Научная статья на тему 'Возможности развития и совершенствования softskills студентов'

Возможности развития и совершенствования softskills студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
551
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВЫПУСКНИКА ВУЗА / МЯГКИЕ НАВЫКИ / ЖЕСТКИЕ НАВЫКИ / ИНСТРУМЕНТЫ РАЗВИТИЯ МЯГКИХ НАВЫКОВ / QUALITY OF SPECIALIST TRAINING / COMPETITIVENESS OF UNIVERSITY GRADUATES / SOFTSKILLS / HARDSKILLS / SOFTSKILLS DEVELOPMENT INSTRUMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дагаева Е. А.

Введение. Вызовы инновационной экономики состоят в развитии человеческого капитала и необходимости обеспечить ее высококвалифицированными специалистами, способными перманентно адаптироваться к социальным и экономическим изменениям. Особую роль в решении данной задачи, по мнению экспертов, играют так называемые мягкие навыки (softskills) : умение системно мыслить; ставить цели и выбирать адекватные пути их достижения; управлять собой и своим временем; эффективно взаимодействовать в команде; способность правильно определять и устанавливать приоритеты для будущего профессионального роста; готовность проявить лидерские качества и др. В статье рассматриваются возможности развития и совершенствования softskills студентов как критерий качества подготовки бакалавров, специалистов, магистров. Актуальность данной проблемы продиктована необходимостью повышения конкурентоспособности выпускника вуза в контексте динамично изменяющейся современной экономической ситуации в стране и во всем мире. Цель статьи рассмотреть инструменты и возможности совершенствования softskills студентов во время обучения в вузе, выделить наиболее эффективные из них. Методология. В качестве методов исследования выступили: теоретический анализ отечественных и зарубежных научных источников по теме исследования; синтез, анализ, обобщение и систематизация практики вузов в сфере развития мягких навыков студентов. Результаты заключаются в систематизации и обобщении опыта зарубежных и отечественных вузов по развитию и совершенствованиюsoftskills студентов. Показано, что в качестве эффективных инструментов, способствующих развитию и совершенствованию «мягких навыков», могут выступать: проблемно ориентированный метод обучения и проектно-организованное обучение студентов в командах; широкое внедрение в учебный процесс интерактивных методов обучения (групповые дискуссии; кейсы; ролевые, деловые игры; тренинги; дебаты и т. п.); участие студентов в профессионально ориентированных мероприятиях (тематических школах, профессиональных конкурсах и олимпиадах, участие в международных проектах и др.); волонтерская деятельность; стажировки на предприятиях и в компаниях. Такое комплексное участие позволяет наиболее эффективно формировать необходимые профессиональные и универсальные компетенции выпускников. В заключении обосновывается, что развитие и совершенствование «мягких навыков» студентов в вузовской среде должно начинаться с первого курса, носить системный характер и опираться на мониторинг запросов со стороны работодателей. Особое значение имеет формирование в вузе соответствующей образовательной среды, поддерживающей развитие и совершенствование softskills студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дагаева Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OPPORTUNITIES AND IMPROVING THE SOFTSKILLS OF STUDENTS

Introduction. The challenges of the innovative economy consist in the development of human capital and the need to provide it with highly qualified specialists who are able to permanently adapt to social and economic changes. A special role in solving this problem, according to experts, play the so-called «soft» skills: the ability to think systematically; set goals and choose appropriate ways to achieve them; control yourself and your time; effectively interact in a team; the ability to correctly identify and set priorities for future professional growth; willingness to show leadership qualities, etc. The article presents the possibility of development and improvement of softskills of students as a criterion of quality of training bachelors, specialists, masters. The urgency of this problem is dictated by the need to improve the competitiveness of university graduates in the context of the dynamically changing current economic situation in the country and around the world. The purpose of the article to consider the tools and opportunities to improve softskills of students during their studies at the University, highlighting the most effective of them. Materials and Methods. As research methods were: theoretical analysis of domestic and foreign scientific sources on the topic of research; synthesis, analysis, generalization and systematization of the practice of universities in the development of «soft» skills of students. Results. The results are systematization and generalization of the experience of foreign and domestic universities in the development and improvement of softskills of students. It is shown that as effective tools that contribute to the development and improvement of softskills can be: problem-oriented method of training and project-organized training of students in teams; widespread introduction into the educational process of interactive teaching methods (group discussions; cases; role-playing, business games; trainings; debates, etc.); participation of students in professionally-oriented events (thematic schools, professional competitions and Olympiads, participation in international projects, etc.); volunteer activities; internships in enterprises and companies. These activities in the complex allow the most effective to form the necessary professional and universal competence of graduates. Conclusion. It is proved that the development and improvement of softskills of students in the university environment should begin with the first year, be systematic and rely on the monitoring of requests from employers. Of particular importance is the formation of an appropriate educational environment at the university, supporting the development and improvement of softskills of students.

