- привлечение различных ресурсов для реализации программ академического обмена;
- наличие информационной базы данных о различных образовательных организаций ВО, программах подготовки в них;
- привлечение к работе высококвалифицированных преподавателей, имеющих международный опыт и хорошую языковую подготовку;
- снижение бюрократических барьеров для осуществления академической мобильности.
Стоит так же отметить и проблемы научной мобильности будущих специалистов:
- слабая мотивация обучающихся, причиной которой является финансовая составляющая, которая часто является тормозящим элементом, так как не всегда осуществляется должная финансовая поддержка со стороны вузов;
- проблемы языкового характера. Не так немного студентов свободно владеют несколькими иностранными языками, а существующий базовый уровень находится на низком уровне;
- отказ своим вузом перезачета дисциплин, что изучались в рамках обмена из-за разницы образовательных программ и форм промежуточного и текущего контроля;
- затяжной период адаптации студентов к новым условиям, как образовательным, так общекультурным.
Решение данных проблем позволит вывести научный обмен на новый уровень, повысит интерес и откроет новые перспективы в профессиональном становлении специалистов, развитии их мобильности.
Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что научная мобильность будущих специалистов системы образования - это одно из важных условий становления профессиональной компетентности будущего педагога, необходимого как для профессионального, так и личностного развития, профессиональных перспектив, карьерного и личностного роста.
Выводы. Изучение проблемы становление профессиональной компетентности будущего педагога в условиях научной мобильности раскрывает необходимости изменений в существующих сегодня образовательных стандартах, программах по которым осуществляется подготовка кадров для системы образования. Такие изменения позволят развивать научную мобильность как условие для создания профессионального становления будущего педагога через:
- получение инновационных, неограниченных возможностей в аспекте вузовской подготовки специалистов;
- предоставление возможности использования иных от существующих академических и социальных условиях;
- широкая профессиональная мобильность и востребованность на рынке труда;
- развитие качества «европейского гражданства».
Таким образом, научная мобильность будущего учителя выступает как условие подготовки высококвалифицированных, социально и профессионально мобильных педагогических кадров с высоким уровнем развития компетентности и мобильности.
Литература:
1. Малыхина Е.В. Внутрифирменные технологии развития профессиональной компетентности специалистов социозащитных учреждений: диссертация ... кандидата педагогических наук Ом. гос. пед. ун-т. - Омск, 2016. - 185 с. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL https://omgpu.ru/sites/default/files/filefield_paths/dissertaciya_malyhina (дата обращения: 10.01.2020).
2. Непрерывное образование взрослых. Терминологический словарь / Под общ.ред. О.В. Павловой. -СПб.: ИНОВ, 2015. - 436 с.
3. Онушкин В.Г., Огарев Е.И. Образование взрослых: Междисциплинарный словарь терминологии. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://pandia.ru/ (дата обращения: 10.01.2020).
4. Социальная педагогика: краткий словарь понятий и терминов / авт.-сост. Л.В. Мардахаев. - М.: Издательство РГСУ, 2016. - 364 с.
5. Социально-профессиональная мобильность в 21 веке. Сборник материалов и докладов Международной конференции / под редакцией Г.М. Романцева, В.А. Копнова. - 2014. - 352 с. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL https://elibrary.ru/item.asp?id=22219841 (дата обращения: 10.01.2020).
Педагогика
УДК 378.1
кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна
Нижегородский государственный педагогический университет
имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);
кандидат педагогических наук, доцент Казначеева Светлана Николаевна
Нижегородский государственный педагогический университет
имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);
студент Григорян Карапетян Мартинович
Нижегородский государственный педагогический университет
имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
РАЗВИТИЕ SOFT SKILLS В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ
Аннотация. Современные требования рынка труда обусловили необходимость разработки учебных программ, направленных на развитие «гибких» навыков студентов. Набор softskills подразумевает разработку компетенций универсальности, эффективной коммуникации, управления, ответственности и развитого критического мышления. Целью работы является определение роли развития «гибких» технологий в условиях формирования конкурентоспособности бакалавров педагогического вуза, а также рассмотрение основных направлений softskills у студентов, которые являются наиболее востребованными, учитывая изменение структуры учебных планов. В статье рассмотрены основные направления развития «гибких» навыков, технологии и методы их формирования. Среди основных методов рассматриваются следующие:
самообучение; проектный и кейс-метод, фоновые тренинги; нетворкинг и обучение на опыте других; поиск обратной связи; электронных лекции. В статье выделяются основные группы «гибких» навыков, среди которых: базовые коммуникативные, навыки эффективного мышления, self-менеджмента, форсайт-управление. Для реализации амбициозных задач, открытия реальных перспектив трудоустройства, повышения конкурентоспособности выпускников необходимо развитие ряда важных качеств, заложенных в softskills.
