DOI:10.23888/humJ20182305-321 ФОРМИРОВАНИЕ ГИБКИХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА - ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Моторина И.В., Моторин А.В.
Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова
Аннотация. В статье обзорно представлены результаты поискового исследования по изучению структуры гибких компетенций студентов медицинского вуза. Компетентностная парадигма современного высшего образования направлена на получение высококвалифицированного, конкурентноспособного специалиста. Однако формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в целом, часто приводит к появлению специалиста, который в совершенстве обладает практическими уникальными навыками, присущими его профессии, но испытывает острый дефицит в развитых надпрофессиональных, гибких, унифицированных компетенциях.
Авторы подчеркивают своевременность и уместность переосмысления практических методических подходов к учебно-воспитательному процессу медицинского вуза. Они обращают серьезное внимание на перспективность и актуальность применения богатого ассортимента методов активного обучения в ежедневной подготовке специалистов помогающих профессий на пути становления стрессоустойчивых, самостоятельных, эффективных специалистов.
Статья содержит экспресс-анализ многообразия подходов к трактовке понятия «softskills» в современной науке и практике. Авторы сопоставляют существующие структурные модели гибких компетенций, обращают внимание на рабо-
Электронный научный журнал л р.
«ЛИЧНОСТЬ В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ: ЗДОРОВЬЕ, АДАПТАЦИЯ, РАЗВИТИЕ» )
www.humjournal.rzgmu.ru / E-mail: [email protected]
ты, касающиеся как необходимости и перспективности формирования «softskills» у будущих профессионалов, так и указывающие продуктивные направления обозначенной деятельности в ходе получения профильного образования в высшей школе. Исследователи называют в качестве наиболее эффективных в ежедневном учебно-воспитательном процессе вуза методы активного обучения - работу малыми группами, мозговые штурмы, круглые столы, обучающие квесты, ролевые и деловые игры, «перевернутые классы», проектное обучение, кейс-стади. Формирование «softskills», по мнению авторов, следует предусматривать в рамках освоения каждой дисциплины учебного плана, причем на младших курсах, где больше дисциплин, развивающих общекультурные и общепрофессиональные компетенции, подобная работа должна проводиться с особой тщательностью.
Ключевые слова: реформа высшего образования, профессиональный стандарт, компетенции, «softskills»,«hardskills», модели «softskills», гибкие навыки, формирование компетенций, методы активного обучения.
THE FORMATION OF FLEXIBLE SKILLS OF MEDICAL STUDENTS IS A PROMISING DIRECTION OF IMPROVING THE QUALITY OF VOCATIONAL EDUCATION IN HIGHER EDUCATION
Motorina I. V., Motorin A. V.
RyazanStateMedical University
Abstract. In the article, the results of a search study on the study of the structure of flexible competences of students of a medical college are reviewed. The competence paradigm of modern higher education aims at obtaining a highly qualified, competitive specialist. However, the formation of general cultural, professional and professional competences in general often leads to the emergence of a specialist, who perfectly pos-
sesses the practical unique skills inherent in his profession, but is experiencing an acute deficit in developed overprofessional, flexible, unified competences.
The authors emphasize the timeliness and relevance of rethinking practical methodological approaches to the educational process of the medical university. They pay serious attention to the prospects and relevance of the application of a rich assortment of active teaching methods in the daily training of studentswho are going to become stress-resistant, independent, effective specialists.
The article contains a rapid analysis of the diversity of the approaches to the interpretation of the concept of «soft skills» in modern science and practice. The authors compare the existing structural models of flexible competences, pay attention to the work concerning both the need and the prospects for the formation of «soft skills» for future professionals, and indicate the productive directions of the designated activities in the course of obtaining a profile education in higher education.
Key words: higher education reform, professional standard, competences, soft skills, hard skills, soft skills models, flexible skills, competence formation, active teaching methods.
Актуальность реформирования российского высшего образования - одна из важных государственных задач последних лет. Особое внимание к юношеству и молодежи сопряжено с динамичными изменениями в экономической, политической и, более всего, в научно-технической сферах. Благодаря новейшим разработкам и современным проектам рынок труда и перечень профессий в перспективе будут существенно преобразованы, некоторые специальности уйдут в прошлое и прекратят свое существование. Вместе с тем, и в профессиональной подготовке востребованных специалистов, обеспечивающих качественное образование, медицинскую и психологическую помощь, пока не удается добиться гарантированно высокого результата.
