Вопросы воспитания
УДК 37.015.3
DOI 10.20310/1810-231X-2024-23-1-57-66
Поступила в редакцию / Received 22.11.2023 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 22.12.2023 Принята к публикации / Accepted 25.01.2024
оригинальная статья
Воспитание жизнестойкости у подростков группы риска в волонтерской деятельности
Файзуллина Ксения Александровна ® , Карпова Светлана Ивановна О
ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» 129226, Российская Федерация, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, 4-1
н kseniya [email protected]
Аннотация. Актуальность темы статьи обусловлена необходимостью вовлечения подростков группы риска в социально-значимую волонтерскую деятельность с целью воспитания качеств жизнестойкости, обеспечивающих готовность подростков успешно преодолевать жизненные трудности. Цель исследования: разработать и эмпирически проверить программу воспитания жизнестойкости у подростков группы риска в волонтерской деятельности. Структуру программы воспитания жизнестойкости у подростков группы риска образуют шесть учебных модулей, предусматривающих включение подростков в волонтерскую деятельность под руководством специалистов центра реабилитации и волонтеров городского добровольческого центра. Апробация программы проведена в 2022-2023 учебном году, общую выборку составили подростки группы риска (14-15 лет) в количестве 107 человек, имеющих опыт бродяжничества, совершения правонарушений, курения, употребления алкоголя, психоактивных веществ, проживающих и проходящих комплексную реабилитацию в двух социально-реабилитационных центрах Красноярского края. Сравнительный анализ данных диагностики осуществлялся с применением критерия однородности /2 (Хи-квадрат). Повторная диагностика уровня жизнестойкости выявила статистически значимые позитивные изменения в уровне проявления жизнестойкости подростков экспериментальной группы по сравнению с аналогичным показателем подростков контрольной группы.
Ключевые слова: жизнестойкость; подростки группы риска; волонтерская деятельность; программа воспитания; подготовка волонтеров; волонтерские проекты
Конфликт интересов отсутствует
Для цитирования: Файзуллина К.А., Карпова С.И. Воспитание жизнестойкости у подростков группы риска в волонтерской деятельности // Психолого-педагогический журнал «Гаудеа-мус». 2024. Т. 23. № 1. С. 57-66. DOI 10.20310/1810-231X-2024-23-1-57-66
© Файзуллина К.А., Карпова С.И., 2024
original article
Fostering resilience in adolescents at risk in volunteer activities
Ksenia A. Faizullina ® © , Svetlana I. Karpova ©
Moscow City University 4-1 2-y Selskokhozyaystveny Dr., Moscow 129226, Russian Federation
® kseniya [email protected]
Abstract. We consider as relevant and necessary involvement of adolescents at risk in socially significant volunteer activities in order to cultivate the qualities of resilience, ensuring the readiness of adolescents to successfully overcome life's difficulties. Research goal: to develop and empirically test a program for promoting resilience in at-risk adolescents through volunteer activities. The structure of the program for developing resilience in adolescents at risk is formed by six training modules that provide for the inclusion of adolescents in volunteer activities under the guidance of specialists from the rehabilitation center and volunteers of the city volunteer center. The program was tested in the 2022-2023 academic year, the total sample consisted of at-risk adolescents (14-15 years old) in the amount of 107 people with experience of vagrancy, committing crimes, smoking, drinking alcohol, psychoactive substances, living and undergoing comprehensive rehabilitation in two social rehabilitation centers of the Krasnoyarsk Krai. Comparative analysis of diagnostic data was carried out using the x2 (Chi-square) test of homogeneity. Repeated diagnostics of the level of resilience revealed statistically significant positive changes in the level of manifestation of resilience in adolescents from the experimental group compared to the same indicator in adolescents from the control group. Keywords: resilience; adolescents at risk; volunteer activities; educational program; volunteer training; volunteer projects There is no conflict of interests
For citation: Faizullina K.A., Karpova S.I. Fostering resilience in adolescents at risk in volunteer activities.
Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2024, vol. 23, no. 1, pp. 57-66. (In Russian). DOI 10.20310/1810-231X-2024-23-1-57-66
ВВЕДЕНИЕ
Повышение эффективности комплексной поддержки уязвимых категорий детей и создание условий для их успешной социализации является важнейшей задачей российской государственной политики в области воспитания подрастающего поколения.1 К уязвимым категориям относятся подростки группы риска, находящиеся под воздействием неблагоприятных факторов, получивших название «факторы социального риска» (дисгармоничная семья, ошибки воспитания, интернет-зависимость и др.). Длительное нахождение подростка в условиях действия стрессогенных факторов нарушает состояние равновесия функционирова-
1 Об утверждении Стратегии развития и воспитания
в РФ на период до 2025 г.: распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р). Доступ из справочно-правовой системы КонсультантПлюс.
ния систем организма, сопровождающееся сильными переживаниями, перенапряжением физических и психических функций, часто приводящим к нарушениям ценностных ори-ентаций, суицидальному, аддитивному поведению и др. [1].
В то же время одинаковые неблагоприятные внешние факторы могут и не быть стрессовыми для всех. На любой сильный внешний раздражитель организм реагирует неспецифическим физиологическим возбуждением - защитно-приспособительной реакцией, интенсивность которой зависит не столько от характеристик стрессового фактора, сколько от когнитивных оценок данного фактора субъектом и его внутренних ресурсов (качеств жизнестойкости), обеспечивающих успешное преодоление разрушительного воздействия стресса, сохранение физического и психического здоровья. Качества жизнестойкости личности (система ценностных ориентаций, моральная
устойчивость, саморегуляция и др.) выступают в роли защитных факторов и являются внутренним регулятором позитивной социализации и жизнедеятельности человека в обществе.
В настоящее время в науке отсутствует единый взгляд на сущность понятия «жизнестойкость» и его содержательные характеристики, однако в ходе исследований выявлена взаимосвязь высокого уровня жизнестойкости с социальной направленностью личности, высокой степенью вовлеченности в деятельность, в том числе, профессиональную, ориентированную на служение обществу (медицинская, педагогическая и др.). Жизнестойкость проявляется в целеустремленности, самообладании, готовности противостоять трудностям, включенности в систему социальных связей, стремлении к самореализации в различных видах продуктивной, творческой, социально-ориентированной деятельности, что дает основание рассматривать жизнестойкость с позиции воспитания - педагогического процесса формирования у подростков качеств жизнестойкости.
Привлечение подростков к добровольческой деятельности (безвозмездной деятельности на благо других) рассматривается как средство становления субъективной системы ценностных ориентаций, приобретения социального опыта, социальной ответственности, коммуникативных навыков, способов межличностного взаимодействия и т. д. В научно-педагогической литературе описан положительный опыт включения подростков группы риска в волонтерское движение и работу волонтерских отрядов с целью профилактики и корректировки девиантного поведения, безнадзорности, противодействия асоциальным группировкам и др. В то же время исследователи отмечают, что подростковое волонтерство является слабоизученной проблемой как в России, так и за рубежом.
Цель исследования: разработать и эмпирически проверить эффективность программы воспитания жизнестойкости у подростков группы риска в волонтерской деятельности.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Методы исследования: теоретический анализ научных источников по исследуемой проблеме, сравнительный анализ данных, обобщение, проектирование, педагогический эксперимент.
Большинством зарубежных исследователей жизнестойкость определяется как личностная характеристика, проявляющаяся в особенностях взаимосвязи паттерна социальных установок со свойствами темперамента, локализацией контроля, копинг-поведением, обеспечивающая овладение продуктивными навыками межличностного взаимодействия, преодоления трудностей, повышение физического и психического здоровья [2].
Отечественными учеными жизнестойкость рассматривается как интегральная характеристика индивидуальности, непосредственно связанная с определенными уровнями в структуре психики: психофизиологическим (свойства темперамента, физиологические реакции на стресс), социально-психологическим (социальные навыки, копинг-стратегии, стили мышления) и личностно-смысловым (субъективная система ценностей и социальных установок, мотивация, саморегуляция). В качестве ведущих характеристик жизнестойкости определяются: система ценностей и социальных установок личности, способность к смысловой и эмоционально-волевой саморегуляции, копинг-стратегии совладающего поведения [3-5]. Установлено, что человек через систему осознанной саморегуляции имеет возможность влиять на силу проявления психофизиологических свойств [6].
