УДК 374.3+379.8 ББК 77.46
44
опыт иЫСтитуционАЯизАции добровольческих инициатив учащейся молодёжи
оленина Галина Владимировна,
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры социально-культурной деятельности, Алтайский государственный институт культуры,
ул. Юрина, д. 277, г. Барнаул, Россия, 656055, e-mail: [email protected]
Аннотация
В статье обосновывается практическая значимость институционализации добровольческой деятельности учащейся молодёжи, различных добровольческих объединений, центров и служб, которая формирует у молодёжи, участвующей в этом процессе, комплекс значимых личностных качеств, повышающих гражданскую компетентность и ответственность.
Ключевые слова
Гражданские инициативы молодёжи, добровольческая деятельность, проектный подход, социально-культурный институт, технология институционализации добровольчества.
Проблема проектирования и продвижения в социально-культурном пространстве России гражданских инициатив молодёжи актуализирована в современных условиях как потребностями практики, так и новой парадигмой развития наук гуманитарного и социокультурного циклов. Одной из разновидностей гражданских инициатив является добровольчество.
В современных условиях происходит нарастание темпов институционализации, роста и повсеместного его распространения: от рамок инициативного молодёжного движения до масштабов создания социально-культурного института всего российского общества.
На рубеже ХХ-ХХ1 вв. проблема вовлечения молодёжи, включая учащуюся молодёжь, в добровольческую деятельность — особенно актуальна. Причина в том, что за молодёжью признаётся новая роль динамичного субъекта развития общества и культуры. Она выражается в инициировании и участии молодёжи в самых разнообразных движениях, создающих как субкультуры, так и контркультуры. Они демонстрируют сложные модели социализации в диапазоне от позитивного социального творчества до форм,
отчуждающих личность от общества. В связи с этим проблема воспитания молодёжи становится в один ряд с глобальными мировыми проблемами преодоления локальных военных конфликтов, терроризма, бедности, экологического неблагополучия. Данные социальные вызовы актуализируют значимость педагогических наук, особенно педагогики социально-культурной деятельности, используемые ею проектно-техноло-гические методы в институционализации добровольческих инициатив молодёжи. Они ориентированы на изучение культурных условий социализации, развитие социального творчества как личности, так и социально-демографических групп в различных сферах жизнедеятельности, в том числе в сфере досуга и образования.
В сфере образования проектные технологии разрабатываются социально-культурными институтами и направлены на обучение учащейся молодёжи проектированию и продвижению своих инициатив на основе общественно-государственной концепции гражданского образования.
На общественном уровне концепция гражданского образования реализуется с учётом изменения приоритетов молодёжной полити-
ки. Они направлены на гражданское воспитание и поддержку социальной ответственности личности, умеющей заботиться не только о своём благополучии, но и, в случае необходимости, помогать социально незащищённым людям, участвовать в решении экологических проблем, улучшении культуры мест своего проживания, в управлении развитием своей корпорации. Данный комплекс качеств является нормативной социально-педагогической моделью воспитания, которая аккумулирует личностно-развивающий потенциал гражданской инициативной деятельности.
Добровольчество как актуальная разновидность гражданских инициатив воплощает данную модель, созданную с целью преодоления кризиса культурной и гражданской идентичности молодёжи. Об этом свидетельствуют «Стратегия государственной молодёжной политики в Российской Федерации» (2008), «Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации» (2009), а также «Основы государственной культурной политики» (2014).
Как гражданская инициатива добровольческая деятельность направлена на активизацию самостоятельных действий добровольцев (без внешнего принуждения со стороны любых государственных или иных структур). Она способствует решению социально-экологических проблем на гражданско-правовой основе, реализуя право добровольца как гражданина на его трудовой вклад в улучшение качества жизни своего сообщества, малой родины. Именно об этом сказано в законе РФ 1995 г. «О благотворительной деятельности»: «доброволец — это благотворитель и гражданин, безвозмездно отдающий свой труд, талант и личное время на решение важных для общества проблем» 1.
В наших исследованиях установлено, что идея добровольчества понимается как социальное участие, социальное служение молодёжи на благо общества. Тем самым осуществляется реализация прав и обязанностей социально ответственного молодого человека, который личным трудом и заботой изменяет жизнь к лучшему, решая социально-экологические проблемы не в отдалённом будущем, а в ситуации «здесь и теперь».
