УДК 374
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Рыжикова Марина Павловна, магистрант (e-mail: [email protected]) Чайкина Жанна Владимировна, к.п.н., доцент (e-mail: [email protected]) Мухина Мария Вадимовна, к.п.н., доцент,
(e-mail: [email protected]) Лукина Оксана Алексеевна, магистрант (e-mail: [email protected]) Дорогина Надежда Юрьевна, магистрант (e-mail: [email protected]) Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, г.Нижний Новгород
В статье рассматривается проблема развития социальной активности подростков в условиях дополнительного образования детей. Авторы отмечают, что построение правового государства, рыночные отношения, кризисные процессы в экономике, социальной и политической сферах выдвигают на первое место вопросы формирования духовности, нравственности и необходимости воспитания молодежи как социально активной части общества, имеющей позитивную гражданскую позицию. Добровольческая деятельность является одной из составляющих педагогической деятельности, которая способствует формированию у подрастающего поколения активной гражданской позиции. В статье отмечается, что молодежное добровольческое движение призвано воспитывать лидерские качества, а также стимулировать подростков к проявлению таких позитивных качеств как интеллигентность, честность, социальную ответственность и социальную активность. Авторы рассматривают, участие молодежи в добровольческом движении следует рассматривать, как системообразующий элемент формирования гражданской социальной ответственности и «выращивания» гражданской социальной активности подрастающего поколения. Проблема формирования социальной активности подростков является особо значимой и неизменно находится в центре внимания общества.
Ключевые слова: дополнительное образование детей, социальная активность, подрастающее поколение, добровольческая деятельность.
Введение. Проблема развития социальной активности подрастающего поколения в настоящее время относится к одной из актуальных проблем отечественной педагогической науки и образовательной практики. Решение данной проблемы связано, прежде всего, с привлечением обучающих-
ся к активной социальной, в том числе, волонтерской деятельности. Перспективы развития данного направления педагогической работы обозначены и в последних стратегических документах, таких как Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-р. Данный документ определяет, что развитие и распространение добровольческой деятельности, в том числе волонтерской, относится к числу приоритетных направлений социальной и молодежной политики российского государства. Так же, президент России В.В. Путин в своем докладе на Втором Всероссийском форуме волонтеров (ноябрь 2015 г.) подчеркнул значимость и важность добровольческого движения в России для дальнейшего ее развития и процветания.
Добровольческое движение в России привлекает в свои ряды все больше сторонников, которое способно привлечь вовлечь в свои ряды и подростков. Исследователи отмечают необходимость вовлечения детей подросткового возраста в социально активную деятельность, которая позволит им определиться с собственными ценностными ориентациями в этот кризисный возрастной период. Кроме того, включение подростков в социально активную добровольческую деятельность способствует росту жизненной перспективы, формированию целостной картины мира и своего «Я», препятствует развитию разобщенности в современной подростковой среде [5].
Добровольческое движение в нашей стране с каждым годом набирает популярность, существенно выросло количество добровольческих организаций и число их участников. Следует отметить, что данный факт связан, в том числе, и с высоким интересом подрастающего поколения к этому виду деятельности, стремлением участвовать в социальных проектах, составляющих основу добровольческой (волонтерской) деятельности.
Исследования показывают, что социальные организации, курирующие добровольческое (волонтерское) движение активно развиваются по всей стране, как в крупных региональных центрах, так и в небольших поселках. Общественные добровольческие (волонтерские) организации работают по различным направлениям. Одни в качестве основных направлений деятельности определили проблемы экологии, охрану водоемов и зеленых насаждений, защиту бездомных животных. В других волонтерских организациях основным видом деятельности является благоустройство территорий, детских площадок, зон отдыха. Есть добровольческие организации, функционирующие городах, являющихся культурно-историческими центрами, основной задачей которых стало - сохранение исторического и культурного наследия нашей страны. Одними из наиболее распространенных волонтерских организаций являются организации, осуществляющие работу по профилактике среди подростков наркотической и алкогольной зависимостей и пропаганда среди населения здорового образа жизни, Кроме того, одним из популярных направлений деятельности общественных организа-
ций является волонтерская работа в сфере образования, науки, культуры, искусства, работа в области физической культуры и массового спорта. Особое значение в привлечении подростков к участию в активной социальной добровольческой деятельности играют учреждения дополнительного образования детей.
