Волонтерство «идет» в российские школы Volunteering goes to Russian schools
Мингазов Р.А.
Студент 2 курса, ф-т энергетического машиностроения, Казанский государственный энергетический университет
РФ, г. Казань e-mail: [email protected]
Mingazov R.
2nd year student, faculty of power mechanical engineering, Kazan State Power Engineering University,
Russia, Kazan e-mail: [email protected]
Научный руководитель
Шакирова Д.М.
Кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры менеджмента Казанский государственный энергетический университет
РФ, г. Казань e-mail: [email protected]
Scientific adviser Shakirova D.
PhD in Social Science, Senior Lecturer, Management Subdepartment Kazan State Power Engineering University,
Russia, Kazan e-mail: [email protected]
Аннотация.
В статье рассматривается такой феномен современного общества как добровольчество (волонтерство), представленное в виде совместной деятельности, которую можно организовать в школе для создания благоприятной среды для развития личности подростка и его успешной социализации. Именно подростковый возраст является кризисным, поэтому чтобы преодолеть этот непростой этап развития личности ребенка важно создать благоприятную среду и социальное окружение. Для этого автор предлагает вовлекать участников образовательного пространства в добровольческую деятельность.
В статье рассказывается о видах и направлениях волонтерства в России, раскрыто содержание видов работ с уточнением особенностей этой деятельности в школе. Также рассмотрены личные качества добровольцев, которые в целом создают образ положительной личности человека-волонтера.
В качестве примера представлен опыт успешного внедрения волонтерских практик в образовательных организациях в США.
Annotation.
The article deals with such a phenomenon of modern society as volunteering (volunteering), presented in the form of combined activity that can be organized at school to create appropriate conditions for development of the personality of a teenager and his successful socialization. Adolescence is considered to be in crisis, so in order to overcome this difficult stage in the development of a child's personality, it is important to create a favorable coditions and social environment. To this end, the author proposes to involve participants of the educational space in volunteering.
The article describes the types and directions of volunteering in Russia, reveals the content of the types of work, specifying the features of this activity in the school. Also the personal qualities of volunteers are considered, who in general create an image of a positive personality of a volunteer person.
As an example, the experience of successful implementation of volunteer practices in educational organizations in the USA is presented.
Ключевые слова: школа, волонтер, доброволец, добровольчество (волонтерство), помощь, деятельность, дети, подростки, учителя, социальное окружение.
Key words: school, volunteer, volunteering, help, activity, children, teenagers, teachers, social environment.
Школа как образовательное пространство все больше привлекает внимание ученых различного направления. В нем проходят различные коммуникационные процессы, при которых происходит взаимодействие различных субъектов образования, главным образом - учеников, учителей, родителей. [1]
В научной литературе именно подростковый возраст характеризуется как кризисный. С точки зрения физиологии в это время организм подростка испытывает дополнительную нагрузку, ведь происходит и гормональная перестройка, а сам ребенок готовится к взрослению. В это время ему свойственны особая чувствительность, беспокойство, раздражительность, недовольство, душевное и физическое недомогание. Все это может проявляться в агрессивности, капризах, вялости. Во многом, каким образом подросток преодолеет такой непростой период, зависит от среды, в которой он проживает, получаемой им информации. Необходимо помнить, что важно и положительное влияние со стороны окружающих его взрослых: учителей, родителей, близких родственников. Подросток должен ощущать психологический комфорт и защищенность в своей семье, иметь позитивные интересы и увлечения. Если в чем-то из вышеперечисленного что-то идет не так, то поведение ребенка может измениться в негативную сторону. В последнее время нередко встречаются разнообразные проявления «трудного» поведения среди несовершеннолетних: агрессия, вредные привычки, суицидальные попытки, противозаконные действия. В целом, все это можно отнести к проявлениям неуспешной социализации. Важную роль в самом процессе социализации несовершеннолетнего играет школа, класс, в котором он учится, и его друзья, которые в совокупности и образуют основу его социального окружения. [2] Нередко оно выступает «благоприятной почвой» разрастания конфликта. [1]
Поэтому как никогда возрастает актуальность развития добровольчества в школах как формы совместной деятельности детей и педагогов, фактора создания благоприятного социального окружения и воспитания самого растущего человека.
