УДК 748 Куликова О.А. Лиманова Н.И.
Kulikova Olga Limanova Natalia
ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МЕХАНИЗМ ПРЕОДОЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АПАТИИ МОЛОДЕЖИ
Аннотация. Статья посвящена проблеме преодоления социальной апатии в молодежной среде. Аргументирована актуальность данной темы. Рассмотрены подходы к пониманию социальной апатии и причинам ее возникновения, формы социальной активности и виды добровольческой деятельности. Приведены результаты исследования готовности молодежи к волонтерской деятельности. Выявлена роль волонтерства для молодежи. На основе проведенного исследования сформулированы основные компоненты волонтерства. Предложены меры по привлечению молодежи к волонтерской деятельности.
Ключевые слова: социальная апатия, социальная активность, волонтерство, добровольческая деятельность, молодежь.
VOLUNTEERING AS A MECHANISM FOR OVERCOMING THE SOCIAL APATHY OF YOUTH
Annotation: The article is devoted the problem of overcoming social apathy of youth. The relevance of the topic is reasoned. The approaches to understanding the social apathy and reasons for it's occurrence, the forms of social activity and types of volunteering are discussed. The results of social researches of young people' readiness to volunteering are given in the article, role of volunteering for youth is identified. Also determines main components of volunteering. The recommendations for engaging youth to volunteering are given.
Keywords: social apathy, social activity, volunteering, volunteer activity, youth.
Проблема социальной апатии молодежи является актуальной на сегодняшний день, так как затрагивает практически все стороны социальной жизни общества. Она связана с психологической пассивностью человека и может привести к кризису идентичности личности. В то же время она может оказать большое влияние на происходящие изменения общества, а также повлечь за собой изменение ценностных ориентаций людей.
Молодежь является наиболее активной социальной группой в силу своего возраста и свойственного ей максимализма. Однако современная молодежь не проявляет должного уровня активности, не интересуется событиями, происходящими в стране, обладает низким уровнем электоральной активности, не использует весь свой потенциал для решения достижений своих целей. Преодоление социальной апатии позволит создать сильное гражданское общество - один из ключевых элементов сильного демократического государства.
Вопросами апатии занимались еще античные философы, однако термин «апатия» имел скорее положительное значение. Под апатией понимали умение человека обладать своими эмоциями, полностью освобождаться от земных страстей.
Также проблема социальной апатии может быть связана с понятием аномии, которое было введено Э. Дюргеймом в научный оборот. Оба термина схожи между собой, так как оба эти феномена затрагивают вопросы морального аспекта развития общественного сознания [4].
У. Бэйкери и А. Раппапорта, Э. Гидденса, X. Ортега-и-Гассета, Дж. Куррана, Р. Эллиота, П. Лaзaрсфельда, Д. МaкКуэйла и Д. Морли, Р. Мертона, Дж. Б. Томпсона, Дж. Фиска, Ю. Хaбeрмaсa, П. Штомпки, Н. Элиaca также работали над проблемой апатии, проводили исследования феноменов массовой коммуникации и массового общества.
В современном мире проблемой апатии занимаются представители различных научных направлений. Феномен апатии настоль многогранен, что его изучением заинтересованы философы, психологи, социологи. Однако в данной статье мы будем делать акцент на социально-психологических подходах к изучению феномена социальной апатии.
Существует несколько различных подходов к пониманию апатии и причин ее возникновения. Рассмотрим некоторые из этих подходов.
© Куликова О.А., Лиманова Н.И., 2018
Ю. В. Набок в своей работе выделяет следующие подходы к пониманию существующей проблемы: апатия как вид социальной активности, апатия как тип самочувствия личности, апатия как следствие социального отчуждения [3].
Апатия как вид социальной активности представляет состояние личности, которое характеризуется потерей интереса к событиям, происходящим в обществе. Данный подход применяет в своей диссертации Е. В. Исмаилова [1]. Проявление активности личности, по ее мнению, детерминирована ценностными ориентациями и отличается падением социальной активности. Другими словами можно сказать, что социальная апатия сходна по смыслу с социальной пассивностью личности.
Если предыдущий подход затрагивает в большей степени социологические теории, то социальная апатия как тип самочувствия личности изучается в большей степени представителями психологической науки. В статье Новикова С. В. социальная апатия определяется как «состояние личности или социальной группы, характеризующееся полным безразличием, полной или частичной утратой интереса к социальной действительности, равнодушием к происходящим в ней процессам и явлениям, ослаблением интересов и побуждений к деятельности» [5].
Некоторые исследователи трактуют апатию как следствие социального отчуждения. Ученые утверждают, что апатичное настроение является следствием социального отчуждения, ощущения человеком своей ненужности, а также следствием потери личностной идентичности. Также отчуждение может является осознанным решением человека относительно событий, происходящих в мире, из-за непринятия устоявшихся в обществе ценностей и норм поведения. В социально-психологическом смысле отчужденность тождественна отстраненности человека, потере интереса как в отношении окружающей действительности, так и к самому себе.
