Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ SOFT SKILLS ("ГИБКИХ НАВЫКОВ") ДЛЯ УСПЕШНОЙ КАРЬЕРЫ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА'

РАЗВИТИЕ SOFT SKILLS ("ГИБКИХ НАВЫКОВ") ДЛЯ УСПЕШНОЙ КАРЬЕРЫ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1524
300
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЯГКИЕ НАВЫКИ / ЖЕСТКИЕ НАВЫКИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / SOFT SKILLS / HARD SKILLS / EDUCATIONAL STANDARD / PERSONAL GROWTH / SELF-IMPROVEMENT / UNIVERSAL COMPETENCIES / LABOR FUNCTIONS / EMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хижная Анна Владимировна, Быстрова Наталья Васильевна, Шарыгина Екатерина Николаевна

В статье раскрыты вопросы содержания, оценки состояния и основные направления формирования так называемых soft skills («гибких навыков»), которые принято трактовать как общекультурные компетенции. По мнению авторов, важной чертой soft skills для будущих специалистов является адаптивность или гибкость, проявляющаяся в том, что можно одинаково хорошо работать в различных ситуациях, а также уметь переключаться с одной ситуации на другую, не переставая успешно выполнять свои задачи. Авторы акцентируют внимание на том, что soft skills представляет собой комплекс неспециализированных, важных для карьеры надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность и являются сквозными, то есть, не связаны с конкретной предметной областью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хижная Анна Владимировна, Быстрова Наталья Васильевна, Шарыгина Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SOFT SKILLS (“FLEXIBLE SKILLS”) FOR A SUCCESSFUL CAREER OF UNIVERSITY GRADUATES

The article reveals the issues of content, state assessment and the main directions of the formation of the so-called soft skills (“flexible skills”), which are usually interpreted as general cultural competencies. According to the authors, an important feature of soft skills for future specialists is adaptability or flexibility, which manifests itself in the fact that you can work equally well in different situations, as well as be able to switch from one situation to another without ceasing to successfully complete your tasks. The authors focus on the fact that soft skills is a complex of non-specialized, career-important over-professional skills that are responsible for successful participation in the work process, high productivity and are cross-cutting, that is, are not related to a specific subject area.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ SOFT SKILLS ("ГИБКИХ НАВЫКОВ") ДЛЯ УСПЕШНОЙ КАРЬЕРЫ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА»

Выводы. Таким образом, теоретической базой построения системы формирования исследовательских умений служат выше перечисленные принципы и концепции, которыми необходимо руководствоваться при реализации исследовательской деятельности. Помимо этого, необходимо обращать внимание и на выбор методов исследовательской деятельности с учетом целей, задач и содержания выбранного вида деятельности. Эффективность формирования исследовательских навыков и умений у будущего специалиста определяется степенью реализации вышеописанных принципов, позволяющие выстроить эффективную модель исследовательской деятельности будущего специалиста. Формирование исследовательских умений будущих специалистов выступает важной задачей в системе вузовской профессиональной подготовки, которое определяет во многом готовность к учительской деятельности в рамках требований, предъявляемых ФГОС.

Литература:

1. Горбунова Н.В. Подготовка кадров высшей квалификации: от начала пути к успеху // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51-2. С. 127-131.

2. Горбунова Н.В. Проектирование и создание инновационной образовательной среды высшего учебного заведения // Проблемы современного педагогического образования. 2015. № 46-1. С. 223-229.

3. Горбунова Н.В., Фоминых Н.Ю. Личность учителя через призму тысячелетий // Проблемы современного педагогического образования. 2015. № 48-1. С. 90-100.

4. Загвязинский В.И. и др. Педагогический словарь - М.: Академия, 2008. - 343 с.

5. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых - М.: Просвещение, 1985. - 184 с.

6. Микулинский С.Р. и др. Психология научного творчества и науковедение // Научное творчество. -М.: Наука, 1969. - С. 5-22.

7. Немов P.C. Социально-психологический анализ эффективности деятельности коллектива - М.: Педагогика, 1984. - 231 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Хижная Анна Владимировна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Шарыгина Екатерина Николаевна Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

РАЗВИТИЕ SOFT SKILLS («ГИБКИХ НАВЫКОВ») ДЛЯ УСПЕШНОЙ КАРЬЕРЫ ВЫПУСКНИКОВ

ВУЗА

Аннотация. В статье раскрыты вопросы содержания, оценки состояния и основные направления формирования так называемых soft skills («гибких навыков»), которые принято трактовать как общекультурные компетенции. По мнению авторов, важной чертой soft skills для будущих специалистов является адаптивность или гибкость, проявляющаяся в том, что можно одинаково хорошо работать в различных ситуациях, а также уметь переключаться с одной ситуации на другую, не переставая успешно выполнять свои задачи. Авторы акцентируют внимание на том, что soft skills представляет собой комплекс неспециализированных, важных для карьеры надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность и являются сквозными, то есть, не связаны с конкретной предметной областью.

