15. Федеральный закон №181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 29.12.2015) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант +» [сайт]. URL: http://www.consultant.ru /document/ _dok_LAW_166137/ (дата обращения: 09.11.2016).
16. Цыплакова С.А., Быстрова Н.В., Тюмина Н.С., Сергеева Д.С. Проектирование учебной деятельности студентов вуза // Школа будущего. 2018. № 1. С. 97-103.
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент Цыплакова Светлана Анатольевна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Выстороп Ольга Георгиевна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ
Аннотация. В данной статье авторами рассматривается исследование социальной адаптации иностранных студентов в вузе. Определено, что процесс социальной адаптации является многогранным, поэтапным, и различается по видам. С помощью социального исследования авторами выявлены проблемы процесса адаптации иностранных студентов, такие как: трудности в освоении профессиональной терминологии; трудности межкультурного общения; отсутствие мотивации к участию в межкультурных мероприятиях. Авторами разработан педагогический проект, нацеленный на ускорение социальной адаптации иностранных студентов в ВУЗе, на примере факультета социально-технических сервисов НГПУ им.К. Минина. Определено, что сложнее всего иностранным студентам учиться в университете, отдыхать, общаться с руководством, общаться с другими людьми. Таким образом, явно выявлены проблемы в межличностном общении, а также проблемы с досугом.
Ключевые слова: профессиональное обучение, социальная адаптация.
Annotation. In this article, the authors consider a study of the social adaptation of foreign students at a university. It is determined that the process of social adaptation is multifaceted, phased, and varies by type. Using social research, the authors identified problems in the process of adaptation of foreign students, such as: difficulties in mastering professional terminology; difficulties in intercultural communication; lack of motivation to participate in intercultural activities. The authors developed a pedagogical project aimed at accelerating the social adaptation of foreign students at a university, using the example of the faculty of social and technical services of NGPU named after K. Minin. It was determined that it is most difficult for foreign students to study at a university, relax, communicate with management, communicate with other people. Thus, problems in interpersonal communication are clearly identified, as well as problems with leisure.
Keywords: vocational training, social adaptation.
Введение. В связи с ростом развития межнациональных контактов большую роль приобретают вопросы социальной адаптации студентов иностранных государств к образовательному пространству в вузах Российской Федерации.
Изучение данного феномена в условия современного мирового общества, а так же социума отдельных стран и требований к системе образования необходимо рассматривать с культурологических, философских, психологических, педагогических позиций.
С философской точки зрения дефениция «адаптация» является социальным понятием, определяющим виды взаимодействия личности с членами группы людей в социальной среде. Проблемы исследования адаптации рассматривались многими учеными, в числе которых Р. Декарт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм и другие.
Изложение основного материала статьи. Численность иностранных студентов в Мининском университете увеличивается с каждых годом. В 2012-2013 году их количество варьировалось на уровне пятнадцати человек обучающихся на факультете управления и социально-технических сервисов. В 2015-2016 учебном году факультет управления и социально-технических сервисов осуществлял подготовку шестьдесят четыре иностранных студентов. В 2019-2020 учебном году количество иностранных обучающихся составляет более восьмидесяти человек на всех курсах обучения.
Большинство студентов прибыло из Республики Туркменистан, также есть представители таких стран, как Кот'Дивуар, Абхазия, Грузия, Молдова, Турция, Украина, Узбекистан, Луанда, Колумбия, Конго, Сирия и др. Нами было проведен анализ национального состава, гражданства и распределения по возрастным и половым признакам студентов факультета управления и социально-технических сервисов.
На сегодняшний день доля иностранных студентов факультета управления и социально технических сервисов равна десяти процентам к целочисленному составу студентов факультета. Данный контингент обучающихся требует к себе особого внимания, прежде всего из-за того, что попадая в новую, не знакомую среду обитания, иностранный студент, испытывает большие трудности как в личностном, так и профессиональном плане.
Эффективность обучения студента-иностранца зависит от того, насколько успешно он адаптируется к новой среде. Помочь ему в этом важная задача как профессорско-преподавательского состава, так и студенческого сообщества.
В связи с этими на первом этапе (информационно-аналитическом) работы над проектом социальной адаптации иностранных студентов в вузе нами была разработана анкета для иностранных студентов. Анкетирование проводится в начале каждого учебного года со студентами второго-четвертого курсов и магистрантами.
Определено, что сложнее всего иностранным студентам учиться в университете, отдыхать, общаться с руководством, общаться с другими людьми. Таким образом, явно выявлены проблемы в межличностном общении, а также проблемы с досугом. В целом иностранные студенты удовлетворены условиями проживания в России, но есть процент студентов, которые оценивают условия проживания только удовлетворительными.