у
Уже несколько лет действуют ФГОСы, построенные на компетентностном подходе, которые жестко и однозначно не регламентируют содержание образования, предоставляют вузам невиданные свободы при составлении рабочих учебных планов, написании учебных программ и содержат требования к выпускникам в виде компетенций. Следовательно, компетенции - главные целевые установки в реализации ФГОС ВО.
Под термином «компетенция» понимается способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Кроме этого наполнения дефиниции, в понятие «компетенция» в качестве составных частей входят и знания, умения и навыки, и личностные качества (инициативность, целеустремленность, ответственность, толерантность и т.д.), и социальная адаптация (умение работать как самостоятельно, так и в коллективе), и профессиональный опыт. В совокупности все обозначенные компоненты формируют поведенческие модели - когда выпускник способен самостоятельно сориентироваться в ситуации и квалифицированно решить стоящие перед ним задачи (а в идеале и поставить новые). Н.В. Кудрявая и А.С. Молчанов указывают, что профессиональное медицинское образование включается в единое образовательное пространство и испытывает на себе мощнейшие европейские интеграционные процессы, направленные на формирование профессиональной компетентности врачей. Для современного врача, работающего как в ряде европейских государств, так и в России, обязательно становление профессиональной компетентности - интегрального качества специалиста, в котором выражается сплав знаний и умений, опыта и способностей, направленных на решение профессиональных задач[10].
Полный спектр компетенций, обрамляющий становление будущего профессионала в высшей школе, составляется из комплекта общекультурных компетенций, блока общепрофессиональных компетенций и набора профессиональных компетенций, формирующихся по видам деятельности будущего специалиста. Каждая учебная дисциплина, сориентирована на уникальный перечень форми-
руемых компетенций, что к окончанию обучения в вузе должно обеспечить необходимый профессиональный уровень начинающего специалиста.
В смежных профессиональных направлениях - менеджменте, управлении персоналом, бизнесе, чаще звучат дефиниции «softskills» и «hardskills» и анализируется соотношение «гибких» и «твердых» компетенций в ходе профессионального развития будущих сотрудников. Работодатели предпочитают конкурентно-способных специалистов, поэтому смысловой акцент при приеме на работу ставят на наличие устойчивых «softskills» компетенций. Гибкие (мягкие) компетенции («softskills») не имеют однозначной трактовки в науке на данный момент, однако подавляющее большинство исследователей (О. Абашкина, О.В. Баринова, А. Ма-рушев, В. Давидова, М.А. Чуркина, Д. Иванов, М.А. Чошанов, О. Л. Чуланова, В. Шипилов и др.) убеждены в их приоритетной позиции в сравнении с «hardskills», если речь касается движения по карьерной лестнице и достижения успеха в деятельности.
Оба термина «softskills» и «hardskills» были предложены по аналогии с английскими терминами «hardware» (аппаратное обеспечение) и «software» (программное обеспечение), обслуживающими мир компьютерной техники. За «hardskills», в свою очередь, закрепились узкопрофессиональные (твердые) навыки, а термин «softskills»стал обозначать комплекс неспециализированных над-профессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе и высокую производительность.
О.Л. Чуланова и А.И. Ивонина подчеркивают, что успех человека в профессиональной сфере на 85% зависит от мягких компетенций, а на 15% от жест-ких[5]. Не удивительно, что при приеме на работу чаще диагностируют многоцелевые навыки «softskills», которые универсальны, важны вне зависимости от профессии и сферы, «забывая» зачастую поинтересоваться профессиональными компетенциями «hardskills».
Развитие информационных технологий, изменение экономики усилило до 93% интерес работодателей к гибким навыкам. Значимость «зойэкШэ» особенно выделяется современными исследователями, так, в масштабном исследовании «ФорсайтКомпетенций 2030» эксперты Сколково использовали понятие «надпрофессиональные навыки», отметив, что данные навыки являются универсальными и важны для специалистов самых разных отраслей. Овладение ими позволяет работнику повысить эффективность работы в своей отрасли, а также даёт возможность переходить между отраслями, сохраняя свою востребованность (в англоязычных источниках о «^ой^ЫШ» можно встретить термин «етр1оуаЫШу», иначе говоря, «трудоустраиваемость»)[3]. Аналитики Wor1dEconomikFoшm сделали прогноз десяти ключевых компетенций, которые будут востребованы в 2020 году [2]. Среди самых значимых оказались - умение решать сложные задачи, критическое мышление, креативность. Затем были названы: компетенция управления людьми, навыки координации и взаимодействия, эмоциональный интеллект, суждение и принятие решений, клиентоориентированность, умение вести переговоры и когнитивная гибкость. Подчеркнем, что все перечисленные компетенции относятся к softski11s.
