Научная статья на тему 'Добровольческая деятельность как форма социальной и гражданской активности студенческой молодежи'

Добровольческая деятельность как форма социальной и гражданской активности студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1396
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / VOLUNTEERING / SOCIAL ACTIVITY / CIVIC ACTIVITY / STUDENT YOUTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мартынова Т.Н., Яницкий М.С., Зеленин А.А., Пфетцер С.А.

Введение. В статье рассматривается добровольческая деятельность на современном этапе развития российского общества в контексте гражданской и социальной активности молодежи, в том числе студенческой молодежи. На основе анализа научной литературы уточняется содержание понятий «социальная активность», «гражданская активность», «социальная активность студенческой молодежи», называются их сущностные характеристики. В теоретическом плане конкретизируются вопросы относительно форм проявления социальной и гражданской активности студенческой молодежи при участии в добровольческой деятельности. Методология. Научный анализ проблемы проводится на основе методологических принципов и социальной обусловленности изучения социальной и гражданской активности студенческой молодежи как форм добровольческой деятельности. Результаты. В результате теоретического анализа обобщены подходы к изучению и практике добровольческой деятельности, описаны сущностные характеристики социальной и гражданской активности студенческой молодежи, модели и варианты, характерные для их реализации. Заключение. Анализ содержания, проявлений социальной и гражданской активности необходим для активизации добровольческой деятельности студенческой молодежи, совершенствования форм, методов и технологий работы по вовлечению в указанную социально значимую практику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOLUNTARY ACTIVITY AS A FORM OF SOCIAL AND CIVIL ACTIVITY OF STUDENT YOUTH

Introduction. The article discusses volunteering at the present stage of development of Russian society in the context of civic and social activity of young people, including students. Based on the analysis of scientific literature, the content of the concepts “social activity”, “civic activity”, “social activity of students”, their essential characteristics are specified. Theoretically, questions regarding the forms of manifestation of social and civic activity of students with participation in voluntary activities are specified. Materials and Methods. The scientific analysis of the problem is carried out on the basis of methodological principles and the social conditionality of studying the social and civic activity of students as volunteer forms. Results. As a result of theoretical analysis, approaches to the study and practice of volunteering have been generalized, the essential characteristics of social and civic activity of students, models and options characteristic of their implementation are described. Conclusions. The analysis of the content and manifestations of social and civic activity is necessary for the revitalization of volunteer activities of students, improving the forms, methods and technologies of work to engage in this socially significant practice.

Текст научной работы на тему «Добровольческая деятельность как форма социальной и гражданской активности студенческой молодежи»

УДК/UDC 378.183

Т. Н. Мартынова, М. С. Яницкий, А. А. Зеленин, С. А. Пфетцер

T. Martynova, M. Yanitskiy, A. Zelenin, S. Pfettser

ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНОЙ И ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

VOLUNTARY ACTIVITY AS A FORM OF SOCIAL AND CIVIL ACTIVITY OF STUDENT YOUTH

Введение. В статье рассматривается добровольческая деятельность на современном этапе развития российского общества в контексте гражданской и социальной активности молодежи, в том числе студенческой молодежи. На основе анализа научной литературы уточняется содержание понятий «социальная активность», «гражданская активность», «социальная активность студенческой молодежи», называются их сущностные характеристики. В теоретическом плане конкретизируются вопросы относительно форм проявления социальной и гражданской активности студенческой молодежи при участии в добровольческой деятельности.

Методология. Научный анализ проблемы проводится на основе методологических принципов и социальной обусловленности изучения социальной и гражданской активности студенческой молодежи как форм добровольческой деятельности.

Результаты. В результате теоретического анализа обобщены подходы к изучению и практике добровольческой деятельности, описаны сущностные характеристики социальной и гражданской активности студенческой молодежи, модели и варианты, характерные для их реализации.

Заключение. Анализ содержания, проявлений социальной и гражданской активности необходим для активизации добровольческой деятельности студенческой молодежи, совершенствования форм, методов и технологий работы по вовлечению в указанную социально значимую практику.

Introduction. The article discusses volunteering at the present stage of development of Russian society in the context of civic and social activity of young people, including students. Based on the analysis of scientific literature, the content of the concepts "social activity", "civic activity", "social activity of students", their essential characteristics are specified. Theoretically, questions regarding the forms of manifestation of social and civic activity of students with participation in voluntary activities are specified.

Materials and Methods. The scientific analysis of the problem is carried out on the basis of methodological principles and the social conditionality of studying the social and civic activity of students as volunteer forms.

