ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ
УДК 316.62
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ
М. А. Кленова
Кленова Милена Александровна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра социальной психологии образования и развития, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Россия, milena_d@bk.ru
Цель исследования, представленного в статье, заключается в теоретическом обзоре статей, посвященных проблеме социальной активности и ее видов. Актуальность исследования социальной активности обусловлена необходимостью изучения психологических механизмов формирования, развития и форм ее проявления у молодежи в изменяющихся условиях социальной среды. Рассмотрены основные определения понятия социальной активности, представленные в междисциплинарном ракурсе. Новизна исследования заключается в изучении содержательной наполненности понятия социальной активности с подробным теоретическим анализом ее видов. Проведен теоретический обзор видов социальной активности. Изучены представления об альтруистической активности и волонтерской деятельности как видах социальной активности. Социально-политическая активность исследуется в контексте современных представлений о включенности молодежи в политическую жизнь общества. Интернет-сетевая активность как один из наиболее актуальных видов социальной активности изучается в контексте киберсоциализации. Предложены определение и основные отличительные особенности гражданской активности. Изучено представление о социально-экономической активности современной молодежи. Образовательно-развивающая, духовная и религиозная активность исследована в контексте современных научных представлений об этих видах социальной активности. Проведен теоретический обзор представлений о протестной, радикально-протестной и субкультурной активности молодежи. Намечены перспективы и возможности эмпирического исследования социальной активности молодежи. Обоснованы необходимость и научная значимость исследования взаимосвязи социальной активности с позиции системно-диахронического подхода, позволяющего выявить механизмы и детерминацию формирования и развития системы «личность-социальная среда». Выполненное теоретическое исследование позволяет раскрыть ряд перспектив дальнейшего эмпирического изучения социальной активности молодежи, связанного с построением схемы исследования видов социальной активности с учетом специфики ее проявления в современном обществе. Ключевые слова: молодежь, деятельность, социальная активность, виды социальной активности, личностные качества, киберсоциализация, ценности.
001: https://d0i.0rg/10.18500/2304-9790-2018-7-4-319-325 Введение
В психологии понятие личности рассматривается в контексте ее социальной природы. Развитие социальной составляющей в структуре личности дает возможность полноценного существования человека в социуме. Именно поэтому, говоря о социальной активности личности, мы делаем акцент на том, что именно активность является тем фактором, который обеспечивает включение человека в общество. Необходимо отметить, что процесс вхождения личности в общество связан не только с динамикой и содержательными характеристиками социума, но, прежде всего, с индивидуально-психологическими особенностями самой личности. Нельзя не отметить такую характеристику современной
социальной жизни как динамизм. Информационное пространство вокруг современного человека заставляет личность оперативно принимать решения, ориентироваться в сложных изменяющихся ситуациях, искать внутренние ресурсы, активно использовать весь накопленный социальный опыт. Особенно актуально эти вопросы встают, когда речь идет о современной молодежи. При рассмотрении молодежи не только как социально-демографической группы, но как субъекта социальной активности исследователям предоставляется возможность всестороннего изучения характера и личностных факторов социальной активности молодежи. Выстраивание теоретической системы исследования динамики и содержательных характеристик социальной активности с позиции социально-психологического изменения личности также позволит сформировать научно-практическое представление о прогнозировании социальных рисков, что в дальнейшем послужит теоретической базой для создания определенной системы социальной безопасности.
