Научная статья на тему 'Проблема привлечения подростков в творческие объединения дополнительного образования'

Проблема привлечения подростков в творческие объединения дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1615
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ЗАНЯТИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДЕТСКИЕ ТВОРЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ИНТЕРЕС ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЗАНЯТИЯМ / ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ADDITIONAL EDUCATION FOR CHILDREN / STUDENTS OF SENIOR SCHOOL AGE / CLASSES IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION / CHILDREN'S CREATIVE ASSOCIATIONS / STUDENTS' INTEREST IN CLASSES / TEACHER OF ADDITIONAL EDUCATION / INSTITUTION OF ADDITIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чайкина Жанна Владимировна, Яргина Мария Анатольевна, Гальцина Анна Сергеевна, Прохорова Мария Петровна

В данной статье рассматривается одна из актуальных проблем в сфере дополнительного образования детей проблема привлечения обучающихся старшего школьного возраста в детские творческие объединения. Именно дети старшего школьного возраста составляют наименьший процент обучающихся, посещающих творческие объединения учреждений дополнительного образования. В статье представлены результаты проведенного эмпирического исследования, выявляющие причины низкого показателя посещаемости детей старшего школьного возраста творческих объединений. Целью исследования было выявление причин снижения интереса обучающихся старшего школьного возраста к занятиям в детских творческих объединениях системы дополнительного образования детей. Авторы доказали, что снижению количества обучающихся старшего школьного возраста на занятиях в творческих объединениях дополнительного образования способствует ряд объективных причин. На основе полученных результатов для решения проблемы привлечения подростков старшего школьного возраста в детские творческие объединения дополнительного образования в статье определены стратегические направления в деятельности учреждений дополнительного образования. А также, предложены пути решения данной проблемы, которые позволят увеличить число обучающихся старшего подросткового возраста в детских творческих объединениях дополнительного образования. Вклад авторов. Чайкина Жанна Владимировна автор внес существенный вклад в написание статьи. Обобщил, проанализировал и интерпретировал практические результаты исследования. Яргина Мария Анатольевна автор внес существенный вклад в написание статьи. Обобщил практические результаты исследования по рассмотренной проблеме. Гальцина Анна Сергеевна автор внес существенный вклад в написание статьи. Обобщил практические результаты исследования по рассмотренной проблеме. Прохорова Мария Петровна автор оказывал активное участие в написании статьи; одобрил окончательную версию статьи перед её подачей для публикации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чайкина Жанна Владимировна, Яргина Мария Анатольевна, Гальцина Анна Сергеевна, Прохорова Мария Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of attracting adolescents to creative associations of continuing education

This article discusses one of the urgent problems in the field of additional education of children the problem of attracting students of senior school age in children's creative associations. It is children of senior school age that make up the smallest percentage of students attending creative associations of institutions of additional education. The article presents the results of an empirical study identifying the reasons for the low attendance rate of children of high school age of creative associations. The aim of the study was to identify the reasons for the decline in interest of students of senior school age to study in children's creative associations of the system of additional education of children. The authors proved that a number of objective reasons contribute to the decrease in the number of students of senior school age in the classroom in creative associations of continuing education. Based on the results obtained to solve the problem of attracting older schoolchildren to children's creative associations of additional education, the article defines strategic directions in the activities of institutions of further education. And also, ways to solve this problem are proposed that will increase the number of students of older adolescents in children's creative associations of additional education.

Текст научной работы на тему «Проблема привлечения подростков в творческие объединения дополнительного образования»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №6, Том 7 / 2019, No 6, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-6-2019.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/30PDMN619.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Чайкина Ж.В., Яргина М.А., Гальцина А. С., Прохорова М.П. Проблема привлечения подростков в творческие объединения дополнительного образования // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №6, https://mir-nauki.com/PDF/30PDMN619.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Chai^m J.V., Yargina M.A., Galtsina A.S., Prokhorova M.P. (2019). The problem of attracting adolescents to creative associations of continuing education. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/30PDMN619.pdf (in Russian)

УДК 371

Чайкина Жанна Владимировна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»

Нижний Новгород, Россия Доцент

Кандидат педагогических наук E-mail: jannachaykina@mail.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=662965

Яргина Мария Анатольевна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»

Нижний Новгород, Россия Студентка 1 курса магистратуры по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, профиль «Управление в системе дополнительного образования детей»

E-mail: bolshakova.m@gmail.com

Гальцина Анна Сергеевна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»

Нижний Новгород, Россия Студентка 1 курса магистратуры по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, профиль «Управление в системе дополнительного образования детей»

E-mail: ann.utas@yandex.ru

Прохорова Мария Петровна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»