Results. As a result of theoretical analysis, approaches to the study and practice of volunteering have been generalized, the essential characteristics of social and civic activity of students, models and options characteristic of their implementation are described.

Conclusions. The analysis of the content and manifestations of social and civic activity is necessary for the revitalization of volunteer activities of students, improving the forms, methods and technologies of work to engage in this socially significant practice.

Ключевые слова: добровольческая деятельность, социальная активность, гражданская активность, студенческая молодежь.

Keywords: volunteering, social activity, civic activity, youth, student youth.

Введение

Современная Россия в последние десятилетия переживает этап становления и развития гражданского общества, модернизации политической, экономической и социальной сторон жизни социума. Существование гражданского общества, его реформирование возможны только при

«I

создании необходимых условий для развития науки, культуры, образования и воспитания социально активных членов общества, обладающих такими гражданскими качествами, как патриотизм, ответственность, справедливость, высокая нравственность. В новых условиях развития общества возрастает роль социальной и гражданской активности всех субъектов общественного процесса, и прежде всего молодежи.

Молодежь традиционно является наиболее динамичной и активной социально-демографической группой общества, реализующей себя во всех сферах жизнедеятельности. Как на одну из главных движущих сил развития гражданского общества, на молодых людей возлагаются особые надежды.

Значительную роль в жизни общества играет студенческая молодежь, которая представляет особую социальную общность и социально-возрастную группу, находящуюся на определенной стадии жизненного и профессионального самоопределения. Представители студенческого сообщества составляют будущую интеллектуальную и профессиональную элиту страны, обладают образовательными, культурными и инновационными ресурсами, характеризуются общностью интересов, выраженным гражданским самосознанием и активностью.

По мнению А. А. Николаевой [12], студенческая молодежь — это специфическая социальная группа, которая чутко реагирует на меняющиеся общественные настроения и процессы, в большей степени расположена к социальным новациям, достаточно быстро адаптируется к новым условиям, имеет больше шансов на реализацию активной жизненной стратегии и достижение успеха.

Несмотря на то что общество предоставляет молодым людям множество возможностей для личностного развития, проявления и совершенствования своих качеств, у них нередко возникают сложности самоопределения и самореализации [19]. В условиях затянувшихся трансформационных и модернизационных процессов в современном российском обществе наблюдается обострение проблем всего населения, и прежде всего молодежи. Среди этих проблем следует выделить ухудшение социально-экономического положения молодежи, что наиболее остро проявляется у провинциальной молодежи, которая социально и экономически менее защищена. Меняется и характер политического участия и вовлеченности молодежи в общественно-политическую жизнь страны, что является результатом трансформации системы ее ценностных представлений, переориентации с традиционных, «просоциальных», на постмодернистские индивидуалистические ценности. Ценностные представления принято рассматривать в качестве основных детерминант активности личности, наиболее общих регуляторов социально-политической активности молодежи, определяющих степень ее выраженности и направленность. Противоречивость и неустойчивость системы ценностей современной молодежи часто приводит к ценностной дезориентации, массовому распространению потребительских ценностей, проявляется аномией [14].

Аналогичной точки зрения придерживается Е. П. Ильин [6]. Анализируя проблему эмпатии и помогающего поведения, автор акцентирует внимание на том, что при смене социально-экономического строя в России в постсоветсткий период существенно изменился характер отношений между людьми. На смену отношениям коллективизма, сотрудничества, взаимопомощи пришел индивидуализм, конкуренция, соперничество. При таком характере отношений альтруизм (бескорыстная помощь) нередко расценивается уже не как достоинство, а как отсутствие у человека прагматичности.

А. А. Николаева [12], М. У. Ярычев [20] отмечают, что молодежная студенческая среда наиболее, чем другие возрастные и социальные группы, подвержена деструктивному влиянию экономических, политических, социальных и иных факторов, в ней легче формируются радикальные взгляды и убеждения. Молодые люди не используют возможные формы конструктивного проявления активности [10].

Небольшой жизненный опыт молодого поколения увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ею ответственных решений. Молодежь, в том числе студенческая, как субъект активности не всегда осознает собственную позицию, свой потенциал и не имеет опыта его реализации.

В этой связи особого внимания заслуживает проблема поиска конструктивных форм социальной и гражданской активности молодежи, способствующих максимальному раскрытию ее потенциала: как для обеспечения гармоничного развития молодых людей, так и для создания благоприятных условий для реализации новым поколением своих социальных функций.

