УДК 371
Никитина А.А.
магистрант
Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта
(г. Калининград, Россия)
ОПЫТ НАСТАВНИЧЕСТВА НА ПРИМЕРЕ ВОЛОНТЕРСКОГО ОТРЯДА «ДОБРО» УЧЕНИКОВ 7 «А» КЛАССА МАОУ СОШ №4 ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА
Аннотация: в статье представлен опыт воспитательной работы с детьми среднего школьного возраста посредством наставничества в области волонтерства. Работа направлена на знакомство детей с волонтерской деятельностью, формирование у подростков духовно-нравственных качеств, улучшению морально-психологического состояния школьников в период активной гормональной перестройки организма, повышению культуры участия в благотворительной деятельности.
В статье раскрыты формы работы по воспитанию детей среднего школьного возраста в области волонтерства, формированию умения анализировать правила, задачи, четко следовать плану работы, передавать полученные знания младшим школьникам. За счет постоянной смены деятельности, социально значимой и общественно одобряемой активности подростков, мотивация к участию в волонтерском движении среди учащихся остается высокой на протяжении всей работы. Программа может использоваться как для работы со школьниками среднего звена, так и для работы с детьми старшего школьного возраста.
Ключевые слова: волонтерство, добровольчество, подростки, школьники, волонтерское движение, социальное волонтерство, наставничество.
В последние годы в России набирает популярность волонтерское движение, в том числе, и среди школьников среднего и старшего звена. Формируются добровольческие организации, клубы, как отдельные объединения в форме НКО, так и на базе общеобразовательных учреждений и
молодежных клубов. Объединения волонтеров есть практически в каждом муниципальном районе и городском округе Калининградской области.
Одна из задач современного российского общества - это воспитание социальной ответственной личности с активной гражданской позицией, культурной, с развитым чувством патриотизма, нацеленной на поддержание и создание благополучия своей малой и большой Родины. Участие в общественно полезной деятельности формирует у подростка чувство уверенности в себе, собственной значимости, моральной удовлетворенности, помогает развить самоуважение и уважение к окружающим людям, чувство толерантности и взаимовыручки, происходит формирование мотивации, направленной на плодотворное и эффективное участие в общественных делах.
Наиболее эффективный способ решения этих задач является популяризация среди подростков идей добровольчества и волонтерства посредством наставничества, передачи своего личного опыта подрастающего поколению, когда взрослый становится для школьников ярким примером для подражания.
Общественно значимая деятельность является ведущей для подростков. Она должна быть разносторонней и включать в себя такие ее виды, как трудовая, учебная, общественно-организационная, спортивная и художественная деятельность.
Через участие в общественно значимой деятельности подростки приходят к осознанию собственной социальной значимости, учатся новым способом коммуникации не только между собой, но и с окружающим миром вырабатывают и развивают разносторонние средства общения в социуме. Активное включение подростка в общественно значимую деятельность способствует формированию у школьников таких важных внутренних ощущений, как чувство удовлетворения потребности в общении как со сверстниками, так и со взрослыми, признания в окружающем подростка социуме, защищенности, сострадания, вырабатывается самостоятельность,
готовность идти на контакт, оказать помощь и поддержку тем, кто в этом сейчас нуждается.
Педагогу-наставнику важно обратить внимание на такой важный аспект развития подростков, как формирование взрослости у ребенка. Подросток усваивает те образцы взрослости, которые он может почерпнуть из опыта его общения со взрослыми. При этом происходит подражание и заимствование поведения взрослого, «копирование» того образца, на который ориентируется подросток в приобретении черт взрослости. Таким образом, процесс самовоспитания и самообразования подростка напрямую зависит от того, какие взрослые его окружают, какой пример для подражания он видит перед собой.
Подросток может копировать внешность, стараться приобщиться к жизни и деятельности взрослого, перенимать особенности поведения, привычки, качества и умения. При этом подросток будет подражать наиболее явно проявляющимся отличительным чертам взрослых, будь то положительные или отрицательные их стороны. Именно поэтому так важно, чтобы во время формирования взрослости у подростка рядом был наставник, друг, достойный пример для подражания в лице взрослого человека.
В муниципальном автономном образовательном учреждении средней общеобразовательной школе №4 города Калининграда воспитательной работе уделяется особое внимание. С целью формирования и развития нравственных и коммуникативных качеств личности учащихся среднего звена школы был сформирован волонтерский отряд из учеников 7 «А» класса.