Социальная активность является предметом исследования ряда социально-гуманитарных направлений. С точки зрения социально-философской парадигмы, социальная активность понимается как внутреннее качество или состояние индивида, личности, социальной группы, социального сообщества, нацеленное на трансформацию природной и социальной среды [1]. Социальная активность рассматривается в трех уровнях: макро-, мезо- и микро. Субъектом социальной активности на микроуровне выступает личность, и в качестве предмета исследования изучается возможность трансформации индивидуальных характеристик в социальный уровень. Мезоуровень социальной активности предполагает изучение малых и средних социальных групп. С точки зрения социально-философского представления, данный уровень является наиболее значимым для дифференцирования, консолидации и закрепления социальных интересов и их переноса в пространство социума. Предметом изучения социальной активности на макроуровне выступают большие социальные группы, исторические сообщества [2]. Не менее важным, с точки зрения понимания феномена социальной активности, является социологический подход. В социологии социальная активность понимается как особая качественная характеристика личности, выражающаяся в поступках и действиях, направленная на укрепление, сохранение, разрушение, развитие каких-либо социальных порядков [3]. Данный подход не только отражает характеристику социального и общественного компонента социальной активности, но также делает акцент на личностной составляющей. В психологии социальная активность представляется как один из системообразующих факторов личности и характеризует человека с позиций ценности его для общества, других людей. Не
менее важной является функция социальной активности, которая позволяет личности проявить и укрепить свою жизненную позицию, реализовав себя в деятельности [4]. Таким образом, целью исследования является изучение теоретических представлений о социальной активности, ее форм и видов. Гипотеза исследования заключается в предположении, что социальная активность является сложным системообразующим фактором, в комплекс исследования которого необходимо включать изучение видов социальной активности, выделяемых нами на основе сфер общественной жизни (альтруистическая, досуговая, социально-политическая, интернет-сетевая, гражданская, социально-экономическая, образовательно-развивающая, духовная, религиозная, протестная, радикально-протестная, субкультурная).
Определение и виды социальной активности
Социальная активность молодежи в прикладном аспекте изучается в контексте определенной социальной деятельности. При рассмотрении видов социальной активности в нашем последующем эмпирическом исследовании делается акцент на выделении конкретных видов деятельности, сопряженных с проявлением активности молодежи в различных сферах. Первый вид активности, изучаемый нами, - альтруистическая деятельность. В данном случае мы говорим о таких видах деятельности, как волонтерство и та деятельность, которая связана с проявлением бескорыстной помощи в различных социальных сферах. Во-лонтерство как социальное явление понимается как взаимопомощь, самопомощь, деятельность, осуществляемая добровольно на благо общества. В последнее время мы наблюдаем всплеск интереса со стороны молодежи к добровольчеству. В связи с этим в научной среде появляются работы, направленные на исследование психологических особенностей волонтерства. Особо интересны исследования, в которых добровольчество рассматривается как некий способ реализации ценностной ориентации молодежи [5]. Действительно, в том случае когда у молодого человека появляется инициатива для осуществления деятельности, которая позволяет самореализоваться, можно говорить об определенной аксиологической составляющей в альтруистической деятельности. С другой стороны, волонтерство является не только средством формирования ценностной ориентации, но и психологическим ресурсом формирования личности в целом. Это эмпирически доказано в работах О. В. Белоус, М. Л. Спириной, О. Н. Спириной. В частности, подтверждается тот факт, что возможность использовать коммуникативные, социальные, моральные составляющие альтруистической деятельности позволяет молодежи укрепить уверенность в собственных силах, узнать различные варианты стратегий реализации личностного роста [6]. Обращаясь к
психологическим детерминантам добровольческой деятельности, можно выделить различные их группы. Социально-психологические детерминанты включают в себя систему поощрения, особенности общественного внимания, социальное признание. Ко второй группе коммуникатив-но-деятельностных детерминант относятся все критерии, связанные с успешностью общения как деятельности. К личностным детерминантам относятся ценностно-смысловая сфера, потребность в заботе, принятии, эмпатии, самооценка. Таким образом, если говорить об альтруистической деятельности как социальной активности, в качестве предмета эмпирического исследования может выступать каждая из описанных выше групп детерминант - социально-психологических, коммуникативно-деятельностных, личностных.
Второй вид социальной активности, рассматриваемый нами, - досуговая деятельность. В ее содержание включаются такие формы деятельности, как путешествия, посещение спортивных клубов, общение с близкими, друзьями, шопинг, компьютерные игры, просмотр передач, хобби, чтение книг, журналов. Досуговая деятельность может рассматриваться и как способ творческой самореализации молодежи [7]. Этот фактор является одним из основных ресурсов деятельности, особенно когда мы говорим о молодежи.
