Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ НА ЗАНЯТИЯХ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ НА ЗАНЯТИЯХ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ (ВОЛОНТЕРСКАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чайкина Ж.В., Александрова В.Ю., Ускова А.А.

Статья посвящена одной из актуальных задач современного образования - развитию социальной активности подрастающего поколения. Данная проблема рассматривается на примере системы дополнительного образования детей. Ее решение авторы статьи связывают с организацией добровольческой (волонтерской) деятельности подростков. Данная деятельность требует проявления инициативы, самостоятельности, способствует формированию у подростков чувства долга, ответственности, самосознания и привычки к труду. В статье авторы рассматривают организационно-педагогические условия эффективного развития социальной активности подростков в процессе добровольческой (волонтерской) деятельности. В статье приводится описание разработанной экспериментальной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы подготовки волонтеров. Цель программы: повышение уровня знаний обучающихся в сфере добровольческой (волонтерской) деятельности, социального проектирования и социально значимой деятельности, создание условий для выявления, развития и поддержки лидерских качеств юных добровольцев, а также вовлечение в активную добровольческую (волонтерскую) деятельность на территории Нижегородской области. В статье работы анализируется содержание работы кружка социально-гуманитарной направленности в учреждении дополнительного образования, которое направлено, в том числе, на развитие социальной активности подростков, их лидерских качеств и мотивации к достижению результатов социального проектирования. Авторы приводят результаты опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности организационно-педагогических условий развития социальной активности подростков на занятиях в системе дополнительного образования детей через привлечение их к добровольческой (волонтерской) деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чайкина Ж.В., Александрова В.Ю., Ускова А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SOCIAL ACTIVITY OF ADOLESCENTS IN THE CLASSROOM IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION

The article is devoted to one of the urgent tasks of modern education - the development of social activity of the younger generation. This problem is considered on the example of the system of additional education of children. The authors of the article associate its decision with the organization of voluntary (volunteer) activities of adolescents. This activity requires initiative, independence, contributes to the formation of a sense of duty, responsibility, self-awareness and work habits among adolescents. In the article, the authors consider the organizational and pedagogical conditions for the effective development of social activity of adolescents in the process of voluntary (volunteer) activity. The article describes the developed experimental additional general educational general development program for training volunteers. The purpose of the program: to increase the level of knowledge of students in the field of volunteer (volunteer) activities, social design and socially significant activities, to create conditions for identifying, developing and supporting the leadership qualities of young volunteers, as well as involvement in active volunteer (volunteer) activities in the Nizhny Novgorod region. The article analyzes the content of the work of the circle of social and humanitarian orientation in the institution of additional education, which is aimed, among other things, at the development of social activity of adolescents, their leadership qualities and motivation to achieve the results of social design. The authors present the results of experimental work to test the effectiveness of organizational and pedagogical conditions for the development of social activity of adolescents in the classroom in the system of additional education of children through their involvement in voluntary (volunteer) activities.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ НА ЗАНЯТИЯХ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ НА ЗАНЯТИЯХ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Чайкина Жанна Владимировна, к.п.н., доцент (e-mail: jannachaykina@mail.ru) Александрова Виктория Юрьевна, магистрант (e-mail: vikulya_aleksandrova_99@mail.ru) Ускова Анна Александровна, магистрант (e-mail: annauskova15@gmail. com) Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, г.Нижний Новгород, Россия

Статья посвящена одной из актуальных задач современного образования - развитию социальной активности подрастающего поколения. Данная проблема рассматривается на примере системы дополнительного образования детей. Ее решение авторы статьи связывают с организацией добровольческой (волонтерской) деятельности подростков. Данная деятельность требует проявления инициативы, самостоятельности, способствует формированию у подростков чувства долга, ответственности, самосознания и привычки к труду. В статье авторы рассматривают организационно-педагогические условия эффективного развития социальной активности подростков в процессе добровольческой (волонтерской) деятельности. В статье приводится описание разработанной экспериментальной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы подготовки волонтеров. Цель программы: повышение уровня знаний обучающихся в сфере добровольческой (волонтерской) деятельности, социального проектирования и социально значимой деятельности, создание условий для выявления, развития и поддержки лидерских качеств юных добровольцев, а также вовлечение в активную добровольческую (волонтерскую) деятельность на территории Нижегородской области.