Текст научной работы на тему «Возможности развития и совершенствования softskills студентов»

УДК/UDC 378

Е. А. Дагаева

E. Dagaeva

ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ SOFTSKILLS СТУДЕНТОВ

DEVELOPMENT OPPORTUNITIES AND IMPROVING THE SOFTSKILLS OF STUDENTS

Введение. Вызовы инновационной экономики состоят в развитии человеческого капитала и необходимости обеспечить ее высококвалифицированными специалистами, способными перманентно адаптироваться к социальным и экономическим изменениям. Особую роль в решении данной задачи, по мнению экспертов, играют так называемые мягкие навыки (softskills): умение системно мыслить; ставить цели и выбирать адекватные пути их достижения; управлять собой и своим временем; эффективно взаимодействовать в команде; способность правильно определять и устанавливать приоритеты для будущего профессионального роста; готовность проявить лидерские качества и др.

В статье рассматриваются возможности развития и совершенствования softskills студентов как критерий качества подготовки бакалавров, специалистов, магистров. Актуальность данной проблемы продиктована необходимостью повышения конкурентоспособности выпускника вуза в контексте динамично изменяющейся современной экономической ситуации в стране и во всем мире. Цель статьи — рассмотреть инструменты и возможности совершенствования softskills студентов во время обучения в вузе, выделить наиболее эффективные из них.

Методология. В качестве методов исследования выступили: теоретический анализ отечественных и зарубежных научных источников по теме исследования; синтез, анализ, обобщение и систематизация практики вузов в сфере развития мягких навыков студентов.

Результаты заключаются в систематизации и обобщении опыта зарубежных и отечественных вузов по развитию и совершенствованиюsoftskills студентов. Показано, что в качестве эффективных инструментов, способствующих развитию и совершенствованию «мягких навыков», могут выступать: проблемно ориентированный метод обучения и проектно-организованное обучение студентов в командах; широкое внедрение в учебный процесс интерактивных методов обучения (групповые дискуссии; кейсы; ролевые, деловые игры; тренинги; дебаты и т. п.); участие студентов в профессионально ориентированных мероприятиях (тематических школах, профессиональных конкурсах и олимпиадах, участие в международных проектах и др.); волонтерская деятельность; стажировки на предприятиях и в компаниях.

Такое комплексное участие позволяет наиболее эффективно формировать необходимые профессиональные и универсальные компетенции выпускников.

В заключении обосновывается, что развитие и совершенствование «мягких навыков» студентов в вузовской среде должно начинаться с первого курса, носить системный характер и опираться на мониторинг запросов со стороны работодателей. Особое значение имеет формирование в вузе соответствующей образовательной среды, поддерживающей развитие и совершенствование softskills студентов.

Introduction. The challenges of the innovative economy consist in the development of human capital and the need to provide it with highly qualified specialists who are able to permanently adapt to social and economic changes. A special role in solving this problem, according to experts, play the so-called «soft» skills: the ability to think systematically; set goals and choose appropriate ways to achieve them; control yourself and your time; effectively interact in a team; the ability to correctly identify and set priorities for future professional growth; willingness to show leadership qualities, etc.

The article presents the possibility of development and improvement of softskills of students as a criterion of quality of training bachelors, specialists, masters. The urgency of this problem is dictated by the need to improve the competitiveness of university graduates in the context of the dynamically changing current economic situation in the country and around the world. The purpose of the article —

to consider the tools and opportunities to improve softskills of students during their studies at the University, highlighting the most effective of them.

Materials and Methods. As research methods were: theoretical analysis of domestic and foreign scientific sources on the topic of research; synthesis, analysis, generalization and systematization of the practice of universities in the development of «soft» skills of students.