Социально-политическая активность -третий из выделяемых нами видов социальной активности, предполагающий участие в деятельности политических партий, митингах, выборах. С точки зрения представлений о политической активности молодежи в контексте социально-психологического подхода необходимо отметить, что идентификация по признаку принадлежности молодого человека к определенной политической партии или течению в настоящее время имеет весьма условный характер. Тем не менее интерес к политике, гражданской позиции и глобальным политическим процессам, происходящим в современном мире, у молодежи все же есть, но по своей сути он носит пассивный характер. Об этом в своих исследованиях говорит М. С. Комарова [8]. Необходимо также понимать, что формирование активной гражданской и политической позиции со стороны молодежи есть результат не только внешних условий и той социальной среды, в которой молодой человек находится. Нельзя забывать и о внутренних детерминантах, являющихся основополагающими в структуре формирования социально-политической активности. В данном случае речь идет прежде всего о социально-психологических особенностях личности, например таких, как лидерство, социально-психологическая адаптивность, конформность. Именно поэтому, занимаясь эмпирическим исследованием социально-политической активности, прежде всего необходимо изучить перечисленные выше качества личности. Все это позволит в дальнейшем сформировать не только представление об уровне
политической активности молодежи, но и механизмы реализации общественно-политического потенциала современной молодежи.
Как отдельный вид социальной активности в нашем исследовании выделяется гражданская активность. Несмотря на взаимосвязь гражданской и политической активности, нам показалось целесообразным выделение в отдельную группу гражданской активности. Среди форм деятельности, относимых нами к данной группе, можно выделить военно-патриотические клубы, историческую реконструкцию, участие в митингах шествиях (Бессмертный полк, Первомай и пр.). При этом гражданская активность рассматривается как сфера самовыражения и самореализации, охватывающая весь спектр интересов молодежи [9]. Гражданская активность рассматривается как интенсивная деятельность людей, характеризующая общественные функции личности. Активная гражданская позиция определяется как осознанное стремление участвовать в общественной жизни, совершать действия, направленные на решение социальных проблем.
Интернет-сетевая активность как наиболее широко распространенный среди современной молодежи вид социальной активности изучается нами в контексте следующих видов деятельности: активное участие в различных сетевых группах и сообществах, использование своего аккаунта и общение на разных общественно доступных ресурсах (комментарии, репосты, собственные блоги и публикации, общение в мессенжерах и т. п.), открытое выражение собственного мнения и позиции в виртуальной среде (в социальных сетях, блогах, «Живом Журнале»), участие в интерактивных сюжетно-ролевых играх с коллективным взаимодействием. Расширение поля интернет-сетевого пространства, его количественно-качественное наполнение вызывает немалый интерес у молодого поколения. Современный мир немыслим без Интернета. Именно поэтому в социальную психологию прочно входит новое понятие киберсоциализации. Киберсоциализация представляет собой социализацию личности в киберпространстве, это процесс развития самосознания личности, происходящий под влиянием информационных технологий [10]. Киберсоци-ализация является инновационным социально-психологическим феноменом современного общества. Она позволяет как мнимо, так и реально удовлетворять ряд потребностей современного человека - и физиологических (например, при заказе еды через Интернет), и экзистенциальных, и духовных. В то же время киберсоциализация выполняет и социальную функцию: социальные сети и различные сообщества помогают человеку в становлении собственной идентичности и формируют у него ощущение принадлежности к определенной социальной группе. Масштаб распространения киберпространтсва приводит к формированию нового вида потребности - потреб-
ности в «интернетизации» [11]. Эта потребность заключается в том, что современному человеку в повседневной жизни постоянно необходимо присутствие Интернета. Ситуации, в которых он лишается возможности быть «в сети», приводят к определенного рода фрустрации. Кроме того, существование в пространстве Интернета воспринимается личностью как безопасное, поскольку на сознательном и бессознательном уровне является «нереальным». Тем не менее, несмотря на мнимую безопасность, все чаще мы встречаем истории, в которых именно пребывание в киберпространстве приводит к серьезным проблемам как на психофизиологическом, так и на психологическом уровне. Рассматриваемая нами концепция социальной активности через интернет-сетевое пространство особенно актуальна в контексте современного общества.
