Научная статья на тему 'SOFTSKILLS ПРОФИЛЬ СТУДЕНТОВ ВЫПУСКНОГО КУРСА МАГИСТРАТУРЫ'

SOFTSKILLS ПРОФИЛЬ СТУДЕНТОВ ВЫПУСКНОГО КУРСА МАГИСТРАТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / SOFTSKILLS / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / INNOVATIVE TEACHING METHODS / COMPETITIVENESS / SOFT SKILLS / PROFESSIONAL STANDARDS / CURRICULA / GENERAL CULTURAL COMPETENCIES / GENERAL PROFESSIONAL COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волкова Т.Г., Кузьмина З.А.

В статье рассматривается понятие softskills - «гибкие» или «мягкие» навыки, которые представляют собой набор надпрофессиональных компетенций, навыков и качеств. Интерес к данной теме определяется политикой государства в области образования. Целью данной научно-исследовательской работы является определение softskills профиля студентов-химиков выпускного курса магистратуры направления 04.04.01 «Химия» (профили «Органическая и биологическая химия» и «Физическая химия наноматериалов»). Выбранные методы исследования - это анкетирование, анализ и синтез. Результаты и выводы. Исследование показало, что большинство навыков соответствуют уровню «Развитие», то есть проявляются только в простых и знакомых ситуациях. Компетенции, связанные с умением себя презентовать, кооперироваться с другими участниками профессионального процесс, соответствуют лишь начальному уровню. Это связано с недостаточным вниманием к формированию мягких навыков при разработке учебного плана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волкова Т.Г., Кузьмина З.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOFT SKILLS PROFILE OF GRADUATE MASTER STUDENTS

The article discusses the concept of soft skills - "flexible" or "soft" skills, which are a set of over-professional competencies, skills and qualities. Interest in this topic is determined by the state policy in the field of education. The purpose of this research work is to determine the soft skills of the profile of chemistry students of the final master's course in the direction 04.04.01 "Chemistry" (profiles "Organic and biological chemistry" and "Physical chemistry of nanomaterials"). The chosen research methods are questionnaires, analysis and synthesis. Results and conclusions. The research showed that most of the skills correspond to the "Development" level, that is, they appear only in simple and familiar situations. The competencies associated with the ability to present oneself, to cooperate with other participants in the professional process, correspond only to the initial level. This is due to insufficient attention to the formation of soft skills in the development of the curriculum.

Текст научной работы на тему «SOFTSKILLS ПРОФИЛЬ СТУДЕНТОВ ВЫПУСКНОГО КУРСА МАГИСТРАТУРЫ»

Ф^РУ M

молодёжной науки ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

ISSN 2687-086X www.forummn.ru http://forummn.ru/article-1.6.3 .html

Softskills профиль студентов выпускного курса

магистратуры

Волкова Т.Г.,

tgvolkova@yandex. т

Кузьмина З.А.,

zina. kuzmina947@gmail. com

Ивановский

государственный

университет

(г. Иваново, Россия)

УДК 372.854

Аннотация. В статье рассматривается понятие softskills -«гибкие» или «мягкие» навыки, которые представляют собой набор надпрофессиональных компетенций, навыков и качеств. Интерес к данной теме определяется политикой государства в области образования. Целью данной научно-исследовательской работы является определение softskills профиля студентов-химиков выпускного курса магистратуры направления 04.04.01 «Химия» (профили «Органическая и биологическая химия» и «Физическая химия наноматериалов»). Выбранные методы исследования - это анкетирование, анализ и синтез. Результаты и выводы. Исследование показало, что большинство навыков соответствуют уровню «Развитие», то есть проявляются только в простых и знакомых ситуациях. Компетенции, связанные с умением себя презентовать, кооперироваться с другими участниками профессионального процесс, соответствуют лишь начальному уровню. Это связано с недостаточным вниманием к формированию мягких навыков при разработке учебного плана.

Ключевые слова: инновационные методы обучения, конкурентоспособность, softskills, профессиональные стандарты, учебные планы, общекультурные компетенции, общепрофессиональные компетенции.