В статье работы анализируется содержание работы кружка социально-гуманитарной направленности в учреждении дополнительного образования, которое направлено, в том числе, на развитие социальной активности подростков, их лидерских качеств и мотивации к достижению результатов социального проектирования. Авторы приводят результаты опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности организационно-педагогических условий развития социальной активности подростков на занятиях в системе дополнительного образования детей через привлечение их к добровольческой (волонтерской) деятельности.

Ключевые слова: социальная активность, добровольческая (волонтерская) деятельность, дополнительное образование детей, программа дополнительного образования, педагог дополнительного образования.

Введение. Тенденции развития общества определяют современные ориентиры в области образования. Одной из актуальных задач в образователь-

ной сфере выступает развитие творческой инициативы, социальной активности и ответственности подрастающего поколения [10]. Вовлечение школьников в добровольческую (волонтерскую) деятельность решает задачу социального становления личности ребенка.

На создание условий для развития и поддержки добровольчества (во-лонтерства) как ключевого элемента социальной ответственности развитого гражданского общества направлен Федеральный проект «Социальная активность», реализуемый в рамках национального проекта «Образования». Одним из общественно значимых результатов по данному проекту к концу 2024 года станет то, что общая численность участников добровольческой (волонтерской) деятельности, составит 13,1 млн. человек.

Можно сказать, что в настоящее время волонтерские объединения организуются практически в каждом муниципальном районе или городском округе, что актуализирует потребность в обучении участников, руководителей и лидеров волонтерских (добровольческих) объединений. Данные объединения социально-гуманитарной направленности создаются, в том числе, и на базе учреждений дополнительного образования детей.

Целью проводимого исследования стало выявление и экспериментальная проверка организационно-педагогических условий эффективного развития социальной активности обучающихся на занятиях волонтерских объединений в системе дополнительного образования детей.

Методика исследования. Проблема развития социальной активности подростков озвучивалась в работах известных отечественных ученых П.П. Блонского, А.С. Макаренко, Л.И. Новиковой, Е.И. Титовой и других исследователей. Развитие социальной активности обучающихся в системе дополнительного образования детей посвящены исследования Е.Б. Евладовой Е.Б., Логиновой Л.Г., Михайловой Н.Н. [3] и других ученых-педагогов [7, 9]. Исследование показало, что понятие «социальная активность» можно рассматривать как свойство личности, отражающееся в динамичном развитии социальных качеств и способности активно развиваться и взаимодействовать в социальной среде [1, 2, 6].

Развитие социальной активности подростков возможно в процессе включения их в добровольческую (волонтерскую) деятельность. Именно добровольческая (волонтерская) деятельность требует проявления инициативы, самостоятельности, способствует формированию у подростков чувства долга, ответственности, самосознания и привычки к труду. Кроме того волонтерская деятельность развивает лидерские качества подростков и мотивирует их на достижение результатов своей работы [7, 8].

Эффективное развитие социальной активности обучающихся требует создания в образовательном пространстве учреждения соответствующих организационно-педагогических условий. К таким условиям в учреждении дополнительного образования детей в рамках данного исследования можно отнести: во-первых, разработку и реализацию образовательной программы подготовки юных добровольцев (волонтеров); во-вторых, привле-

чение обучающихся к реализации социальных проектов; в-третьих, включение обучающихся в активную проектную деятельность по разработке социальных проектов [4, 5].

Таким образом, в ходе исследования была разработана экспериментальная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа подготовки волонтеров. Цель дополнительной общеобразовательной об-щеразвивающей программы: повышение уровня знаний обучающихся в сфере добровольческой (волонтерской) деятельности, социального проектирования и социально значимой деятельности, создание условий для выявления, развития и поддержки лидерских качеств юных добровольцев, а также вовлечение в активную добровольческую (волонтерскую) деятельность на территории Нижегородской области.

