УДК 373.5.035.3 ББК 74.200.52 Р-27
Рахматулина Бэла Руслановна, соискатель кафедры общей педагогики ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»; е-mail: [email protected]
МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ В ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ (ВОЛОНТЁРСКОЙ)
ТРУДОВОЙ БРИГАДЕ (рецензирована)
В статье рассматривается структура модели процесса формирования гражданственности у подростков, принимающих участие в добровольческих трудовых бригадах. Данная модель представлена целью, задачами, направлениями, педагогическими условиями, личностными компонентами гражданственности, формируемыми у подростков, а также этапами, формами и средствами формирования гражданственности подрастающего поколения в добровольческих трудовых бригадах. Новизной предложенной модели является формирование устойчивой гражданской позиции подростков в условиях волонтёрской трудовой бригады.
Ключевые слова: модель, формирование гражданственности, подросток, добровольческая (волонтерская) трудовая бригада.
Rakhmatulina Bela Ruslanovna, a competitor of the Department of General Pedagogy of FSBEIHE "Adygh State University"; e-mail: [email protected]
MODEL OF THE PROCESS OF CIVIC CONSCIOUSNESS FORMATION IN ADOLESCENTS IN VOLUNTARY LABOR BRIGADE
(Reviewed)
The article deals with the structure of the model of the process of civic consciousness forming in adolescents who take part in volunteer labor brigades. This model is represented by the purpose, objectives, directions, pedagogical conditions, personal components of citizenship, formed in adolescents, as well as the stages, forms and means of forming citizenship of the younger generation in voluntary labor teams. The novelty of the proposed model is the formation of a stable civil position of adolescents in the conditions of a volunteer labor brigade.
Key words: model, formation of civic consciousness, teenager, voluntary labor brigade.
Одной из задач реформирования системы образовании является вхождение в глобальную, мировую образовательную систему, сохранив при этом лучшие черты национального, российского просвещения [1]. В связи с этим была разработана Стратегия развития молодежи Российской Федерации, в которой указано, что «система образования призвана обеспечить ... воспитание патриотов России, граждан демократического, правового, социального государства, уважающих права и свободы личности ...» [2].
Подростковый возраст считается сенситивным для формирования мотивации, направленной на общественно полезную деятельность, но при этом, подростки в большинстве своем находятся в зависимости от родителей и еще не включены в трудовые отношения. Опыт социальной деятельности в большей степени приобретается ими в процессе внеурочной деятельности и может реализовываться через работу детских объединений и проведение мероприятий социально-значимой направленности; работу
детской прессы; социально значимую деятельность общественного экологического объединения; краеведческую работу; музейную педагогику; социальное проектирование.
Формированию гражданственности подростков - это сложная управляемая система, включающая в себя большое многообразие связанных между собой элементов [3, с. 293-295]. Модель процесса формирования гражданственности подростков представлена на рисунках 1, 2.
Разработанная модель направлена на процесс формирования гражданственности в добровольческой трудовой бригаде с учётом интересов и возможностей обучающихся, интересов их родителей и педагогов, ресурсов образовательных учреждений. Подростки обозначают свою значимость обществу, а деятельность в добровольческой бригаде представляет возможность «совместить удовлетворение своих личных потребностей с потребностями общества» [4]. В процессе её разработки акцентировано внимание на наиболее значимых взаимосвязях и взаимодействиях всех составляющих элементов процесса формирования гражданственности у подростков, что позволило глубоко и всесторонне подойти к пониманию исследуемой проблемы.
Представленная модель включает в себя целеполагающий и технологический компоненты.
Целеполагающий компонентный состав модели включает в себя: постановку цели, задач, а также основные направления деятельности в процессе формирования гражданственности у подростков в добровольческих трудовых бригадах. Целью является формирование гражданственности путем привлечения подростков к добровольческому труду. Реализация поставленной цели способствует усвоению подростками знаний, ценностей, а также позволяет проявить гражданскую позицию в социально-значимой деятельности.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Мотивация и привлечение к добровольческому труду подростков.
2. Организация трудовой деятельности добровольческой бригады.
3. Формирование личности подростка через образ гражданина и патриота.
4. Диагностика состояния личности и коррекция процесса формирования гражданственности у подростков в добровольческой трудовой бригаде.
Достижение поставленных задач велось по следующим направлениям:
- подготовка к самостоятельному выбору подростками гражданской позиции, определяемой формулой «Я - гражданин России»;
- обеспечение понимания подростком своей личной значимости для государства, понимание конституции, законов своей страны;
- привлечение подростков к трудовой деятельности, как фундаментальной основы формирования личности, в том числе и для формирования гражданского мировоззрения, развития патриотических и нравственных ценностей;
- обеспечение осознания подростком связи общественной жизни с качеством жизни в стране, принятия нравственных принципов существования и деятельности в обществе;
- формирование устойчивой гражданской позиции, мотивация на активное участие в значимых для общества сферах жизни, обеспечение интеграционного взаимодействия компонентов гражданственности, патриотизма и нравственных ценностей подростков;
- обеспечение участия подростков в организации трудовой деятельности, в распространении гражданской позиции в социуме и ближайшем окружении.