Следующий вид социальной активности, рассматриваемый нами, - социально-экономическая активность. Она предполагает такие виды деятельности, как совмещение работы и учебы, участие в экономических объединениях, сетевой маркетинг и прочее. Данный вид активности мало изучен в социальной психологии, однако его значение в современном мире высоко. Экономическое самоопределение является одной из главных задач, стоящих перед молодым человеком. В исследовании А. А. Акбаровой показано, что экономическая активность молодежи взаимосвязана с позитивным нравственным восприятием денег, удовлетворенностью экономическим и социальным статусом [12].
Образов ательно -развив ающая активность включает следующие виды деятельности: участие в олимпиадах, научных конференциях, проектно-исследовательская деятельность, получение дополнительного образования, посещение кружков, спортивных секций и т. д. Данный вид социальной активности в большей степени, нежели остальные, подразумевает раскрытие интеллектуального потенциала личности. Образовательная активность и такие ее формы, как проектная деятельность, игровые технологии, технологии проблемного обучения, позволяют обеспечить необходимые условия для формирования и достижения конкретно поставленной цели. Практическая направленность на результат выступает основополагающей задачей в условиях образовательной активности молодого человека, что, в свою очередь, является значимым личностным ресурсом для социальной активности в целом. Еще одной не менее важной задачей образовательной активности, по мнению Л. А. Ладной, можно назвать обретение опыта самостоятельного общественного действия [13].
Духовная активность в нашем понимании предполагает деятельность, связанную с чтением художественной литературы, увлечение живописью, прикладным искусством и прочие формы деятельности, направленные на духовное развитие. Особенно интересно исследование
С. П. Макаровой, в котором подробно рассмотрена специфика читательской активности молодежи. В частности, дается объяснение причин снижения интереса к чтению у молодых людей. Кроме того, рассматривается качественная трансформация читательской активности, которая подразумевает снижение количества функций данной деятельности до досуговой (чтение носит исключительной развлекательный характер) и инструментально-функциональной (чтение несет функцию получения конкретной информации для учебы или работы) [14]. Эти функции, несмотря на свою необходимость и очевидность, тем не менее не включают такого важного компонента, как личностное развитие.
Религиозная активность как вид социальной активности предполагает действия, сопряженные с посещением религиозных организаций, храмов, участие в молодежных объединениях, носящих религиозный характер, и прочее. Среди психологических и социально-психологических причин религиозного поведения человека можно выделить следующие: страх смерти, страх болезни, страх наказания, чувство одиночества, желание чувствовать принадлежность не только к какой-то конкретной социальной группе, но к миру в целом. В последнее время в нашей стране наблюдается всплеск интереса к религиозной деятельности в различных конфессиях, о чем в своем исследовании говорит З. Н. Блягоз [15].
Протестная активность является особым видом социальной активности. В современном мире мы все чаще наблюдаем, что молодежь принимает активное участие в политической жизни страны. Существующие социальные проблемы и ощущение неопределенности породили запрос на политические перемены. Результатом стало зарождение протестных настроений в обществе, а именно в молодежной среде. Как и в любом другом виде социальной активности, в протест-ной деятельности первостепенными являются социально-психологические качества личности. К ним можно отнести склонность к риску, максимализм, конформизм и нонконформизм, стремление к лидерству, идентичность, эмоциональность и пр. По мнению А. Ш. Гусейнова, протест может рассматриваться как сложный интегральный социально-психологический феномен, который проявляется в конкретно-историческом контексте и вращается вокруг двух полюсов личности (конструктивного/деструктивного), а в результате - в протестных формах посредством определенного рода организованной субъектной активности и экзистенциального самоопределения [16]. Основным источником протестной активности, по мнению некоторых исследователей, является стойкое стремление к обретению идентичности. Принадлежность к социальной группе, имеющей протестные установки, обладающей потенциалом бунтарства и противопоставляющей себя социуму, - одна из ведущих потребностей
в подростковом возрасте. Возрастной кризис, связанный с обретением чувства взрослости, зачастую толкает молодого человека к поиску той референтной группы, которая будет противопоставлять себя обществу. Бунтарство, наличие авторитетного лидера, наложенные на социальные проблемы, порождают протестные настроения в современном обществе.