Данная программа ориентирована на участников, активистов и лидеров добровольческих (волонтерских) объединений образовательных организаций дополнительного образования детей. Возраст обучающихся от 10 до 15 лет. Программа краткосрочная и может быть реализована, например, в летнем оздоровительном лагере.

Программа предполагает подготовку обучающихся к социально значимым ролям: доброволец, гражданин России, лидер детских и молодежных формирований. Содержание программы объединяет три модуля: «Я - волонтер», «Мой первый социальный проект» и «Волонтер в медиа среде». Итоговая аттестация по результатам освоения программы предполагает выполнение обучающимися защиты разработанного социального проекта.

В рамках реализации программы развиваются ключевые навыки и умения обучающихся, формируемые в ходе практической реализации содержательной части программы: аналитические; проектировочные; коммуникативные; рефлексивные; исследовательские.

Результаты и их обсуждение. В качестве критериев оценки эффективности выделенных организационно-педагогических условий были определены: во-первых, сформированность представлений обучающихся о содержании и особенностях добровольческой (волонтерской) деятельности, во-вторых, степень выраженности мотивов достижения результатов добровольческой (волонтерской) деятельности, а так же уровень развития их лидерских качеств.

В ходе опытно-экспериментальной работы в качестве инструментов для оценки выделенных критериев были использованы следующие диагностические методики: «Диагностика мотивации достижения» (автор -А.Мехрабиан), тест «Диагностика лидерских способностей» (авторы -Е.Жариков, Е.Крушельницкий) и разработанный авторами опросник, содержащий тестовые задания по ключевым темам дополнительной общеобразовательной программы.

По итогам констатирующего эксперимента было выявлено, что большая часть испытуемых как экспериментальной, так и контрольной групп обладает средне выраженной мотивацией к достижению успеха (рисунок 1).

При диагностике лидерских качеств обучающихся, необходимых в работе добровольца (волонтера), установлено, что не у всех ребят контрольной и экспериментальной групп они выражены на достаточном уровне. Так, например, в экспериментальной группе ярко выражены лидерские качества у 6 человек, что составляет 26%, средне у 10 человек, что составило 44% от общего количества участников, слабые лидерские качества по результатам теста показали 7 человек - 30%. Склонностей к диктату у ребят нет (рисунок 2).

Рисунок 1 - Диагностика мотивации достижения обучающихся экспериментальной и контрольной групп до и после эксперимента

После проведения формирующего эксперимента была проведена повторная оценка уровня сформированности мотивации достижений и лидерских качеств обучающихся контрольной и экспериментальной групп. На диаграмме (рисунок 1) видно, что в экспериментальной группе количество обучающихся с высоким и средним уровнем мотивации значительно увеличилось. В контрольной группе количество обучающихся с высоким и средним уровнем мотивации достижений практически не изменилось относительно результатов констатирующего эксперимента.

Повторная диагностика лидерских способностей обучающихся показала значительное увеличение количества обучающихся с умеренно и сильно выраженными лидерскими качествами в экспериментальной группе. В контрольной группе так же увеличилось количество обучающихся имеющих сильно выраженные лидерские качества, но в отличие от экспериментально группы это увеличение было не значительным. Результаты контрольного эксперимента представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 - Диагностики лидерских качеств обучающихся экспериментальной и контрольной групп до и после эксперимента

Выводы. Таким образом, участие в добровольческой (волонтерской) деятельности в рамках работы кружков социально-гуманитарной направленности в учреждениях дополнительного образования способствует развитию социальной активности подростков, их лидерских качеств и мотивации к достижению результатов социального проектирования. В качестве эффективных условий развития социальной активности подростков можно рассматривать: разработку и реализацию образовательной программы подготовки юных добровольцев (волонтеров); привлечение обучающихся к активной проектной деятельности по разработке и реализации социальных проектов.