В своей работе мы будем рассматривать социальную апатию как форму социальной активности. Достижение высокого уровня участия молодежи в общественно значимых мероприятиях является залогом развития не только личности, но и успешного функционирования общества в целом. В нашей работе мы принимаем, что социальная апатия синонимична социальной пассивности молодежи.
Различают несколько типологий форм социальной активности. Выбранная нами классификация построена на основании разных сфер деятельности человека, существующих в обществе [2]:
- политическая активность - мероприятия, связанные с политической деятельностью (например, электоральная активность, работа в политических партиях и т. д.);
- гражданская активность - работа, направленная на решение общественно-значимых проблем, проявлению гражданских инициатив (например, работа в молодежных общественных организациях);
- культурная активность - проявляется в работе по сохранению и распространению духовных и культурных ценностей;
- творческая активность;
- трудовая активность - деятельность, связанная с реализацией способностей личности, формированием профессиональных навыков, качеством интеллектуального потенциала;
- коммуникационная активность - форма активности, направленная на реализацию навыков общения, налаживание контактов и выстраивание социальных связей с другими людьми;
- деловая активность - управленческая деятельность, чаще в экономической сфере.
Мы считаем, что типология социальной активности зависит от понимания термина «социальная активность». Различное понимание данного термина обуславливает существование разных трактовок. Как правило, социальная активность рассматривается как деятельность человека, направленная на преобразование природной и социальной среды. Также она может являться мерой включенности личности в систему общественных отношений, показывать степень ее участия во всех видах общественной деятельности.
В последнее время социальная активность все чаще рассматривается в рамках политической активности. Безусловно, значимость проявления политических инициатив молодежи очень велика, именно поэтому многие социологические компании перед выборами разных уровней проводят исследования с целью прогнозирования их результатов, определения явки избирателей и т. д. К сожалению, значительно меньше исследований проводится относительно гражданской активности молодежи.
Волонтерская деятельность является одним из способов проявления гражданской активности. Разнообразие волонтерских организаций позволяет молодым людям выбрать сферу деятельности, которая им наиболее интересна.
В 2016 г. мы проводили исследование для выяснения социально-психологической готовности молодежи к волонтерской деятельности. Выборка составила 94 человека. Респонденты в возрасте 17 лет составили 1,1 %, от 18 до 22 лет - 94,7 %, от 23 до 30 лет - 4,3 %. В опросе приняли участие 53 представительницы женского пола (56 %) и 41 представитель мужского пола (44 %).
По данным проведенного опроса 91 % молодых людей положительно относятся к волонтерской деятельности, среди них 74 % респондентов хотели бы участвовать в деятельности добровольческих организаций или заниматься этим самостоятельно. При этом подавляющее большинство людей никогда не состояли ни в каких организациях. Среди приоритетных направлений добровольческой деятельности молодые люди называют донорство, организацию различных масштабных мероприятий, а также помощь детям-сиротам и людям с ограниченными возможностями. Молодым людям были задан вопрос о мотивах участия в добровольческой деятельности: 9,8 % -хотят чувствовать себя нужными; 9,6 % - заинтересованы в том, чтобы попробовать свои силы в какой-то новой для себя деятельности; 9,4 % - считают необходимым заботиться о благополучии других людей. В то же время среди приоритетов молодежи у 21 % на первом месте находится «обеспеченная жизнь», 26 % хотели бы жить в свое удовольствие, 40 % - достигнуть высокого профессионального уровня и лишь 9 % респондентов хотят «помогать совершенствовать окружающий мир».
Ежегодно роль волонтерского движения в России возрастает и приобретает большую популярность среди молодежи, становясь самостоятельным общественным институтом, однако весь потенциал волонтерства еще не использован. Неслучайно 2018 г. в России объявлен годом добровольца. Стимулирование развития добровольческого движения является необходимым как для самих волонтеров, так и для государства. Волонтерство открывает новые возможности для молодежи, оно является своеобразной платформой для самосовершенствования, позволяет получать новые знания, набираться опыта, а также чувствовать себя социально значимым. Для государства волонтерские организации являются одним из способов вовлечения молодежи в работу государственных органов, «помощником» на пути к становлению гражданского общества. Получается, что с одной стороны, волонтерство - это деятельность, которая способствует самореализации личности, а также социальный лифт для молодежи. С другой, - регулируя деятельность добровольческих организаций, государство может побуждать к проявлению социальной активности. Таким образом, волонтерство является социальным институтом, который удовлетворяет потребности государства и личности, а также является посредником между ними.
Исходя из анализа теоретических положений и результатов проведенного исследования были выделены основные компоненты волонтерской деятельности.