К особенностям системы дополнительного образования в рамках данного исследования можно отнести: обеспечение возможностей самореализации детей в социально-ориентированной деятельности; совместная творческая деятельность детей и педагогов; координирующая т направляющая роль педагога в учебно- воспитательном процессе.
Цель данной работы заключается в рассмотрении возможностей и перспектив формирования социальной активности подростков в рамках организации проектной деятельности обучающихся в условиях дополнительного образования детей.
Методика исследований. Работа волонтерских организаций, существующих и на базе образовательных организаций ориентирована, прежде всего, на организацию содержательного досуга детей и подростков, а так же на оказание социальной поддержки нуждающимся категориям населения; профилактику беспризорности, социально обусловленных заболеваний (наркомании, табакокурения, алкоголизма, токсикомании). Данное направление деятельности добровольческой работы выполняет и воспитывающую функцию [4].
Из многообразия существующих видов деятельности в условиях дополнительного образования детей одной из самых востребованных является проектная деятельность. Особо следует отметить работу обучающихся над социальными проектами. Обучающиеся разрабатывают и реализуют социальные проекты, привлекая к этой работе обучающихся других объединений, педагогов и родителей, что способствует формированию их активной гражданской позиции, умению принимать решения и отвечать за них. Одним из решающих условий, определяющих успешность формирования социальной активности детей и подростков, выступает органическая взаимосвязь с другими институтами социализации: образовательными учреждениями и учреждениями культуры и спорта [1, 2].
На основе анализа исследований отечественных педагогов было определено, что процесс развития социальной активности подростков в условиях дополнительного образования детей представляет собой целостную систему, включающую следующие компоненты:
1. Расширение знаний о человеке, природе и обществе;
2. Приобретение опыта общественных и личных отношений в различных видах деятельности;
3. Формирование адекватной самооценки.
На каждом этапе возрастного развития социальная активность растущего человека имеет тенденцию к возрастанию в зависимости от объема выполняемых социальных обязанностей и того опыта, который приобретает
ребенок в процессе этой деятельности. В этих условиях социальная активность становится важнейшей предпосылкой развития чощиальных функций личности, а так же ее успешной адаптации к общественной жизни, что согласуется с основными целями дополнительного образования детей, обозначенными в Законе об образовании.
Обращает на себя внимание тот факт, что активное взаимодействие учреждения дополнительного образования детей с организациями подобного типа способствует развитию общественной активности обучающихся, воспитывает их личную ответственность, культуру межличностных отношений, формирует стремление обучающихся к самореализации и самосовершенствованию. Данная особенность в организации добровольческой деятельности выявляет воспитательную значимость общественной деятельности обучающихся в условиях образовательного пространства школы и учреждения дополнительного образования детей [3].
Для эффективного формирования социальной активности подростков через добровольческую деятельность, реализуемую объединениями в системе дополнительного образования детей требуется организация следующих педагогических условий:
• осуществление подготовки подростков к участию в добровольческой деятельности должно проходить по специально подготовленной программе дополнительного образования;
• реализация принципа систематического включения учащихся в планируемые мероприятия разработанной программы;
• использование методов и средств стимулирующих социальную активности подростков.
Одним из существенных факторов способствующих эффективному развитию социальной активности обучающихся в системе дополнительного образования детей является выполнение в процессе осуществления деятельности волонтерского объединения всех описанных выше педагогических условий. Таким образом, педагоги, работающие в образовательных учреждениях и в учреждениях дополнительного образования, занимающиеся вопросами организации волонтерской деятельности подростков должны строить данную деятельность с учетом оптимального сочетания данных условий [5].
Результаты исследования. Анализ социальной активности подростков в дополнительном образовании был проведен у учащихся волонтерской организации МБОУ ДО «Дом детского творчества». Волонтерская деятельность у подростков реализуется на основании разработанной педагогом дополнительной образовательной (общеразвивающей) программы социально-педагогической направленности «От сердца к сердцу», срок реализации которой составляет два года. Данное волонтерское объединение существует второй год, количество обучающих составляет 16 человек. На первом году обучения, после вступления детей в волонтерское объединение, для определения уровня социальной активности обучающихся была
использована методика экспертных оценок. Данная методика дала возможность определить уровень социальной активности подростков, характеризующий деятельно-поведенческий критерий добровольческой деятельности.