1 О благотворительной деятельности и благотворительных организациях: Закон РФ № 135-ФЗ от 11.08.1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации.
1995. № 33. Ст. 3340.
В настоящее время в общественной жизни имеется противоречие между образовательно-воспитательными, личностно-развивающи-ми потенциалами инициативной гражданской добровольческой деятельности, с одной стороны, а, с другой, — недостаточное распространение проектных форм её широкой и эффективной реализации в учреждениях социально-культурной сферы, где учится или отдыхает молодёжь. Преодоление данного противоречия способствовало бы организационному закреплению молодёжного добровольчества, его дальнейшей повсеместной институционализации не только усилиями учреждений образования и культуры, но и семей, и различных корпораций.
В рамках решения проблемы, рассматриваемой в данной статье, важны идеи: институцио-нализации (В. А. Корнилович); организационного закрепления добровольческих инициатив с помощью социокультурных проектных технологий (А. П. Марков, Г. М. Бирженюк); ресурсного коммуникационного продвижения проектов (М. А. Шишкина, В. Т. Ганжин, А. Н. Чуми-ков); идеи проектного подхода в организации и управлении социально-культурной сферой (В. Г. Афанасьев, В. Н. Иванов, В. И. Патрушев, В. И. Курбатов, Г. Л. Тульчинский); идеи про-ектности социально-культурной деятельности в целом (А. П. Марков, Г. М. Бирженюк).
Современное состояние разнообразных проблем, связанных с учащейся молодёжью, находящейся в образовательных учреждениях разного уровня и типа, молодых специалистов, молодёжи в целом как социально-демографической группы общества, её роли в развитии общества, молодёжных субкультур находит отражение в зарубежной и отечественной литературе. Этому посвящены исследования
B. А. Бобахо, Н. ю. Волового, А. С. Запесоцкого,
C. Н. Иконниковой, В. Т. Лисовского, Е. Л. Кудриной, В. С. Магуна, В. И. Матиса, О. П. Пальцевой, М. И. Рожкова, Б. А. Федулова, Л. Б. Четы-ровой, Т. Б. щепанской и др.
В данных исследованиях подчёркивается, 45 что в ситуации кризиса культурной и гражданской идентичности молодого поколения современную учащуюся молодёжь следует обучать проектированию добровольческой инициативной деятельности. Для этого необходимо соединять передачу знаний по социокультурному проектированию тех или иных инициатив
с погружением молодёжи в реальную ситуацию реализации данных проектов и их коммуникационного продвижения. Пиар продвижение проектов добровольческих инициатив — одно из важных условий ресурсного обеспечения и внедрения проектов гражданской направленности, поскольку такие проекты, если они не участвуют в грантовых конкурсах, чаще всего не дотируются из государственного бюджета.
Педагогическая логика, основанная на требовании усилить субъектную позицию учащейся молодёжи, реализуется в том, что необходимо: 1) обучить молодёжь навыкам проектирования инициативы в теоретическом плане; 2) включить её в реализацию существующих социально-творческих проектов в качестве добровольцев, используя партнёрское взаимодействие различных заинтересованных структур локального и муниципального социокультурного пространства; 3) управляя мотивацией, обеспечить инициирование, разработку и реализацию учащейся молодёжью собственных проектов гражданской направленности. Для этого необходимо создать ситуацию личного успеха, публичного признания достижений молодых проектировщиков, оптимизирующую статус добровольца-общественника среди молодёжи досугового или учебного заведения.
Такая логика педагогического управления ситуацией способствует переводу проекта, в котором молодёжь (целевая группа) либо реализует чужие идеи в проект, либо, реализуя свои инициативы на проектной основе и спланированной ресурсной базе, становится субъектом социокультурного проектирования, воплощает на практике своё ответственное гражданское поведение.
В аспекте деятельностной и гуманистической концепций культуры социально-культурная инициатива может рассматриваться как своеобразный социально-культурный институт. Под социально-культурным институтом теоретики социально-культурной деятельности понимают «активно действующий субъект норматив-46 ного или учрежденческого типа, обладающий определёнными формальными или неформальными полномочиями, ресурсами и средствами (финансовыми, материальными, кадровыми) и выполняющий в обществе соответствующие социально-культурные функции» 2.
2 Киселёва Т. Г., Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность. М., 2004. С. 295, 296.