Методология

Отечественные исследователи сходятся во мнении, что наиболее эффективным способом самовыражения и самореализации, формой проявления социальной и гражданской активности молодых людей в социально-политической, экономической и социокультурной сферах является добровольческая деятельность [8; 10; 14; 19].

В современном мире добровольческая деятельность молодого поколения способна оказать содействие в решении актуальных социально-экономических проблем государства, повышении качества жизни людей. Закономерно, что в XXI в. во всем мире нарастает потребность в добровольческой помощи и разнообразных волонтерских организациях.

Добровольческая деятельность (волонтерство) с точки зрения использования этого понятия в документах международного уровня («Всеобщая декларация волонтеров», 1990) и российских нормативно-правовых актах определяется следующим образом:

— свободный выбор человека, отражающий личные взгляды и позиции;

— форма социального служения, направленная на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном, национальном и международном уровнях;

— механизм разрешения глобальных общечеловеческих проблем;

— общественно полезная деятельность, осуществляемая людьми добровольно на безвозмездной основе;

— институт гражданского общества и одна из его практик;

— социальное взаимодействие различного уровня, где добровольцы (волонтеры) выступают самостоятельными субъектами социального действия и т. д.

На содействие развитию и поддержке добровольчества направлена государственная политика Российской Федерации. Добровольческая деятельность сегодня существует в известных и хорошо зарекомендовавших себя видах (социальное, корпоративное, культурное, экологическое, эвент-волонтерство), в то же время появляются новые виды добровольчества (виртуальное, инклюзивное волонтерство и т. д.).

В настоящее время добровольческая деятельность приобретает все большую популярность среди российской студенческой молодежи, становясь самостоятельным общественным институтом. Во всех регионах отмечается развитие добровольческих молодежных движений, увеличивается число студенческой молодежи, вовлеченной в различную социально значимую деятельность. Студенты активно реализуют волонтерские проекты по уходу за больными и людьми с ограничениями возможностями здоровья, поддерживают пожилых и детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, проявляют себя в сферах образования, спорта, культуры, краеведения и т. д.

Сущность понятия «добровольческая деятельность», его содержание определяются и детально интерпретируются в работах многих отечественных ученых. Благотворительность и добровольчество как элементы социальной политики современной России анализируются в работе Л. Я. Чикариной [17]. Социально-экономические аспекты добровольчества, специфика и функции добровольческого труда рассматриваются в исследовании Л. А. Кудринской [9]. И. Н. Григорьев указывает на значимость формирования гражданской активности молодежи в процессе добровольческой деятельности в социально-культурных условиях [2].

В то же время приведенные общие подходы не раскрывают в полной мере психологического и социального потенциала добровольческой деятельности как самостоятельной формы социальной активности молодежи. Целью нашего исследования является теоретический анализ социально-психологической сущности добровольческой деятельности, позволяющей рассматривать ее как конструктивную и желательную для общества форму социального и гражданского участия молодежи.

Результаты

В настоящее время получает широкое распространение представление о том, что добровольческая деятельность по своему смыслу и назначению имеет те же гуманистические ценностные основания, что и профессиональная социальная работа, социально-педагогическая и педагогическая деятельность. Именно эта идея отражена в работах И. А. Степановой [16], Н. С. Денисовой, Ю. И. Рюминой [3], которые анализируют роль добровольческой деятельности в профессиональном становлении будущих специалистов по социальной работе, развитии профессиональных компетенций в период их обучения в вузе.

«I

В исследовании С. Г Екимовой [5] было показано, что наиболее важными предпосылками волонтерской деятельности являются ценностно-смысловое сходство социальной работы и волонтерской деятельности, социальная активность студентов и спонтанное целенаправленное проявление ими альтруизма. Выделенные опытно экспериментальным путем закономерности волонтерской деятельности, такие как глубина осмысления и принятие педагогических, психологических и профессиональных смыслов волонтерской деятельности, разнообразие и длительность участия в этой деятельности, позволяют учитывать их при профессиональной подготовке будущих специалистов по социальной работе.

Отечественными исследователями выделяются следующие психологические детерминанты добровольческой деятельности: личностные характеристики (система мотивов и потребностей, ценностно-смысловая система, потребность в заботе, эмпатия, направленность и свойства личности, самооценка); коммуникативно-деятельностные характеристики (успешность деятельности, стиль общения, содержание и процесс обучения, стратегическое планирование и руководство); социально-психологические характеристики (содержание добровольческой деятельности, общественное признание, система поощрения, общественное внимание и т. д.) [19].