Ключевые слова: мягкие навыки, жесткие навыки, образовательный стандарт, личностный рост, самосовершенствование, универсальные компетенции, трудовые функции, трудоустройство.

Annotation. The article reveals the issues of content, state assessment and the main directions of the formation of the so-called soft skills ("flexible skills"), which are usually interpreted as general cultural competencies. According to the authors, an important feature of soft skills for future specialists is adaptability or flexibility, which manifests itself in the fact that you can work equally well in different situations, as well as be able to switch from one situation to another without ceasing to successfully complete your tasks. The authors focus on the fact that soft skills is a complex of non-specialized, career-important over-professional skills that are responsible for successful participation in the work process, high productivity and are cross-cutting, that is, are not related to a specific subject area.

Keywords: soft skills, hard skills, educational standard, personal growth, self-improvement, universal competencies, labor functions, employment.

Введение. Все аспекты человеческой жизни в современном мире претерпевают изменения. Появляются новые сферы профессиональной деятельности, меняются запросы рынка труда. Тем не менее, в представлении людей все еще остается образ специалиста, результативность которого зависит от степени его владения профессиональными навыками. Однако технический прогресс доказывает нам, что многие виды деятельности могут быть автоматизированы, а значит безусловного знания своего дела специалистом сейчас недостаточно [6]. На смену профессионалу-отличнику приходит специалист, обладающий способностью мгновенно реагировать на вызовы общества и выстраивать продуктивную стратегию взаимодействия с окружающим миром. К тому же исследования о спросе рынка труда, участниками, которых являются работодатели, указывают, что более востребованными становятся кандидаты, обладающие высокой способностью к обучению и умением ладить с коллективом. При этом качество владения специальными навыками зачастую уходит на второй план [10]. В связи с этим возникает острая необходимость пересмотра важных для карьеры надпрофессиональных навыков, способствующих выстраиванию траектории карьерного успеха.

Изложение основного материала статьи. Во всех федеральных государственных образовательных стандартах по специальностям, входящим в список наиболее приоритетных направлений развития

образования, в требованиях к результатам освоения образовательной программы указано, что у выпускника должны быть сформированы общие и профессиональные компетенции.

При этом общие компетенции понимаются, как способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности [3]. Под профессиональными компетенциями чаще всего понимают способность сотрудника выполнять конкретные профессиональные задачи в соответствии с заданными стандартами. То есть, как способность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при выполнении задания, решении задачи профессиональной деятельности [1].

Понятия «общие компетенции» и «soft skills» с одной стороны близки по своему значению, но детальный анализ показывает, что понятие «гибких навыков» более широкое. Их часто называют «личными качествами», подчеркивая прямую зависимость между soft skills и характером человека, его темпераментом и личным опытом. Поэтому профессиональное образование, которое обеспечивает страну квалифицированными рабочими, служащими и специалистами среднего звена, должно быть направлено не только на формирование общих и профессиональных компетенций, но и, в ответ на требования работодателей, на развитие «гибких навыков».

Понятия «soft skills» и «hard skills» пришли в систему образования из бизнес-среды, где данные термины рассматриваются как качества, по которым происходит отбор соискателей на конкретные должности. Концепция «Soft skills» становится объектом активных обсуждений западной педагогической науки с 2000 года. Последнее десятилетие ознаменовано активным внедрением данной концепции в систему образования зарубежных организаций, оказывающих образовательные услуги [8].

Проанализировав источники и труды отечественных и зарубежных авторов, можно заметить, что существуют различные подходы к пониманию термина<^ой skills». Этот факт объясняется разнообразием научных интересов каждого из них, например:

- «мягкие» навыки как индивидуальные качества, позволяющие человеку обеспечивать благоприятное и эффективное взаимодействие с его окружением [5]. Помимо этого, данные навыки могут пониматься как комплекс надпрофессиональных навыков, которые способствуют достижению успеха в профессиональной деятельности, не коррелируясь при этом с предметной областью [1];

- soft skills как психологическое явление, объединяющее в себе социально-трудовые и мотивационные характеристики навыков, проявляющихся в ситуациях человеческого взаимодействия [11];

- «гибкие» навыки как комплекс непрофессиональных качеств и навыков личности, обладающих большим спросом на рынке труда и обеспечивающих успешное осуществление профессиональных компетенций [8].