Список литературы

1. Бережная И. Ф., Зыкова А. О. Содержание категории «Социальная активность» в психологии и педагогике // Вестник ВГТУ. 2012. №10-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-kategorii-sotsialnaya-aktivnost-v-psihologii-i-pedagogike (дата обращения: 10.04.2023).

2. Будякова Л. В. Социальная активность молодежи как необходимое условие развития общества / Л. В. Будякова // Образование и общество. - 2019. - № 6(119). - С. 2428. - EDN UVEJCL.

3. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студентов учреждений проф. образования, обучающихся по специальности 0317 "Педагогика доп. образования" / Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова, Н. Н. Михайлова. - Москва : Владос, 2002. - 348 c.

4. Каткова О.В., Голубева О.В., Мададова К.Х. Повышение профессиональной и социальной мобильности личности // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 8 (34). С. 409-415.

5. Костылева Е.А., Смирнова Ж.В., Кутепова Л.И. Организация проектной деятельности обучающихся в системе дополнительного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70-4. С. 195-198.

6. Непорожнев А.С., Непорожнева А.И. Социальная активность как фактор личностного развития молодёжи // Обществознание и социальная психология. 2022. № 8 (38). С. 217-222.

7. Рыжикова М.П., Чайкина Ж.В., Мухина М.В., Лукина О.А., Дорогина Н.Ю. Формирование социальной активности подростков в системе дополнительного образования детей // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 7 (41). С. 162-169.

8. Соколова Э. Образование - путь к культуре и толерантности // Народное образование, 2002. - № 2. - С.111-124.

9. Чайкина Ж.В., Дорогина Н.Ю., Мухина М.В., Рыжикова М.П., Смирнова Н.Б. Организация эффективной образовательной среды учреждения дополнительного образования // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2020. № 1 (43). С. 228-235.

10. Чайкина Ж.В., Смирнова Ж.В., Швецова Ю.В., Антонова Е.В. Социальное проектирование как средство активизации образовательной деятельности обучающихся высшей школы //Мир науки. 2018. Т. 6. № 3. С. 57.

Chaykina Zhanna Vladimirovna, Cand. Pedag. Sci., associate professor

(e-mail: jannachaykina@mail.ru)

Alexandrova Victoria Yurievna, master's student

(e-mail: vikulya_aleksandrova_99@mail.ru)

Uskova Anna Alexandrovna, master's student

(e-mail: annauskova15@gmail.com)

Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin DEVELOPMENT OF SOCIAL ACTIVITY OF ADOLESCENTS IN THE CLASSROOM IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION

Annotation: the article is devoted to one of the urgent tasks of modern education - the development of social activity of the younger generation. This problem is considered on the example of the system of additional education of children. The authors of the article associate its decision with the organization of voluntary (volunteer) activities of adolescents. This activity requires initiative, independence, contributes to the formation of a sense of duty, responsibility, self-awareness and work habits among adolescents. In the article, the authors consider the organizational and pedagogical conditions for the effective development of social activity of adolescents in the process of voluntary (volunteer) activity. The article describes the developed experimental additional general educational general development program for training volunteers. The purpose of the program: to increase the level of knowledge of students in the field of volunteer (volunteer) activities, social design and socially significant activities, to create conditions for identifying, developing and supporting the leadership qualities of young volunteers, as well as involvement in active volunteer (volunteer) activities in the Nizhny Novgorod region.

The article analyzes the content of the work of the circle of social and humanitarian orientation in the institution of additional education, which is aimed, among other things, at the development of social activity of adolescents, their leadership qualities and motivation to achieve the results of social design. The authors present the results of experimental work to test the effectiveness of organizational and pedagogical conditions for the development of social activity of adolescents in the classroom in the system of additional education of children through their involvement in voluntary (volunteer) activities.

Keywords: social activity, voluntary (volunteer) activity, additional education of children, additional education program, teacher of additional education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.