Как отмечает Т. Г Нежина, основой добровольческой деятельности (добровольчества) являются альтруизм и эмпатия. Феномен альтруизма объясняется с позиции теории социального обмена, согласно которой, помимо обмена товарами и услугами, также может происходить обмен социальными ценностями, такими как статус, информация и т. д. [13, с. 53]. В этом и других исследованиях было показано, что чем более человек склонен к сопереживанию, тем выше его готовность к помощи в конкретном случае. Эмпатия, в отличие от социальных норм, прямо и непосредственно побуждает человека к оказанию помощи. Таким образом, проявление эмпатии, то есть осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, является важным свойством личности, предрасполагающим к помогающему поведению.

Мотивацию участия в добровольческой деятельности молодежи 18-24 лет иллюстрируют материалы опроса Всероссийского центра исследования общественного мнения (ВЦИОМ), проведенного 18-19 июня 2011 г., на тему «Добровольчество в России: потенциал участия молодежи» [4]. По результатам данного исследования ведущими мотивами участия молодежи этой возрастной группы в добровольческой деятельности являются: «желание быть полезным, оказать помощь нуждающимся» (58 %), «для собственного удовольствия» (17 %), «хотел бороться с определенной проблемой» (14 %) и т. д. Молодые люди чаще, по сравнению с другими возрастными группами, становятся добровольцами с целью приобретения полезных навыков (5 % против 1 % среди более возрастных групп). В этой же группе молодежи интересы и потенциал к участию в добровольческой деятельности представлены следующим образом: благоустройство и формирование комфортной городской среды и в других поселениях (27 % опрошенных); благотворительная деятельность — передача вещей, денег и прочего (24 %); помощь пострадавшим в кризисных ситуациях (23 %); помощь социально незащищенным категориям граждан — детям, пенсионерам, инвалидам (22 %); участие в экологических проектах, мероприятиях (19 %) и т. д. Значительно меньше в этой группе молодежи тех, кто готов принимать участие в просветительских беседах, направленных на профилактику наркомании, СПИДа (9 %) и т. д. [4].

Очевидно, что идея добровольческой деятельности является не только выражением безвозмездной помощи обществу или конкретным людям, но и ценностным ориентиром для молодежи, возможностью проявить социальную и гражданскую активность. Поэтому особый исследовательский интерес представляет изучение добровольческой деятельности (волонтерства) как особой формы гражданской и социальной активности студенческой молодежи.

Проблема активности личности является одной из важнейших в структуре социального и психологического знания. Актуальность исследования активности личности связана с происходящими коренными изменениями в современном российском обществе. Понятийная категория «активность» в настоящее время имеет достаточно широкий смысл и требует конкретизации применительно к контексту исследования. В данном случае мы будем анализировать прежде всего феномен социальной активности. Понятие «социальная активность» как один из видов активности личности получило широкое распространение в системе социально-гуманитарных наук на этапе становления постнеклассической научной картины мира.

К числу наиболее значимых для исследуемой нами проблемы следует отнести работы, раскрывающие следующие аспекты социальной активности личности: общие теоретико-методо-

логические аспекты проблемы активности личности (К. А. Абульханова-Славская, А. Г Асмолов, Т. Н. Березина, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский и др.); социальные (Е. В. Бахаровская, А. С. Капто, К. Клеман, А. Н. Серегин, Т. С. Лапина и др.), психологические (О. Ю. Гребешкова, Л. Н. Жилина, Н. Т. Фролова, Д. А. Шляхта и др.) и педагогические аспекты активности человека (Е. Н. Воронина, А. Н. Ломов, Т. В. Солонщикова и др.); вопросы формирования и развития социальной активности молодежи, в том числе студенческой (О. А. Куликова, В. Т. Лисовский, Е. С. Маренцева, Т. Г. Нежина и др.).

Многообразие подходов к определению понятия «социальная активность» требует уточнения его содержания. Социальная активность человека рассматривается исследователями как сознательная, добровольная, инициативно-творческая деятельность, направленная на прогрессивное преобразование окружающей среды и самой личности (В. Т. Лисовский); степень проявления человеком сил, возможностей и способностей как члена общества (А. С. Капто); психологическое качество личности (Л. Н. Жилина, Н. Т. Фролова); готовность молодежи к добровольческой деятельности (Е. С. Носова, А. А. Шагурова и др.); сознательная и целенаправленная деятельность личности и ее целостно-социально-психологическое качество (В. З. Коган).

К числу сущностных характеристик социальной активности относят: самодетерминированность — как источник потребности личности; включенность в социальное взаимодействие, позволяющее раскрыть свой потенциал; просоциальность — направленность на преобразование носителя активности и социума в социально позитивном направлении [11].