В настоящий момент не существует единого всеобъемлющего определения термина. Это создает некоторую трудность в рассмотрении проблемы подобных навыков, однако так или иначе выводы взаимосвязаны и во многом дополняют друг друга. Стоит отметить, что степень развития soft skills сложно определить однозначно, так как навыки не поддаются какой-либо шкале измерения и не имеют четких критериев оценки. Подобные умения не зависят от квалификации или профиля образования, в отличие от hardskills (профессиональные, устойчивые навыки, входящие в перечень требований, легко измеримые) [4]. Большое влияние на softskills оказывают жизненный опыт, личные качества и сложившееся мировоззрение человека.

Раскрывая содержание концепции soft skills, можно выделить ее основные характеристики:

- коммуникативные навыки: умение слушать, способность находить общий язык с людьми и поддерживать взаимосвязь с коллективом, навык логично, обоснованно, внятно формулировать и транслировать свои мысли [3];

- социальные навыки: навык убеждения, способность найти индивидуальный подход к каждому человеку, эффективно проявлять лидерские качества, осознавать свою мотивацию испособствовать мотивации окружающих, а также учитывать их потребности и грамотно соотносить с личными потребностями [8];

- навык целеполагания, планирования, тайм-менеджмента, способность к поиску самостоятельных и креативных решений [16];

- способность к мгновенной адаптации и стрессоустойчивость, навык решения конфликтных ситуаций [7];

- выраженное стремление к личностному росту, желание внести свой вклад в развитие организации [9].

Таким образом, soft skills демонстрируются в процессе взаимодействия человека в той или иной

профессиональной группе людей и включают в себя креативность, групповую работу, вербальную и невербальную коммуникацию, способность брать дело в свои руки, умение грамотно расставлять приоритеты, повышая эффективность профессиональной деятельности, способность быстро адаптироваться, не теряя при этом продуктивности, способность правильно организовывать не только свою деятельность, но и деятельность окружающих, демонстрируя таким образом лидерские качества.

Одним из ключевых навыков softskills, на котором стоит заострить внимание, выступает эмоциональный интеллект. Данный навык является совокупностью способностей, оказывающих помощь в процессе самопознания, саморефлексии, самоконтроля и формируется, в первую очередь, через осознание собственных эмоций [10].

Выделяют несколько компонентов эмоционального интеллекта [15].

1. Самосознание - способность к пониманию своего внутреннего эмоционального состояния, предшествующих ему причин, а также способность к интуитивному понимаю ситуации.

2. Саморегуляция - способность к управлению и манипуляции эмоциональными реакциями. Саморегуляция способствует поддержанию соответствующего поведения, спокойствия и способности адекватного мышления вне зависимости от внешних нагрузок и раздражителей.

3. Мотивация - процесс, побуждающий к формированию целей и их достижению.

4. Эмпатия -способность видеть ситуацию с точки зрения другого человека и понимать его чувства.

5. Навыки отношений - способность выстраивать положительное взаимодействие с людьми различного социального положения.

Концепция эмоционального интеллекта выступает в некотором роде следствием развития идеи о социальном интеллекте. С большой вероятностью можно сказать, что более успешным в общении с людьми

будет человек, умеющий подстраиваться по ситуацию, находить общие темы для разговора и сочувствовать окружающим людям.

Современные работодатели ожидают от сотрудника большей самостоятельности, способности регулировать собственную работу, знать основы тайм менеджмента. Современный специалист должен уметь принимать решения в критических ситуациях, решать возникающие перед ним профессиональные и надпрофессиональные проблемы. К тому же в условиях технического прогресса и быстро меняющейся бизнес-среды для создания большинства товаров и услуг требуется кооперация профессионалов из разных областей.

Эффективность каждой профессиональной сферы деятельности во многом обусловлена умением специалиста поддерживать эффективные межличностные контакты с другими сотрудниками различных уровней [10]. При этом нельзя забывать о том, что любая профессиональная деятельность в той или иной степени требует эмоционального реагирования. В этом случае искусство управления эмоциями состоит как в том, чтобы чувствовать другого человека, так ив том, чтобы своевременно и грамотно давать выход собственным эмоциональным напряжениям. Игнорирование данного положения провоцирует обострение отрицательных личностных качеств сотрудника. Речь идет о тревожности, раздражительности и даже эмоциональном выгорании, которые, в свою очередь, несут негативное влияние на окружающих.