В таблице 1 предоставлены показатели для определения уровня социальной активности обучающихся, принимавших участие в эксперименте.
Таблица 1 - Уровни развития социальной активности обучающихся _в системе дополнительного образования_
Уровень Показатель социальной активности
Высокий Активно участвует в проводимых мероприятиях, владеет навыками самостоятельной организации добровольческих акций, регулярно проявляет инициативу в организации мероприятий
Средний Периодически участвует в организуемых мероприятиях, затрудняется самостоятельно организовать мероприятие, но хочет этому научиться, предлагает варианты мероприятий для проведения в волонтерском объединении
Низкий Принял участие в небольшом количестве мероприятий, практически не проявляет инициативу, не претендует на роль лидера, не испытывает потребности в установлении новых контактов
В экспериментальном исследовании принимало участие 16 обучающихся. В результате использования разработанной методики были получены следующие данные: было выявлено, что у семи подростков (43%) наблюдается низкий уровень социальной активности, у семи подростков (43%) -средний уровень, и два обучающихся (14 %) показали высокий уровень социальной активности. Таким образом, выяснилось, что на момент начала экспериментальной деятельности по включению обучающихся в активную социальную деятельность только два подростка из группы волонтерского объединения обладают высоким уровнем сформированности социальной активности.
8 6 4 2 0
Высокий Средний Низкий
уровень уровень уровень
Рисунок 1 -Уровни социальной активности подростков, участвующих
в волонтерском объединении
В течении учебного года с ребятами работал педагог дополнительного образования, проводил с ними уроки-лекции, различные тренинги, семинары и т.д., согласно учебно-тематическому плану дополнительной общеобразовательной программы «От сердца к сердцу». Совместно с педагогом ребята разрабатывали и организовывали множество социальных акций и проектов. Ребята посещали дома-интернаты для престарелых, детские дома, реабилитационные центры. За год обучения подростки также участвовали в различных форумах и фестивалях в разных городах России.
В начале второго учебного года была повторно проведена методика экспертных оценок для выявления социальной активности подростков после года обучения в волонтерском объединении. Повторное проведение данной методики дало следующие результаты, которые представлены на рисунке 2.
10 8 6 4 2 0
Высокий Средний Низкий
уровень уровень уровень
Рисунок 2 - Уровень социальной активности обучающихся после первого
года обучения
Исходя из результатов уровня социальной активности у обучающихся волонтерского объединения в дополнительном образовании после первого года обучения, можно сделать вывод о том, что социальная активность подростков в системе дополнительного образования детей значительно повысилась. Это способствовало, как обучение подростков теоретическими основами волонтерства, так и привитие практических навыков в добровольческой сфере. Более того, обучающиеся данного объединения стали большой сплоченной командой, все ребята стали более коммуникативными и активными, у многих привились лидерские качества.
Выводы. Таким образом, деятельность волонтерских объединений работающих на базе учреждений дополнительного образования детей эффективно развивает социальную активность подростков. Деятельность обучающихся в волонтерских объединениях, расширяет знания подростков о социально-полезной деятельности человека, формирует потребности в личном участии в общественном преобразовании, развивает социально-значимые черты личности в отношении к людям и в поведении, дает возможность проявить себя, удовлетворить свои потребности в интересующей деятельности в процессе взаимодействия со средой.
Список литературы
1. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Маркова С.М., Чайкина Ж.В., Булаева М.Н. Организация партнерских отношений дополнительных образовательных услуг на примере взаимодействия образовательного учреждения с оздоровительным и культурным центрами // Перспективы науки и образования. 2019. № 3 (39). С. 500-514.
2. Григорьев, И. Н. Потенциал волонтерского движения в воспитании гражданской активности молодежи / Илья Николаевич ; Илья Николаевич Григорьев // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. - 2014. - Вып. 10 (138). - С. 67-71
3. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика. Основы курса: Учебник / Л.В. Марда-хаев. - М.: Юрайт, 2014. - 376 с.
4. Мельникова, В. Н. Развитие волонтерства как общественнопедагогического движения в XX веке. / В. Н. Мельникова // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. - 2013. - Т. 19, № 1,- С. 185-187.