Различают социально-культурные институты (СКИ) в 1) нормативном и 2) учрежденческом смысле. Нормативный СКИ включает исторически сложившуюся в обществе ментальную совокупность определённых культурно-этических норм, традиций, обычаев, направленных на реализацию какой-либо общественной потребности, цели, ценности. Учрежденческий СКИ объединяет сеть: а) учреждений культуры, досуга, спорта, туризма, образования; б) предприятий материально-технического обеспечения социокультурной сферы; в) административно-управленческие структуры в области культуры; г) учреждения, обеспечивающие научные исследования и методическое сопровождение этой сферы 3. Следовательно, для того чтобы социально-культурные гражданские инициативы могли распространяться в социально-культурном пространстве, молодёжью должны быть восприняты ментальные нормы гражданственности, социального творчества и должны быть созданы в обществе организационные формы социально-культурных гражданских инициатив (инициативные клубы, центры, объединения). Это происходит в процессе институционализа-ции гражданских инициатив.
Занимаясь институционализацией добровольческой деятельности, следует опираться на технологию внедрения добровольческих инициатив учащейся молодёжи на основе создания стабильных добровольческих формирований. Это, в свою очередь, требует учёта организационно-педагогических и психолого-педагогических условий этого процесса.
В наших исследованиях было доказано, что психолого-педагогические условия определяют необходимость учитывать возрастные особенности юношеской (старший подростковый возраст) и молодёжной (возраст ранней молодости студентов) аудиторий. Формируя стабильную добровольческую группу, следует опираться на стремление молодёжи, с одной стороны, идентифицировать себя с группой единомышленников, работать в команде, а, с другой, — важна опора на желание у молодёжи личного успеха, формирование лидерских качеств и навыков, возрастное стремление к креативу, новому, необычному.
Педагогически квалифицированное использование этих особенностей предполагает включать в серьёзную добровольческую
3 Там же. С. 296, 298.
деятельность, в общение участников добровольческих формирований элементы юмора, рекреационные, досуговые формы, элементы молодёжной волонтёрской субкультуры (знаковые, ритуальные). Важно также использование профессиональных навыков студенческой молодёжи. Это способствует формированию эмоционально позитивного отношения учащейся молодёжи к идеям, ценностям добровольческой деятельности, создаёт почву для перерастания ценностей в нормы поведения молодёжи как бескорыстного гражданского общественного служения, тем самым закладывая основу для инсти-туционализации (в нормативном отношении) молодёжного добровольчества в России.
Организационно-педагогические условия институционализации добровольчества позволяют формировать тенденцию укрупнения, роста масштабов организованной добровольческой деятельности молодёжи. Это путь от стабильной досуговой добровольческой общности к добровольческому объединению, от добровольческой организации, действующей на основании устава на базе учреждения образования, культуры, досуга, социальной работы, до муниципального добровольческого центра с правом юридического лица, муниципальной добровольческой службы, занимающейся трудоустройством студентов в каникулярное или свободное от учёбы время.
Рост масштабов, укрупнение организационных структур добровольчества молодёжи возможны на основе технологии институционали-зации этой деятельности. Автор понимает эту технологию как технологический процесс «точечного» внедрения добровольческих инициатив в социокультурное пространство локального социума (базового учреждения), расширение этого внедрения (принцип «круги на воде») в муниципальном социокультурном пространстве. Расширение происходит на основе партнёрского участия властных структур, социально ответственного бизнеса, депутатского корпуса, СМИ в реализации добровольческих инициативных проектов, разработанных молодёжью в учреждениях образования, культуры, досуга.
В данном случае, разрабатывая организационный проект закрепления и укрупнения добровольческого формирования, необходимо рассчитывать темпы и циклы внедрения инновации, учитывая при этом закон бифуркации
такой системы, каковой является социокультурная среда конкретного учреждения или территория муниципального образования. При этом также важно учитывать закон постепенного накопления количественных изменений в процессе внедрения инноваций, прежде чем они перейдут в позитивные качественные, не отторгаемые социокультурной средой.
