Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ'

РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
511
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕРСКИЕ НАВЫКИ / ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чайкина Жанна Владимировна, Балунова Светлана Альбертовна, Торопова Анастасия Игоревна

Статья посвящена проблеме развития лидерских качеств и навыков у подростков, обучающихся в детских творческих объединениях системы дополнительного образования детей. Развитие лидерских навыков одна из важнейших задач современного образования и ее решение возможно с использованием ресурсов образовательной среды системы дополнительного образования детей. В статье представлены основные идеи разработанной общеобразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования детей направленной на развитие лидерских навыков обучающихся. Программа построена по модульному принципу и способствует формированию основных лидерских качеств через включение подростков в активную проектную деятельность. Авторы приводят доказательства возможности использования образовательной программы для развития лидерских качеств обучающихся на занятиях в системе дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чайкина Жанна Владимировна, Балунова Светлана Альбертовна, Торопова Анастасия Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF LEADERSHIP SKILLS OF STUDENTS IN INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN

The article is devoted to the problem of developing leadership qualities and skills among teenagers studying in children's creative associations of the system of additional education of children. The development of leadership skills is one of the most important tasks of modern education and its solution is possible using the resources of the educational environment of the system of additional education of children. The article presents the main ideas of the developed general educational program of additional education for children aimed at developing students' leadership skills. The program is built on a modular principle and contributes to the formation of basic leadership qualities through the inclusion of teenagers in active project activities. The authors provide evidence of the possibility of using an educational program to develop the leadership qualities of students in the classroom in the system of additional education.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»

DOI: 10.47581/2021/PS-3/IE.7.57.23 РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Чайкина Жанна Владимировна, к.п.н., доцент (e-mail: [email protected]) Балунова Светлана Альбертовна, старший преподаватель (e-mail: [email protected]) Торопова Анастасия Игоревна, магистрант (e-mail: [email protected]) Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия

Статья посвящена проблеме развития лидерских качеств и навыков у подростков, обучающихся в детских творческих объединениях системы дополнительного образования детей. Развитие лидерских навыков одна из важнейших задач современного образования и ее решение возможно с использованием ресурсов образовательной среды системы дополнительного образования детей. В статье представлены основные идеи разработанной общеобразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования детей направленной на развитие лидерских навыков обучающихся. Программа построена по модульному принципу и способствует формированию основных лидерских качеств через включение подростков в активную проектную деятельность. Авторы приводят доказательства возможности использования образовательной программы для развития лидерских качеств обучающихся на занятиях в системе дополнительного образования.

Ключевые слова: лидерские навыки, программа дополнительного образования, педагоги, дополнительное образование детей.

В XXI столетии мир будут двигать увлеченные, целеустремленные, настойчивые лидеры с хорошими навыками менеджмента. Как известно, лидерские навыки - это навыки, которые использует человек, организуя других людей для достижения общей цели. Формирование лидерских навыков начинается еще в детском возрасте. Большими возможностями для этого обладают учреждения дополнительного образования детей.

Целью данных учреждений является приобщение детей к разнообразному социальному опыту, традиционным нравственным ценностям, деятельности по мирному созиданию. В процессе внеурочных занятий, как в общеобразовательной школе, так и в организациях дополнительного образования возможно создание условий для формирования у подростков лидерских качеств через осознание ими ценности активной жизненной позиции. Подобная работа ведется, например, в рамках деятельности детских и молодежных общественных объединений, органов ученического самоуправления образовательных организаций, а так же в других детских творческих

объединениях. К основным задачам подобных детских объединений относятся:

- развитие творческих, коммуникативных, познавательных способностей детей, способности выражать собственное мнение;

- содействие формированию активной гражданской позиции школьников;

- привлечение подростков к социально значимой деятельности, к участию в общественной жизни.

В ходе исследования был проведен интерактивный опрос среди 150 респондентов, в котором приняли участие дети, педагоги дополнительного образования, родители. Практически все опрошенные подростки (89%) выразили желание развивать свои лидерские навыки. 95% опрошенных родителей относятся положительно к формированию лидерских качеств у своих детей. Около 80% участвующих в опросе педагогов указали в ответах, что хотели бы развивать лидерские качества у обучающихся на своих занятиях, но не имеют для этого соответствующей подготовки.

Таким образом, исследование показало наличие социального заказа и востребованность среди потенциальных потребителей образовательных услуг программ дополнительного образования, ориентированных на развитие лидерских навыков обучающихся. Подобные программы будут необходимы так же в работе детских и молодежных общественных объединений, органов ученического самоуправления образовательных организаций.

В ходе исследования была разработана общеобразовательная общераз-вивающая программа, ориентированная на развитие у обучающихся детских творческих объединений, работающих по дополнительным образовательным программам различных направленностей, лидерских навыков. Основной идеей программы является создание условий для развития лидерских качеств обучающихся, способных разрабатывать и осуществлять стратегию собственного развития, активно включаться в управленческую, социальную и экономическую деятельность в рамках определенных локаций.

Программа включает четыре взаимосвязанных модуля: «Я-лидер», «Социальное проектирование», «Построение команды», «Решение проблем». Первым изучается модуль «Я-лидер», далее освоение модулей может вестись в любом порядке, по желанию учащихся Срок освоения программы составляет 1 учебный год - 72 часа. Программа ориентирована на подростков в возрасте 13-16 лет.

Модуль «Я-лидер» предполагает знакомство обучающихся с теориями лидерства, изучение лидерских качеств и включает в себя следующие темы: «Что такое лидерские качества?», «Что делает хорошего лидера?», «Топ лидерских качеств и обязательных лидерских навыков», «Тренинги развития лидерских навыков» и другие.