Еще одна форма социальной активности, рассматриваемая нами, - субкультурная активность. Она предполагает принадлежность и открытое выражение позиции любой из субкультур. При этом важно понимать, что современные подростковые и молодежные субкультуры претерпели качественное изменение по сравнению с теми субкультурами, которые мы наблюдали несколько десятилетий назад. С одной стороны, можно говорить о некотором снижении интереса к «традиционным» субкультурам, встречавшимся некоторое время назад (готы, эмо, хиппи и прочее), а с другой стороны - с уверенностью говорить не только о зарождении новых видов субкультурных направлений, но и об их перемещении из пространства реальной жизни в киберпространство (геймеры, гламур, « ванильки», фандом и прочее). Немаловажным в контексте изучения молодежных субкультур является исследование ценностной ориентации их специфики. Об этом в своем исследовании говорит И. В. Савченко [17].
Исследование социальной активности молодежи должно включать в себя всестороннее изучение форм и видов ее проявления в современном обществе. Необходимо комплексное, методологическое обоснование основного социально-психологического подхода к определению феномена социальной активности. На основе проведенного теоретического исследования можно сделать следующие выводы. Социальная активность является сложным системообразующим фактором, включающим в себя все проявления общественной жизни. Виды социальной активности должны рассматриваться и анализироваться в контексте определенной деятельности. В качестве методологической основы исследования взят оригинальный системно-диахронический подход к изучению механизмов и детерминант социальной активности личности и группы, базирующийся на ведущих принципах существующих научных направлений (комплексного, системного, субъектного, экопсихологического и др.) [18, 19]. Новизна методологического исследования заключается в научном знании о механизмах социальной активности личности и группы как динамического явления и особенностях ее базового побудительного механизма - диахронического рассогласования в системе «личность - среда». Для комплексного исследования социальной активности молодежи необходимо изучение ее личностных и социально-психологических детерминант. Таким обра-
зом, проведенное теоретическое исследование открывает новые возможности эмпирического изучения содержания, процессов, форм и видов социальной активности личности и группы.
Благодарности и финансирование: Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда (проект № 18-1800298).
Библиографический список
1. Ковтун Н. М. Интенсивность, уровни и формы социальной активности в контексте социально-философской методологии исследования // Весшк Гродзенскага дзяржаунага ушверсгтэта iмя Яню Купалы. Серыя 1. Псторыя i археалогш. Фiласофiя. Палгталогш. 2015. № 2 (197). С. 129-134.
2. Страдзе А. Э. Социальная активность в российском обществе : специфика проявления и критерии идентификации // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. № 4. С. 87-91.
3. Социологический энциклопедический словарь : на русском, английском, немецком, французском и чешском языках / редактор-координатор академик РАН Г. В. Осипов. М., 2000. 488 с.
4. Ситаров В. А., Маралов В. Г. Социальная активность личности (уровни, критерии, типы и пути ее развития) // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 4. С. 164-176.
5. Бикметова Т. И. Волонтерство как способ реализации ценностных ориентаций молодежи // Вестн. Нижегородской правовой академии. 2016. № 8 (8). С. 11-12.
6. Белоус О. В., СпиринаМ. Л., Спирина О. Н. Волонтерство как психолого-педагогический ресурс личностного роста будущих педагогов // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2017. № 3. С. 13-19.
7. СавастьинаА. А. Досуговая деятельность студенческой молодежи как способ творческой самореализации личности // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 4-1. С. 177-180.