Таким образом, подводя итоги, следует отметить, что обучение учащейся молодёжи социокультурному проектированию инициативной гражданской деятельности, содействие реализации этих проектов добровольцами, поддержка институционализации добровольческих объединений, разработка учащейся молодёжью собственных инициативных проектов — важны для современного российского общества и его культуры. Проведённые исследования показали, что:
— именно так формируется творчески активная личность современного молодого человека;
— оптимизируется развитие у неё позитивных общественных ценностей, социально значимых качеств;
— повышается гражданская компетентность, выражающаяся в умении разработать инициативный добровольческий проект и реализовать свою инициативу;
— работать на принципах партнёрства, диалога во взаимодействии с социокультурным пространством, с разностатусными субъектами проектной деятельности.
Подтверждением сказанного служат отзывы учащейся молодёжи, занимающейся добровольчеством, о практической значимости их деятельности.
Алёна В., факультет художественного творчества, председатель студклуба: «Я в добровольцах уже четвёртый год. Со второго курса была волонтёром краевой общественной организации родителей детей-инвалидов "Незабудка". Но больше меня привлекает волонтёрская работа в тех проектах, где целевая группа — молодёжь. Нравится ощущать то, как растёт собственное организаторское "чутьё", умение "раз- 47 ложить по полочкам" инициативу, из идеи вырастить дело, из проекта на бумаге — полезный общественный результат».
Марина Г., выпускница кафедры СКД 2004 г., методист ДК профтехобразования, сотрудник Центра развития детей и молодёжи Центрального района г. Барнаула, внештатный
48
сотрудник Алтайской краевой общественной организации «Поддержка общественных инициатив», победитель краевого конкурса «Социальная звезда» в номинации «Добровольческая юность 2002»: «Участие в проектировании и реализации социально-творческих инициатив в профессиональном плане дало уверенность, опыт работы с людьми, знание рынка труда в г. Барнауле, потому что я могла воспользоваться базой данных Алтайской краевой общественной организации "Поддержка общественных инициатив". В личном плане: новые связи, хорошее настроение от успешной деятельности, коммуникативную открытость, умение войти в контакт с самыми разными людьми. Всё это очень пригодилось в работе с молодёжью профучи-лищ. Это "трудная" категория, которая не дол-
жна быть забыта. А о них, к сожалению, часто забывают специалисты по работе с молодёжью района и города».
Александр к., выпускник кафедры СКД 2004 г. специалист по делам молодёжи, культуре и спорту Ленинского района г. Барнаула, инициатор проекта «Досуг — пространство духовного здоровья молодёжи»: «В профессиональном плане социально-культурные проекты — это новые идеи, люди, информация. Понял, что проектная деятельность — это не только ресурс, но одновременно генератор и двигатель общественного механизма. Чем чище и светлее устремления этой силы, тем прекраснее становится общество и жизнь. В личностном плане: получил удовлетворение от работы, желание делать что-то полезное и дальше...».
Список литературы
1. Десятов В. И., Оленина Г. В. Связи с общественностью в управлении социально-культурными проектами в контексте антропологического подхода. Барнаул, 2006. 266 с.
2. Оленина Г. В. Оптимизация добровольческой деятельности студенческой молодёжи в сфере досуга: проектный подход. Барнаул, 2006. 173 с.
3. Оленина Г. В. Педагогические потенциалы социально-культурного проектирования и коммуникационного продвижения добровольческих инициатив учащейся молодёжи. Барнаул, 2008. 270 с.
4. Оленина Г. В. Социально-культурное проектирование и продвижение гражданских инициатив молодёжи: история, теория, методология, практика. Барнаул, 2012. 311 с.
5. Основы государственной культурной политики [Электронный ресурс] // URL: http://www. kremlin.ru/news/47325 (дата обращения 27.03.2015).
6. Пригожин А. И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики). М., 1989. 221 с.
7. Пригожин И. Р., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986. 354 с.
THE EXPERIENCE OF INSTITUTIONALIZATION OF THE VOLUNTEER INITIATIVES FOR YOUNG STUDENTS
Olenina Galina Vladimirovna,
DSc in Pedagogy, Full Professor of the socio-cultural activities department,
Altai State Institute of Culture, Yurina Str. 277, 656055 Barnaul, Russia, e-mail: [email protected]
Abstract
The article explains the practical significance of the institutionalization of volunteerism of students, various voluntary associations, centers and services that forms the youth participating in this process, the complex significant personal qualities that enhance civic competence and responsibility. Keywords
Youth civic initiative, voluntary activities, project approach, social and cultural institutions, volunteering institutionalization technique.