В рамках концепции жизненных сил человека понятие «социальная активность студенческой молодежи» трактуется как способность личности к совершенствованию и развитию жизненных сил и жизненного пространства индивидуально-личностными (уровень образования, состояние здоровья, психологические особенности) и социально-коллективными средствами (условия, предоставляемые государством; состояние социальной безопасности, социальной сферы; ближайшее социальное окружение), направленными на решение социальных проблем общества.

Таким образом, одни авторы в определениях подчеркивают роль социальной активности в личностном развитии и становлении молодых людей, другие акцентируют внимание на общественном характере проявления активности, его роли в общественных преобразованиях.

В контексте анализа психологических детерминант социальной активности представляет интерес теория практического рефрейминга К. Клемана, основой для которой послужило социолого-психологическое направление теории фреймов И. Гофмана и Г Бейтсона [7, с. 369]. Термин «фрейм» (англ. frame — кадр, рамка, каркас) был предложен Г Бейтсоном при изучении коммуникаций на метауровне. Теория практического рефрейминга объясняет процесс перехода от «обывателя» к «активисту» («ре-фрейминг» или «фрейм-трансформация»). Для того, чтобы произошла такая трансформация, необходимы определенные обстоятельства, значимые для человека события (например, личное участие в крупной акции общественного движения, личное потрясение, взаимодействие с другими активистами), когда окружающая действительность, ситуации или проблема воспринимается по новому, с учетом не только личных, но и общественных интересов. Продолжительность занятия человеком активистской деятельностью укрепляет фрейм активного социального поведения, способствует появлению устойчивых структур (формальные и неформальные правила) его воспроизведения во взаимодействии и при взаимной поддержке активистов [7, с. 369].

Для анализируемой нами проблематики также представляются значимыми результаты, полученные в исследовании Д. А. Шляхты [18], которому удалось выделить индивидуально-психологические варианты реализации социальной активности личности: инструментально-смысловой тип активности, которому свойственны как внешние, динамические проявления активности, так и широта целей, стремлений, мотивов, интересов; мотивированно-гармонический тип активности, который характеризуется противоречивыми тенденциями проявления активности в мотивационно-смысловой (высокая активность) и инструментально-динамической (недостаточная активность) подсистемах личности; слабомотивированный тип, для которого характерна слабая выраженность активности как в инструментально-стилевой, так и в мотивационно-смыс-ловой подсистеме личности; избирательному типу свойственны активность и так называемая селективность. Предложенная Д. А. Шляхтой типология индивидуально-типических особенностей реализации активности может быть использована в вузовской практике для диагностики,

«I

разработки программ становления и определенной коррекции социальной и гражданской активности студентов вуза.

В рамках нашего исследования необходимо прояснить вопрос о соотношении понятий «социальная активность» и «гражданская активность». Одни ученые отождествляют эти понятия и считают их синонимичными, другие, например А. В. Брушлинский, рассматривают понятие «социальная активность» как родовое по отношению к другим понятиям — «гражданская активность», «общественная активность» и т. д. Сторонниками этой точки зрения социальная активность определяется как всеобщая, исходная и наиболее абстрактная характеристика субъекта и его психики; гражданская активность выделяется как более конкретная, типологическая характеристика социальной активности студента и т. д.

Феномен гражданской активности привлекал внимание мыслителей прошлого (Аристотель, Платон, Ф. Аквинский, А. Блаженный, Н. Макиавелли, Ж.-Ж. Руссо и др.) и описывался ими в категориях социальной активности. В трудах социологов конца XIX и начала XX вв. (М. Вебер, А. Грамши, Э. Дюркгейм и др.) гражданская активность рассматривалась с позиции равноправия, самоорганизации, мобилизации сил и способностей. В современной философской, психолого-педагогической, социологической научной литературе гражданская активность представлена как особый вид социальной активности личности, имеющей общественную направленность, проявляющейся в выполнении гражданских обязанностей, инициативности и ориентированности на общественные ценности, готовности к личному участию в общественно полезной деятельности. Гражданская активность понимается как форма активности, которая направлена на реализацию социальных интересов, присуща индивиду, а также различным общественным объединениям граждан. Она зависит от политических, духовных, культурных ценностей общества и человека в отдельности.

Потребность исследования гражданской активности в условиях современного общества обусловлена необходимостью создания эффективных институтов гражданского общества. В современных политических теориях акцентируется внимание на том, что гражданская активность личности выражается в ее осознанном и целенаправленном участии в политическом процессе с целью защиты и расширения собственных экономических, политических, социальных и иных прав и свобод. Ее институциональными формами являются политические партии, некоммерческие общественные организации, общественные движения, общественные фонды и пр. [8].