Ключевые слова: softskills, «гибкие» технологии, конкурентоспособность, профориентация, личностные компетенции, образовательные технологии.
Annotation. Modern requirements of the labor market have made it necessary to develop training programs aimed at developing students ' flexible skills. The soft skills Suite includes the development of competencies for universality, effective communication, management, responsibility, and critical thinking. The purpose of the work is to determine the role of the development of "flexible" technologies in the conditions of forming the competitiveness of bachelors of pedagogical higher education, as well as to consider the main areas of soft skills among students, which are most in demand, given the change in the structure of curricula. The article considers the main directions of development of "flexible" skills, technologies and methods of their formation. Among the main methods are considered the following: self-learning; project and case method, background training; networking and learning from the experience of others; search for feedback; electronic lectures. The article highlights the main groups of "flexible" skills, including basic communication skills, effective thinking skills, self-management, and foresight management. In order to achieve ambitious goals, open real employment prospects, and increase the competitiveness of graduates, it is necessary to develop a number of important qualities inherent in soft skills.
Keywords: soft skills, "flexible" technologies, competitiveness, career guidance, personal competencies, educational technologies.
Введение. Одну из актуальных задач современного общества можно определить как повышение конкурентоспособности страны за счет развития профессиональных специалистов. В связи с развитием инновационных технологий, методов организации учебного процесса, современный рынок труда требует высококвалифицированных сотрудников, отличающихся на фоне остальным не только уровнем профессиональных компетенций, но и развитыми личностными качествами. На сегодняшний день основные цели и задачи образовательных учреждений сводятся к обеспечению качественной подготовки студентов как будущих специалистов в условиях высокой конкурентности. На современном рынке труда востребованы универсальные выпускники, развитые в разных сферах деятельности, способные к быстрой адаптации, умеющие переключаться с одного вида деятельности к другой [1, 3].
Сейчас отмечают значимость развития softskills для достижения конкурентоспособности студентов на рынке труда, определяя данные навыки как один из новых треков динамично меняющегося мира. Среди основных необходимых компетенций выпускников можно выделить следующие умения: быстро находить решение в нестандартных вопросах, без труда подстраиваться в стезю новых технологий преподавания, оперативно осваиваться в условиях образовательного пространства, гармонично взаимодействовать с субъектами образовательного процесса, быть организованным и мотивированным к активной учебной деятельности. В настоящее время профессия педагога набирает популярность на рынке труда. Обществу необходимы специалисты в образовательной сфере, от которых требуется большой набор профессиональных умений и развитая система softskills. Это требования современных работодателей, где педагогическим вузам в свою очередь требуется решать проблему формирования данных компетенций у обучающихся.
Изложение основного материала статьи. Проблема развития softskills за последние несколько лет была широко освещена рядом научных деятелей, среди которых Н.В. Жадько, М.А. Чуркина, Д. Татаурщикова, Е. Гайдученко, А. Марушев, О.Л. Чуланова, В. Шипилов, Т.А. Яркова, О. Абашкина, И. Канардов, Ю. Портланд и другие.