Среди многообразия определений отечественных ученых, интересующихся и разрабатывающих тему гибких навыков (В. Давидова, Е. Гайдученко, А. Мару-шев, В. Шипилов, Д. Татаурщикова, О. Сосницкая, О.Л.Чуланова, А.И.Ивонина), на наш взгляд, наиболее краткое, емкое и практико-ориентированное принадлежит В. Шипилову. В частности, он предлагает понимать softski11s как комплект социально-психологических навыков: коммуникативных, лидерских, командных, публичных и других, которые могут пригодиться в большинстве жизненных ситуаций, обеспечивая взаимодействие людей между собой [12].
В свою очередь, О.Л. Чуланова понимает мягкие компетенции (softski11s) наиболее широко и обобщенно как социально-трудовую характеристику совокупности знаний, умений, навыков и мотивационных характеристик работника в
сфере взаимодействия между людьми, умения грамотно управлять своим временем, умения убеждать, ведения переговоров, лидерства, эмоционального интеллекта, обладающих эмерджентностью, необходимых для успешного выполнения работы и соответствующих требованиям должности и стратегическим целям организации, как характеристику потенциального качества (подчеркнуто нами), позволяющую описать практически все элементы готовности персонала к эффективному труду в заданной ситуации на рабочем месте в трудовом коллективе [11].
Наряду с богатством определений softskills, в зависимости от угла зрения исследователей на понятие, также разнообразно представлены модели гибких навыков и их составляющие, что дополнительно подчеркивает стремление ученых (Ю. Портланд, Д.Татаурщикова, Ф.Лукьянов, С.Мамаева, Д.Иванов, О.Абашкина, О.Чуланова и др.) точнее разобраться в механизмах формирования данной группы компетенций. Ведь весьма ценно понимать, какие именно гибкие компетенции необходимо сформировать, чтобы стать конкурентоспособным как на рынке труда, так и при восхождении по карьерной лестнице. Актуальность этого знания сложно переоценить, особенно для профессорско-преподавательского состава вузов в практике подготовки будущих специалистов.
Так, Ю. Портланд в комплект softskills помещает 8 основных компетенций, среди которых - способность проявлять гибкость, смелость в принятии ответственности на себя, умение хорошо ладить с людьми, умение работать в команде, умение обучать других, способность быстро и точно ставить задачи перед людьми, мотивируя их на качественную работу, умение убеждать людей, умение грамотно управлять своим временем [9].
Ф. Лукьянов видит за понятием softskills комплекс эмоциональных компетенций, составляющих эмоциональный интеллект [7].
С. Мамаева разделяет структуру softskills на четыре компонента: принятие решений, лидерство, ведение переговоров, управление, полагая, что именно эти составляющие позволяют сформировать умение личности бороться за себя и свои
идеи, а также помогают самостоятельно, не прибегая к посторонней помощи, управлять любой ситуацией, которая может возникнуть на жизненном пути, в том числе в профессиональной деятельности [8].Более того, у С. Мамаевой и В. Давидовой softski11s мыслятся, скорее, как коммуникативные компетенции, а О. Л. Чу-ланова, операционализируя понятие «мягких навыков», сосредотачивается на эмоциональной компетентности [5].
Михаэль Альбрехт, глава подразделения рекрутмента BMWGroup, на смыс-лообразующую позицию среди softski11s ставит умение работать в команде.
Ученые-исследователи Института Макса Планка (г. Мюнхен) предлагают че-тырехкомпонентную модель softski11s, которые наиболее важны в современных условиях. В модель включаются компетенции, обеспечивающие личную динамику (чувство ответственности, стремление к достижениям, уверенность в себе, высокая мотивация), область межличностных отношений (контактность, объективная самооценка, сочувствие и сопереживание другим людям), стремление к успеху (самоотдача, мотивация к поддержанию статуса, склонность к систематизации, инициативность), выносливость (устойчивость к критике, устойчивость к неудачам, позитивная эмоциональная установка, твердость жизненной позиции, удовлетворенность работой) [1].