Современное понимание сущности гражданской активности личности и ее проявления в добровольческой деятельности нашло отражение в работах отечественных авторов. Так, в исследовании О. А. Куликовой отмечается, что гражданская активность направлена на решение общественно значимых проблем, проявление гражданских инициатив, например участие в молодежных общественных организациях. Добровольческая деятельность в этом случае выступает одним из способов проявления гражданской активности молодежи [10].

Е. А. Савельева, анализируя трактовки понятия гражданской активности с позиций различных подходов (феноменологический, качественный и т. д.), отмечает, что рассмотрение гражданской активности и соответствующих ценностей в контексте политической вовлеченности с учетом социального капитала и через участие в негосударственных общественных движениях слишком узко, поскольку гражданская активность имеет отношение не только к политике и социально значимым действиям, но и встроена в повседневную жизнь людей. По мнению автора, для изучения гражданской активности оптимальной концептуальной рамкой выступает феноменологический подход, где под гражданской активностью понимается ровно то, что сами люди вкладывают в данное понятие и стремятся реализовать в повседневности. Используя в ходе эмпирических исследований метод фокус-групповых дискуссий, Е. А. Савельева определила структуру гражданской активной молодежи; выявила типологические группы студенческой молодежи с учетом сферы, в которой они активны; доказала, что гражданская активность, помимо объективной внешней составляющей, обязательно включает в себя внутреннюю установку на активное преобразование себя и окружающего социального мира [15].

В работе В. А. Грибановой гражданская активность студенческой молодежи как сущностная характеристика личности отличается общественной направленностью, готовностью к личному участию в общественно полезной деятельности, инициативностью и ориентированностью на общественные ценности. По мнению автора, для формирования гражданской активности студенческой молодежи вузам необходимо учитывать внешние факторы (специально созданные в вузе условия

для приобретения опыта гражданской активности в различных формах социально полезной деятельности) и внутренние факторы (потребностно-мотивационная сфера, интересы, ценностные отношения и др.), обеспечивающие ее развитие [1].

Таким образом, по своему содержанию, социально-психологическим характеристикам и детерминантам социальная и гражданская активность студенческой молодежи имеет во многом общие проявления с добровольческой деятельностью как с ее конструктивной формой.

Изучая добровольческую деятельность как способ самореализации личности, исследователи отмечают, что в современных условиях образовательная деятельность не всегда позволяет обучающимся в вузе проявить все свои возможности и способности, поэтому добровольческая деятельность студентов как форма сверхнормативной активности все чаще становится одной из важных сфер самоосуществления личности [19, с. 154]. Следует отметить, что особую значимость в данном контексте приобретает деятельность образовательных организаций, в том числе вузов, где помимо решения задач, связанных с обучением студентов, необходимо содействовать целостному развитию личности, формированию просоциальной активности молодежи, в том числе посредством создания необходимых условий для вовлечения ее в добровольческую деятельность.

Заключение

В условиях преобразования российского социума и развития институтов гражданского общества закономерно изменяются представления о целях проявления, а также о содержании добровольческой деятельности как формы социальной и гражданской активности студенческой молодежи.

Добровольческая деятельность студенческой молодежи позитивно влияет на направление и форму выражения ее активности, способствует предупреждению негативных проявлений и радикализма в молодежной среде. Задачи активизации добровольческой деятельности студентов требуют более детального анализа не только условий жизнедеятельности молодежи, но и изучения ее жизненных целей, побудительных мотивов, системы ценностей, разработки и внедрения соответствующих инновационных социально-педагогических технологий (стимулирование молодежных инициатив, вовлечение молодежи в трудовые объединения, студенческие отряды и другие формы занятости; поддержка добровольческих молодежных формирований и т. д.), других методов поддержки конструктивной социальной активности молодых людей. Добровольческая деятельность и вовлечение в социально значимую практику при этом становятся одним из наиболее эффективных способов воспитания молодежи и формирования ее активной гражданской позиции.

Литература

1. Грибанова В. А. Формирование гражданской активности студенческой молодежи в воспитательной работе вуза : авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2016.

2. Григорьев И. Н. Социально-культурные условия формирования гражданской активности молодежи в процессе волонтерской деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2009.

3. Денисова Н. С., Рюмина Ю. Н. Роль волонтерской деятельности в профессиональном становлении специалистов социальной работы // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2013. № 4 (20). С. 47-50.