8. Комарова М. С. Механизмы формирования и реализации общественно-политического потенциала российской молодежи : проблемы и интегративные условия // Управленческое консультирование. 2016. № 5 (89). С. 226-231.
9. Трофимова И. Н. Поколенческий фактор гражданской активности в российском обществе // Социологическая наука и социальная практика. 2015. № 2 (10). С. 5-17.
10. Чванова М. С., Анурьева М. С., Киселева И. А. Новые формы социализации студенческой молодежи в интернет-пространстве // Вестн. Тамб. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. 2017. Т. 22, № 6 (170). С. 32-40.
11. Плешаков В. А. Киберсоциализация: социальное развитие и социальное воспитание современного человека // Вестн. Костром. гос. ун-та. Сер. Педагогика. Психология. Социокинетика. 2010. Т. 16, № 2. С. 15-18.
12. Акбарова А. А. Оценка денег и экономического статуса как фактор экономического самоопределения современной молодежи // Психология в экономике и управлении. 2014. № 1. С. 45-49.
13.Ладная Л. А., Фролова Е. В. Современные образовательные технологии и формирование социальной активности молодежи // Новое поколение. 2018. № 1 (15). С. 66-74.
14.Макарова С. П. Читательская активность современной молодежи // Научная мысль. 2016. № 3 (21). С. 33-35.
15.Блягоз З. Н. Религиозность современной молодежи : основные социальные причины возрождения // Вестн. Майкоп. гос. технол. ун-та. 2013. № 2. С. 155-158.
16. Гусейнов А. Ш. Генезис радикальной протестной активности личности // Армия и общество. 2015. № 2 (45). С. 114-120.
17. Савченко И. В. Ценностные ориентации и молодежные
субкультуры как отражение кризиса гуманистического мировоззрения // Общество XXI века : итоги, вызовы, перспективы. 2014. № 3. С. 64-69.
18.Шамионов Р. М. Социализация личности : системно-диахронический подход // Психологические исследования. 2013. Т. 6. № 27. URL: http://psystudy.ru/index.php/ num/2013v6n27/782-shamionov27.html (дата обращения: 23.05. 2018).
19.Бочарова Е. Е. Современные тренды содержательных методов анализа процесса социализации личности // Современные исследования социальных проблем. 2013. № 9. С. 58. URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/ 2013/9/bocharova.pdf DOI: http://doi.org/10.12731/ 2218-7405-2013-9-59 (дата обращения: 23.05.2018).
Образец для цитирования:
КленоваМ. А. Проблемы и перспективы исследования социальной активности молодежи // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 4 (28). С. 319-325. Б01: https://doi.org/ 10.18500/23049790-2018-7-4-319-325
Problems and Perspectives of the Study of Young People's Social Activity
Milena A. Klenova
Saratov State University
83, Astrakhanskaya Str., 410012, Saratov, Russia E-mail: milena_d@bk.ru
The purpose of the study presented in the article is to give a theoretical review of articles devoted to the problem of social activity and its types. The urgency of the study of social activity is conditioned by the need to study psychological mechanisms of formation, development and forms of its manifestation in young people under the changing conditions of the social environment. The article presents the main definitions of the notion of social activity from the interdisciplinary perspective. The novelty of the investigation is to study the substantial completeness of the notion of social activity with a detailed theoretical analysis of the types of social activity. We carried out theoretical review of the types of social activity. The notions of altruistic activity and volunteer activity as types of social activity have been studied. Socio-political activity is viewed within the context of modern concepts regarding young people's inclusion into political life of the society. Internet and network activity as one of the most urgent types of social activity is studied within the context of cyber socialization. The author suggests the definition and major features of civil activity. We studied the concept of social and economic activity of the modern youth. Educational and developmental, spiritual and religious activities were investigated within the context of modern scientific ideas regarding these types of social activity. A theoretical review of the ideas about the protest, radical protest and subcultural activity of young people was carried out. Prospects and possibilities of the empirical research of social activity of young people are outlined in the article. The study substantiates the necessity and scientific significance of the research of interrelation between social activity from the standpoint of the system-diachronic approach that allows to reveal the mechanisms and determination of the formation and the development of the «personality-social environment» system. The performed theoretical research makes it possible to reveal a number of perspectives for further empirical study of the social activity of young people
associated with the construction of a scheme for the study of types of social activity, taking into account the specifics of its manifestation in the modern society
Keywords: young people, activity, social activity, types of social activity, personal qualities, cyber socialization, values.