5. Мялкина Е.В., Седых Е.П., Житкова В.А., Васькина А.В., Исайков О.И. Университетский ресурсный центр как элемент социального развития региона // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 3 (24). С. 1.
6. Поначугин А. В., Лапыгин Ю. Н. Виртуальная образовательная среда как средство организации самостоятельной работы студентов вуза // Вестник Мининского университета. 2018. Том 6, № 4. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/890/692 (дата обращения 20.03.2019)
7. Управление волонтерской деятельностью в дополнительном образовании: [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.uchportal.ru/publ/26-1-0-8051 (дата обращения: 08. 10.19).
8. Чайкина Ж.В. Личностный подход как фактор успешной профессиональной ориентации детей в системе дополнительного образования: дис-ция на соиск. уч. ст. канд. педаг. наук / Нижний Новгород, 2006.
9. Чайкина Ж.В., Смирнова Ж.В., Швецова Ю.В., Антонова Е.В. Социальное проектирование как средство активизации образовательной деятельности обучающихся высшей школы // Мир науки. 2018. Т. 6. № 3. С. 57.
Ryzhikova Marina Pavlovna, master student (e-mail: [email protected])
Chaikina Zhanna Vladimirovna, Cand. Pedag. Sci., associate professor (e-mail: [email protected])
Mukhina Maria Vadimovna, Cand. Pedag. Sci., associate professor
(e-mail: [email protected])
Lukina Oksana Alekseevna, master student
(e-mail: [email protected])
Dorogina Nadezhda Yurevna, master student
(e-mail: [email protected])
Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin
FORMATION OF SOCIAL ACTIVITY OF TEENAGERS IN THE SYSTEM OF
ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN
The article discusses the problem of the development of social activity of adolescents in the context of additional education of children. The authors note that the construction of the rule of law, market relations, crisis processes in the economy, social and political spheres put forward issues of the formation of spirituality, morality and the need to educate young people as a socially active part of society with a positive civic position. Volunteering is one of the components of pedagogical activity, which contributes to the formation of an active civic position among the younger generation. Key words: social activity, younger generation, additional education, volunteer activity. The article notes that the youth volunteer movement is designed to cultivate leadership qualities, as well as stimulate adolescents to display such
positive qualities as intelligence, honesty, social responsibility and social activity. The authors consider that youth participation in the volunteer movement should be considered as a system-forming element in the formation of civic social responsibility and the "cultivation" of civic social activity of the younger generation. The problem of the formation of social activity of adolescents is especially significant and is invariably in the center of public attention. Key words: additional education of children, social activity, rising generation, volunteering.
УДК 339.13
ЗНАЧИМОСТЬ РОЛИ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ЖИЗНИ И ПРОФЕССИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ Шобонова Любовь Юрьевна, к.п.н., доцент (e-mail: [email protected]) Голубева Ольга Владиславовна, к.п.н., доцент (e-mail: [email protected] ) Григорян Карапет Мартинович, студент (e-mail: [email protected] ) Мухина Елизавета Сергеевна, студент (e-mail: [email protected]) Голубев Алексей Александрович, магистрант (e-mail: [email protected]) Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия
Автора статьи исследуют значимость роли изучения иностранного языка в жизни и профессии современной молодежи. В исследовании принимало участие 30 респондентов, жителей Нижнего Новгорода. В ходе проведения эксперимента выявлялся желаемый уровень освоения, причина изучения английского языка, необходимость в будущей профессии и важность языковой практики в жизни, варианты обучения и необходимость общения с носителем языка.
Ключевые слова: опрос; английский язык, молодежь
Введение. Роль английского языка в современной жизни не оценима. Иностранный язык востребован в разных странах мира и Россия не исключение. Английский язык считается наиболее часто употребляемым языком, более четырехсот миллионов человек считают его родным и почти шестисот миллионов людей используют его для общения и работы.
Знания и владение английским языком позволяют людям свободно общаться с иностранными друзьями, педагогами, коллегами, проходить зарубежные стажировки и находить интересную и высокооплачиваемую работу, использовать навыки в туристских поездках и путешествиях, смотреть интересные фильмы и читать книги без перевода, слушать музыку в первоисточнике. В ноябре 2019 года авторами был проведен опрос с целью