Soft Skills profile of graduate master students

Volkova T.G.,

tgvolkova@yandex. ru

KuzminaZ.A.,

zina. kuzmina947@gmail. com

Ivanovo State University (Ivanovo, Russia)

UDC 372.854

Annotation. The article discusses the concept of soft skills -"flexible" or "soft" skills, which are a set of over-professional competencies, skills and qualities. Interest in this topic is determined by the state policy in the field of education. The purpose of this research work is to determine the soft skills of the profile of chemistry students of the final master's course in the direction 04.04.01 "Chemistry" (profiles "Organic and biological chemistry" and "Physical chemistry of nanomaterials"). The chosen research methods are questionnaires, analysis and synthesis. Results and conclusions. The research showed that most of the skills correspond to the "Development" level, that is, they appear only in simple and familiar situations. The competencies associated with the ability to present oneself, to cooperate with other participants in the professional process, correspond only to the initial level. This is due to insufficient attention to the formation of soft skills in the development of the curriculum.

ФОФУ M

ISSN 2687-086X www.forummn.ru http://forummn.ru/article-1.6.3 .html

молодёжной науки

DUth

um Journal

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Keywords: innovative teaching methods, competitiveness, soft skills, professional standards, curricula, general cultural competencies, general professional competencies.

Введение

Интерес к исследованию «мягких навыков» у учителей и преподавателей диктуется политикой государства в области образования, которая направлена не только на развитие профессионального роста студента, но и на развитие его личностных качеств [2]. Потенциальные работодатели оценивают и когнитивный интеллект (предметные знания), и социальный интеллект (социальные навыки (softskills)) [4,6,7,9,10].

Softskills («гибкие навыки», «мягкие навыки») - набор надпрофессиональных компетенций, навыков и качеств, особое внимание среди которых уделяется, например, целеполаганию, самопрезентации, деловой коммуникации, эмоциональному интеллекту и др. [11]. Кроме того, многие авторы [5,12] отмечают важность и необходимость развития такого навыка softskills, как работа в команде.

Ранее аналогичное исследование было проведено среди студентов выпускного курса направления 04.03.01 «Химия» [1]. Полученный softskills профиль показал, что в учебном плане по стандарту ФГОС ВО формированию softskills внимания было уделено недостаточно.

Во время учебных занятий уровень сформированности «мягких навыков» оценивают редко. Классических методик для этого не существует, т. к. они постоянно совершенствуются.

Основная часть

В настоящей работе для определения softskills профиля студентов выпускного курса направления 04.04.01 «Химия» (профили «Органическая и биологическая химия» и «Физическая химия наноматериалов») было проведено анкетирование по готовой методике, разработанной лабораторией компетенций softskills Южного федерального университета (ЮФУ) [3], которая включала 53 утверждения, описывающих проявления 11 компетенций, необходимых в деятельности навыков, знаний, мотивов и установок личности. Достоверность результатов определялась открытостью респондентов перед самим собой. Всего было опрошено 11человек (выпускники магистратуры ИвГУ 2020 учебного года). Анкетирование было организовано с помощью Google Формы. Усредненные данные представлены в виде диаграммы (рисунок 1).

1

г

7

б

Рисунок 1. Softskills профиль выпускников магистратуры

4

1-Комплексное многоуровневое решение проблем;

2- Критическое мышление;

3-Креативность;

4-Управление людьми;

5-Сотрудничество с другими;

6-Эмоциональный интеллект;

7-Суждение и принятие решений; 8 -Клиентоориентированность;

9-Умение вести переговоры;

10-Когнитивная гибкость;

11-Эффективный поиск работы

Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 23 www.forummn.ru

Youth 11 Forun 1,1,1 http://forummn.ru/article-l. 6.3. html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Из данных, приведенных на рисунке видно, что респонденты владеют большинством компетенций ограниченно, когда они проявляются только в простых или знакомых ситуациях. Это соответствует уровню «Развитие».

Так же, как и у выпускников бакалавриата, у выпускников магистратуры владение двумя компетенциями - «Управление людьми» и «Умение вести переговоры» - характерны «Начальному уровню», т. е. свойственные для компетенций поведенческие проявления и модели демонстрируются редко или не демонстрируются совсем. Также респондент не понимает важности компетенции и, соответственно, не пытается ее применять и развивать. Однако эти компетенции являются важными, т. к. химическая профессия связана, в том числе, с публичностью - умение презентовать себя и свои идеи, выстраивать отношения с различными субъектами, кооперировать свои действия с другими участниками профессионального процесса, проявлять лидерские качества и др.