Acknowledgments: This work was supported by the Russian Science Foundation (project No. 1818-00298).
References
1. Kovtun N. M. Intensivnost', urovni i formy social'noj ak-tivnosti v kontekste social'no-filosofskoy metodologii issle-dovaniya [Intensity, levels and forms of social activity in the context of socio-philosophical research methodology]. Vesnik Grodzenskaga dzyarzhaynaga yniversitehta imya Yanki Kupaly. Seryia 1. Gistoryya i arhealogiya. Filasofiya. Palitalogiya [Vesnik of Yanka Kupala State University of Grodno, Series 1. History and Archaeology. Philosophy. Political Science], 2015, no. 2 (197), pp. 129-134.
2. Stradze A. E. Social'naya aktivnost' v rossiiskom ob-shchestve: specifika proyavleniya i kriterii identifikacii [Social activity in Russian society: the specifics of manifestation and identification criteria]. Gumanitarnye, social'no-ehkonomicheskie i obshchestvennye nauki [Humanities, Social-economic and Social Sciences], 2013, no. 4, pp. 87-91 (in Russian).
3. Sociologicheskiy ehnciklopedicheskiy slovar': na russkom, anglijskom, nemeckom, francuzskom i cheshskom yazykah (Sociological Encyclopedic Dictionary: in Russian, English, German, French and Czech). Redaktor-koordinator akademik RAN G. V. Osipov. Moscow, 2000. 488 p.
4. Sitarov V. A., Maralov V. G. Social'naya aktivnost' lichnosti (urovni, kriterii, tipy i puti ee razvitiya) [Social activity of the individual (levels, criteria, types and ways of its development)]. Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. Skill], 2015, no. 4, pp. 164-176 (in Russian).
5. Bikmetova T. I. Volonterstvo kak sposob realizacii cen-
nostnyh orientaciy molodezhi [Volunteering as a way to realize the value orientations of young people]. Vestnik Nizhegorodskoypravovoy akademii [Bulletin of the Nizhny Novgorod Law Academy], 2016, no. 8, pp. 11-12 (in Russian).
6. Belous O. V., Spirina M. L., Spirina O. N. Volonterstvo kak psihologo-pedagogicheskiy resurs lichnostnogo rosta budushchih pedagogov [Volunteering as a psychological and pedagogical resource for the personal growth of future teachers]. Ekonomicheskie i gumanitarnye issledovaniya regionov, 2017, no. 3, pp. 13-19 (in Russian).
7. Savast'ina A. A. Dosugovaya deyatel'nost' studencheskoy molodezhi kak sposob tvorcheskoy samorealizacii lichnosti [Leisure activity of student youth as a way of creative self-realization of personality]. Sovremennye naukoemkie tekhnologii [Modern high technologies], 2016, no. 4-1, pp. 177-180 (in Russian).
8. Komarova M. S. Mekhanizmy formirovaniya i realizacii obshchestvenno-politicheskogo potenciala rossijskoy molodezhi: problemy i integrativnye usloviya [Mechanisms of formation and realization of social and political potential of Russian youth: problems and integrative conditions]. Upravlencheskoe konsul tirovanie [Administrative Consulting], 2016, no. 5 (89), pp. 226-231 (in Russian).
9. Trofimova I. N. Pokolencheskiy faktor grazhdanskoy ak-tivnosti v rossiyskom obshchestve [The Generation Factor of Civic Engagement in Russian Society]. Sociologiches-kaya nauka i social'nayapraktika [Sociological Science and Social Practice], 2015, no. 2 (10), pp. 5-17 (in Russian).