4. Добровольчество в России: потенциал участия молодежи [Электронный ресурс] // ВЦИОМ: Городское управление: Институт муниципального управления. 2011. № 7. С. 89-92. URL: www.wciom.ru (дата обращения: 12.11.2018).

5. Екимова С. Г. Волонтерская деятельность как ресурс личностно-профессионального развития будущих специалистов по социальной работе : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Хабаровск. 2010.

6. Ильин Е. П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия. СПб., 2013. 304 с.

7. Клеман К., Мирясова О., Демидов А. От обывателей к активистам: зарождающиеся социальные движения в современной России. М., 2010.

8. Клягина А. А. Гражданская активность россиян в условиях современного политического процесса : автореф. дис. ... канд. полит. наук. Ставрополь, 2012.

9. Кудринская Л. А. Добровольческий труд: сущность, функции, специфика // Социологические исследования. 2006. № 5. С. 15-22.

10. Куликова О. А. Волонтерская деятельность как механизм преодоления социальной апатии молодежи // Вестник университета. 2018. № 1. С. 168-171.

11. Маренцева Е. С. Сущностные характеристики социальной активности студентов [Электронный ресурс] // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2011. Т. 17, № 4. С. 145-148. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnostnye-harakteristiki-sotsialnoy-aktivnosti-studentov (дата обращения: 11.11.2018).

12. Николаева А. А. Социальная активность как фактор формирования гражданской идентичности современной российской студенческой молодежи : автореф. дис. ... канд. соц. наук. Орел, 2010.

13. Мотивация участия молодежи в волонтерском движении / Т. Г. Нежина, К. А. Петухова, Н. И. Чечеткина, И. С. Минда-рова // Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. № 3. С. 49-71.

14. Пфетцер С. А., Зеленин А. А., Яницкий М. С. Политическое участие и политические ценности молодежи российской провинции. Новосибирск, 2014. 143 с.

15. Савельева Е. А. Гражданская активность молодежи: варианты концептуализации понятия // Вестник РУДН. 2013. № 2. С. 21-31.

16. Степанова И. А. Формирование мобильности будущих специалистов социальной сферы в волонтерской деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2010.

17. Чикарина Л. Я. Социальная политика как фактор адаптации населения в условиях политических трансформаций постсоветской России : автореф. дис. ... д-ра полит. наук. Краснодар, 2009.

18. Шляхта Д. А. Индивидуально-типологические особенности активности личности в коммуникативной, волевой и познавательной сферах : автореф. дис. ... канд. псих. наук, М., 2008.

19. Постнеклассическая педагогическая психология: ценностно-смысловой тренд / М. С. Яницкий, А. В. Серый, М. С. Иванов и др. Кемерово, 2017. 202 с.

20. Ярычев М. У. Молодежь как стратегический ресурс государства // Молодой ученый. 2016. № 2. С. 1008-1011. URL: https://moluch.nu/anchive/106/25181/ (дата обращения: 14.11.2018).

References

1. Gnibanova V. А. Fonminovanie gnazhdanskoj aktivnosti studencheskoj molodezhi v vospitatel'noj nabote vuza [Formation of civic activity of student young people in the educational wonk of the univensity]. Abstnact of Ph. D. thesis. Volgognad, 2016. (In Russian).

2. Gnigoniev I. N. Social'no-kul'tunnye usloviya fonminovaniya gnazhdanskoj aktivnosti molodezhi v pnocesse volontenskoj deyatel'nosti [Socio-cultunal conditions of the fonmation of civic activity of youth in the pnocess of volunteering]. Abstnact of Ph. D. thesis. Tambov, 2009. (In Russian).

3. Denisova N. S., Ryumin Yu. N. Rol' volontenskoj deyatel'nosti v pnofessional'nom stanovlenii specialistov social'noj naboty [The nole of volunteening in the pnofessional development of social wonk pnofessionals]. Bulletin of the Shadrinsk State Pedagogical Institute, 2013, no. 4 (20), pp. 47-50. (In Russian).

4. Dobnovol'chestvo v Rossii: potencial uchastiya molodezhi [Volunteening in Russia: Potential of Youth Participation]. VCIOM: City Administration: Institute of Municipal Management, 2011, no. 7, pp. 89-92. Available at: www.wciom.nu (accessed 12.11.2018). (In Russian).

5. Ekimova S. G. Volontenskaya deyatel'nost' kak nesuns lichnostno-pnofessional'nogo nazvitiya budushchih specialistov po social'noj nabote [Volunteening as a nesounce fon the pensonal and pnofessional development of futune specialists in social wonk]. Abstnact of Ph. D. thesis. Khabanovsk, 2010. (In Russian).