Разберемся в терминологии. Только недавно на законодательном уровне понятия «волонтер» и «доброволец» стали синонимами. Термин «волонтер» изначально применялся при организации спортивных мероприятий. В официальном употреблении было впервые использовано при проведении Зимних игр в Сочи, затем «перешагнуло» в законодательные акты, касаемые физической культуры и спорта. Добровольцами же называли тех, кто занят другого рода социально значимой деятельностью. Например, благотворительностью, что также отражено в законе о ней. Несмотря на такие тонкости, для большинства людей значение понятий «доброволец» и «волонтер» были одинаковыми, хотя юридически носили разный смысл. [3] Теперь же все встало на круги своя.
Что касается использования феномена добровольчества в школах, интересна система «умного волонтерства» (Service-learning), которая действует в американских школах уже более 20 лет и признана важным компонентом учебного процесса в США.
Термин «умное волонтерство» представляет собой форму деятельности, при которой учащиеся получают знания и развиваются через активное участие в качественно организованных волонтерских проектах. Сами проекты имеют следующие критерии:
- направлены на решение проблем своего микрорайона;
- их реализация согласуется с образовательным учреждением;
- способствуют формированию гражданской ответственности;
- что немаловажно, включены в основные учебные планы школы (!) и способствуют повышению их эффективности;
- предусматривают последующий анализ различного опыта, полученного учеником.
Согласно исследованиям Шелли Биллинг, ведущего эксперта по «умному волонтерству» в США, опыт «умного волонтерства» оказывает положительное влияние на личное и социальное развитие молодого человека, формирование гражданской ответственности, на школьную успеваемость и успешность выбора будущей профессии.
Биллинг пришла к выводу, что в результате такой деятельности:
• Между учителями и учениками повысилось взаимоуважение;
• Сплотился коллектив, между учениками и учителями появились крепкие товарищеские отношения;
• Улучшился общий климат в школе;
• Сами учителя нацелились на поиск возможных путей модернизация системы образования. [4]
Считается, что в России добровольческая деятельность имеет многолетнюю историю. Часто в пример
ставят гайдаровских тимуровцев. Однако это движение осталось в прошлом, и, несмотря на нарастающий интерес к добровольчеству со стороны государства, к сожалению, говорить о возрождении волонтерства в современных российских школах еще рано.
Считается, что само волонтерство в самом широком смысле этого слова представляет собой добровольную, безвозмездную, общественно значимую деятельность. Часто происходила некая путаница в словообразовании термина «доброволец», считалось, что первый корень - «добро» - нес в себе смысл цели этой деятельности - творить добро и добрые дела. Однако, второй раскрывал истинное содержание термина. Человек занимается подобной деятельностью по доброй воле, поэтому его и называют добровольцем. То есть за свою работу он не получает вознаграждения в денежном выражении, а мотивирует его нечто другое: нравственное удовлетворение, возможность реализовать творческий потенциал, лидерские качества, приобретение новых знаний и навыков, и, конечно же, знакомств. [5]
Исследования мотивации российских добровольцев показывают, что главными мотивами, побуждающими к волонтерской деятельности, являются:
- энтузиазм, доброта и самоотверженность людей;
- стремление быть полезными другим;
- неравнодушное отношение к происходящему вокруг;
- желание реализовать себя и свои инициативы;
- помочь в решении проблем других людей и своих собственных [6].
Считается, что доброволец должен обладать определенными личностными качествами. Но в то же время, если у юного человека, начинающего свой волонтерский путь, какие-то черты отсутствуют, то, скорее всего, они в дальнейшем у него появятся в процессе. Поэтому и считается, что добровольчество, как форма воспитательной работы, принесет свои плоды, если ребенок занимается им систематически, а не участвуя в разовом мероприятии.
Какие же качества можно выделить в природе личности добровольца? Во-первых, это способность к состраданию, сопереживание, неравнодушие и эмпатия. Однако не каждый осмелится предложить свою помощь, поэтому необходима решимость. Педагоги же в школе должен мастерски рассмотреть такое стремление ребенка помочь окружающим, чтобы направить его в нужное русло.
Бесспорно, ценятся такие человеческие качества, как честность, открытость и умение общаться, и, ныне популярный в обороте термин, как «толерантность», своеобразная терпимость.
На определенном этапе добровольчество помогает воспитывать лидерские качества, а это уверенность в собственных силах, ответственность и отсутствие страха взять ее на себя, умение работать в команде, уважение к окружающим и многое другое. [7]
С каждым годом направления добровольческой деятельности постоянно увеличиваются. Их появление диктуется временем и возможностью обмена волонтерским опытом. Однако, добровольчество в школах -категория отдельная, так как многие проекты и мероприятия требуют соответствия категории 18+.