Нижний Новгород, Россия Доцент

Кандидат педагогических наук E-mail: masha.proh@mail.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=618046

Проблема привлечения подростков в творческие объединения дополнительного образования

Аннотация. В данной статье рассматривается одна из актуальных проблем в сфере дополнительного образования детей - проблема привлечения обучающихся старшего школьного возраста в детские творческие объединения. Именно дети старшего школьного возраста составляют наименьший процент обучающихся, посещающих творческие объединения учреждений дополнительного образования. В статье представлены результаты проведенного эмпирического исследования, выявляющие причины низкого показателя посещаемости детей старшего школьного возраста творческих объединений. Целью

исследования было - выявление причин снижения интереса обучающихся старшего школьного возраста к занятиям в детских творческих объединениях системы дополнительного образования детей. Авторы доказали, что снижению количества обучающихся старшего школьного возраста на занятиях в творческих объединениях дополнительного образования способствует ряд объективных причин. На основе полученных результатов для решения проблемы привлечения подростков старшего школьного возраста в детские творческие объединения дополнительного образования в статье определены стратегические направления в деятельности учреждений дополнительного образования. А также, предложены пути решения данной проблемы, которые позволят увеличить число обучающихся старшего подросткового возраста в детских творческих объединениях дополнительного образования.

Вклад авторов.

Чайкина Жанна Владимировна - автор внес существенный вклад в написание статьи. Обобщил, проанализировал и интерпретировал практические результаты исследования.

Яргина Мария Анатольевна - автор внес существенный вклад в написание статьи. Обобщил практические результаты исследования по рассмотренной проблеме.

Гальцина Анна Сергеевна - автор внес существенный вклад в написание статьи. Обобщил практические результаты исследования по рассмотренной проблеме.

Прохорова Мария Петровна - автор оказывал активное участие в написании статьи; одобрил окончательную версию статьи перед её подачей для публикации.

Ключевые слова: дополнительное образование детей; обучающиеся старшего школьного возраста; занятия в системе дополнительного образования; детские творческие объединения; интерес обучающихся к занятиям; педагог дополнительного образования; учреждение дополнительного образования

В настоящее время дополнительное образование детей в России рассматривают как одну из важнейших составляющих системы образования и даже как подсистему общего образования. Это связано, прежде всего, с тем, что дополнительное образование детей «охватывает обучающихся в возрасте от 6 до 18 лет, обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности» [Ст. 75, Закон РФ «Об образовании» 2012 г.].

Социально-педагогическая значимость дополнительного образования детей заключается в том, что его специфическая образовательная среда создает благоприятные условия для организации социально-значимого досуга, а значит профилактики наркомании, правонарушений и других девиантных проявлений, к сожалению, имеющих место в среде несовершеннолетних [7]. Но именно обучающиеся старшего школьного возраста составляют наименьший процент посещающих творческие объединения учреждений дополнительного образования. Актуальной проблемой в сфере дополнительного образования является трудность привлечения обучающихся старшего школьного возраста в творческие объединения и удержание их интереса к занятиям на протяжении всего периода обучения [9; 10].

В последние годы, наблюдается тенденция: с увеличением возраста обучающихся -снижается их заинтересованность дополнительными образовательными программами, предоставляемыми учреждениями дополнительного образования детей [6]. Так в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Центр детского творчества Автозаводского района» по состоянию на 2018-2019 учебный год всего обучающихся, посещающих объединения составило 3733 человека. Наибольшее количество детей, занимающихся в творческих объединениях, относятся к двум возрастным категориям:

7-9 лет и 10-13 лет: по 1654 и 1621 человек соответственно. В то же время, количество обучающихся старшего школьного возраста (14-18 лет) среди обучающихся учреждения дополнительного образования составляет всего 267 человек (рисунок 1).

I

Рисунок 1. Возрастные группы обучающихся творческих

объединений МБУДО «ЦДТ Автозаводского района» в 2018-2019 учебном году

В то же время, согласно справке ГУ МВД России по Нижегородской области, по статистике, в Автозаводском районе за второе полугодии 2018 года было совершено 16 преступлений несовершеннолетними, а также выявлено 114 правонарушений, связанных с распитием спиртных напитков.

В начале 2019-2020 учебного года, среди 56 подростков возрастом 13-17 лет, проживающих в Автозаводском районе, но не посещающих детские творческие объединения ЦДТ, было проведено анонимное анкетирование на тему: «Занятость подростков старшего школьного возраста в объединениях дополнительного образования». Целью анкетирования было - выявление причин снижения интереса обучающихся старшего школьного возраста к занятиям в детских творческих объединениях системы дополнительного образования детей.