В школе была разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Добро» социально-педагогической направленности, реализация которой способствует вовлечению подростков в общественно значимую и общественно полезную деятельность, самореализации и самоутверждению личности подростка, его творческому, интеллектуальному развитию, удовлетворению потребности в общении, уважении, формированию общественно направленной мотивации. Участие в волонтерской деятельности
позволяет подростку оценить и осознать себя, приобрести уверенность в себе, найти единомышленников, новых друзей по интересам, а педагогу позволяет сплотить коллектив, увлечь подростка и направить его энергию в продуктивное, созидающее русло, быть тем самым примером для формирования взрослости.
Занятия у ребят проходят на базе школы, 1 раз в неделю. На занятиях подростки изучают историю создания волонтерского движения, учатся писать социальные проекты, защищать их и воплощать в жизнь, организуют и проводят общешкольные мероприятия, конкурсы, социально-значимые акции.
Во время ролевых игр и тренингов подростки касаются таких важных тем, как толерантность, ксенофобия, геноцид, эгоцентризм, учатся эффективным приемам общения, как вербальным, так и невербальным. На практике разрабатывают и испытывают игровые программы различной направленности, от игр на переменах до интеллектуально-познавательных игр. Создают информационные буклеты, листовки, флаеры, социальные плакаты и стенгазеты. Осваивают технологии создания социального видеоролика.
Для работы с младшими школьниками и людьми пожилого возраста подростки изучают психологические особенности каждой возрастной группы. С младшими школьниками ребята делятся полученными знаниями, рассказывают об участии в проектах, проводят тематические мастер-классы, например, создание открыток к Новому году. Люди пожилого возраста требуют особого внимания, и наши волонтеры не забывают о тех учителях, которые всю свою жизнь посвятили школе, навещают наших пожилых учителей, почетных работников образования, поздравляют с праздниками, поддерживают и делом, и словом.
В рамках патриотического воспитания ребята помогают поддерживать порядок на братской могиле советских воинов, павших в бою во время штурма города-крепости Кенигсберга. Возлагают цветы в памятные даты, почтив каждого солдата минутой молчания.
Жизнь школьного волонтерского отряда интересна и разнообразна. С каждым годом число желающих вступить в отряд только увеличивается, впереди ребят ждут новые идеи и их воплощения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А. Практико-ориентированные методы психологической подготовки добровольцев. Учебно-методическое пособие. - СПб. - Тверь, 2019.
Возрастная и педагогическая психология : учебник для среднего профессионального образования / Б. А. Сосновский [и др.] ; под редакцией Б. А. Сосновского. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. Волохов, А.В. Программа деятельности волонтеров детских общественных объединений в системе дополнительного образования / А.В. Волохов, М.Р. Мирошкина, И.И. Фришман. - М.: Перспектива, 2017.
Давыдов В. В. Возрастная и педагогическая психология : учеб. для студентов пед. ин-тов / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; под ред. А. В. Петровского. - Изд. 2-е , испр. и доп. - М. : Просвещение, 1979. Драгунова Т.В. Подросток. - М.: Знание, 1976.
«Переходи на зеленое»: Методическое пособие по волонтерству в экологической сфере - М.: Эка, 2017.
Nikitina A.A.
undergraduate Immanuel Kant Baltic Federal University (Kaliningrad, Russia)
MENTORING EXPERIENCE ON EXAMPLE OF VOLUNTEER GROUP "DOBRO" OF PUPILS 7TH "A" CLASS OF SCHOOL NO. 4
Abstract: the article presents the experience of educational work with children of secondary school age through the mentoring of volunteering group. The work is introduced children with volunteer activities, forming soulful and moral qualities in teenagers, improving teenager's psychological state of health at the active hormonal restructuring period of their body, increasing the culture of participation in charitable activities.
The article reveals the forms of work to educate teenagers in the way of volunteering, to form the ability analyzing the rules, tasks, follow to the plan in working, to transfer the knowledge and experience to the primary school pupils. Motivation to participate in the volunteer group remains high among teenagers throughout all the work because of regularly changing activities, making socially important and socially approved activity for teenagers. The program can be used both for working with secondary school pupils andfor working with children of high school age.
Keywords: volunteering, teenagers, pupils, volunteer group, social volunteering, mentoring.