Ученые подчеркивают, что влияние психофизиологических свойств на проявление жизнестойкости во многом определяется возрастными характеристиками. Жизнестойкость начинает активно проявляться в подростковом возрасте, когда складывается система ценностных ориентаций и установок, развиваются потребность в уважении, признании, самооценка и самоотношение, на основе которых формируются качества жизнестойкости личности, определяющие готовность подростка к преодолению трудностей.
В зарубежных исследованиях, проводившихся на протяжении многих лет, выявлена положительная корреляция между жизнестойкостью и другими социально-психологическими факторами, выступающими в роли защитных, стимулирующих подростков к преодолению (или избеганию) рискованных ситуаций. К внутренним факторам защиты (внутренние ресурсы личности) относятся: социальная компетентность, адекватная само-
оценка, положительное самоотношение, самоэффективность. Внешние факторы защиты (внешние ресурсы личности) включают поддержку семьи, сотрудничество семьи и школы, аффективные отношения со значимыми взрослыми (учителями, воспитателями, наставниками), участие подростков в деятельности общественных молодежных организаций, внеклассных мероприятиях. Жизнестойкость подростков рассматривается как процесс успешного преодоления ими последствий воздействия факторов риска и в дальнейшем избегания неблагоприятных жизненных траекторий, используя при этом внутренние и внешние факторы защиты (ресурсы). Жизнестойким считается подросток, который успешно справился с негативными последствиями факторов риска и извлек соответствующие уроки [7].
Отечественными учеными доказано, что процесс становления жизнестойкости у подростков группы риска отражает особенности развития самосознания и системы субъективных ценностных ориентаций [8]. При недостаточной развитости смысловой сферы жизнестойкость проявляется в агрессивных формах поведения как способах самоутверждения подростка в социуме. Снятие агрессивного самоутверждения возможно через включение подростков в социально-значимые виды деятельности, способствующие формированию принятой в обществе системы ценностных ориентаций, социально-коммуникативных и просоциальных навыков поведения.
Одним из социально-значимых видов деятельности является волонтерство - доминирующая в настоящее время форма совместной добровольческой деятельности. Данные исследований и опыт профилактической работы свидетельствуют об эффективности привлечения подростков к волонтерской профилактической деятельности со сверстниками (наркотическая и алкогольная зависимость, безнадзорность, бродяжничество) [9-11]. Зарубежными учеными в результате лонгитюдных исследований выявлена устойчивая отрицательная связь между волонтерской деятельностью подростков и антисоциальным поведением (злоупотребление психоактивными веществами, рискованное сексуальное поведение, противоправные действия, попадание в исправительные учреждения). Доказана эффективность
программ помощи подросткам группы риска, включающих волонтерские практики, по сравнению с аналогичными программами, их не предусматривающими [12; 13].
Мы предполагаем, что в процессе волонтерской деятельности, направленной на оказание помощи людям в преодолении жизненных трудностей, у подростков группы риска формируются качества жизнестойкости, обеспечивающие им успешное преодоление негативного влияния факторов риска и дальнейшую позитивную социализацию.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Жизнестойкость подростков группы риска определяется нами как сложное, интегральное, динамическое личностное образование, структуру которого образует единство когнитивного, ценностно-мотивационного и поведенческого компонентов (рис. 1).
Содержательная характеристика структурных компонентов жизнестойкости подростков группы риска представлена в табл. 1.
С целью воспитания жизнестойкости у подростков группы риска в волонтерской деятельности была разработана дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Школа юных волонтеров».