10. Chvanova M. S., Anur'eva M. S., Kiseleva I. A. Novye formy socializacii studencheskoy molodezhi v internet-prostranstve [New forms of socialization of student youth in the Internet space]. Vestnik Tambovskogo universiteta, Ser. Gumanitarnye nauki [Bulletin of Tambov University. Ser. The humanities], 2017, vol. 22, no. 6 (170), pp. 32-40 (in Russian).
11. Pleshakov V. A. Kibersocializaciya: social'noe razvitie i social'noe vospitanie sovremennogo cheloveka [Cyber-socialization: social development and social education of modern man]. Vestn. Kostrom. gos. un-ta, Ser. Pedagogika. Psikhologiya. Sociokinetika [Vestnik of Kostroma State University. Ser. Pedagogy. Psychology. Sociokinetics], 2010, vol. 16, no. 2, pp. 15-18 (in Russian).
12. Akbarova A. A. Ocenka deneg i ehkonomicheskogo statusa kak faktor ekonomicheskogo samoopredeleniya sovremen-noy molodezhi [Evaluation of money and economic status
as a factor in the economic self-determination of modern youth]. Psihologiya v ehkonomike i upravlenii [Psychology in Economics and Management], 2014, no. 1, pp. 45-49 (in Russian).
13. Ladnaya L. A., Frolova E. V. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii i formirovanie social'noy aktivnosti molody-ozhi [Modern educational technologies and the formation of social activity of young people]. Novoepokolenie [New generation], 2018, no. 1 (15), pp. 66-74 (in Russian).
14. Makarova S. P. Chitatel'skaya aktivnost' sovremennoj molodezhi [Reader Activity of Modern Youth]. Nauchnaya mysl' [Scientific thought], 2016, no. 3 (21), pp. 33-35 (in Russian).
15.Blyagoz Z. N. Religioznost' sovremennoj molodezhi: osnovnye social'nye prichiny vozrozhdeniya [Religiousness of modern youth: the main social causes of revival]. Vestn. Maykop. gos. tekhnol. un-ta [Bulletin of Maikop State Technological University], 2013, no. 2, pp. 155-158 (in Russian).
16.Gusejnov A. Sh. Genezis radikal'noy protestnoy aktivnosti lichnosti [Genesis of radical protest activity of personality]. Armiya i obshchestvo [Army and Society], 2015, no. 2 (45), pp. 114-120 (in Russian).
17.Savchenko I. V. Cennostnye orientacii i molodezhnye subkul'tury kak otrazhenie krizisa gumanisticheskogo mirovozzreniya [Value orientations and youth subcultures as a reflection of the crisis of the humanistic worldview]. ObshchestvoXXI veka: itogi, vyzovy, perspektivy [Society of the XXI century: results, challenges, prospects], 2014, no. 3, pp. 64-69 (in Russian).
18.Shamionov R. M. Socializaciya lichnosti: sistemno-diahronicheskiy podhod (Socialization of personality: systematic-diachronic approach). Psikhologicheskie issledovaniya (Psikhologicheskie Issledovaniya), 2013, vol. 6, no. 27. Available at: http://psystudy.ru/index. php/num/2013v6n27/782-shamionov27.html (accessed: 13 May 2018) (in Russian).
19.Bocharova E. E. Sovremennyye trendy soderzhatel'nykh metodov analiza protsessa sotsializatsii lichnosti (Contemporary trends of meaningful methods of the person's socialization process' analysis). Sovremennyye issledovaniya sotsial'nykh problem (Modern Research of Social Problems), 2013, no. 9, p. 58. Available at: http:// sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2013/9/bocharova.pdf DOI: http://dx.doi.org/10.12731/2218-7405-2013-9-59 (accessed 23 May 2018) (in Russian).
Cite this article as:
Klenova M. A. Problems and Perspectives of the Study of Young People's Social Activity. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational A^eolo^. Developmental Psychology, 2018, vol. 7, iss. 4 (28), pp. 319-325 (in Russian). DOI: https://doi. org/10.18500/2304-9790-2018-7-4-319-325