В. Шипилов также конструирует модель, состоящую из четырех компонентов: базовые коммуникативные навыки, которые помогают вам развивать отношения с людьми, поддерживать разговор, эффективно вести себя в критических ситуациях при общении с окружающими; навыки se1f-менеджмента, помогающие эффективно контролировать свое состояние, время, процессы; навыки эффективного мышления, которые помогают сделать жизнь и работу более системными и управленческие навыки, которые требуются людям на этапе, когда они становятся руководителями любых бизнес-процессов и предпринимателями^ 2].
Долгих В. считает оптимальной пятикомпонентную структурную организацию softski11s, куда относит коммуникативные, ценностные, волевые, интеллекту-
альные и лидерские компетенции. Причем каждая группа включает в себя от 15 до 20 навыков или качеств. Модель удобно использовать любому, кто стремится к развитию собственных гибких навыков. В результате самоаудита всех блоков компетенций легко определить, какие структурные компоненты представлены основательно, а над какими навыками и качествами предстоит работать, стремясь к успешной профессиональной самореализации [4].
В рамках поискового исследования мы предложили студентам младших курсов медицинского вуза написать не более десяти навыков или качеств, которыми важно обладать студенту, чтобы стать высококлассным специалистом. Информация о гибких и жестких навыках студентам не сообщалась, поэтому их ответы были спонтанными, свободными от каких-либо целенаправленно формируемых концепций, конструктов и теорий, юноши опирались на свой жизненный опыт, багаж знаний и представления о профессиональном будущем. Полученные результаты проанализировали по модели-опроснику В. Долгих. В результате обработки мнений учащихся на педиатрическом, стоматологическом факультетах, а также факультете клинической психологии обнаружились интересные тенденции.
Во-первых, студенты обозначили немногим более 100 разнообразных умений, навыков и качеств, что указываетна интерес к своему профессиональному будущему, на стремление к успеху, рефлексию, мотивированность на обучение.
Во-вторых, среди названных компетенций, только две могут быть отнесены к «Аа^кПк», все остальные позиции составляют «softski11s», что безусловно подтверждает своевременность осмысления формирования компетенций в рамках описанного выше подхода. Современные студенты созвучно работодателям однозначно отдают предпочтение и подчеркивают значимость именно «softski11s», а не «Аа^кПк».
В-третьих, на ведущие позиции по 5-ти блокам с существенным преимуществом вышел набор волевых компетенций. В частности, было перечислено 16 позиций из 19 заявленных, именно эти компетенции назывались чаще других и были
среди 10-ти наиболее важных характеристик. Так, самыми встречающимися оказались: целеустремленность, терпеливость, работоспособность, стрессоустойчи-вость, умение организовать время, пунктуальность, честность, упорство, подчинение правилам, соблюдение обязательств, дисциплинированность, исполнительность, самостоятельность. По-нашему мнению, преобладание перечисленных компетенций невероятно востребовано в практике обучения и зачастую подчеркнуто культивируется преподавателями. Существенный количественный перекос в сторону волевых компетенций, с одной стороны, может говорить о высокой профессиональной мотивации студентов, прилежности и готовности преодолевать трудности, а с другой - свидетельствовать о неготовности или не желании встать в позицию специалиста, самостоятельно выбирающего индивидуальную траекторию профессионального развития и ответственно делающего выбор. Однако, для того, чтобы убедительно заявить, какая из тенденций ближе к истине, необходимы дальнейшие исследования. Хочется надеется, что преимущество окажется за первой позицией, однако, часто наблюдаемая профессорско-преподавательским составом в образовательном процессе школярская инфантильность студентов, формальное соответствие и мнимое послушание наводят на мысли о доминировании второй позиции.