На основании проведенного исследования выявлено, что у иностранных студентов существует проблема со знанием профессионального русского языка, около тридцати трех процентов респондентов могут общаться на русском языке, но возникают сложности в обучении, в овладении профессиональной терминологией, поэтому нами предпринята попытка организации кружка «Говорим по-русски», в рамках которого к процессу обучения иностранных студентов привлекаются русские студенты, осуществляющие шефскую помощь.
Следующим этапом работы над проектом, было создано электронное сообщество. Нами проанализированы наиболее распространенные среди иностранных студентов социальные сети, одной из самой популярной является социальная сеть «Вконтакте», на основе этого анализа мы создали сообщество «Стирая границы», в котором студент сможет задать любой интересующий его вопрос, узнать о предстоящих научных, культурно-массовых, спортивных мероприятиях, найти новых друзей.
По результатам анкетирования было выявлено, что в 2015-2016 учебном году более тридцати процентов иностранных студентов, не принимали участие в научно-исследовательской, культурно-массовой, спортивной деятельностях вуза, это связано с низкой адаптацией студентов, а также низкой мотивацией. К 2019-2020 учебному году данный процент снизился до 14%, в основном это студенты первокурсники. Основными мероприятиями в которых принимают участие иностранные студенты являются конкурсы научных работ: Всероссийский конкурс «Моя профессия - мое будущее», Всероссийский конкурс педагогических и учебно-профессиональных проектов, Всероссийский конкурс проектов учебных занятий; Фестиваль народов мира, организованный факультетом управления и социально-технических сервисов; День первокурсника; Студенческая весна и др.
Так же по результатам анкетирования определено, что шестьдесят пять процентов иностранных студентов хотели бы принимать участие в спортивной деятельности, двенадцать процентов в культурно-массовой деятельности, восемь процентов - научной, пятнадцать процентов респондентов не желают принимать участие в деятельности университета.
Иностранные студенты предлагают университету проводить интернациональные, сближающие людей мероприятия, экскурсии по достопримечательностям Нижнего Новгорода, спортивные мероприятия, культурно-массовые, интернациональные мероприятия.
Таким образом, проблемы иностранных студентов связаны с:
- необходимостью овладения профессиональной терминологией;
- низкой мотивацией иностранных студентов к общественной жизни вуза;
- отсутствием мероприятий, в которых могли бы принимать участие иностранные студенты;
- проблемами, которые возникают в общении с русскими студентами.
На втором этапе (организационно-технологическом), нами были разработаны: модель социальной адаптации иностранных студентов в вузе (данная модель является инвариантной и может быть применена в практике любого факультета вуза), программа мероприятий по социальной адаптации иностранных студентов в вузе, сообщество в социальной сети «ВКонтакте».
В процессе реализации проекта уже было организовано участие иностранных студентов в мероприятиях посвященных праздникам 23 февраля и 8 марта (по результатам мероприятий было определено, что иностранные студенты испытывают неудобства в общении с одногруппниками и студентами других групп, эти проблемы возникают из-за владения в не достаточной мере русским языком, менталитета, особенностей национальности и т.д.).
Так же была организована Шефская помощь студентами 2-4 курсов над иностранными студентами. Она предполагает помощь в учебе, организации досуга, участиях в научных мероприятиях факультета и вуза (конкурсы и конференции), организация экскурсий по городу.
Подводя итог, можно сказать, что разработанный проект является актуальным не только в стенах педагогического университета, но и во всех ВУЗах России. В связи с большим потоком мигрантов и беженцев, процент иностранных студентов вырос почти в 7 раз, из чего следует необходимость в ускорении процесса адаптации таких студентов в новый социум.
Выводы. Подводя итог, хочется отметить, что социальная адаптация иностранных студентов - процесс взаимной деятельности студентов, педагогов и администрации ВУЗа направленная на подготовку высококвалифицированных специалистов через развитие их социальных, межкультурных, коммуникативных, профессиональных и учебных компетенций при сохранении собственной культурной идентичности.
На данный момент проблема социальной адаптации иностранных студентов в ВУЗах России непременно существует. Изучив и проанализировав теоретические основы данной проблематики мы определили, что процесс социальной адаптации является многогранным, поэтапным, и различается по видам.
С помощью социального исследования мы выявили ряд проблем процесса адаптации иностранных студентов. Самыми острыми являются:
- трудности в освоении профессиональной терминологии;
- трудности межкультурного общения;
- отсутствие мотивации к участию в межкультурных мероприятиях.
