиционную коммуникацию между субъектами образовательного процесса посредством чатов на информационных платформах, например, подразумевающая под собой, как правило, самостоятельную познавательную деятельность обучающихся. Отметим также, что внедрение ЭИОС в образовательный процесс способствует повышению интерактивности, позволяющая сформировать у учащихся профессиональные и общекультурные компетенции, необходимые современным специалистам.

Студенты, как правило, достаточно адаптированы к работе с электронными образовательными ресурсами и умеют с ними работать. Ведь грамотное формирование образовательных кейсов позволяет учащимся осваивать дисциплины ёмко и за короткое время, а контроль образовательного процесса со стороны обеспечивает эффективную коммуникацию и контроль успеваемости. Также следует отметить, что студенты хорошо ознакомлены со своими учебными планами и необходимым объёмом материалов для изучения, поэтому знают, как правильно распределять своё время для успешного освоения дисциплины.

Преподаватели, в свою очередь, в ЭИОС напоминают о дедлайнах и отслеживают активность студентов. Более того, введение в практику информационно-коммуникационных технологий обучения расширило возможности студентов развить свои компетенции благодаря открытому доступу к массовым открытым онлайн-курсам, общедоступным национальным библиотекам.

К тому же, с целью создания продолжения творческой деятельности научного сообщества в условиях соблюдения режима самоизоляции крупнейшие издательства предоставили свободный доступ к своим материалам и коллекциям. К примеру, Российская академия наук открыла возможность скачивать статьи из новых выпусков журналов через платформу elibrary.ru. А также Mail. ru на платформе Вконтакте оперативно запустил полноценные возможности по дистантизации образования. Это значительно облегчило справиться каждому обучающемуся в преодолении учебных трудностей, а также студенты смогли определить для себя индивидуальный план развития. Таким образом, внедрение электронно-обучающей среды привело к развитию самообразования, роль которого достаточно велика в современном мире.

Под самообразованием, как правило, понимают целенаправленную, самостоятельную, познавательную и практико-ориентированную деятельность по расширению имеющихся знаний и компетенций, получению новых знаний и формированию опыта в областях человеческой жизнедеятельности. Следовательно, это позволяет сформировать студентов всесторонне развитыми личностями, готовые к самостоятельному прогрессу в приобретении необходимых навыков и качеств, а также способные в дальнейшем конкурировать на рынке труда. Именно поэтому создание условий для самосовершенствования является на сегодняшний день одной из важнейших задач высшего образования.

К тому же, изменение характера мировой экономики и рынка труда требует от выпускников формирования навыков 21-го века. Также исследование Всемирного банка показало, что специалисты, обладающие умением самостоятельно решать проблемы и выходить из сложных проблемных ситуаций срочно нужны российской экономике. Поэтому главной задачей высшего образования выступает формирование творческой личности специалиста, включающая в себя коммуникативные навыки. Кроме того, каждый специалист 21 века должен обладать цифровыми навыками, ставшие уже необходимым условием в настоящее время. Поэтому университетский сектор должен также использовать цифровые навыки как основу своей миссии. Важно также, чтобы самостоятельная работа студентов была направлена на формирование умений и навыков мыслительной деятельности на продуктивном уровне, при котором возникает потребность и осознание непрерывного образования в течение всей жизни.

Выводы. Таким образом, появление электронной образовательной среды поспособствовало расширению образовательных коммуникаций, обогатило традиционные формы учебной деятельности, а также повысило эффективность самостоятельной деятельности студентов, сформировавшее тем самым фундамент для образования на протяжении всей жизни, состоящее из большого многообразия учебных программ. По итогу современные студенты обладают критическим мышлением, становятся более приспособленными к быстроменяющимся изменениям в различных сферах нашей жизни: экономической, социальной, готовы к информационным реалиям окружающего мира, способны к самообразованию и инновационной деятельности.

Литература:

1. Лемешко Т.Б., Царапкина Ю.М., Кирейчева А.М., Миронов А.Г., Цыплакова С.А. Цифровая трансформация высшего профессионального аграрного образования на базе решений "1С" // В сборнике: Новые информационные технологии в образовании. Сборник научных трудов 19-й международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Д.В. Чистова. 2019. С. 135-137.

2. Огородова М.В., Быстрова Н.В., Уханов А.Ф., Парадеева Н.В. Вебинар как форма сетевого взаимодействия // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 12-7. С. 1322-1324.

3. Царапкина Ю.М., Анисимова А.В., Зиновьева С.А., Алехина А.А. Особенности разработки и использования электронного учебно-методического комплекса в цифровой образовательной среде // Бизнес. Образование. Право. 2020. № 3 (52). С. 486-490.

4. Царапкина Ю.М., Цыплакова С.А., Быстрова Н.В. Педагогическое проектирование информационной образовательной среды // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 334-337.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.