В-четвертых, оставшиеся четыре блока компетенций - лидерские, ценностные, интеллектуальные и коммуникативные оказались поверхностно-представленными. Ценностный блок, где были названы 7 характеристик из 17-ти в студенческих анкетах, выглядел немного лучше, чем оставшиеся три набора. Интеллектуальные компетенции оказались «не в чести», из 15-ти возможных позиций студенты обозначили только 5, да и то это были индивидуальные редко встречающиеся мнения. Коммуникативные компетенции оказались на предпоследнем месте, так, из 15-ти возможных были названы 4 позиции. Самый «туманный» для первокурсников блок - это набор лидерских компетенций, здесь были указаны только 5 навыков из 20-ти.
ш
Таким образом, полученные результаты, позволяют наметить пути для оптимизации подготовки специалистов в вузе, если мы надеемся получить конкурент-носпособных, успешных, эффективных профессионалов по окончании обучения. Вузам не стоит смещать акценты исключительно на «Ла^ЫШ», профессиональные компетенции, в ущерб развитию «softski11s», общекультурных и общепрофессиональных компетенций. Реальность и рынок труда таковы, что сразу после получения диплома молодой специалист идет трудоустраиваться, где у него в первую очередь выясняют наличие «softski11s» и либо берут на работу, либо нет. В исследованиях Т.А. Ярковой, И.И. Черкасовой проведен глубокий анализ зарубежного и отечественного опыта по формированию гибких компетенций у студентов-педагогов. Ученые обозначили два основных пути формирования «softski11s» у студентов: первый - обучать непосредственно, вводя отдельные курсы в рамках вариативного компонента учебного плана: например, в ряде зарубежных университетов (НагуаМишуе^ку, StanfordResearchInstitute и др.), а также в Российской Высшей школе экономики есть курс тимбилдинга (командообразова-ния). Второй подход - использовать потенциал изучаемых дисциплин в сочетании с неформальным образованием, внеучебной воспитательной работой. Такой подход чаще распространен в российских университетах[13].
Вместе с тем, мы считаем, что далеко не исчерпан ресурс ежедневных практических занятий для становления и развития гибких компетенций студентов. Особенно уместно с этой целью применять методы активного обучения (работу малыми группами, мозговой штурм, круглые столы, обучающие квесты, ролевые и деловые игры, «перевернутые классы», проектное обучение, кейс-стади и др.), чтобы, как можно раньше, с самых первых курсов создать развивающую среду, способную подчеркнуть и заострить активную, субъектную позицию обучающегося внутри многолетнего учебно-воспитательного процесса.
Более того, формирование «softski11s» следует предусматривать в рамках освоения каждой дисциплины учебного плана, причем на младших курсах, где
шЯ
больше дисциплин, формирующих общекультурные и общепрофессиональные компетенции, подобная работа должна проводиться с особой тщательностью. Системное внедрение преподавателями новых форм работы, серьезная, кропотливая работа над методикой преподавания в русле взращивания гибких навыков студентов, несмотря на сложность диагностики процесса становления «softskills», а также преодоление потребительской и школярской позиции современных студентов, позволят максимально приблизиться к идеальной модели современного выпускника-профессионала.
Конфликт интересов отсутствует.
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абашкина О. Soft skills: ключ к карьере[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pro-personal.ru/article/7811-soft-skills-klyuch-k-karere (Дата обращения: 09.06.2018).
2. Ананьева Т. Десять компетенций, которые будут востребованы в 2020 году [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tananyeva.com/single-post/ (Дата обращения: 19.06.2018).
3. Васильев А. Soft skills: гибкость, а не мягкость [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://newtonew.com/opinion/soft-skills-gibkost-a-ne-myagkost (Дата обращения: 20.06.2018).
4. Долгих В.В. «Мягкие навыки» и успешная самореализация [Электронный ресурс] /В.В. Долгих // Профессиональное еженедельное интернет издание «Психологическая газета», 01.06. 2018. Режим доступа: https://psy.su/(Дата обращения: 20.06.2018).
5. Ивонина А.И., Чуланова О.Л., Давлетшина Ю.М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль softskills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №1 (2017)
http://naukovedenie.ru/PDF/90EVN117.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
6. Жолудова А.Н., Полякова О.В. Формирование педагогической компетенции в рамках профессионального стандарта «педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [Электронный ресурс] / А.Н.Жолудова, О.В.Полякова // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2018 т.6 №1 (20). Режим доступа: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=299 (дата обращения: 18.06.2018)
7. Лукьянов Ф. Твердые и мягкие навыки [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://delovoymir.biz/2013/02/19/tverdye-i-myagkie-navyki.html (Дата обращения: 23.06.2018).