6. Ilyin E. P. Psihologiya pomoshchi. Al'tnuizm, egoizm, empatiya [Psychology of cane. Altnuism, egoism, empathy]. St. Petensbung,

2013, 304 p. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Clement K., Minyasova O., Demidov A. Ot obyvatelej k aktivistam: zanozhdayushchiesya social'nye dvizheniya v sovnemennoj Rossii [Fnom the Philistines to Activists: Nascent Social Movements in Modenn Russia]. Moscow, 2010. (In Russian).

8. Klyagina A. A. Gnazhdanskaya aktivnost' nossiyan v usloviyah sovnemennogo politicheskogo pnocessa [Civic Activity of Russians in the Conditions of the Modenn Political Pnocess]. Abstnact of Ph. D. thesis. Stavnopol, 2012. (In Russian).

9. Kudninskaya L. A. Dobnovol'cheskij tnud: sushchnost', funkcii, specifika [Volunteen Labon: Essence, Functions, Specificity]. Sociological Research, 2006, no. 5, pp. 15-22. (In Russian).

10. Kulikova O. A. Volontenskaya deyatel'nost' kak mekhanizm pneodoleniya social'noj apatii molodezhi [Volunteening as a mechanism fon ovencoming the social apathy of youth]. University Bulletin, 2018, no. 1, pp. 168-171. (In Russian).

11. Manentseva E. S. Sushchnostnye hanaktenistiki social'noj aktivnosti studentov [The essential chanactenistics of social activity of students]. Bulletin of KSU them. N.A. Nekrasova, 2011, vol. 17, no. 4, pp. 145-148. Available at: https://cybenleninka.nu/ anticle/n/suschnostnye-hanaktenistiki-sotsialnoy-aktivnosti-studentov (accessed 11.11.2018). (In Russian).

12. Nikolaeva A. A. [Social Activity as a Facton in the Fonmation of the Civic Identity of Modenn Russian Students]. Abstnact of Ph. D. thesis. Onel, 2010. (In Russian).

13. Nezhina T. G., Petukhova K. A., Chechetkina N. I., Mindanova I. S. Motivaciya uchastiya molodezhi v volontenskom dvizhenii [Motivation fon the participation of young people in the volunteen movement]. State and Municipal Administration Issues,

2014, no. 3, pp. 49-71. (In Russian).

14. Pfettsen S. A., Zelenin A. A., Yanitskiy M. S. Politicheskoe uchastie i politicheskie cennosti molodezhi nossijskoj pnovincii [Political participation and political values of the youth of the Russian pnovince]. Novosibinsk, 2014, 143 p. (In Russian).

15. Savelieva E. A. Gnazhdanskaya aktivnost' molodezhi: vanianty konceptualizacii ponyatiya [Civic activity of young people: options fon conceptualizing the concept]. RUDN Journal, 2013, no. 2, pp. 21-31. (In Russian).

16. Stepanova I. A. Fonminovanie mobil'nosti budushchih specialistov social'noj sfeny v volontenskoj deyatel'nosti [The fonmation of the mobility of futune social specialists in volunteening]. Abstnact of Ph. D. thesis. Moscow, 2010. (In Russian).

17. Chikanina L. Ya. Social'naya politika kak fakton adaptacii naseleniya v usloviyah politicheskih tnansfonmacij postsovetskoj Rossii [Social policy as a facton in the adaptation of the population in the context of political tnansfonmations of post-Soviet Russia]. Abstnact of Docton's degnee dissertation. Knasnodan, 2009. (In Russian).

18. Shlyakhta D. A. Individual'no-tipologicheskie osobennosti aktivnosti lichnosti v kommunikativnoj, volevoj i poznavatel'noj sfenah [Individual-typological chanactenistics of pensonality activity in the communicative, volitional, and cognitive sphenes]. Abstnact of Ph. D. thesis. Moscow, 2008. (In Russian).

19. Yanitskiy M. S., Senyy A. V., Ivanov M. S., Utyuganov A. A., Khakimova N. R. Postneklassicheskaya pedagogicheskaya psihologiya: cennostno-smyslovoj tnend [Post-nonclassical pedagogical psychology: the value-semantic tnend]. Kemenovo, 2017, 202 p. (In Russian).

20. Yanychev M. U. Molodezh' kak stnategicheskij nesuns gosudanstva [Youth as a stnategic nesounce of the state]. Young Scientist, 2016, no. 2, pp. 1008-1011. Available at: https://moluch.nu/anchive/106/25181/ (accessed: 11.11.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.