Задачи программы: формирование у подростков представлений о роли жизнестойкости в жизни человека, необходимости самовоспитания качеств жизнестойкости, представлений о конструктивных и неконструктивных стратегиях совладающего поведения,
Рис. 1. Схема структуры жизнестойкости Fig. 1. Diagram of the resilience structure
Таблица 1
Содержательная характеристика структурных компонентов жизнестойкости
Table 1
Content characteristics of the structural components of resilience
_Когнитивный_
Содержание: метакогнитивные знания (знания о себе, своих способностях и возможностях); метакогнитивная регуляция (планирование, управление информацией, постановка целей, мониторинг, исправление ошибок, оценка результатов); рефлексивность (самооценка, осознание собственных поступков, причин происходящих событий)_
Показатели: адекватная оценка ситуации риска, осознание причин ее возникновения; оценивание вариантов возможных неблагополучных последствий; моделирование способов поведения по снижению уровня угрозы рискоген-
ной ситуации; прогнозирование результатов [14]_
_Мотивационно-ценностный_
Содержание: субъективные ценностные ориентации (терминальные, инструментальные); потребность в достижениях; самоэффективность (вера в свои силы, ориентация на успех, уверенность в правильности своих действий)_
Показатели: личностное отношение к общепринятым моральным нормам, способность к нравственной оценке своих действий и действий других людей в ситуации риска; мотивация к конструктивному совладанию; установка на преодоление трудностей, убежденность в правильности своего выбора из нескольких возможных альтернатив; готовность принять последствия своего выбора в ситуации риска [14]_
_Поведенческий_
Содержание: эмоционально-волевая саморегуляция поведения и деятельности, конструктивные копинг-стратегии. Показатели: субъектная активность; владение коммуникативными навыками, конструктивными копинг-стратегиями; готовность отстаивать свое мнение и убеждения в ситуации риска, противодействовать людям, оказывающим давление в ситуации риска; способность к оказанию помощи другим людям в преодолении жизненных трудностей_
развитие саморефлексии, моральной устойчивости, мотивации к волонтерской деятельности, разработка и реализация волонтерских проектов, воспитание активной гражданской позиции. Формы организации: занятия, семинары, тренинги, самостоятельная работа, ролевые игры, квиз-игра, квест-игра, проектная форма. Методы: рассказ, беседа, дискуссия, объяснение, убеждение, поощрение, педагогическая оценка, ситуационный анализ, метод метафорических ассоциативных карт, автобиографический метод, SWOT-анализ и др. Объем программы составляет 140 академических часов: теоретические занятия - 8 академических часов, практические занятия (семинары, тренинги, разработка и участие в волонтерских проектах) - 112 академических часов, 20 академических часов - самостоятельная работа. Структура программы включает шесть учебных модулей (табл. 2).
Важнейшей задачей программы является создание воспитывающей среды, мотивирующей подростков к занятиям волонтерской деятельностью, что предполагает организацию условий для систематического общения и взаимодействия подростков с опытными представителями волонтерского движения, способными пробудить интерес к волонтерст-ву, объяснить значимость этого вида деятельности для социального взросления, приобре-
тения новых друзей, возможности заслужить уважение и общественное признание.
Поэтому четвертый и пятый модули программы предусматривают участие волонтеров городского добровольческого центра в проведении занятий по подготовке подростков к волонтерской деятельности, разработке и реализации волонтерских проектов. На последнем занятии четвертого модуля программы было проведено посвящение подростков в волонтерское братство с вручением всем индивидуальной книжки и значка волонтера. В рамках самостоятельной работы подростки разрабатывали проект содержания кодекса волонтера, готовили предложения по формированию волонтерских отрядов, эскизов эмблемы для каждого отряда.
Для систематического участия подростков в волонтерской деятельности были разработаны долговременные волонтерские проекты и сформированы три волонтерских отряда, кураторами каждого волонтерского отряда стали энергичные молодые волонтеры из молодежного волонтерского клуба, входящего в состав городского добровольческого центра. Кураторы осуществляли патронаж деятельности подростков, консультировали и помогали во время проведения мероприятий, согласовывали расписание приезда в организацию или семью для оказания помощи.
Таблица 2
Модули дополнительной общеразвивающей образовательной программы «Школа юных волонтеров»
Table 2
Modules of the additional general developmental educational program "School of Young Volunteers"
Наименование модулей и тем занятий
1. Модуль 1. «Какой Я?»
1.1. Опрос «Что для меня означает волонтерство». Самодиагностика «Ситуации риска в моей жизни» с последующим обсуждением и анализом
1.2. Самодиагностика: «Как я справляюсь с ситуациями риска»; «Особенности моего характера» (саморефлексия, самопринятие)
1.3. Самодиагностика «Мои ценности», «Я и общество»
2. Модуль 2. Жизнестойкость человека
2.1. Занятие «Что такое жизнестойкость?»