8. Мамаева С. Предпринимательство как особый вид деятельности [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/3063776/ (Дата обращения: 13.06.2018).
9. Портланд Ю.Что такое soft skills и почему они так важны для карьеры? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dnevnyk-uspeha.com/rabota-ikarera/chto-takoe-soft-skills-i-pochemu-oni-tak-vazhnyi-dlya-kareryi.html (Дата обращения: 20.06.2018).
10. Психология и педагогика [Текст]: учеб.для студентов стомат. фак. / под ред. Н.В. Кудрявой, А.С. Молчанова. - М.: Изд. группа "ГЭОТАР-Медиа", 2015. -
11. Чуланова О.Л. Компетентностный подход в работе с персоналом: теория, методология, практика: монография / Чуланова О.Л. - М.: НИЦ ИНФРА-М,
12. Шипилов В. Перечень навыков soft-skills и способы их развития [Элек-
395 с.
2016. - 292 с.
тронный
ресурс].
Режим
доступа
http://www.cfm.ru/management/people/dev_val/softskШs.shtml (Дата обращения: 23.06.2018).
13. Яркова Т.А., Черкасова И.И.Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога / Т. А. Яркова, И. И. Черкасова // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2016. Том 2. № 4. С. 222-234. DOI: 10.21684/2411-197Х-2016-2-4-222-234
REFERENCES:
1. Abashkina O. Soft skills: klyuch k kar'yere [Soft skills: the key to the career]. [Electronic resource]. Access mode: http://www.pro-personal.ru/article/7811-soft-skills-klyuch-k-karere (Date of circulation: 09/06/2018). (in Russian)
2. Ananieva T.Desyat' kompetentsiy, kotoryye budut vostrebovany v 2020 go-du[Ten competences that will be completed in 2020]. [Electronic resource]. Access mode: http://www.tananyeva.com/single-post/ (Date of circulation: June 19, 2018).(in Russian)
3. Vasiliev A. Soft skills: gibkost', a ne myagkost' [Soft skills: flexibility, not soft]. [Electronic resource]. Access mode: https://newtonew.com/opinion/soft-skills-gibkost-a-ne-myagkost (Date of circulation: June 20, 2013). (in Russian)
4. Dolgikh V.V. «Myagkiye navyki» i uspeshnaya samorealizatsiya[«Soft skills» and successful self-realization]. [Electronic resource] / V.V. Dolgikh // Profession-al'noye yezhenedel'noye internet izdaniye «Psikhologicheskaya gazeta»[Professional weekly Internet publication «Psychological Newspaper»], 01.06. 2018. Access mode: https://psy.su/ (Date of circulation: June 20, 2013). (in Russian)
5. Ivonina A.I., Chulanova O.L., DavletshinaYu.M.Sovremennyye napravleniya teoreticheskikh i metodicheskikh razrabotok v oblasti upravleniya: rol' softskills i hard skills v professional'nom i kar'yernom razvitii sotrudnikov[Modern directions of theoretical and methodological developments in the field of management: the role of soft
skills and hard skills in the professional and career development of employees] //Internet-zhurnal «NAUKOVEDENIYE» [Internet journal "NAUKOVENIE"] Vol. 9, No. 1 (2017) http://naukovedenie.ru/PDF/90EVN117. pdf (access is free). Ver. from the screen.Yaz. rus., Eng.(in Russian)
6. Zholudova A.N., Polyakova O.V.Formirovaniye pedagogicheskoy kompetentsii v ramkakh professional'nogo standarta «Pedagog professional'nogo obucheniya, professional'nogo obrazovaniya i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya» [Formation of pedagogical competence in the framework of the professional standard «Teachers of professional training, professional education and additional professional education»] [Electronic resource] / A.N. Zholudova, O.V. Polyakova // Lichnost' v menyayush-chemsya mire: zdorov'ye, adaptatsiya, razvitiye: setevoy zhurnal. [Personality in a Changing World: Health, Adaptation, Development: Network Journal.]2018 vol.6 №1 (20). Access mode: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=299 (reference date: June 18, 2013) (in Russian)
7. Lukyanov F. Tverdyye i myagkiye navyki [Solid and soft skills]. [Electronic resource]. Access mode: https://delovoymir.biz/2013/02/19/tverdye-i-myagkie-navyki.html (Date of circulation: 23.06.2018).(in Russian)
8. Mamaeva, S. Predprinimatel'stvo kak osobyy vid deyatel'nosti [Entrepreneurship as a particular activity]. [Electronic resource]. Access mode: http://www.studfiles.ru/preview/3063776/ (Date of circulation: June 13, 2018).(in Russian)
9. Portland Yu.Chto takoye soft skills i pochemu oni tak vazhny dlya kar'yery? [What is soft skills and why they are so important for the career?] [Electronic resource]. Access mode: http://dnevnyk-uspeha.com/rabota-ikarera/chto-takoe-soft-skills-i-pochemu-oni-tak-vazhnyi-dlya-kareryi.html (Date of circulation: June 20, 2013).(in Russian)
10. Psikhologiya i pedagogika [Tekst]: ucheb. dlya studentov stomat. fak. / pod red. N.V. Kudryavoy, A.S. Molchanova [Psychology and Pedagogy [Text]: Textbook.