Проанализируем ученый план по направлению 04.04.01 «Химия». В соответствии с требованиями ФГОС ВО [8] выпускник, помимо теоретических знаний, должен овладеть определённым объемом практических умений и опытом практической деятельности. За период обучения в вузе студент направления «Химия» овладевает 29 компетенциями, среди них 9 общекультурных и 6 общепрофессиональных, и только часть их напрямую связана с формированием softskills. По направлению 04.04.01 «Химия» формирование мягких навыков в рамках общекультурных компетенций происходит на 12 дисциплинах, а в рамках общепрофессиональных компетенций - на 26 (таблица 1). И в случае последних преимущественно внимание уделяется формированию знаний, умений и навыков конкретных предметов.

Таблица 1 - Компетенции, формирующие softskills

Компетенция Число дисциплин

ОК*-1 способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу 4

ОК-2 готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения 4

ОК-3 готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала 4

ОПК-1 способность использовать и развивать теоретические основы традиционных и новых разделов химии при решении профессиональных задач 11

ОПК**-2 владение современными компьютерными технологиями при планировании исследований, получении и обработке результатов научных экспериментов, сборе, обработке, хранении, представлении и передаче научной информации 4

ОПК-4 готовность к коммуникации в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке для решения задач профессиональной деятельности 5

ОПК-5 готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия 6

*ОК - общекультурная компетенция;

**ОПК- общепрофессиональная компетенция. Заключение

Таким образом, анализ учебного плана по стандарту ФГОС ВО показывает, что в нем формированию мягких навыков так же, как и в учебном плане бакалавриата внимания уделено недостаточно. Переход на реализацию образовательных программ в соответствии с

Ф Э Р У M ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 24 www.forummn.ru

Youth 11 Forun 1,1,1 http://forummn.ru/article-l. 6.3. html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

требованиями ФГОС 3++, на наш взгляд, может изменить ситуацию по формированию softskills, поскольку изменяются и сами компетенции, и дисциплины, их формирующие.

Библиографический список

1. Волкова Т.Г., Таланова И.О., Кузьмина З.А. Softskils профиль студентов выпускного курса по направлению 04.03.01 «Химия» (бакалавриат) // Модернизация сферы образования и науки с учётом мировых научно-технологических трендов: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 13 июля 2020 г.: Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 5-8

2. Калимуллин А.М., Габдулхаков В.Ф. О стратегических ориентирах развития педагогического образования в России в контексте глобальных перемен // Образование и саморазвитие. 2015. № 4 (46). С. 3-9.

3. Лаборатория компетенций softskills Южного федерального университета и Центра карьеры ЮФУ [Электронный ресурс]. URL: http://softskills.sfedu.ru/ (дата обращения 20.10.2020).

4. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (с изменениями на 5 августа 2016 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/ 499053710 (дата обращения 30.11.2020).

5. Поддьяков А.Н. Решение комплексных проблем в PISA-2012 и PISA-2015: взаимодействие со сложной реальностью // Образовательная политика. 2012. № 6.

6. Степина А.В. Современные тенденции исследования социального интеллекта // Живая психология. 2018. № 5 (1). С. 71-76.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации [Электронный ресурс].Ц^: www.osu.ru/docs/fgos/vo/asp_44.06.01.doc (дата обращения 09.12.2020).

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 04.04.01 Химия (уровень магистратуры) [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvom/040401.pdf (дата обращения 10.12.2020).

9. Andrews J., Higson H. Graduate employability, 'soft skills' versus 'hard' business knowledge: A European study // Higher Education in Europe. 2010. № 33 (4): Employability, Mobility and the Labour Market. P. 411-422.

10. Kaburise Ph. Improving soft skills and communication in response to youth unemployment // International Journal of African Renaissance Studies - Multi-, Inter- and Transdisciplinarity. 2016. № 11 (2). P. 87-101.

11. Softskills. URL: https://yandex.ru/profi/trainings (дата обращения 29.09.2020).

12. Tyre P. Is your child a «group problem solver?» The PISA test will decide // Scientific American. July 14, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.