2.2. Семинар «Истории успеха: как жизнестойкость помогает справляться с трудными ситуациями»
2.3. Тренинг «Осторожно! Риск» (выявление причин риска, установка на преодоление)
2.4. Тренинг «Нравственность - моя опора» (обучение проявлениям моральной устойчивости в ситуациях воздействия факторов социального риска)
2.5. Тренинг «Все преодолею» (формирование конструктивных стратегий копинг-поведения)
3. Модуль 3. Волонтерское движение
3.1. Семинар «Топ-3 волонтерских движений школьников: история создания и польза людям», показ видеоматериалов, обсуждение
3.2. Круглый стол «Черты и качества, необходимые волонтеру»
3.3. Тренинг «Общаться волонтеру, как?»
3.4. Занятие «Технологии оказания помощи людям»
3.5. Занятие «Как разработать волонтерский проект»
4. Модуль 4. Подготовительный курс волонтера (с участием волонтеров городского добровольческого центра)
4.1. Тренинг «Мы - команда!»
4.2. Ролевой тренинг «Будни волонтера»
4.3. Волонтерские пробы (погружение в волонтерскую деятельность, оказание помощи в проведении мероприятий городских волонтерских программ)
4.4. Квиз-игра «Твори добро!»
4.5. Квест-игра «Курс начинающего волонтера»
4.6. Семинар-практикум «Супервизия трудных случаев волонтера»
4.7. Посвящение в волонтерское братство (идентификация), создание волонтерских отрядов, составление кодекса волонтера
5 Модуль 5. Волонтерские проекты (разработка и реализация)
5.1. «Рука помощи» (помощь пожилым людям в городском пансионате для пожилых инвалидов-колясочников)
5.2. «Поддержим наших солдат» (письма поддержки участникам СВО)
5.3. «Забота о младших» (наставничество младших воспитанников центра)
5.4. «Добрые дела» (помощь семьям участников СВО)
5.6. «Равный консультант» (интернет-переписка с друзьями, оказавшимися в трудной ситуации, обсуждение путей преодоления с опорой на свой опыт)
5.7. «Мы - здоровое поколение» (анкетирование в школах, изготовление буклетов)
5.8. «Собачье сердце» (помощь приюту бездомных животных)
5.9. «Сборник литературных аудиопроизведений для слабовидящих» (подборка аудиокниг, самостоятельная аудиозапись литературных произведений и формирование сборника для слабовидящих учащихся школы-интерната)
6. Модуль 6. Аналитический
6.1. Составление эссе «Что для меня значит волонтерство» с последующим обсуждением (саморефлексия). Задание: «Я через 10 лет» - описание своего портрета на основе представлений о себе через 10 лет (самопрогнозирование)
6.2. Круглый стол на тему «Мои планы на будущее» (самопрогнозирование)
6.3. Итоговое мероприятие «Я - волонтер»
Каждый отряд по очереди участвовал во всех мероприятиях проектов, периодичность волонтерских мероприятий составляла в среднем один-два раза в неделю в течение трех месяцев. Например, в рамках проекта «Рука помощи» подростки еженедельно выезжали в городской пансионат для пожилых людей -инвалидов с целью оказания помощи в повседневном уходе, организации и проведении культурно-досуговых мероприятий. Реализуя проект «Добрые дела», волонтерские отряды систематически осуществляли помощь семьям участников СВО (доставка продуктов, лекарств, уборка придомового участка, выполнение поручений и др.). В рамках проекта «Собачье сердце» - помогали городскому приюту для бездомных животных (кормление, прогулка, уборка вольеров, поиск хозяина). Следует отметить, что кураторам волонтерских отрядов удалось заинтересовать подростков волонтерской деятельностью, сформировать команды, добиться слаженного взаимодействия участников. Для многих воспитанников кураторы стали «значимыми взрослыми», подростки отмечали, что хотели бы стать похожими на них, такими же знающими, решительными, смелыми, хорошими организаторами.
В процессе общения с людьми, оказавшимися в трудной, или даже крайне тяжелой жизненной ситуации, подростки учились оказывать им эмоциональную поддержку, подбирать нужные слова, чтобы успокоить, вселить надежду. В своем эссе «Что для меня значит волонтерство» многие написали, что они не только получили много новых «знаний о жизни» в результате общения с разными людьми, но и почувствовали свою востребованность, необходимость своей помощи, что способствовало повышению их самооценки и укреплению веры в собственные силы.