Рассмотрим самые распространенные направления волонтерства в России. Опять-таки, даже если школьники в силу своего возраста не могут проявить активность в одном из них, они могут выбрать вектор своего развития, то, в чем можно попробовать себя в будущем, развив определенные компетенции.
Наверное, самое известное - социальное волонтерство. Этот вид включает работу с незащищенными слоями общества, с теми, кому действительно нужна помощь: одинокие старики, матери, дети с проблемами со здоровьем, люди с инвалидностью. Считается, что социальное волонтерство сложилось исторически. В России всегда было принято оказывать поддержку тем, кому она необходима. Сейчас в этом направлении работают различные благотворительные фонды, молодежные и детские организации. Зачастую, именно социальные волонтеры ассоциируются у людей с добровольческой деятельностью, но она имеет и другие крупные и интересные направления.
Благодаря тому, что в России за последние семь лет прошло достаточно много крупных международных и российских спортивных событий, получило свое развитие спортивное волонтерство. Летняя Универсиада в Казани, Зимние игры в Сочи, Чемпионат мира по футболу и многие другие соревнования открыли для российских активистов новые возможности проявить себя. В спортивном волонтерстве очень важна подготовка добровольцев, ведь крупные проекты требуют особые компетенции. Это и знание иностранного языка, ведь любое международное событие подразумевает прибытие иностранных гостей и участников. Требуются хорошее ориентирование в видах спорта, расписании мероприятий, расположении объектов и многое другое. Например, на Олимпийских и Паралимпийских играх в Сочи считалось, что волонтеры - это душа Игр, поэтому и подготовка добровольцев велась очень качественно. Отличное настроение, улыбка, доброжелательность, открытость к общению, внимательность, список качеств можно продолжать. Быть волонтером на проектах мирового уровня - большая честь и ответственность.
Еще одно направление - культурное волонтерство, или как его называют арт-волонтерство. Кроме спортивных событий в России проводится и большое число мероприятий, связанных с различными видами искусства, которые и создали потребность в узкопрофильных добровольцах именно этого направления. Кроме того, сами учреждения культуры - музеи, библиотеки, центры, понимая, что волонтеры могут оказать реальную помощь, стали сами открыто приглашать этих неравнодушных людей.
На заре становления добровольчества в России, особенно в провинции, скептики считали экологических волонтеров уборщиками мусора. Однако сейчас мнение многих изменилось. Экологическое волонтерство - это неплохая движущая сила в деле сохранении природы, восстановления лесов, защиты животных, просветительской работы по сбережению ресурсов. Да и сфера обращения с отходами становится как никогда актуальной. Экологическое добровольчество несет в себе важную миссию - передать планету Земля нашим потомкам в том виде, в котором мы получили, не ухудшив, а по возможности, улучшив ее состояние.
Еще одно классическое направление волонтерства, которое не перестает быть актуальным, - это донорство. Причем важны и сама сдача крови, и просветительская составляющая этой работы. Очень часто доноров просто не хватает, не потому что их нет, а по причине, что люди не знают о необходимости или боятся чего-либо.
Событийное волонтерство - направление, которое говорит само за себя. Волонтеры этого блока принимают участие в организации крупных событий, форумов, фестивалей, проектов. Причем все эти мероприятия могут быть разной тематической направленности. Помощь добровольцев может включать в себя и
сопровождение гостей, и подготовку реквизита, и выдачу фирменных атрибутов, и многое другое. Это направление интересно тем, что позволяет узнать, как создается событие изнутри, раскрывает его некоторые детали.
Сейчас многие российские компании стали активно включаться в добровольческую деятельность, поэтому корпоративное волонтерство принято выделять в отдельное направление. Это важно в деле повышения популярности добровольческого движения в целом, вовлечения в него большего количества жителей страны, особенно взрослых, которые могут стать примером для подрастающего поколения. Также активное участие компаний поддерживает и работу благотворительных фондов. Для сотрудников фирм важно понимание и осознание того, что они делают какое-то значимое общее дело, выполняют определенную социальную функцию.