Модуль «Построение команды» включает в себя тренинги по формированию умений сотрудничества и командной работы, Лидерство требует

умения создавать и поддерживать сильную и сплоченную команду людей, работающих над одной и той же целью. Создание команды требует от будущего лидера таких качеств как коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты, сотрудничество, умение руководить и организовывать работу команды.

Модуль «Решение проблем» охватывает вопросы, связанные с умениями решать проблемы, возникающие в ходе работы. Навыки решения проблем могут помочь будущим лидерам принимать быстрые решения, устранять препятствия и обеспечивать своевременное завершение проектов в соответствии выдвинутыми требованиями. В процессе изучения модуля обучающиеся овладеют следующими навыками: критическое мышление, аналитические способности, творческое мышление.

Модуль «Социальное проектирование» связан с изучением основ проектной деятельности, основ разработки социальных проектов. При изучении данного модуля обучающиеся разрабатывают в команде общий проект, планируемый к реализации на базе образовательной организации.

Каждый модуль предполагает проведение теоретических занятий, практических мастер-классов и тренингов. Отличительной особенностью программы является активное использование проектной деятельности в ходе изучения каждого модуля.

Для проведения экспериментальной работы были сформированы две группы: экспериментальная и контрольная. В каждую группу вошло одинаковое количество обучающихся различных детских творческих объединений - по 25 человек. Группы были ранжированы по возрасту и половому признаку, а так же уровню развития лидерских навыков. Исследование проводилось на базе Центра детского творчества г. Нижнего Новгорода.

Для оценки сформированности лидерских навыков у обучающихся, была использована методика Е.И. Тихомировой.

По итогам проведения констатирующего эксперимента были получены следующие результаты: до начала формирующего эксперимента в экспериментальной группе преобладает средний уровень развития лидерских качеств - 15 человек, что составляет 62%, высокий уровень- 2 человека, что составляет 8%, с низким уровнем - 8 человек, что составляет 30% (Рис. 1).

В контрольной группе до формирующего эксперимента преобладает средний уровень развития лидерских качеств - 13 человек, что составляет 52%, высокий уровень- 3 человека, что составляет 12%, низкий уровень -9 человек, что составляет 36%.

В ходе формирующего эксперимента экспериментальная группа обучающихся помимо основных занятий в творческих объединениях один раз в неделю посещала занятия, проводимые по экспериментальной программе формирования лидерских навыков. Контрольная группа обучающихся такие занятия не посещала, а занималась по программам детских творческих объединений.

70

Рисунок 1 - Уровень сформированности лидерских навыков у обучающихся контрольной и экспериментальной групп

По итогам проведения контрольного эксперимента были получены следующие результаты: в экспериментальной группе увеличилось количество обучающихся с высоким уровнем развития лидерских навыков практически на 50% и уменьшилось количество обучающихся с низким уровнем развития лидерских качеств практически на 20% (Рис. 1).

Следует отметить, что в контрольной группе также произошли изменения по формированию лидерских навыков у обучающихся в лучшую сторону, но они оказались не такими значительными.

Таким образом, в ходе исследования была разработана общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей направленная на развитие лидерских навыков обучающихся. Программа построена по модульному принципу и способствует формированию основных лидерских качеств через включение подростков в активную проектную деятельность. Исследование доказало возможность использования образовательной программы для развития лидерских качеств обучающихся на занятиях в системе дополнительного образования.

Развитие лидерских навыков одна из важнейших задач современного образования и ее решение возможно с использованием ресурсов образовательной среды системы дополнительного образования детей.

Список литературы

1. Пономарев А. В. Лидерство в молодежной среде: учеб. пособие / А.В. Пономарев, А.О. Ланцев, М.С. Кырчиков; Мин-во науки и высшего образования РФ.— Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2020.— 216 с.

2. Прохорова М.П., Чайкина Ж.В., Лукина О. А. Особенности методического обеспечения инновационной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей // Глобальный научный потенциал. 2018. № 11 (92). С. 39-40.

3. Прохорова М.П., Чайкина Ж.В., Маляева А.А., Дорогина Н.Ю. Учреждение дополнительного образования детей в контексте инновационного развития образования // Глобальный научный потенциал. 2019. № 10 (103). С. 38-40.

4. Румянцева З. П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник. -М.: ИНФРА-М, 2014. 304 с.

5. Рыжикова М.П., Чайкина Ж.В., Мухина М.В., Лукина О.А., Дорогина Н.Ю. Формирование социальной активности подростков в системе дополнительного образования детей // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 7 (41). С. 162-169.

Chaykina Zhanna Vladimirovna, Cand. Pedag. Sci., associate professor

(e-mail: [email protected])

Balunova Svetlana Albertovna, senior lecturer

(e-mail: [email protected])

Toropova Anastasia Igorevna, master's student

(e-mail: [email protected])

Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin DEVELOPMENT OF LEADERSHIP SKILLS OF STUDENTS IN INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN

Annotation: the article is devoted to the problem of developing leadership qualities and skills among teenagers studying in children's creative associations of the system of additional education of children. The development of leadership skills is one of the most important tasks of modern education and its solution is possible using the resources of the educational environment of the system of additional education of children. The article presents the main ideas of the developed general educational program of additional education for children aimed at developing students' leadership skills. The program is built on a modular principle and contributes to the formation of basic leadership qualities through the inclusion of teenagers in active project activities. The authors provide evidence of the possibility of using an educational program to develop the leadership qualities of students in the classroom in the system of additional education.

Keywords: leadership skills, additional education program, teachers, additional

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.