Анкетируемым подросткам, не занимающимся в творческих объединениях дополнительного образования, предлагалось ответить на ряд вопросов:

1. Есть ли у Вас постоянное хобби? (да / нет / меняется время от времени);

2. Есть ли у Вас свободное времени для посещения какого-либо кружка по интересам? (да/нет);

3. Как Вы узнаете интересную для себя информацию? (из телевизора / от друзей / из книг / через интернет);

4. Почему Вы не посещаете творческие объединения у себя в школе/районе? (не знаю о таких объединениях / свободное время трачу на подготовку к экзаменам (ЕГЭ) / получаю интересующую информацию через интернет, этого достаточно / нет таких кружков, на которые я бы хотел ходить).

По результатам анкетирования было выявлено, что снижению количества обучающихся старшего школьного возраста в творческих объединениях дополнительного образования способствует ряд объективных причин (рисунок 2).

На первом месте среди ответов на вопрос «Почему Вы не посещаете творческие объединения у себя в школе/районе?», выделенных респондентами, находится ответ, связанный

Количество обучающихся

с подготовкой подростков к государственным экзаменам. Такой ответ выделили 33 % школьников. И это не случайно, так как в настоящее время все чаще наблюдается тенденция, что детям старшего школьного возраста трудно выделить время на посещение интересующего их кружка из-за загруженности в школе. Кроме того, большой объем домашних заданий, а также занятия с репетиторами при подготовке к экзаменам, отнимают практически все свободное время.

На втором месте среди ответов на данный вопрос школьники выбрали вариант: «нет таких кружков, на которые я бы хотел ходить». Такой ответ выделили 28 % опрошенных. Это, на наш взгляд объясняется малочисленностью или отсутствием программ дополнительного образования, которые были бы актуальными и интересными для обучающихся данного возрастного диапазона.

Например, в последнее время актуальными являются вопросы экологического содержания, такие как использование трудноразлагаемых отходов, или уничтожение флоры и фауны лесными пожарами. Но на практике творческие объединения этих направленностей практически отсутствуют.

■ Подготовка к ЕГЭ

Отсутствие интересных программ

■ Недостаточность знаний о существовании УДО

■ Вся необходимая информация из Интернета

Рисунок 2. Результаты анкетирования по вопросу «Почему Вы не посещаете творческие объединения у себя в школе?»

Также подростки не остаются в стороне от политических вопросов. Так, 3 августа 2019 года, на митингах в Москве из 220 задержанных, 100 были дети подросткового возраста. Это говорит о высокой заинтересованности подростков проблемами политики, но способы выражения собственных политических интересов у молодых людей принимают порой противоправные формы.

Более 18 % опрошенных старшего школьного возраста на вопрос о причинах их неучастия в работе творческих объединений дополнительного образования, назвали свое незнание о существовании таких объединений разных направленностей у них в школах, центрах творчества. Следовательно, информация о деятельности детских объединений дополнительного образования не достаточно эффективно распространяется среди школьников и подростков.

Среди опрошенных подростков старшего школьного возраста 17 % респондентов отметили свою незаинтересованность в получении информации путем обучения в творческих объединениях. Дето в том, что в современном мире подростки получают интересующую их информацию из социальных сетей, тематических пабликов, электронных журналов, посвященных интересующей их теме. Даже коммуникация у подростков между собой чаще всего происходит через сеть Интернет. К сожалению, педагогам не всегда удается вовлечь детей старшего школьного возраста в процесс общения и созидания [1].

https:// mir-nauki. com

В связи с полученными результатами анкетирования для решения проблемы привлечения подростков старшего школьного возраста в детские творческие объединения дополнительного образования необходимо определить стратегические направления в деятельности учреждений дополнительного образования.

Во-первых, организовать и обеспечить работу детских творческих объединений по современным направлениям деятельности программно-методическим сопровождением. Решение данной задачи потребует определенной подготовки педагогических кадров образовательной организации [3; 4]. Занятия в таких творческих объединениях не просто займут свободное время подростков, но и смогут оказать содействие в их профессиональном самоопределении, а возможно и помочь при поступлении в выбранный ими ВУЗ. Особенно актуальными в настоящее время становятся дополнительные образовательные программы, ориентированные на обучающихся с особыми образовательными потребностями [5].

Кроме того, при разработке дополнительных образовательных программ необходимо обратить особое внимание на возможность использования в работе детских творческих объединений дистанционного обучения. А также, создание он-лайн курсов и удобной платформы для использования в дополнительном образовании дистанционного обучения. Это позволит подросткам самим выбирать удобное время и место для получения новых знаний, быть мобильными в получении дополнительных образовательных услуг [10].