Нами разработан педагогический проект, нацеленный на ускорение социальной адаптации иностранных студентов в ВУЗе, на примере факультета социально-технических сервисов НГПУ им. К. Минина. На наш взгляд, основными критериями успешности данного проекта являются:
- организация межличностного взаимодействия и взаимопонимания между преподавателями и студентами, студентами разных культур внутри группы, факультета, ВУЗа;
- включение иностранцев в практическую межкультурную общественную деятельность;
- протекающий процесс адаптации к новой социокультурной среде, заведомо становится быстрее, если он проходит как в учебной, так и внеучебной деятельности студентов;
- создание специального общественного сообщества для иностранных студентов помогает ускорить процесс внедрения студентов в новое социальное общество;
- инвариантность разработанного проекта.
Разработка таких эффективных решений по данной проблематике в образовательной среде, в конечном счете, способствует формированию положительного имиджа страны в мировом обществе.
Литература:
1. Маркова С.М. Ретроспективный анализ развития профессионального образования в России // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 3 (28). С. 3.
2. Маркова С.М., Петровский А.М. Технологическая подготовка будущих педагогов профессионального обучения как социально-педагогическая проблема // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 99-102.
3. Маркова С.М., Полетаева Н.М., Цыплакова С.А. Моделирование образовательной технологии подготовки педагога профессионального обучения // Вестник Мининского университета. 2016. № 1-1 (13). С. 23.
4. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Методика исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 1 (26). С. 7
5. Medvedeva T.Y., Sizova O.A., Markova S.M., Karpukova A.A., Kazantseva G.A., Ulyanova R.A. Modern trends in estimation system of training achievements quality of college undergraduates // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Т. 20. № 3.
Педагогика
УДК: 372
кандидат педагогических наук, доцент Челнокова Елена Александровна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород);
кандидат педагогических наук, доцент Хижная Анна Владимировна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); студент Казначеев Дмитрий Александрович Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)
РОБОТОТЕХНИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ ШКОЛЫ
Аннотация. В статье авторы обращаются к рассмотрению актуальной проблемы - введение робототехники в современное образовательное пространство. Указаны факторы данного процесса. Рассмотрены положительные моменты занятия робототехникой для учащихся: приобретение навыков самостоятельного труда, формирование целостного представления о современных технологиях, развитие социальных, коммуникативных навыков. Указывая на принципы обучения робототехнике, авторы выделяют положительные учебные эффекты: формирование учебной мотивации, рост познавательной активности, формирование объективных критериев самооценки, положительный эмоциональный фон, здоровьесберегающая деятельность. Авторы приходят к выводу, что изучение основ робототехники создаёт предпосылки для социализации обучающихся и непрерывного технического образования, открывает возможности для получения перспективных профессий современного рынка труда.
Ключевые слова: роботы, робототехника, ученик, техническое творчество, конструирование, принципы обучения.
Annotation. In the article, the authors turn to the consideration of an urgent problem - the introduction of robotics into the modern educational space. The factors of this process are indicated. The positive aspects of studying robotics for students are considered: the acquisition of independent labor skills, the formation of a holistic view of modern technologies, the development of social, communication skills. Pointing to the principles of teaching robotics, the authors highlight positive educational effects: the formation of educational motivation, the growth of cognitive activity, the formation of objective criteria for self-esteem, a positive emotional background, and health-saving activity. The authors conclude that the study of the basics of robotics creates the prerequisites for the socialization of students and continuing technical education, and opens up opportunities for promising professions in the modern labor market.
Keywords: robots, robotics, student, technical creativity, design, training principles.
Введение. Жизнь современного общества неотделима от роботов: много процессов уже заменены ими. Своё применение роботы нашли в здравоохранении, строительстве, сельском хозяйстве, животноводстве, космосе. Вся жизнь человека сегодня изобилует разнообразной высокотехнологичной техникой, связана с устройствами робототехники: роботы-игрушки для детей, робот-сиделка, робот-няня, робот-домработница и пр. Поэтому современный рынок труда крайне нуждается в специалистах данного направления. В связи с этим актуальность и важность вопроса о введении робототехники в образовательное пространство не вызывает сомнений. Знание робототехники открывает перед подрастающим поколением много возможностей и делает дальнейшее развитие технологий более стремительным.
Изложение основного материала статьи. Робототехника - важнейшее направление научно-технического прогресса, где происходит соприкосновение проблем механики и инновационных технологий с искусственным разумом.
XXI век вносит свои коррективы в образовательный процесс. Сегодняшние школьники в будущем будут занимать другие должности, по-другому общаться и уметь делать многое не так, как мы с вами, лучше и грамотнее. Наша задача - задача педагогов - помочь им в этом.
В 1980-м году Сеймур Пейпер - основоположник языка программирования - в своей книге высказал предложение о применении компьютеров для обучения детей [1]. В основе этого предложения содержалась мысль, что дети от природы весьма любознательны, а компьютер имеет возможность удовлетворить эту любознательность. Каждый ребёнок, образно говоря, является архитектором, который самостоятельно строит