Results. The results are systematization and generalization of the experience of foreign and domestic universities in the development and improvement of softskills of students. It is shown that as effective tools that contribute to the development and improvement of softskills can be: problem-oriented method of training and project-organized training of students in teams; widespread introduction into the educational process of interactive teaching methods (group discussions; cases; role-playing, business games; trainings; debates, etc.); participation of students in professionally-oriented events (thematic schools, professional competitions and Olympiads, participation in international projects, etc.); volunteer activities; internships in enterprises and companies. These activities in the complex allow the most effective to form the necessary professional and universal competence of graduates.

Conclusion. It is proved that the development and improvement of softskills of students in the university environment should begin with the first year, be systematic and rely on the monitoring of requests from employers. Of particular importance is the formation of an appropriate educational environment at the university, supporting the development and improvement of softskills of students.

Ключевые слова: качество подготовки специалиста, конкурентоспособность выпускника вуза, мягкие навыки, жесткие навыки, инструменты развития мягких навыков.

Keywords: quality of specialist training, competitiveness of university graduates, softskills, hardskills, softskills development instruments.

Введение

Ключевую роль в реализации приоритетной задачи современного российского общества — переходе к инновационной экономике — играет реформирование системы образования. В инновационном образовательном процессе, как обосновывает Е. В. Викторова, «знания, умения, навыки важны не сами по себе, а лишь как средство достижения более значимой цели — формирования активной, творческой созидательной личности, умеющей применять эти знания на практике...» [2, с. 104].

Сегодня выпускник вуза должен обладать таким набором личностных качеств, умений и навыков, которые обеспечат, с одной стороны, поступательное развитие личности, а затем и общества, в условиях перманентно изменяющейся внешней среды, а с другой, что немаловажно, повысят его конкурентоспособность.

Как справедливо отмечает Г Б. Хасанова: «С учетом ситуации с занятостью необходимо понять, что ожидают работодатели от своих сотрудников, это позволит студентам еще во время обучения приобрести необходимые качества и умения, чтобы стать конкурентоспособными на рынке труда» [15, с. 215].

Результаты отечественных и зарубежных исследований последнего десятилетия свидетельствуют о том, что softskills выпускника вуза начинают играть все более важную роль в его трудоустройстве и профессиональной адаптации.

Так, согласно исследованию требований работодателей к выпускникам вузов, проведенному Д. А. Коноплянским, в число особо ценимых работодателями «гибких навыков» вошли: интеллектуальные навыки претендентов (обучаемость, креативность, умение системно мыслить, критичность ума), личностные качества (стрессоустойчивость, гибкость, инициативность, ответственность) и коммуникативные (умение работать в команде, ведение переговоров, разрешение конфликтов) [7, с. 23].

В работе М. А. Вильчинской и С. Г Волоховой в числе навыков, наиболее значимых для работодателей, были названы: обучаемость, работа в команде и дисциплинированность, навык расстановки приоритетов, а также ориентация на результат [3, с. 41-48].

Таким образом, сегодня качество подготовки выпускника и его конкурентоспособность определяются не только степенью овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками (hardskills), но и так называемыми гибкими навыками (softskills). То есть прямой задачей вуза явля-

ется обеспечение условий и возможностей для развития данных навыков с опорой на мониторинг запросов работодателей.

Цель данной статьи — рассмотреть инструменты и возможности совершенствования softskills студентов в период обучения в вузе как критерий качества подготовки выпускника.

Методология

Несмотря на широкое использование в исследованиях отечественных и зарубежных авторов таких понятий, как универсальные компетенции [5-6, 13], надпрофессиональные компетенции [8; 10], метапредметные компетенции [14], 21st century skills [17], key skills [19; 20], life skills [18], в своей работе мы отдаем предпочтение понятию softskills, поскольку данный термин последние годы приобретает все большее распространение в международной исследовательской практике.

Под softskills, вслед за Л. К. Раицкой и Е. В. Тихоновой, мы понимаем «совокупность непрофессиональных навыков, качеств и атрибутов личности, востребованных на рынке труда для эффективной реализации профессиональных компетенций» [12, с. 359].

Предметом исследования является опыт отечественных и зарубежных вузов в контексте развития softskills студентов. В качестве базы для синтеза, анализа и обобщения практики вузов в сфере развития «мягких навыков» студентов выступили публикации отечественных и зарубежных авторов в высокорейтинговых журналах за последние десять лет.