Так, в Центре детского творчества Автозаводского района были организованы дистанционные курсы для обучающихся старшего школьного возраста по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающией) программе «Лидер», которая направлена на развитие интеллектуальных, лидерских, организаторских, творческих способностей подростков и их последующая реализация в деятельности общественных объединений и органов ученического самоуправления. На октябрь 2019 года на данную программу было записано 90 человек, в то время как очно подобную программу проходит 67 человек.

Во-вторых, чтобы как можно больше заинтересованных детей узнало о возможностях обучения в сфере дополнительного образования нужно использовать все возможные формы информирования потенциальных обучающихся. Например, в рамках проведенного исследования Центром детского творчества было организовано тесное сотрудничество со школами района, а также было проведено оповещение о наборе учащихся старшего школьного возраста в творческие объединения Центра в социальных сетях (группах «Вконтакте»). По сравнению с 2018-2019 учебным годом, в 2019-2020 учебном году количество обучающихся старшего школьного возраста увеличилось на 214 человек.

Таким образом, проведенное исследование показало, что одной из актуальных проблем современного дополнительного образования является привлечение подростков старшего школьного возраста в творческие объединения. В ходе исследования были выделены основные аспекты решения данной проблемы, среди которых: расширение сети кружков по актуальным направлениям деятельности, использование современных информационных технологий, электронных дистанционных курсов, современных методов рекламы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абаев А.М. Проблемы и перспективы развития системы учреждений дополнительного образования детей [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). -Пермь: Меркурий, 2012. - С. 100-102.

2. Березина В.А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: учеб. пособие / В.А. Березина. - М.: Диалог культур, 2007.

3. Илалтдинова Е.Ю., Фролова С.В. Концептуальные основы выявления, отбора и сопровождения педагогически одаренной молодежи // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 4 (25). С. 10.

4. Картавых М.А., Камерилова Г.С. Научно-методическое обеспечение дополнительных профессиональных программ повышения квалификации преподавательского состава в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 1 (22). С. 3.

5. Краснопевцева Т.Ф., Папуткова Г.А., Фильченкова И.Ф. Результаты исследования образовательных потребностей абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 2 (27). С. 7.

6. Магомедова Л.И. Актуальные проблемы системы дополнительного образования детей // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 2.

7. Поликашева Н.В. Развитие системы дополнительного образования детей как ресурс социокультурной модернизации образования / Н.В. Поликашева. - 2011. -Проблемы современного образования: материалы Международной научной конференции, 23 апреля 2008 года / А.В. Щербаков, П.В. Осипов, Л.И. Патрушина. - Челябинск: Издательство Марины Волковой, 2008.

8. Прохорова М.П., Чайкина Ж.В., Лукина О.А. Особенности методического обеспечения инновационной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей // Глобальный научный потенциал. 2018. № 11 (92). С. 39-40.

9. Чайкина Ж.В. Личностный подход как фактор успешной профессиональной ориентации детей в системе дополнительного образования: Диссертация на соискание ученой степени канд. педаг. наук / Нижний Новгород, 2006.

10. Чайкина Ж.В., Смирнова Ж.В. Управление в системе дополнительного образования детей как профиль подготовки прикладной педагогической магистратуры // Мир науки. 2017. Т. 5. № 6. С. 62.

Chalks Janna Vladimirovna

Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university, Nizhniy Novgorod, Russia

E-mail: jannachaykina@mail.ru

Yargina Maria Anatolyevna

Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university, Nizhniy Novgorod, Russia

E-mail: bolshakova.m@gmail.com

Galtsina Anna Sergeevna

Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university, Nizhniy Novgorod, Russia

E-mail: ann.utas@yandex.ru

Prokhorova Maria Petrovna

Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university, Nizhniy Novgorod, Russia

E-mail: masha.proh@mail.ru

The problem of attracting adolescents to creative associations of continuing education

Abstract. This article discusses one of the urgent problems in the field of additional education of children - the problem of attracting students of senior school age in children's creative associations. It is children of senior school age that make up the smallest percentage of students attending creative associations of institutions of additional education. The article presents the results of an empirical study identifying the reasons for the low attendance rate of children of high school age of creative associations. The aim of the study was to identify the reasons for the decline in interest of students of senior school age to study in children's creative associations of the system of additional education of children. The authors proved that a number of objective reasons contribute to the decrease in the number of students of senior school age in the classroom in creative associations of continuing education. Based on the results obtained to solve the problem of attracting older schoolchildren to children's creative associations of additional education, the article defines strategic directions in the activities of institutions of further education. And also, ways to solve this problem are proposed that will increase the number of students of older adolescents in children's creative associations of additional education.

Keywords: additional education for children; students of senior school age; classes in the system of additional education; children's creative associations; students' interest in classes; teacher of additional education; institution of additional education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.