Технологический компонентный состав представлен педагогическими условиями, личностными компонентами гражданственности, формируемыми у подростков в
добровольческих трудовых бригадах, этапами, средствами и формами формирования гражданственности.
В предложенной модели в качестве педагогических условий формирования гражданственности выступают:
- создание добровольческих (волонтёрских) трудовых бригад как основы процесса формирования гражданственности подростков;
- принятие педагогическим сообществом и другими участниками педагогического процесса ценности трудового воспитания и добровольческой деятельности подростков;
- обеспечение единонаправленности педагогического воздействия всех участников образовательно-воспитательного процесса (родителей, учителей, группы сверстников, старших школьников);
- насыщение образовательного пространства школы событиями добровольческого, трудового характера, событиями, обеспечивающими поддержание устойчивого внимания и интереса к проблемам общества, социума;
- насыщение образовательного пространства школы информацией о трудовой и добровольческой деятельности обучающихся, имеющей значение для формирования гражданственности и нравственных черт личности;
- повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросу формирования гражданственности подростков, трудовому воспитанию и волонтёрству.
Рис. 1, 2. Модель процесса формирования гражданственности у подростков в волонтёрской трудовой бригаде (первый и второй фрагменты) В совокупности представленные педагогические условия соответствуют всем основным требованиям внедрения данной модели в практику, что даёт положительную динамику в работе с подростками, а также повышает уровень гражданского самосознания подростков. Предложенная модель включает в себя следующие этапы: мотивация, осознание информации, ее осмысление, принятие ценностей и активная деятельность по распространению знаний о добровольческих трудовых бригадах.
Показателями сформированности гражданственности являются такие личностные компоненты, как: когнитивный, эмоционально-нравственный и деятельностно-поведенческий. Когнитивный компонент показывает наличие знаний, на основе которых вырабатываются гражданские взгляды и убеждения; поиск новых знаний как ориентир для последующих социальных действий. Эмоционально-нравственный компонент раскрывается умением принимать гражданские нормы и ценности в качестве собственных; «толерантным отношением» [5] к иным позициям, другим мнениям, иному образу жизни и идентичности. Деятельностно-поведенческий компонент указывает на готовность к совершению социально значимых поступков; участие в значимой деятельности на благо общества. Указанные показатели органически взаимосвязаны и представляют собой единую систему, в основе которой лежит целенаправленное формирование гражданственности подростков.
Таким образом, процесс формирования гражданственности подростков в добровольческих трудовых бригадах должен осуществляться поэтапно, комплексно реализуя когнитивный, эмоционально-нравственный и деятельностно-поведенческий компоненты гражданской активности, формируемые у подростков, участвующих в добровольческих бригадах.
Литература:
1. Реформа образования в России: национальная доктрина образования в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Специализированный образовательный портал инноваций в образовании. URL: http://sinncom.ru/content/reforma/index5.htm (дата обращения: 05.09.2016 г.).
2. Путин В.В. Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] // Методобъединение: виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью. URL: http://vmo.rgub.ru/files/project-937-2.pdf/ (дата обращения: 05.09.2016 г.).
3. Овчинников О.А. Патриотическое воспитание курсантов и его виды // Молодой ученый. 2014. №15. С. 293-295.
4. Михайлова С.В. Десять советов по работе с добровольцами руководителю общественной организации [Электронный ресурс] // Студенческое самоуправление ЯГПУ. URL: http://yspu.ucoz.ru/publ/26-1-0-19 (дата обращения: 06.09.2016 г.).
5. О формировании толерантности в обществе, развитии межличностного общения и борьбе с ксенофобией средствами культуры: доклад к заседанию Координационного совета по культуре при Министерстве культуры РФ. URL: http://mkrf.ru/ministerstvo/sovet/detail.php?ID=75214&sphrase_id=6072389 (дата обращения: 08.09.2016 г.).
Literature:
1. Education reform in Russia: the National Doctrine of Education in the Russian Federation / / Specialized educational portal of innovation in education. URL: http://sinncom.ru/content/reforma/index5.htm (reference date: 05/09/2016).
2. Putin V.V. Strategy for Youth Development of the Russian Federation for the period up to 2025 [Electronic resource] // Methodology: virtual methodical association of libraries and organizations working with young people. URL: http://vmo.rgub.ru/files/project-937-2.pdf/ (reference date: 05/09/2016).
3. Ovchinnikov O.A. Patriotic education of cadets and its kinds // A young scientist. 2014. № 15. P. 293-295.
4. Mikhailova S.V. Ten tips to a head of a public organization for working with volunteers 2025 [Electronic resource] // Student Self-Government of the YaSPU. URL: http://yspu.ucoz.ru/publ/26-1-0-19 (reference date: 06/09/2016).
5. On the formation of tolerance in society, the development of interpersonal communication and the fight against xenophobia through the means of culture: report to the meeting of the Coordinating Council for Culture under the Ministry of Culture of the Russian Federation on the issue. URL:
http://mkrf.ru/ministerstvo/sovet/detail.php?ID=75214&sphrase_id=6072389 (reference date: 08.09.2016).