Результаты

Как свидетельствуют результаты исследований, развитию soft-skills в практике зарубежных университетов традиционно уделяется много внимания.

Анализ инновационных педагогических технологий, применяемых в зарубежных инженерных вузах, осуществленный коллективом исследователей под руководством А. И. Чучалина, показывает, что, несмотря на разнообразие подходов, общей тенденцией является приверженность проблемно ориентированному и проектно-организованному обучению с первого курса. В практике же отечественных инженерных вузов знакомство студентов с исследовательской и проектной деятельностью начинается, как правило, на старших курсах [16].

Проектно-организованное обучение работе в команде способствует развитию навыков сотрудничества, а дополнительные к обычным занятиям профессионально ориентированные мероприятия: семинары, тренинги, летние тематические школы, международные проекты — позволяют на практике более интенсивно и эффективно формировать необходимые профессиональные и универсальные компетенции выпускников.

К числу наиболее эффективных и снискавших признание у экспертов инструментов развития softskills в зарубежных вузах, а в последнее время и в отечественных, следует отнести интерактивные методы обучения. К ним относятся: групповая дискуссия, кейс-стади, ролевая и деловая игры, дебаты. Данные методы обучения позволяют развивать «мягкие навыки», моделируя на учебных занятиях конкретные практические ситуации, с которыми специалисты могут столкнуться в реальной профессиональной деятельности.

Не последнее место в развитии softskills студентов занимают тренинги по мотивации, лидерству, менеджменту, работе в команде, управлению временем, проведению презентаций, личному развитию, организуемые университетами. К примеру, экономический факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова ежегодно проводит так называемый день тренингов МГУ, участникам которого предоставляется уникальная возможность бесплатно посетить тренинги и другие мероприятия, направленные на развитие «гибких навыков».

Нельзя недооценивать и такой инструмент развития softskills, как стажировки на предприятиях и в компаниях. Прохождение стажировок оказывает значительное влияние на подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности в целом: развиваются не только профессиональные навыки, но и коммуникативные. В ходе стажировок происходит формирование профессиональной этики и расширение сети профессиональных контактов. Зачастую именно успешное прохождение стажировок студентами является решающим фактором при приеме на работу.

Недооцененный, но весьма эффективный ресурс развития softskills студентов — волонтерская деятельность.

Согласно результатам исследования, проведенного М. А. Мазниченко и Г С. Папазян, активное участие в волонтерской деятельности формирует не только активную гражданскую позицию

и ценности гуманизма, но и способствует профессиональному самоопределению и повышению мотивации к освоению дисциплин образовательной программы.

Авторы выделяют такие преимущества волонтерской деятельности в обеспечении личностного и профессионального роста студентов, как органичное формирование универсальных и профессиональных компетенций; приобретение опыта социально ориентированной деятельности и развитие гражданских качеств; приобретение необходимых знакомств, контактов, связей; повышение уровня ответственности и самостоятельности [9, с. 104].

Вместе с тем М. А. Мазниченко и Г С. Папазян приходят к выводу, что развивающий потенциал волонтерской деятельности практически не используется в отечественных вузах как инструмент личностного и профессионального роста, развития универсальных и профессиональных компетенций студентов. Реализовать развивающий потенциал волонтерства, по их мнению, позволит создание в вузе следующих условий:

— смещение акцента с организации волонтерской деятельности студентов администрацией вуза на ее самоорганизацию;

— поддержка вузом волонтерских инициатив студентов;

— положительная обратная связь (подкрепление) достигнутых студентом результатов личностного и профессионального роста в контексте волонтерской деятельности;

— совместное участие студентов и преподавателей в волонтерской деятельности и др. [9, с. 108-109].

Данная точка зрения согласуется с мнением С. Н. Бацунова, который отмечает, что образовательная среда вуза играет особую роль в формировании softskills. Он считает, что она должна способствовать стремлению студентов к развитию, получению нового опыта, профессиональному росту, обратной связи с однокурсниками, преподавателями, работодателями и т. д. [1, с. 12-21].

В работе исследовательского коллектива под руководством А. И. Далибожко предлагается успешный опыт создания молодежной предпринимательской среды в Томском государственном университете (ТГУ) и развития softskills студентов в процессе их участия в предпринимательских проектах. Среди форм поддержки молодежной предпринимательской среды определены следующие приоритетные направления:

— инновационно-технологический бизнес-инкубатор ТГУ;

— парк социогуманитарных технологий; центр социально-профессионального волонтерства; программа «Лидерский университет»;

— команда ТГУ по международной программе Enactus [4, с. 57-74].