Д. Татаурщикова считает, что softskills - это личные качества, навыки, умения человека, которые способствуют повышению его взаимодействия с окружающими людьми эффективности трудовой деятельности. Другое определение дает О. Сосницкая, считая, что softskills это умения и навыки не в области определенных профессий, а общечеловеческие качества. Т.А. Яркова подчеркивает необходимость креативных, предприимчивых, активных и творческих людей, способных преодолевать границы. А среди основных «мягких» навыков выделяет активность, умение обрабатывать информацию, стремление самосовершенствоваться и т.д. И. Милевски считает самосовершенствование и индивидуальное развитие главными факторами успешности человека, без которого шанс добиться успеха близится к нулю. Подобного мнения и автор О. Абашкина, считающая, что без развития «гибких» навыков «... даже самый лучший профессионал не сможет добиться хорошего результата.» [4].
Softskills - это широкий спектр неспециализированных надпрофессиональных умений и навыков, необходимых для формирования конкурентоспособности студентов путем развития таких процессов, как производительность и участие личности в учебной или рабочей деятельности. Другими словами, это широкий спектр умений, не связанных с определенной предметной областью или конкретной специализаций. Отличительной особенностью «мягких» навыков является ориентация на развитие универсальных компетенций, проявление которых не продемонстрировать наглядно.
В настоящее время выпускники педагогических вузов сталкиваются с так называемой преградой предметности, т.е. боязнью ошибиться в исполнении своих обязанностей по причине низкой практической направленности образовательных учреждений. Существует разрыв между образовательной практикой и требованиями работодателей. В связи с чем, акцент на развитие «гибких» навыков у студентов становится наиболее актуальным. По мнению Ю.М. Давлетшиной и А.И. Ивониной наличие развитых «гибких» навыков вызывает «пристальное внимание работодателей при приеме на работу и при формировании модели компетенции конкретных должностей».
Вузы должны быть направлены на реализацию проектной деятельности, обучая студентов прогнозировать, анализировать и самообразовываться. Развитие у студентов «мягких» навыков -основополагающий фактор продвижения своей индивидуальной траектории профстановления. О.В. Баринова акцентирует внимание на том, что развитие softskills - это возможность дополнительной связи работодателя с вузом.
Рассматривая развитие «гибких» навыков у студентов педагогических направлений как условие формирование их конкурентоспособности ключевым является индивидуальный план развития, т. е. разработка программы собственных целей и задач развития, необходимых шагов и мероприятий. Эффективное планирование, формулировка, проектирование и моделирование процесса развития softskills способствует профтановлению и формированию конкурентоспособности студентов. Саморазвитие «гибких» навыков подразумевает ответственную индивидуальную работу, где педагогические устремления студента являются основой процесса, а мотивационная составляющая - двигатель повышения профстановления. В развитие «гибких» навыков наиболее важен учет всех этапов планирования, среди которых выделяют следующие: постановка четких рамок выполнения развивающих заданий, назначение временного отрезка, проведения мониторинга результатов и выбор точек контроля работы. Индивидуальный план развития softskills включает в себя рекомендации преподавателей, авторитетных людей, ассистентов и собственное решение.
В большинстве своем профессиональный успех студентов зависит от развития softskiИs. Исследование О.Л. Чулановой показывает, что требования работодателей к наличию у человека «гибких» навыков возрастает до 93%. Наиболее востребованы студенты, обладающие развитым критическим мышлением, креативностью, умением решать сложные нестандартные задачи и видеть возможности. Среди важных компетенций работодатели, рассматривающие студентов педагогических направлений, также выделяют управленческие навыки, к которым относится планирование и организация различных мероприятий, делегирование, навыки модератора, постановка задач, знание человеческой природы, адекватное восприятие критики, стрессоустойчивость, конструктивное отношение и этичность. Информационные навыки, входящие в состав softskills, - это навыки владения, рационального использования, грамотного применения, хранения и передачи информации, владение компьютером и цифровыми образовательными технологиями [3].
Систему «мягких» навыков можно разделить на 4 основные группы: базовые коммуникативные, форсайт-управление, навыки эффективного мышления, self-менеджмента. Коммуникативная грамотность развивается путем коллективной работы, публичных выступлений и способствует формированию навыка эффективной работы с людьми, грамотного поведения в критических ситуациях, умения налаживания связей в коллективе. Управленческие навыки подразумевают мотивирование, планирование, работа с изменениями и проектами. Эффективное мышление выражается в креативном, логическом, критическом мышлении, отвечает за управление процессами в голове. Навыки self-менеджмента - это умение управления стрессом, эмоциями, личностным развитием, контроль своего состояния, а также способность к рефлексии.