На заключительном мероприятии программы «Я - волонтер» был проведен самоанализ результатов обучения и участия в мероприятиях программы. К наиболее значимым результатам подростки отнесли: умение распознавать и адекватно оценивать ситуации риска, находить выходы из сложившейся ситуации, отстаивать свои убеждения, противодействовать людям, оказывающим давление, то есть проявлять моральную устой-
чивость и силу воли. Многие отметили, что научились общаться с разными по возрасту людьми, проявлять терпение к пожилым и больным людям, жалеть их, «подбадривать». И теперь они готовы поддержать своих друзей и знакомых, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. По мнению подростков, проявлять жизнестойкость им помогут усвоенные знания, сформированные коммуникативные навыки, полученный опыт установления доверительных отношений, общения и взаимодействия с товарищами, кураторами волонтерских отрядов, с которыми они планируют продолжать общаться и участвовать в волонтерских проектах. На итоговом мероприятии подросткам вручили именные благодарственные письма от руководства городского пансионата для пожилых людей - инвалидов, а также благодарственные письма волонтерским отрядам от городского совета ветеранов боевых действий «Щит» за помощь и поддержку семьям участников СВО. По высказываниям подростков, они впервые в жизни испытали чувства особой радости и гордости.
Эмпирическая проверка результатов обучения подростков группы риска по программе «Школа юных волонтеров» проводилась в 2022-2023 учебном году, общую выборку составили подростки группы риска 1415 лет в количестве 107 человек, проживающих и проходящих комплексную реабилитацию в двух социально-реабилитационных центрах города Ачинск Красноярского края, относящихся к специализированным учреждениям для несовершеннолетних, из них: 50 подростков из КГБУ СО «Центр социальной помощи семье и детям «Ачинский» вошли в экспериментальную группу (ЭГ), 57 подростков из социально-реабилитационного центра для трудных подростков «Светлое будущее» вошли в контрольную группу (КГ). При поступлении в специализированные центры подростки имели опыт бродяжничества, совершения правонарушений, курения, употребления алкоголя и психоактивных веществ. Результаты диагностики уровней проявления жизнестойкости подростков ЭГ и КГ на констатирующем и контрольном этапах педагогического эксперимента отражены на рис. 2.
80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
Рис. 2. Уровни проявления жизнестойкости у подростков группы риска в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем и контрольном этапах педагогического эксперимента Fig. 2. Levels of manifestation of resilience in adolescents at risk in the experimental and control groups at the ascertaining and control stages of the pedagogical experiment
Положительная динамика воспитания жизнестойкости у подростков группы риска рассматривалась с точки зрения смены уровня ее проявления с кризисного на допустимый, с допустимого на оптимальный. Статистическая обработка данных осуществлялась с помощью методики определения достоверности совпадений и различий для экспериментальных данных, измеренных в порядковой шкале. Вычисления критерия однородности х (Хи-квадрат) осуществлялись по формуле.
Условные обозначения: /2эмп - эмпирическое значение критерия х; задано критическое значение - /20,05; N - объем выборки ЭГ (50 подростков); М - объем выборки КГ (57 подростков); п - вектор баллов для ЭГ; шг -вектор баллов для КГ; Ь - балльная шкала (Ь = 3 - критический, допустимый, оптимальный уровни жизнестойкости).
Критическое значение х для уровня значимости 0,05 равно 5,99, так как число градаций равно трем, что соответствует количеству уровней проявления жизнестойкости. На констатирующем этапе эксперимента сравнительный анализ данных диагностики с применением критерия однородности х (Хи-квадрат) не выявил достоверных различий между средними значениями показателей жизнестойкости у подростков в ЭГ и КГ. По-
лученное эмпирическое значение критерия х равно 1,923, что меньше критического значения 5,99. Таким образом, 1,923 < 5,99 соответствует выражению /2эмп < /\05. Характеристики сравниваемых выборок совпадают с уровнем значимости 0,05 и указывают на совпадение первоначального состояния проявлений жизнестойкости у подростков обеих групп.