Активное участие в любом из выделенных направлений дает студентам возможность оценить собственный потенциал и понять, какие компетенции необходимо развивать в первую очередь.

Еще одна возможность для развития softskills студентов — реализация проектов сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями. Как отмечают исследователи, сетевое взаимодействие вуза со школами «является базовой формой организации специализированной образовательной среды для формирования мягких навыков у студентов» [11, с. 96].

Заключение

Анализ успешного опыта зарубежных и отечественных вузов показывает, что арсенал инструментов развития softskills студентов достаточно широк. К ним следует отнести: проблемно ориентированный метод обучения; проектно-организованное обучение студентов в команде; широкое внедрение в образовательный процесс интерактивных методов обучения (групповые дискуссии; кейсы; ролевые, деловые игры; тренинги; дебаты и т. п.); стажировки на предприятиях и в компаниях; волонтерскую деятельность; практический опыт работы в студенческом городке и в вузе; участие в профессионально ориентированных мероприятиях (тематических школах, международных проектах и др.).

Ключом к успеху в развитии softskills студентов, а следовательно и повышению их конкурентоспособности, является формирование особой образовательной среды вуза, позволяющей обеспечить совершенствование данных навыков на практике с первого курса.

Актуальной исследовательской задачей является анализ и обобщение успешного опыта отечественных и зарубежных вузов в развитии «гибких навыков» студентов, а также поиск новых инструментов развития softskills.

Литература

1. Современные детерминанты развития softskills / С. Н. Бацунов, И. И. Дереча, И. М. Кунгурова, Е. В. Слизкова [Электронный ресурс] // Концепт. 2018. № 4 (апрель). С. 12-21. URL: http://e-koncept.ru/2018/181018.htm. [дата обращения: 07.08.2019].

2. Викторова Е. В. Высшее образование и человеческий капитал в инновационной экономике // Инновации. 2011. № 6. С. 100-107.

3. Вильчинская М. А., Волохова С. Г. Конкурентоспособность выпускников вузов глазами работодателя // Вестник Бурятского государственного университета. 2017. № 4. С. 41-48.

4. Далибожко А., Герман М., Краковецкая И. Повышение конкурентоспособности выпускников университета на рынке труда: возможность формирования твердых и мягких навыков в международной программе Enactus // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. 2018. № 1. С. 57-74.

5. Перспективы деятельностного подхода к формированию универсальных компетенций студентов / О. Б. Капичникова, О. В. Романова, Е. Н. Дидусенко, А. И. Капичников // Высшее образование сегодня. 2019. № 5. С. 21-24.

6. Киселев А. А. Формирование универсальных компетенций у студентов отечественных вузов в соответствии с ФГОС ВО 3++ // Альманах мировой науки. 2018. № 6 (26). С. 51-53.

7. Коноплянский Д. А. Требования рынка труда к подготовке конкурентоспособных выпускников вуза // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 3. С. 20-25.

8. Копытова С. М. Надпрофессиональные компетенции как условие профессионализма специалиста и их формирование в системе дополнительного образования // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2018. Т. 279, № 2. С. 77-81.

9. Мазниченко М. А., Папазян Г. С. Педагогические условия личностного и профессионального роста студентов в контексте волонтерской деятельности // Высшее образование в России. 2018. № 2 (220). С. 103-113.

10. Максименко Л. С., Дерновая А. О. Теоретические подходы к определению профессиональных и надпрофессиональных компетенций в условиях современной экономики // Актуальные научные исследования в современном мире. 2019. № 1-1 (45). С. 30-34.

11. Патлина А. С., Попова Е. Д. Сетевое взаимодействие вузов и школ как условие формирования softskills студентов // Педагогический имидж. 2017. № 2 (35). С. 94-103.

12. Раицкая Л. К., Тихонова Е. В. Softskills в представлении преподавателей и студентов российских университетов в контексте мирового опыта // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2018. Т. 15, № 3. С. 350-363.

13. Тарханова И. Ю. Формирование универсальных компетенций студентов вуза средствами учебной и производственной практики // Социально-политические исследования. 2019. № 1. С. 110-118.