Направления реализации softskills непосредственно связаны с формированием и развитием практических навыков студентов. Среди основных направлений работы с «гибкими» навыками по формированию конкурентоспособности обучающихся можно выделить следующие: создание различных объединений студентов, применение интерактивных технологий в учебном процессе, а также формирование первичного опыта практической работы путем усвоения материала образовательных дисциплин. Данные направления могут быть реализованы методами: создания специальных занятий, фоновых тренингов; нетворкинг и обучение на опыте других; применения на занятия проектного и кейс-метода; самообучение; поиск обратной связи; применение обучения, предполагающего работу с наставником; применение электронных лекций.
Фоновые тренинги предполагают самостоятельную работу, где основой служит психологическая составляющая. Упражнения выполняются параллельно другим делам, т. е. фоновым образом. Цель данного метода - развитие и воспитание личностных компетенций с минимизацией вредных привычек. Обучение на основе опыта наставника предполагает изучение и анализ поведения высококвалифицированного человека, а нетворкинг основывается на деятельности по созданию деловых отношений. Реализация данного метода дает возможность решения проблем и возникающих вопросов более оперативно и качественно, повышает личностную самооценку, придает уверенности в себе, ощущение полезности, развивает коммуникативные и ораторские навыки благородя публичным выступлениям. Нетворкинг может быть реализован путем участия в различных мероприятиях, например, семинарах, конференциях за счет применения в учебном процессе Интернет-ресурсов при создании электронных лекций, телеконференций, онлайн-порталов; путем разработки и организации различных проектной деятельности; участие в конференциях. Следующий метод реализации softskills - кейс-метод, т.е. разработка проблемных заданий на основе реальных ситуаций с целью нахождения студентами оптимального решения вопроса. Кейс-метод позволяет не только обогащать теоретические знания студентов, но и развивать практические умения и навыки: способность к комфортной работе в команде, чувство ответственности и временного пространства, критическое мышление. Будущие педагоги могут на семинарских занятиях в вузе рассмотреть и проработать проблемные ситуации, возникающие во время учебного процесса, с помощью погружения в действительность. Метод самообучения является основополагающим направлением softskiИs, отличающимся эффективным планированием и самоорганизацией. Он заключается в самостоятельном изучении учебного материала, например, прослушивании и просмотра электронных лекций, видеофильмов, тренингов и различных вебинаров. Метод поиска обратной связи связан с получением отзывов, комментариев от субъектов образовательного процесса по качеству работы студента, успешности поведения, уровня развития навыков [12].
«Гибкие» навыки находят отражение в ряде практикоориентированных технологий. Технология «учебная фирма» считается основополагающей и наиболее эффективной в условиях формирования конкурентоспособности студентов, т. к. основана на моделировании реальных ситуаций. Данная технология -это одна форм организации учебного процесса, строящаяся в режиме имитации, воспроизведения реально действующего учреждения, предприятия. Наиболее востребована данная технология у студентов экономических направлений, однако «учебная фирма» применяется и при подготовке студентов педагогических направлений. В данном случае за основу берется не фирма, а построение имитации образовательного учреждения: вуза, школы, техникума. В режиме активизации познавательной деятельности будущим педагогам предоставляется возможность развить следующие качества: инициативность, критическое мышление, готовность помочь, чувство ответственности за принятые решения.
Таким образом, конкурентоспособность студентов напрямую связано с наличием у него практических и «гибких» навыков. Технология «обучения через развертывание сюжетных линий на основе бинарных тематических оппозиций» подразумевает изучение материала путем его представления в форме истории или рассказа, где происходит определение эмоционально-личностной значимости.
Высокая конкурентоспособность будущих педагогов строится на основе профориентированных программ. Современный рынок труда требует развитие softskills среди основных компетенций студентов. В процессе развития «гибких» технологий многие ученые выделяет самоакуализацию как ведущий фактор достижения вершин профессионализма, включающий категории воодушевленности, мотивированности «изнутри», сопричастности, которые в свою очередь также являются необходимыми в процессе развития softskills.