Анализ данных контрольной диагностики с применением критерия х (Хи-квадрат) показал, что полученное эмпирическое значение критерия х равно 8,84 - это больше критического значения 5,99 (8,84 > 5,99, что соответствует выражению /2эмп > х 20,05). Данные контрольной диагностики свидетельствуют о наличии достоверности различий в уровнях проявления жизнестойкости у подростков экспериментальной и контрольной групп и позволяют сделать вывод об успешной реализации дополнительной обще-развивающей программы воспитания жизнестойкости у подростков группы риска.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование показало возможности волонтерской деятельности для актуализации и воспитания качеств жизнестойкости у подростков группы риска. Оказывая волонтерскую помощь людям (благополуча-телям), находящимся в трудной жизненной ситуации, и помогая им в ее преодолении, подростки переносят опыт благополучателей в процессе жизнестойкого совладания с трудностями на свои рискогенные ситуации. В результате у подростков формируется адек-
ватная оценка ситуации риска, они приобретают уникальный опыт минимизации негативного влияния факторов социального риска и его неблагополучных последствий. Общение с разновозрастными категориями благо-получателей и взаимодействие с опытными волонтерами городского добровольческого
центра способствует значительному обогащению социального опыта подростков, формированию у них коммуникативных навыков, адекватной самооценки, системы ценностных ориентаций и моральных убеждений, образующих основу жизнестойкости.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Чипан А.А. Основные подходы к рассмотрению научного понятия «подростки группы риска» // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 4 (101). С. 197-203. DOI 10.24412/1991-5497-2023-4101-197202; EDN: HAUUBJ
2. Tyrell F., Masten A. Resilience and coping in development: pathways to integration // The Cambridge Handbook of the Development of Coping. Cambridge: Cambridge University Press, 2023. P. 183-204. DOI 10.1017/9781108917230.010
3. Евтушенко Е.А. Жизнестойкость личности как психологический феномен // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2016. № 1. С. 72-78. EDN: VHNRJR
4. Ширшов В.Д., Забара Л.И., Якина Л.Н. Жизнестойкость личности как социальный феномен (опыт философского и психолого-педагогического анализа) // Педагогическое образование в России. 2019. № 5. С. 108-116. DOI 10.26170/po19-05-16; EDN: PBODVS
5. Конюхова Т.В., Конюхова Е.Т. Жизнестойкость личности как особый паттерн установок освоения социокультурного пространства // Известия Томского политехнического университета. 2013. Т. 322. № 6. С. 110-114. EDN: QYNKCT
6. Фоминова А.Н. Жизнестойкость личности. М.: Прометей, 2012. 152 с. EDN: RYRXIZ
7. Bujorean E. Protective factors for student resilience // Revista Romaneasca pentru Educate Multidimensional! 2023. Vol. 15. № 2. P. 185-197. DOI 10.18662/rrem/15.2/728
8. Ефимова О.И., Игдырова С.В., Ощепков А.А. Взаимосвязь ценностных ориентаций и жизнестойкости личности у нормативных и девиантных подростков // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2011. Т. 5. № 1. С. 61-71. EDN: OZOKCJ
9. Журавлева Т.Б., Палачева Т.И., Хайрутдинова Г.Г., Йылмаз Н.Ю. Подготовка несовершеннолетних к волонтерской деятельности по профилактике безнадзорности среди сверстников / под ред. Н.В. Бу-таевой. Казань: Изд-во «Отечество», 2012. 185 с.
10. Кибальник А.В., Федосова И.В. Модель организации волонтёрской деятельности младших подростков, направленной на профилактику аддиктивного поведения // Казанский педагогический журнал. 2019. № 3. С. 72-77. EDN: CSJOZB
11. Кучеренко П.А., Коровяковский Д.Г., Антонова Н.В. и др. Добровольчество и волонтерство как инструмент профилактики девиантного поведения подростков // Психология и право. 2020. Т. 10. № 2. С. 51-63. DOI 10.17759/psylaw.2020100205; EDN: GPBARA
12. Erickson G., Schaefer S. Long term effects of juvenile correctional confinement // Journal of Criminal Psychology. 2019. Vol. 9. № 1. P. 44-59. DOI 10.1108/JCP-09-2018-0041
13. Uggen C., Janikula J. Volunteerism and arrest in the transition to adulthood // Social Forces. 1999. Vol. 78. № 1. P. 331-362. DOI 10.2307/3005799
14. Файзуллина К.А. Педагогическое изучение проявлений жизнестойкости у подростков группы риска // Сибирский педагогический журнал. 2022. № 3. С. 33-44. DOI 10.15293/1813-4718.2203.04; EDN: MNPREM
REFERENCES
1. Chipan A.A. The main approaches to the consideration of the scientific concept of "adolescents at risk". Mir Nauki, Kultury, Obrazovaniya, 2023, no. 4 (101), pp. 197-203. DOI 10.24412/1991-5497-2023-4101-197202
2. Tyrell F., Masten A. Resilience and coping in development: pathways to integration. In: The Cambridge Handbook of the Development of Coping. Cambridge, Cambridge University Press, 2023, pp. 183-204. DOI 10.1017/9781108917230.010
3. Yevtushenko E.A. The hardiness of personality as a psychological phenomenon. Lichnost', sem'ya i obshchestvo: voprosypedagogiki i psikhologii, 2016, no. 1, pp. 72-78. (In Russian).