14. Тимощук Н. А. К вопросу о формировании метапредметных компетенций у будущих бакалавров и специалистов // Самарский научный вестник. 2016. № 2 (15). С. 189-194.

15. Хасанова Г. Б. Требования работодателей к выпускникам инженерных вузов // Вестник Казанского технологического университета. 2012. Т. 15, № 20. С. 215-217.

16. Чучалин А. И., Минин М. Г., Кулюкина Е. С. Опыт формирования профессиональных и универсальных компетенций выпускников инженерных программ в зарубежных вузах // Высшее образование в России. 2010. № 10. С. 105-115.

17. Ananiadou K., Claro M. 21st century skills and competences for new millennium learners in OECD countries. OECD education working papers. Paris : OECD Publishing, 2009. 33 p. Doi: 10.1787/218525261154.

18. Global Evaluation of Life Skills Education Programmes [Электронный ресурс]. New York, 2012. 150 p. URL: https://www. unicef.org/evaldatabase/files/UNICEF_GLS_Web.pdf (дата обращения: 07.08.2019).

19. Rychen D. S., Hirsch S. L. Key Mmpetencies for a successful life and a wellfunctioning society. Cambridge, MA : Hogrefe & Huber, 2003. 218 p.

20. Rychen D. S. Developing key competencies in education: some lessons from international and national experience. Paris : International bureau of education, 2004. 80 p.

References

1. Batcunov S. N., Derecha I. I., Kungurova I. M., Slizkova E. V. Sovremennye determinanty razvitiya softskills [Modern determinants of the softskills developments]. Concept, 2018, no. 4, pp. 12-21. Available at: http://e-koncept.ru/2018/181018.htm (accessed 07.08.2019). (In Russian).

2. Viktorova E. V. Vysshee obrazovanie i chelovecheskij kapital v innovacionnoj ekonomike [Higher education and human capital in innovative economy]. Innovations, 2011, no. 6, pp. 100-107. (In Russian).

3. Vilchinskaya M. A., Volohova S. G. Konkurentosposobnost' vypusknikov vuzov glazami rabotodatelya [Competitiveness of university graduates through the lens of employers]. The Buryat State University Bulletin, 2017, no. 4, pp. 41-48. (In Russian).

4. Dalibozhko A., German M., Krakoveckaya I. Povyshenie konkurentosposobnosti vypusknikov universiteta na rynke truda: vozmozhnost' formirovaniya tverdyh i myagkih navykov v mezhdunarodnoj programme Enactus [Increasing the competitiveness of university graduates in the labor market: the possibility of forming hard and softskills in the international program Enactus]. The Bulletin of the Far Eastern Federal University. Economics and Management, 2018, no. 1, pp. 57-74. (In Russian).

5. Kapichnikova O. B., Romanova O. V., Didusenko E. N., Kapichnikov A. I. Perspektivy deyatel'nostnogo podhoda k formirovaniyu universal'nyh kompetencij studentov [Prospects of a Pro-Active Approach to Formation of the Student's Versatile Skill Set]. Higher Education Today, 2019, no. 5, pp. 21-24. (In Russian).

6. Kiselev A. A. Formirovanie universal'nyh kompetencij u studentov otechestvennyh vuzov v sootvetstvii s FGOS VO 3++ [The formation of universal competencies among students of domestic universities in accordance with the Federal State Educational Standard of Higher Education 3 ++]. Almanac of World Science, 2018, no. 6 (26), pp. 51-53. (In Russian).

7. Konoplyansky D. A. Trebovaniya rynka truda k podgotovke konkurentosposobnyh vypusknikov vuza [The requirements of the labour market for competitive graduates training]. Bulletin of Kemerovo State University. Series: Humanities and social Sciences, 2017, no. 3, pp. 20-25. (In Russian).

8. Kopytova S. M. Nadprofessional'nye kompetencii kak uslovie professionalizma specialista i ih formirovanie v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya [Extraprofessional competences as a condition of a specialist's professionalism and their formation in the context of the adult education system]. Izvestia Voronezh State Pedagogical University, 2018, vol. 279, no. 2 (279), pp. 77-81. (In Russian).

9. Maznichenko M. A., Papazyan G. S. Pedagogicheskie usloviya lichnostnogo i professional'nogo rosta studentov v kontekste volontyorskoj deyatel'nosti [Pedagogical conditions of personal and professional growth of students in the context of volunteer activities]. Higher Education in Russia, 2018, no. 2, pp. 103-113. (In Russian).