Выводы. Актуализация роли softskills предполагает установление степени их понимания и освоения обучающимися, а также определения основных направлений формирования как в учебном процессе, включая изменение структуры учебных планов, так и во внеучебной деятельности. Быть конкурентоспособным выпускником значит соответствовать актуальным профессиональным требованиям, быть востребованным для соискателей, соответствовать ценностям и мотивам работодателя. Требования современных работодателей не ограничиваются наличием большого количества теоретических знаний. Рынок труда требует универсальных педагогов с развитыми «гибкими» навыками, к которым относятся: критическое мышление, универсальность, ответственность, коммуникативность, управленческие способности и т.д.
Литература:
1. Бацунов С.Н, Дереча И.И., Кунгурова И.М., Слизкова Е.В. Современные детерминанты развития softskills // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2018. № 4. С. 198-207.
2. Беркович М.И., Кофанова Т.А. Тихонова С.С., Softskills (мягкие компетенции) бакалавра: оценка состояния и направления формирования // Вестник Воронежского государственного университета Серия: Экономика и управление. 2018. № 4. С. 63-68.
3. Быстрова Н.В., Коняева Е.А., Царапкина Ю.М., Цыплакова С.А. Инновационная деятельность при формировании профессионально-педагогической компетентности студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-4. С. 48-51.
4. Быстрова Н.В., Хижная А.В., Емелина А.В., Сундеева М.О. Основные принципы функционирования и развития воспитательной системы общеобразовательной организации // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 25-28.
5. Ветошкина Т.А., Полянок О.В. Роль «жестких» (hardskills) и «мягких» (softskills) компетенций в профессиональной деятельности //Агропродовольственная политика России. 2017. № 12(72). С. 58-62.
6. Волкова М.Э. Формирование soft-skills у студентов педагогических специальностей: теоретический анализ // Студенческая наука и XXI век. 2017. № 15. С. 224-226.
7. Ивонина А.И., Чуланова О.Л.,Давлетшина Ю. М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hardskills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников // Интернет-журнал Науковедение. 2017. Том 9 № 1. С. 90.
8. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Методика исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 1 (26). С. 2.
9. Перевощикова Е.Н. Рейтинг-план как механизм оценивания степени сформированности компетенций // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 2 (23). С. 9.
10. Сирьянто Т., Бондаренко В.А., Казначеева С.Н. Вопросы развития социальной компетентности педагога на основе медиаобразования (на примере Индонезии) // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 3 (24). С. 4.
11. Филатова О.Н., Крупа В.В., Быстрова Н.В. Сквозное профессиональное образование в стратегии развития цифровых технологий // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-2. С. 200-202.
12. Цыплакова С.А., Быстрова Н.В., Тюмина Н.С., Сергеева Д.С. Проектирование учебной деятельности студентов вуза // Школа будущего. 2018. № 1. С. 97-103.
Педагогика
УДК 378.1
кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Казначеева Светлана Николаевна Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); преподаватель, кандидат педагогических наук Юдакова Ольга Владимировна Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Нижегородский автомеханический техникум» (г. Нижний Новгород)
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ОБУЧЕНИЮ У
СТУДЕНТОВ ВУЗА
Аннотация. Целью современного образования является разработка учебной программы, основанной на создании условий для созревания профессионально компетентной, активной, независимой личности специалиста, где организация самостоятельной работы студентов является основополагающим фактором. В статье рассматриваются основные этапы организации самостоятельной работы: подготовительный, основной и заключительный. Выделяется ряд требований, факторов организации самостоятельной работы, основными из которых являются: комплексный подход работы, сочетание всех уровней самостоятельной деятельности и осуществление контроля качества результатов. Рассмотрены три основных уровня процесса: творческий, тренировочный и реконструктивный. Организация самостоятельной работы студентов в вузе развивает интерес к материалу, способствует повышению мотивации, развивает ряд профессиональных качеств будущего специалиста.
Ключевые слова: организация самостоятельной работы, индивидуальный подход, студент, повышение мотивации, критическое мышление.