Выводы. На сегодняшний день конкурентным преимуществом на рынке труда становится у сотрудников наличие «мягких навыков». Работодатели указывают на низкий уровень межличностных, коммуникативных и аналитических способностей выпускников. Задачи профессионального учебного заведения - формирование и развитие мягких навыков. Несмотря на всю сложность освоения и корректировки такого рода навыков, работа по их формированию в ходе профессионального обучения в вузе позволит привлечь внимание студентов к роли личностных, межличностных, профессиональных способностей для осуществления эффективной трудовой деятельности и успешного карьерного роста. Формирование «гибких навыков» должно происходить не только при изучении общепрофессиональных дисциплин и междисциплинарных курсов, совместно с формированием общих и профессиональных компетенций, но и при изучении дисциплин общеобразовательного цикла.

В настоящее время работодатели отдают предпочтение кандидатам, которые обладают мобильностью, системным мышлением, а также широко осведомлены в разных областях жизни и находятся в курсе инновационных процессов. Изменить индивидуальные особенности практически невозможно, но во власти человека их развивать и контролировать. К тому же часто случается так, что отсутствие или недостаточное проявление одной черты характера компенсируется другими, более развитыми [10]. Личные характеристики, которые представляют собой уникальные качества студентов и уровень развития soft skills играют важную роль не только в осуществлении профессиональной деятельности, но и в целом значительно повышает конкурентоспособность обучающегося.

Результаты проведенного исследования показали, что «гибкие навыки» — это собирательный термин, ссылающийся на множество вариантов поведения, которые помогают людям работать, а также успешно социализироваться. Социализация — это когда человек взаимодействует с другими людьми, даже если это взаимодействие происходит не лично лицом к лицу, а через интернет, телефон или даже через бумажные письма. Soft skills применяются в любой индустрии, любой профессии, любом виде деятельности и любом взаимодействии между людьми. Softskills включают в себя хорошие устные и письменные коммуникационные навыки, способность сочувствовать и сопереживать другим; способность сотрудничать и вести переговоры; готовность решать проблемы и навыки урегулировать конфликты.

Литература:

1. Беркович М.И., Кофанова Т.А. Тихонова С.С., Softskills (мягкие компетенции) бакалавра: оценка состояния и направления формирования // Вестник Воронежского государственного университета Серия: Экономика и управление. 2018. № 4. С. 63-68.

2. Ветошкина Т.А., Полянок О.В. Роль «жестких» (hardskills) и «мягких» (softskills) компетенций в профессиональной деятельности // Агропродовольственная политика России. 2017. № 12(72). С. 58-62.

3. Бацунов С.Н, Дереча И.И., Кунгурова И.М., Слизкова Е.В. Современные детерминанты развития softskills // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2018. № 4. С. 198-207.

4. Быстрова Н.В., Коняева Е.А., Царапкина Ю.М., Цыплакова С.А. Инновационная деятельность при формировании профессионально-педагогической компетентности студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-4. С. 48-51.

5. Быстрова Н.В., Хижная А.В., Емелина А.В., Сундеева М.О. Основные принципы функционирования и развития воспитательной системы общеобразовательной организации // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 25-28.

6. Быстрова Н.В., Яров Р.Б. Современные педагогические технологии как средство подготовки компетентных специалистов // В сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2018. С. 158-161.

7. Волкова М.Э. Формирование soft-skills у студентов педагогических специальностей: теоретический анализ // Студенческая наука и XXI век. 2017. № 15. С. 224-226.

8. Григорян Н.М., Быстрова Н.В. Личностное развитие педагога в системе профессионального образования // В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития сборник статей по материалам V Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2018. С. 35-38.

9. Ивонина А.И., Чуланова О.Л., Давлетшина Ю.М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hardskills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников // Интернет-журнал Науковедение. 2017. Том 9 № 1. С. 90.

10. Козлова Е.А., Толстенева А.А., Груздева М.Л., Хижная А.В. Проектирование и реализация работы студенческих объединений в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4. С. 63.

11. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Методика исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 1 (26). С. 2.

12. Перевощикова Е.Н. Рейтинг-план как механизм оценивания степени сформированности компетенций // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 2 (23). С. 9.

13. Филатова О.Н., Крупа В.В., Быстрова Н.В. Сквозное профессиональное образование в стратегии развития цифровых технологий // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-2. С. 200-202.

14. Фоменко М.В., Хижная А.В. Социально-психологические аспекты формирования толерантной личности // В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2015. С. 128.

15. Хижная А.В., Семенова К.А., Хрулева О.С. Профессиональное воспитание студентов вуза // В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития сборник статей по материалам V Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2018. С. 98-100.

16. Цыплакова С.А., Быстрова Н.В., Тюмина Н.С., Сергеева Д.С. Проектирование учебной деятельности студентов вуза // Школа будущего. 2018. № 1. С. 97-103.