Мотивационный компонент - ценностный компонент показывает отношение молодежи к волонтерству, осознание значимости деятельности в целом, а также систему ценностей, определяющих наличие альтруистической направленности личности.
Когнитивный компонент - знание молодых людей о существовании волонтерских организаций, наличие информации о том, как можно стать волонтером, а также четкое понимание добровольческой деятельности.
Эмоциональный компонент - наличие основных качеств личности: альтруизм, эмпатия, доброта, чувства ответственности.
Деятельностный компонент — участие в различных мероприятиях, развитие навыков и умений, а также формирование опыта работы в социально ориентированной деятельности.
Формирование данных компонентов у молодежи является основной задачи на пути к преодолению социальной апатии. Все компоненты взаимосвязаны между собой, именно поэтому решение проблемы требует реализации последовательных комплексных мер.
Во-первых, необходимо проводить стимулирование некоммерческих организаций (далее - НКО) и волонтерских организаций с позиции государства, в свою очередь НКО должны разрабатывать и проводить мотивационные программы для молодежи.
Во-вторых, существует необходимость повышения уровня информационной осведомленности молодых людей о существовании необходимости в добровольцах на тот или иной проект, в том числе с помощью средств массовой информации.
В-третьих, для повышения количества желающих стать волонтерами необходимо проводить кампании по набору желающих стать добровольцами в учебных заведения, государственных и негосударственных организациях.
В-четвертых, для повышения уровня мотивации волонтеров необходимо разработать систему поощрения добровольческой деятельности в виде социальных льгот.
Организация работы по привлечению молодежи к деятельности на добровольных началах должна проводиться с учетом принципов свободы, социальной инициативы, ответственности каждого гражданина. Однако государственная поддержка добровольческих организаций является важнейшей составляющей, которая может оказать влияние на повышение значимости работы волонтера, а также стимулировать молодежь путем проведения масштабных мероприятий в стране.
Возможности волонтерства как формы социальной активности практически безграничны. Существует множество видов добровольческой деятельности: социальное волонтерство, культурное волонтерство, донорство, событийное волонтерство, корпоративное волонтерство и т. д. Виды и формы добровольческой деятельности разнообразны и их количество велико, ведь для того, чтобы стать волонтёром нужно только желание.
Таким образом, волонтерская деятельность направлена на воспитание социально активных граждан, выступает помощником в формировании ценностных ориентаций молодежи, а также позволяет определить с выбором формы участия в общественной жизни. Развитие волонтерского движения в России позволит преодолеть высокий уровень социальной апатии.
Библиографический список
1. Исмаилова, Е. В. Преодоление социальной апатии студенческой молодежи средствами культурно-досуговой деятельности / Е. В. Исмаилова // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2009. - № 4 (20) - С. 80-86.
2. Королькова, С. Ю. Социальная активность молодежи / С.Ю. Королькова // Молодой ученый. - 2015. - № 12.2. - С. 39-40.
3. Набок, Ю. В. Феномен социальной апатии в современном обществе: дис. ...канд. филос. наук: 09.00.11 / Ю. В. Набок. -Самара, 2005. -176 с.
4. Напсо, М. Д. Теория аномии Э. Дюркгейма и современность / М.Д. Напсо // Социодинамика. - 2017. - № 2. - С. 22-30.
5. Новиков, С. В. Формирование социальной активности личности студента юридического вуза посредством народных дружин / С.В. Новиков // Социально экономические явления и процессы. - 2015. - № 4 - С. 137-139.
References
1. Ismailova E. V. Preodolenie socialnoj apatii studencheskoj molodezhi sredstvami kulturno-dosugovoj deyatelnosti [Overcoming the social apathy of student youth through cultural and leisure activities].Vestnik Chelyabinskoj gosudarstvennoj akademii kultury i iskusstv [Bulletin of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts], 2009, I. 4 (20), pp. 80-86.
2. Korolkova S. Yu. Socialnaya aktivnost molodezhi. Molodoj uchenyj [Social activity of youth], 2015, I. 2.2, pp. 39-40.
3. Nabok Yu. V. Fenomen socialnoj apatii v sovremennom obshestve [The phenomenon of social apathy in modern society]: dis. ... kand. filos. nauk: Samara, 2005. 176 p.
4. Napso M.D. Teoriya anomii E. Dyurkgejma i sovremennost [Theory of the Anomie of E. Durkheim and Modernity] // Sociodinamika [Socio Dynamics], 2017, I. 2., pp. 22-30.
5. Novikov S.V. Formirovanie socialnoj aktivnosti lichnosti studenta yuridicheskogo vuza posredstvom narodnyh druzhin [Formation of social activity of the personality of a student at a law school through people's squads]. Socialno ekonomicheskie yavleniya i process [Socio-economic phenomena and processes], 2015, I. 4, pp. 137-139.