4. Shirshov V.D., Zabara L.I., Yakina L.N. "Hardiness" of personality as social phenomenon (experience of philosophical and psychological, pedagogical analysis). Pedagogical Education in Russia, 2019, no. 5, pp. 108116. (In Russian). DOI 10.26170/po19-05-16
5. Konyukhova T.V., Konyukhova E.T. Personality resilience as a special pattern of understanding social and cultural space. Bulletin of the Tomsk Polytechnic University, 2013, vol. 322, no. 6, pp. 110-114. (In Russian).
6. Fominova A.N. Resilience of Personality. Moscow, Prometey Publ., 2012, 152 p. (In Russian).
7. Bujorean E. Protective Factors for Student Resilience. Revista Romaneasca pentru Educafie Multidimensionala, 2023, vol. 15, no. 2, pp. 185-197. DOI 10.18662/rrem/15.2/728
8. Efimova O.I., Igdyrova S.V., Oshchepkov A.A. The interrelation between dominant values and hardiness in adolescents prone to deviant behavior. Pushkin Leningrad State University Journal, 2011, vol. 5, no. 1, pp. 6171. (In Russian).
9. Zhuravleva T.B., Palacheva T.I., Khairutdinova G.G., Yilmaz N.Yu. Preparation of Minors for Volunteer Activities for the Prevention of Neglect Among Peers. Kazan, Publ. House "Otechestvo", 2012, 185 p. (In Russian).
10. Kibalnik A.V., Fedosova I.V. A model of organizing early adolescents' volunteer activity aimed at preventing addictive behavior. Kazan Pedagogical Journal, 2019, no. 3, pp. 72-77. (In Russian).
11. Kucherenko P.A., Korovyakovsky D.G., Antonova N.V. et al. Volunteerism as a tool for prevention deviant behavior in adolescents. Psychology and Law, 2020, vol. 10, no. 2, pp. 51-63. (In Russian). DOI 10.17759/psylaw.2020100205
12. Erickson G., Schaefer S. Long term effects of juvenile correctional confinement. Journal of Criminal Psychology, 2019, vol. 9, no. 1, pp. 44-59. DOI 10.1108/JCP-09-2018-0041
13. Uggen C., Janikula J. Volunteerism and arrest in the transition to adulthood. Social Forces, 1999, vol. 78, no. 1, pp. 331-362. DOI 10.2307/3005799
14. Faizullina K.A. Pedagogical study of manifestations of resilience in adolescents at risk. Siberian Pedagogical Journal, 2022, no. 3, pp. 33-44. (In Russian). DOI 10.15293/1813-4718.2203.04
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Файзуллина Ксения Александровна - соискатель департамента педагогики. Московский городской педагогический университет, г. Москва, Российская Федерация.
E-mail: kseniya [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2985-9332 Вклад в статью: общая идея статьи, разработка структуры и содержания программы «Школа юных волонтеров», проведение эмпирического исследования.
Карпова Светлана Ивановна - доктор педагогических наук, профессор департамента педагогики. Московский городской педагогический университет, г. Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9663-1592 Вклад в статью: поиск и анализ научных источников, составление текста статьи.
Ksenia A. Faizullina - Applicant of Pedagogy Department. Moscow City University, Moscow, Russian Federation. E-mail: kseniya [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2985-9332 Contribution: main article conception, development of structure and content of the "School of Young Volunteers" program, empirical research conducting.
Svetlana I Karpova - Doctor of Pedagogy, Professor of Pedagogy Department. Moscow City University, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9663-1592 Contribution: scientific sources search and analysis, article text drafting.