Педагогика

УДК 378

помощник Министра образования и науки Чеченской Республики Цуруев Шамхан Шарипович

Министерство образования и науки Чеченской Республики (г. Грозный)

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПСИХОЛОГУ В РАМКАХ ТОЛЕРАНТНОГО ВОСПРИЯТИЯ

СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ РАЗЛИЧИЙ

Аннотация. В статье выявлены базовые требования к психологу в рамках толерантного восприятия социокультурных различий между этносами и культурами Чеченской многонациональной республики. Сделан вывод о том, что педагог-психолог должен быть готов для осуществления своей профессиональной деятельности в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта, обороноспособности страны, юриспруденции, управления, социальной помощи населению. Процесс профессиональной подготовки психолога должен быть направлен на подготовку обучающихся к реальной жизни в полинациональной среде, на готовность выпускника занять собственную активную позицию, способного встать на защиту интересов своего клиента ради гуманных целей, независимо от статуса, расы, национальности, стиля поведения.

Ключевые слова: толерантность, толерантное восприятие, личность, социокультурные различия.

Annotation. The article identifies the basic requirements for a psychologist within the framework of a tolerant perception of sociocultural differences between ethnic groups and cultures of the Chechen multinational republic. It is concluded that the teacher-psychologist must be ready to carry out his professional activities in the field of education, health, culture, sports, the country's defense, jurisprudence, management, and social assistance to the population. The process of training a psychologist should be aimed at preparing students for real life in a multinational environment, at the readiness of the graduate to take his own active position, able to defend the interests of his client for the sake of humane goals, regardless of status, race, nationality, behavior style.

Keywords: tolerance, tolerant perception, personality, sociocultural differences.

Введение. Проблема формирования у психолога способности толерантно воспринимать социальные и культурные различия в ходе профессиональной деятельности всегда находилась в центре внимания социологов, психологов, культурных антропологов, философов. В течение многих десятилетий ведущие психологи, педагоги, социологии пытаются ответить на главный вопрос человечества - как артикулируется и поддерживается в многонациональных сообществах социокультурное разнообразие в эпоху стремительных изменений, глобализационных процессов, постоянного притока иммигрантов в чуждую для них среду.

Изложение основного материала статьи. Социокультурное познание и понимание психологом многообразного, поликультурного окружающего мира и среды формируется внутри его личности. Параллельно этому идет процесс конструирования психологом социокультурной реальности через механизмы социокультурных различений и идентификаций в каждой конкретной профессиональной ситуации, в ходе взаимодействия субъектов профессиональной коммуникации.

В ходе профессиональной консультации или работы с клиентом психологу помогают различные процедуры различений, ведущие к их пониманию и осознанию, а функцией таких различий в свою очередь является осознание и принятие «другого» не только консультирующего, но и консультируемого, достижение ими социокультурной идентичности и фиксирование социокультурных различий. Способность к самоидентификации себя с другими, похожими с тобой целым рядом социокультурных составляющих, предполагает параллельно и другой процесс - процесс различения себя с другими. Эти процедуры различения, встроенные в систему ориентирования личности как опознавательные инструменты, позволяют психологу предельно точно определять и находить свое место в социокультурном многообразии, выбирая определенный образ жизни и стиль поведения, характерные для каждого региона нашей многонациональной, поликультурной страны. Различая и, как-бы разграничивая себя с другими культурными субъектами, психолог, с одной стороны - конструирует свой жизненный мир и среду, где есть место его самоидентификации со «своими», выделяет и интегрируя в нем отдельные стороны и грани, которые схожи с его собственной природой, с собственными представлениями о жизни, о манере поведения. С другой стороны - он отчетливо видит различия с «другим», но при этом его не волнует непохожесть с «другим», а напротив вызывает неподдельный интерес к иной культуре, традициям, стилю поведения. И только в особых случаях психолог прибегает к коррекции, если этот стиль поведения и манера коммуникации «другого» (консультируемого) выходит за рамки и правила допустимого общения.

Сегодня существуют простые социокультурные различия: такие как «наши и не наши», «мы-они», «я и он-другой», «свой-чужой», «белые и красные», «атеисты-безбожники». Наравне с элементарными различиями выявлены более тяжелые, сложные, цивилизационные и культурные различия: это «Юг-Север, «Запад - Восток», «город-деревня» и пр. Социокультурные различия, существующие в обществе важно знать, понимать и толерантно воспринимать практикующему психологу, на прием к которому приходят клиенты, представители разных национальностей, культурных сообществ, разных стилей поведения. Все это,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.