Волонтеры приходят на помощь и после прошедших трагедий, природных катаклизмов. Это узкое направление называется волонтерство в сфере общественной безопасности. В качестве примера можно вспомнить последствия паводка в Хабаровском крае, в устранении которых приняли участие тысячи добровольцев. Волонтеры организовывали сборы одежды и необходимых вещей, строили дамбы, подвозили еду и многое другое. В такой работе очень важно, чтобы сами добровольцы понимали, на сколько ответственные функции им необходимо выполнять. Существуют специальные программы, которые обучают волонтеров общественной безопасности. Также в этом направлении можно выделить поисково-спасательный отряд «Лиза Алерт», который во многих регионах страны объединил добровольцев, готовых прийти на помощь в поиске потерявшихся людей.
Важная составляющая добровольческой деятельности - это информирование. Фотографы, журналисты, SMM-щики, дизайнеры - все они представители медиа-волонтерства, которые помогают освещать работу добровольцев, разрабатывать баннеры, создавать видеоролики и многое другое. Эти люди - большая опора именно для организаторов волонтерской деятельности: благотворительных фондов, добровольческих центров и движений. [8]
Добровольчество в школах имеет свои особенности. Не стоит забывать, что в учреждении эта деятельность, как и любая работа с детьми все-таки не является спонтанной, а четко организованной. А неформальные объединения подростков по типу тимуровского отряда все-таки в настоящее время не смогут существовать без помощи взрослых.
На выбор сферы деятельности в школе могут повлиять и география региона, и проблематика, и интересы самих добровольцев. Сейчас с опытом российского школьного волонтерства можно познакомиться на электронной площадке единой информационной системы «Добровольцы России», являющейся флагманским проектом Ассоциации волонтерских центров. Она создана в 2016 году с целью объединить на одном ресурсе всех волонтеров и все волонтерские проекты страны.
На данный момент на портале добровольцыроссии.рф насчитывается более 1,5 млн посетителей, зарегистрировано уже более 500 000 человек, свыше 25 500 возможностей и 13 300 организаций. Это позволяет смело говорить о том, что добровольчество стало неотъемлемой частью жизни огромного количества россиян. [9]
Резюмируя, можно предположить, что волонтерство, как совместная общественно полезная и значимая деятельность, может стать хорошим инструментом в работе с детьми и подростками в школах. Находясь вместе, учащиеся реализуют свои потребности в общении, видят положительные результаты своего труда, осознают, что их работа нужна и ценится обществом. Вступая в коммуникации, с более взрослыми добровольцами дети и подростки видят положительный пример для личностного развития, рядом с ними благоприятное социальное окружение. В самом образовательном пространстве создаются условия для воспитания и успешной социализации
учащихся. Таким образом, добровольческая деятельность имеет все шансы стать механизмом позитивных изменений в российских школах.
Список используемой литературы:
1. Шакирова Д.М. Структура конфликта как негативного коммуникационного процесса в образовательном пространстве // Коммуникология. - 2017. - Т. 5, №3. - С. 47-48
2. Махиянова А.В., Шакирова Д.М. Роль социального окружения в формировании делинквентного поведения в подростковой среде // Вестник экономики, права и социологии. - 2016. - №1. - С. 289
3. Д. Бурлакова Что нужно знать про новый закон о волонтерстве. URL: https://tass.ru/obschestvo/5161673 (дата обращения: 23.03.2019)
4. Шмидт Джон Дж., Агеева В. Программы «умного волонтерства» в школах США: новые перспективы для повышения эффективности образования и гражданского воспитания молодежи// Волонтёр. - 2013 - №1-2. -С. 41
5. И. Маркина Современные тимуровцы. Организация волонтерского движение в школе. URL: https://activityedu.ru/Blogs/edu/organizariya-volonterskogo-dvizhemya-v-shkole /(дата обращения: 23.03.2019)
6. Холина О.И. Волонтерство как социальный феномен современного российского общества//Теория и практика общественного развития. - 2011 - № 8 - 73 С.
7. Добровольчество в образовании: включение детей и молодежи в добровольческую деятельность: методическое пособие / Е.Ю. Петровой. СПб, 2018. - 41 С. - С. 33
8. Ю. Силенко Основные виды волонтерства. URL: http://volonter-school.ru/2016/04/osnovnye-vidy-volonterstva/ (дата обращения: 23.03.2019)
9. Платформа «Добровольцы России» - современный Uber в мире волонтеров. https://добровольцыроссии.рф/news/2067-platforma-dobrovolcy (дата обращения: 23.03.2019).