for students stomat. fact. / Ed. N.V. Kudryavy, A.S. Molchanov]. - Moscow: Izd. group "GEOTAR-Media", 2015. - 395 p.(in Russian)
11. Chulanova, O.L. Kompetentnostnyy podkhod v rabote s personalom: teoriya, metodologiya, praktika: monografiya [Competence approach in work with personnel: theory, methodology, practice: monograph] / Chulanova O.L. - M .: SRC INFRA-M, 2016. - 292 p.(in Russian)
12. Shipilov V. Perechen' navykov soft-skills i sposoby ikh razvitiya [The list of skills skills and methods of their development]. [Electronic resource]. Access mode http://www.cfin.ru/management/people/dev_val/softskills.shtml (Date of circulation: 23.06.2018).(in Russian)
13. Yarkova T.A., Cherkasova I.I.Formirovaniye gibkikh navykov u studentov v usloviyakh realizatsii professional'nogo standarta pedagoga[Forming soft skills of students in the implementation of professional standard of a teacher] / T.A.Yarkova, I.I. Cherkasova //Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnyye is-sledovaniya.Humanites.[Tyumen State University Herald.Humanities Re-search.Humanitates]. 2016vol. 2, no 4, pp. 222-234. DOI: 10.21684/2411-197X-2016-2-4-222-234 (in Russian)
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Моторина Ирина Вадимовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и специальной психологии с курсом педагогикиФедерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9, e-mail: [email protected]
Моторин Александр Викторович - учитель высшей категории МБОУ «Школа № 53» г. Рязани, г. Рязань, ул. Крупской, д. 7
ш
INFORMATION ABOUT AUTHORS:
Motorina Irina Vadimovna- Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of General and Special Psychology with a course in Pedagogicsof the Federal State Budget Educational Educational Institution of Higher Education «Ryazan Acad. I.P.Pavlov Medical University» of the Ministry of Health of the Russian Federation, Ryazan, Vysokovoltnaya street, 9, e-mail: [email protected]
Motorin Alexander Viktorovich- teacher of higher category, MBEI "School No. 53", Ryazan, Ryazan, Krupskaya street,7
Дата поступления: 25.06.2018г. Дата принятия в печать: 25.06.2018г.
ССЫЛКА ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Моторина И.В., Моторин А.В. Формирование гибких навыков студентов медицинского вуза - перспективное направление повышения качества профессионального образования в высшей школе[Электронный ресурс] /И.В. Моторина, А.В.Моторина// Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2018 т.6 №2 (21). Режим доступа: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=324 (дата обращения: чч.мм.гггг).
REFERENCE FOR CITING:
Motorina I.V., Motorin A.V. Formirovaniye gibkikh navykov studentov meditsins-kogo vuza - perspektivnoye napravleniye povysheniya kachestva professional'nogo ob-razovaniya v vysshey shkole [The formation of flexible skills of medical students is a promising direction of improving the quality of vocational education in higher education] [Electronic resource]/ I.V. Motorina, A.V. Motorin // Lichnost' v menyayushchem-sya mire: zdorov'ye, adaptatsiya, razvitiye: setevoy zhurnal [Personality in a changing world: health, adaptation, development: network journal] 2018 v.6 №2 (21). Access mode: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=324 (date of reference: hh.mm.yyyy).