10. Maksimenko L. S., Dernovaya A. O. Teoreticheskie podhody k opredeleniyu professional'nyh i nadprofessional'nyh kompetencij v usloviyah sovremennoj ekonomiki [Theoretical approaches to the definition of professional and cross-professional competences in conditions of modern economy]. Actual Scientific Research in the Modern World, 2019, no. 1-1 (45), pp. 30-34. (In Russian).

11. Patlina A. S., Popova, E. D. Setevoe vzaimodejstvie vuzov i shkol kak uslovie formirovaniya softskills studentov [Networking of the Universities and Schools as a Condition for Forming Students' Soft Skills]. Pedagogical image, 2017, no. 2 (35), pp. 94-103. (In Russian).

12. Raickaya L. K., Tikhonov E. V. Softskills v predstavlenii prepodavatelej i studentov rossijskih universitetov v kontekste mirovogo opyta [Perceptions of softskills by Russia's university lecturers and students in the context of the world experience]. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 2018, vol. 15, no. 3, pp. 350-363. (In Russian).

13. Tarhanova I. Yu. Formirovanie universal'nyh kompetencij studentov vuza sredstvami uchebnoj i proizvodstvennoj praktiki [Formation of universal competencies of university students by means of educational and practical training]. Socio-Political Studies, 2019, no. 1, pp. 110-118. (In Russian).

14. Timoschuk N. A. K voprosu o formirovanii metapredmetnyh kompetencij u budushchih bakalavrov i specialistov [Meta-subject competence development of future bachelors and specialists]. Samara Journal of Science, 2016, no. 2 (15), pp. 189-194. (In Russian).

15. Hasanova G. B. Trebovaniya rabotodatelej k vypusknikam inzhenernyh vuzov [Requirements of employers to graduates of engineering universities]. Bulletin of Kazan Technological University, 2012, vol. 15, no. 20, pp. 215-217. (In Russian).

16. Chuchalin A. I., Minin M. G., Kulyukina E. S. Opyt formirovaniya professional'nyh i universal'nyh kompetencij vypusknikov inzhenernyh programm v zarubezhnyh vuzah [Foreign universities experience in development of professional and transferrable competencies of engineering programme graduates]. Higher Education in Russia, 2010, no. 10, pp. 105-115. (In Russian).

17. Ananiadou K., Claro M. 21st century skills and competences for new millennium learners in OECD countries. OECD education working papers. Paris, OECD Publishing, 2009, 33 p. Doi: 10.1787/218525261154.

18. Global Evaluation of Life Skills Education Programmes. New York, 2012. 150 p. Available at: https://www.unicef.org/ evaldatabase/files/UNICEF_GLS_Web.pdf (accessed 07.08.2019).

19. Rychen D. S., Hirsch S. L. Key Mmpetencies for a successful life and a wellfunctioning society. Cambridge, MA, Hogrefe & Huber, 2003, 218 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Rychen D. S. Developing key competencies in education: some lessons from international and national experience. Paris, International bureau of education, 2004, 80 p.

УДК/UDC 374.7 Е. Ю. Левина, С. Г. Никулин

E. Levina, S. Nikulin

СОЦИОКОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД В КОНЦЕПЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ

SOCIO-COGNITIVE APPROACH IN THE CONCEPT OF ADULT EDUCATION

Введение. В статье представлено исследование по проблеме поиска новых возможностей совершенствования образования взрослых при учете его специфических внешних и внутренних факторов. Цель статьи — обоснование социокогнитивного подхода и его принципов как перспективной методологии обучения взрослых в рамках системы дополнительного профессионального образования.

Методология. Исследование осуществлено на основе анализа положений теории контекстного обучения, условно ограничивающей содержание обучения будущей профессиональной деятельностью обучающегося. Социокогнитивное представление обусловливает поиск и формирование образов и образцов профессиональной деятельности.

Результаты. Авторами доказано, что социокогнитивный подход и его принципы способны в современных условиях расширить методологию образования взрослых, формируя как необходимые для профессии компетенции, так и профессиональную культуру обучающегося взрослого. Актуализированы ситуационные задачи как одна из технологий достижения метапредметных результатов в образовании взрослых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.